Матвеева Новелла Николаевна: различия между версиями

 
(не показано 10 промежуточных версий 2 участников)
Строка 21: Строка 21:
}}
}}
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Новелла Николаевна Матвеева''' — советская и российская писательница, бард.
'''Новелла Николаевна Матвеева''' — советская и российская писательница, переводчица и бард.
==Новелла Матвеева / Биография==
==Новелла Матвеева / Биография==


Строка 33: Строка 33:


У Н. Н. Матвеевой было две сестры и брат. Редкие имена (Новелла, Светлана, Роза-Лиана и Роальд) дал отец — «Дон Кихот», «один из последних романтиков нашего трудного времени», как писала Навелла Матвеева в своем «Пастушеском дневнике» (1998).
У Н. Н. Матвеевой было две сестры и брат. Редкие имена (Новелла, Светлана, Роза-Лиана и Роальд) дал отец — «Дон Кихот», «один из последних романтиков нашего трудного времени», как писала Навелла Матвеева в своем «Пастушеском дневнике» (1998).
Во Владивостокском доме деда среди гостей бывали А. П. Чехов, В. К. Арсеньев, И. П. Ювачев (в будущем его сын станет поэтом Даниилом Хармсом).
Во Владивостокском доме деда среди гостей бывали А. П. Чехов, [[Арсеньев Владимир Клавдиевич|В. К. Арсеньев]], И. П. Ювачев (в будущем его сын станет поэтом [[Хармс Даниил Иванович|Даниилом Хармсом]]).


Родители были прекрасно образованными и начитанными людьми. «Как ни был бы скромен бюджет нашей семьи, а в отношении искусства (картин, книг, песен) наш дом всегда был — полная чаша», — вспоминала Н. Н. Матвеева в автобиографической книге «Мяч, оставшийся в небе» (2006). В доме постоянно звучали стихи русских и зарубежных классиков, произведения самой Надежды Тимофеевны, классическая музыка, русские и цыганские песни в исполнении матери. Впоследствии Надежда Тимофеевна научила Новеллу играть на семиструнной гитаре. Отец, революционер и романтик, пытался дать дочери азы политического образования, показывая ей карикатуры и портреты коммунистов (об этом с юмором расскажет Н. Н. Матвеева в книге «Мяч, оставшийся в небе»).
Родители были прекрасно образованными и начитанными людьми. «Как ни был бы скромен бюджет нашей семьи, а в отношении искусства (картин, книг, песен) наш дом всегда был — полная чаша», — вспоминала Н. Н. Матвеева в автобиографической книге «Мяч, оставшийся в небе» (2006). В доме постоянно звучали стихи русских и зарубежных классиков, произведения самой Надежды Тимофеевны, классическая музыка, русские и цыганские песни в исполнении матери. Впоследствии Надежда Тимофеевна научила Новеллу играть на семиструнной гитаре. Отец, революционер и романтик, пытался дать дочери азы политического образования, показывая ей карикатуры и портреты коммунистов (об этом с юмором расскажет Н. Н. Матвеева в книге «Мяч, оставшийся в небе»).
Строка 47: Строка 47:
После войны отец ушел из семьи. Из-за болезни Новелла Матвеева не окончила даже четырех классов, перешла на домашнее обучение. Девушке пришлось стать разнорабочей. В 1950–1957 годах она трудилась на подсобном хозяйстве в детском доме-интернате в Щёлковском районе Подмосковья, после была домработницей в семье военных. В это время она с матерью жила в подмосковном Монино.
После войны отец ушел из семьи. Из-за болезни Новелла Матвеева не окончила даже четырех классов, перешла на домашнее обучение. Девушке пришлось стать разнорабочей. В 1950–1957 годах она трудилась на подсобном хозяйстве в детском доме-интернате в Щёлковском районе Подмосковья, после была домработницей в семье военных. В это время она с матерью жила в подмосковном Монино.


