44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 14 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Елена Викторовна начала публиковаться под фамилией — Владимирова. Впоследствии, взяв фамилию мужа, стала подписываться как Борода. | Елена Викторовна начала публиковаться под фамилией — Владимирова. Впоследствии, взяв фамилию мужа, стала подписываться как Борода. | ||
Елена Владимирова родилась девятого января | Елена Владимирова родилась девятого января 1976 года в небольшом промышленном городе Рассказово Тамбовской области в семье учителей. С раннего детства она с одинаковым удовольствием читала классику, историческую и современную литературу как российских, так и зарубежных авторов. Среди любимых авторов были: Ж. Верн, А. Сент-Экзюпери, А. П. Чехов, [[Крапивин Владислав Петрович|В. Крапивин]], [[Стругацкие Аркадий и Борис|А. и. Б. Стругацкие]]. В подростковом возрасте увлеклась творчеством Ф. М. Достоевского, поэзией А. С. Пушкина, Н. Гумилёва, Б. Пастернака. Помимо увлечения литературой, девушка хорошо рисовала, окончила музыкальную школу по классу аккордеона. А её первый литературный опыты — стишок о природе, был опубликован в одной из городских газет. | ||
В 1991 году она поступила в Тамбовский педагогический колледж № 1 имени К. Д. Ушинского. Елена Викторовна отмечает, что в колледже преподавали увлечённые люди, которые по-настоящему любили своё дело и воспитывали таких же выпускников-педагогов. Годы, проведённые там, были для неё очень насыщенными, дали возможность проявить свои таланты, определиться с выбором будущей профессии. | В 1991 году она поступила в Тамбовский педагогический колледж № 1 имени [[Ушинский Константин Дмитриевич|К. Д. Ушинского]]. Елена Викторовна отмечает, что в колледже преподавали увлечённые люди, которые по-настоящему любили своё дело и воспитывали таких же выпускников-педагогов. Годы, проведённые там, были для неё очень насыщенными, дали возможность проявить свои таланты, определиться с выбором будущей профессии. | ||
Девушка продолжила образование, поступив в Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. Во время учёбы в университете она принимала активное участие в работе литературной студии «Аз» — тамбовского отделения Академии Зауми. Её стихотворения публиковали тамбовские периодические издания: «Тамбовский вестник», «Новая тамбовская газета», «Тамбовское время», «Пигмалион», «Голос Притамбовья», «Журналист и Ко», «Город на Цне», были включены в студенческий литературно-публицистический альманах «Ветви». | Девушка продолжила образование, поступив в Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. Во время учёбы в университете она принимала активное участие в работе литературной студии «Аз» — тамбовского отделения Академии Зауми. Её стихотворения публиковали тамбовские периодические издания: «Тамбовский вестник», «Новая тамбовская газета», «Тамбовское время», «Пигмалион», «Голос Притамбовья», «Журналист и Ко», «Город на Цне», были включены в студенческий литературно-публицистический альманах «Ветви». | ||
Строка 40: | Строка 40: | ||
В область научных интересов Елены Бороды входит современная, детская, подростковая, научно-фантастическая литература. Она автор монографии «Отечественная фантастика как реализация эстетического ресурса русской литературы начала ХХ века: братья Стругацкие и Евгений Замятин», учебно-методического пособия «Научное и фантастическое в русской литературе». Также её научные статьи публиковались в сборниках материалов международных научных и научно-практических конференций, в журналах: «Вопросы литературы», «Филология и человек», «Филологическая регионалистика», «Неофилология», «Гуманитарные исследования Центральной России» и других. | В область научных интересов Елены Бороды входит современная, детская, подростковая, научно-фантастическая литература. Она автор монографии «Отечественная фантастика как реализация эстетического ресурса русской литературы начала ХХ века: братья Стругацкие и Евгений Замятин», учебно-методического пособия «Научное и фантастическое в русской литературе». Также её научные статьи публиковались в сборниках материалов международных научных и научно-практических конференций, в журналах: «Вопросы литературы», «Филология и человек», «Филологическая регионалистика», «Неофилология», «Гуманитарные исследования Центральной России» и других. | ||
