Снегирёв Геннадий Яковлевич: различия между версиями

Строка 52: Строка 52:
За время работы в зоологическом центре будущий писатель прекрасно изучил жизнь и повадки бобров. Позже он очень точно изложил свои наблюдения в увлекательных рассказах: «Бобровая хатка», «Бобровый сторож», «Бобрёнок».
За время работы в зоологическом центре будущий писатель прекрасно изучил жизнь и повадки бобров. Позже он очень точно изложил свои наблюдения в увлекательных рассказах: «Бобровая хатка», «Бобровый сторож», «Бобрёнок».
Геннадий стремился к новым путешествиям, но их пришлось отложить, так как он тяжело заболел и два года пролежал в постели с пороком сердца. Болезнь плохо поддавалась лечению, и тогда юноша решил, что исцелить его может только работа. Он нанялся лаборантом в ихтиологический отряд на экспедиционное судно «Витязь». Члены экспедиции изучали жизнь и повадки глубоководных рыб Курило-Камчатского жёлоба. Геннадий Яковлевич вспоминал, что это был очень трудный рейс. Команде судна постоянно приходилось скалывать топорами лёд с поручней, рей и палубы. Но Геннадий получил множество ярких впечатлений и, кроме того, по окончанию рейса, его болезнь отступила.
Геннадий стремился к новым путешествиям, но их пришлось отложить, так как он тяжело заболел и два года пролежал в постели с пороком сердца. Болезнь плохо поддавалась лечению, и тогда юноша решил, что исцелить его может только работа. Он нанялся лаборантом в ихтиологический отряд на экспедиционное судно «Витязь». Члены экспедиции изучали жизнь и повадки глубоководных рыб Курило-Камчатского жёлоба. Геннадий Яковлевич вспоминал, что это был очень трудный рейс. Команде судна постоянно приходилось скалывать топорами лёд с поручней, рей и палубы. Но Геннадий получил множество ярких впечатлений и, кроме того, по окончанию рейса, его болезнь отступила.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Геннадий Снегирёв">
Файл:Gennadij-Snegiryov (1).jpg|Май Митурич и Геннадий Снегирев (справа) в Туве, 1962
Файл:Gennadij-Snegiryov (6).jpg|Песцовая земля / Геннадий Снегирев ; рисунки М. Митурич
Файл:Gennadij-Snegiryov (5).jpg|Хитрый бурундук / Геннадий Снегирев ; рисунки М. Митурич
Файл:Gennadij-Snegiryov (4).jpg|Белая собака / Геннадий Снегирев ; рисунки М. Митурич
</gallery></center>


Вернувшись из путешествия, юноша рассказывал много занимательных и интересных историй своим друзьям и знакомым. А так как Геннадий Снегирёв был на редкость внимательным и зорким человеком, а также очень интересным собеседником, то один из слушателей предложил ему записать эти рассказы и передать на радио. Рассказы были сразу же пущены в эфир, пользовались популярностью у юных слушателей.
Вернувшись из путешествия, юноша рассказывал много занимательных и интересных историй своим друзьям и знакомым. А так как Геннадий Снегирёв был на редкость внимательным и зорким человеком, а также очень интересным собеседником, то один из слушателей предложил ему записать эти рассказы и передать на радио. Рассказы были сразу же пущены в эфир, пользовались популярностью у юных слушателей.
Строка 74: Строка 83:


