44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Л. Пантелеев |Портрет = Panteleev-L.jpg <!-- впиши…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 21: | Строка 21: | ||
}} | }} | ||
__FORCETOC__ | __FORCETOC__ | ||
'''Л. Пантелеев''' — советский писатель. | '''Л. Пантелеев''' (наст. имя — ''Алексей Иванович Еремеев'') — советский писатель. | ||
==Л. Пантелеев / Биография== | ==Л. Пантелеев / Биография== | ||
Л. Пантелеев | Л. Пантелеев родился 22 августа (9 августа по старому стилю) 1908 года в Санкт-Петербурге. Детство Алексея прошло в состоятельном доме. Его отец, Иван Афанасьевич, был выходцем из старообрядческой купеческой среды. Мать писателя, Александра Васильевна, родилась в семье купца первой гильдии. Кроме Алёши, в семье Еремеевых было ещё двое детей: Василий и Ляля. | ||
В четыре года Алексей Еремеев научился читать. Он был очарован сказками Ханса Кристиана Андерсена. Затем началось его увлечение книгами Лидии Чарской. К семилетнему возрасту Алёша познакомился с творчеством Джеймса Фенимора Купера, Эдгара Аллана По, Марка Твена и Чарльза Диккенса. Мальчик тайком проглатывал всё, что читала его мама, — произведения Фёдора Достоевского, Леонида Андреева, Дмитрия Мережковского, Алексея Писемского и др. | В четыре года Алексей Еремеев научился читать. Он был очарован сказками Ханса Кристиана Андерсена. Затем началось его увлечение книгами Лидии Чарской. К семилетнему возрасту Алёша познакомился с творчеством Джеймса Фенимора Купера, Эдгара Аллана По, Марка Твена и Чарльза Диккенса. Мальчик тайком проглатывал всё, что читала его мама, — произведения Фёдора Достоевского, Леонида Андреева, Дмитрия Мережковского, Алексея Писемского и др. | ||
В 1916 году Алексея отдали во 2-е Петроградское реальное училище, где он проучился один год. Но Алёша так и не получил систематического образования. По собственному подсчёту писателя, всего он учился в тринадцати или четырнадцати учебных заведениях, среди которых значились и приготовительные училища, и бывшая частная гимназия, и сельскохозяйственная школа, и профтехшкола, и рабфак, и военное училище, и курсы киноактёров, и многие другие. Ни одного из них он не окончил. | В 1916 году Алексея отдали во 2-е Петроградское реальное училище, где он проучился один год. Но Алёша так и не получил систематического образования. По собственному подсчёту писателя, всего он учился в тринадцати или четырнадцати учебных заведениях, среди которых значились и приготовительные училища, и бывшая частная гимназия, и сельскохозяйственная школа, и профтехшкола, и рабфак, и военное училище, и курсы киноактёров, и многие другие. Ни одного из них он не окончил. | ||
Отец Алёши был призван в армию летом 1914 года, как только началась Первая мировая война. После революции он пропал без вести. В 1918 году, спасаясь от голода, Александра Васильевна уехала вместе с тремя детьми в деревню. Гражданская война разлучила Алёшу с семьёй. Началась пора скитаний: будущий писатель несколько лет бродяжничал, попадал в детские дома и колонии, не раз сидел за решёткой. В 1921 году Алексей попал в Школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых, где получил прозвище «Лёнька Пантелеев» — в честь знаменитого петроградского бандита-налётчика. Там он пробыл около трёх лет. | Отец Алёши был призван в армию летом 1914 года, как только началась Первая мировая война. После революции он пропал без вести. В 1918 году, спасаясь от голода, Александра Васильевна уехала вместе с тремя детьми в деревню. Гражданская война разлучила Алёшу с семьёй. Началась пора скитаний: будущий писатель несколько лет бродяжничал, попадал в детские дома и колонии, не раз сидел за решёткой. В 1921 году Алексей попал в Школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых, где получил прозвище «Лёнька Пантелеев» — в честь знаменитого петроградского бандита-налётчика. Там он пробыл около трёх лет. | ||
