Матвеева Новелла Николаевна: различия между версиями

Строка 33: Строка 33:


У Н. Н. Матвеевой было две сестры и брат. Редкие имена (Новелла, Светлана, Роза-Лиана и Роальд) дал отец — «Дон Кихот», «один из последних романтиков нашего трудного времени», как писала Навелла Матвеева в своем «Пастушеском дневнике» (1998).
У Н. Н. Матвеевой было две сестры и брат. Редкие имена (Новелла, Светлана, Роза-Лиана и Роальд) дал отец — «Дон Кихот», «один из последних романтиков нашего трудного времени», как писала Навелла Матвеева в своем «Пастушеском дневнике» (1998).
Во Владивостокском доме деда среди гостей бывали А. П. Чехов, В. К. Арсеньев, И. П. Ювачев (в будущем его сын станет поэтом Даниилом Хармсом).
Во Владивостокском доме деда среди гостей бывали А. П. Чехов, [[Арсеньев Владимир Клавдиевич|В. К. Арсеньев]], И. П. Ювачев (в будущем его сын станет поэтом [[Хармс Даниил Иванович|Даниилом Хармсом]]).


Родители были прекрасно образованными и начитанными людьми. «Как ни был бы скромен бюджет нашей семьи, а в отношении искусства (картин, книг, песен) наш дом всегда был — полная чаша», — вспоминала Н. Н. Матвеева в автобиографической книге «Мяч, оставшийся в небе» (2006). В доме постоянно звучали стихи русских и зарубежных классиков, произведения самой Надежды Тимофеевны, классическая музыка, русские и цыганские песни в исполнении матери. Впоследствии Надежда Тимофеевна научила Новеллу играть на семиструнной гитаре. Отец, революционер и романтик, пытался дать дочери азы политического образования, показывая ей карикатуры и портреты коммунистов (об этом с юмором расскажет Н. Н. Матвеева в книге «Мяч, оставшийся в небе»).
Родители были прекрасно образованными и начитанными людьми. «Как ни был бы скромен бюджет нашей семьи, а в отношении искусства (картин, книг, песен) наш дом всегда был — полная чаша», — вспоминала Н. Н. Матвеева в автобиографической книге «Мяч, оставшийся в небе» (2006). В доме постоянно звучали стихи русских и зарубежных классиков, произведения самой Надежды Тимофеевны, классическая музыка, русские и цыганские песни в исполнении матери. Впоследствии Надежда Тимофеевна научила Новеллу играть на семиструнной гитаре. Отец, революционер и романтик, пытался дать дочери азы политического образования, показывая ей карикатуры и портреты коммунистов (об этом с юмором расскажет Н. Н. Матвеева в книге «Мяч, оставшийся в небе»).
Строка 47: Строка 47:
После войны отец ушел из семьи. Из-за болезни Новелла Матвеева не окончила даже четырех классов, перешла на домашнее обучение. Девушке пришлось стать разнорабочей. В 1950–1957 годах она трудилась на подсобном хозяйстве в детском доме-интернате в Щёлковском районе Подмосковья, после была домработницей в семье военных. В это время она с матерью жила в подмосковном Монино.
После войны отец ушел из семьи. Из-за болезни Новелла Матвеева не окончила даже четырех классов, перешла на домашнее обучение. Девушке пришлось стать разнорабочей. В 1950–1957 годах она трудилась на подсобном хозяйстве в детском доме-интернате в Щёлковском районе Подмосковья, после была домработницей в семье военных. В это время она с матерью жила в подмосковном Монино.


Детдом оставил по себе тяжелые воспоминания: равнодушие начальства, грубость и воровство других работников, полуголодные и плохо одетые воспитанники, «неприветливая, неуютная… детдомовская территория», «жилища сирот, где так и гуляет, бродит нежилой дух». В послесловии к дневниковым записям 1950-х годов она признавалась: «Да, нелегко бывало. Но ведь было не только плохое. (…) Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или (…) разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики» («Пастушеский дневник», 1998).
Детдом оставил по себе тяжелые воспоминания: равнодушие начальства, грубость и воровство других работников, полуголодные и плохо одетые воспитанники, «неприветливая, неуютная… детдомовская территория», «жилища сирот, где так и гуляет, бродит нежилой дух». В послесловии к дневниковым записям 1950-х годов она признавалась:  
 
 
{{цитата|автор=Новелла Матвеева / «Пастушеский дневник», 1998|Да, нелегко бывало. Но ведь было не только плохое. (…) Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или (…) разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики.}}
 


Из-за замкнутости и застенчивости Новелла Матвеева не решалась печататься; долгое время единственными ее слушателями были члены семьи. Одним из первых оценил и поддержал начинающего поэта журналист, писатель и фотограф К. Б. Хакимов. С подачи Н. Н. Матвеева ему удалось уговорить автора послать свои произведения в периодические издания Дальнего Востока. В 1958 году состоялись первые публикации стихов — в газете «Советская Чукотка» и журнале «Енисей».
Из-за замкнутости и застенчивости Новелла Матвеева не решалась печататься; долгое время единственными ее слушателями были члены семьи. Одним из первых оценил и поддержал начинающего поэта журналист, писатель и фотограф К. Б. Хакимов. С подачи Н. Н. Матвеева ему удалось уговорить автора послать свои произведения в периодические издания Дальнего Востока. В 1958 году состоялись первые публикации стихов — в газете «Советская Чукотка» и журнале «Енисей».
Строка 59: Строка 63:
Новелла Матвеева была постоянным автором журналов «Юность», «Мурзилка».
Новелла Матвеева была постоянным автором журналов «Юность», «Мурзилка».


