44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 15 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 54: | Строка 54: | ||
Весной 1851 года Лев Толстой отправился с братом Николаем на Кавказ, где вскоре поступил на военную службу. В этот период была создана повесть «Детство», впервые опубликованная в журнале «Современник» в 1852 г. (первое изданное произведение) под измененным названием «История моего детства». Л. Н. Толстой был недоволен правкой заглавия, в письме редактору журнала Н. А. Некрасову он объяснял причину: «Заглавие … История моего детства противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до истории моего детства?» Этим писатель хотел подчеркнуть свое стремление дать обобщенную историю становления человека из дворянского сословия, придав повести некоторые автобиографические черты. Изначально предполагалось, что «Детство» будет составлять первую часть романа «Четыре эпохи развития», однако впоследствии осуществились только «Отрочество» и «Юность». Трилогия повестей, не имевшая специальной возрастной адресации, вошла в канон русской прозы об «эпохах развития» и оказала решающее влияние на локальные литературы для детей и подростков. | Весной 1851 года Лев Толстой отправился с братом Николаем на Кавказ, где вскоре поступил на военную службу. В этот период была создана повесть «Детство», впервые опубликованная в журнале «Современник» в 1852 г. (первое изданное произведение) под измененным названием «История моего детства». Л. Н. Толстой был недоволен правкой заглавия, в письме редактору журнала Н. А. Некрасову он объяснял причину: «Заглавие … История моего детства противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до истории моего детства?» Этим писатель хотел подчеркнуть свое стремление дать обобщенную историю становления человека из дворянского сословия, придав повести некоторые автобиографические черты. Изначально предполагалось, что «Детство» будет составлять первую часть романа «Четыре эпохи развития», однако впоследствии осуществились только «Отрочество» и «Юность». Трилогия повестей, не имевшая специальной возрастной адресации, вошла в канон русской прозы об «эпохах развития» и оказала решающее влияние на локальные литературы для детей и подростков. | ||
Военная служба Л. Н. Толстого проходила в артиллерийской бригаде на Кавказе и в Крыму (включая оборону Севастополя); он командовал орудиями в составе батареи, неоднократно отличался в сражениях и был представлен к нескольким наградам. События этого периода и впечатления офицера отразились в нескольких его произведениях, среди которых значимое место занимает «Кавказский пленник», написанный в марте 1872 года. В основу начала «были» (таково авторское определение жанра) легло событие, произошедшее 13 июня 1853 года, — чеченцы напали на отделившихся от основной части пятерых русских офицеров, среди которых находился Л. Н. Толстой. Материалом для последующих эпизодов рассказа послужили воспоминания других людей. «Кавказский пленник» был написан для детей и входил в состав школьного пособия «Азбука». Этот рассказ создавался по новому принципу – понятности для любого читателя. Как и в других рассказах из учебной книги, в нем использован народный язык, художественная простота сочетается с естественностью слога и правдивостью передаваемых событий. Л. Н. Толстой отмечал: | Военная служба Л. Н. Толстого проходила в артиллерийской бригаде на Кавказе и в Крыму (включая оборону Севастополя); он командовал орудиями в составе батареи, неоднократно отличался в сражениях и был представлен к нескольким наградам. События этого периода и впечатления офицера отразились в нескольких его произведениях, среди которых значимое место занимает «Кавказский пленник», написанный в марте 1872 года. В основу начала «были» (таково авторское определение жанра) легло событие, произошедшее 13 июня 1853 года, — чеченцы напали на отделившихся от основной части пятерых русских офицеров, среди которых находился Л. Н. Толстой. Материалом для последующих эпизодов рассказа послужили воспоминания других людей. «Кавказский пленник» был написан для детей и входил в состав школьного пособия «Азбука». Этот рассказ создавался по новому принципу – понятности для любого читателя. Как и в других рассказах из учебной книги, в нем использован народный язык, художественная простота сочетается с естественностью слога и правдивостью передаваемых событий. Л. Н. Толстой отмечал: | ||
{{цитата|автор=Лев Толстой|Кавказский пленник.... Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших.}} | |||
