44 835
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1930 года в Детском Селе (так в 1918–1937 годах называлось Царское Село; ныне — город Пушкин, в составе Санкт-Петербурга). | Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1930 года в Детском Селе (так в 1918–1937 годах называлось Царское Село; ныне — город Пушкин, в составе Санкт-Петербурга). | ||
Семья Матвеевых принадлежала к гуманитарной интеллигенции. Дед, Николай Петрович Матвеев (1844–1941; псевдонимы Николай Амурский, Гейне из Глуховки, Путник и др.), был сыном фельдшера русской православной миссии в Японии. За большой вклад в краеведение Амурского края был удостоен звания Почетного гражданина Владивостока. Издавал иллюстрированный журнал «Природа и люди Дальнего Востока» (Владивосток, 1906), написал «Краткий исторический очерк г. Владивостока» (1910). В совершенстве знал язык и культуру Японии, занимался переводами (имея всего два класса ремесленного образования, выучил три языка, много читал). Семейный доход приносила маленькая типография, в которой работали его сыновья. В 1919 году Н. П. Матвеев-Амурский, опасаясь белого террора, эмигрировал в Японию, там занимался библиотечной, журнальной, литературной работой, в частности, писал детские книжки под псевдонимом Дед Ник. Многие из 15 детей Н. П. Матвеева писали стихи и прозу. В 1930-е годы связи младшей семьи с Японией стали поводом к арестам и гибели сродственников. | Семья Матвеевых принадлежала к гуманитарной интеллигенции. Дед, Николай Петрович Матвеев (1844–1941; псевдонимы Николай Амурский, Гейне из Глуховки, Путник и др.), был сыном фельдшера русской православной миссии в Японии. За большой вклад в краеведение Амурского края был удостоен звания Почетного гражданина Владивостока. Издавал иллюстрированный журнал «Природа и люди Дальнего Востока» (Владивосток, 1906), написал «Краткий исторический очерк г. Владивостока» (1910). В совершенстве знал язык и культуру Японии, занимался переводами (имея всего два класса ремесленного образования, выучил три языка, много читал). Семейный доход приносила маленькая типография, в которой работали его сыновья. В 1919 году Н. П. Матвеев-Амурский, опасаясь белого террора, эмигрировал в Японию, там занимался библиотечной, журнальной, литературной работой, в частности, писал детские книжки под псевдонимом Дед Ник. Многие из 15 детей Н. П. Матвеева писали стихи и прозу. В 1930-е годы связи младшей семьи с Японией стали поводом к арестам и гибели сродственников. | ||
Отец, Николай Николаевич Матвеев (1891–1979), — географ, историк-краевед Дальнего Востока, партийный работник; публиковал стихи и рассказы под псевдонимом Бодрый. Мать, Надежда Тимофеевна Малькова, преподавала литературу, писала стихи, подписываясь Матвеева-Орленева (по фамилиям мужа и матери). | Отец, Николай Николаевич Матвеев (1891–1979), — географ, историк-краевед Дальнего Востока, партийный работник; публиковал стихи и рассказы под псевдонимом Бодрый. Мать, Надежда Тимофеевна Малькова, преподавала литературу, писала стихи, подписываясь Матвеева-Орленева (по фамилиям мужа и матери). | ||
Дядя, Венедикт Николаевич Матвеев (псевдоним Венедикт Март), — поэт-футурист, переводчик с японского и китайского. Двоюродный брат по отцовской линии — Иван Венедиктович Матвеев, поэт второй волны эмиграции (псевдоним Елагин). | Дядя, Венедикт Николаевич Матвеев (псевдоним Венедикт Март), — поэт-футурист, переводчик с японского и китайского. Двоюродный брат по отцовской линии — Иван Венедиктович Матвеев, поэт второй волны эмиграции (псевдоним Елагин). | ||
У Н. Н. Матвеевой было две сестры и брат. Редкие имена (Новелла, Светлана, Роза-Лиана и Роальд) дал отец — «Дон Кихот», «один из последних романтиков нашего трудного времени», как писала Навелла Матвеева в своем «Пастушеском дневнике» (1998). | У Н. Н. Матвеевой было две сестры и брат. Редкие имена (Новелла, Светлана, Роза-Лиана и Роальд) дал отец — «Дон Кихот», «один из последних романтиков нашего трудного времени», как писала Навелла Матвеева в своем «Пастушеском дневнике» (1998). | ||
