44 849
правок
Нет описания правки |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Божунга Лижия (к её имени часто добавляют псевдоним Нуньес) — бразильская детская писательница, актриса, драматург, издатель. Яркий представитель латиноамериканского магического реализма. Обладательница многих национальных и международных литературных премий, в том числе Премии имени Х. К. Андерсена и Мемориальной премии Астрид Линдгрен (ALMA). | Божунга Лижия (к её имени часто добавляют псевдоним Нуньес) — бразильская детская писательница, актриса, драматург, издатель. Яркий представитель латиноамериканского магического реализма. Обладательница многих национальных и международных литературных премий, в том числе Премии имени Х. К. Андерсена и Мемориальной премии Астрид Линдгрен (ALMA). | ||
Божунга родилась 26 августа 1932 года на крайнем юге Бразилии, в городе Пелотас. Детство провела на ферме. Когда девочке было восемь лет, семья переехала в Рио-де-Жанейро. В 1951 году Божунга стала актрисой странствующего театра «Os Artistas Unidos» и несколько лет ездила с труппой по Бразилии. Уйдя из театра, стала принимать участие в радиоспектаклях, затем писала для радио и телевидения. Этот период длился около десяти лет. | Лижия Божунга родилась 26 августа 1932 года на крайнем юге Бразилии, в городе Пелотас. Детство провела на ферме. Когда девочке было восемь лет, семья переехала в Рио-де-Жанейро. В 1951 году Божунга стала актрисой странствующего театра «Os Artistas Unidos» и несколько лет ездила с труппой по Бразилии. Уйдя из театра, стала принимать участие в радиоспектаклях, затем писала для радио и телевидения. Этот период длился около десяти лет. | ||
Во время гастролей театр часто оказывался в небольших городах и деревнях, и Божунга обратила внимание на практически полную неграмотность местных жителей. Узнав, что главная причина — недостаточное количество школ для бедных, Божунга создала и возглавила частную школу для деревенских детей в глухой провинции штата Рио-де-Фунда. Через пять лет Божунга была вынуждена закрыть школу, но к этому времени подобные учебные заведения начало открывать правительство Бразилии. | Во время гастролей театр часто оказывался в небольших городах и деревнях, и Божунга обратила внимание на практически полную неграмотность местных жителей. Узнав, что главная причина — недостаточное количество школ для бедных, Божунга создала и возглавила частную школу для деревенских детей в глухой провинции штата Рио-де-Фунда. Через пять лет Божунга была вынуждена закрыть школу, но к этому времени подобные учебные заведения начало открывать правительство Бразилии. | ||
Строка 35: | Строка 35: | ||
В этом же году Божунга переехала в Англию, на родину второго мужа, и несколько лет жила попеременно то в Рио-де-Жанейро, то в Лондоне, не прекращая писательской деятельности. В этот период появились адресованные подросткам «Tchau» (1984), «Nós Três» (1987), «O Meu Amigo Pintor» (1987). | В этом же году Божунга переехала в Англию, на родину второго мужа, и несколько лет жила попеременно то в Рио-де-Жанейро, то в Лондоне, не прекращая писательской деятельности. В этот период появились адресованные подросткам «Tchau» (1984), «Nós Três» (1987), «O Meu Amigo Pintor» (1987). | ||