Покинув ШКИДу, Алексей и его будущий соавтор Григорий Белых, в надежде стать актёрами, отправились в Баку, где жил и работал кинорежиссёр Иван Перестиани, автор фильма «Красные дьяволята». Но друзья так и не дошли до места назначения. В этот период Алексею предстояло сменить множество профессий: он был и сапожником, и поварёнком, и учеником киномеханика, и библиотекарем. Возвратившись в родной город, Алёша сотрудничал в 1925–1926 годах в газетах и журналах, публиковал фельетоны и очерки. Началом литературной карьеры Пантелеева и Белых считаются их юмористические рассказы, напечатанные в журнале «Бегемот». | Покинув ШКИДу, Алексей и его будущий соавтор Григорий Белых, в надежде стать актёрами, отправились в Баку, где жил и работал кинорежиссёр Иван Перестиани, автор фильма «Красные дьяволята». Но друзья так и не дошли до места назначения. В этот период Алексею предстояло сменить множество профессий: он был и сапожником, и поварёнком, и учеником киномеханика, и библиотекарем. Возвратившись в родной город, Алёша сотрудничал в 1925–1926 годах в газетах и журналах, публиковал фельетоны и очерки. Началом литературной карьеры Пантелеева и Белых считаются их юмористические рассказы, напечатанные в журнале «Бегемот». | ||
С самого начала своей литературной деятельности Алексей Иванович использовал псевдоним «Л. Пантелеев». Букву «Л» писатель никак не расшифровывал, поэтому он раздражался, когда его именовали Леонидом Пантелеевым. | С самого начала своей литературной деятельности Алексей Иванович использовал псевдоним «Л. Пантелеев». Букву «Л» писатель никак не расшифровывал, поэтому он раздражался, когда его именовали Леонидом Пантелеевым. | ||
Григорий Белых предложил Л. Пантелееву написать книгу о ШКИДе. Тот согласился, и в конце 1925 года друзья погрузились в работу. Рукопись была готова уже через три месяца. Молодые авторы передали впечатления о годах, проведённых в школе. Не следуя никакому сюжету, Белых и Пантелеев описали самые яркие эпизоды из шкидской жизни, где было много «бузы», много смешного, драматического, а иногда и трагического, но где проявилось и огромное желание жить по-другому. Мастерски представлены воспитанники школы: Японец, Цыган, Купец, Янкель (он же Гришка Черных; прототип — автор повести Г. Белых), Лёнька Пантелеев и др. В произведении особо выделены портреты настоящих наставников и воспитателей, среди которых образ руководителя школы Виктора Николаевича Сорокина, по прозвищу Викниксор, по праву занимает первое место. Реальный прототип Викниксора — выдающийся педагог, основатель Школы имени Достоевского В. Н. Сорока-Росинский. | Григорий Белых предложил Л. Пантелееву написать книгу о ШКИДе. Тот согласился, и в конце 1925 года друзья погрузились в работу. Рукопись была готова уже через три месяца. Молодые авторы передали впечатления о годах, проведённых в школе. Не следуя никакому сюжету, Белых и Пантелеев описали самые яркие эпизоды из шкидской жизни, где было много «бузы», много смешного, драматического, а иногда и трагического, но где проявилось и огромное желание жить по-другому. Мастерски представлены воспитанники школы: Японец, Цыган, Купец, Янкель (он же Гришка Черных; прототип — автор повести Г. Белых), Лёнька Пантелеев и др. В произведении особо выделены портреты настоящих наставников и воспитателей, среди которых образ руководителя школы Виктора Николаевича Сорокина, по прозвищу Викниксор, по праву занимает первое место. Реальный прототип Викниксора — выдающийся педагог, основатель Школы имени Достоевского В. Н. Сорока-Росинский. | ||
«Республика ШКИД» вышла в свет в 1927 году. Повесть ждал бешеный успех, что стало для авторов неожиданностью. За десять последующих лет книга выдержала десятки переизданий на разных языках. Но затем Григорий Белых был репрессирован. Он умер в тюремной больнице в 1938 году. А «Республика ШКИД» на долгие годы исчезла из круга чтения. Она была вновь переиздана только в 1960 году. Возвращение книги и экранизация 1966 года способствовали новому взлёту популярности «Республики ШКИД». | «Республика ШКИД» вышла в свет в 1927 году. Повесть ждал бешеный успех, что стало для авторов неожиданностью. За десять последующих лет книга выдержала десятки переизданий на разных языках. Но затем Григорий Белых был репрессирован. Он умер в тюремной больнице в 1938 году. А «Республика ШКИД» на долгие годы исчезла из круга чтения. Она была вновь переиздана только в 1960 году. Возвращение книги и экранизация 1966 года способствовали новому взлёту популярности «Республики ШКИД». | ||
