44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 32: | Строка 32: | ||
==Николай Сладков / Биография== | ==Николай Сладков / Биография== | ||
Николай Сладков родился 5 января 1920 года в Москве в простой советской семье. Его отец работал токарем по металлу, мать вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием троих детей. В семье Сладковых с большим уважением относились к книге, родители и дети много читали. | Николай Сладков родился 5 января 1920 года в Москве в простой советской семье. Его отец работал токарем по металлу, мать вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием троих детей. В семье Сладковых с большим уважением относились к книге, родители и дети много читали. | ||
С раннего детства Николай интересовался удивительным и загадочным миром природы. Обычным шумным играм во дворе он предпочитал прогулки по городским садам и паркам, где с удовольствием наблюдал за жизнью птиц, белок, муравьёв. | |||
С раннего детства Николай Сладков интересовался удивительным и загадочным миром природы. Обычным шумным играм во дворе он предпочитал прогулки по городским садам и паркам, где с удовольствием наблюдал за жизнью птиц, белок, муравьёв. | |||
В 1928 году семья переехала в Детское Село под Ленинградом. Город окружали многочисленные живописные рощи и парки, где в самых глухих местах мальчик проводил всё свободное время. Он научился узнавать голоса птиц, распознавать полезные и ядовитые растения, узнавать зверей по оставленным следам. Николаю очень хотелось вникнуть во все секреты окружающей лесной жизни, с большим увлечением он читал книги натуралистов, записывал в дневник наблюдений сведения об увиденных в лесу зверях, птицах и насекомых. Впоследствии некоторые записи превратились в короткие рассказы из жизни лесных обитателей. | В 1928 году семья переехала в Детское Село под Ленинградом. Город окружали многочисленные живописные рощи и парки, где в самых глухих местах мальчик проводил всё свободное время. Он научился узнавать голоса птиц, распознавать полезные и ядовитые растения, узнавать зверей по оставленным следам. Николаю очень хотелось вникнуть во все секреты окружающей лесной жизни, с большим увлечением он читал книги натуралистов, записывал в дневник наблюдений сведения об увиденных в лесу зверях, птицах и насекомых. Впоследствии некоторые записи превратились в короткие рассказы из жизни лесных обитателей. | ||
В 1934 году семья будущего писателя переехала в Ленинград, поселилась на Лесном проспекте. Совсем близко находился огромный парк лесотехнической академии, и Николай продолжил наблюдения за миром животных, населяющим его. Отец, увидев его интерес к природе, подарил фотоаппарат, а когда сыну исполнилось пятнадцать лет — охотничье ружьё. | В 1934 году семья будущего писателя переехала в Ленинград, поселилась на Лесном проспекте. Совсем близко находился огромный парк лесотехнической академии, и Николай продолжил наблюдения за миром животных, населяющим его. Отец, увидев его интерес к природе, подарил фотоаппарат, а когда сыну исполнилось пятнадцать лет — охотничье ружьё. | ||
В это время Николай записывает в своём дневнике: «Теперь у меня есть всё: ружье для добычи, фотоаппарат для съёмки, бинокль для наблюдений, альбом и краски для зарисовок, тетрадь для записей». | В это время Николай записывает в своём дневнике: «Теперь у меня есть всё: ружье для добычи, фотоаппарат для съёмки, бинокль для наблюдений, альбом и краски для зарисовок, тетрадь для записей». | ||