В судьбе Новеллы Матвеевой принимали участие К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, В. А. Чивилихин, Н. К. Старшинов, Б. А. Слуцкий, Ю. П. Воронов, В. Д. Берестов.  
В судьбе Новеллы Матвеевой принимали участие [[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковский]], [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршак]], В. А. Чивилихин, Н. К. Старшинов, Б. А. Слуцкий, Ю. П. Воронов, [[Берестов Валентин Дмитриевич|В. Д. Берестов]].  


На литературных курсах Новелла Матвеева познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Иваном Семеновичем Киуру (1934–1992), происходившим из семьи репрессированных советских финнов-ингерманландцев. В 1963 году Н. Н. Матвеева и И. С. Киуру поженились и прожили вместе почти три десятка лет.
На литературных курсах Новелла Матвеева познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Иваном Семеновичем Киуру (1934–1992), происходившим из семьи репрессированных советских финнов-ингерманландцев. В 1963 году Н. Н. Матвеева и И. С. Киуру поженились и прожили вместе почти три десятка лет.
Строка 73: Строка 77:
С начала 1960-х годов Н. Н. Матвеева занималась переводами с языков народов СССР и стран соцлагеря: чеченского (Мусбек Кибиев), карачаево-балкарского (Халимат Байрамукова), армянского (Ашот Граши), молдавского (Анатол Кодру), калмыцкого (Бося Сангаджиева, Давид Кугультинов), чешского (Константин Библ). Переводила итальянского поэта эпохи Возрождения Гаспара Стампа, греческого поэта и писателя Костиса Паламаса.
С начала 1960-х годов Н. Н. Матвеева занималась переводами с языков народов СССР и стран соцлагеря: чеченского (Мусбек Кибиев), карачаево-балкарского (Халимат Байрамукова), армянского (Ашот Граши), молдавского (Анатол Кодру), калмыцкого (Бося Сангаджиева, Давид Кугультинов), чешского (Константин Библ). Переводила итальянского поэта эпохи Возрождения Гаспара Стампа, греческого поэта и писателя Костиса Паламаса.


Широкую известность принесли поэту песни собственного сочинения, с которыми Н. Н. Матвеева выступала с конца 50-х. Новелла Матвеева стояла у истоков бардовской песни. По словам Булата Окуджавы, она первая взяла в руки гитару. При этом себя автор предпочитала называть себя «менестрелем» или «полигимником» (по имени музы Полигимнии). Л. З. Лунгина вспоминала, что Н. Н. Матвеева ничем не напоминала «обычную» певицу: «…пела резким, плохо поставленным голосом. (…) Полная, страдавшая хроническим головокружением, не сказать что красивая молодая женщина. Но стоило ей взять гитару и запеть — и слушатели были полностью в ее власти. Она как-то умела обнаружить скрытый лиризм самых обычных вещей. Двери официальной литературы были перед ней закрыты, но ее нонконформизм открыл ей сердца всех, кто ее слушал» («Подстрочник»). Е. А. Евтушенко позднее напишет о Новелле Матвеевой: «Она волшебно поет тоненьким, девчоночьим голосом свои песни под гитару, и, чем больше я старею, тем все больше люблю эти песни» (Строфы века. Антология русской поэзии, 1995). Не имея музыкального образования и не зная нотной грамоты, Новелла Матвеева записывала мелодии, рисуя гриф и помечая на нем аккорды.
Широкую известность принесли поэту песни собственного сочинения, с которыми Н. Н. Матвеева выступала с конца 50-х. Новелла Матвеева стояла у истоков бардовской песни. По словам Булата Окуджавы, она первая взяла в руки гитару. При этом себя автор предпочитала называть себя «менестрелем» или «полигимником» (по имени музы Полигимнии). [[Лунгина Лилианна Зиновьевна|Л. З. Лунгина]] вспоминала, что Н. Н. Матвеева ничем не напоминала «обычную» певицу: «…пела резким, плохо поставленным голосом. (…) Полная, страдавшая хроническим головокружением, не сказать что красивая молодая женщина. Но стоило ей взять гитару и запеть — и слушатели были полностью в ее власти. Она как-то умела обнаружить скрытый лиризм самых обычных вещей. Двери официальной литературы были перед ней закрыты, но ее нонконформизм открыл ей сердца всех, кто ее слушал» («Подстрочник»).  
 
Е. А. Евтушенко позднее напишет о Новелле Матвеевой: «Она волшебно поет тоненьким, девчоночьим голосом свои песни под гитару, и, чем больше я старею, тем все больше люблю эти песни» (Строфы века. Антология русской поэзии, 1995). Не имея музыкального образования и не зная нотной грамоты, Новелла Матвеева записывала мелодии, рисуя гриф и помечая на нем аккорды.


Пластинка «Песни Новеллы Матвеевой», вышедшая в 1966 году и затем не раз переизданная, стала первой записью авторской песни в Советском Союзе. Песни с этой пластинки — «Караван», «Девушка из харчевни», «Цыганка-молдаванка», «Кораблик», «Капитаны без усов» и другие — стали любимыми песнями молодежи.
Пластинка «Песни Новеллы Матвеевой», вышедшая в 1966 году и затем не раз переизданная, стала первой записью авторской песни в Советском Союзе. Песни с этой пластинки — «Караван», «Девушка из харчевни», «Цыганка-молдаванка», «Кораблик», «Капитаны без усов» и другие — стали любимыми песнями молодежи.

Навигация