44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Анатолий Мошковский |Портрет = Anatolij-Moshkovs…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 12 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 34: | Строка 34: | ||
В 1940 году отца перевели на работу в Москву, где в мае 1941 года Анатолий окончил восьмилетнюю школу. С началом Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в Башкирию, в село Дуван. Иван Борисович был назначен директором Дуванской средней школы, мать работала учительницей начальных классов. Анатолий продолжил учёбу, выполнял обязанности редактора школьной газеты. Летом, как и все подростки, работал в колхозе — сгребал сено, собирал в поле колосья, а в свободное от работы время продолжал литературные опыты. К восемнадцати годам на счету талантливого юноши было уже не менее двухсот произведений на разные темы, что позволило ему поступить в Литературный институт имени А. М. Горького. Он учился на семинаре поэзии, но с 1945 года его небольшие рассказы для детей публиковались в газете «Юный ленинец» (Молдавия). Также он писал очерки для московских молодёжных и детских журналов. | В 1940 году отца перевели на работу в Москву, где в мае 1941 года Анатолий окончил восьмилетнюю школу. С началом Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в Башкирию, в село Дуван. Иван Борисович был назначен директором Дуванской средней школы, мать работала учительницей начальных классов. Анатолий продолжил учёбу, выполнял обязанности редактора школьной газеты. Летом, как и все подростки, работал в колхозе — сгребал сено, собирал в поле колосья, а в свободное от работы время продолжал литературные опыты. К восемнадцати годам на счету талантливого юноши было уже не менее двухсот произведений на разные темы, что позволило ему поступить в Литературный институт имени А. М. Горького. Он учился на семинаре поэзии, но с 1945 года его небольшие рассказы для детей публиковались в газете «Юный ленинец» (Молдавия). Также он писал очерки для московских молодёжных и детских журналов. | ||
По окончании института в 1948 году Анатолий поступил на работу в одно из подразделений Главного управления по делам литературы и издательств (Главлит), сотрудничал с журналом «Дружные ребята». В 1952 году увидела свет первая изданная книга молодого писателя — сборник поэзии «Самое дорогое». В это время в журналах «Пионер», «Молодая гвардия», «Юный техник» начали публиковаться его рассказы для детей. С каждой удачной публикацией начинающий писатель всё больше убеждался в том, что проза для детей и юношества — главное дело его жизни. В 1956 году эти рассказы составили первый сборник Анатолия Мошковского — «Полёт не отменяется». | По окончании института в 1948 году Анатолий Мошковский поступил на работу в одно из подразделений Главного управления по делам литературы и издательств (Главлит), сотрудничал с журналом «Дружные ребята». В 1952 году увидела свет первая изданная книга молодого писателя — сборник поэзии «Самое дорогое». В это время в журналах «Пионер», «Молодая гвардия», «Юный техник» начали публиковаться его рассказы для детей. С каждой удачной публикацией начинающий писатель всё больше убеждался в том, что проза для детей и юношества — главное дело его жизни. В 1956 году эти рассказы составили первый сборник Анатолия Мошковского — «Полёт не отменяется». | ||
Многие рассказы из этого сборника напечатал журнал «Пионер». Вскоре по заданию редакции писатель отправился в длительную командировку по Восточной Сибири. Он принимал участие в геологических экспедициях, работал на золотых приисках, общался с рабочими рыболовецких колхозов Байкала. Писатель вспоминает, что ему хотелось почувствовать красоту Сибири, понять её коренных жителей, самобытность их характеров, и написать об их жизни и труде, ничего не приглаживая, не смягчая. В 1958 году вышли сборники рассказов «Скала и люди», «Твоя Антарктида». На первом учредительном съезде писателей Российской Федерации Сергей Баруздин высоко оценил творчество Анатолия Мошковского: | Многие рассказы из этого сборника напечатал журнал «Пионер». Вскоре по заданию редакции писатель отправился в длительную командировку по Восточной Сибири. Он принимал участие в геологических экспедициях, работал на золотых приисках, общался с рабочими рыболовецких колхозов Байкала. Писатель вспоминает, что ему хотелось почувствовать красоту Сибири, понять её коренных жителей, самобытность их характеров, и написать об их жизни и труде, ничего не приглаживая, не смягчая. В 1958 году вышли сборники рассказов «Скала и люди», «Твоя Антарктида». На первом учредительном съезде писателей Российской Федерации [[Баруздин Сергей Алексеевич|Сергей Баруздин]] высоко оценил творчество Анатолия Мошковского: | ||
