44 594
правки
(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Муха Рената Григорьевна |Портрет = <!-- в…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 23: | Строка 23: | ||
'''Вера Владимировна Павлова''' — художник, книжный график. | '''Вера Владимировна Павлова''' — художник, книжный график. | ||
== Биография == | == Биография == | ||
Вера Владимировна Павлова родилась 1 января 1952 года в Читинской области. В юности переехала в Ленинград. В 1977 году | Вера Владимировна Павлова родилась 1 января 1952 года в Читинской области. В юности переехала в Ленинград. В 1977 году окончила Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. С 1984 по 1987 год была членом Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) — ленинградского объединения художников-нонконформистов. Участвовала в выставках ТЭИИ. Первая персональная выставка прошла в 1987 году в Елагином дворце в Ленинграде. Первые награды получила на студийных конкурсах за диафильмы «Шапочное знакомство» (об истории головных уборов; 1985 г.) и «Русские народные крестьянские праздники и обряды» (1989). | ||
Первая иллюстрированная Верой Павловой книга вышла в Нальчике в 1982 году — сказка Х.К. Андерсена «Дюймовочка». Затем — маленькие сборники детских стихов: «Азбука» Виктора Лунина (Детская литература, 1987), две книги дальневосточных авторов — «Птичьи хлопоты» Василия Морозова (Хабаровск, 1989) и «Вьюнок» Елены Неменко (Хабаровск, 1990); «Про больших и маленьких» Георгия Ладонщикова (Детская литература, 1990) и «Было тихо» Новеллы Матвеевой (Детская литература, 1993). В 1991 году — две сказки: «Конёк-горбунок» П.П. Ершова (Хабаровск, 1991) и «Петушок — золотой гребешок» (Санкт-Петербург, 1991). | Первая иллюстрированная Верой Павловой книга вышла в Нальчике в 1982 году — сказка Х.К. Андерсена «Дюймовочка». Затем — маленькие сборники детских стихов: «Азбука» Виктора Лунина (Детская литература, 1987), две книги дальневосточных авторов — «Птичьи хлопоты» Василия Морозова (Хабаровск, 1989) и «Вьюнок» Елены Неменко (Хабаровск, 1990); «Про больших и маленьких» Георгия Ладонщикова (Детская литература, 1990) и «Было тихо» Новеллы Матвеевой (Детская литература, 1993). В 1991 году — две сказки: «Конёк-горбунок» П.П. Ершова (Хабаровск, 1991) и «Петушок — золотой гребешок» (Санкт-Петербург, 1991). | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
В 1991 году «Детская литература» издала книгу «У сестрички в гостях», в которую вошли рассказы и повесть Александра Фёдоровича Шишова о деревенской жизни середины ХХ века. | В 1991 году «Детская литература» издала книгу «У сестрички в гостях», в которую вошли рассказы и повесть Александра Фёдоровича Шишова о деревенской жизни середины ХХ века. | ||
В 1992 году в санкт-петербургском отделении «Художественной литературы» вышло миниатюрное издание «Своеручных записок княгини Натальи Борисовны Долгорукой» — мемуаров, написанных в середине XVIII века. Иллюстрируя | В 1992 году в санкт-петербургском отделении «Художественной литературы» вышло миниатюрное издание «Своеручных записок княгини Натальи Борисовны Долгорукой» — мемуаров, написанных в середине XVIII века. Иллюстрируя книгу, Вера Павлова ориентировалась на старинную акварельную миниатюру. | ||
К 1995 году относится первое издание стихотворений Виктора Лунина к «Детскому альбому» Петра Ильича Чайковского, иллюстрированное Верой Павловой. По словам искусствоведа Марии Халтунен, «в этой книге Вера Павлова вдохновлялась русской наивной живописью второй половины XIX века, его кратким периодом мира и покоя». Книга удостоена диплома конкурса «Наш отчий дом». | К 1995 году относится первое издание стихотворений Виктора Лунина к «Детскому альбому» Петра Ильича Чайковского, иллюстрированное Верой Павловой. По словам искусствоведа Марии Халтунен, «в этой книге Вера Павлова вдохновлялась русской наивной живописью второй половины XIX века, его кратким периодом мира и покоя». Книга удостоена диплома конкурса «Наш отчий дом». | ||