В школьные годы Николай Сладков посещал кружок юных натуралистов при Зоологическом институте АН СССР. Своими знаниями с участниками кружка делились известные зоологи. Одним из них был известный писатель Виталий Бианки, который высоко оценил дневниковые записи юного природоведа и пригласил его в свою литературную школу. Эта встреча стала началом долгой дружбы между Бианки и его младшим товарищем. Вместе они путешествовали в мир дикой природы, где Николай сделал первые шаги в литературном творчестве — написал небольшие рассказы. Бианки давал начинающему писателю множество ценных советов, практических замечаний. Он всегда обращал внимание на необходимость вырабатывать и оттачивать собственный авторский слог. | В школьные годы Николай Сладков посещал кружок юных натуралистов при Зоологическом институте АН СССР. Своими знаниями с участниками кружка делились известные зоологи. Одним из них был известный писатель Виталий Бианки, который высоко оценил дневниковые записи юного природоведа и пригласил его в свою литературную школу. Эта встреча стала началом долгой дружбы между Бианки и его младшим товарищем. Вместе они путешествовали в мир дикой природы, где Николай сделал первые шаги в литературном творчестве — написал небольшие рассказы. Бианки давал начинающему писателю множество ценных советов, практических замечаний. Он всегда обращал внимание на необходимость вырабатывать и оттачивать собственный авторский слог. | ||
После окончания школы Николай поступил в Гидрографический институт «Главсевморпути». Но с началом Великой Отечественной войны решил получить военную специальность и перевёлся в Военно-топографическое училище. После завершения учёбы юноша был направлен в топографический отряд Закавказского фронта. В составе небольшого подразделения он служил военным топографом-картографом, от его работы зависел успех многих воинских операций. | После окончания школы Николай поступил в Гидрографический институт «Главсевморпути». Но с началом Великой Отечественной войны решил получить военную специальность и перевёлся в Военно-топографическое училище. После завершения учёбы юноша был направлен в топографический отряд Закавказского фронта. В составе небольшого подразделения он служил военным топографом-картографом, от его работы зависел успех многих воинских операций. | ||
Молодому человеку очень пригодились навыки, полученные во время занятий в кружке юннатов. Он умел быстро разжечь костёр, поставить шалаш, определить следы зверя или птицы, пройти по узенькой горной тропе. | Молодому человеку очень пригодились навыки, полученные во время занятий в кружке юннатов. Он умел быстро разжечь костёр, поставить шалаш, определить следы зверя или птицы, пройти по узенькой горной тропе. | ||
После войны Сладков продолжил службу в армии в качестве офицера-топографа. Работа по составлению карт требовала полного напряжения сил, но по совету В. Бианки Николай решил испытать себя в литературе. Он находил время и писал небольшие рассказы о природе Кавказа и Закавказья, животных и птицах, населяющих эти живописные места. | После войны Сладков продолжил службу в армии в качестве офицера-топографа. Работа по составлению карт требовала полного напряжения сил, но по совету В. Бианки Николай решил испытать себя в литературе. Он находил время и писал небольшие рассказы о природе Кавказа и Закавказья, животных и птицах, населяющих эти живописные места. | ||
В 1953 году первые охотничьи рассказы начинающего писателя были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» и сразу же привлекли внимание читателей и литературных критиков. | В 1953 году первые охотничьи рассказы начинающего писателя были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» и сразу же привлекли внимание читателей и литературных критиков. | ||
В этом же году увидел свет первый сборник рассказов — «Серебряный хвост». Молодой автор собрал в нём небольшие истории о своих встречах с удивительными лесными жителями, их жизни в дикой природе, привычках и особенностях. Сборник был хорошо принят не только читателями, но и литературными критиками, коллегами-писателями. Книга была замечена М. Пришвиным, который написал: | В этом же году увидел свет первый сборник рассказов — «Серебряный хвост». Молодой автор собрал в нём небольшие истории о своих встречах с удивительными лесными жителями, их жизни в дикой природе, привычках и особенностях. Сборник был хорошо принят не только читателями, но и литературными критиками, коллегами-писателями. Книга была замечена М. Пришвиным, который написал: | ||
