Шурко Илья Ильич: различия между версиями

Строка 29: Строка 29:
Отец будущего писателя в молодости работал на гранитных карьерах в Запорожье; после гражданской войны уехал на Кавказ, где закончил рабфак и стал горным инженером. Туда же в начале коллективизации переехала из Запорожья невеста Шурко, Дарья Третьякова. Молодая семья поселилась в Кахетии, на реке Алазани, в старой крепости.
Отец будущего писателя в молодости работал на гранитных карьерах в Запорожье; после гражданской войны уехал на Кавказ, где закончил рабфак и стал горным инженером. Туда же в начале коллективизации переехала из Запорожья невеста Шурко, Дарья Третьякова. Молодая семья поселилась в Кахетии, на реке Алазани, в старой крепости.


«В Грузии я прожил 3–4 года. Говорить по-грузински не научился. Но на всю жизнь полюбил многоголосое грузинское пение, полюбил небо, горы, реки», — вспоминал Илья Шурко в автобиографии «Мои сказки — моя исповедь». Позднее отец переехал в Москву, чтобы работать на Метрострое. Семья жила сначала в поселке Красково возле подмосковной Малаховки, потом в Старом Зарядье (Псковская ул., д. 7).
 
{{цитата|автор=Илья Шурко / Автобиография «Мои сказки — моя исповедь»|В Грузии я прожил 3–4 года. Говорить по-грузински не научился. Но на всю жизнь полюбил многоголосое грузинское пение, полюбил небо, горы, реки.}}
 
 
Позднее отец переехал в Москву, чтобы работать на Метрострое. Семья жила сначала в поселке Красково возле подмосковной Малаховки, потом в Старом Зарядье (Псковская ул., д. 7).


Во второй половине 30-х годов, когда началась масштабная реконструкция города, старые здания в Зарядье стали сносить. Семье Шурко выделили участок земли и деньги на строительство дома в Купавне. Однако обжиться на новом месте не удалось, началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, Илья с матерью остались в Москве: «Мы вернулись в уцелевший дом. Забили фанерой окна, отыскали на развалке подходящие двери и стали бороться с голодом, холодом и немецкими «Люфтваффе» («Мои сказки — моя исповедь»). «Зарядьевский треугольник» между Кремлем, МОГЭС и ЦК Партии подвергался сильным бомбардировкам; на ночь Илье и его матери приходилось прятаться в метро «Дзержинская». «Хорошо помню бомбежки, страх. Ребенком я пытался гасить зажигалки», — рассказывал И. И. Шурко («Я вечный ученик и неисправимый романтик», «Учительская газета», № 5 от 29 января 2002).  
Во второй половине 30-х годов, когда началась масштабная реконструкция города, старые здания в Зарядье стали сносить. Семье Шурко выделили участок земли и деньги на строительство дома в Купавне. Однако обжиться на новом месте не удалось, началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, Илья с матерью остались в Москве: «Мы вернулись в уцелевший дом. Забили фанерой окна, отыскали на развалке подходящие двери и стали бороться с голодом, холодом и немецкими «Люфтваффе» («Мои сказки — моя исповедь»). «Зарядьевский треугольник» между Кремлем, МОГЭС и ЦК Партии подвергался сильным бомбардировкам; на ночь Илье и его матери приходилось прятаться в метро «Дзержинская». «Хорошо помню бомбежки, страх. Ребенком я пытался гасить зажигалки», — рассказывал И. И. Шурко («Я вечный ученик и неисправимый романтик», «Учительская газета», № 5 от 29 января 2002).  
Строка 47: Строка 51:


Проработав два года в «Берегах», И. И. Шурко сдал экзамены и поступил в только что открывшуюся аспирантуру Института океанологии. В 1960 году вышел в первый атлантический рейс на научно-исследовательских судах «Пётр Лебедев» и «Сергей Вавилов», проводивших съёмку рельефа дна. Участвовал в исследованиях, позволивших составить первые минералогические карты дна Атлантического океан. «Проплавал с перерывами в морях и океанах <…> тридцать лет и три года» («Мои сказки — моя исповедь»), опускался на морское дно. В 1969 году защитил диссертацию «Минералогические зоны и провинции в современных осадках Атлантического океана» и стал кандидатом геолого-минералогических наук. Опубликовал около ста научных статей, в соавторстве с А. В. Ильиным и В. В. Орленком написал книгу «Петрофизика дна Мирового океана» (1992).
Проработав два года в «Берегах», И. И. Шурко сдал экзамены и поступил в только что открывшуюся аспирантуру Института океанологии. В 1960 году вышел в первый атлантический рейс на научно-исследовательских судах «Пётр Лебедев» и «Сергей Вавилов», проводивших съёмку рельефа дна. Участвовал в исследованиях, позволивших составить первые минералогические карты дна Атлантического океан. «Проплавал с перерывами в морях и океанах <…> тридцать лет и три года» («Мои сказки — моя исповедь»), опускался на морское дно. В 1969 году защитил диссертацию «Минералогические зоны и провинции в современных осадках Атлантического океана» и стал кандидатом геолого-минералогических наук. Опубликовал около ста научных статей, в соавторстве с А. В. Ильиным и В. В. Орленком написал книгу «Петрофизика дна Мирового океана» (1992).
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Илья Шурко">
Файл:SHurko-Ilya (1).jpg|Сказки и были о морях и океанах / Илья Шурко ; худож. Е. Ванзина
Файл:SHurko-Ilya (4).jpg|Новая Зооландия / Илья Шурко
Файл:SHurko-Ilya (2).jpg|Сотворение мира / Илья Шурко ; худ. Г. Калиновский
Файл:SHurko-Ilya (3).jpg|Секундочка / Илья Шурко ; иллюстрации В. Перцов
</gallery></center>


В перерывах между дальними плаваниями Илья Шурко исследовал моря СССР, много путешествовал по стране; ездил, часто с семьёй, в Прибалтику, Молдавию, Среднюю Азию, на Украину, Кавказ, Дальний Восток.
В перерывах между дальними плаваниями Илья Шурко исследовал моря СССР, много путешествовал по стране; ездил, часто с семьёй, в Прибалтику, Молдавию, Среднюю Азию, на Украину, Кавказ, Дальний Восток.
Строка 52: Строка 65:
Однако наука, по признанию И. И. Шурко, всегда оставалась для него «своего рода повинностью за предоставленную возможность путешествовать» («Мои сказки — моя исповедь»). «В чистую науку у меня постоянно вмешивается фантазия. В своем первом отчете о морских берегах я описывал, как “живое” море борется с “живым” берегом. Камни, обрушиваясь в воду, снова встают на защиту берега. Профессор не оценил мое творчество», — вспоминал Илья Ильич («Я вечный ученик и неисправимый романтик»). Научно-популярная статья «Звук и море», опубликованная в журнале «Юность» (№ 5, май 1963), также была раскритикована за «недостаточно научный» стиль изложения.
Однако наука, по признанию И. И. Шурко, всегда оставалась для него «своего рода повинностью за предоставленную возможность путешествовать» («Мои сказки — моя исповедь»). «В чистую науку у меня постоянно вмешивается фантазия. В своем первом отчете о морских берегах я описывал, как “живое” море борется с “живым” берегом. Камни, обрушиваясь в воду, снова встают на защиту берега. Профессор не оценил мое творчество», — вспоминал Илья Ильич («Я вечный ученик и неисправимый романтик»). Научно-популярная статья «Звук и море», опубликованная в журнале «Юность» (№ 5, май 1963), также была раскритикована за «недостаточно научный» стиль изложения.