К детской литературе Елена Борода обратилась после рождения старшего сына, для которого сочиняла сказки и небольшие рассказы. Желая обучиться литературному мастерству, она принимала активное участие в работе ежегодных «Семинаров молодых писателей, пишущих для детей», организуемых Фондом СЭИП. Елена вспоминает, что занятия вели В. Воскобойников, М. Бородицкая, Э. Успенский. Именно профессиональные литературные семинары оказали огромное влияние на её становление в качестве детского писателя. | К детской литературе Елена Борода обратилась после рождения старшего сына, для которого сочиняла сказки и небольшие рассказы. Желая обучиться литературному мастерству, она принимала активное участие в работе ежегодных «Семинаров молодых писателей, пишущих для детей», организуемых Фондом СЭИП. Елена вспоминает, что занятия вели [[Воскобойников Валерий Михайлович|В. Воскобойников]], [[Бородицкая Марина Яковлевна|М. Бородицкая]], [[Успенский Эдуард Николаевич|Э. Успенский]]. Именно профессиональные литературные семинары оказали огромное влияние на её становление в качестве детского писателя. | ||
Вскоре Елена заявила о себе как автор произведений, посвящённых молодёжным субкультурам. В 2009 году увидела свет книга «Цветок на асфальте» — первая из серии повестей, посвящённых эмо. Эта же тема была продолжена в повестях «Музыка одинокого сердца» и «Принцесса разбитых сердец». В 2012 году издательство «Аквилегия-М» выпустило книгу «Полоса препятствий», посвящённую, не менее популярному у подростков увлечению — паркуру. Елена отмечает, что у неё не было специального интереса к молодёжным субкультурам, её интересовал скорее процесс внутреннего поиска своего «я» у юношей и девушек. | Вскоре Елена заявила о себе как автор произведений, посвящённых молодёжным субкультурам. В 2009 году увидела свет книга «Цветок на асфальте» — первая из серии повестей, посвящённых эмо. Эта же тема была продолжена в повестях «Музыка одинокого сердца» и «Принцесса разбитых сердец». В 2012 году [[Аквилегия-М|издательство «Аквилегия-М»]] выпустило книгу «Полоса препятствий», посвящённую, не менее популярному у подростков увлечению — паркуру. Елена отмечает, что у неё не было специального интереса к молодёжным субкультурам, её интересовал скорее процесс внутреннего поиска своего «я» у юношей и девушек. | ||
{{цитата|автор=Елена Борода|… если честно, мне мир подростков больше интересен, чем взрослый. Может быть дело в максимализме, присущему их возрасту, круге их интересов. Мне кажется, они более искренние и беззащитные. Кажется, что я реально могу им помочь, потому что взрослый человек не всегда готов слушать — он считает себя мудрым и ему советов не нужно. А подростки, несмотря на то, что демонстрируют свою колючесть, всё равно подсознательно прислушиваются.}} | |||
Первое признание пришло к начинающему писателю в 2011 году, повесть «Младшие Экзюпери» стала лауреатом Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина. Многие родители и воспитатели отмечают, что Елене Викторовне удалось создать яркие, запоминающиеся образы подростков, а текст отличается искренностью и точностью. Не допуская нравоучений и снисходительного отношения, автор пишет о самом важном, самом сложном — первой любви, дружбе, предательстве. Также большой интерес вызывают вставки об уникальном писателе и художнике Антуане де Сент-Экзюпери. | Первое признание пришло к начинающему писателю в 2011 году, повесть «Младшие Экзюпери» стала лауреатом [[Международная детская литературная премия им. В.П. Крапивина|Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина]]. Многие родители и воспитатели отмечают, что Елене Викторовне удалось создать яркие, запоминающиеся образы подростков, а текст отличается искренностью и точностью. Не допуская нравоучений и снисходительного отношения, автор пишет о самом важном, самом сложном — первой любви, дружбе, предательстве. Также большой интерес вызывают вставки об уникальном писателе и художнике Антуане де Сент-Экзюпери. | ||
Свой успех Елена Викторовна объясняет тем, что работая со старшеклассниками и студентами, хорошо понимает, на каком языке они общаются, какие проблемы их волнуют, какие увлечения объединяют. Со всеми сложностями взросления ей приходиться сталкиваться каждый день. | Свой успех Елена Викторовна объясняет тем, что работая со старшеклассниками и студентами, хорошо понимает, на каком языке они общаются, какие проблемы их волнуют, какие увлечения объединяют. Со всеми сложностями взросления ей приходиться сталкиваться каждый день. | ||