{{цитата|автор=Сергей Баруздин|Мне кажется, что талантливый писатель А. Мошковский стоит на правильном пути: он рисует в своих рассказах не труд как какой-то механический процесс, а живых героев — людей труда, рисует их дела романтически, художественно убедительно. По существу, книги рассказов А. Мошковского впервые в детской литературе ярко изображают, что происходит в нашей повседневной жизни…. По существу книги рассказов А. Мошковского впервые в детской литературе ярко изображают то героическое, что происходит сегодня в нашей повседневной жизни: величавое преображение Сибири, ее недр, рек и земель, ее географии, экономики и культуры.}} | |||
Работая в редакционной коллегии журнала «Пионер», писатель много ездил по стране, встречался с интересными людьми, находил в их жизни и работе темы для своих рассказов и повестей. Поездка на Ангару, жизнь в палаточном городке строителей Братской ГЭС помогла родиться книге «Река моя Ангара». Морякам и рыбакам Крайнего Севера рыбакам, подводникам и жителям тундры посвящены книги «Не опоздай к приливу», «Отцы уходят в океан», «Три белоснежных оленя», «Белые буруны». | Работая в редакционной коллегии журнала «Пионер», писатель много ездил по стране, встречался с интересными людьми, находил в их жизни и работе темы для своих рассказов и повестей. Поездка на Ангару, жизнь в палаточном городке строителей Братской ГЭС помогла родиться книге «Река моя Ангара». Морякам и рыбакам Крайнего Севера рыбакам, подводникам и жителям тундры посвящены книги «Не опоздай к приливу», «Отцы уходят в океан», «Три белоснежных оленя», «Белые буруны». | ||
Строка 44: | Строка 46: | ||
Романтика труда и его будни составляют в произведениях писателя нерасторжимое единство, он убеждает читателей в том, что одинаково важно и одинаково трудно пасти стада и сплавлять лес по реке, работать на ферме и летать на сверхзвуковых самолётах. | Романтика труда и его будни составляют в произведениях писателя нерасторжимое единство, он убеждает читателей в том, что одинаково важно и одинаково трудно пасти стада и сплавлять лес по реке, работать на ферме и летать на сверхзвуковых самолётах. | ||
В повести «Не погаснет, не замёрзнет», посвящённой семье офицера, служащего на одной из морских баз полярного моря, автор выражает одну из главных мыслей, которая проходит через всё его творчество — ценность взаимопонимания между людьми, человеческая надёжность, любовь и милосердие. | В повести «Не погаснет, не замёрзнет», посвящённой семье офицера, служащего на одной из морских баз полярного моря, автор выражает одну из главных мыслей, которая проходит через всё его творчество — ценность взаимопонимания между людьми, человеческая надёжность, любовь и милосердие. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Анатолий Мошковский"> | |||
Файл:Anatolij-Moshkovskij (6).jpg|Витёк стал нормальным : [диафильм] / А. Мошковский ; художник З. Смехов | |||
Файл:Anatolij-Moshkovskij (4).jpg|Лебединое крыло / А. И. Мошковский | |||
Файл:Anatolij-Moshkovskij (2).jpg|Пятеро в звездолете / Анатолий Мошковский | |||
Файл:Anatolij-Moshkovskij (3).jpg|Заблудившийся звездолёт : повесть почти фантастическая о Толе Звездине и четырёх его товарищах / Анатолий Мошковский ; рисунки [[Вальк Генрих Оскарович|Г. Вальк]] | |||
Файл:Anatolij-Moshkovskij (5).jpg|Семь дней чудес / Анатолий Мошковский ; художник Вячеслав Кривенко | |||
</gallery></center> | |||
