Матвеева Новелла Николаевна: различия между версиями

Нет описания правки
Строка 25: Строка 25:


Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1930 года в Детском Селе (так в 1918–1937 годах называлось Царское Село; ныне — город Пушкин, в составе Санкт-Петербурга).
Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1930 года в Детском Селе (так в 1918–1937 годах называлось Царское Село; ныне — город Пушкин, в составе Санкт-Петербурга).
Семья Матвеевых принадлежала к гуманитарной интеллигенции. Дед, Николай Петрович Матвеев (1844–1941; псевдонимы Николай Амурский, Гейне из Глуховки, Путник и др.), был сыном фельдшера русской православной миссии в Японии. За большой вклад в краеведение Амурского края был удостоен звания Почетного гражданина Владивостока. Издавал иллюстрированный журнал «Природа и люди Дальнего Востока» (Владивосток, 1906), написал «Краткий исторический очерк г. Владивостока» (1910). В совершенстве знал язык и культуру Японии, занимался переводами (имея всего два класса ремесленного образования, выучил три языка, много читал). Семейный доход приносила маленькая типография, в которой работали его сыновья. В 1919 году Н. П. Матвеев-Амурский, опасаясь белого террора, эмигрировал в Японию, там занимался библиотечной, журнальной, литературной работой, в частности, писал детские книжки под псевдонимом Дед Ник. Многие из 15 детей Н. П. Матвеева писали стихи и прозу. В 1930-е годы связи младшей семьи с Японией стали поводом к арестам и гибели сродственников.
Семья Матвеевых принадлежала к гуманитарной интеллигенции. Дед, Николай Петрович Матвеев (1844–1941; псевдонимы Николай Амурский, Гейне из Глуховки, Путник и др.), был сыном фельдшера русской православной миссии в Японии. За большой вклад в краеведение Амурского края был удостоен звания Почетного гражданина Владивостока. Издавал иллюстрированный журнал «Природа и люди Дальнего Востока» (Владивосток, 1906), написал «Краткий исторический очерк г. Владивостока» (1910). В совершенстве знал язык и культуру Японии, занимался переводами (имея всего два класса ремесленного образования, выучил три языка, много читал). Семейный доход приносила маленькая типография, в которой работали его сыновья. В 1919 году Н. П. Матвеев-Амурский, опасаясь белого террора, эмигрировал в Японию, там занимался библиотечной, журнальной, литературной работой, в частности, писал детские книжки под псевдонимом Дед Ник. Многие из 15 детей Н. П. Матвеева писали стихи и прозу. В 1930-е годы связи младшей семьи с Японией стали поводом к арестам и гибели сродственников.
Отец, Николай Николаевич Матвеев (1891–1979), — географ, историк-краевед Дальнего Востока, партийный работник; публиковал стихи и рассказы под псевдонимом Бодрый. Мать, Надежда Тимофеевна Малькова, преподавала литературу, писала стихи, подписываясь Матвеева-Орленева (по фамилиям мужа и матери).
Отец, Николай Николаевич Матвеев (1891–1979), — географ, историк-краевед Дальнего Востока, партийный работник; публиковал стихи и рассказы под псевдонимом Бодрый. Мать, Надежда Тимофеевна Малькова, преподавала литературу, писала стихи, подписываясь Матвеева-Орленева (по фамилиям мужа и матери).
Дядя, Венедикт Николаевич Матвеев (псевдоним Венедикт Март), — поэт-футурист, переводчик с японского и китайского. Двоюродный брат по отцовской линии — Иван Венедиктович Матвеев, поэт второй волны эмиграции (псевдоним Елагин).
Дядя, Венедикт Николаевич Матвеев (псевдоним Венедикт Март), — поэт-футурист, переводчик с японского и китайского. Двоюродный брат по отцовской линии — Иван Венедиктович Матвеев, поэт второй волны эмиграции (псевдоним Елагин).
У Н. Н. Матвеевой было две сестры и брат. Редкие имена (Новелла, Светлана, Роза-Лиана и Роальд) дал отец — «Дон Кихот», «один из последних романтиков нашего трудного времени», как писала Навелла Матвеева в своем «Пастушеском дневнике» (1998).
У Н. Н. Матвеевой было две сестры и брат. Редкие имена (Новелла, Светлана, Роза-Лиана и Роальд) дал отец — «Дон Кихот», «один из последних романтиков нашего трудного времени», как писала Навелла Матвеева в своем «Пастушеском дневнике» (1998).