Детдом оставил по себе тяжелые воспоминания: равнодушие начальства, грубость и воровство других работников, полуголодные и плохо одетые воспитанники, «неприветливая, неуютная… детдомовская территория», «жилища сирот, где так и гуляет, бродит нежилой дух». В послесловии к дневниковым записям 1950-х годов она признавалась: «Да, нелегко бывало. Но ведь было не только плохое. (…) Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или (…) разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики» («Пастушеский дневник», 1998).
Детдом оставил по себе тяжелые воспоминания: равнодушие начальства, грубость и воровство других работников, полуголодные и плохо одетые воспитанники, «неприветливая, неуютная… детдомовская территория», «жилища сирот, где так и гуляет, бродит нежилой дух». В послесловии к дневниковым записям 1950-х годов она признавалась:  
 
 
{{цитата|автор=Новелла Матвеева / «Пастушеский дневник», 1998|Да, нелегко бывало. Но ведь было не только плохое. (…) Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или (…) разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики.}}
 


Из-за замкнутости и застенчивости Новелла Матвеева не решалась печататься; долгое время единственными ее слушателями были члены семьи. Одним из первых оценил и поддержал начинающего поэта журналист, писатель и фотограф К. Б. Хакимов. С подачи Н. Н. Матвеева ему удалось уговорить автора послать свои произведения в периодические издания Дальнего Востока. В 1958 году состоялись первые публикации стихов — в газете «Советская Чукотка» и журнале «Енисей».
Из-за замкнутости и застенчивости Новелла Матвеева не решалась печататься; долгое время единственными ее слушателями были члены семьи. Одним из первых оценил и поддержал начинающего поэта журналист, писатель и фотограф К. Б. Хакимов. С подачи Н. Н. Матвеева ему удалось уговорить автора послать свои произведения в периодические издания Дальнего Востока. В 1958 году состоялись первые публикации стихов — в газете «Советская Чукотка» и журнале «Енисей».
Строка 57: Строка 61:
В 1961 году вышла «Лирика. Первая книга стихов»; тогда же Н. Н. Матвеева стала членом Союза писателей СССР. В 1963 году увидел свет второй сборник лирики — «Кораблик». Стихотворение, давшее название этому сборнику, в начале 1960-х годов стало гимном студенческой молодежи.  
В 1961 году вышла «Лирика. Первая книга стихов»; тогда же Н. Н. Матвеева стала членом Союза писателей СССР. В 1963 году увидел свет второй сборник лирики — «Кораблик». Стихотворение, давшее название этому сборнику, в начале 1960-х годов стало гимном студенческой молодежи.  


Новелла Матвеева была постоянным автором журналов «Юность», «Мурзилка».
Новелла Матвеева была постоянным автором журналов «Юность», [[Мурзилка|«Мурзилка»]].


В судьбе Новеллы Матвеевой принимали участие К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, В. А. Чивилихин, Н. К. Старшинов, Б. А. Слуцкий, Ю. П. Воронов, В. Д. Берестов.  
В судьбе Новеллы Матвеевой принимали участие [[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковский]], [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршак]], В. А. Чивилихин, Н. К. Старшинов, Б. А. Слуцкий, Ю. П. Воронов, [[Берестов Валентин Дмитриевич|В. Д. Берестов]].  


На литературных курсах Новелла Матвеева познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Иваном Семеновичем Киуру (1934–1992), происходившим из семьи репрессированных советских финнов-ингерманландцев. В 1963 году Н. Н. Матвеева и И. С. Киуру поженились и прожили вместе почти три десятка лет.
На литературных курсах Новелла Матвеева познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Иваном Семеновичем Киуру (1934–1992), происходившим из семьи репрессированных советских финнов-ингерманландцев. В 1963 году Н. Н. Матвеева и И. С. Киуру поженились и прожили вместе почти три десятка лет.
Строка 66: Строка 70:


