Толстой Лев Николаевич: различия между версиями

Строка 54: Строка 54:
Весной 1851 года Лев Толстой отправился с братом Николаем на Кавказ, где вскоре поступил на военную службу. В этот период была создана повесть «Детство», впервые опубликованная в журнале «Современник» в 1852 г. (первое изданное произведение) под измененным названием «История моего детства». Л. Н. Толстой был недоволен правкой заглавия, в письме редактору журнала Н. А. Некрасову он объяснял причину: «Заглавие … История моего детства противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до истории моего детства?» Этим писатель хотел подчеркнуть свое стремление дать обобщенную историю становления человека из дворянского сословия, придав повести некоторые автобиографические черты. Изначально предполагалось, что «Детство» будет составлять первую часть романа «Четыре эпохи развития», однако впоследствии осуществились только «Отрочество» и «Юность». Трилогия повестей, не имевшая специальной возрастной адресации, вошла в канон русской прозы об «эпохах развития» и оказала решающее влияние на локальные литературы для детей и подростков.
Весной 1851 года Лев Толстой отправился с братом Николаем на Кавказ, где вскоре поступил на военную службу. В этот период была создана повесть «Детство», впервые опубликованная в журнале «Современник» в 1852 г. (первое изданное произведение) под измененным названием «История моего детства». Л. Н. Толстой был недоволен правкой заглавия, в письме редактору журнала Н. А. Некрасову он объяснял причину: «Заглавие … История моего детства противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до истории моего детства?» Этим писатель хотел подчеркнуть свое стремление дать обобщенную историю становления человека из дворянского сословия, придав повести некоторые автобиографические черты. Изначально предполагалось, что «Детство» будет составлять первую часть романа «Четыре эпохи развития», однако впоследствии осуществились только «Отрочество» и «Юность». Трилогия повестей, не имевшая специальной возрастной адресации, вошла в канон русской прозы об «эпохах развития» и оказала решающее влияние на локальные литературы для детей и подростков.


Военная служба Л. Н. Толстого проходила в артиллерийской бригаде на Кавказе и в Крыму (включая оборону Севастополя); он командовал орудиями в составе батареи, неоднократно отличался в сражениях и был представлен к нескольким наградам. События этого периода и впечатления офицера отразились в нескольких его произведениях, среди которых значимое место занимает «Кавказский пленник», написанный в марте 1872 года. В основу начала «были» (таково авторское определение жанра) легло событие, произошедшее 13 июня 1853 года, — чеченцы напали на отделившихся от основной части пятерых русских офицеров, среди которых находился Л. Н. Толстой. Материалом для последующих эпизодов рассказа послужили воспоминания других людей. «Кавказский пленник» был написан для детей и входил в состав школьного пособия «Азбука». Этот рассказ создавался по новому принципу – понятности для любого читателя. Как и в других рассказах из учебной книги, в нем использован народный язык, художественная простота сочетается с естественностью слога и правдивостью передаваемых событий. Л. Н. Толстой отмечал: «Кавказский пленник.... Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших».
Военная служба Л. Н. Толстого проходила в артиллерийской бригаде на Кавказе и в Крыму (включая оборону Севастополя); он командовал орудиями в составе батареи, неоднократно отличался в сражениях и был представлен к нескольким наградам. События этого периода и впечатления офицера отразились в нескольких его произведениях, среди которых значимое место занимает «Кавказский пленник», написанный в марте 1872 года. В основу начала «были» (таково авторское определение жанра) легло событие, произошедшее 13 июня 1853 года, — чеченцы напали на отделившихся от основной части пятерых русских офицеров, среди которых находился Л. Н. Толстой. Материалом для последующих эпизодов рассказа послужили воспоминания других людей. «Кавказский пленник» был написан для детей и входил в состав школьного пособия «Азбука». Этот рассказ создавался по новому принципу – понятности для любого читателя. Как и в других рассказах из учебной книги, в нем использован народный язык, художественная простота сочетается с естественностью слога и правдивостью передаваемых событий. Л. Н. Толстой отмечал:
 
 
{{цитата|автор=Лев Толстой|Кавказский пленник.... Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших.}}
 
 