Во Владивостокском доме деда среди гостей бывали А. П. Чехов, В. К. Арсеньев, И. П. Ювачев (в будущем его сын станет поэтом Даниилом Хармсом). | Во Владивостокском доме деда среди гостей бывали А. П. Чехов, В. К. Арсеньев, И. П. Ювачев (в будущем его сын станет поэтом Даниилом Хармсом). | ||
Родители были прекрасно образованными и начитанными людьми. «Как ни был бы скромен бюджет нашей семьи, а в отношении искусства (картин, книг, песен) наш дом всегда был — полная чаша», — вспоминала Н. Н. Матвеева в автобиографической книге «Мяч, оставшийся в небе» (2006). В доме постоянно звучали стихи русских и зарубежных классиков, произведения самой Надежды Тимофеевны, классическая музыка, русские и цыганские песни в исполнении матери. Впоследствии Надежда Тимофеевна научила Новеллу играть на семиструнной гитаре. Отец, революционер и романтик, пытался дать дочери азы политического образования, показывая ей карикатуры и портреты коммунистов (об этом с юмором расскажет Н. Н. Матвеева в книге «Мяч, оставшийся в небе»). | Родители были прекрасно образованными и начитанными людьми. «Как ни был бы скромен бюджет нашей семьи, а в отношении искусства (картин, книг, песен) наш дом всегда был — полная чаша», — вспоминала Н. Н. Матвеева в автобиографической книге «Мяч, оставшийся в небе» (2006). В доме постоянно звучали стихи русских и зарубежных классиков, произведения самой Надежды Тимофеевны, классическая музыка, русские и цыганские песни в исполнении матери. Впоследствии Надежда Тимофеевна научила Новеллу играть на семиструнной гитаре. Отец, революционер и романтик, пытался дать дочери азы политического образования, показывая ей карикатуры и портреты коммунистов (об этом с юмором расскажет Н. Н. Матвеева в книге «Мяч, оставшийся в небе»). | ||
Из книг, прочитанных в детстве, Новелле больше всего запомнились иллюстрированные «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта. Впоследствии она была разочарована, узнав, что Свифт написал сатирическое произведение, и на всю жизнь осталась верна детскому пересказу. | Из книг, прочитанных в детстве, Новелле больше всего запомнились иллюстрированные «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта. Впоследствии она была разочарована, узнав, что Свифт написал сатирическое произведение, и на всю жизнь осталась верна детскому пересказу. | ||
Новелла росла эмоциональным, мечтательным ребенком; рано обнаружила склонность к рисованию. Живописец К. Д. Китайка, часто посещавший семью Матвеевых вместе со своим братом Михаилом, советовал отдать Н. Н. Матвееву в художественную школу. | Новелла росла эмоциональным, мечтательным ребенком; рано обнаружила склонность к рисованию. Живописец К. Д. Китайка, часто посещавший семью Матвеевых вместе со своим братом Михаилом, советовал отдать Н. Н. Матвееву в художественную школу. | ||
Когда началась Великая Отечественная война, отец пошел записываться добровольцем на фронт, несмотря на тяжелое хроническое заболевание (язва двенадцатиперстной кишки). Мать успела перехватить заявление, показав в военкомате справку о болезни. Не попав на фронт, Николай Николаевич вступил в Народное ополчение; во время авианалётов помогал жителям подмосковного Щёлково тушить пожары и обезвреживать бомбы; служил политруком в Монинском военном госпитале. | Когда началась Великая Отечественная война, отец пошел записываться добровольцем на фронт, несмотря на тяжелое хроническое заболевание (язва двенадцатиперстной кишки). Мать успела перехватить заявление, показав в военкомате справку о болезни. Не попав на фронт, Николай Николаевич вступил в Народное ополчение; во время авианалётов помогал жителям подмосковного Щёлково тушить пожары и обезвреживать бомбы; служил политруком в Монинском военном госпитале. | ||
