46 112
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| Строка 29: | Строка 29: | ||
Отец будущего писателя в молодости работал на гранитных карьерах в Запорожье; после гражданской войны уехал на Кавказ, где закончил рабфак и стал горным инженером. Туда же в начале коллективизации переехала из Запорожья невеста Шурко, Дарья Третьякова. Молодая семья поселилась в Кахетии, на реке Алазани, в старой крепости. | Отец будущего писателя в молодости работал на гранитных карьерах в Запорожье; после гражданской войны уехал на Кавказ, где закончил рабфак и стал горным инженером. Туда же в начале коллективизации переехала из Запорожья невеста Шурко, Дарья Третьякова. Молодая семья поселилась в Кахетии, на реке Алазани, в старой крепости. | ||
{{цитата|автор=Илья Шурко / Автобиография «Мои сказки — моя исповедь»|В Грузии я прожил 3–4 года. Говорить по-грузински не научился. Но на всю жизнь полюбил многоголосое грузинское пение, полюбил небо, горы, реки.}} | |||
Позднее отец переехал в Москву, чтобы работать на Метрострое. Семья жила сначала в поселке Красково возле подмосковной Малаховки, потом в Старом Зарядье (Псковская ул., д. 7). | |||
Во второй половине 30-х годов, когда началась масштабная реконструкция города, старые здания в Зарядье стали сносить. Семье Шурко выделили участок земли и деньги на строительство дома в Купавне. Однако обжиться на новом месте не удалось, началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, Илья с матерью остались в Москве: «Мы вернулись в уцелевший дом. Забили фанерой окна, отыскали на развалке подходящие двери и стали бороться с голодом, холодом и немецкими «Люфтваффе» («Мои сказки — моя исповедь»). «Зарядьевский треугольник» между Кремлем, МОГЭС и ЦК Партии подвергался сильным бомбардировкам; на ночь Илье и его матери приходилось прятаться в метро «Дзержинская». «Хорошо помню бомбежки, страх. Ребенком я пытался гасить зажигалки», — рассказывал И. И. Шурко («Я вечный ученик и неисправимый романтик», «Учительская газета», № 5 от 29 января 2002). | Во второй половине 30-х годов, когда началась масштабная реконструкция города, старые здания в Зарядье стали сносить. Семье Шурко выделили участок земли и деньги на строительство дома в Купавне. Однако обжиться на новом месте не удалось, началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, Илья с матерью остались в Москве: «Мы вернулись в уцелевший дом. Забили фанерой окна, отыскали на развалке подходящие двери и стали бороться с голодом, холодом и немецкими «Люфтваффе» («Мои сказки — моя исповедь»). «Зарядьевский треугольник» между Кремлем, МОГЭС и ЦК Партии подвергался сильным бомбардировкам; на ночь Илье и его матери приходилось прятаться в метро «Дзержинская». «Хорошо помню бомбежки, страх. Ребенком я пытался гасить зажигалки», — рассказывал И. И. Шурко («Я вечный ученик и неисправимый романтик», «Учительская газета», № 5 от 29 января 2002). | ||
| Строка 47: | Строка 51: | ||
Проработав два года в «Берегах», И. И. Шурко сдал экзамены и поступил в только что открывшуюся аспирантуру Института океанологии. В 1960 году вышел в первый атлантический рейс на научно-исследовательских судах «Пётр Лебедев» и «Сергей Вавилов», проводивших съёмку рельефа дна. Участвовал в исследованиях, позволивших составить первые минералогические карты дна Атлантического океан. «Проплавал с перерывами в морях и океанах <…> тридцать лет и три года» («Мои сказки — моя исповедь»), опускался на морское дно. В 1969 году защитил диссертацию «Минералогические зоны и провинции в современных осадках Атлантического океана» и стал кандидатом геолого-минералогических наук. Опубликовал около ста научных статей, в соавторстве с А. В. Ильиным и В. В. Орленком написал книгу «Петрофизика дна Мирового океана» (1992). | Проработав два года в «Берегах», И. И. Шурко сдал экзамены и поступил в только что открывшуюся аспирантуру Института