Реализовать свой творческий потенциал Илье Шурко помог случай. В Гурзуфском лесничестве ему вместе с приятелем пришлось перегонять мулов на съемочную площадку, где снимался фильм «Здравствуйте, дети!» (1962). Режиссер М. С. Донской предложил обоим поработать в «Артеке», в отряде, от которого, как выяснилось позднее, отказались все воспитатели. «Ребята там были непростые, активные, неуправляемые, но небезынтересные», — рассказывал Илья Шурко («Я вечный ученик и неисправимый романтик»). Среди воспитанников Ильи Ильича были режиссёр П. Г. Чухрай, актёры А. Д. Жарков и М. Б. Янушевич, Тито Ромалио-младший и его брат Михаил (Лол), игравшие чернокожих героев в советских фильмах, кинооператор М. И. Биц, дипломат В. С. Микоян — внук советского государственного деятеля. Чтобы успокоить детей перед сном, Илья Ильич сочинял и рассказывал им сказки. В «Артеке» была создана «Секундочка» — сказочная история, в которой действовали персонификации разных оттенков времени (от девочки Секундочки до старухи Эры). Отец одного из детей — критик и литературовед Б. А. Бялик — услышал сказку и попросил её записать, после чего отвёз произведение в Москву и показал Л. А. Кассилю. Лев Кассиль помог опубликовать «Секундочку».
Реализовать свой творческий потенциал Илье Шурко помог случай. В Гурзуфском лесничестве ему вместе с приятелем пришлось перегонять мулов на съемочную площадку, где снимался фильм «Здравствуйте, дети!» (1962). Режиссер М. С. Донской предложил обоим поработать в «Артеке», в отряде, от которого, как выяснилось позднее, отказались все воспитатели. «Ребята там были непростые, активные, неуправляемые, но небезынтересные», — рассказывал Илья Шурко («Я вечный ученик и неисправимый романтик»). Среди воспитанников Ильи Ильича были режиссёр П. Г. Чухрай, актёры А. Д. Жарков и М. Б. Янушевич, Тито Ромалио-младший и его брат Михаил (Лол), игравшие чернокожих героев в советских фильмах, кинооператор М. И. Биц, дипломат В. С. Микоян — внук советского государственного деятеля. Чтобы успокоить детей перед сном, Илья Ильич сочинял и рассказывал им сказки. В «Артеке» была создана «Секундочка» — сказочная история, в которой действовали персонификации разных оттенков времени (от девочки Секундочки до старухи Эры). Отец одного из детей — критик и литературовед Б. А. Бялик — услышал сказку и попросил её записать, после чего отвёз произведение в Москву и показал [[Кассиль Лев Абрамович|Л. А. Кассилю]]. Лев Кассиль помог опубликовать «Секундочку».


В 1964 году в «Литературной России» вышли сказки «О том, как Обиду обидели» (31 июля, иллюстрации Е. П. Позднева) и «Секундочка» (9 октября, иллюстрации Л. Смехова). Марк Донской порекомендовал Илью Шурко на сценарный факультет ВГИК, но Илья Ильич, проучившись полтора года, по собственному желанию ушел из института.
В 1964 году в «Литературной России» вышли сказки «О том, как Обиду обидели» (31 июля, иллюстрации Е. П. Позднева) и «Секундочка» (9 октября, иллюстрации Л. Смехова). Марк Донской порекомендовал Илью Шурко на сценарный факультет ВГИК, но Илья Ильич, проучившись полтора года, по собственному желанию ушел из института.


«Секундочка» сделала имя И. И. Шурко известным. Сказка выходила отдельным изданием в 1971 году с иллюстрациями В. В. Перцова, а также в 1987 году с иллюстрациями В. Н. Рыжова. В 1969 году появился одноименный диафильм с рисунками Э. Е. Беньяминсона. Сказка записывалась на грампластинки (в исполнении Олега Герасимова).
«Секундочка» сделала имя И. И. Шурко известным. Сказка выходила отдельным изданием в 1971 году с иллюстрациями [[Перцов Владимир Валерьевич|В. В. Перцова]], а также в 1987 году с иллюстрациями В. Н. Рыжова. В 1969 году появился одноименный диафильм с рисунками Э. Е. Беньяминсона. Сказка записывалась на грампластинки (в исполнении Олега Герасимова).