Н. Н. Матвеев не позволял себе наживаться за счет раненых, как это делали некоторые работники госпиталя. Семья бедствовала, недоедала, не хватало одежды и обуви. Дети часто болели; от авитаминоза Новелла начала слепнуть. Тогда отец единственный раз воспользовался служебным положением и на месяц устроил дочь в госпиталь на лечение. Там Новелла прочитала «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна» и «Жизнь на Миссисипи» Марка Твена, «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона — «главные книги детства». Тяжелая госпитальная обстановка и недружелюбие соседок по палате привели к тому, что девочка «всё больше замыкалась и всё больше читала» (Н. Матвеева. «Мяч, оставшийся в небе», 2006). В госпитале Новелла начала писать стихи (самые ранние из сохранившихся датируются 1944 годом). Победу Новелла Матвеева встретила на станции Чкаловская, в поселке служащих детского дома. | Н. Н. Матвеев не позволял себе наживаться за счет раненых, как это делали некоторые работники госпиталя. Семья бедствовала, недоедала, не хватало одежды и обуви. Дети часто болели; от авитаминоза Новелла начала слепнуть. Тогда отец единственный раз воспользовался служебным положением и на месяц устроил дочь в госпиталь на лечение. Там Новелла прочитала «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна» и «Жизнь на Миссисипи» Марка Твена, «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона — «главные книги детства». Тяжелая госпитальная обстановка и недружелюбие соседок по палате привели к тому, что девочка «всё больше замыкалась и всё больше читала» (Н. Матвеева. «Мяч, оставшийся в небе», 2006). В госпитале Новелла начала писать стихи (самые ранние из сохранившихся датируются 1944 годом). Победу Новелла Матвеева встретила на станции Чкаловская, в поселке служащих детского дома. | ||
После войны отец ушел из семьи. Из-за болезни Новелла Матвеева не окончила даже четырех классов, перешла на домашнее обучение. Девушке пришлось стать разнорабочей. В 1950–1957 годах она трудилась на подсобном хозяйстве в детском доме-интернате в Щёлковском районе Подмосковья, после была домработницей в семье военных. В это время она с матерью жила в подмосковном Монино. | После войны отец ушел из семьи. Из-за болезни Новелла Матвеева не окончила даже четырех классов, перешла на домашнее обучение. Девушке пришлось стать разнорабочей. В 1950–1957 годах она трудилась на подсобном хозяйстве в детском доме-интернате в Щёлковском районе Подмосковья, после была домработницей в семье военных. В это время она с матерью жила в подмосковном Монино. | ||
Детдом оставил по себе тяжелые воспоминания: равнодушие начальства, грубость и воровство других работников, полуголодные и плохо одетые воспитанники, «неприветливая, неуютная… детдомовская территория», «жилища сирот, где так и гуляет, бродит нежилой дух». В послесловии к дневниковым записям 1950-х годов она признавалась: «Да, нелегко бывало. Но ведь было не только плохое. (…) Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или (…) разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики» («Пастушеский дневник», 1998). | Детдом оставил по себе тяжелые воспоминания: равнодушие начальства, грубость и воровство других работников, полуголодные и плохо одетые воспитанники, «неприветливая, неуютная… детдомовская территория», «жилища сирот, где так и гуляет, бродит нежилой дух». В послесловии к дневниковым записям 1950-х годов она признавалась: «Да, нелегко бывало. Но ведь было не только плохое. (…) Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или (…) разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики» («Пастушеский дневник», 1998). | ||
Из-за замкнутости и застенчивости Новелла Матвеева не решалась печататься; долгое время единственными ее слушателями были члены семьи. Одним из первых оценил и поддержал начинающего поэта журналист, писатель и фотограф К. Б. Хакимов. С подачи Н. Н. Матвеева ему удалось уговорить автора послать свои произведения в периодические издания Дальнего Востока. В 1958 году состоялись первые публикации стихов — в газете «Советская Чукотка» и журнале «Енисей». | Из-за замкнутости и застенчивости Новелла Матвеева не решалась печататься; долгое время единственными ее слушателями были члены семьи. Одним из первых оценил и поддержал начинающего поэта журналист, писатель и фотограф К. Б. Хакимов. С подачи Н. Н. Матвеева ему удалось уговорить автора послать свои произведения в периодические издания Дальнего Востока. В 1958 году состоялись первые публикации стихов — в газете «Советская Чукотка» и журнале «Енисей». | ||