В 1856 году Лев Толстой вышел в отставку, оставив военную службу. С этого времени он основательно начал заниматься литературой, хозяйственными заботами в своем имении, а вскоре и педагогической деятельностью. В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, в которой занятия велись вплоть до его отъезда за границу в июне 1860 года. | В 1856 году Лев Толстой вышел в отставку, оставив военную службу. С этого времени он основательно начал заниматься литературой, хозяйственными заботами в своем имении, а вскоре и педагогической деятельностью. В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, в которой занятия велись вплоть до его отъезда за границу в июне 1860 года. | ||
Строка 75: | Строка 80: | ||
Тем не менее педагогическая деятельность Л. Н. Толстого развивалась. Осенью 1861 года по желанию крестьян он открыл 12 школ в Крапивенском уезде, а в 1862 году еще несколько новых. В основу обучения легли принципы свободного воспитания. Вслед за Ж.-Ж. Руссо Л. Н. Толстой считал, что преподавание должно опираться на желания и врожденные способности ребенка, ученик волен сам выбирать чему и как учиться. Для учителя главной целью являлось развитие природных качеств ребенка с помощью умения заинтересовать в процессе рассказа или беседы. В толстовских школах не было определенной программы, дети сидели как хотели, отношения между учителем и учеником были непринужденными, основанными на взаимном уважении. Занятия вел сам Л. Н. Толстой и несколько постоянных преподавателей, периодически им помогали приезжие учителя, близкие и знакомые писателя. Особая роль уделялась развитию у детей творческих навыков (с помощью самостоятельной работы, сочинений, экскурсий) и наблюдательности (для этого использовались опыты, таблицы, картины и др.). | Тем не менее педагогическая деятельность Л. Н. Толстого развивалась. Осенью 1861 года по желанию крестьян он открыл 12 школ в Крапивенском уезде, а в 1862 году еще несколько новых. В основу обучения легли принципы свободного воспитания. Вслед за Ж.-Ж. Руссо Л. Н. Толстой считал, что преподавание должно опираться на желания и врожденные способности ребенка, ученик волен сам выбирать чему и как учиться. Для учителя главной целью являлось развитие природных качеств ребенка с помощью умения заинтересовать в процессе рассказа или беседы. В толстовских школах не было определенной программы, дети сидели как хотели, отношения между учителем и учеником были непринужденными, основанными на взаимном уважении. Занятия вел сам Л. Н. Толстой и несколько постоянных преподавателей, периодически им помогали приезжие учителя, близкие и знакомые писателя. Особая роль уделялась развитию у детей творческих навыков (с помощью самостоятельной работы, сочинений, экскурсий) и наблюдательности (для этого использовались опыты, таблицы, картины и др.). | ||
Строка 85: | Строка 87: | ||
Файл:Lev-Tolstoj (20).jpg|Тепло и холод / Л. Н. Толстой, 1911 | Файл:Lev-Tolstoj (20).jpg|Тепло и холод / Л. Н. Толстой, 1911 | ||
Файл:Lev-Tolstoj (25).jpg|Разсказы из детской жизни / Л. Н. Толстой, 1912 | Файл:Lev-Tolstoj (25).jpg|Разсказы из детской жизни / Л. Н. Толстой, 1912 | ||
</gallery></center> | |||
Лев Толстой создал самобытную педагогическую систему, принципы которой отразились в его публицистических статьях, посвященных образованию, развитию в детях творческих способностей, писанию книг для народа: «Воспитание и образование», «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (обе — 1862), <О языке народных книжек> (1862?), «О народном образовании» (1974) и др. Кроме того, он написал одни из первых книг для обучения в народных школах: «Азбука» (1872 ), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875 ). Преподавая сам, Л. Н. Толстой понимал необходимость создания учебной литературы для крестьян, считая это своим вкладом в просвещение народа. В одном из писем он представлял: «…по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть». По его мнению, эта книга должна была «служить руководством при обучении чтению, письму, грамматике, славянскому языку и арифметике для русских учеников всех возрастов и сословий». В период создания «Азбуки» Л. Н. Толстой снова стал заниматься с крестьянскими детьми, а для того, чтобы проверить свою систему обучения, он приглашал учителей из народных школ. Поскольку в Ясной Поляне в то время не было школы, писатель проводил занятия в своем доме. Вместе с ним преподавали его жена, Софья Андреевна, а также старшие дети – Сергей (в 1872 году ему было 9 лет) и Татьяна (8 лет). | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой"> | |||