В разные годы публиковались также «Шкидские рассказы», содержащие истории из жизни воспитанников Школы имени Достоевского. Самый ранний из шкидских рассказов — «Магнолии» (другое название — «Кляузная слама»). Его авторами значатся Г. Белых и Л. Пантелеев. Остальные рассказы были написаны Л. Пантелеевым в одиночку. | В разные годы публиковались также «Шкидские рассказы», содержащие истории из жизни воспитанников Школы имени Достоевского. Самый ранний из шкидских рассказов — «Магнолии» (другое название — «Кляузная слама»). Его авторами значатся Г. Белых и Л. Пантелеев. Остальные рассказы были написаны Л. Пантелеевым в одиночку. | ||
К теме беспризорности писатель обращался неоднократно. О беспризорниках она написал замечательные произведения: автобиографическую повесть «Лёнька Пантелеев», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы». | К теме беспризорности писатель обращался неоднократно. О беспризорниках она написал замечательные произведения: автобиографическую повесть «Лёнька Пантелеев», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы». | ||
В 1933 году появился большой рассказ «Пакет», действие которого разворачивается в период гражданской войны. Теме героизма посвящены и другие рассказы писателя: «На ялике», «Ночка», «Честное слово». | В 1933 году появился большой рассказ «Пакет», действие которого разворачивается в период гражданской войны. Теме героизма посвящены и другие рассказы писателя: «На ялике», «Ночка», «Честное слово». | ||
В 1940 году вышла книга «Белочка и Тамарочка», которая включала три забавные истории о непослушных девочках. В 1947 году Пантелеев написал ещё один рассказ о неразлучных сестричках — «Большая стирка». | В 1940 году вышла книга «Белочка и Тамарочка», которая включала три забавные истории о непослушных девочках. В 1947 году Пантелеев написал ещё один рассказ о неразлучных сестричках — «Большая стирка». | ||
Когда началась Великая Отечественная война, писатель находился в Ленинграде. Оставшийся в блокадном городе писатель едва не умер от истощения. Пантелеев, в крайней стадии дистрофии, был вывезен из Ленинграда А. А. Фадеевым 6 июля 1942 года. После выздоровления Пантелеев добровольцем ушёл на фронт. Он был сапёром, редактором батальонной газеты. В 1947 году Пантелеев демобилизовался в чине капитана и вернулся в Ленинград. | Когда началась Великая Отечественная война, писатель находился в Ленинграде. Оставшийся в блокадном городе писатель едва не умер от истощения. Пантелеев, в крайней стадии дистрофии, был вывезен из Ленинграда А. А. Фадеевым 6 июля 1942 года. После выздоровления Пантелеев добровольцем ушёл на фронт. Он был сапёром, редактором батальонной газеты. В 1947 году Пантелеев демобилизовался в чине капитана и вернулся в Ленинград. | ||
По материалам дневников и записных книжек, который он вёл в блокадном Ленинграде, Л. Пантелеев подготовил книги «В осаждённом городе» (1966) и «Январь 1944» (1966). Война, перенесённая ленинградская блокада изменили творческую манеру писателя. Его слог стал строже, чувства — приглушённее. Но юмор не исчез из книг Л. Пантелеева. Даже в блокадных записях писателя есть весёлые строки и даже страницы. Юмор — один из важнейших компонентов опубликованных после войны воспоминаний Пантелеева о Максиме Горьком, Корнее Чуковском, Евгении Шварце и Самуиле Маршаке. | По материалам дневников и записных книжек, который он вёл в блокадном Ленинграде, Л. Пантелеев подготовил книги «В осаждённом городе» (1966) и «Январь 1944» (1966). Война, перенесённая ленинградская блокада изменили творческую манеру писателя. Его слог стал строже, чувства — приглушённее. Но юмор не исчез из книг Л. Пантелеева. Даже в блокадных записях писателя есть весёлые строки и даже страницы. Юмор — один из важнейших компонентов опубликованных после войны воспоминаний Пантелеева о Максиме Горьком, Корнее Чуковском, Евгении Шварце и Самуиле Маршаке. | ||