В 1959 году в «Комсомольской правде» вышла большая подборка стихов «Где никогда не лечь музейной пыли…» (№ 258, 1 ноября). Напечататься начинающему автору помогли поэты И. Т. Грудев и Д. Н. Кугультинов, работники ЦК ВЛКСМ В. С. Бушин и Л. В. Карпинский. | В 1959 году в «Комсомольской правде» вышла большая подборка стихов «Где никогда не лечь музейной пыли…» (№ 258, 1 ноября). Напечататься начинающему автору помогли поэты И. Т. Грудев и Д. Н. Кугультинов, работники ЦК ВЛКСМ В. С. Бушин и Л. В. Карпинский. | ||
После публикации в «Комсомольской правде» о Н. Н. Матвеевой заговорили; крупные периодические издания начали охотно брать ее произведения. Несмотря на отсутствие школьного аттестата, она была принята на учебу на Высших литературных курсах при Литературном институте А. М. Горького (1960–1962). | После публикации в «Комсомольской правде» о Н. Н. Матвеевой заговорили; крупные периодические издания начали охотно брать ее произведения. Несмотря на отсутствие школьного аттестата, она была принята на учебу на Высших литературных курсах при Литературном институте А. М. Горького (1960–1962). | ||
В 1961 году вышла «Лирика. Первая книга стихов»; тогда же Н. Н. Матвеева стала членом Союза писателей СССР. В 1963 году увидел свет второй сборник лирики — «Кораблик». Стихотворение, давшее название этому сборнику, в начале 1960-х годов стало гимном студенческой молодежи. | В 1961 году вышла «Лирика. Первая книга стихов»; тогда же Н. Н. Матвеева стала членом Союза писателей СССР. В 1963 году увидел свет второй сборник лирики — «Кораблик». Стихотворение, давшее название этому сборнику, в начале 1960-х годов стало гимном студенческой молодежи. | ||
Новелла Матвеева была постоянным автором журналов «Юность», «Мурзилка». | Новелла Матвеева была постоянным автором журналов «Юность», «Мурзилка». | ||
В судьбе Новеллы Матвеевой принимали участие К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, В. А. Чивилихин, Н. К. Старшинов, Б. А. Слуцкий, Ю. П. Воронов, В. Д. Берестов. | В судьбе Новеллы Матвеевой принимали участие К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, В. А. Чивилихин, Н. К. Старшинов, Б. А. Слуцкий, Ю. П. Воронов, В. Д. Берестов. | ||
На литературных курсах Новелла Матвеева познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Иваном Семеновичем Киуру (1934–1992), происходившим из семьи репрессированных советских финнов-ингерманландцев. В 1963 году Н. Н. Матвеева и И. С. Киуру поженились и прожили вместе почти три десятка лет. | На литературных курсах Новелла Матвеева познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Иваном Семеновичем Киуру (1934–1992), происходившим из семьи репрессированных советских финнов-ингерманландцев. В 1963 году Н. Н. Матвеева и И. С. Киуру поженились и прожили вместе почти три десятка лет. | ||
Во второй половине 1960-х — 1970-х годов у Н. Н. Матвеевой выходят сборники «Душа вещей» (1966), «Солнечный зайчик» (1966), «Ласточкина школа» (1973), «Река» (1978). | Во второй половине 1960-х — 1970-х годов у Н. Н. Матвеевой выходят сборники «Душа вещей» (1966), «Солнечный зайчик» (1966), «Ласточкина школа» (1973), «Река» (1978). | ||
«Солнечный зайчик» с предисловием В. Д. Берестова и иллюстрациями Б. П. Кыштымова стал первой книгой для детей в творческой биографии поэта. Заглавное стихотворение сборника посвящено С. Я. Маршаку, стихи которого Новелла Матвеева любила с детства и с которым несколько раз встречалась. Известно, что «Солнечный зайчик» вызвал восторженный отклик у К. И. Чуковского, помогавшего молодому поэту в продвижении стихов и песен. В предисловии к сборнику В. Д. Берестов напишет: «Солнечный зайчик — это как бы взгляд человека, умеющего видеть в жизни поэзию. Поэзию, которая возникает повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд». | «Солнечный зайчик» с предисловием В. Д. Берестова и иллюстрациями Б. П. Кыштымова стал первой книгой для детей в творческой биографии поэта. Заглавное стихотворение сборника посвящено С. Я. Маршаку, стихи которого Новелла Матвеева любила с детства и с которым несколько раз встречалась. Известно, что «Солнечный зайчик» вызвал восторженный отклик у К. И. Чуковского, помогавшего молодому поэту в продвижении стихов и песен. В предисловии к сборнику В. Д. Берестов напишет: «Солнечный зайчик — это как бы взгляд человека, умеющего видеть в жизни поэзию. Поэзию, которая возникает повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд». | ||