Во Владивостокском доме деда среди гостей бывали А. П. Чехов, В. К. Арсеньев, И. П. Ювачев (в будущем его сын станет поэтом Даниилом Хармсом).
Во Владивостокском доме деда среди гостей бывали А. П. Чехов, В. К. Арсеньев, И. П. Ювачев (в будущем его сын станет поэтом Даниилом Хармсом).
Родители были прекрасно образованными и начитанными людьми. «Как ни был бы скромен бюджет нашей семьи, а в отношении искусства (картин, книг, песен) наш дом всегда был — полная чаша», — вспоминала Н. Н. Матвеева в автобиографической книге «Мяч, оставшийся в небе» (2006). В доме постоянно звучали стихи русских и зарубежных классиков, произведения самой Надежды Тимофеевны, классическая музыка, русские и цыганские песни в исполнении матери. Впоследствии Надежда Тимофеевна научила Новеллу играть на семиструнной гитаре. Отец, революционер и романтик, пытался дать дочери азы политического образования, показывая ей карикатуры и портреты коммунистов (об этом с юмором расскажет Н. Н. Матвеева в книге «Мяч, оставшийся в небе»).
Родители были прекрасно образованными и начитанными людьми. «Как ни был бы скромен бюджет нашей семьи, а в отношении искусства (картин, книг, песен) наш дом всегда был — полная чаша», — вспоминала Н. Н. Матвеева в автобиографической книге «Мяч, оставшийся в небе» (2006). В доме постоянно звучали стихи русских и зарубежных классиков, произведения самой Надежды Тимофеевны, классическая музыка, русские и цыганские песни в исполнении матери. Впоследствии Надежда Тимофеевна научила Новеллу играть на семиструнной гитаре. Отец, революционер и романтик, пытался дать дочери азы политического образования, показывая ей карикатуры и портреты коммунистов (об этом с юмором расскажет Н. Н. Матвеева в книге «Мяч, оставшийся в небе»).
Из книг, прочитанных в детстве, Новелле больше всего запомнились иллюстрированные «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта. Впоследствии она была разочарована, узнав, что Свифт написал сатирическое произведение, и на всю жизнь осталась верна детскому пересказу.
Из книг, прочитанных в детстве, Новелле больше всего запомнились иллюстрированные «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта. Впоследствии она была разочарована, узнав, что Свифт написал сатирическое произведение, и на всю жизнь осталась верна детскому пересказу.
Новелла росла эмоциональным, мечтательным ребенком; рано обнаружила склонность к рисованию. Живописец К. Д. Китайка, часто посещавший семью Матвеевых вместе со своим братом Михаилом, советовал отдать Н. Н. Матвееву в художественную школу.
Новелла росла эмоциональным, мечтательным ребенком; рано обнаружила склонность к рисованию. Живописец К. Д. Китайка, часто посещавший семью Матвеевых вместе со своим братом Михаилом, советовал отдать Н. Н. Матвееву в художественную школу.
Когда началась Великая Отечественная война, отец пошел записываться добровольцем на фронт, несмотря на тяжелое хроническое заболевание (язва двенадцатиперстной кишки). Мать успела перехватить заявление, показав в военкомате справку о болезни. Не попав на фронт, Николай Николаевич вступил в Народное ополчение; во время авианалётов помогал жителям подмосковного Щёлково тушить пожары и обезвреживать бомбы; служил политруком в Монинском военном госпитале.
Когда началась Великая Отечественная война, отец пошел записываться добровольцем на фронт, несмотря на тяжелое хроническое заболевание (язва двенадцатиперстной кишки). Мать успела перехватить заявление, показав в военкомате справку о болезни. Не попав на фронт, Николай Николаевич вступил в Народное ополчение; во время авианалётов помогал жителям подмосковного Щёлково тушить пожары и обезвреживать бомбы; служил политруком в Монинском военном госпитале.
Н. Н. Матвеев не позволял себе наживаться за счет раненых, как это делали некоторые работники госпиталя. Семья бедствовала, недоедала, не хватало одежды и обуви. Дети часто болели; от авитаминоза Новелла начала слепнуть. Тогда отец единственный раз воспользовался служебным положением и на месяц устроил дочь в госпиталь на лечение. Там Новелла прочитала «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна» и «Жизнь на Миссисипи» Марка Твена, «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона — «главные книги детства». Тяжелая госпитальная обстановка и недружелюбие соседок по палате привели к тому, что девочка «всё больше замыкалась и всё больше читала» (Н. Матвеева. «Мяч, оставшийся в небе», 2006). В госпитале Новелла начала писать стихи (самые ранние из сохранившихся датируются 1944 годом). Победу Новелла Матвеева встретила на станции Чкаловская, в поселке служащих детского дома.