Описания природы и животных в рассказах Геннадия Снегирёва имеют не только большую познавательную, но и этическую и воспитательную ценность. Литературовед С. Богатырёва считала, что от таких этических понятий, как щедрость, смелость, трудолюбие, от рассказа к рассказу, писатель, словно по ступенькам, ведет читателя к более сложным понятиям: говорит об ответственности за свои поступки, о долге человека перед природой. В представлении Геннадия Снегирёва у человека, какого бы возраста он ни был, особая задача: он ответствен за каждое дерево, зверя и птицу, за всё живое, беспомощное, неразумное.
Описания природы и животных в рассказах Геннадия Снегирёва имеют не только большую познавательную, но и этическую и воспитательную ценность. Литературовед С. Богатырёва считала, что от таких этических понятий, как щедрость, смелость, трудолюбие, от рассказа к рассказу, писатель, словно по ступенькам, ведет читателя к более сложным понятиям: говорит об ответственности за свои поступки, о долге человека перед природой. В представлении Геннадия Снегирёва у человека, какого бы возраста он ни был, особая задача: он ответствен за каждое дерево, зверя и птицу, за всё живое, беспомощное, неразумное.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Геннадий Снегирёв">
Файл:Gennadij-Snegiryov (2).jpg|Озеро Щи / Геннадий Снегирев ; рисунки М. Митурич
Файл:Gennadij-Snegiryov (3).jpg|Черничное варенье / Геннадий Снегирев ; рисунки М. Митурич
Файл:Gennadij-Snegiryov (7).jpg|Про оленей / Геннадий Снегирев ; рисунки М. Митурич
Файл:Gennadij-Snegiryov (8).jpg|Рассказы для детей / Г. Я. Снегирев ; худож. М. Митурич
</gallery></center>


Во многих произведениях писатель рассказывает о людях, живущих в природе, как её неотъемлемой части. Они знают все повадки и привычки зверей и птиц, они изучили все травы и деревья. Эти люди вызывают у Снегирёва любовь и уважение. Во многих рассказах, написанных для детей, действуют сами дети. Это сыновья и дочери звероводов, охотников, рыбаков. Как и взрослые, они хорошо чувствуют природу, готовы её защитить.
Во многих произведениях писатель рассказывает о людях, живущих в природе, как её неотъемлемой части. Они знают все повадки и привычки зверей и птиц, они изучили все травы и деревья. Эти люди вызывают у Снегирёва любовь и уважение. Во многих рассказах, написанных для детей, действуют сами дети. Это сыновья и дочери звероводов, охотников, рыбаков. Как и взрослые, они хорошо чувствуют природу, готовы её защитить.


Анализируя произведений писателя, литературоведы признают, что они ближе к поэзии, чем прозе. Но это сходство не внешнее, а внутреннее, состоящее в поэтическом восприятии мира. Как никто другой Геннадий Снегирёв умел лаконично и чётко создать оригинальную и запоминающуюся картину, в которой читатель видел гораздо больше сказанного. Творчество писателя высоко ценил К. Паустовский:
Анализируя произведений писателя, литературоведы признают, что они ближе к поэзии, чем прозе. Но это сходство не внешнее, а внутреннее, состоящее в поэтическом восприятии мира. Как никто другой Геннадий Снегирёв умел лаконично и чётко создать оригинальную и запоминающуюся картину, в которой читатель видел гораздо больше сказанного. Творчество писателя высоко ценил [[Паустовский Константин Георгиевич|К. Паустовский]]:




Строка 85: Строка 103:
А один из редакторов книг Геннадия Яковлевича писал, что автор не имел записных книжек. Все свои рассказы и истории он долго держал в себе, может, поэтому и звучат они, как стихи в прозе с неповторимым ритмом и такой же музыкальностью. Для редактора же его произведений практически не оставалось работы.
А один из редакторов книг Геннадия Яковлевича писал, что автор не имел записных книжек. Все свои рассказы и истории он долго держал в себе, может, поэтому и звучат они, как стихи в прозе с неповторимым ритмом и такой же музыкальностью. Для редактора же его произведений практически не оставалось работы.


Писатель и литературный критик В. Приходько считал, что Геннадий Снегирёв достойный продолжатель традиций русской анималистической прозы. Его произведения напоминают стиль детских рассказов о животных Л. Толстого, для которых характерны сжатость, предельная конкретность и точность изображаемого, отсутствие показного нравоучения. Они отличаются высокой духовностью, благородством и человечностью.
Писатель и литературный критик [[Приходько Владимир Александрович|В. Приходько]] считал, что Геннадий Снегирёв достойный продолжатель традиций русской анималистической прозы. Его произведения напоминают стиль детских рассказов о животных [[Толстой Лев Николаевич|Л. Толстого]], для которых характерны сжатость, предельная конкретность и точность изображаемого, отсутствие показного нравоучения. Они отличаются высокой духовностью, благородством и человечностью.