В 1980-х годах у Новеллы Матвеевой вышли «взрослые» сборники «Закон песен», «Страна прибоя» (1983), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), а также книга стихов для детей «Кроличья деревня» с предисловием В. Д. Берестова (1983, 1984). | В 1980-х годах у Новеллы Матвеевой вышли «взрослые» сборники «Закон песен», «Страна прибоя» (1983), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), а также книга стихов для детей «Кроличья деревня» с предисловием В. Д. Берестова (1983, 1984). | ||
За Новеллой Матвеевой прочно закрепилась репутация поэта с романтическим мировоззрением. С романтиками автора сближает частое обращение к миру фантазий («Страна Дельфиния»), интерес к «экзотике» — цыганской («Цыганка-молдаванка»), испанской («Песня погонщика мула»), североамериканской («Индейская песня»), восточной («Мой караван»). Одной из основных тем поэзии Новеллы Матвеевой становится беспокойная жизнь путешественников и моряков, противопоставленная обыденному существованию («Путешественник», «Нерешительные», «Братья-капитаны», «Дорожная»). При этом для лирики Матвеевой характерно «сочетание романтической фантазии с тонкой поэтизацией обыденного» (Матвеева Новелла Николаевна / И. Н. Невинская // Русские детские писатели XX века, 1997). «Ее поэзия свободно переходит от метафорического восприятия к прямому мышлению. Новелла Матвеева сильна и в романтическом «делириуме», и в возвышенной оде, (…) и в четких философских стихах, напоминающих маленькие эссе, и в довольно ядовитых эпиграмматических посланиях», — писал Е. Евтушенко (диск «Дорога — мой дом», 1982). | За Новеллой Матвеевой прочно закрепилась репутация поэта с романтическим мировоззрением. С романтиками автора сближает частое обращение к миру фантазий («Страна Дельфиния»), интерес к «экзотике» — цыганской («Цыганка-молдаванка»), испанской («Песня погонщика мула»), североамериканской («Индейская песня»), восточной («Мой караван»). Одной из основных тем поэзии Новеллы Матвеевой становится беспокойная жизнь путешественников и моряков, противопоставленная обыденному существованию («Путешественник», «Нерешительные», «Братья-капитаны», «Дорожная»). При этом для лирики Матвеевой характерно «сочетание романтической фантазии с тонкой поэтизацией обыденного» (Матвеева Новелла Николаевна / И. Н. Невинская // Русские детские писатели XX века, 1997). «Ее поэзия свободно переходит от метафорического восприятия к прямому мышлению. Новелла Матвеева сильна и в романтическом «делириуме», и в возвышенной оде, (…) и в четких философских стихах, напоминающих маленькие эссе, и в довольно ядовитых эпиграмматических посланиях», — писал Е. Евтушенко (диск «Дорога — мой дом», 1982). | ||
С начала 1960-х годов Н. Н. Матвеева занималась переводами с языков народов СССР и стран соцлагеря: чеченского (Мусбек Кибиев), карачаево-балкарского (Халимат Байрамукова), армянского (Ашот Граши), молдавского (Анатол Кодру), калмыцкого (Бося Сангаджиева, Давид Кугультинов), чешского (Константин Библ). Переводила итальянского поэта эпохи Возрождения Гаспара Стампа, греческого поэта и писателя Костиса Паламаса. | С начала 1960-х годов Н. Н. Матвеева занималась переводами с языков народов СССР и стран соцлагеря: чеченского (Мусбек Кибиев), карачаево-балкарского (Халимат Байрамукова), армянского (Ашот Граши), молдавского (Анатол Кодру), калмыцкого (Бося Сангаджиева, Давид Кугультинов), чешского (Константин Библ). Переводила итальянского поэта эпохи Возрождения Гаспара Стампа, греческого поэта и писателя Костиса Паламаса. | ||