Н. Н. Матвеев не позволял себе наживаться за счет раненых, как это делали некоторые работники госпиталя. Семья бедствовала, недоедала, не хватало одежды и обуви. Дети часто болели; от авитаминоза Новелла начала слепнуть. Тогда отец единственный раз воспользовался служебным положением и на месяц устроил дочь в госпиталь на лечение. Там Новелла прочитала «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна» и «Жизнь на Миссисипи» Марка Твена, «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона — «главные книги детства». Тяжелая госпитальная обстановка и недружелюбие соседок по палате привели к тому, что девочка «всё больше замыкалась и всё больше читала» (Н. Матвеева. «Мяч, оставшийся в небе», 2006). В госпитале Новелла начала писать стихи (самые ранние из сохранившихся датируются 1944 годом). Победу Новелла Матвеева встретила на станции Чкаловская, в поселке служащих детского дома.
После войны отец ушел из семьи. Из-за болезни Новелла Матвеева не окончила даже четырех классов, перешла на домашнее обучение. Девушке пришлось стать разнорабочей. В 1950–1957 годах она трудилась на подсобном хозяйстве в детском доме-интернате в Щёлковском районе Подмосковья, после была домработницей в семье военных. В это время она с матерью жила в подмосковном Монино.
После войны отец ушел из семьи. Из-за болезни Новелла Матвеева не окончила даже четырех классов, перешла на домашнее обучение. Девушке пришлось стать разнорабочей. В 1950–1957 годах она трудилась на подсобном хозяйстве в детском доме-интернате в Щёлковском районе Подмосковья, после была домработницей в семье военных. В это время она с матерью жила в подмосковном Монино.
Детдом оставил по себе тяжелые воспоминания: равнодушие начальства, грубость и воровство других работников, полуголодные и плохо одетые воспитанники, «неприветливая, неуютная… детдомовская территория», «жилища сирот, где так и гуляет, бродит нежилой дух». В послесловии к дневниковым записям 1950-х годов она признавалась: «Да, нелегко бывало. Но ведь было не только плохое. (…) Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или (…) разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики» («Пастушеский дневник», 1998).
Детдом оставил по себе тяжелые воспоминания: равнодушие начальства, грубость и воровство других работников, полуголодные и плохо одетые воспитанники, «неприветливая, неуютная… детдомовская территория», «жилища сирот, где так и гуляет, бродит нежилой дух». В послесловии к дневниковым записям 1950-х годов она признавалась: «Да, нелегко бывало. Но ведь было не только плохое. (…) Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или (…) разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики» («Пастушеский дневник», 1998).
Из-за замкнутости и застенчивости Новелла Матвеева не решалась печататься; долгое время единственными ее слушателями были члены семьи. Одним из первых оценил и поддержал начинающего поэта журналист, писатель и фотограф К. Б. Хакимов. С подачи Н. Н. Матвеева ему удалось уговорить автора послать свои произведения в периодические издания Дальнего Востока. В 1958 году состоялись первые публикации стихов — в газете «Советская Чукотка» и журнале «Енисей».
Из-за замкнутости и застенчивости Новелла Матвеева не решалась печататься; долгое время единственными ее слушателями были члены семьи. Одним из первых оценил и поддержал начинающего поэта журналист, писатель и фотограф К. Б. Хакимов. С подачи Н. Н. Матвеева ему удалось уговорить автора послать свои произведения в периодические издания Дальнего Востока. В 1958 году состоялись первые публикации стихов — в газете «Советская Чукотка» и журнале «Енисей».
В 1959 году в «Комсомольской правде» вышла большая подборка стихов «Где никогда не лечь музейной пыли…» (№ 258, 1 ноября). Напечататься начинающему автору помогли поэты И. Т. Грудев и Д. Н. Кугультинов, работники ЦК ВЛКСМ В. С. Бушин и Л. В. Карпинский.
В 1959 году в «Комсомольской правде» вышла большая подборка стихов «Где никогда не лечь музейной пыли…» (№ 258, 1 ноября). Напечататься начинающему автору помогли поэты И. Т. Грудев и Д. Н. Кугультинов, работники ЦК ВЛКСМ В. С. Бушин и Л. В. Карпинский.