В 1988 году Божунга вернулась к театру, но в ином качестве: она написала посвящённый книгам монолог «Livro» и читала его в библиотеках, школах и университетах по всей Бразилии и за рубежом. Ставший знаменитым монолог о книге положил начало проекту «As Mambembadas», в рамках которого Божунга в течение нескольких лет создавала шоу, объединявшие два её «я» — актрисы и писателя: она писала инсценировки, часто сама выходила на сцену (моноспектакли «Fazendo Ana Paz», «De cara com a Lygia», «Depoimento»). | В 1988 году Лижия Божунга вернулась к театру, но в ином качестве: она написала посвящённый книгам монолог «Livro» и читала его в библиотеках, школах и университетах по всей Бразилии и за рубежом. Ставший знаменитым монолог о книге положил начало проекту «As Mambembadas», в рамках которого Божунга в течение нескольких лет создавала шоу, объединявшие два её «я» — актрисы и писателя: она писала инсценировки, часто сама выходила на сцену (моноспектакли «Fazendo Ana Paz», «De cara com a Lygia», «Depoimento»). | ||
Всё, что связано с книгой, для Божунги очень важно. Размышлениям о книге, чтении, читателе и тому, как рождается история, она посвятила своеобразную трилогию: «Livro — um encontro» (1988), «Fazendo Ana Paz» (1988), «A paisagem» (1992). К ней примыкает — тоже неофициально — роман «Intramuros» (2016). | Всё, что связано с книгой, для Божунги очень важно. Размышлениям о книге, чтении, читателе и тому, как рождается история, она посвятила своеобразную трилогию: «Livro — um encontro» (1988), «Fazendo Ana Paz» (1988), «A paisagem» (1992). К ней примыкает — тоже неофициально — роман «Intramuros» (2016). | ||
<center><gallery perrow="6" widths="180" heights="180" caption="Книги Лижии Божунги "> | |||
Файл:Bozhunga-Lizhiya (1).JPG|Лижия Божунга | |||
Файл:Bozhunga-Lizhiya (2).jpg|Лижия Божунга | |||
Файл:Bozhunga-Lizhiya (3).jpg|Лижия Божунга | |||
</gallery></center> | |||
Продолжая писать для подростков, Божунга в 1995 году издала повести «Seis Vezez Lucas» и «O abraço». | Продолжая писать для подростков, Божунга в 1995 году издала повести «Seis Vezez Lucas» и «O abraço». | ||
В 1996 году Божунга опубликовала ещё три книги, в числе которых — книга-арт-объект «Feito a mao». В ней автор рассказывает о своей семье, жизни на ферме, о животных и природе. Книга сделана вручную, а напечатана в технике ксерокопии на бумаге, изготовленной из макулатуры и бумажных отходов. По замыслу Божунги, эта книга — пример производства, альтернативного промышленному. | В 1996 году Лижия Божунга опубликовала ещё три книги, в числе которых — книга-арт-объект «Feito a mao». В ней автор рассказывает о своей семье, жизни на ферме, о животных и природе. Книга сделана вручную, а напечатана в технике ксерокопии на бумаге, изготовленной из макулатуры и бумажных отходов. По замыслу Божунги, эта книга — пример производства, альтернативного промышленному. | ||
В 2002 году вышла книга «Retratos de Carolina», представляющая собой новый этап в творчестве Божунги, — реалистичное произведение с элементами метаромана, подробно описывающее жизнь героини с шести до 29 лет. «Retratos de Carolina» примечательна ещё и тем, что это первая книга, выпущенная собственным издательством Божунги «Casa Lygia Bojunga». К выходу из печати «Retratos de Carolina» Божунга приурочила свои последние театральные работы: «Еntrevista», в которой больше часа беседовала с воображаемым интервьюером, и сольную презентацию «...minha trilha no palco é tão solitária quanto o ato da escrita...». | В 2002 году вышла книга «Retratos de Carolina», представляющая собой новый этап в творчестве Божунги, — реалистичное произведение с элементами метаромана, подробно описывающее жизнь героини с шести до 29 лет. «Retratos de Carolina» примечательна ещё и тем, что это первая книга, выпущенная собственным издательством Божунги «Casa Lygia Bojunga». К выходу из печати «Retratos de Carolina» Божунга приурочила свои последние театральные работы: «Еntrevista», в которой больше часа беседовала с воображаемым интервьюером, и сольную презентацию «...minha trilha no palco é tão solitária quanto o ato da escrita...». |