Ботева Мария Алексеевна: различия между версиями

Строка 36: Строка 36:


Однако первый широкий успех принесла проза. В 2003 году сказку «Световая азбука», размещенную на сайте Проза.ру под псевдонимом Сестра Лаптева, отметило в длинном списке жюри премии «Дебют», учрежденной фондом «Поколение». Сказку заметили также в издательстве «НЛО»; эта и другая сказки были объединены в книгу «Две сестры, два ветра» (2006). Литературовед Н. В. Барковская отметила связь этих сказок с творчеством символиста Андрея Белого. В 2005 году жюри «Дебюта» отметило Марию Ботеву уже в коротком списке – за поэму в прозе «Что касается счастья (Ехать умирать)» – о родной Вятке и ее людях. В том же году писательница стала лауреатом молодежной премии «Триумф».  
Однако первый широкий успех принесла проза. В 2003 году сказку «Световая азбука», размещенную на сайте Проза.ру под псевдонимом Сестра Лаптева, отметило в длинном списке жюри премии «Дебют», учрежденной фондом «Поколение». Сказку заметили также в издательстве «НЛО»; эта и другая сказки были объединены в книгу «Две сестры, два ветра» (2006). Литературовед Н. В. Барковская отметила связь этих сказок с творчеством символиста Андрея Белого. В 2005 году жюри «Дебюта» отметило Марию Ботеву уже в коротком списке – за поэму в прозе «Что касается счастья (Ехать умирать)» – о родной Вятке и ее людях. В том же году писательница стала лауреатом молодежной премии «Триумф».  
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Мария Ботева">
Файл:Boteva-Mariya (1).jpg|Мороженое в вафельных стаканчиках: три повести / Мария Ботева
Файл:Boteva-Mariya (3).jpg|Ты идёшь по ковру / Мария Ботева
Файл:Boteva-Mariya (2).jpg|Маяк – смотри! / Мария Ботева
Файл:Boteva-Mariya.jpg|Сад имени Т. С. / Мария Ботева ; рисовал Капыч
</gallery></center>


В 2006 году поэму напечатал журнал «Новый мир» (№ 6), а следом журнал «Урал» в № 9 представил Марию Ботеву серией рассказов-монологов «Так само».
В 2006 году поэму напечатал журнал «Новый мир» (№ 6), а следом журнал «Урал» в № 9 представил Марию Ботеву серией рассказов-монологов «Так само».
Строка 44: Строка 53:


Сборник «Мороженое в вафельных стаканчиках» – самая известная, на настоящий момент, из книг Марии Ботевой, он выдержал три издания – в 2013-м, 2014-м и 2017-м годах. Помимо повести, давшей общее название, в книгу для подростков вошли повести «Место празднику» (короткий список премии «Заветная мечта») и «Школа на Спичке». Сборник был включен в короткий список премии «[[Книгуру]]» и премии Владислава Крапивина. Все три произведения привлекли внимание педагогов-методистов по литературному образованию школьников. Так, Я. Завьялова и О. И. Кошелева подчеркнули нравственно-воспитательный потенциал детской прозы писательницы. Повести в сопоставлении с прозой писателей [[Востоков Станислав Владимирович|Стаса Востокова]] и [[Краева Ирина|Ирины Краевой]] были предложены Н. Г. Кутейниковой для работы в 5 – 6 классах.  
Сборник «Мороженое в вафельных стаканчиках» – самая известная, на настоящий момент, из книг Марии Ботевой, он выдержал три издания – в 2013-м, 2014-м и 2017-м годах. Помимо повести, давшей общее название, в книгу для подростков вошли повести «Место празднику» (короткий список премии «Заветная мечта») и «Школа на Спичке». Сборник был включен в короткий список премии «[[Книгуру]]» и премии Владислава Крапивина. Все три произведения привлекли внимание педагогов-методистов по литературному образованию школьников. Так, Я. Завьялова и О. И. Кошелева подчеркнули нравственно-воспитательный потенциал детской прозы писательницы. Повести в сопоставлении с прозой писателей [[Востоков Станислав Владимирович|Стаса Востокова]] и [[Краева Ирина|Ирины Краевой]] были предложены Н. Г. Кутейниковой для работы в 5 – 6 классах.  
Книга «Мороженое в вафельных стаканчиках» вошла в список книг «[[Белые вороны]]» [https://prodetlit.ru/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Internationale_Jugendbibliothek_M%C3%BCnchen.jpg Международной юношеской библиотеки] (Мюнхен) за 2013 год, а в 2017 году в тот же список была включена книга для младших школьников «Маяк – смотри!». Иронично-абсурдистский текст ее представляется параллелью к романтическим новеллам [[Грин Александр Степанович|А. С. Грина]], вятского уроженца, и модернистскому роману «Суер-Выер» [[Коваль Юрий Иосифович|Ю. И. Коваля]].