Файл:Lev-Tolstoj (16).jpg|Бог правду видит, да не скоро скажет / Л.Н. Толстой, 1912 | Файл:Lev-Tolstoj (16).jpg|Бог правду видит, да не скоро скажет / Л.Н. Толстой, 1912 | ||
Файл:Lev-Tolstoj (31).jpg|Новая азбука / Лев Толстой, 1916 | Файл:Lev-Tolstoj (31).jpg|Новая азбука / Лев Толстой, 1916 | ||
Файл:Lev-Tolstoj (22).jpg|Корова / Л. Н. Толстой, 1928 | Файл:Lev-Tolstoj (22).jpg|Корова / Л. Н. Толстой, 1928 | ||
Файл:Lev-Tolstoj (28).jpg|Про белок / Л. Н. Толстой, 1929 | |||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
«Азбука» состоит из четырех книг, каждая из которых делится на несколько частей. В первой книге их четыре: алфавит с картинками, слоги и упражнения для обучения чтению; басни, притчи и поучительные истории; тексты религиозного содержания; азы арифметики. Завершается издание пояснениями для учителя. Остальные три книги обладают сходным строением, исключая раздел с алфавитом: литература для самостоятельного чтения (художественные произведения, фольклор разных стран, рассказы, объясняющие разные явления и др.), древнерусские и церковно-славянские тексты (отрывки из летописи «Повесть временных лет», Четьих Миней, Книги Бытия, Евангелия и др.), математика (счет, умножение, деление, задачи и др.). В каждой последующей книге материал усложняется. В «Азбуке» Л. Н. Толстой восхвалял физический труд, знакомил детей с жизнью животных и птиц, объяснял причины происходящих явлений, рассказывал об особенностях народного быта, приобщал к историческому прошлому России. Распространенным приемом является вопросно-ответная форма. Например, в названии задается вопрос («Для чего ветер?», «Отчего в мороз трещат деревья?»), а в самом тексте дается ответ, или ученику нужно найти его самому после прочтения. В образах богатырей, их трудовых делах и ратных подвигах показана сила, доблесть и мужество русского народа. Одновременно с этим Л. Н. Толстой стремился привить уважение к другим народам и нетерпимость к захватническим войнам. Динамичные рассказы, сказки и басни повествуют о честности («Косточка», «Лгун»), чувстве товарищества, сострадания и взаимопомощи («Два товарища», «Муравей и голубка», «Дед и внучек», «Подкидыш»), о справедливости и долге («Праведный судья», «Царские братья»). В них уделяется большое значение упорству при выполнении работы и преодолении трудностей («Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток»). | «Азбука» состоит из четырех книг, каждая из которых делится на несколько частей. В первой книге их четыре: алфавит с картинками, слоги и упражнения для обучения чтению; басни, притчи и поучительные истории; тексты религиозного содержания; азы арифметики. Завершается издание пояснениями для учителя. Остальные три книги обладают сходным строением, исключая раздел с алфавитом: литература для самостоятельного чтения (художественные произведения, фольклор разных стран, рассказы, объясняющие разные явления и др.), древнерусские и церковно-славянские тексты (отрывки из летописи «Повесть временных лет», Четьих Миней, Книги Бытия, Евангелия и др.), математика (счет, умножение, деление, задачи и др.). В каждой последующей книге материал усложняется. В «Азбуке» Л. Н. Толстой восхвалял физический труд, знакомил детей с жизнью животных и птиц, объяснял причины происходящих явлений, рассказывал об особенностях народного быта, приобщал к историческому прошлому России. Распространенным приемом является вопросно-ответная форма. Например, в названии задается вопрос («Для чего ветер?», «Отчего в мороз трещат деревья?»), а в самом тексте дается ответ, или ученику нужно найти его самому после прочтения. В образах богатырей, их трудовых делах и ратных подвигах показана сила, доблесть и мужество русского народа. Одновременно с этим Л. Н. Толстой стремился привить уважение к другим народам и нетерпимость к захватническим войнам. Динамичные рассказы, сказки и басни повествуют о честности («Косточка», «Лгун»), чувстве товарищества, сострадания и взаимопомощи («Два товарища», «Муравей и голубка», «Дед и внучек», «Подкидыш»), о справедливости и долге («Праведный судья», «Царские братья»). В них уделяется большое значение упорству при выполнении работы и преодолении трудностей («Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток»). | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой"> | <center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой"> | ||
Файл:Lev-Tolstoj (24).jpg|Акула / Лев Толстой, 1930 | Файл:Lev-Tolstoj (24).jpg|Акула / Лев Толстой, 1930 | ||