После публикации в «Комсомольской правде» о Н. Н. Матвеевой заговорили; крупные периодические издания начали охотно брать ее произведения. Несмотря на отсутствие школьного аттестата, она была принята на учебу на Высших литературных курсах при Литературном институте А. М. Горького (1960–1962).
После публикации в «Комсомольской правде» о Н. Н. Матвеевой заговорили; крупные периодические издания начали охотно брать ее произведения. Несмотря на отсутствие школьного аттестата, она была принята на учебу на Высших литературных курсах при Литературном институте А. М. Горького (1960–1962).
В 1961 году вышла «Лирика. Первая книга стихов»; тогда же Н. Н. Матвеева стала членом Союза писателей СССР. В 1963 году увидел свет второй сборник лирики — «Кораблик». Стихотворение, давшее название этому сборнику, в начале 1960-х годов стало гимном студенческой молодежи.  
В 1961 году вышла «Лирика. Первая книга стихов»; тогда же Н. Н. Матвеева стала членом Союза писателей СССР. В 1963 году увидел свет второй сборник лирики — «Кораблик». Стихотворение, давшее название этому сборнику, в начале 1960-х годов стало гимном студенческой молодежи.  
Новелла Матвеева была постоянным автором журналов «Юность», «Мурзилка».
Новелла Матвеева была постоянным автором журналов «Юность», «Мурзилка».
В судьбе Новеллы Матвеевой принимали участие К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, В. А. Чивилихин, Н. К. Старшинов, Б. А. Слуцкий, Ю. П. Воронов, В. Д. Берестов.  
В судьбе Новеллы Матвеевой принимали участие К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, В. А. Чивилихин, Н. К. Старшинов, Б. А. Слуцкий, Ю. П. Воронов, В. Д. Берестов.  
На литературных курсах Новелла Матвеева познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Иваном Семеновичем Киуру (1934–1992), происходившим из семьи репрессированных советских финнов-ингерманландцев. В 1963 году Н. Н. Матвеева и И. С. Киуру поженились и прожили вместе почти три десятка лет.
На литературных курсах Новелла Матвеева познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Иваном Семеновичем Киуру (1934–1992), происходившим из семьи репрессированных советских финнов-ингерманландцев. В 1963 году Н. Н. Матвеева и И. С. Киуру поженились и прожили вместе почти три десятка лет.
Во второй половине 1960-х — 1970-х годов у Н. Н. Матвеевой выходят сборники «Душа вещей» (1966), «Солнечный зайчик» (1966), «Ласточкина школа» (1973), «Река» (1978).
Во второй половине 1960-х — 1970-х годов у Н. Н. Матвеевой выходят сборники «Душа вещей» (1966), «Солнечный зайчик» (1966), «Ласточкина школа» (1973), «Река» (1978).
«Солнечный зайчик» с предисловием В. Д. Берестова и иллюстрациями Б. П. Кыштымова стал первой книгой для детей в творческой биографии поэта. Заглавное стихотворение сборника посвящено С. Я. Маршаку, стихи которого Новелла Матвеева любила с детства и с которым несколько раз встречалась. Известно, что «Солнечный зайчик» вызвал восторженный отклик у К. И. Чуковского, помогавшего молодому поэту в продвижении стихов и песен. В предисловии к сборнику В. Д. Берестов напишет: «Солнечный зайчик — это как бы взгляд человека, умеющего видеть в жизни поэзию. Поэзию, которая возникает повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд».
«Солнечный зайчик» с предисловием В. Д. Берестова и иллюстрациями Б. П. Кыштымова стал первой книгой для детей в творческой биографии поэта. Заглавное стихотворение сборника посвящено С. Я. Маршаку, стихи которого Новелла Матвеева любила с детства и с которым несколько раз встречалась. Известно, что «Солнечный зайчик» вызвал восторженный отклик у К. И. Чуковского, помогавшего молодому поэту в продвижении стихов и песен. В предисловии к сборнику В. Д. Берестов напишет: «Солнечный зайчик — это как бы взгляд человека, умеющего видеть в жизни поэзию. Поэзию, которая возникает повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд».
В 1980-х годах у Новеллы Матвеевой вышли «взрослые» сборники «Закон песен», «Страна прибоя» (1983), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), а также книга стихов для детей «Кроличья деревня» с предисловием В. Д. Берестова (1983, 1984).
В 1980-х годах у Новеллы Матвеевой вышли «взрослые» сборники «Закон песен», «Страна прибоя» (1983), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), а также книга стихов для детей «Кроличья деревня» с предисловием В. Д. Берестова (1983, 1984).