Широкую известность принесли поэту песни собственного сочинения, с которыми Н. Н. Матвеева выступала с конца 50-х. Новелла Матвеева стояла у истоков бардовской песни. По словам Булата Окуджавы, она первая взяла в руки гитару. При этом себя автор предпочитала называть себя «менестрелем» или «полигимником» (по имени музы Полигимнии). Л. З. Лунгина вспоминала, что Н. Н. Матвеева ничем не напоминала «обычную» певицу: «…пела резким, плохо поставленным голосом. (…) Полная, страдавшая хроническим головокружением, не сказать что красивая молодая женщина. Но стоило ей взять гитару и запеть — и слушатели были полностью в ее власти. Она как-то умела обнаружить скрытый лиризм самых обычных вещей. Двери официальной литературы были перед ней закрыты, но ее нонконформизм открыл ей сердца всех, кто ее слушал» («Подстрочник»). Е. А. Евтушенко позднее напишет о Новелле Матвеевой: «Она волшебно поет тоненьким, девчоночьим голосом свои песни под гитару, и, чем больше я старею, тем все больше люблю эти песни» (Строфы века. Антология русской поэзии, 1995). Не имея музыкального образования и не зная нотной грамоты, Новелла Матвеева записывала мелодии, рисуя гриф и помечая на нем аккорды. | Широкую известность принесли поэту песни собственного сочинения, с которыми Н. Н. Матвеева выступала с конца 50-х. Новелла Матвеева стояла у истоков бардовской песни. По словам Булата Окуджавы, она первая взяла в руки гитару. При этом себя автор предпочитала называть себя «менестрелем» или «полигимником» (по имени музы Полигимнии). Л. З. Лунгина вспоминала, что Н. Н. Матвеева ничем не напоминала «обычную» певицу: «…пела резким, плохо поставленным голосом. (…) Полная, страдавшая хроническим головокружением, не сказать что красивая молодая женщина. Но стоило ей взять гитару и запеть — и слушатели были полностью в ее власти. Она как-то умела обнаружить скрытый лиризм самых обычных вещей. Двери официальной литературы были перед ней закрыты, но ее нонконформизм открыл ей сердца всех, кто ее слушал» («Подстрочник»). Е. А. Евтушенко позднее напишет о Новелле Матвеевой: «Она волшебно поет тоненьким, девчоночьим голосом свои песни под гитару, и, чем больше я старею, тем все больше люблю эти песни» (Строфы века. Антология русской поэзии, 1995). Не имея музыкального образования и не зная нотной грамоты, Новелла Матвеева записывала мелодии, рисуя гриф и помечая на нем аккорды. | ||
Пластинка «Песни Новеллы Матвеевой», вышедшая в 1966 году и затем не раз переизданная, стала первой записью авторской песни в Советском Союзе. Песни с этой пластинки — «Караван», «Девушка из харчевни», «Цыганка-молдаванка», «Кораблик», «Капитаны без усов» и другие — стали любимыми песнями молодежи. | Пластинка «Песни Новеллы Матвеевой», вышедшая в 1966 году и затем не раз переизданная, стала первой записью авторской песни в Советском Союзе. Песни с этой пластинки — «Караван», «Девушка из харчевни», «Цыганка-молдаванка», «Кораблик», «Капитаны без усов» и другие — стали любимыми песнями молодежи. | ||
В поэме «Питер Брейгель Старший» (1969) Новелла Матвеева раскрыла эстетический исток своего творчества — в позднем Ренессансе. | В поэме «Питер Брейгель Старший» (1969) Новелла Матвеева раскрыла эстетический исток своего творчества — в позднем Ренессансе. | ||
Вслед за «Песнями Новеллы Матвеевой» выходят «Стихи и песни» (1977, 1978), «Дорога — мой дом» (1975, 1981, 1982), «Музыка света» (авторские песни и песни на стихи Ивана Киуру, 1984), «Баллады» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1985) «Мой воронёнок», «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1986). | Вслед за «Песнями Новеллы Матвеевой» выходят «Стихи и песни» (1977, 1978), «Дорога — мой дом» (1975, 1981, 1982), «Музыка света» (авторские песни и песни на стихи Ивана Киуру, 1984), «Баллады» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1985) «Мой воронёнок», «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1986). | ||
При всей популярности концертов и пластинок песни Н. Н. Матвеевой практически не звучали на радио, лишь дважды были исполнены актерами в фильмах («Какой большой ветер» — «Половодье», режиссер И. Л. Бабич, 1962; «Девочка и пластилин» («Я леплю из пластилина…») — «Почти смешная история», 1977). | При всей популярности концертов и пластинок песни Н. Н. Матвеевой практически не звучали на радио, лишь дважды были исполнены актерами в фильмах («Какой большой ветер» — «Половодье», режиссер И. Л. Бабич, 1962; «Девочка и пластилин» («Я леплю из пластилина…») — «Почти смешная история», 1977). | ||