«Солнечный зайчик» с предисловием В. Д. Берестова и иллюстрациями Б. П. Кыштымова стал первой книгой для детей в творческой биографии поэта. Заглавное стихотворение сборника посвящено С. Я. Маршаку, стихи которого Новелла Матвеева любила с детства и с которым несколько раз встречалась. Известно, что «Солнечный зайчик» вызвал восторженный отклик у К. И. Чуковского, помогавшего молодому поэту в продвижении стихов и песен. В предисловии к сборнику В. Д. Берестов напишет: «Солнечный зайчик — это как бы взгляд человека, умеющего видеть в жизни поэзию. Поэзию, которая возникает повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд».
«Солнечный зайчик» с предисловием В. Д. Берестова и иллюстрациями Б. П. Кыштымова стал первой книгой для детей в творческой биографии поэта. Заглавное стихотворение сборника посвящено С. Я. Маршаку, стихи которого Новелла Матвеева любила с детства и с которым несколько раз встречалась. Известно, что «Солнечный зайчик» вызвал восторженный отклик у К. И. Чуковского, помогавшего молодому поэту в продвижении стихов и песен. В предисловии к сборнику В. Д. Берестов напишет: «Солнечный зайчик — это как бы взгляд человека, умеющего видеть в жизни поэзию. Поэзию, которая возникает повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Новелла Матвеева">
Файл:Matveeva-Novella (2).jpg|Менуэт / Новелла Матвеева ; художник Е. Герчук
Файл:Matveeva-Novella (3).jpg|Лягушонок Евстигней / Новелла Матвеева
Файл:Matveeva-Novella (4).jpg|Хвала работе : стихотворения / Новелла Матвеева
Файл:Matveeva-Novella (1).jpg|Сторож на маяке / Новелла Матвеева
</gallery></center>


В 1980-х годах у Новеллы Матвеевой вышли «взрослые» сборники «Закон песен», «Страна прибоя» (1983), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), а также книга стихов для детей «Кроличья деревня» с предисловием В. Д. Берестова (1983, 1984).
В 1980-х годах у Новеллы Матвеевой вышли «взрослые» сборники «Закон песен», «Страна прибоя» (1983), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), а также книга стихов для детей «Кроличья деревня» с предисловием В. Д. Берестова (1983, 1984).
Строка 73: Строка 86:
С начала 1960-х годов Н. Н. Матвеева занималась переводами с языков народов СССР и стран соцлагеря: чеченского (Мусбек Кибиев), карачаево-балкарского (Халимат Байрамукова), армянского (Ашот Граши), молдавского (Анатол Кодру), калмыцкого (Бося Сангаджиева, Давид Кугультинов), чешского (Константин Библ). Переводила итальянского поэта эпохи Возрождения Гаспара Стампа, греческого поэта и писателя Костиса Паламаса.
С начала 1960-х годов Н. Н. Матвеева занималась переводами с языков народов СССР и стран соцлагеря: чеченского (Мусбек Кибиев), карачаево-балкарского (Халимат Байрамукова), армянского (Ашот Граши), молдавского (Анатол Кодру), калмыцкого (Бося Сангаджиева, Давид Кугультинов), чешского (Константин Библ). Переводила итальянского поэта эпохи Возрождения Гаспара Стампа, греческого поэта и писателя Костиса Паламаса.