За Новеллой Матвеевой прочно закрепилась репутация поэта с романтическим мировоззрением. С романтиками автора сближает частое обращение к миру фантазий («Страна Дельфиния»), интерес к «экзотике» — цыганской («Цыганка-молдаванка»), испанской («Песня погонщика мула»), североамериканской («Индейская песня»), восточной («Мой караван»). Одной из основных тем поэзии Новеллы Матвеевой становится беспокойная жизнь путешественников и моряков, противопоставленная обыденному существованию («Путешественник», «Нерешительные», «Братья-капитаны», «Дорожная»). При этом для лирики Матвеевой характерно «сочетание романтической фантазии с тонкой поэтизацией обыденного» (Матвеева Новелла Николаевна / И. Н. Невинская // Русские детские писатели XX века, 1997). «Ее поэзия свободно переходит от метафорического восприятия к прямому мышлению. Новелла Матвеева сильна и в романтическом «делириуме», и в возвышенной оде, (…) и в четких философских стихах, напоминающих маленькие эссе, и в довольно ядовитых эпиграмматических посланиях», — писал Е. Евтушенко (диск «Дорога — мой дом», 1982).
За Новеллой Матвеевой прочно закрепилась репутация поэта с романтическим мировоззрением. С романтиками автора сближает частое обращение к миру фантазий («Страна Дельфиния»), интерес к «экзотике» — цыганской («Цыганка-молдаванка»), испанской («Песня погонщика мула»), североамериканской («Индейская песня»), восточной («Мой караван»). Одной из основных тем поэзии Новеллы Матвеевой становится беспокойная жизнь путешественников и моряков, противопоставленная обыденному существованию («Путешественник», «Нерешительные», «Братья-капитаны», «Дорожная»). При этом для лирики Матвеевой характерно «сочетание романтической фантазии с тонкой поэтизацией обыденного» (Матвеева Новелла Николаевна / И. Н. Невинская // Русские детские писатели XX века, 1997). «Ее поэзия свободно переходит от метафорического восприятия к прямому мышлению. Новелла Матвеева сильна и в романтическом «делириуме», и в возвышенной оде, (…) и в четких философских стихах, напоминающих маленькие эссе, и в довольно ядовитых эпиграмматических посланиях», — писал Е. Евтушенко (диск «Дорога — мой дом», 1982).
С начала 1960-х годов Н. Н. Матвеева занималась переводами с языков народов СССР и стран соцлагеря: чеченского (Мусбек Кибиев), карачаево-балкарского (Халимат Байрамукова), армянского (Ашот Граши), молдавского (Анатол Кодру), калмыцкого (Бося Сангаджиева, Давид Кугультинов), чешского (Константин Библ). Переводила итальянского поэта эпохи Возрождения Гаспара Стампа, греческого поэта и писателя Костиса Паламаса.
С начала 1960-х годов Н. Н. Матвеева занималась переводами с языков народов СССР и стран соцлагеря: чеченского (Мусбек Кибиев), карачаево-балкарского (Халимат Байрамукова), армянского (Ашот Граши), молдавского (Анатол Кодру), калмыцкого (Бося Сангаджиева, Давид Кугультинов), чешского (Константин Библ). Переводила итальянского поэта эпохи Возрождения Гаспара Стампа, греческого поэта и писателя Костиса Паламаса.
Широкую известность принесли поэту песни собственного сочинения, с которыми Н. Н. Матвеева выступала с конца 50-х. Новелла Матвеева стояла у истоков бардовской песни. По словам Булата Окуджавы, она первая взяла в руки гитару. При этом себя автор предпочитала называть себя «менестрелем» или «полигимником» (по имени музы Полигимнии). Л. З. Лунгина вспоминала, что Н. Н. Матвеева ничем не напоминала «обычную» певицу: «…пела резким, плохо поставленным голосом. (…) Полная, страдавшая хроническим головокружением, не сказать что красивая молодая женщина. Но стоило ей взять гитару и запеть — и слушатели были полностью в ее власти. Она как-то умела обнаружить скрытый лиризм самых обычных вещей. Двери официальной литературы были перед ней закрыты, но ее нонконформизм открыл ей сердца всех, кто ее слушал» («Подстрочник»). Е. А. Евтушенко позднее напишет о Новелле Матвеевой: «Она волшебно поет тоненьким, девчоночьим голосом свои песни под гитару, и, чем больше я старею, тем все больше люблю эти песни» (Строфы века. Антология русской поэзии, 1995). Не имея музыкального образования и не зная нотной грамоты, Новелла Матвеева записывала мелодии, рисуя гриф и помечая на нем аккорды.