В 1856 году Лев Толстой вышел в отставку, оставив военную службу. С этого времени он основательно начал заниматься литературой, хозяйственными заботами в своем имении, а вскоре и педагогической деятельностью. В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, в которой занятия велись вплоть до его отъезда за границу в июне 1860 года.  
В 1856 году Лев Толстой вышел в отставку, оставив военную службу. С этого времени он основательно начал заниматься литературой, хозяйственными заботами в своем имении, а вскоре и педагогической деятельностью. В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, в которой занятия велись вплоть до его отъезда за границу в июне 1860 года.  
Строка 99: Строка 104:


«Азбука» состоит из четырех книг, каждая из которых делится на несколько частей. В первой книге их четыре: алфавит с картинками, слоги и упражнения для обучения чтению; басни, притчи и поучительные истории; тексты религиозного содержания; азы арифметики. Завершается издание пояснениями для учителя. Остальные три книги обладают сходным строением, исключая раздел с алфавитом: литература для самостоятельного чтения (художественные произведения, фольклор разных стран, рассказы, объясняющие разные явления и др.), древнерусские и церковно-славянские тексты (отрывки из летописи «Повесть временных лет», Четьих Миней, Книги Бытия, Евангелия и др.), математика (счет, умножение, деление, задачи и др.). В каждой последующей книге материал усложняется. В «Азбуке» Л. Н. Толстой восхвалял физический труд, знакомил детей с жизнью животных и птиц, объяснял причины происходящих явлений, рассказывал об особенностях народного быта, приобщал к историческому прошлому России. Распространенным приемом является вопросно-ответная форма. Например, в названии задается вопрос («Для чего ветер?», «Отчего в мороз трещат деревья?»), а в самом тексте дается ответ, или ученику нужно найти его самому после прочтения. В образах богатырей, их трудовых делах и ратных подвигах показана сила, доблесть и мужество русского народа. Одновременно с этим Л. Н. Толстой стремился привить уважение к другим народам и нетерпимость к захватническим войнам. Динамичные рассказы, сказки и басни повествуют о честности («Косточка», «Лгун»), чувстве товарищества, сострадания и взаимопомощи («Два товарища», «Муравей и голубка», «Дед и внучек», «Подкидыш»), о справедливости и долге («Праведный судья», «Царские братья»). В них уделяется большое значение упорству при выполнении работы и преодолении трудностей («Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток»).  
«Азбука» состоит из четырех книг, каждая из которых делится на несколько частей. В первой книге их четыре: алфавит с картинками, слоги и упражнения для обучения чтению; басни, притчи и поучительные истории; тексты религиозного содержания; азы арифметики. Завершается издание пояснениями для учителя. Остальные три книги обладают сходным строением, исключая раздел с алфавитом: литература для самостоятельного чтения (художественные произведения, фольклор разных стран, рассказы, объясняющие разные явления и др.), древнерусские и церковно-славянские тексты (отрывки из летописи «Повесть временных лет», Четьих Миней, Книги Бытия, Евангелия и др.), математика (счет, умножение, деление, задачи и др.). В каждой последующей книге материал усложняется. В «Азбуке» Л. Н. Толстой восхвалял физический труд, знакомил детей с жизнью животных и птиц, объяснял причины происходящих явлений, рассказывал об особенностях народного быта, приобщал к историческому прошлому России. Распространенным приемом является вопросно-ответная форма. Например, в названии задается вопрос («Для чего ветер?», «Отчего в мороз трещат деревья?»), а в самом тексте дается ответ, или ученику нужно найти его самому после прочтения. В образах богатырей, их трудовых делах и ратных подвигах показана сила, доблесть и мужество русского народа. Одновременно с этим Л. Н. Толстой стремился привить уважение к другим народам и нетерпимость к захватническим войнам. Динамичные рассказы, сказки и басни повествуют о честности («Косточка», «Лгун»), чувстве товарищества, сострадания и взаимопомощи («Два товарища», «Муравей и голубка», «Дед и внучек», «Подкидыш»), о справедливости и долге («Праведный судья», «Царские братья»). В них уделяется большое значение упорству при выполнении работы и преодолении трудностей («Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток»).  
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой">
Файл:Lev-Tolstoj (24).jpg|Акула / Лев Толстой, 1930
Файл:Lev-Tolstoj (27).jpg|Как мальчика в лесу гроза застала / Лев Толстой, 1930
Файл:Lev-Tolstoj (26).jpg|Три медведя / Л. Толстой; рис. Ю. Васнецов, 1937
Файл:Lev-Tolstoj-3.jpg|Хаджи-Мурат / Лев Толстой, 1945
</gallery></center>


