Богатырёва Ирина Сергеевна: различия между версиями

Строка 26: Строка 26:
Ирина Богатырёва родилась в Казани в 1982 году, но её детские и юношеские годы прошли в Ульяновске. Её родители переехали туда в период активного строительства завода «Авиастар», на котором работал её отец.
Ирина Богатырёва родилась в Казани в 1982 году, но её детские и юношеские годы прошли в Ульяновске. Её родители переехали туда в период активного строительства завода «Авиастар», на котором работал её отец.


В детстве Ирина много читала. Она вспоминает, что долго была под влиянием «Книги джунглей» Р. Киплинга, которая раскрыла перед ней широкий мир взаимодействия человека с природой. Также среди любимых писателей: Ф. Достоевский, Г. Газданов, И. Бабель, В. Набоков. Ирина с теплотой вспоминает своего школьного учителя словесности. Он был настоящим энтузиастом, который привил ей любовь к литературе. Учитель учил ребят не просто читать книги, а вникать в смысл, анализировать характеры героев и переживать вместе с ними. Он считал, что язык — это ключ к пониманию произведения, поэтому они углубленно изучали древнерусский язык и этимологию слов, раскрывая их историю и значение. Впоследствии этот учитель стал прототипом Кэпа — педагога Константина Павловича из повести «Формула свободы».
В детстве Ирина много читала. Она вспоминает, что долго была под влиянием «Книги джунглей» [[Киплинг Редьярд|Р. Киплинга]], которая раскрыла перед ней широкий мир взаимодействия человека с природой. Также среди любимых писателей: Ф. Достоевский, Г. Газданов, И. Бабель, В. Набоков. Ирина с теплотой вспоминает своего школьного учителя словесности. Он был настоящим энтузиастом, который привил ей любовь к литературе. Учитель учил ребят не просто читать книги, а вникать в смысл, анализировать характеры героев и переживать вместе с ними. Он считал, что язык — это ключ к пониманию произведения, поэтому они углубленно изучали древнерусский язык и этимологию слов, раскрывая их историю и значение. Впоследствии этот учитель стал прототипом Кэпа — педагога Константина Павловича из повести «Формула свободы».


С каждым прочитанным произведением Ирина всё больше осознавала, что литература — это не только искусство, но и способ понять себя и окружающий мир. Увлечённость литературой и умение видеть красоту в простых вещах пробудили в девушке желание выражать свои мысли и чувства через слова. Она начала писать стихи, а в пятнадцать лет, полная вдохновения и уверенности, написала первый рассказ. С каждым новым произведением Ирина ощущала, как растёт её страсть к литературе. Чтобы развить свои навыки, глубже понять искусство слова и найти свой уникальный стиль, она приняла решение стать профессиональным литератором.
С каждым прочитанным произведением Ирина всё больше осознавала, что литература — это не только искусство, но и способ понять себя и окружающий мир. Увлечённость литературой и умение видеть красоту в простых вещах пробудили в девушке желание выражать свои мысли и чувства через слова. Она начала писать стихи, а в пятнадцать лет, полная вдохновения и уверенности, написала первый рассказ. С каждым новым произведением Ирина ощущала, как растёт её страсть к литературе. Чтобы развить свои навыки, глубже понять искусство слова и найти свой уникальный стиль, она приняла решение стать профессиональным литератором.
Строка 36: Строка 36:
Заинтересовавшись загадочными образами пазырыкской культуры, Ирина посвятила несколько лет изучению материалов в библиотеках. Результатом её изысканий стал этнический роман «Кадын». Книга повествует о взрослении девы-царя, о тяготах власти и днях, наполненных магией, пророчествами, видениями, захватывающими приключениями и духовным ростом героини. Автору удалось по крупицам реконструировать историческую правду, воссоздать атмосферу древнего алтайского племени-государства, представив читателю детальную и яркую картину его повседневной жизни, экономики, политической системы, культуры, развлечений, религиозных верований и праздников.
Заинтересовавшись загадочными образами пазырыкской культуры, Ирина посвятила несколько лет изучению материалов в библиотеках. Результатом её изысканий стал этнический роман «Кадын». Книга повествует о взрослении девы-царя, о тяготах власти и днях, наполненных магией, пророчествами, видениями, захватывающими приключениями и духовным ростом героини. Автору удалось по крупицам реконструировать историческую правду, воссоздать атмосферу древнего алтайского племени-государства, представив читателю детальную и яркую картину его повседневной жизни, экономики, политической системы, культуры, развлечений, религиозных верований и праздников.