Строка 37: | Строка 37: | ||
Сказочная стихия, знание старины и оригинальность стиля — всё это характерно для иллюстраций к собранию сказок Алексея Михайловича Ремизова «Посолонь» (Издательство Ивана Лимбаха, 1996). За эту работу Вера Павлова награждена дипломом Всероссийского конкурса «Искусство книги» и так называемой «Тарелкой» (BIB Plaque) Международной биеннале иллюстрации в Братиславе. | Сказочная стихия, знание старины и оригинальность стиля — всё это характерно для иллюстраций к собранию сказок Алексея Михайловича Ремизова «Посолонь» (Издательство Ивана Лимбаха, 1996). За эту работу Вера Павлова награждена дипломом Всероссийского конкурса «Искусство книги» и так называемой «Тарелкой» (BIB Plaque) Международной биеннале иллюстрации в Братиславе. | ||
Нередко иллюстрации Веры Павловой попадали в печать значительно позже, чем были сделаны. Многие работы остались неопубликованными. Некоторые книги с её иллюстрациями до сих пор не переиздавались | Нередко иллюстрации Веры Павловой попадали в печать значительно позже, чем были сделаны. Многие работы остались неопубликованными. Некоторые книги с её иллюстрациями до сих пор не переиздавались. | ||
Иллюстрации к детским стихам Осипа Мандельштама Вера Павлова подготовила в 1989—1990 году. Книга «Сонные трамваи» издана более чем через двадцать лет (Санкт-Петербург : Вита Нова, 2012). В послесловии к ней Дмитрий Северюхин рассказывает о прежних иллюстраторах детских книг Мандельштама (М.В. Добужинском, Б.В. Эндере, Н.Ф. Лапшине, В.К. Изенберге) и отмечает, что в основе интерпретации В.В. Павловой лежит романтическое представление об эпохе 20-х годов: | Иллюстрации к детским стихам Осипа Мандельштама Вера Павлова подготовила в 1989—1990 году. Книга «Сонные трамваи» издана более чем через двадцать лет (Санкт-Петербург : Вита Нова, 2012). В послесловии к ней историк русской культуры Дмитрий Северюхин рассказывает о прежних иллюстраторах детских книг Мандельштама (М.В. Добужинском, Б.В. Эндере, Н.Ф. Лапшине, В.К. Изенберге) и отмечает, что в основе интерпретации В.В. Павловой лежит романтическое представление об эпохе 20-х годов: | ||
«Историко-бытовые аллюзии, насыщающие работу Веры Павловой, дополняются легко читаемыми художественными реминисценциями — на отдельных страницах отчётливо слышится то филоновская, то шагаловская, то лебедевская интонация, улавливаются цитаты из классических образцов советского искусства ранних 1920-х годов. Так, кондукторша с катушками проездных билетов на груди как будто пришла сюда из знаменитой работы Александра Самохвалова, а боевой матрос с супругой, застывшие перед нами, точно перед фотообъективом, — из памятного «Семейного портрета» Фёдора Богородского; ребристый железный чайник, кажется, перебрался в книгу из натюрмортов Петрова-Водкина, а весёлый трамвайчик с пассажирами подкатил к остановке из картины забытого ныне Самуила Адливанкина». | «Историко-бытовые аллюзии, насыщающие работу Веры Павловой, дополняются легко читаемыми художественными реминисценциями — на отдельных страницах отчётливо слышится то филоновская, то шагаловская, то лебедевская интонация, улавливаются цитаты из классических образцов советского искусства ранних 1920-х годов. Так, кондукторша с катушками проездных билетов на груди как будто пришла сюда из знаменитой работы Александра Самохвалова, а боевой матрос с супругой, застывшие перед нами, точно перед фотообъективом, — из памятного «Семейного портрета» Фёдора Богородского; ребристый железный чайник, кажется, перебрался в книгу из натюрмортов Петрова-Водкина, а весёлый трамвайчик с пассажирами подкатил к остановке из картины забытого ныне Самуила Адливанкина». |