Широкую известность принесли поэту песни собственного сочинения, с которыми Н. Н. Матвеева выступала с конца 50-х. Новелла Матвеева стояла у истоков бардовской песни. По словам Булата Окуджавы, она первая взяла в руки гитару. При этом себя автор предпочитала называть себя «менестрелем» или «полигимником» (по имени музы Полигимнии). Л. З. Лунгина вспоминала, что Н. Н. Матвеева ничем не напоминала «обычную» певицу: «…пела резким, плохо поставленным голосом. (…) Полная, страдавшая хроническим головокружением, не сказать что красивая молодая женщина. Но стоило ей взять гитару и запеть — и слушатели были полностью в ее власти. Она как-то умела обнаружить скрытый лиризм самых обычных вещей. Двери официальной литературы были перед ней закрыты, но ее нонконформизм открыл ей сердца всех, кто ее слушал» («Подстрочник»). Е. А. Евтушенко позднее напишет о Новелле Матвеевой: «Она волшебно поет тоненьким, девчоночьим голосом свои песни под гитару, и, чем больше я старею, тем все больше люблю эти песни» (Строфы века. Антология русской поэзии, 1995). Не имея музыкального образования и не зная нотной грамоты, Новелла Матвеева записывала мелодии, рисуя гриф и помечая на нем аккорды.
Широкую известность принесли поэту песни собственного сочинения, с которыми Н. Н. Матвеева выступала с конца 50-х. Новелла Матвеева стояла у истоков бардовской песни. По словам Булата Окуджавы, она первая взяла в руки гитару. При этом себя автор предпочитала называть себя «менестрелем» или «полигимником» (по имени музы Полигимнии). [[Лунгина Лилианна Зиновьевна|Л. З. Лунгина]] вспоминала, что Н. Н. Матвеева ничем не напоминала «обычную» певицу: «…пела резким, плохо поставленным голосом. (…) Полная, страдавшая хроническим головокружением, не сказать что красивая молодая женщина. Но стоило ей взять гитару и запеть — и слушатели были полностью в ее власти. Она как-то умела обнаружить скрытый лиризм самых обычных вещей. Двери официальной литературы были перед ней закрыты, но ее нонконформизм открыл ей сердца всех, кто ее слушал» («Подстрочник»).  
 
Е. А. Евтушенко позднее напишет о Новелле Матвеевой: «Она волшебно поет тоненьким, девчоночьим голосом свои песни под гитару, и, чем больше я старею, тем все больше люблю эти песни» (Строфы века. Антология русской поэзии, 1995). Не имея музыкального образования и не зная нотной грамоты, Новелла Матвеева записывала мелодии, рисуя гриф и помечая на нем аккорды.