В 2016 году рукопись книги «Я тебя никогда не прощу» вошла в шорт-лист Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру». Через несколько лет повесть о судьбе подростка, попавшего в водоворот взрослых проблем, увидела свет в издательстве «Речь». По мнению многих читателей, родителей и педагогов, среди главных достоинств книги — достоверность и правдивость, глубокий психологизм. Книга увлекает не только интересным сюжетом, но и раскрывает характеры героев. | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Елена Борода"> | |||
Файл:Boroda-Elena (1).jpg|Zoom. Карантинная история / Елена Борода ; иллюстрации Насти Хилькевич | |||
Файл:Boroda-Elena (3).jpg|Я тебя никогда не прощу / Елена Борода ; художник Людмила Милько | |||
Файл:Boroda-Elena (2).jpg|Соло для бас-гитары / Елена Владимирова | |||
Файл:Mladshie-EHkzyuperi-Elena-Vladimirova.jpg|Младшие Экзюпери / Елена Владимирова | |||
</gallery></center> | |||
В 2016 году рукопись книги «Я тебя никогда не прощу» вошла в шорт-лист [[Книгуру|Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру»]]. Через несколько лет повесть о судьбе подростка, попавшего в водоворот взрослых проблем, увидела свет в [[Речь (издательство)|издательстве «Речь»]]. По мнению многих читателей, родителей и педагогов, среди главных достоинств книги — достоверность и правдивость, глубокий психологизм. Книга увлекает не только интересным сюжетом, но и раскрывает характеры героев. | |||
Продолжение истории о главных героях книги «Младшие Экзюпери» увидело свет в 2018 году, в популярной серии «Шито-крыто» вышла детективная повесть «Соло для бас-гитары». Работая над книгой, Елена Викторовна не ограничилась увлекательным и запутанным сюжетом, а сумела открыть перед юным читателем сложную картину становления подростка: от непокорного и упрямого мальчишки до человека, отвечающего за своё поведение и поступки. | Продолжение истории о главных героях книги «Младшие Экзюпери» увидело свет в 2018 году, в популярной серии «Шито-крыто» вышла детективная повесть «Соло для бас-гитары». Работая над книгой, Елена Викторовна не ограничилась увлекательным и запутанным сюжетом, а сумела открыть перед юным читателем сложную картину становления подростка: от непокорного и упрямого мальчишки до человека, отвечающего за своё поведение и поступки. | ||
Строка 58: | Строка 66: | ||
В этом же году в популярной серии «Такие вот истории» «Издательского дома Мещерякова» вышел рассказ «Чужое приключение». В серии публикуются небольшие произведения — истории-мгновения, которые чем-либо запомнились. Елена Викторовна считает, что это своеобразная антология детства, именно из таких моментов складываются воспоминания о раннем периоде жизни. | В этом же году в популярной серии «Такие вот истории» «Издательского дома Мещерякова» вышел рассказ «Чужое приключение». В серии публикуются небольшие произведения — истории-мгновения, которые чем-либо запомнились. Елена Викторовна считает, что это своеобразная антология детства, именно из таких моментов складываются воспоминания о раннем периоде жизни. | ||
В 2022 году издательство «КомпасГид» выпустило книгу «Zoom. Карантинная история» — собрание рассказов о старшеклассниках, запертых по домам во время пандемии. Но тема карантина не главная идея книги. Эти истории о проблемах подрастающего поколения, среди которых желание самоутвердиться, найти себя, справиться с давлением родителей. | В 2022 году [[КомпасГид|издательство «КомпасГид»]] выпустило книгу «Zoom. Карантинная история» — собрание рассказов о старшеклассниках, запертых по домам во время пандемии. Но тема карантина не главная идея книги. Эти истории о проблемах подрастающего поколения, среди которых желание самоутвердиться, найти себя, справиться с давлением родителей. | ||
Елена Викторовна известна и как литературный критик. Её рецензии на произведения современных авторов публикуются в журналах: «Библиотека в школе», «Вопросы литературы», «Русская словесность», «Знамя», «Октябрь». Хорошо ориентируясь в современной детской и подростковой литературе, она высоко оценивает творчество современных детских писателей: Т. Михеевой, Ю. Кузнецовой, Е. Ракитиной, Е. Басовой, Э. Веркина, Ш. Идиатуллина, Ю. Симбирской, А. Эн. | Елена Викторовна известна и как литературный критик. Её рецензии на произведения современных авторов публикуются в журналах: «Библиотека в школе», «Вопросы литературы», «Русская словесность», «Знамя», «Октябрь». Хорошо ориентируясь в современной детской и подростковой литературе, она высоко оценивает творчество современных детских писателей: [[Михеева Тамара Витальевна|Т. Михеевой]], [[Кузнецова Юлия Никитична|Ю. Кузнецовой]], [[Ракитина Елена Владимировна|Е. Ракитиной]], [[Басова Евгения Владимировна|Е. Басовой]], [[Веркин Эдуард Николаевич|Э. Веркина]], [[Идиатуллин Шамиль Шаукатович|Ш. Идиатуллина]], [[Симбирская Юлия Станиславовна|Ю. Симбирской]], [[Ая эН|А. Эн]]. | ||