Помимо стихов и песен, Н. Н. Матвеева писала пьесы, по форме близкие к мюзиклам. Первый драматургический опыт — «Трактир «Четвереньки» (1968) — так и не был поставлен в театре; опубликован в 1998 году в сборнике «Кассета снов». Фантазию по мотивам феерии «Алые паруса» А. С. Грина под названием «Предсказание Эгля» (1973–1978) долго не пускали на сцену. В 1984 году, при содействии И. С. Киуру, состоялась премьера в Центральном детском театре Москвы. Пьеса, в которой 33 авторские песни, шла с большим успехом, но вскоре была убрана из репертуара под предлогом того, что некоторые сцены разворачиваются в трактире (действовал сухой закон). | Помимо стихов и песен, Н. Н. Матвеева писала пьесы, по форме близкие к мюзиклам. Первый драматургический опыт — «Трактир «Четвереньки» (1968) — так и не был поставлен в театре; опубликован в 1998 году в сборнике «Кассета снов». Фантазию по мотивам феерии «Алые паруса» А. С. Грина под названием «Предсказание Эгля» (1973–1978) долго не пускали на сцену. В 1984 году, при содействии И. С. Киуру, состоялась премьера в Центральном детском театре Москвы. Пьеса, в которой 33 авторские песни, шла с большим успехом, но вскоре была убрана из репертуара под предлогом того, что некоторые сцены разворачиваются в трактире (действовал сухой закон). | ||
После смерти мужа (1992) и гибели М. Ф. Ноделя (1995) — молодого поэта и журналиста, в 1990-е годы ставшего секретарем и литературным агентом автора — Н. Н. Матвеева жила уединенно, практически не появлялась на публике. Зиму проводила в московской квартире (Камергерский переулок, квартира № 42), лето — на даче в Сходне (г. Химки, Московская область). | После смерти мужа (1992) и гибели М. Ф. Ноделя (1995) — молодого поэта и журналиста, в 1990-е годы ставшего секретарем и литературным агентом автора — Н. Н. Матвеева жила уединенно, практически не появлялась на публике. Зиму проводила в московской квартире (Камергерский переулок, квартира № 42), лето — на даче в Сходне (г. Химки, Московская область). | ||
«Она как бы присутствовала — и при этом ее словно бы и не было на земле», — вспоминал главный редактор журнала «Юность» В. Ф. Дударев, — «И как незаметно обитала в своем переулке человек Новелла Николаевна Матвеева, так иной раз ярко и звонко разгорались россыпью по толстым журналам ее стихи. «Юность», «Знамя», «Наш современник»… Но старый читатель умер, а новый не народился. И эта волшебная россыпь угасала и пропадала в вечности, не исполнив своего предназначения» (В. Ф. Дударев, «В Кремль в тапочках»). | «Она как бы присутствовала — и при этом ее словно бы и не было на земле», — вспоминал главный редактор журнала «Юность» В. Ф. Дударев, — «И как незаметно обитала в своем переулке человек Новелла Николаевна Матвеева, так иной раз ярко и звонко разгорались россыпью по толстым журналам ее стихи. «Юность», «Знамя», «Наш современник»… Но старый читатель умер, а новый не народился. И эта волшебная россыпь угасала и пропадала в вечности, не исполнив своего предназначения» (В. Ф. Дударев, «В Кремль в тапочках»). | ||
В 1990-е годы выходят сборники «Нерасторжимый круг» (1991), «Осанна Сходне!» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1992), «Было тихо» (1993), «Менуэт» (1994), «Сонеты к Дашковой» (1994), «Кассета снов», «Мелодия для гитары» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1998), «Пастушеский дневник», «Сонеты» (все — 1998). «Кассета снов», помимо стихов, включала пьесы Н. Н. Матвеевой, «Пастушеский дневник» — раннюю дневниковую прозу. | В 1990-е годы выходят сборники «Нерасторжимый круг» (1991), «Осанна Сходне!» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1992), «Было тихо» (1993), «Менуэт» (1994), «Сонеты к Дашковой» (1994), «Кассета снов», «Мелодия для гитары» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1998), «Пастушеский дневник», «Сонеты» (все — 1998). «Кассета снов», помимо стихов, включала пьесы Н. Н. Матвеевой, «Пастушеский дневник» — раннюю дневниковую прозу. | ||
В 1997 году выходит компакт-диски «Девушка из харчевни» и «Какой большой ветер». | В 1997 году выходит компакт-диски «Девушка из харчевни» и «Какой большой ветер». | ||
В 2000-е — 2010-е годы увидели свет «взрослые» поэтические сборники «Караван» (2000), «Жасмин» (2001), «Мой караван» (2015), книги для детей «Лягушонок Евстигней» (2003) и «Сторож на маяке» (2014). В 2008 году вышло переиздание детской книги «Кроличья деревня». | В 2000-е — 2010-е годы увидели свет «взрослые» поэтические сборники «Караван» (2000), «Жасмин» (2001), «Мой караван» (2015), книги для детей «Лягушонок Евстигней» (2003) и «Сторож на маяке» (2014). В 2008 году вышло переиздание детской книги «Кроличья деревня». | ||