океанологии. В 1960 году вышел в первый атлантический рейс на научно-исследовательских судах «Пётр Лебедев» и «Сергей Вавилов», проводивших съёмку рельефа дна. Участвовал в исследованиях, позволивших составить первые минералогические карты дна Атлантического океан. «Проплавал с перерывами в морях и океанах <…> тридцать лет и три года» («Мои сказки — моя исповедь»), опускался на морское дно. В 1969 году защитил диссертацию «Минералогические зоны и провинции в современных осадках Атлантического океана» и стал кандидатом геолого-минералогических наук. Опубликовал около ста научных статей, в соавторстве с А. В. Ильиным и В. В. Орленком написал книгу «Петрофизика дна Мирового океана» (1992). | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Илья Шурко"> | |||
Файл:SHurko-Ilya (1).jpg|Сказки и были о морях и океанах / Илья Шурко ; худож. Е. Ванзина | |||
Файл:SHurko-Ilya (4).jpg|Новая Зооландия / Илья Шурко | |||
Файл:SHurko-Ilya (2).jpg|Сотворение мира / Илья Шурко ; худ. Г. Калиновский | |||
Файл:SHurko-Ilya (3).jpg|Секундочка / Илья Шурко ; иллюстрации В. Перцов | |||
</gallery></center> | |||
В перерывах между дальними плаваниями Илья Шурко исследовал моря СССР, много путешествовал по стране; ездил, часто с семьёй, в Прибалтику, Молдавию, Среднюю Азию, на Украину, Кавказ, Дальний Восток. | В перерывах между дальними плаваниями Илья Шурко исследовал моря СССР, много путешествовал по стране; ездил, часто с семьёй, в Прибалтику, Молдавию, Среднюю Азию, на Украину, Кавказ, Дальний Восток. | ||
| Строка 52: | Строка 65: | ||
Однако наука, по признанию И. И. Шурко, всегда оставалась для него «своего рода повинностью за предоставленную возможность путешествовать» («Мои сказки — моя исповедь»). «В чистую науку у меня постоянно вмешивается фантазия. В своем первом отчете о морских берегах я описывал, как “живое” море борется с “живым” берегом. Камни, обрушиваясь в воду, снова встают на защиту берега. Профессор не оценил мое творчество», — вспоминал Илья Ильич («Я вечный ученик и неисправимый романтик»). Научно-популярная статья «Звук и море», опубликованная в журнале «Юность» (№ 5, май 1963), также была раскритикована за «недостаточно научный» стиль изложения. | Однако наука, по признанию И. И. Шурко, всегда оставалась для него «своего рода повинностью за предоставленную возможность путешествовать» («Мои сказки — моя исповедь»). «В чистую науку у меня постоянно вмешивается фантазия. В своем первом отчете о морских берегах я описывал, как “живое” море борется с “живым” берегом. Камни, обрушиваясь в воду, снова встают на защиту берега. Профессор не оценил мое творчество», — вспоминал Илья Ильич («Я вечный ученик и неисправимый романтик»). Научно-популярная статья «Звук и море», опубликованная в журнале «Юность» (№ 5, май 1963), также была раскритикована за «недостаточно научный» стиль изложения. | ||
Реализовать свой творческий потенциал Илье Шурко помог случай. В Гурзуфском лесничестве ему вместе с приятелем пришлось перегонять мулов на съемочную площадку, где снимался фильм «Здравствуйте, дети!» (1962). Режиссер М. С. Донской предложил обоим поработать в «Артеке», в отряде, от которого, как выяснилось позднее, отказались все воспитатели. «Ребята там были непростые, активные, неуправляемые, но небезынтересные», — рассказывал Илья Шурко («Я вечный ученик и неисправимый романтик»). Среди воспитанников Ильи Ильича были режиссёр П. Г. Чухрай, актёры А. Д. Жарков и М. Б. Янушевич, Тито Ромалио-младший и его брат Михаил (Лол), игравшие чернокожих героев в советских фильмах, кинооператор М. И. Биц, дипломат В. С. Микоян — внук советского государственного деятеля. Чтобы успокоить детей перед сном, Илья Ильич сочинял и рассказывал им сказки. В «Артеке» была создана «Секундочка» — сказочная история, в которой действовали персонификации разных оттенков времени (от девочки Секундочки до старухи