Елена Борода принимает активное участие в литературной и культурной жизни Тамбова. Она читает открытые лекции по современной детской литературе, вносит значительный вклад в организацию и проведение фестиваля семейного чтения «Читаем вместе!». Елена Викторовна — член экспертного совета по программе возрождения традиции детского чтения, организованной филологическим факультетом МГУ. Также она является официальным оппонентом к докторским диссертациям по проблематике детской литературы в ведущих вузах страны. | Елена Борода принимает активное участие в литературной и культурной жизни Тамбова. Она читает открытые лекции по современной детской литературе, вносит значительный вклад в организацию и проведение фестиваля семейного чтения «Читаем вместе!». Елена Викторовна — член экспертного совета по программе возрождения традиции детского чтения, организованной филологическим факультетом МГУ. Также она является официальным оппонентом к докторским диссертациям по проблематике детской литературы в ведущих вузах страны. | ||
Строка 89: | Строка 97: | ||
*Борода, Е. В. Город на блюдечке : рассказы для детей : кн. для чтения с заданиями для изучающих рус. яз. как иностр. : А2 / Елена Борода ; адапт. текста, коммент. Ерёминой Н. А. ; задания Старовойтовой И. А. — Москва : Русский язык. Курсы, 2019. — 88 с. : ил. — (КЛАСС!ное чтение). — [Хранится в Тамбовской областной детской библиотеке]. | *Борода, Е. В. Город на блюдечке : рассказы для детей : кн. для чтения с заданиями для изучающих рус. яз. как иностр. : А2 / Елена Борода ; адапт. текста, коммент. Ерёминой Н. А. ; задания Старовойтовой И. А. — Москва : Русский язык. Курсы, 2019. — 88 с. : ил. — (КЛАСС!ное чтение). — [Хранится в Тамбовской областной детской библиотеке]. | ||
*Борода, Е. В. Я тебя никогда не прощу : повесть / Елена Борода ; художник Людмила Милько. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2019. — 175 с. : | *Борода, Е. В. Я тебя никогда не прощу : повесть / Елена Борода ; художник Людмила Милько. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2019. — 175 с. : ил. — (Добавь в друзья). | ||
ил. — (Добавь в друзья). | |||
*Борода, Е. В. Zoom. Карантинная история / Елена Борода ; иллюстрации Насти Хилькевич. — Москва : КомпасГид, 2022. — 285 с. : ил. | *Борода, Е. В. Zoom. Карантинная история / Елена Борода ; иллюстрации Насти Хилькевич. — Москва : КомпасГид, 2022. — 285 с. : ил. | ||
==О жизни и творчестве== | ==О жизни и творчестве== | ||
* | *Борода Елена Викторовна (Елена Владимирова) : [биографические сведения]. — Текст : электронный // Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина : сайт. | ||
* | *Елена Борода: «Если у человека есть дар, он любые препятствия расценит как ступеньки для роста» : [российский писатель — о Пушкине, современных подростках и писательской участи] / беседу вела Елена Кожушко. — Текст : электронный // Перспектива. Поколение поиска : журнал. | ||
* | *Елена Борода (Владимирова): «Жизнь богаче и разнообразнее выдуманного мира» : [писатель рассказывает о родном городе, любимых авторах, собственном пути к писательству и об отношении к реализму] / беседу вела Александра Багречевская. — Текст : электронный // Охтинский пресс-центр : информационное агентство. | ||
* | *Иванов, А. И. Борода Елена Викторовна / А. И. Иванов. — Текст : электронный // Тамбовская энциклопедия : электронная версия : сайт. | ||
* | *Как увлечь подростков литературой, если ты не Джоан Роулинг : [писатель о подростковой литературе] / беседу вела Анастасия Скорондаева. — Текст : электронный // Российская газета : сайт. | ||
* | *«Книги — это витамины». Как писать для подростков так, чтобы они захотели читать : [интервью c Еленой Бородой]. — Текст : электронный // Мел : радио. | ||
* | *Моисеева, А. «Современные подростки чувствуют себя людьми без кожи». Писатель Елена Борода о творчестве и жизни / Алексис Моисеева. — Текст : электронный // РИА «ТОП 68» : сайт. | ||
==Награды, премии== | ==Награды, премии== | ||
*2011 — лауреат (третье место) Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина (награждена за рукопись книги «Младшие Экзюпери»). | *2011 — лауреат (третье место) Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина (награждена за рукопись книги «Младшие Экзюпери»). | ||
[[Category:Писатели]] |