44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 41: | Строка 41: | ||
В это время Николай записывает в своём дневнике: «Теперь у меня есть всё: ружье для добычи, фотоаппарат для съёмки, бинокль для наблюдений, альбом и краски для зарисовок, тетрадь для записей». | В это время Николай записывает в своём дневнике: «Теперь у меня есть всё: ружье для добычи, фотоаппарат для съёмки, бинокль для наблюдений, альбом и краски для зарисовок, тетрадь для записей». | ||
В школьные годы Николай Сладков посещал кружок юных натуралистов при Зоологическом институте АН СССР. Своими знаниями с участниками кружка делились известные зоологи. Одним из них был известный писатель Виталий Бианки, который высоко оценил дневниковые записи юного природоведа и пригласил его в свою литературную школу. Эта встреча стала началом долгой дружбы между Бианки и его младшим товарищем. Вместе они путешествовали в мир дикой природы, где Николай сделал первые шаги в литературном творчестве — написал небольшие рассказы. Бианки давал начинающему писателю множество ценных советов, практических замечаний. Он всегда обращал внимание на необходимость вырабатывать и оттачивать собственный авторский слог. | В школьные годы Николай Сладков посещал кружок юных натуралистов при Зоологическом институте АН СССР. Своими знаниями с участниками кружка делились известные зоологи. Одним из них был известный писатель [[Бианки Виталий Валентинович|Виталий Бианки]], который высоко оценил дневниковые записи юного природоведа и пригласил его в свою литературную школу. Эта встреча стала началом долгой дружбы между Бианки и его младшим товарищем. Вместе они путешествовали в мир дикой природы, где Николай сделал первые шаги в литературном творчестве — написал небольшие рассказы. Бианки давал начинающему писателю множество ценных советов, практических замечаний. Он всегда обращал внимание на необходимость вырабатывать и оттачивать собственный авторский слог. | ||
После окончания школы Николай поступил в Гидрографический институт «Главсевморпути». Но с началом Великой Отечественной войны решил получить военную специальность и перевёлся в Военно-топографическое училище. После завершения учёбы юноша был направлен в топографический отряд Закавказского фронта. В составе небольшого подразделения он служил военным топографом-картографом, от его работы зависел успех многих воинских операций. | После окончания школы Николай поступил в Гидрографический институт «Главсевморпути». Но с началом Великой Отечественной войны решил получить военную специальность и перевёлся в Военно-топографическое училище. После завершения учёбы юноша был направлен в топографический отряд Закавказского фронта. В составе небольшого подразделения он служил военным топографом-картографом, от его работы зависел успех многих воинских операций. | ||
Строка 59: | Строка 59: | ||
А Виталий Бианки, учитель и наставник Николая Сладкова, прислал экземпляр этой книги с надписью «Автору восхищённый читатель». | А Виталий Бианки, учитель и наставник Николая Сладкова, прислал экземпляр этой книги с надписью «Автору восхищённый читатель». | ||
В 1954 году увидел свет сборник рассказов для малышей «Медвежья горка». С выходом этого сборника началось многолетнее сотрудничество Николая Сладкова с художником Е. Чарушиным, который впоследствии проиллюстрировал многие произведения писателя. В 1955 году их совместная работа, сборник «Птенцы-хитрецы», получил первую премию на Всесоюзном конкурсе детской книги. | В 1954 году увидел свет сборник рассказов для малышей «Медвежья горка». С выходом этого сборника началось многолетнее сотрудничество Николая Сладкова с художником [[Чарушин Евгений Иванович|Е. Чарушиным]], который впоследствии проиллюстрировал многие произведения писателя. В 1955 году их совместная работа, сборник «Птенцы-хитрецы», получил первую премию на Всесоюзном конкурсе детской книги. | ||
В 1956 году вышел сборник «Безымянной тропой», наполненный оригинальными и увлекательными рассказами о величественных горах, реках и озёрах Кавказа, необычных обитателях этого удивительного края. | В 1956 году вышел сборник «Безымянной тропой», наполненный оригинальными и увлекательными рассказами о величественных горах, реках и озёрах Кавказа, необычных обитателях этого удивительного края. | ||
В 1958 году Николай Иванович завершил службу в армии и вернулся в Ленинград. Он решил полностью посвятить себя литературному творчеству. Вскоре одна за другой появляются его книги: «Джейранчик», «Волшебные пёрышки», «Воробьишкина весна», «Трясогузкины письма», «В подводном лесу», «Краешком глаза», «За птичьими голосами» и другие. | В 1958 году Николай Иванович завершил службу в армии и вернулся в Ленинград. Он решил полностью посвятить себя литературному творчеству. Вскоре одна за другой появляются его книги: «Джейранчик», «Волшебные пёрышки», «Воробьишкина весна», «Трясогузкины письма», «В подводном лесу», «Краешком глаза», «За птичьими голосами» и другие. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Сладков"> | |||
Файл:Nikolaj-Sladkov (5).jpg|Медвежья горка / Н. И. Сладков ; худож. [[Чарушин Евгений Иванович|Е. Чарушин]] | |||
Файл:Nikolaj-Sladkov (1).jpg|Птенцы-хитрецы / Николай Сладков ; рис. Е. Чарушина | |||