{{цитата|автор=|Главное, что отличает автора этих рассказов о природе, — это, прежде всего, свой глаз, открывающий что-то новое и как бы все небывалое. Я очень радуюсь тому настоящему, большому, что содержится в книжечке Сладкова.}} | |||
А Виталий Бианки, учитель и наставник Николая Сладкова, прислал экземпляр этой книги с надписью «Автору восхищённый читатель». | А Виталий Бианки, учитель и наставник Николая Сладкова, прислал экземпляр этой книги с надписью «Автору восхищённый читатель». | ||
В 1954 году увидел свет сборник рассказов для малышей «Медвежья горка». С выходом этого сборника началось многолетнее сотрудничество Николая Сладкова с художником Е. Чарушиным, который впоследствии проиллюстрировал многие произведения писателя. В 1955 году их совместная работа, сборник «Птенцы-хитрецы», получил первую премию на Всесоюзном конкурсе детской книги. | В 1954 году увидел свет сборник рассказов для малышей «Медвежья горка». С выходом этого сборника началось многолетнее сотрудничество Николая Сладкова с художником Е. Чарушиным, который впоследствии проиллюстрировал многие произведения писателя. В 1955 году их совместная работа, сборник «Птенцы-хитрецы», получил первую премию на Всесоюзном конкурсе детской книги. | ||
В 1956 году вышел сборник «Безымянной тропой», наполненный оригинальными и увлекательными рассказами о величественных горах, реках и озёрах Кавказа, необычных обитателях этого удивительного края. | В 1956 году вышел сборник «Безымянной тропой», наполненный оригинальными и увлекательными рассказами о величественных горах, реках и озёрах Кавказа, необычных обитателях этого удивительного края. | ||
В 1958 году Николай Иванович завершил службу в армии и вернулся в Ленинград. Он решил полностью посвятить себя литературному творчеству. Вскоре одна за другой появляются его книги: «Джейранчик», «Волшебные пёрышки», «Воробьишкина весна», «Трясогузкины письма», «В подводном лесу», «Краешком глаза», «За птичьими голосами» и другие. | В 1958 году Николай Иванович завершил службу в армии и вернулся в Ленинград. Он решил полностью посвятить себя литературному творчеству. Вскоре одна за другой появляются его книги: «Джейранчик», «Волшебные пёрышки», «Воробьишкина весна», «Трясогузкины письма», «В подводном лесу», «Краешком глаза», «За птичьими голосами» и другие. | ||
Главные герои произведений Николая Сладкова — звери, птицы, реже растения. Но в каждом произведении писатель изображает разнообразную картину природного мира, населённого всевозможными живыми существами, при этом каждое из них занимает именно ему установленное место, у каждого есть нора, логово или гнездо. Писатель акцентирует внимание на том, что при бесконечном разнообразии природы в ней господствует разумный порядок. | Главные герои произведений Николая Сладкова — звери, птицы, реже растения. Но в каждом произведении писатель изображает разнообразную картину природного мира, населённого всевозможными живыми существами, при этом каждое из них занимает именно ему установленное место, у каждого есть нора, логово или гнездо. Писатель акцентирует внимание на том, что при бесконечном разнообразии природы в ней господствует разумный порядок. | ||
Наблюдения писателя за природой всегда объективны. Литературный критик Т. Хмельницкая считала, что главный пафос Сладкова как писателя — это праздник узнавания, торжество исследователя, каждый раз открывающего что-то неизведанное, непознанное. Чудесные, полные юмора наблюдения над нравами и особенностями, естественность звериного быта полны жизни. В каждом рассказе писатель открывает новое, показывает объективную закономерность природы и в то же время подмечает характерные повадки и особенности именно этого, увиденного им зверя, птенца, лягушонка. | Наблюдения писателя за природой всегда объективны. Литературный критик Т. Хмельницкая считала, что главный пафос Сладкова как писателя — это праздник узнавания, торжество исследователя, каждый раз открывающего что-то неизведанное, непознанное. Чудесные, полные юмора наблюдения над нравами и особенностями, естественность звериного быта полны жизни. В каждом рассказе писатель открывает новое, показывает объективную закономерность природы и в то же время подмечает характерные повадки и особенности именно этого, увиденного им зверя, птенца, лягушонка. | ||