Путь книги к читателю оказался непростым. В 2009 году журнал «Октябрь» представил читателям сокращенную версию романа «Кадын». Затем первая часть романа о взрослении юной героини была выдвинута на соискание премии Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Повесть заняла второе место и была опубликована отдельным изданием под названием «Луноликой матери девы» в издательстве «АСТ» в 2012 году.
Путь книги к читателю оказался непростым. В 2009 году журнал «Октябрь» представил читателям сокращенную версию романа «Кадын». Затем первая часть романа о взрослении юной героини была выдвинута на соискание премии [[Международный конкурс имени Сергея Михалкова|Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков]]. Повесть заняла второе место и была опубликована отдельным изданием под названием «Луноликой матери девы» в издательстве «АСТ» в 2012 году.


В 2015 году издательство «Эксмо» издало роман «Кадын» в его окончательной, отредактированной автором версии, над которой велась работа на протяжении многих лет. В следующем, 2016 году, роман был включён в лонг-лист престижной литературной премии «Русский Букер», а по результатам молодёжного голосования стал лауреатом «Студенческого Букера».
В 2015 году издательство «Эксмо» издало роман «Кадын» в его окончательной, отредактированной автором версии, над которой велась работа на протяжении многих лет. В следующем, 2016 году, роман был включён в лонг-лист престижной литературной премии «Русский Букер», а по результатам молодёжного голосования стал лауреатом «Студенческого Букера».
Строка 48: Строка 48:
Файл:Irina-Bogatyryova-3.jpg|Я – сестра Тоторо / Ирина Богатырёва ; художник Наталия Спиренкова
Файл:Irina-Bogatyryova-3.jpg|Я – сестра Тоторо / Ирина Богатырёва ; художник Наталия Спиренкова
Файл:Irina-Bogatyryova-1.jpg|Девья яма / Ирина Богатырёва
Файл:Irina-Bogatyryova-1.jpg|Девья яма / Ирина Богатырёва
Файл:Irina-Bogatyryova-5.jpg|Формула свободы / Ирина Богатырёва
</gallery></center>
</gallery></center>




В 2015 году Ирина Сергеевна представила рукопись романа «Ганин» на соискание Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина. Роман о проблемах современных подростков стал дипломантом премии, получил специальный приз от Общественной общероссийской организации «Детские и молодёжные социальные инициативы».
В 2015 году Ирина Сергеевна представила рукопись романа «Ганин» на соискание [[Международная детская литературная премия им. В.П. Крапивина|Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина]]. Роман о проблемах современных подростков стал дипломантом премии, получил специальный приз от Общественной общероссийской организации «Детские и молодёжные социальные инициативы».


В 2017 году этот роман под названием «Формула свободы» увидел свет в серии «Современная проза» издательства «Аквилегия-М». Книга повествует о судьбах старшеклассников, стоящих на пороге выпускного года и вступления во взрослую жизнь. Они отчаянно пытаются понять, кто они есть, найти свою любовь и свободу. Книга затрагивает вопросы выбора жизненного пути и тех людей, которые могут помочь в этом: родителей, учителей, друзей, духовных наставников.
В 2017 году этот роман под названием «Формула свободы» увидел свет в серии «Современная проза» [[Аквилегия-М|издательства «Аквилегия-М»]]. Книга повествует о судьбах старшеклассников, стоящих на пороге выпускного года и вступления во взрослую жизнь. Они отчаянно пытаются понять, кто они есть, найти свою любовь и свободу. Книга затрагивает вопросы выбора жизненного пути и тех людей, которые могут помочь в этом: родителей, учителей, друзей, духовных наставников.


