Алексеев Сергей Петрович: различия между версиями

Нет описания правки
Строка 72: Строка 72:
В 1952 году Министерство образования объявило конкурс: нужен был учебник истории СССР для начальной школы. Алексеев рискнул принять участие и неожиданно вышел победителем вместе с известным методистом и историком В. Г. Карцовым (1904–1977). Их взгляды были схожими — оба автора стремились излагать историю в доступной, легкой и образной форме, избегали сухости, обилия дат и схем. Победителям предложили объединить усилия. Написанная в соавторстве «История СССР: Учебная книга для 4 класса» вышла в 1955 году и выдержала десять переизданий. Книга была написана легким, живым языком, а описания сражений читались как захватывающая повесть: «День и ночь кипела Сталинградская битва. Наши танки проходили через овраги и глубокие рвы, прорывали проволочные заграждения, подминали вражеские пушки и пулеметы и снова с боями шли вперёд и вперёд» (§ 51. Враг наступает. С. 134).
В 1952 году Министерство образования объявило конкурс: нужен был учебник истории СССР для начальной школы. Алексеев рискнул принять участие и неожиданно вышел победителем вместе с известным методистом и историком В. Г. Карцовым (1904–1977). Их взгляды были схожими — оба автора стремились излагать историю в доступной, легкой и образной форме, избегали сухости, обилия дат и схем. Победителям предложили объединить усилия. Написанная в соавторстве «История СССР: Учебная книга для 4 класса» вышла в 1955 году и выдержала десять переизданий. Книга была написана легким, живым языком, а описания сражений читались как захватывающая повесть: «День и ночь кипела Сталинградская битва. Наши танки проходили через овраги и глубокие рвы, прорывали проволочные заграждения, подминали вражеские пушки и пулеметы и снова с боями шли вперёд и вперёд» (§ 51. Враг наступает. С. 134).


Учебник прочитал С. В. Михалков. Оценив талант С. П. Алексеева, Михалков предложил ему написать художественную книгу об истории для детей. Он же отнёс первую рукопись автора в издательство и пожелал молодому прозаику удачи со страниц «Литературной газеты».
Учебник прочитал [[Михалков Сергей Владимирович|С. В. Михалков]]. Оценив талант С. П. Алексеева, Михалков предложил ему написать художественную книгу об истории для детей. Он же отнёс первую рукопись автора в издательство и пожелал молодому прозаику удачи со страниц «Литературной газеты».


В 1958 году выходит первая повесть С. П. Алексеева, состоящая из коротких рассказов, — «Небывалое бывает». Книгу заметили. Повесть поразила смелостью замысла: начинающий автор взялся рассказывать младшим школьникам об эпохе Петра Великого, не скрывая её сложности и неоднозначности. Повесть высоко оценили [[Кассиль Лев Абрамович|Л. А. Кассиль]] и А. К. Югов — известный советский писатель, историк, публицист и литературовед. Для второго издания 1959 года Кассиль напишет внутреннюю рецензию, предназначенную для издательства: «Писателю удается <…> сочетать высокую познавательность с подлинной увлекательностью. Предельный лаконизм, живая легкость языка, точность находок, позволяющая по-своему, заново раскрыть перед ребятами очень важные моменты <…> ярчайших эпох в истории нашей Родины, — все это делает рассказы С. Алексеева <…> чрезвычайно ценными как с воспитательной, так и чисто литературной точки зрения. А умение передать своеобразие характеров <…> и великолепный, точный и образный язык придают произведениям Алексеева подлинную прелесть».
В 1958 году выходит первая повесть С. П. Алексеева, состоящая из коротких рассказов, — «Небывалое бывает». Книгу заметили. Повесть поразила смелостью замысла: начинающий автор взялся рассказывать младшим школьникам об эпохе Петра Великого, не скрывая её сложности и неоднозначности. Повесть высоко оценили [[Кассиль Лев Абрамович|Л. А. Кассиль]] и А. К. Югов — известный советский писатель, историк, публицист и литературовед. Для второго издания 1959 года Кассиль напишет внутреннюю рецензию, предназначенную для издательства: «Писателю удается <…> сочетать высокую познавательность с подлинной увлекательностью. Предельный лаконизм, живая легкость языка, точность находок, позволяющая по-своему, заново раскрыть перед ребятами очень важные моменты <…> ярчайших эпох в истории нашей Родины, — все это делает рассказы С. Алексеева <…> чрезвычайно ценными как с воспитательной, так и чисто литературной точки зрения. А умение передать своеобразие характеров <…> и великолепный, точный и образный язык придают произведениям Алексеева подлинную прелесть».