В 50-е годы, помимо активной литературной деятельности, Николай Сладков принимал активное участие в подготовке знаменитой ежемесячной радиопередачи о природе «Вести из леса», режиссёром которой был В. Бианки. Николай Иванович вёл многие выпуски программы, отвечал на многочисленные письма слушателей. Для послевоенного поколения детей эти радиопостановки были одними из самых познавательных и любимых. | В 50-е годы, помимо активной литературной деятельности, Николай Сладков принимал активное участие в подготовке знаменитой ежемесячной радиопередачи о природе «Вести из леса», режиссёром которой был В. Бианки. Николай Иванович вёл многие выпуски программы, отвечал на многочисленные письма слушателей. Для послевоенного поколения детей эти радиопостановки были одними из самых познавательных и любимых. | ||
Многие ранние произведения Николая Сладкова посвящены теме охоты. Он рассказывал о своих охотничьих переживаниях, делился опытом. Писатель утверждал, что можно узнать массу любопытного, рассмотрев вблизи подстреленного зверька или птицу, а это необходимо для науки. | Многие ранние произведения Николая Сладкова посвящены теме охоты. Он рассказывал о своих охотничьих переживаниях, делился опытом. Писатель утверждал, что можно узнать массу любопытного, рассмотрев вблизи подстреленного зверька или птицу, а это необходимо для науки. | ||
Но в рассказе «Джейранчик» он рассказал замечательную историю о том, как маленькая газель сумела перехитрить охотника и он не смог её подстрелить. Так постепенно автор осознал, что убийство живого существа безнравственно и уже в книге «В лесах счастливой охоты», вышедшей в 1964 году, охотник окончательно уступил место наблюдателю и натуралисту. Отныне со страниц произведений Николая Сладкова зазвучал призыв — «Сохрани природу!». Охоту с ружьём Сладков заменил на более благородное и намного более трудное занятие — охоту с фотоаппаратом. Он считал, что фотоохота и охота за птичьими голосами сохраняют все радости охотника: поиск, открытия, приключения и тревоги. Человек так же сидит в засаде, идёт по следу, подкрадывается, выжидает. | Но в рассказе «Джейранчик» он рассказал замечательную историю о том, как маленькая газель сумела перехитрить охотника и он не смог её подстрелить. Так постепенно автор осознал, что убийство живого существа безнравственно и уже в книге «В лесах счастливой охоты», вышедшей в 1964 году, охотник окончательно уступил место наблюдателю и натуралисту. Отныне со страниц произведений Николая Сладкова зазвучал призыв — «Сохрани природу!». Охоту с ружьём Сладков заменил на более благородное и намного более трудное занятие — охоту с фотоаппаратом. Он считал, что фотоохота и охота за птичьими голосами сохраняют все радости охотника: поиск, открытия, приключения и тревоги. Человек так же сидит в засаде, идёт по следу, подкрадывается, выжидает. | ||
Многие книги писателя наполнены уникальными и оригинальными снимками, сделанными им во время путешествий по лесам, болотам, пустыням, горам, африканской саванне. За долгие годы Сладков стал прекрасным фотографом-анималистом и художником. В его снимках, добытых долгим трудом, после многодневных поисков в горах, в пустынях, в лесу, с художественной правдивостью схвачены образы зверей и птиц, запечатлены сценки из их жизни. Все эти фотографии, кроме того, что они продолжают мысли автора, обогащают написанное, украшают книги, имеют большой самостоятельный познавательный смысл. Ведь некоторые читатели только в этих книгах и сумели увидеть жизнь многих зверей и птиц, убедится в том, что всё это интересно, поучительно, достойно изучения и симпатий. | Многие книги писателя наполнены уникальными и оригинальными снимками, сделанными им во время путешествий по лесам, болотам, пустыням, горам, африканской саванне. За долгие годы Сладков стал прекрасным фотографом-анималистом и художником. В его снимках, добытых долгим трудом, после многодневных поисков в горах, в пустынях, в лесу, с художественной правдивостью схвачены образы зверей и птиц, запечатлены сценки из их жизни. Все эти фотографии, кроме того, что они продолжают мысли автора, обогащают написанное, украшают книги, имеют большой самостоятельный познавательный смысл. Ведь некоторые читатели только в этих книгах и сумели увидеть жизнь многих зверей и птиц, убедится в том, что всё это интересно, поучительно, достойно изучения и симпатий. | ||