В 1964 году вышел сборник коротких рассказов о довоенном детстве — «Вызов на дуэль». Произведения, составляющие сборник, рассказывают о взрослении и становлении личности, о воспитании чувства долга и ответственности за свои поступки, о верной дружбе, преодолевающей все преграды. Сборник интересен не только чёткими нравственными критериями, характерными для творчества Мошковского, но и богатым познавательным материалом. Автор описывает много важных исторических событий тридцатых годов прошлого века, среди которых рекордные перелёты советских лётчиков, гражданская война в Испании, легендарный арктический поход парохода «Челюскин» и спасение его экипажа. | В 1964 году вышел сборник коротких рассказов о довоенном детстве — «Вызов на дуэль». Произведения, составляющие сборник, рассказывают о взрослении и становлении личности, о воспитании чувства долга и ответственности за свои поступки, о верной дружбе, преодолевающей все преграды. Сборник интересен не только чёткими нравственными критериями, характерными для творчества Мошковского, но и богатым познавательным материалом. Автор описывает много важных исторических событий тридцатых годов прошлого века, среди которых рекордные перелёты советских лётчиков, гражданская война в Испании, легендарный арктический поход парохода «Челюскин» и спасение его экипажа. | ||
Строка 53: | Строка 65: | ||
Среди мальчишек, героев его произведений, симпатии автора вызывают те, кто заявляет о себе делом, поступком, кто не подведёт товарища и в решительную минуту поведёт себя как настоящий человек. Юные герои в сложных обстоятельствах действуют смело, решительно, вызывая восхищение мужеством и находчивостью. Писатель стремится к правдивому изображению сложной и противоречивой жизни, не обходит её трагедий и конфликтов. Каким войдёт маленький человек в жизнь, сумеет ли он противостоять, если будет нужно несправедливости и обману, сумеет ли разобраться в тонкостях человеческих взаимоотношений. | Среди мальчишек, героев его произведений, симпатии автора вызывают те, кто заявляет о себе делом, поступком, кто не подведёт товарища и в решительную минуту поведёт себя как настоящий человек. Юные герои в сложных обстоятельствах действуют смело, решительно, вызывая восхищение мужеством и находчивостью. Писатель стремится к правдивому изображению сложной и противоречивой жизни, не обходит её трагедий и конфликтов. Каким войдёт маленький человек в жизнь, сумеет ли он противостоять, если будет нужно несправедливости и обману, сумеет ли разобраться в тонкостях человеческих взаимоотношений. | ||
По мнению Станислава Рассадина, Мошковский ставит перед своими героями серьёзные вопросы, вернее, не мешает делать это жизни. Проблемы его лучших произведений серьёзны и общезначимы, они касаются формирования личности. | По мнению [[Рассадин Станислав Борисович|Станислава Рассадина]], Мошковский ставит перед своими героями серьёзные вопросы, вернее, не мешает делать это жизни. Проблемы его лучших произведений серьёзны и общезначимы, они касаются формирования личности. | ||
Анатолий Мошковский, уже будучи известным детским писателем, обратился к фантастике, в 1969 году увидела свет повесть «Семь дней чудес». Главный герой, обычный школьник Боря Крутиков, завладев оригинальным прибором — фонариком «Хитрый глаз», научился управлять эмоциями других людей, все его желания начали сбываться без усилий и ценой труда других людей. По мнению многих литературных критиков, эта повесть — не просто захватывающая детская фантастика, она помогает юным читателям разобраться в своих желаниях и поступках, воспитать сильную волю и твёрдый характер, ответственность и честность. | Анатолий Мошковский, уже будучи известным детским писателем, обратился к фантастике, в 1969 году увидела свет повесть «Семь дней чудес». Главный герой, обычный школьник Боря Крутиков, завладев оригинальным прибором — фонариком «Хитрый глаз», научился управлять эмоциями других людей, все его желания начали сбываться без усилий и ценой труда других людей. По мнению многих литературных критиков, эта повесть — не просто захватывающая детская фантастика, она помогает юным читателям разобраться в своих желаниях и поступках, воспитать сильную волю и твёрдый характер, ответственность и честность. | ||