Файл:Nikolaj-Sladkov (2).jpg|Волшебные перышки / Николай Сладков ; худож. Ю. Смольников | |||
Файл:Nikolaj-Sladkov (3).jpg|Воробьишкина весна / Н. И. Сладков ; худож. Е. Чарушин | |||
</gallery></center> | |||
Главные герои произведений Николая Сладкова — звери, птицы, реже растения. Но в каждом произведении писатель изображает разнообразную картину природного мира, населённого всевозможными живыми существами, при этом каждое из них занимает именно ему установленное место, у каждого есть нора, логово или гнездо. Писатель акцентирует внимание на том, что при бесконечном разнообразии природы в ней господствует разумный порядок. | Главные герои произведений Николая Сладкова — звери, птицы, реже растения. Но в каждом произведении писатель изображает разнообразную картину природного мира, населённого всевозможными живыми существами, при этом каждое из них занимает именно ему установленное место, у каждого есть нора, логово или гнездо. Писатель акцентирует внимание на том, что при бесконечном разнообразии природы в ней господствует разумный порядок. | ||
Строка 97: | Строка 106: | ||
Не менее интересна книга-энциклопедия «Земля солнечного огня», рассказывающая об экологических цепочках, связывающих обитателей пустыни. Заметное место в творческом багаже писателя занимает книга «Земля над облаками», описывающая неповторимую природу гор. | Не менее интересна книга-энциклопедия «Земля солнечного огня», рассказывающая об экологических цепочках, связывающих обитателей пустыни. Заметное место в творческом багаже писателя занимает книга «Земля над облаками», описывающая неповторимую природу гор. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Сладков"> | |||
Файл:Nikolaj-Sladkov (8).jpg|Тук-тук / Н. И. Сладков ; рис. [[Бианки Виталий Валентинович|Виталий Бианки]] | |||
Файл:Nikolaj-Sladkov (7).jpg|Трясогузкины письма / Н. И. Сладков ; худож. И. Ризнич | |||
Файл:Nikolaj-Sladkov (6).jpg|Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина / Н. Сладков ; рис. Г. Ясинского | |||
Файл:Nikolaj-Sladkov (4).jpg|Зеленая саванна : фотокнижка / Н. И. Сладков ; фото Н. Сладкова | |||
</gallery></center> | |||
Николай Иванович Сладков писал для детей разного возраста. Его авторский стиль отличается разнообразием литературных жанров. Многие произведения написаны в форме сказки, очерка или беседы. Чтобы донести до читателя своё видение мира, писатель находил наиболее выразительные, иногда неожиданные эпитеты, сравнения. Также он широко использовал народный фольклор, афоризмы, придумывал оригинальные, привлекающие внимание названия рассказов и глав: «Не бери в лес ружьё», «Задумчивый дятел», «Рот с ушами», «Глаза на песке», «Выеденное яйцо». | Николай Иванович Сладков писал для детей разного возраста. Его авторский стиль отличается разнообразием литературных жанров. Многие произведения написаны в форме сказки, очерка или беседы. Чтобы донести до читателя своё видение мира, писатель находил наиболее выразительные, иногда неожиданные эпитеты, сравнения. Также он широко использовал народный фольклор, афоризмы, придумывал оригинальные, привлекающие внимание названия рассказов и глав: «Не бери в лес ружьё», «Задумчивый дятел», «Рот с ушами», «Глаза на песке», «Выеденное яйцо». | ||
Валерий Воскобойников считает, что достоинство прозы Сладкова в поэтичности, музыкальной прозрачности, звонкости языка. Каждая небольшая зарисовка каждый рассказ — это стихотворение или баллада в прозе. В его изящных текстах, часто коротких сочетаются удивление, нечаянная радость от прикосновения к сокровенному открытию, глубокий философский смысл. | [[Воскобойников Валерий Михайлович|Валерий Воскобойников]] считает, что достоинство прозы Сладкова в поэтичности, музыкальной прозрачности, звонкости языка. Каждая небольшая зарисовка каждый рассказ — это стихотворение или баллада в прозе. В его изящных текстах, часто коротких сочетаются удивление, нечаянная радость от прикосновения к сокровенному открытию, глубокий философский смысл. | ||
Произведения для дошкольников и младших школьников наиболее полно представлены в сборнике «Лесные тайнички». Книга увидела свет в 1970 году с замечательными иллюстрациями Е. Чарушина и сразу же полюбилась юным читателям. Рассказы согреты нежностью и добрым юмором, автор чуток к красоте, повсюду разлитой в природе. Радуясь своим маленьким открытиям, он заражает ребят азартом познания, а в ряде рассказов прямо побуждает их к наблюдениям за жизнью животных и птиц. Дети легко воспринимают познавательные сведения, потому что им очень нравятся герои рассказов: они весёлые, удачливые, отважные. | Произведения для дошкольников и младших школьников наиболее полно представлены в сборнике «Лесные тайнички». Книга увидела свет в 1970 году с замечательными иллюстрациями Е. Чарушина и сразу же полюбилась юным читателям. Рассказы согреты нежностью и добрым юмором, автор чуток к красоте, повсюду разлитой в природе. Радуясь своим маленьким открытиям, он заражает ребят азартом познания, а в ряде рассказов прямо побуждает их к наблюдениям за жизнью животных и птиц. Дети легко воспринимают познавательные сведения, потому что им очень нравятся герои рассказов: они весёлые, удачливые, отважные. |