Не случайно фотоснимки Н. Сладкова — естественное дополнение многих его книг, среди которых «Земля над облаками», «Миомбо», «Дети радуги», «Белые тигры», «В лес по загадки», «Под шапкой-невидимкой», «Силуэты на облаках». | Не случайно фотоснимки Н. Сладкова — естественное дополнение многих его книг, среди которых «Земля над облаками», «Миомбо», «Дети радуги», «Белые тигры», «В лес по загадки», «Под шапкой-невидимкой», «Силуэты на облаках». | ||
Фотоохота дорога Сладкову ещё и потому, что это честное соревнование, где зверь не обречённая жертва, а человек не вооружённый до зубов хищник. | Фотоохота дорога Сладкову ещё и потому, что это честное соревнование, где зверь не обречённая жертва, а человек не вооружённый до зубов хищник. | ||
В 1963 году Сладков издал книгу «Смелый фотоохотник», где увлекательный разговор о природе переплетается с практическими советами, взятыми из собственного опыта. Книга имела большой успех, многие взрослые и подростки пристрастились к фотоохоте. Также он выступил составителем уникального сборника «Тридцать шесть радостей», в котором собраны рассказы и фотографии людей, увлеченных фотоохотой. В 1982 году под его редакцией вышел сборник «Охота за голосами», посвящённый магнитофонной записи живых голосов природы. | В 1963 году Сладков издал книгу «Смелый фотоохотник», где увлекательный разговор о природе переплетается с практическими советами, взятыми из собственного опыта. Книга имела большой успех, многие взрослые и подростки пристрастились к фотоохоте. Также он выступил составителем уникального сборника «Тридцать шесть радостей», в котором собраны рассказы и фотографии людей, увлеченных фотоохотой. В 1982 году под его редакцией вышел сборник «Охота за голосами», посвящённый магнитофонной записи живых голосов природы. | ||
Николай Иванович Сладков одним из первых начал говорить и писать об экологических проблемах: | Николай Иванович Сладков одним из первых начал говорить и писать об экологических проблемах: | ||
{{цитата|автор=Николай Сладков|Охраняя природу, мы охраняем себя. Своё телесное и душевное благополучие. Сохраняем себя как человека. Если надо, защищаем природу от человека ради него же самого. Ибо человек и природа — это не две стороны медали, а единое и неделимое целое. Сохраняя природу, мы решаем проблему всех проблем — обеспечиваем благополучное будущее человечества.}} | |||
По мнению многих литературных критиков, книги «Подводная газета», «Земля солнечного огня», «Земля над облаками» являются оригинальными экологическими энциклопедиями. | По мнению многих литературных критиков, книги «Подводная газета», «Земля солнечного огня», «Земля над облаками» являются оригинальными экологическими энциклопедиями. | ||
«Подводная газета» продолжила традиции «Лесной газеты» Виталия Бианки. Но Николай Иванович решил описать подводный мир, ведь весеннее пробуждение природы под водой начинается гораздо раньше и проявляется намного ярче и активнее, чем на суше. | «Подводная газета» продолжила традиции «Лесной газеты» Виталия Бианки. Но Николай Иванович решил описать подводный мир, ведь весеннее пробуждение природы под водой начинается гораздо раньше и проявляется намного ярче и активнее, чем на суше. | ||