Самым же известным и популярным произведением, написанным Мошковским в жанре фантастики, стала опубликованная в 1975 году повесть «Пятеро в звездолёте», выходившая также под названием «Заблудившийся звездолёт». Повесть — замечательный образец космической фантастики. Пятеро подростков угоняют звездолёт, чтобы полететь к далёким неизведанным мирам. Героям удаётся побывать на планетах, населённых дикими племенами, совершенными людьми, растениями и насекомыми, разумными роботами. Везде их ждут не только необыкновенно интересные, захватывающие приключения, но и множество испытаний, пройдя которые ребята научатся ценить дружбу, заботиться о товарищах, достигать поставленных целей, разбираться, что такое добро и зло. Настроение книги передают замечательные иллюстрации Генриха Валька, которому удалось изобразить оригинальные летательные аппараты, выразительные города будущего и их жителей. | Самым же известным и популярным произведением, написанным Мошковским в жанре фантастики, стала опубликованная в 1975 году повесть «Пятеро в звездолёте», выходившая также под названием «Заблудившийся звездолёт». Повесть — замечательный образец космической фантастики. Пятеро подростков угоняют звездолёт, чтобы полететь к далёким неизведанным мирам. Героям удаётся побывать на планетах, населённых дикими племенами, совершенными людьми, растениями и насекомыми, разумными роботами. Везде их ждут не только необыкновенно интересные, захватывающие приключения, но и множество испытаний, пройдя которые ребята научатся ценить дружбу, заботиться о товарищах, достигать поставленных целей, разбираться, что такое добро и зло. Настроение книги передают замечательные иллюстрации [[Вальк Генрих Оскарович|Генриха Валька]], которому удалось изобразить оригинальные летательные аппараты, выразительные города будущего и их жителей. | ||
Книга стала необычайно популярной, много раз переиздавалась. Многие современные писатели-фантасты считают, что благодаря повести Мошковского полюбили жанр научной фантастики, сами стали писать. | Книга стала необычайно популярной, много раз переиздавалась. Многие современные писатели-фантасты считают, что благодаря повести Мошковского полюбили жанр научной фантастики, сами стали писать. | ||
Строка 71: | Строка 83: | ||
==Анатолий Мошковский / Книги== | ==Анатолий Мошковский / Книги== | ||
*Мошковский, А. И. Самое дорогое : стихи. — Москва : Молодая гвардия, 1952. — 152 с. — [Хранится в РГБ]. | *Мошковский, А. И. Самое дорогое : стихи. — Москва : Молодая гвардия, 1952. — 152 с. — [Хранится в [[Российская государственная библиотека|РГБ]]]. | ||
*Мошковский, А. И. Полет не отменяется : рассказы / А. И. Мошковский ; худож. В. Алексеев. — Москва : Детгиз, 1956. — 96 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | *Мошковский, А. И. Полет не отменяется : рассказы / А. И. Мошковский ; худож. В. Алексеев. — Москва : Детгиз, 1956. — 96 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]]. | ||
*Мошковский, А. И. Скала и люди : рассказы / А. И. Мошковский ; худож. А. Самсонов. — Москва : Детгиз, 1958. — 158 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | *Мошковский, А. И. Скала и люди : рассказы / А. И. Мошковский ; худож. А. Самсонов. — Москва : Детгиз, 1958. — 158 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ]. | ||
Строка 93: | Строка 105: | ||
*Мошковский, А. И. Река моя Ангара : повесть / А. И. Мошковский ; ил. О. Коровина. — Москва : Детгиз, 1963. — 176 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Мошковский, А. И. Река моя Ангара : повесть / А. И. Мошковский ; ил. О. Коровина. — Москва : Детгиз, 1963. — 176 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Мошковский, А. И. Трава и солнце : повесть и рассказы / А. И. Мошковский ; худож. Ф. Лемкуль. — Москва : Детская литература, 1964. — 238 с. : ил. | *Мошковский, А. И. Трава и солнце : повесть и рассказы / А. И. Мошковский ; худож. [[Лемкуль Фёдор Викторович|Ф. Лемкуль]]. — Москва : Детская литература, 1964. — 238 с. : ил. | ||
*Мошковский, А. И. Вызов на дуэль : рассказы / А. И. Мошковский ; худож. П. Пинкисевич. — Москва : Детская литература, 1965. — 160 с. : ил. | *Мошковский, А. И. Вызов на дуэль : рассказы / А. И. Мошковский ; худож. П. Пинкисевич. — Москва : Детская литература, 1965. — 160 с. : ил. | ||
Строка 158: | Строка 170: | ||
*Мошковский, А. И. Семь дней чудес / Анатолий Мошковский ; художник Вячеслав Кривенко. — Москва : Энас-книга, 2023. — 175 с. : ил. — (Если веришь в чудеса...). | *Мошковский, А. И. Семь дней чудес / Анатолий Мошковский ; художник Вячеслав Кривенко. — Москва : Энас-книга, 2023. — 175 с. : ил. — (Если веришь в чудеса...). | ||
==Анатолий Мошковский / Диафильмы в | ==Анатолий Мошковский / Диафильмы в НЭБ.Дети== | ||