Пластинка «Песни Новеллы Матвеевой», вышедшая в 1966 году и затем не раз переизданная, стала первой записью авторской песни в Советском Союзе. Песни с этой пластинки — «Караван», «Девушка из харчевни», «Цыганка-молдаванка», «Кораблик», «Капитаны без усов» и другие — стали любимыми песнями молодежи.
Пластинка «Песни Новеллы Матвеевой», вышедшая в 1966 году и затем не раз переизданная, стала первой записью авторской песни в Советском Союзе. Песни с этой пластинки — «Караван», «Девушка из харчевни», «Цыганка-молдаванка», «Кораблик», «Капитаны без усов» и другие — стали любимыми песнями молодежи.
Строка 134: Строка 149:
*Матвеева, Н. Н. Мяч, оставшийся в небе : автобиографическая проза, стихи / Новелла Матвеева. — Москва : Молодая гвардия, 2006. — 672 с. — (Близкое прошлое. Библиотека мемуаров).
*Матвеева, Н. Н. Мяч, оставшийся в небе : автобиографическая проза, стихи / Новелла Матвеева. — Москва : Молодая гвардия, 2006. — 672 с. — (Близкое прошлое. Библиотека мемуаров).
*Матвеева, Н. Н. Кроличья деревня / Новелла Матвеева ; иллюстрации Г. Макавеевой. — Москва : Московские учебники, 2008. — 104 с.
*Матвеева, Н. Н. Кроличья деревня / Новелла Матвеева ; иллюстрации Г. Макавеевой. — Москва : Московские учебники, 2008. — 104 с.
*Матвеева, Н. Н. Сторож на маяке / Новелла Матвеева ; эссе Д. Быкова ; иллюстрации Я. Хоревой. — Москва : Москвоведение ; Санкт-Петербург : Детское время, 2014. — 104 с.
*Матвеева, Н. Н. Сторож на маяке / Новелла Матвеева ; эссе Д. Быкова (включен в реестр иностранных агентов распоряжением Минюста России) ; иллюстрации Я. Хоревой. — Москва : Москвоведение ; Санкт-Петербург : Детское время, 2014. — 104 с.
*Матвеева, Н. Н. Мой караван : избранные стихотворения / Новелла Матвеева. — Москва : Этерна, 2015. — 176 с.
*Матвеева, Н. Н. Мой караван : избранные стихотворения / Новелла Матвеева. — Москва : Этерна, 2015. — 176 с.
*Матвеева, Н. Н. Лягушонок Евстигней : стихи / Новелла Матвеева ; художник Г. Белоголовская. — Москва : Махаон, Азбука-Аттикус, 2016. — 72 с.
*Матвеева, Н. Н. Лягушонок Евстигней : стихи / Новелла Матвеева ; художник Г. Белоголовская. — Москва : Махаон, Азбука-Аттикус, 2016. — 72 с.
Строка 181: Строка 196:
*Бельская, Л. Л. «Поэзии чудо босое…»: Новелла Матвеева о поэтическом искусстве / Л. Бельская // Русская речь. — 2017. - № 1. — С. 40–45.
*Бельская, Л. Л. «Поэзии чудо босое…»: Новелла Матвеева о поэтическом искусстве / Л. Бельская // Русская речь. — 2017. - № 1. — С. 40–45.
*Соколова, И. Авторская песня: от экзотики к утопии : [о творчестве М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А. Дольского, Н. Матвеевой, Л. Семакова и др.] / И. Соколова // Вопросы литературы. — 2022. — № 1. — С. 139–156.
*Соколова, И. Авторская песня: от экзотики к утопии : [о творчестве М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А. Дольского, Н. Матвеевой, Л. Семакова и др.] / И. Соколова // Вопросы литературы. — 2022. — № 1. — С. 139–156.
*[https://proza.ru/2016/12/04/2175 Елин, Георгий. Новелла Матвеева] / Г. Елин. — Текст : электронный // Проза.ру : сайт.  
*Елин, Георгий. Новелла Матвеева / Г. Елин. — Текст : электронный // Проза.ру : сайт.  
*[http://www.slovoart.ru/node/1269 Зилова, К. О семье Матвеевых и ее роли в развитии культуры на Дальнем Востоке] / К. Зилова. — Текст : электронный // Словесница искусств : региональный культурно-просветительский журнал. — 2000. — № 2(6).
*«Мы, люди с гитарой, были осенены ее лучом». Вероника Долина, Павел Крючков, Ирина Евса вспоминают поэтессу Новеллу Матвееву. — Текст : электронный // Известия. — 2016. — 16 сентября.
*[https://iz.ru/news/630695 «Мы, люди с гитарой, были осенены ее лучом». Вероника Долина, Павел Крючков, Ирина Евса вспоминают поэтессу Новеллу Матвееву.] — Текст : электронный // Известия. — 2016. — 16 сентября.
*Нодель, Ф. А. «Кому сам Хронос не указ» : Новелла Матвеева и Иван Киуру / Ф. Нодель. — Текст : электронный // Литература : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2009. — № 18.
*[http://lit.1september.ru/article.php?ID=200901803 Нодель, Ф. А. «Кому сам Хронос не указ» : Новелла Матвеева и Иван Киуру] / Ф. Нодель. — Текст : электронный // Литература : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2009. — № 18.
*Шолох, Е. Летописец старого Владивостока / Е. Шолох. — Текст : электронный // Конкурент. — 2006. — 12 сентября.
*[https://konkurent.ru/article/5526 Шолох, Е. Летописец старого Владивостока] / Е. Шолох. — Текст : электронный // Конкурент. — 2006. — 12 сентября.


==Награды, премии==
==Награды, премии==
Строка 192: Строка 206:
*2002 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы (за сборник стихотворений «Жасмин», 2001)
*2002 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы (за сборник стихотворений «Жасмин», 2001)
*2014 — Премия имени Корнея Чуковского за выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе.
*2014 — Премия имени Корнея Чуковского за выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе.
[[Category:Писатели]]
[[Category:Переводчики]]

Навигация