Эры). Отец одного из детей — критик и литературовед Б. А. Бялик — услышал сказку и попросил её записать, после чего отвёз произведение в Москву и показал Л. А. Кассилю. Лев Кассиль помог опубликовать «Секундочку». | Реализовать свой творческий потенциал Илье Шурко помог случай. В Гурзуфском лесничестве ему вместе с приятелем пришлось перегонять мулов на съемочную площадку, где снимался фильм «Здравствуйте, дети!» (1962). Режиссер М. С. Донской предложил обоим поработать в «Артеке», в отряде, от которого, как выяснилось позднее, отказались все воспитатели. «Ребята там были непростые, активные, неуправляемые, но небезынтересные», — рассказывал Илья Шурко («Я вечный ученик и неисправимый романтик»). Среди воспитанников Ильи Ильича были режиссёр П. Г. Чухрай, актёры А. Д. Жарков и М. Б. Янушевич, Тито Ромалио-младший и его брат Михаил (Лол), игравшие чернокожих героев в советских фильмах, кинооператор М. И. Биц, дипломат В. С. Микоян — внук советского государственного деятеля. Чтобы успокоить детей перед сном, Илья Ильич сочинял и рассказывал им сказки. В «Артеке» была создана «Секундочка» — сказочная история, в которой действовали персонификации разных оттенков времени (от девочки Секундочки до старухи Эры). Отец одного из детей — критик и литературовед Б. А. Бялик — услышал сказку и попросил её записать, после чего отвёз произведение в Москву и показал [[Кассиль Лев Абрамович|Л. А. Кассилю]]. Лев Кассиль помог опубликовать «Секундочку». | ||
В 1964 году в «Литературной России» вышли сказки «О том, как Обиду обидели» (31 июля, иллюстрации Е. П. Позднева) и «Секундочка» (9 октября, иллюстрации Л. Смехова). Марк Донской порекомендовал Илью Шурко на сценарный факультет ВГИК, но Илья Ильич, проучившись полтора года, по собственному желанию ушел из института. | В 1964 году в «Литературной России» вышли сказки «О том, как Обиду обидели» (31 июля, иллюстрации Е. П. Позднева) и «Секундочка» (9 октября, иллюстрации Л. Смехова). Марк Донской порекомендовал Илью Шурко на сценарный факультет ВГИК, но Илья Ильич, проучившись полтора года, по собственному желанию ушел из института. | ||
«Секундочка» сделала имя И. И. Шурко известным. Сказка выходила отдельным изданием в 1971 году с иллюстрациями В. В. Перцова, а также в 1987 году с иллюстрациями В. Н. Рыжова. В 1969 году появился одноименный диафильм с рисунками Э. Е. Беньяминсона. Сказка записывалась на грампластинки (в исполнении Олега Герасимова). | «Секундочка» сделала имя И. И. Шурко известным. Сказка выходила отдельным изданием в 1971 году с иллюстрациями [[Перцов Владимир Валерьевич|В. В. Перцова]], а также в 1987 году с иллюстрациями В. Н. Рыжова. В 1969 году появился одноименный диафильм с рисунками Э. Е. Беньяминсона. Сказка записывалась на грампластинки (в исполнении Олега Герасимова). | ||
Илья Ильич Шурко не стремился стать профессиональным литератором, хотя был принят в Союз писателей СССР (удостоверение Союза вручал С. В. Михалков). Сам сказочник объяснял своё нежелание «опрофессионалиться» тем, что мог сочинять «только так, как Бог на душу положит» и не любил редакторское вмешательство в свои тексты. Своими учителями И. И. Шурко считал великих сказочников прошлого, прежде всего — Х. К. Андерсена. «Легенда о безмолвном море и говорящих скалах» и «Скромное платье короля» Ильи Шурко представляют вариации на темы сказок «Русалочка» и «Новое платье короля»; «андерсеновские» приемы и интонации угадываются в сказке «Приключения Песчинки». Подобно произведениям датского писателя, сказки и легенды И. И. Шурко содержат философский подтекст; в них нередок печальный финал. «Прекрасный Дюлбрев» наследуют традициям народной сказки и произведений Р. Киплинга («Отчего у верблюда горб»); русский фольклор отразился в сказке «О том, как Обиду обидели». | Илья Ильич Шурко не стремился стать профессиональным литератором, хотя был принят в Союз писателей