Л. Пантелеев охотно сотрудничал с детскими журналами. Сказки, рассказы и стихи для детей, вначале опубликованные в журналах, позднее вышли в составе сборников «Весёлый трамвай», «Рассказы о больших и маленьких», «Новенькая» и др. Классикой стали его рассказы и сказки, написанные для малышей: «Буква "Ты"», «Фенька», «Две лягушки». | Л. Пантелеев охотно сотрудничал с детскими журналами. Сказки, рассказы и стихи для детей, вначале опубликованные в журналах, позднее вышли в составе сборников «Весёлый трамвай», «Рассказы о больших и маленьких», «Новенькая» и др. Классикой стали его рассказы и сказки, написанные для малышей: «Буква "Ты"», «Фенька», «Две лягушки». | ||
Алексей Иванович был женат на Элико Семёновне Кашия. В 1956 году у пары родилась дочь Маша. Алексей Иванович начал вести родительский дневник (некоторые записи в нём делала Элико Семёновна). К. И. Чуковский уговорил Пантелеева опубликовать этот дневник. Книга «Наша Маша», имеющая подзаголовок «Книга для родителей», вышла в 1966 году. Это подробный отчёт о педагогических принципах, которыми руководствовался Алексей Иванович при воспитании своей маленькой дочери. | Алексей Иванович был женат на Элико Семёновне Кашия. В 1956 году у пары родилась дочь Маша. Алексей Иванович начал вести родительский дневник (некоторые записи в нём делала Элико Семёновна). К. И. Чуковский уговорил Пантелеева опубликовать этот дневник. Книга «Наша Маша», имеющая подзаголовок «Книга для родителей», вышла в 1966 году. Это подробный отчёт о педагогических принципах, которыми руководствовался Алексей Иванович при воспитании своей маленькой дочери. | ||
В 1980 году вышла книга «Приоткрытая дверь», представляющая собой своеобразный итог напряжённой писательской жизни Л. Пантелеева за многие десятилетия. В неё вошли рассказы, очерки, статьи, записи предвоенных, военных и первых послевоенных лет (1924–1947). В этой книге автор поделился с читателями историей того, как возникали многие сюжеты его произведений. | В 1980 году вышла книга «Приоткрытая дверь», представляющая собой своеобразный итог напряжённой писательской жизни Л. Пантелеева за многие десятилетия. В неё вошли рассказы, очерки, статьи, записи предвоенных, военных и первых послевоенных лет (1924–1947). В этой книге автор поделился с читателями историей того, как возникали многие сюжеты его произведений. | ||
В последние годы писатель вёл затворнический образ жизни: умерла его любимая жена Элико, дочь Маша часто лежала в больнице. | В последние годы писатель вёл затворнический образ жизни: умерла его любимая жена Элико, дочь Маша часто лежала в больнице. | ||
Свою последнюю книгу, которая называется «Верую…», Л. Пантелеев завещал опубликовать только через три года после смерти. В этой исповеди писателя и человека перед читателями предстаёт совершенно другой Л. Пантелеев — глубоко верующий человек, на протяжении всей жизни вынужденный скрывать свою религиозность. | Свою последнюю книгу, которая называется «Верую…», Л. Пантелеев завещал опубликовать только через три года после смерти. В этой исповеди писателя и человека перед читателями предстаёт совершенно другой Л. Пантелеев — глубоко верующий человек, на протяжении всей жизни вынужденный скрывать свою религиозность. | ||
Алексей Иванович умер 9 июля 1987 года в Ленинграде. Писатель был похоронен на Большеохтинском кладбище. | Алексей Иванович умер 9 июля 1987 года в Ленинграде. Писатель был похоронен на Большеохтинском кладбище. | ||
==Л. Пантелеев / Книги== | ==Л. Пантелеев / Книги== | ||
Пантелеев, Л. Собрание сочинений : в 4 т. / А. И. Пантелеев. — Ленинград : Дет. лит., 1970–1972. | Пантелеев, Л. Собрание сочинений : в 4 т. / А. И. Пантелеев. — Ленинград : Дет. лит., 1970–1972. |