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/46768#page/0/mode/2up Мошковский, А. И. Берберийский лев] : [диафильм] / А. Мошковский ; худож. Ф. Лемкуль ; редактор Л. Гуревич ; художественный редактор А. Морозов. — Москва : Студия «Диафильм», 1957 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (42 кд.) : ч.-б. Оригинал хранится в РГДБ. — Изображение. Текст : электронные. | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/46768#page/0/mode/2up Мошковский, А. И. Берберийский лев] : [диафильм] / А. Мошковский ; худож. Ф. Лемкуль ; редактор Л. Гуревич ; художественный редактор А. Морозов. — Москва : Студия «Диафильм», 1957 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (42 кд.) : ч.-б. Оригинал хранится в РГДБ. — Изображение. Текст : электронные. | ||
Строка 182: | Строка 194: | ||
*Андреева, И. Анатолий Мошковский / И. Андреева // Детская литература. 1963 год. — Москва : Детская литература, 1963. — С. 170–187. — (Дом детской книги). | *Андреева, И. Анатолий Мошковский / И. Андреева // Детская литература. 1963 год. — Москва : Детская литература, 1963. — С. 170–187. — (Дом детской книги). | ||
*Арзамасцева, И. Н. «Крымский текст» детской литературы: история и современность / Ирина Арзамасцева. — Литература в школе. — 2015. — № 6. — С. 4–7. | *Арзамасцева, И. Н. «Крымский текст» детской литературы: история и современность / [[Арзамасцева Ирина Николаевна|Ирина Арзамасцева]]. — Литература в школе. — 2015. — № 6. — С. 4–7. | ||
*Духан, Я. С. Мошковский Анатолий Иванович // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта ; Наука, 1997. — С. 297–298. | *Духан, Я. С. Мошковский Анатолий Иванович // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта ; Наука, 1997. — С. 297–298. | ||
Строка 196: | Строка 208: | ||
*Кузнецов, Ф. Воспитание гражданина : [в том числе о сборнике рассказов А. Мошковского «Вызов на дуэль»] / Ф. Кузнецов // Детская литература. — 1966. — № 11. — С. 11–12. | *Кузнецов, Ф. Воспитание гражданина : [в том числе о сборнике рассказов А. Мошковского «Вызов на дуэль»] / Ф. Кузнецов // Детская литература. — 1966. — № 11. — С. 11–12. | ||
*Мотяшов, И. П. Что человеку нужно? // Мошковский, А. И. Твоя Антарктида : повести и рассказы / А. И. Мошковский ; худож. О. Коровин. — Москва : Детская литература, 1974. — С. 250–254. | *[[Мотяшов Игорь Павлович|Мотяшов, И. П.]] Что человеку нужно? // Мошковский, А. И. Твоя Антарктида : повести и рассказы / А. И. Мошковский ; худож. О. Коровин. — Москва : Детская литература, 1974. — С. 250–254. | ||
*Мотяшов, И. П. Не опоздай к приливу. О творчестве Анатолия Мошковского / Игорь Мотяшов // Детская литература. — 1986. — № 5. — С. 22–24. | *Мотяшов, И. П. Не опоздай к приливу. О творчестве Анатолия Мошковского / Игорь Мотяшов // Детская литература. — 1986. — № 5. — С. 22–24. | ||
Строка 216: | Строка 228: | ||
*Ягуфарова, А. Рецензия : [рецензия на книгу А. Мошковского «Синева до самого солнца или повесть о том, что случилось с Васей Соломкиным у давно потухшего вулкана] // Детская литература. — 1983. — № 4. — С. 56–57. | *Ягуфарова, А. Рецензия : [рецензия на книгу А. Мошковского «Синева до самого солнца или повесть о том, что случилось с Васей Соломкиным у давно потухшего вулкана] // Детская литература. — 1983. — № 4. — С. 56–57. | ||
* | *Ваенская, Е. Ю. Образ Арктики в сборнике рассказов А. Мошковского «Три белоснежных оленя» / Е. Ю. Ваенская, А. В. Давыдова. — Текст : электронный // Известия Коми научного центра УрО РАН. — 2018. — № 1. — С. 127–130. — Режим доступа: Научная электронная библиотека CYBERLENINKA. | ||
* | *Мошковский Анатолий Иванович (10 марта 1925 – 2 декабря 2008). — Текст : электронный // Архив фантастики : сайт. | ||
==Экранизации== | ==Экранизации== | ||
*Полчаса на чудеса. Киноальманах (включает две новеллы — «Снежная крепость», «Полчаса на чудеса»). Приключенческая новелла «Снежная крепость» снята по рассказу А. Мошковского «Гауптвахта». Реж. М., А. Ляпидевская, СССР, 1968. | *Полчаса на чудеса. Киноальманах (включает две новеллы — «Снежная крепость», «Полчаса на чудеса»). Приключенческая новелла «Снежная крепость» снята по рассказу А. Мошковского «Гауптвахта». Реж. М., А. Ляпидевская, СССР, 1968. | ||
==См. также== | |||
*[[Аматуни Петроний Гай]] | |||
*[[Велтистов Евгений Серафимович]] | |||
*[[Губарев Виталий Георгиевич]] | |||
*[[Лагин Лазарь Иосифович]] | |||
*[[Медведев Валерий Владимирович]] | |||
*[[Погодин Радий Петрович]] | |||
[[Category:Писатели]] |