<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Мария Ботева">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Мария Ботева">
Файл:Boteva-Mariya (1).jpg|Мороженое в вафельных стаканчиках: три повести / Мария Ботева  
Файл:YA-zdes-zhivu-Evgeniya-Basova-Mariya-Boteva.jpg|Я здесь живу / [[Басова Евгения Владимировна|Евгения Басова]], Мария Ботева ; иллюстрации Алёны Зайцевой
Файл:Boteva-Mariya (3).jpg|Ты идёшь по ковру / Мария Ботева
Файл:Mariya Boteva-Novoe chernoe palto.jpg|Новое чёрное пальто / Мария Ботева ; иллюстрации Вольги Пранкевич
Файл:Boteva-Mariya (2).jpg|Маяк – смотри! / Мария Ботева
Файл:Skazki-o-princesse-i-drakone.jpg|Сказки о принцессе и драконе / Мария Ботева ; иллюстрации Анны Жуковской
Файл:Boteva-Mariya.jpg|Сад имени Т. С. / Мария Ботева ; рисовал Капыч
Файл:Boteva-Mariya-7.jpg|Мария Ботева. Свияжск, фото Дениса Осокина.
Файл:Boteva-Mariya-7.jpg|Мария Ботева. Свияжск, фото Дениса Осокина.
</gallery></center>
</gallery></center>


Книга «Мороженое в вафельных стаканчиках» вошла в список книг «[[Белые вороны]]» [https://prodetlit.ru/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Internationale_Jugendbibliothek_M%C3%BCnchen.jpg Международной юношеской библиотеки] (Мюнхен) за 2013 год, а в 2017 году в тот же список была включена книга для младших школьников «Маяк – смотри!». Иронично-абсурдистский текст ее представляется параллелью к романтическим новеллам А. С. Грина, вятского уроженца, и модернистскому роману «Суер-Выер» Ю. И. Коваля.


Взрослая проза собрана в книге «Фотографирование осени» (2013). Автор предисловия Илья Кукулин отнес ее произведения к «интенсивной прозе» (понятие предложено критиком Андреем Улановым), течению, возникшему в начале 2000-х годов, представленному также творчеством Линор Горалик. Критик Евгения Тидеман интерпретировала «интенсивную прозу» Ботевой как «след человека на световом материале времени, на стыке социального и экзистенциального» и нашла близость стиля писательницы к поэтике кинематографа и фотографии.
Взрослая проза собрана в книге «Фотографирование осени» (2013). Автор предисловия Илья Кукулин отнес ее произведения к «интенсивной прозе» (понятие предложено критиком Андреем Улановым), течению, возникшему в начале 2000-х годов, представленному также творчеством Линор Горалик. Критик Евгения Тидеман интерпретировала «интенсивную прозу» Ботевой как «след человека на световом материале времени, на стыке социального и экзистенциального» и нашла близость стиля писательницы к поэтике кинематографа и фотографии.
Строка 63: Строка 70:


Повесть «Сад имени Т. С.» (2018) была рассмотрена французской исследовательницей русской детской прозы Лорой Тибонье (Laure Thibonnier) в аспекте темы войны в подростковой прозе писателей одного поколения – [[Веркин Эдуард Николаевич|Эдуарда Веркина]] и [[Басова Евгения Владимировна|Евгении Басовой]].
Повесть «Сад имени Т. С.» (2018) была рассмотрена французской исследовательницей русской детской прозы Лорой Тибонье (Laure Thibonnier) в аспекте темы войны в подростковой прозе писателей одного поколения – [[Веркин Эдуард Николаевич|Эдуарда Веркина]] и [[Басова Евгения Владимировна|Евгении Басовой]].
Отдельные произведения вошли в коллективные сборники «Детгиза» «Как хорошо…» за 2012-й, 2014-й, 2019-й годы, а также издательства «Волчок» – «Внутри что-то есть» за 2019-й и 2020-й годы.  
 
Отдельные произведения вошли в коллективные сборники «Детгиза» «Как хорошо…» за 2012-й, 2014-й, 2019-й годы, а также [[Издательство Волчок|издательства «Волчок»]] – «Внутри что-то есть» за 2019-й и 2020-й годы.