Зачастую в баснях и рассказах о животных Л. Н. Толстой показывал положительные и отрицательные черты человека: жадность («Собака и ее тень», «Обезьяна и горох»), злость («Белка и волк»), обман и предательство («Лисица и обезьяна»), лесть и хитрость («Лев, осел и лисица») и т. д. Однако «Азбука» не встретила у читателей и критиков ожидаемого писателем энтузиазма. В связи с этим Л. Н. Толстой значительно переработал материал и в 1874 году выпустил «Новую азбуку». Эта книга включает в себя алфавит, упражнения для обучения чтению, славянскую азбуку, молитвы и изображения цифр (арабских, славянских и римских). Тексты из двух разделов для чтения выделены из собственно азбуки и напечатаны в виде четырех «Русских книг для чтения» и четырех «Славянских книг для чтения». «Новая азбука» была рекомендована Министерством народного просвещения в качестве учебника для народных школ России. При жизни Л. Н. Толстого книга была переиздана 28 раз. Особенное внимание читателей и критиков на протяжении многих десятилетий привлекали «Кавказский пленник» и «Бог правду видит, да не скоро скажет», а также рассказы «Филипок» и «Косточка».
Зачастую в баснях и рассказах о животных Л. Н. Толстой показывал положительные и отрицательные черты человека: жадность («Собака и ее тень», «Обезьяна и горох»), злость («Белка и волк»), обман и предательство («Лисица и обезьяна»), лесть и хитрость («Лев, осел и лисица») и т. д. Однако «Азбука» не встретила у читателей и критиков ожидаемого писателем энтузиазма. В связи с этим Л. Н. Толстой значительно переработал материал и в 1874 году выпустил «Новую азбуку». Эта книга включает в себя алфавит, упражнения для обучения чтению, славянскую азбуку, молитвы и изображения цифр (арабских, славянских и римских). Тексты из двух разделов для чтения выделены из собственно азбуки и напечатаны в виде четырех «Русских книг для чтения» и четырех «Славянских книг для чтения». «Новая азбука» была рекомендована Министерством народного просвещения в качестве учебника для народных школ России. При жизни Л. Н. Толстого книга была переиздана 28 раз. Особенное внимание читателей и критиков на протяжении многих десятилетий привлекали «Кавказский пленник» и «Бог правду видит, да не скоро скажет», а также рассказы «Филипок» и «Косточка».
Строка 107: Строка 121:


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Лев Толстой">
Файл:Lev-Tolstoj (24).jpg|Акула / Лев Толстой, 1930
Файл:Lev-Tolstoj (27).jpg|Как мальчика в лесу гроза застала / Лев Толстой, 1930
Файл:Lev-Tolstoj (26).jpg|Три медведя / Л. Толстой; рис. Ю. Васнецов, 1937
Файл:Lev-Tolstoj-3.jpg|Хаджи-Мурат / Лев Толстой, 1945
Файл:Lev-Tolstoj (23).jpg|Филипок / Л. Н. Толстой, 1948
Файл:Lev-Tolstoj (23).jpg|Филипок / Л. Н. Толстой, 1948
Файл:Lev-Tolstoj (29).jpg|Рассказ аэронавта / Л. Н. Толстой, 1978
Файл:Lev-Tolstoj (29).jpg|Рассказ аэронавта / Л. Н. Толстой, 1978
 
Файл:Spirin-Gennadij-illyustraciya (11).jpg|Филипок / Л. Н. Толстой. Художник [[Спирин Геннадий Константинович|Геннадий Спирин]]
 
Файл:Mihail-Bychkov-hudozhnik (6).jpg|Были: Прыжок. Пожарные собаки. Акула / Лев Толстой ; художник [[Бычков Михаил Абрамович|Михаил Бычков]]
</gallery></center>
</gallery></center>


Навигация