Произведения Геннадия Снегирёва иллюстрировали талантливые художники: В. Бастрыкин, Н. Устинов, Е. Чарушин, М. Митурич, И. Бруни. Особенно плодотворно писатель работал с Маем Митуричем. Они вместе путешествовали, их творческий дуэт был очень интересным и успешным. Художнику удалось удивительно точно создать целостный и узнаваемый образ персонажей, описанных писателем.
Произведения Геннадия Снегирёва иллюстрировали талантливые художники: В. Бастрыкин, [[Устинов Николай Александрович|Н. Устинов]], [[Чарушин Евгений Иванович|Е. Чарушин]], М. Митурич, И. Бруни. Особенно плодотворно писатель работал с Маем Митуричем. Они вместе путешествовали, их творческий дуэт был очень интересным и успешным. Художнику удалось удивительно точно создать целостный и узнаваемый образ персонажей, описанных писателем.


Их самый известный и узнаваемый сборник маленьких рассказов и повестей «Чудесная лодка» увидел свет в 1977 году. По мнению специалистов, он интересен потому, что в нём проще всего рассмотреть точку зрения автора, понять его художественную концепцию: волшебное, эмоциональное восприятие окружающего мира в сочетании с научной достоверностью изображения природы и жизни животных. В 2016 году сборник был переиздан в популярной серии «Правильная речь» Издательского Дома Мещерякова. В 2006 году в серии «Книжная коллекция» издательства «Фортуна» вышел сборник «Олени в горах», включающий рассказы из сборника «Чудесная лодка» и маленькие повести: «Песцовая земля», «Про пингвинов», «Гриша», «Домик осьминога», «Мендуме», «Северные олени в горах». Также Май Митурич выполнил иллюстрации к произведениям писателя, изданным в знаменитой серии «Моя первая книжка» издательства «Детская литература».
Их самый известный и узнаваемый сборник маленьких рассказов и повестей «Чудесная лодка» увидел свет в 1977 году. По мнению специалистов, он интересен потому, что в нём проще всего рассмотреть точку зрения автора, понять его художественную концепцию: волшебное, эмоциональное восприятие окружающего мира в сочетании с научной достоверностью изображения природы и жизни животных. В 2016 году сборник был переиздан в популярной серии «Правильная речь» Издательского Дома Мещерякова. В 2006 году в серии «Книжная коллекция» издательства «Фортуна» вышел сборник «Олени в горах», включающий рассказы из сборника «Чудесная лодка» и маленькие повести: «Песцовая земля», «Про пингвинов», «Гриша», «Домик осьминога», «Мендуме», «Северные олени в горах». Также Май Митурич выполнил иллюстрации к произведениям писателя, изданным в знаменитой серии «Моя первая книжка» [[Детская литература (издательство)|издательства «Детская литература»]].


Геннадий Яковлевич Снегирёв работал в разных жанрах и направлениях, но все его произведения пользуются большим успехом, они неоднократно переиздавались и выходили миллионными тиражами не только в Советском Союзе, но и в Болгарии, Венгрии, Италии, Польше, Японии, Франции, Германии и других странах. В его рассказах, повестях, очерках нет ни капли вымысла. Всё, о чём пишет автор, он видел своими глазами в многочисленных путешествиях по разным уголкам страны, в геологических экспедициях, на археологических раскопках, а также работая ихтиологом, оленеводом, егерем.
Геннадий Яковлевич Снегирёв работал в разных жанрах и направлениях, но все его произведения пользуются большим успехом, они неоднократно переиздавались и выходили миллионными тиражами не только в Советском Союзе, но и в Болгарии, Венгрии, Италии, Польше, Японии, Франции, Германии и других странах. В его рассказах, повестях, очерках нет ни капли вымысла. Всё, о чём пишет автор, он видел своими глазами в многочисленных путешествиях по разным уголкам страны, в геологических экспедициях, на археологических раскопках, а также работая ихтиологом, оленеводом, егерем.

Навигация