Широкую известность принесли поэту песни собственного сочинения, с которыми Н. Н. Матвеева выступала с конца 50-х. Новелла Матвеева стояла у истоков бардовской песни. По словам Булата Окуджавы, она первая взяла в руки гитару. При этом себя автор предпочитала называть себя «менестрелем» или «полигимником» (по имени музы Полигимнии). Л. З. Лунгина вспоминала, что Н. Н. Матвеева ничем не напоминала «обычную» певицу: «…пела резким, плохо поставленным голосом. (…) Полная, страдавшая хроническим головокружением, не сказать что красивая молодая женщина. Но стоило ей взять гитару и запеть — и слушатели были полностью в ее власти. Она как-то умела обнаружить скрытый лиризм самых обычных вещей. Двери официальной литературы были перед ней закрыты, но ее нонконформизм открыл ей сердца всех, кто ее слушал» («Подстрочник»). Е. А. Евтушенко позднее напишет о Новелле Матвеевой: «Она волшебно поет тоненьким, девчоночьим голосом свои песни под гитару, и, чем больше я старею, тем все больше люблю эти песни» (Строфы века. Антология русской поэзии, 1995). Не имея музыкального образования и не зная нотной грамоты, Новелла Матвеева записывала мелодии, рисуя гриф и помечая на нем аккорды.
Пластинка «Песни Новеллы Матвеевой», вышедшая в 1966 году и затем не раз переизданная, стала первой записью авторской песни в Советском Союзе. Песни с этой пластинки — «Караван», «Девушка из харчевни», «Цыганка-молдаванка», «Кораблик», «Капитаны без усов» и другие — стали любимыми песнями молодежи.
Пластинка «Песни Новеллы Матвеевой», вышедшая в 1966 году и затем не раз переизданная, стала первой записью авторской песни в Советском Союзе. Песни с этой пластинки — «Караван», «Девушка из харчевни», «Цыганка-молдаванка», «Кораблик», «Капитаны без усов» и другие — стали любимыми песнями молодежи.
В поэме «Питер Брейгель Старший» (1969) Новелла Матвеева раскрыла эстетический исток своего творчества — в позднем Ренессансе.
В поэме «Питер Брейгель Старший» (1969) Новелла Матвеева раскрыла эстетический исток своего творчества — в позднем Ренессансе.
Вслед за «Песнями Новеллы Матвеевой» выходят «Стихи и песни» (1977, 1978), «Дорога — мой дом» (1975, 1981, 1982), «Музыка света» (авторские песни и песни на стихи Ивана Киуру, 1984), «Баллады» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1985) «Мой воронёнок», «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1986).
Вслед за «Песнями Новеллы Матвеевой» выходят «Стихи и песни» (1977, 1978), «Дорога — мой дом» (1975, 1981, 1982), «Музыка света» (авторские песни и песни на стихи Ивана Киуру, 1984), «Баллады» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1985) «Мой воронёнок», «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1986).
При всей популярности концертов и пластинок песни Н. Н. Матвеевой практически не звучали на радио, лишь дважды были исполнены актерами в фильмах («Какой большой ветер» — «Половодье», режиссер И. Л. Бабич, 1962; «Девочка и пластилин» («Я леплю из пластилина…») — «Почти смешная история», 1977).
При всей популярности концертов и пластинок песни Н. Н. Матвеевой практически не звучали на радио, лишь дважды были исполнены актерами в фильмах («Какой большой ветер» — «Половодье», режиссер И. Л. Бабич, 1962; «Девочка и пластилин» («Я леплю из пластилина…») — «Почти смешная история», 1977).
Помимо стихов и песен, Н. Н. Матвеева писала пьесы, по форме близкие к мюзиклам. Первый драматургический опыт — «Трактир «Четвереньки» (1968) — так и не был поставлен в театре; опубликован в 1998 году в сборнике «Кассета снов». Фантазию по мотивам феерии «Алые паруса» А. С. Грина под названием «Предсказание Эгля» (1973–1978) долго не пускали на сцену. В 1984 году, при содействии И. С. Киуру, состоялась премьера в Центральном детском театре Москвы. Пьеса, в которой 33 авторские песни, шла с большим успехом, но вскоре была убрана из репертуара под предлогом того, что некоторые сцены разворачиваются в трактире (действовал сухой закон).