Илья Ильич Шурко не стремился стать профессиональным литератором, хотя был принят в Союз писателей СССР (удостоверение Союза вручал С. В. Михалков). Сам сказочник объяснял своё нежелание «опрофессионалиться» тем, что мог сочинять «только так, как Бог на душу положит» и не любил редакторское вмешательство в свои тексты. Своими учителями И. И. Шурко считал великих сказочников прошлого, прежде всего — Х. К. Андерсена. «Легенда о безмолвном море и говорящих скалах» и «Скромное платье короля» Ильи Шурко представляют вариации на темы сказок «Русалочка» и «Новое платье короля»; «андерсеновские» приемы и интонации угадываются в сказке «Приключения Песчинки». Подобно произведениям датского писателя, сказки и легенды И. И. Шурко содержат философский подтекст; в них нередок печальный финал. «Прекрасный Дюлбрев» наследуют традициям народной сказки и произведений Р. Киплинга («Отчего у верблюда горб»); русский фольклор отразился в сказке «О том, как Обиду обидели».
Илья Ильич Шурко не стремился стать профессиональным литератором, хотя был принят в Союз писателей СССР (удостоверение Союза вручал С. В. Михалков). Сам сказочник объяснял своё нежелание «опрофессионалиться» тем, что мог сочинять «только так, как Бог на душу положит» и не любил редакторское вмешательство в свои тексты. Своими учителями И. И. Шурко считал великих сказочников прошлого, прежде всего — [[Андерсен Ханс Кристиан|Х. К. Андерсена]]. «Легенда о безмолвном море и говорящих скалах» и «Скромное платье короля» Ильи Шурко представляют вариации на темы сказок «Русалочка» и «Новое платье короля»; «андерсеновские» приемы и интонации угадываются в сказке «Приключения Песчинки». Подобно произведениям датского писателя, сказки и легенды И. И. Шурко содержат философский подтекст; в них нередок печальный финал. «Прекрасный Дюлбрев» наследуют традициям народной сказки и произведений Р. Киплинга («Отчего у верблюда горб»); русский фольклор отразился в сказке «О том, как Обиду обидели».


Положение «вечного ученика», «любителя» давало свободу, но имело и свою оборотную сторону. Попытка опубликовать уже напечатанные в разных периодических изданиях сказки под одной обложкой окончилась неудачей; один из редакторов, возвращая рукопись, заметил: «Похоже, что эти сказки писали десять авторов из десяти стран» («Я вечный ученик и неисправимый романтик»).  
Положение «вечного ученика», «любителя» давало свободу, но имело и свою оборотную сторону. Попытка опубликовать уже напечатанные в разных периодических изданиях сказки под одной обложкой окончилась неудачей; один из редакторов, возвращая рукопись, заметил: «Похоже, что эти сказки писали десять авторов из десяти стран» («Я вечный ученик и неисправимый романтик»).  
Строка 64: Строка 77:
В 90-х годах И. И. Шурко начал издавать книги за свои деньги. В 1990 году Илья Ильич издал сборник взрослых лирических стихов «Плач плачей», обозначив новый вектор своей творческой деятельности: «Издание носит благотворительный характер. Доход от сборника поступит в фонд памятника «Распадающейся семье»». В том же году вышли небольшие сборники «Грустные сказки» и «Живые легенды». В 1992 году — «литературно-географический атлас» «Сказки и были о Великом Океане», в 1993 — «Солнечный мальчик. Краткая энциклопедия волшебного детства».
В 90-х годах И. И. Шурко начал издавать книги за свои деньги. В 1990 году Илья Ильич издал сборник взрослых лирических стихов «Плач плачей», обозначив новый вектор своей творческой деятельности: «Издание носит благотворительный характер. Доход от сборника поступит в фонд памятника «Распадающейся семье»». В том же году вышли небольшие сборники «Грустные сказки» и «Живые легенды». В 1992 году — «литературно-географический атлас» «Сказки и были о Великом Океане», в 1993 — «Солнечный мальчик. Краткая энциклопедия волшебного детства».


В конце 90-х годах И. И. Шурко собрал все написанные им произведения в цикл «Сотворение мира». В «Сотворении мира» писатель соединяет сказочное и познавательное начала, переходит от детской сказки к легенде и космогоническому мифу. В 1997 году появилась первая книга авторского цикла — «Утро вселенной: сказочное природоведение» (с иллюстрациями В. В. Перцова). В цикле «Утро вселенной» автор расположил свои сказки по дням творения, сопроводив произведения эпиграфами из Библии. М. А. Константиновский, популяризатор науки и создатель цикла детских радиопередач КОАПП, писал в предисловии: «Сотворение Мира — книга необыкновенная. <…> Её можно читать с любой страницы, людям любого возраста» («Сотворение жанра»). Высоко оценила сборник критик и исследователь детской литературы И. Н. Арзамасцева.  
В конце 90-х годах И. И. Шурко собрал все написанные им произведения в цикл «Сотворение мира». В «Сотворении мира» писатель соединяет сказочное и познавательное начала, переходит от детской сказки к легенде и космогоническому мифу. В 1997 году появилась первая книга авторского цикла — «Утро вселенной: сказочное природоведение» (с иллюстрациями В. В. Перцова). В цикле «Утро вселенной» автор расположил свои сказки по дням творения, сопроводив произведения эпиграфами из Библии. М. А. Константиновский, популяризатор науки и создатель цикла детских радиопередач КОАПП, писал в предисловии: «Сотворение Мира — книга необыкновенная. <…> Её можно читать с любой страницы, людям любого возраста» («Сотворение жанра»). Высоко оценила сборник критик и исследователь детской литературы [[Арзамасцева Ирина Николаевна|И. Н. Арзамасцева]].  