Файл:Lev-Tolstoj (27).jpg|Как мальчика в лесу гроза застала / Лев Толстой, 1930 | Файл:Lev-Tolstoj (27).jpg|Как мальчика в лесу гроза застала / Лев Толстой, 1930 | ||
Файл:Lev-Tolstoj (26).jpg|Три медведя / Л. Толстой; рис. Ю. Васнецов, 1937 | Файл:Lev-Tolstoj (26).jpg|Три медведя / Л. Толстой; рис. Ю. Васнецов, 1937 | ||
Файл:Lev-Tolstoj-3.jpg|Хаджи-Мурат / Лев Толстой, 1945 | Файл:Lev-Tolstoj-3.jpg|Хаджи-Мурат / Лев Толстой, 1945 | ||
</gallery></center> | |||
Зачастую в баснях и рассказах о животных Л. Н. Толстой показывал положительные и отрицательные черты человека: жадность («Собака и ее тень», «Обезьяна и горох»), злость («Белка и волк»), обман и предательство («Лисица и обезьяна»), лесть и хитрость («Лев, осел и лисица») и т. д. Однако «Азбука» не встретила у читателей и критиков ожидаемого писателем энтузиазма. В связи с этим Л. Н. Толстой значительно переработал материал и в 1874 году выпустил «Новую азбуку». Эта книга включает в себя алфавит, упражнения для обучения чтению, славянскую азбуку, молитвы и изображения цифр (арабских, славянских и римских). Тексты из двух разделов для чтения выделены из собственно азбуки и напечатаны в виде четырех «Русских книг для чтения» и четырех «Славянских книг для чтения». «Новая азбука» была рекомендована Министерством народного просвещения в качестве учебника для народных школ России. При жизни Л. Н. Толстого книга была переиздана 28 раз. Особенное внимание читателей и критиков на протяжении многих десятилетий привлекали «Кавказский пленник» и «Бог правду видит, да не скоро скажет», а также рассказы «Филипок» и «Косточка». | |||
Лев Николаевич Толстой прожил долгую насыщенную жизнь и умер 20 [7 по старому стилю] ноября 1910 г. на станции Астапово в Рязанской губернии (теперь поселок Лев Толстой в Липецкой области). | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой"> | |||
Файл:Lev-Tolstoj (23).jpg|Филипок / Л. Н. Толстой, 1948 | Файл:Lev-Tolstoj (23).jpg|Филипок / Л. Н. Толстой, 1948 | ||
Файл:Lev-Tolstoj (29).jpg|Рассказ аэронавта / Л. Н. Толстой, 1978 | Файл:Lev-Tolstoj (29).jpg|Рассказ аэронавта / Л. Н. Толстой, 1978 | ||
Файл:Spirin-Gennadij-illyustraciya (11).jpg|Филипок / Л. Н. Толстой. Художник [[Спирин Геннадий Константинович|Геннадий Спирин]] | |||
Файл:Mihail-Bychkov-hudozhnik (6).jpg|Были: Прыжок. Пожарные собаки. Акула / Лев Толстой ; художник [[Бычков Михаил Абрамович|Михаил Бычков]] | |||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
Строка 118: | Строка 134: | ||
В 1895 году в доме Ю. Блока была сделана первая запись голоса Л. Н. Толстого, он читал притчу «Кающийся грешник». Спустя тринадцать лет писатель получил в подарок фонограф от самого изобретателя Т. Эдисона. К устройству прилагалась письменная просьба: «Милостивый государь! Смею ли я просить вас дать один или два сеанса для фонографа на французском или английском языке, лучше всего на обоих. Желательно, чтобы вы прочли краткое обращение к народам всего мира, в котором была бы высказана какая-нибудь идея, двигающая человечество вперед в моральном и социальном отношении…». Л. Н. Толстой выполнил просьбу и впоследствии использовал новое устройство в работе: записывал письма и статьи для книги «Круг чтения», небольшие наставления и сказки. Фонограф этот до сих пор хранится в кабинете писателя в Ясной Поляне. Сейчас он не работает, но сделанные Л. Н. Толстым записи можно прослушать. | В 1895 году в доме Ю. Блока была сделана первая запись голоса Л. Н. Толстого, он читал притчу «Кающийся грешник». Спустя тринадцать лет писатель получил в подарок фонограф от самого изобретателя Т. Эдисона. К устройству прилагалась письменная просьба: «Милостивый государь! Смею ли я просить вас дать один или два сеанса для фонографа на французском или английском языке, лучше всего на обоих. Желательно, чтобы вы прочли краткое обращение к народам всего мира, в котором была бы высказана какая-нибудь идея, двигающая человечество вперед в моральном и социальном отношении…». Л. Н. Толстой выполнил просьбу и впоследствии использовал новое устройство в работе: записывал письма и статьи для книги «Круг чтения», небольшие наставления и сказки. Фонограф этот до сих пор хранится в кабинете писателя в Ясной Поляне. Сейчас он не работает, но сделанные Л. Н. Толстым записи можно прослушать. | ||
Строка 187: | Строка 198: | ||
*Толстой Л. Н. Филипок : рассказы / иллюстрации С. Пученкиной. — Москва : Эксмодетство, 2020. — 77 с. | *Толстой Л. Н. Филипок : рассказы / иллюстрации С. Пученкиной. — Москва : Эксмодетство, 2020. — 77 с. | ||