Помимо стихов и песен, Н. Н. Матвеева писала пьесы, по форме близкие к мюзиклам. Первый драматургический опыт — «Трактир «Четвереньки» (1968) — так и не был поставлен в театре; опубликован в 1998 году в сборнике «Кассета снов». Фантазию по мотивам феерии «Алые паруса» А. С. Грина под названием «Предсказание Эгля» (1973–1978) долго не пускали на сцену. В 1984 году, при содействии И. С. Киуру, состоялась премьера в Центральном детском театре Москвы. Пьеса, в которой 33 авторские песни, шла с большим успехом, но вскоре была убрана из репертуара под предлогом того, что некоторые сцены разворачиваются в трактире (действовал сухой закон).
После смерти мужа (1992) и гибели М. Ф. Ноделя (1995) — молодого поэта и журналиста, в 1990-е годы ставшего секретарем и литературным агентом автора — Н. Н. Матвеева жила уединенно, практически не появлялась на публике. Зиму проводила в московской квартире (Камергерский переулок, квартира № 42), лето — на даче в Сходне (г. Химки, Московская область).
После смерти мужа (1992) и гибели М. Ф. Ноделя (1995) — молодого поэта и журналиста, в 1990-е годы ставшего секретарем и литературным агентом автора — Н. Н. Матвеева жила уединенно, практически не появлялась на публике. Зиму проводила в московской квартире (Камергерский переулок, квартира № 42), лето — на даче в Сходне (г. Химки, Московская область).
«Она как бы присутствовала — и при этом ее словно бы и не было на земле», — вспоминал главный редактор журнала «Юность» В. Ф. Дударев, — «И как незаметно обитала в своем переулке человек Новелла Николаевна Матвеева, так иной раз ярко и звонко разгорались россыпью по толстым журналам ее стихи. «Юность», «Знамя», «Наш современник»… Но старый читатель умер, а новый не народился. И эта волшебная россыпь угасала и пропадала в вечности, не исполнив своего предназначения» (В. Ф. Дударев, «В Кремль в тапочках»).
«Она как бы присутствовала — и при этом ее словно бы и не было на земле», — вспоминал главный редактор журнала «Юность» В. Ф. Дударев, — «И как незаметно обитала в своем переулке человек Новелла Николаевна Матвеева, так иной раз ярко и звонко разгорались россыпью по толстым журналам ее стихи. «Юность», «Знамя», «Наш современник»… Но старый читатель умер, а новый не народился. И эта волшебная россыпь угасала и пропадала в вечности, не исполнив своего предназначения» (В. Ф. Дударев, «В Кремль в тапочках»).
В 1990-е годы выходят сборники «Нерасторжимый круг» (1991), «Осанна Сходне!» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1992), «Было тихо» (1993), «Менуэт» (1994), «Сонеты к Дашковой» (1994), «Кассета снов», «Мелодия для гитары» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1998), «Пастушеский дневник», «Сонеты» (все — 1998). «Кассета снов», помимо стихов, включала пьесы Н. Н. Матвеевой, «Пастушеский дневник» — раннюю дневниковую прозу.
В 1990-е годы выходят сборники «Нерасторжимый круг» (1991), «Осанна Сходне!» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1992), «Было тихо» (1993), «Менуэт» (1994), «Сонеты к Дашковой» (1994), «Кассета снов», «Мелодия для гитары» (в соавторстве с И. С. Киуру, 1998), «Пастушеский дневник», «Сонеты» (все — 1998). «Кассета снов», помимо стихов, включала пьесы Н. Н. Матвеевой, «Пастушеский дневник» — раннюю дневниковую прозу.
В 1997 году выходит компакт-диски «Девушка из харчевни» и «Какой большой ветер».
В 1997 году выходит компакт-диски «Девушка из харчевни» и «Какой большой ветер».
В 2000-е — 2010-е годы увидели свет «взрослые» поэтические сборники «Караван» (2000), «Жасмин» (2001), «Мой караван» (2015), книги для детей «Лягушонок Евстигней» (2003) и «Сторож на маяке» (2014). В 2008 году вышло переиздание детской книги «Кроличья деревня».
В 2000-е — 2010-е годы увидели свет «взрослые» поэтические сборники «Караван» (2000), «Жасмин» (2001), «Мой караван» (2015), книги для детей «Лягушонок Евстигней» (2003) и «Сторож на маяке» (2014). В 2008 году вышло переиздание детской книги «Кроличья деревня».
