Подснежник (журнал): различия между версиями

нет описания правки
(Новая страница: «Журнал «Подснежник» — иллюстрированный журнал для детей, выходивший с января 1858 по июль 1862 года в Санкт-Петербурге. ==Журнал «Подснежник» / История== Журнал для детского и подросткового чтения «Подснежник» издавался в Санкт-Петербурге в период с 1858 по 1...»)
 
Нет описания правки
Строка 10: Строка 10:
В то время многие представители литературной и культурной среды общества ставили своей задачей изменить общепринятый подход к журналам для детей и подростков. Литературный критик и публицист Н. А. Добролюбов придерживался мнения:
В то время многие представители литературной и культурной среды общества ставили своей задачей изменить общепринятый подход к журналам для детей и подростков. Литературный критик и публицист Н. А. Добролюбов придерживался мнения:


«Ныне о воспитании думают иначе; задачею его считают возможно полное и правильное развитие личной самостоятельности ребёнка и всех духовных сил, заключающихся в его натуре. При таких понятиях о воспитании и детское чтение должно получить иной характер. Не отвлечённо-моральные сентенции, не фантастические бредни, не умилительные разглагольствия должны теперь наполнять страницы детских книг; в них должны сообщаться положительные сведения о мире и человеке, рассказы из действительной жизни, разъяснение тех вопросов, которые теперь волнуют общество и встретят нынешних детей тотчас, как только они вступят в жизнь…».
 
{{цитата|автор=|Ныне о воспитании думают иначе; задачею его считают возможно полное и правильное развитие личной самостоятельности ребёнка и всех духовных сил, заключающихся в его натуре. При таких понятиях о воспитании и детское чтение должно получить иной характер. Не отвлечённо-моральные сентенции, не фантастические бредни, не умилительные разглагольствия должны теперь наполнять страницы детских книг; в них должны сообщаться положительные сведения о мире и человеке, рассказы из действительной жизни, разъяснение тех вопросов, которые теперь волнуют общество и встретят нынешних детей тотчас, как только они вступят в жизнь…}}
 


Стремясь обновить традиционный подход к журналам для детей, Владимир Майков разработал программу, основанную на передовых педагогических идеях, пропагандируемых сотрудниками популярного журнала для взрослых «Современник».
Стремясь обновить традиционный подход к журналам для детей, Владимир Майков разработал программу, основанную на передовых педагогических идеях, пропагандируемых сотрудниками популярного журнала для взрослых «Современник».
Строка 16: Строка 18:
Журнал «Подснежник» был адресован мальчикам и девочкам в возрасте от десяти до пятнадцати лет, и перед редакцией стояла сложная задача привлечь и удержать внимание и интерес к чтению у детей и подростков. На выполнение этих задач указывает и программа журнала, в соответствии с которой «Подснежник» должен:
Журнал «Подснежник» был адресован мальчикам и девочкам в возрасте от десяти до пятнадцати лет, и перед редакцией стояла сложная задача привлечь и удержать внимание и интерес к чтению у детей и подростков. На выполнение этих задач указывает и программа журнала, в соответствии с которой «Подснежник» должен:


«доставить раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения».
 
{{цитата|автор=|доставить раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения.}}
 


Редакция журнала ориентировалась на реалистическую литературу. Майков решил увеличить читательскую аудиторию за счёт публикации непривычных для детской литературы того времени, но актуальных тем: социального неравенства, крестьянского быта, тяжёлого положения детей в семьях простых тружеников. По мнению издателя, произведения, публикуемые в журнале, должны были объяснять юным читателям политическое и социальное устройство общества, формировать представления об окружающем мире, природных явлениях и научных открытиях, воспитывать активное отношение к жизни.
Редакция журнала ориентировалась на реалистическую литературу. Майков решил увеличить читательскую аудиторию за счёт публикации непривычных для детской литературы того времени, но актуальных тем: социального неравенства, крестьянского быта, тяжёлого положения детей в семьях простых тружеников. По мнению издателя, произведения, публикуемые в журнале, должны были объяснять юным читателям политическое и социальное устройство общества, формировать представления об окружающем мире, природных явлениях и научных открытиях, воспитывать активное отношение к жизни.
Строка 34: Строка 38:
Значительное место в журнале занимали научно-познавательные статьи по истории, ботанике, зоологии, геологии, физике, экономике. Большой популярностью пользовались рассказы о научных изобретениях русских и иностранных учёных. Журнал публиковал большое количество статей о жизни в зарубежных странах, о путешествиях и великих географических открытиях. Благодаря публикациям в «Подснежнике» русские читатели узнали о знаменитом американском натуралисте, орнитологе и художнике-анималисте Джоне Одюбоне, описавшем птиц Северной Америки и о «Тэнглвудских рассказах» — пересказе знаменитых древнегреческих мифов Натаниэля Готорна.
Значительное место в журнале занимали научно-познавательные статьи по истории, ботанике, зоологии, геологии, физике, экономике. Большой популярностью пользовались рассказы о научных изобретениях русских и иностранных учёных. Журнал публиковал большое количество статей о жизни в зарубежных странах, о путешествиях и великих географических открытиях. Благодаря публикациям в «Подснежнике» русские читатели узнали о знаменитом американском натуралисте, орнитологе и художнике-анималисте Джоне Одюбоне, описавшем птиц Северной Америки и о «Тэнглвудских рассказах» — пересказе знаменитых древнегреческих мифов Натаниэля Готорна.