В 1998 году вышла книга «Сказки и были о морях и океанах» (переиздание «Сказок и былей о Великом Океане»), объединявшая авторские стихи, сказки и очерки. В 2000 году — «Маленькие трагикомедии» (сказки в стихах). О «Маленьких трагикомедиях» тепло отозвался Р. С. Сеф. В 2001 году был опубликован «Волшебный путеводитель» — повесть о путешествии школьника по разным эпохам и сказочным мирам. Весь цикл был собран под одной обложкой и получил название «Сотворение мира: то ли сказка, то ли быль». В 2006 году — новое издание «литературно-географического атласа» под названием «По морям, по океанам» (художник С. Куркина).
В 1998 году вышла книга «Сказки и были о морях и океанах» (переиздание «Сказок и былей о Великом Океане»), объединявшая авторские стихи, сказки и очерки. В 2000 году — «Маленькие трагикомедии» (сказки в стихах). О «Маленьких трагикомедиях» тепло отозвался [[Сеф Роман Семёнович|Р. С. Сеф]]. В 2001 году был опубликован «Волшебный путеводитель» — повесть о путешествии школьника по разным эпохам и сказочным мирам. Весь цикл был собран под одной обложкой и получил название «Сотворение мира: то ли сказка, то ли быль». В 2006 году — новое издание «литературно-географического атласа» под названием «По морям, по океанам» (художник С. Куркина).


Сказки Ильи Шурко переводились на японский язык.
Сказки Ильи Шурко переводились на японский язык.


В 1996 году стараниями Шурко и директора Центральной детской библиотеки имени А. П. Гайдара Екатерины Дмитриевны Курс состоялся первый конкурс-фестиваль «Дети и книги» (г. Геленджик). Пост председателя жюри занял Р. С. Сеф, секцию юных художников возглавил В. А. Чижиков; С. В. Михалков послал участникам поздравительную телеграмму, В. В. Медведев и В. М. Песков передали в дар Геленджикской библиотеке свои книги. Конкурс-фестиваль стал традиционным.  
В 1996 году стараниями Шурко и директора Центральной детской библиотеки имени А. П. Гайдара Екатерины Дмитриевны Курс состоялся первый конкурс-фестиваль «Дети и книги» (г. Геленджик). Пост председателя жюри занял Р. С. Сеф, секцию юных художников возглавил [[Чижиков Виктор Александрович|В. А. Чижиков]]; С. В. Михалков послал участникам поздравительную телеграмму, [[Медведев Валерий Владимирович|В. В. Медведев]] и В. М. Песков передали в дар Геленджикской библиотеке свои книги. Конкурс-фестиваль стал традиционным.  


21 сентября 2014 года писатель погиб в железнодорожной катастрофе. Поэтесса Инесса Ильина (Фёдорова), ученица Ильи Шурко, в некрологе «Память сердца» написала о своём наставнике: «Учёный-океанолог, он сам был подобен океану, полному тайн и рифов, время от времени выбрасывающему на берег драгоценные жемчужины новых сказок, отшлифованные бесконечным трудом над каждым словом, над каждой фразой».
21 сентября 2014 года писатель погиб в железнодорожной катастрофе. Поэтесса Инесса Ильина (Фёдорова), ученица Ильи Шурко, в некрологе «Память сердца» написала о своём наставнике: «Учёный-океанолог, он сам был подобен океану, полному тайн и рифов, время от времени выбрасывающему на берег драгоценные жемчужины новых сказок, отшлифованные бесконечным трудом над каждым словом, над каждой фразой».
{{#ev:youtube|https://youtu.be/RU0UpU7ek7s|500|center|<p style="text-align: center;">Илья Шурко</p> |frame}}


==Илья Шурко / Книги==
==Илья Шурко / Книги==

Навигация