==Лев Толстой / Книги в | ==Лев Толстой / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/42845#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Азбука : Кн. 1–4, Кн. 2. Для учителя] / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Тип. Замысловского, 1872 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке. | *[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/42845#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Азбука : Кн. 1–4, Кн. 2. Для учителя] / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Тип. Замысловского, 1872 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в [[Российская государственная библиотека|Российской государственной библиотеке]]. | ||
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/44174#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Кавказский пленник : рассказ] / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : Изд. А.Д. Сазонова, 1908 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке. | *[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/44174#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Кавказский пленник : рассказ] / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : Изд. А.Д. Сазонова, 1908 (Москва : РГБ, 2015). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке. | ||
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/46959#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Новая азбука] / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : Т-во И. Д. Сытина, 1916 (Москва : РГБ, 2014). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке. | *[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/46959#page/0/mode/2up Толстой Л. Н. Новая азбука] / Л. Н. Толстой. — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва : Т-во И. Д. Сытина, 1916 (Москва : РГБ, 2014). — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке. | ||
Строка 227: | Строка 238: | ||
*Крикунова, Е. А. «Азбука» и «Русские книги для чтения» в начальной школе: первые встречи с языком Л. Н. Толстого // Известия Российской академии образования. — 2015. — № 3 (35). — С. 138–143. | *Крикунова, Е. А. «Азбука» и «Русские книги для чтения» в начальной школе: первые встречи с языком Л. Н. Толстого // Известия Российской академии образования. — 2015. — № 3 (35). — С. 138–143. | ||
*Жилякова, Э. М. Л. Н. Толстой — переводчик басен Эзопа / Жилякова Э. М., Скирневская В. Ю. // Текст. Книга. Книгоиздание. — 2017. — № 15. — С. 5–25. | *Жилякова, Э. М. Л. Н. Толстой — переводчик басен Эзопа / Жилякова Э. М., Скирневская В. Ю. // Текст. Книга. Книгоиздание. — 2017. — № 15. — С. 5–25. | ||
==Лев Толстой / Экранизации== | ==Лев Толстой / Экранизации== | ||
Строка 243: | Строка 250: | ||
==Музеи, памятники== | ==Музеи, памятники== | ||
* | *Музей-усадьба «Ясная Поляна» : сайт. | ||
* | *Музей-усадьба в Хамовниках : сайт. | ||
* | *Государственный музей Льва Толстого : сайт. | ||
* | *Мемориальный музей «Астапово» : сайт. | ||
*Памятник Л. Толстому в Москве, во дворе Государственного музея Л. Н. Толстого (1912, установлен в 1972, автор – С. Д. Меркуров). | *Памятник Л. Толстому в Москве, во дворе Государственного музея Л. Н. Толстого (1912, установлен в 1972, автор – С. Д. Меркуров). | ||
*Памятник Льву Толстому на Поварской улице в Москве, во дворе «дома Ростовых» (1956, авторы — скульптор Г. Н. Новокрещёнова, архитектор В. Н. Васнецов). | *Памятник Льву Толстому на Поварской улице в Москве, во дворе «дома Ростовых» (1956, авторы — скульптор Г. Н. Новокрещёнова, архитектор В. Н. Васнецов). | ||
[[Файл:Tolstoj-pamyatnik.jpg| | [[Файл:Tolstoj-pamyatnik.jpg|310px|thumb|Памятник Льву Толстому на Поварской улице в Москве, во дворе «дома Ростовых»]] | ||
*Памятник Льву Толстому в сквере Девичьего поля на пересечении Большой Пироговской улицы и проезда Девичьего поля в Москве (1972 году, скульптор — А. М. Портянко, архитекторы — В. В. Богданов, В. П. Соколов). | *Памятник Льву Толстому в сквере Девичьего поля на пересечении Большой Пироговской улицы и проезда Девичьего поля в Москве (1972 году, скульптор — А. М. Портянко, архитекторы — В. В. Богданов, В. П. Соколов). | ||
*Памятник Л. Н. Толстому в Химках (Московская обл.). | *Памятник Л. Н. Толстому в Химках (Московская обл.). | ||
Строка 263: | Строка 269: | ||
==См. также== | ==См. также== | ||
*[[Аксаков Сергей Тимофеевич]] | *[[Аксаков Сергей Тимофеевич]] | ||
*[[Братья Гримм]] | |||
*[[Вельтман Александр Фомич]] | |||
*[[Ершов Пётр Павлович]] | *[[Ершов Пётр Павлович]] | ||
*[[Жуковский Василий Андреевич]] | *[[Жуковский Василий Андреевич]] |