СССР (удостоверение Союза вручал С. В. Михалков). Сам сказочник объяснял своё нежелание «опрофессионалиться» тем, что мог сочинять «только так, как Бог на душу положит» и не любил редакторское вмешательство в свои тексты. Своими учителями И. И. Шурко считал великих сказочников прошлого, прежде всего — [[Андерсен Ханс Кристиан|Х. К. Андерсена]]. «Легенда о безмолвном море и говорящих скалах» и «Скромное платье короля» Ильи Шурко представляют вариации на темы сказок «Русалочка» и «Новое платье короля»; «андерсеновские» приемы и интонации угадываются в сказке «Приключения Песчинки». Подобно произведениям датского писателя, сказки и легенды И. И. Шурко содержат философский подтекст; в них нередок печальный финал. «Прекрасный Дюлбрев» наследуют традициям народной сказки и произведений Р. Киплинга («Отчего у верблюда горб»); русский фольклор отразился в сказке «О том, как Обиду обидели». | ||
Положение «вечного ученика», «любителя» давало свободу, но имело и свою оборотную сторону. Попытка опубликовать уже напечатанные в разных периодических изданиях сказки под одной обложкой окончилась неудачей; один из редакторов, возвращая рукопись, заметил: «Похоже, что эти сказки писали десять авторов из десяти стран» («Я вечный ученик и неисправимый романтик»). | Положение «вечного ученика», «любителя» давало свободу, но имело и свою оборотную сторону. Попытка опубликовать уже напечатанные в разных периодических изданиях сказки под одной обложкой окончилась неудачей; один из редакторов, возвращая рукопись, заметил: «Похоже, что эти сказки писали десять авторов из десяти стран» («Я вечный ученик и неисправимый романтик»). | ||
| Строка 64: | Строка 77: | ||
В 90-х годах И. И. Шурко начал издавать книги за свои деньги. В 1990 году Илья Ильич издал сборник взрослых лирических стихов «Плач плачей», обозначив новый вектор своей творческой деятельности: «Издание носит благотворительный характер. Доход от сборника поступит в фонд памятника «Распадающейся семье»». В том же году вышли небольшие сборники «Грустные сказки» и «Живые легенды». В 1992 году — «литературно-географический атлас» «Сказки и были о Великом Океане», в 1993 — «Солнечный мальчик. Краткая энциклопедия волшебного детства». | В 90-х годах И. И. Шурко начал издавать книги за свои деньги. В 1990 году Илья Ильич издал сборник взрослых лирических стихов «Плач плачей», обозначив новый вектор своей творческой деятельности: «Издание носит благотворительный характер. Доход от сборника поступит в фонд памятника «Распадающейся семье»». В том же году вышли небольшие сборники «Грустные сказки» и «Живые легенды». В 1992 году — «литературно-географический атлас» «Сказки и были о Великом Океане», в 1993 — «Солнечный мальчик. Краткая энциклопедия волшебного детства». | ||
В конце 90-х годах И. И. Шурко собрал все написанные им произведения в цикл «Сотворение мира». В «Сотворении мира» писатель соединяет сказочное и познавательное начала, переходит от детской сказки к легенде и космогоническому мифу. В 1997 году появилась первая книга авторского цикла — «Утро вселенной: сказочное природоведение» (с иллюстрациями В. В. Перцова). В цикле «Утро вселенной» автор расположил свои сказки по дням творения, сопроводив произведения эпиграфами из Библии. М. А. Константиновский, популяризатор науки и создатель цикла детских радиопередач КОАПП, писал в предисловии: «Сотворение Мира — книга необыкновенная. <…> Её можно читать с любой страницы, людям любого возраста» («Сотворение жанра»). Высоко оценила сборник критик и исследователь детской литературы И. Н. Арзамасцева. | В конце 90-х годах И. И. Шурко собрал все написанные им произведения в цикл «Сотворение мира». В «Сотворении мира» писатель соединяет сказочное и познавательное начала, переходит от детской сказки к легенде и космогоническому мифу. В 1997 году появилась первая книга авторского цикла — «Утро вселенной: сказочное природоведение» (с иллюстрациями В. В. Перцова). В цикле «Утро вселенной» автор расположил свои сказки по дням творения, сопроводив произведения эпиграфами из Библии. М. А. Константиновский, популяризатор науки и создатель цикла детских радиопередач КОАПП, писал в предисловии: «Сотворение Мира — книга необыкновенная. <…> Её можно читать с любой страницы, людям любого возраста» («Сотворение жанра»). Высоко оценила сборник критик и исследователь детской литературы [[Арзамасцева Ирина Николаевна|И. Н. Арзамасцева]]. | ||