В 2006 году была опубликована книга автобиографической прозы и стихов разных лет «Мяч, оставшийся в небе». | В 2006 году была опубликована книга автобиографической прозы и стихов разных лет «Мяч, оставшийся в небе». | ||
В начале 2000-х выходят диски «Лучшие песни», «Отчаянная Мэри» (оба — 2000), «Трактир "Четвереньки"» (2001), «Предсказание Эгля», «Песня засветло» (оба — 2002), «Песня по памяти» (2006), «Мальчик май» (на стихи И. С. Киуру, 2006), «Песня свободы» (2010). Для иллюстраций на обложках дисков «Лучшие песни», «Отчаянная Мэри», «Трактир "Четвереньки"», «Предсказание Эгля» и «Песня засветло» использованы рисунки автора. Группа «Сегодня в мире» выпустила диск с кавер-версиями «Песни Новеллы Матвеевой» (2009). | В начале 2000-х выходят диски «Лучшие песни», «Отчаянная Мэри» (оба — 2000), «Трактир "Четвереньки"» (2001), «Предсказание Эгля», «Песня засветло» (оба — 2002), «Песня по памяти» (2006), «Мальчик май» (на стихи И. С. Киуру, 2006), «Песня свободы» (2010). Для иллюстраций на обложках дисков «Лучшие песни», «Отчаянная Мэри», «Трактир "Четвереньки"», «Предсказание Эгля» и «Песня засветло» использованы рисунки автора. Группа «Сегодня в мире» выпустила диск с кавер-версиями «Песни Новеллы Матвеевой» (2009). | ||
Избегая публичности, Н. Н. Матвеева тем не менее не оставалась в стороне от общественно-политической жизни. В поздней лирике Н. Н. Матвеевой (1990-е — 2010-е годы) усиливается публицистическое, остросоциальное начало. Свое отношение к переменам в стране поэт высказала в стихотворении «Хаос» (1992): «Злом чаша переполнилась. Полно/Обманутых и требующих мщенья. / Не казнено, однако ж, казино. / И Дом Веселья вновь обрел прощенье». Н. Н. Матвеева писала о бомбардировках Югославии («Здравствуйте, господин учитель», 1990-е) и уничтожении лесов («На приватизацию русского леса», 2002); резко критиковала «новых русских» («Рантье», 1990-е, «Насчет «новых русских», 2004) и массовую культуру («Троянская конница», 1990-е). Присоединение Крыма к России назвала «победой» и опубликовала подборку гражданской лирики в «Литературной газете» (№ 39, 2014). | |||
Избегая публичности, Н. Н. Матвеева тем не менее не оставалась в стороне от общественно-политической жизни. В поздней лирике Н. Н. Матвеевой (1990-е — 2010-е годы) усиливается публицистическое, остросоциальное начало. Свое отношение к переменам в стране поэт высказала в стихотворении «Хаос» (1992): «Злом чаша переполнилась. Полно/Обманутых и требующих мщенья. / Не казнено, однако ж, казино. / И Дом Веселья вновь обрел прощенье». Н. Н. Матвеева писала о бомбардировках Югославии («Здравствуйте, господин учитель», 1990-е) и уничтожении лесов («На приватизацию русского леса», 2002); резко критиковала «новых русских» («Рантье», 1990-е, «Насчет «новых русских», 2004) и массовую культуру («Троянская конница», 1990-е). | |||
Присоединение Крыма к России назвала «победой» и опубликовала подборку гражданской лирики в «Литературной газете» (№ 39, 2014). | |||
В 1998 году Н. Н. Матвеева была удостоена Пушкинской премии, в 2002 году — Государственной премии (за вышедшую годом ранее книгу стихов «Жасмин»). В 2014 году Новелла Матвеева стала лауреатом премии имени Корнея Чуковского за выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе. В 2015 году вошла в шорт-лист Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия. | В 1998 году Н. Н. Матвеева была удостоена Пушкинской премии, в 2002 году — Государственной премии (за вышедшую годом ранее книгу стихов «Жасмин»). В 2014 году Новелла Матвеева стала лауреатом премии имени Корнея Чуковского за выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе. В 2015 году вошла в шорт-лист Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия. | ||
4 сентября 2016 года Н. Н. Матвеева скончалась на своей даче в Сходне. Похоронена на московском Троекуровском кладбище. | 4 сентября 2016 года Н. Н. Матвеева скончалась на своей даче в Сходне. Похоронена на московском Троекуровском кладбище. | ||