Влияние может исходить от самых разных людей. Важно помнить, что в семнадцать лет легко ошибиться и пойти по пути, навязанному кем-то другим, а не выбранному самостоятельно. Главному герою Максиму Ганину предстоит решить, следовать ли чьему-то примеру или искать собственный путь. По мнению, многих читателей именно об этом и рассказывает книга: о поиске своего уникального жизненного пути, обретению истины, которая делает человека свободным. Не случайно роман попал в ТОП–10 самых читаемых текстов на сайте литературного проекта «Журнальный зал».
Влияние может исходить от самых разных людей. Важно помнить, что в семнадцать лет легко ошибиться и пойти по пути, навязанному кем-то другим, а не выбранному самостоятельно. Главному герою Максиму Ганину предстоит решить, следовать ли чьему-то примеру или искать собственный путь. По мнению, многих читателей именно об этом и рассказывает книга: о поиске своего уникального жизненного пути, обретению истины, которая делает человека свободным. Не случайно роман попал в ТОП–10 самых читаемых текстов на сайте литературного проекта «Журнальный зал».
Строка 59: Строка 60:
Роман «Формула свободы» — это история взросления, которая не оставит равнодушным. Она полна драматизма и заставляет задуматься над важными вопросами. Включение книги в лонг-лист престижной литературной премии «Русский Букер» в 2017 году свидетельствует о признании её значимости и сложности.
Роман «Формула свободы» — это история взросления, которая не оставит равнодушным. Она полна драматизма и заставляет задуматься над важными вопросами. Включение книги в лонг-лист престижной литературной премии «Русский Букер» в 2017 году свидетельствует о признании её значимости и сложности.


В 2019 году рукопись повести «Я — сестра Тоторо» стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру».
В 2019 году рукопись повести «Я — сестра Тоторо» стала лауреатом [[Книгуру|Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру»]].


Эта книга рассказывает о тринадцатилетней девочке, её семье и особенном младшем брате. В центре сюжета — взросление, первые шаги за пределы привычного мира и поиск друзей. История затрагивает темы, близкие каждому, кто хоть раз сталкивался с трудностями переходного возраста. Ирина Сергеевна уверена, что повесть заинтересует не только юных читателей, но и взрослых. Её увлекла работа над характерами родителей, изучение их взаимоотношений, а также сложностей, возникающих в процессе воспитания и общения с детьми.
Эта книга рассказывает о тринадцатилетней девочке, её семье и особенном младшем брате. В центре сюжета — взросление, первые шаги за пределы привычного мира и поиск друзей. История затрагивает темы, близкие каждому, кто хоть раз сталкивался с трудностями переходного возраста. Ирина Сергеевна уверена, что повесть заинтересует не только юных читателей, но и взрослых. Её увлекла работа над характерами родителей, изучение их взаимоотношений, а также сложностей, возникающих в процессе воспитания и общения с детьми.
Строка 66: Строка 67:


Писатель подчёркивает, что она не ставила перед собой цель напугать читателя. Главная идея заключается в том, чтобы показать, как прошлое конкретного места, его история, способны влиять на людей, преображать их внутренний мир.
Писатель подчёркивает, что она не ставила перед собой цель напугать читателя. Главная идея заключается в том, чтобы показать, как прошлое конкретного места, его история, способны влиять на людей, преображать их внутренний мир.
Ирина Сергеевна признаётся, что всегда увлекалась народным творчеством — песнями, сказками, быличками и преданиями. В юности она была глубоко впечатлена работами знаменитого исследователя фольклора, филолога В. Я. Проппа.  
Ирина Сергеевна признаётся, что всегда увлекалась народным творчеством — песнями, сказками, быличками и преданиями. В юности она была глубоко впечатлена работами знаменитого исследователя фольклора, филолога [[Пропп Владимир Яковлевич|В. Я. Проппа]].  


Именно его труды стали для Ирины Сергеевны отправной точкой в серьезном изучении фольклора. Она поняла, что за кажущейся простотой народных сказаний скрывается невероятно богатый мир, отражающий историю, культуру и мировосприятие народа. Также большое влияние на увлечение фольклором оказали поездки на Алтай, работа над романом «Кадын» и литературной обработкой алтайских народных сказок для сборника «Рыжий пёс», который увидел свет в 2012 году. В 2025 году этот сборник был переиздан под названием «Лисичка в берёзовой шапочке». Сказки, полные мудрости, юмора, иронии и героизма, восхищают не только детей, но и взрослых.
Именно его труды стали для Ирины Сергеевны отправной точкой в серьезном изучении фольклора. Она поняла, что за кажущейся простотой народных сказаний скрывается невероятно богатый мир, отражающий историю, культуру и мировосприятие народа. Также большое влияние на увлечение фольклором оказали поездки на Алтай, работа над романом «Кадын» и литературной обработкой алтайских народных сказок для сборника «Рыжий пёс», который увидел свет в 2012 году. В 2025 году этот сборник был переиздан под названием «Лисичка в берёзовой шапочке». Сказки, полные мудрости, юмора, иронии и героизма, восхищают не только детей, но и взрослых.