В 1998 году вышла книга «Сказки и были о морях и океанах» (переиздание «Сказок и былей о Великом Океане»), объединявшая авторские стихи, сказки и очерки. В 2000 году — «Маленькие трагикомедии» (сказки в стихах). О «Маленьких трагикомедиях» тепло отозвался Р. С. Сеф. В 2001 году был опубликован «Волшебный путеводитель» — повесть о путешествии школьника по разным эпохам и сказочным мирам. Весь цикл был собран под одной обложкой и получил название «Сотворение мира: то ли сказка, то ли быль». В 2006 году — новое издание «литературно-географического атласа» под названием «По морям, по океанам» (художник С. Куркина). | В 1998 году вышла книга «Сказки и были о морях и океанах» (переиздание «Сказок и былей о Великом Океане»), объединявшая авторские стихи, сказки и очерки. В 2000 году — «Маленькие трагикомедии» (сказки в стихах). О «Маленьких трагикомедиях» тепло отозвался [[Сеф Роман Семёнович|Р. С. Сеф]]. В 2001 году был опубликован «Волшебный путеводитель» — повесть о путешествии школьника по разным эпохам и сказочным мирам. Весь цикл был собран под одной обложкой и получил название «Сотворение мира: то ли сказка, то ли быль». В 2006 году — новое издание «литературно-географического атласа» под названием «По морям, по океанам» (художник С. Куркина). | ||
Сказки Ильи Шурко переводились на японский язык. | Сказки Ильи Шурко переводились на японский язык. | ||
В 1996 году стараниями Шурко и директора Центральной детской библиотеки имени А. П. Гайдара Екатерины Дмитриевны Курс состоялся первый конкурс-фестиваль «Дети и книги» (г. Геленджик). Пост председателя жюри занял Р. С. Сеф, секцию юных художников возглавил В. А. Чижиков; С. В. Михалков послал участникам поздравительную телеграмму, В. В. Медведев и В. М. Песков передали в дар Геленджикской библиотеке свои книги. Конкурс-фестиваль стал традиционным. | В 1996 году стараниями Шурко и директора Центральной детской библиотеки имени А. П. Гайдара Екатерины Дмитриевны Курс состоялся первый конкурс-фестиваль «Дети и книги» (г. Геленджик). Пост председателя жюри занял Р. С. Сеф, секцию юных художников возглавил [[Чижиков Виктор Александрович|В. А. Чижиков]]; С. В. Михалков послал участникам поздравительную телеграмму, [[Медведев Валерий Владимирович|В. В. Медведев]] и В. М. Песков передали в дар Геленджикской библиотеке свои книги. Конкурс-фестиваль стал традиционным. | ||
21 сентября 2014 года писатель погиб в железнодорожной катастрофе. Поэтесса Инесса Ильина (Фёдорова), ученица Ильи Шурко, в некрологе «Память сердца» написала о своём наставнике: «Учёный-океанолог, он сам был подобен океану, полному тайн и рифов, время от времени выбрасывающему на берег драгоценные жемчужины новых сказок, отшлифованные бесконечным трудом над каждым словом, над каждой фразой». | 21 сентября 2014 года писатель погиб в железнодорожной катастрофе. Поэтесса Инесса Ильина (Фёдорова), ученица Ильи Шурко, в некрологе «Память сердца» написала о своём наставнике: «Учёный-океанолог, он сам был подобен океану, полному тайн и рифов, время от времени выбрасывающему на берег драгоценные жемчужины новых сказок, отшлифованные бесконечным трудом над каждым словом, над каждой фразой». | ||
{{#ev:youtube|https://youtu.be/RU0UpU7ek7s|500|center|<p style="text-align: center;">Илья Шурко</p> |frame}} | |||
==Илья Шурко / Книги== | ==Илья Шурко / Книги== | ||