Писатель использовал все достоинства газетного текста: гибкость, оперативность информации, запоминающуюся яркость и выразительность коротких заметок. В книге даются краткие, точные сообщения о сезонных переменах, изображения-определители разных рыб. Читателя привлекают красочные описания забавных происшествий, случившихся с подводными обитателями, интересные научные сенсации. | Писатель использовал все достоинства газетного текста: гибкость, оперативность информации, запоминающуюся яркость и выразительность коротких заметок. В книге даются краткие, точные сообщения о сезонных переменах, изображения-определители разных рыб. Читателя привлекают красочные описания забавных происшествий, случившихся с подводными обитателями, интересные научные сенсации. | ||
В 1976 году за книгу «Подводная газета» Николай Сладков получил Государственную премию РСФСР имени Н. К. Крупской. | В 1976 году за книгу «Подводная газета» Николай Сладков получил Государственную премию РСФСР имени Н. К. Крупской. | ||
Не менее интересна книга-энциклопедия «Земля солнечного огня», рассказывающая об экологических цепочках, связывающих обитателей пустыни. Заметное место в творческом багаже писателя занимает книга «Земля над облаками», описывающая неповторимую природу гор. | Не менее интересна книга-энциклопедия «Земля солнечного огня», рассказывающая об экологических цепочках, связывающих обитателей пустыни. Заметное место в творческом багаже писателя занимает книга «Земля над облаками», описывающая неповторимую природу гор. | ||
Николай Иванович Сладков писал для детей разного возраста. Его авторский стиль отличается разнообразием литературных жанров. Многие произведения написаны в форме сказки, очерка или беседы. Чтобы донести до читателя своё видение мира, писатель находил наиболее выразительные, иногда неожиданные эпитеты, сравнения. Также он широко использовал народный фольклор, афоризмы, придумывал оригинальные, привлекающие внимание названия рассказов и глав: «Не бери в лес ружьё», «Задумчивый дятел», «Рот с ушами», «Глаза на песке», «Выеденное яйцо». | Николай Иванович Сладков писал для детей разного возраста. Его авторский стиль отличается разнообразием литературных жанров. Многие произведения написаны в форме сказки, очерка или беседы. Чтобы донести до читателя своё видение мира, писатель находил наиболее выразительные, иногда неожиданные эпитеты, сравнения. Также он широко использовал народный фольклор, афоризмы, придумывал оригинальные, привлекающие внимание названия рассказов и глав: «Не бери в лес ружьё», «Задумчивый дятел», «Рот с ушами», «Глаза на песке», «Выеденное яйцо». | ||
Валерий Воскобойников считает, что достоинство прозы Сладкова в поэтичности, музыкальной прозрачности, звонкости языка. Каждая небольшая зарисовка каждый рассказ — это стихотворение или баллада в прозе. В его изящных текстах, часто коротких сочетаются удивление, нечаянная радость от прикосновения к сокровенному открытию, глубокий философский смысл. | Валерий Воскобойников считает, что достоинство прозы Сладкова в поэтичности, музыкальной прозрачности, звонкости языка. Каждая небольшая зарисовка каждый рассказ — это стихотворение или баллада в прозе. В его изящных текстах, часто коротких сочетаются удивление, нечаянная радость от прикосновения к сокровенному открытию, глубокий философский смысл. | ||
Произведения для дошкольников и младших школьников наиболее полно представлены в сборнике «Лесные тайнички». Книга увидела свет в 1970 году с замечательными иллюстрациями Е. Чарушина и сразу же полюбилась юным читателям. Рассказы согреты нежностью и добрым юмором, автор чуток к красоте, повсюду разлитой в природе. Радуясь своим маленьким открытиям, он заражает ребят азартом познания, а в ряде рассказов прямо побуждает их к наблюдениям за жизнью животных и птиц. Дети легко воспринимают познавательные сведения, потому что им очень нравятся герои рассказов: они весёлые, удачливые, отважные. | Произведения для дошкольников и младших школьников наиболее полно представлены в сборнике «Лесные тайнички». Книга увидела свет в 1970 году с замечательными иллюстрациями Е. Чарушина и сразу же полюбилась юным читателям. Рассказы согреты нежностью и добрым юмором, автор чуток к красоте, повсюду разлитой в природе. Радуясь своим маленьким открытиям, он заражает ребят азартом познания, а в ряде рассказов прямо побуждает их к наблюдениям за жизнью животных и птиц. Дети легко воспринимают познавательные сведения, потому что им очень нравятся герои рассказов: они весёлые, удачливые, отважные. | ||