А очаровательные рисунки О. Ионайтис переносят зрителя в сказочную реальность, полную жизни: герои оживают на глазах, слышен шелест деревьев, грохот падающей воды и топот копыт.
А очаровательные рисунки [[Ионайтис Ольга Ромуальдовна|О. Ионайтис]] переносят зрителя в сказочную реальность, полную жизни: герои оживают на глазах, слышен шелест деревьев, грохот падающей воды и топот копыт.


В 2018 году Ирина Богатырёва получила степень магистра филологии в Центре типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Во время учёбы в университете Ирина побывала в нескольких экспедициях Лаборатории фольклористики РГГУ под руководством А. Б. Мороза. Ирина провела немало времени, общаясь с местными жителями, впитывая их истории и колорит. Именно эти встречи и впечатления подтолкнули её к мысли написать книгу, действие которой происходит в северной деревне. В 2020 году увидел свет роман «Белая согра». В 2020 году он был удостоен премии журнала «Новый мир», а в 2021 году вошёл в лонг-лист Национальной литературной премии «Большая книга».
В 2018 году Ирина Богатырёва получила степень магистра филологии в Центре типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Во время учёбы в университете Ирина побывала в нескольких экспедициях Лаборатории фольклористики РГГУ под руководством А. Б. Мороза. Ирина провела немало времени, общаясь с местными жителями, впитывая их истории и колорит. Именно эти встречи и впечатления подтолкнули её к мысли написать книгу, действие которой происходит в северной деревне. В 2020 году увидел свет роман «Белая согра». В 2020 году он был удостоен премии журнала «Новый мир», а в 2021 году вошёл в лонг-лист Национальной литературной премии «Большая книга».


Также Ирина Богатырёва является постоянным автором литературно-художественных журналов: «Октябрь», «Новый мир», «Дружба народов», «Кольцо “А”», «День и Ночь» и других. Широко известны её романы для взрослых: «Говорит Москва», «Ведяна», «Товарищ Анна». В 2012 году повесть «Товарищ Анна» вошла в шорт-лист Премии Ивана Петровича Белкина. Её рассказы для детей были включены в популярные сборники издательств «Волчок», «Альпина Паблишер», «Самокат». Произведения писателя были изданы на иностранных языках, включая английский, французский, китайский, голландский, шведский, итальянский, арабский и маратхи.
Также Ирина Богатырёва является постоянным автором литературно-художественных журналов: «Октябрь», «Новый мир», «Дружба народов», «Кольцо “А”», «День и Ночь» и других. Широко известны её романы для взрослых: «Говорит Москва», «Ведяна», «Товарищ Анна». В 2012 году повесть «Товарищ Анна» вошла в шорт-лист Премии Ивана Петровича Белкина. Её рассказы для детей были включены в популярные сборники издательств [[Издательство Волчок|«Волчок»]], [[Альпина Паблишер|«Альпина Паблишер»]], [[Издательство Самокат|«Самокат»]]. Произведения писателя были изданы на иностранных языках, включая английский, французский, китайский, голландский, шведский, итальянский, арабский и маратхи.