Члены редакционной коллегии отмечали важность образовательных и просветительских статей. В соответствии с программой журнала они должны были послужить «правильным, периодическим дополнением и развитием преподаваемых детям и юношам уроков по всем частям знаний».
Члены редакционной коллегии отмечали важность образовательных и просветительских статей. В соответствии с программой журнала они должны были послужить «правильным, периодическим дополнением и развитием преподаваемых детям и юношам уроков по всем частям знаний.


Журнал Владимира Майкова «Подснежник» был признан коммерчески успешным. Он заслужил множество положительных оценок журналистов, педагогов, литературных критиков. Дети и подростки очень любили этот журнал за доброжелательный настрой, обилие интересных и полезных материалов, наличие произведений современных авторов, отсутствие морализаторства. Но вопреки высоким оценкам журнал просуществовал всего пять лет, а потом его выпуск завершился по неизвестным причинам.
Журнал Владимира Майкова «Подснежник» был признан коммерчески успешным. Он заслужил множество положительных оценок журналистов, педагогов, литературных критиков. Дети и подростки очень любили этот журнал за доброжелательный настрой, обилие интересных и полезных материалов, наличие произведений современных авторов, отсутствие морализаторства. Но вопреки высоким оценкам журнал просуществовал всего пять лет, а потом его выпуск завершился по неизвестным причинам.
Строка 73: Строка 77:
Журнал «Подснежник» был очень тепло встречен не только критиками, но и чиновниками. В феврале 1859 г. в «Журнале министерства народного просвещения» было опубликовано распоряжение министра народного просвещения Е. П. Ковалевского:
Журнал «Подснежник» был очень тепло встречен не только критиками, но и чиновниками. В феврале 1859 г. в «Журнале министерства народного просвещения» было опубликовано распоряжение министра народного просвещения Е. П. Ковалевского:


«Министр народного просвещения, признавая издаваемый господином Майковым журнал под названием «Подснежник», назначаемый для детского и юношеского возраста, по роду и достоинству помещаемых в нём статей, весьма полезным иметь в библиотеках учебных заведений, разрешил начальствам оных подписываться на сей журнал по мере денежных способов заведений».
 
{{цитата|автор=|Министр народного просвещения, признавая издаваемый господином Майковым журнал под названием «Подснежник», назначаемый для детского и юношеского возраста, по роду и достоинству помещаемых в нём статей, весьма полезным иметь в библиотеках учебных заведений, разрешил начальствам оных подписываться на сей журнал по мере денежных способов заведений.}}
 


Однако многие современники критиковали журнал за огромное количество публикаций на различные темы для детей разного возраста. К примеру, Ф. Г. Толль, перечисляя в рецензии на «Подснежник» его недостатки, отмечает в качестве проблем журнала «недостаток единства, зависящем от того, что период детства, для которого издается журнал, слишком велик и вмещает две эпохи, различающиеся по потребностям и степеням развития».
Однако многие современники критиковали журнал за огромное количество публикаций на различные темы для детей разного возраста. К примеру, Ф. Г. Толль, перечисляя в рецензии на «Подснежник» его недостатки, отмечает в качестве проблем журнала «недостаток единства, зависящем от того, что период детства, для которого издается журнал, слишком велик и вмещает две эпохи, различающиеся по потребностям и степеням развития».