Младшим школьникам предназначены сборники рассказов и сказок: «Бюро лесных услуг», «В лес по загадки», «Иду я по лесу», «За птичьими голосами». Популярностью пользуются рассказы о жизни животных и птиц в разных климатических зонах: «В горах», «В песках», «В степи», «Во льдах», «В тундре». | Младшим школьникам предназначены сборники рассказов и сказок: «Бюро лесных услуг», «В лес по загадки», «Иду я по лесу», «За птичьими голосами». Популярностью пользуются рассказы о жизни животных и птиц в разных климатических зонах: «В горах», «В песках», «В степи», «Во льдах», «В тундре». | ||
Младшим подросткам адресованы сборники: «Земля над облаками», «Азбука леса», «Лесные сказки», «Пёстрые крылья», «Медовый дождь». Большой интерес представляет книга «Сорочьи Тараторки», рассказывающая о сезонных изменениях в природе. В каждой главе очерки, рассказы, красочные рисунки, посвящённые определённому месяцу. | Младшим подросткам адресованы сборники: «Земля над облаками», «Азбука леса», «Лесные сказки», «Пёстрые крылья», «Медовый дождь». Большой интерес представляет книга «Сорочьи Тараторки», рассказывающая о сезонных изменениях в природе. В каждой главе очерки, рассказы, красочные рисунки, посвящённые определённому месяцу. | ||
Николай Сладков — неутомимый путешественник, за долгие годы литературной деятельности он побывал в разных уголках Земли. Писатель странствовал по пустыням и джунглям, много раз бывал в тундре и тайге, изучал жизнь на дне озёр, рек и морей, много времени проводил в горах и пещерах. Из каждой поездки он привозил много впечатлений, сотни фотографий. Все они становились материалом для новых книг. | Николай Сладков — неутомимый путешественник, за долгие годы литературной деятельности он побывал в разных уголках Земли. Писатель странствовал по пустыням и джунглям, много раз бывал в тундре и тайге, изучал жизнь на дне озёр, рек и морей, много времени проводил в горах и пещерах. Из каждой поездки он привозил много впечатлений, сотни фотографий. Все они становились материалом для новых книг. | ||
После длительных путешествий в Африку и Индию Николай Иванович издал путевые зарисовки «Миомбо» и «Белые тигры», в которых писатель-натуралист озабочен судьбой дикой природы, безжалостно истребляемой людьми. Нарушение прочных и вечных взаимосвязей человека с природой воспринимается им как духовная утрата. Николай Сладков считал, что природа, сама требуя защиты, оберегает человека от философской ограниченности, душевной чёрствости, эстетической глухоты и мещанского равнодушия. | После длительных путешествий в Африку и Индию Николай Иванович издал путевые зарисовки «Миомбо» и «Белые тигры», в которых писатель-натуралист озабочен судьбой дикой природы, безжалостно истребляемой людьми. Нарушение прочных и вечных взаимосвязей человека с природой воспринимается им как духовная утрата. Николай Сладков считал, что природа, сама требуя защиты, оберегает человека от философской ограниченности, душевной чёрствости, эстетической глухоты и мещанского равнодушия. | ||
Произведения Николая Ивановича Сладкова приобрели широкую известность, были переведены на английский, французский, испанский, китайский, японский, польский, венгерский и другие языки. | Произведения Николая Ивановича Сладкова приобрели широкую известность, были переведены на английский, французский, испанский, китайский, японский, польский, венгерский и другие языки. | ||
Николай Иванович Сладков умер 25 июня 1996 года. Он похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. На скромной мраморной плите выгравированы стихотворные строки: «Сними печаль мою с небес. Возьми меня в подлески, лес». | Николай Иванович Сладков умер 25 июня 1996 года. Он похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. На скромной мраморной плите выгравированы стихотворные строки: «Сними печаль мою с небес. Возьми меня в подлески, лес». |