Важной частью творческой деятельности Ирины Богатырёвой является музыка, она известна как исполнитель композиций на варгане. Писатель подчёркивает, что этот музыкальный инструмент обладает богатой историей и значительным культурным смыслом, его можно встретить в различных этнических традициях. В своей магистерской диссертации она исследовала субкультуру музыкантов, играющих на варгане. Ирина Сергеевна, виртуозно владеющая варганом, является участницей ансамбля «Тихiй омутъ». Она утверждает, что благодаря игре на варгане, научилась общаться без слов: исполнение на этом инструменте часто подразумевает импровизацию и, играя в паре с профессионалом, можно достичь такого уровня взаимопонимания, что начинаешь заранее чувствовать, что через мгновение сыграет твой партнёр. Это настоящее общение на эмоциональном уровне.
Важной частью творческой деятельности Ирины Богатырёвой является музыка, она известна как исполнитель композиций на варгане. Писатель подчёркивает, что этот музыкальный инструмент обладает богатой историей и значительным культурным смыслом, его можно встретить в различных этнических традициях. В своей магистерской диссертации она исследовала субкультуру музыкантов, играющих на варгане. Ирина Сергеевна, виртуозно владеющая варганом, является участницей ансамбля «Тихiй омутъ». Она утверждает, что благодаря игре на варгане, научилась общаться без слов: исполнение на этом инструменте часто подразумевает импровизацию и, играя в паре с профессионалом, можно достичь такого уровня взаимопонимания, что начинаешь заранее чувствовать, что через мгновение сыграет твой партнёр. Это настоящее общение на эмоциональном уровне.
Строка 80: Строка 81:
В соавторстве с варганистом и реконструктором инструмента Владимиром Марковым Ирина написала самоучитель игры на варгане. Взрослым читателям, увлекающимся музыкой, будет интересен роман о музыкантах «Жити и нежити» и оригинальный сборник «S и другие варганные рассказы», в котором представлены реальные и вымышленные персонажи из разных эпох, объединенные общей страстью к варгану. Кроме того, Ирина Сергеевна вносит значительный вклад в организацию и проведение ежегодного Фестиваля русского варгана имени Владимира Маркова. На фестивале, прошедшем в Великом Новгороде в 2024 году, ей была доверена роль куратора выставки «Варганный путь».
В соавторстве с варганистом и реконструктором инструмента Владимиром Марковым Ирина написала самоучитель игры на варгане. Взрослым читателям, увлекающимся музыкой, будет интересен роман о музыкантах «Жити и нежити» и оригинальный сборник «S и другие варганные рассказы», в котором представлены реальные и вымышленные персонажи из разных эпох, объединенные общей страстью к варгану. Кроме того, Ирина Сергеевна вносит значительный вклад в организацию и проведение ежегодного Фестиваля русского варгана имени Владимира Маркова. На фестивале, прошедшем в Великом Новгороде в 2024 году, ей была доверена роль куратора выставки «Варганный путь».


Ирина Богатырева — активный участник литературной жизни России. Она занимала должность главного редактора журнала «Берега», публикующего произведения молодых авторов Поволжья. Её профессиональный опыт оказался полезным при организации литературных конкурсов. В 2011 году она была членом жюри Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина, а в 2021 году работала в жюри Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых российских прозаиков и поэтов. Она также регулярно участвует в работе книжных фестивалей: «Китоврас», «Александровская крепость», «Книжный маяк Ульяновска», «Книжные зори на Волге» и других. Особое внимание Ирина уделяет работе с юными читателями. Она регулярно проводит творческие встречи, мастер-классы и презентации книг для детей. Эти встречи проходят в рамках таких значимых событий, как ежегодная Всероссийская неделя детской книги, Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction и других. Благодаря своей активности и энтузиазму, Ирина Богатырева вносит значительный вклад в популяризацию чтения и развитие детской литературы в России.
Ирина Богатырева — активный участник литературной жизни России. Она занимала должность главного редактора журнала «Берега», публикующего произведения молодых авторов Поволжья. Её профессиональный опыт оказался полезным при организации литературных конкурсов. В 2011 году она была членом жюри Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина, а в 2021 году работала в жюри [[Литературная премия «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых российских прозаиков и поэтов|Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых российских прозаиков и поэтов]]. Она также регулярно участвует в работе книжных фестивалей: «Китоврас», «Александровская крепость», «Книжный маяк Ульяновска», «Книжные зори на Волге» и других. Особое внимание Ирина уделяет работе с юными читателями. Она регулярно проводит творческие встречи, мастер-классы и презентации книг для детей. Эти встречи проходят в рамках таких значимых событий, как ежегодная Всероссийская неделя детской книги, Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction и других. Благодаря своей активности и энтузиазму, Ирина Богатырева вносит значительный вклад в популяризацию чтения и развитие детской литературы в России.


==Ирина Богатырёва / Книги==
==Ирина Богатырёва / Книги==

Навигация