В 2006 году была опубликована книга автобиографической прозы и стихов разных лет «Мяч, оставшийся в небе».
В 2006 году была опубликована книга автобиографической прозы и стихов разных лет «Мяч, оставшийся в небе».
В начале 2000-х выходят диски «Лучшие песни», «Отчаянная Мэри» (оба — 2000), «Трактир "Четвереньки"» (2001), «Предсказание Эгля», «Песня засветло» (оба — 2002), «Песня по памяти» (2006), «Мальчик май» (на стихи И. С. Киуру, 2006), «Песня свободы» (2010). Для иллюстраций на обложках дисков «Лучшие песни», «Отчаянная Мэри», «Трактир "Четвереньки"», «Предсказание Эгля» и «Песня засветло» использованы рисунки автора. Группа «Сегодня в мире» выпустила диск с кавер-версиями «Песни Новеллы Матвеевой» (2009).
В начале 2000-х выходят диски «Лучшие песни», «Отчаянная Мэри» (оба — 2000), «Трактир "Четвереньки"» (2001), «Предсказание Эгля», «Песня засветло» (оба — 2002), «Песня по памяти» (2006), «Мальчик май» (на стихи И. С. Киуру, 2006), «Песня свободы» (2010). Для иллюстраций на обложках дисков «Лучшие песни», «Отчаянная Мэри», «Трактир "Четвереньки"», «Предсказание Эгля» и «Песня засветло» использованы рисунки автора. Группа «Сегодня в мире» выпустила диск с кавер-версиями «Песни Новеллы Матвеевой» (2009).
Избегая публичности, Н. Н. Матвеева тем не менее не оставалась в стороне от общественно-политической жизни. В поздней лирике Н. Н. Матвеевой (1990-е — 2010-е годы) усиливается публицистическое, остросоциальное начало. Свое отношение к переменам в стране поэт высказала в стихотворении «Хаос» (1992): «Злом чаша переполнилась. Полно/Обманутых и требующих мщенья. / Не казнено, однако ж, казино. / И Дом Веселья вновь обрел прощенье». Н. Н. Матвеева писала о бомбардировках Югославии («Здравствуйте, господин учитель», 1990-е) и уничтожении лесов («На приватизацию русского леса», 2002); резко критиковала «новых русских» («Рантье», 1990-е, «Насчет «новых русских», 2004) и массовую культуру («Троянская конница», 1990-е). Присоединение Крыма к России назвала «победой» и опубликовала подборку гражданской лирики в «Литературной газете» (№ 39, 2014).
 
Избегая публичности, Н. Н. Матвеева тем не менее не оставалась в стороне от общественно-политической жизни. В поздней лирике Н. Н. Матвеевой (1990-е — 2010-е годы) усиливается публицистическое, остросоциальное начало. Свое отношение к переменам в стране поэт высказала в стихотворении «Хаос» (1992): «Злом чаша переполнилась. Полно/Обманутых и требующих мщенья. / Не казнено, однако ж, казино. / И Дом Веселья вновь обрел прощенье». Н. Н. Матвеева писала о бомбардировках Югославии («Здравствуйте, господин учитель», 1990-е) и уничтожении лесов («На приватизацию русского леса», 2002); резко критиковала «новых русских» («Рантье», 1990-е, «Насчет «новых русских», 2004) и массовую культуру («Троянская конница», 1990-е).  
 
Присоединение Крыма к России назвала «победой» и опубликовала подборку гражданской лирики в «Литературной газете» (№ 39, 2014).
 
В 1998 году Н. Н. Матвеева была удостоена Пушкинской премии, в 2002 году — Государственной премии (за вышедшую годом ранее книгу стихов «Жасмин»). В 2014 году Новелла Матвеева стала лауреатом премии имени Корнея Чуковского за выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе. В 2015 году вошла в шорт-лист Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия.
В 1998 году Н. Н. Матвеева была удостоена Пушкинской премии, в 2002 году — Государственной премии (за вышедшую годом ранее книгу стихов «Жасмин»). В 2014 году Новелла Матвеева стала лауреатом премии имени Корнея Чуковского за выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе. В 2015 году вошла в шорт-лист Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия.
4 сентября 2016 года Н. Н. Матвеева скончалась на своей даче в Сходне. Похоронена на московском Троекуровском кладбище.
4 сентября 2016 года Н. Н. Матвеева скончалась на своей даче в Сходне. Похоронена на московском Троекуровском кладбище.


Навигация