Елисеев Анатолий Михайлович: различия между версиями

Строка 72: Строка 72:




В начале 1990-х годов А. Елисеев, расставшись в конце перестройки со многими редакциями, поставившими во главу угла коммерческий успех, с готовностью откликнулся на предложение принять участие в создании литературной сказочной газеты для детей младшего и среднего школьного возраста. Первый номер ежемесячной газеты «Жили-были» увидел свет в 1993 году. А. Елисеев стал главным художником, определявшим облик этого необыкновенного издания. Рисовал сам и заказывал иллюстрации самым известным, талантливым и остроумным художникам. Вместе с другими членами редколлегии придумывал и оформлял праздники сказки, разрабатывал дизайн наград газеты для отличившихся авторов (орден Кота Учёного, орден Мальвины с бантом, орден Барона Мюнхгаузена), а когда забрезжила надежда на получение от московских властей небольшого здания с участком земли — занимался и архитектурными проектами. Домик должен был превратиться во Дворец сказок — с театром, «Дремучим уголком», мастерскими, детским кафе, где официанты в «сказочных» костюмах подают посетителям лимпопончики и другие блюда от Бармалея... Бурная фантазия А. Елисеева и его удивительная работоспособность помогли осуществиться многим идеям. В 1995 году появился детский музей «Дом сказок» (ныне интерактивный музей «Дом сказок “Жили-были”» c открывшимся в 2000 году филиалом «Буратино–Пиноккио»), вручались «сказочные» награды. Первым кавалером ордена Кота Учёного в 1994 году стал известный детский писатель Сергей Георгиев. В 2001 году газета по решению учредителей сменила формат на обычный журнальный, и её популярность у читателей стала падать. Год 2013-й стал для газеты-журнала последним.
В начале 1990-х годов А. Елисеев, расставшись в конце перестройки со многими редакциями, поставившими во главу угла коммерческий успех, с готовностью откликнулся на предложение принять участие в создании литературной сказочной газеты для детей младшего и среднего школьного возраста. Первый номер ежемесячной газеты «Жили-были» увидел свет в 1993 году. А. Елисеев стал главным художником, определявшим облик этого необыкновенного издания. Рисовал сам и заказывал иллюстрации самым известным, талантливым и остроумным художникам. Вместе с другими членами редколлегии придумывал и оформлял праздники сказки, разрабатывал дизайн наград газеты для отличившихся авторов (орден Кота Учёного, орден Мальвины с бантом, орден Барона Мюнхгаузена), а когда забрезжила надежда на получение от московских властей небольшого здания с участком земли — занимался и архитектурными проектами. Домик должен был превратиться во Дворец сказок — с театром, «Дремучим уголком», мастерскими, детским кафе, где официанты в «сказочных» костюмах подают посетителям лимпопончики и другие блюда от Бармалея... Бурная фантазия А. Елисеева и его удивительная работоспособность помогли осуществиться многим идеям. В 1995 году появился детский музей «Дом сказок» (ныне интерактивный музей «Дом сказок “Жили-были”» c открывшимся в 2000 году филиалом «Буратино–Пиноккио»), вручались «сказочные» награды. Первым кавалером ордена Кота Учёного в 1994 году стал известный детский писатель [[Георгиев Сергей Георгиевич|Сергей Георгиев]]. В 2001 году газета по решению учредителей сменила формат на обычный журнальный, и её популярность у читателей стала падать. Год 2013-й стал для газеты-журнала последним.


Как художник книги А. Елисеев очень рано сделал выбор в пользу детей. Первую свою работу в этом качестве А. Елисеев выполнил ещё студентом второго курса: вместе с другом Михаилом Скобелевым он проиллюстрировал стихотворение «Книжка про книжки» («У Скворцова Гришки…») из сборника [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршака]]. Рисовали А. Елисеев и М. Скобелев по заданию В. В. Пахомова (преподавателя института и одновременно художественного редактора издательства «Детгиз»), который заметил сходство творческих манер своих студентов. Опыт оказался успешным. В дальнейшем А. Елисеев и М. Скобелев очень много работали вместе. В общей сложности они проиллюстрировали примерно 90 книг для детей — весёлых, озорных, очень динамичных и изобретательных. В частности, бывшие хорошими спортсменами художники вместе с Л. Кассилем побывали на ХVII летней Олимпиаде в Италии и сделали об этом событии книжку для детей «Римская считалочка» (1964), многие иллюстрации в которой были живыми уличными зарисовками. А ещё они умели превращать обычные детские книги в книжки-игрушки (например: «Вот какой рассеянный» (1964), «Сказка о глупом мышонке» (1965), «Почта» (1967) С. Я. Маршака). Творческий тандем Елисеева и Скобелева просуществовал до 1970 года, а затем распался. Это естественно, считает А. Елисеев, у каждого художника должен быть свой путь. Когда А. Елисеев и М. Скобелев стали работать порознь, выяснилось, что лирическая, мягкая, округлая и улыбчивая интонация в совместных рисунках — елисеевская.
Как художник книги А. Елисеев очень рано сделал выбор в пользу детей. Первую свою работу в этом качестве А. Елисеев выполнил ещё студентом второго курса: вместе с другом Михаилом Скобелевым он проиллюстрировал стихотворение «Книжка про книжки» («У Скворцова Гришки…») из сборника [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршака]]. Рисовали А. Елисеев и М. Скобелев по заданию В. В. Пахомова (преподавателя института и одновременно художественного редактора издательства «Детгиз»), который заметил сходство творческих манер своих студентов. Опыт оказался успешным. В дальнейшем А. Елисеев и М. Скобелев очень много работали вместе. В общей сложности они проиллюстрировали примерно 90 книг для детей — весёлых, озорных, очень динамичных и изобретательных. В частности, бывшие хорошими спортсменами художники вместе с [[Кассиль Лев Абрамович|Л. Кассилем]] побывали на ХVII летней Олимпиаде в Италии и сделали об этом событии книжку для детей «Римская считалочка» (1964), многие иллюстрации в которой были живыми уличными зарисовками. А ещё они умели превращать обычные детские книги в книжки-игрушки (например: «Вот какой рассеянный» (1964), «Сказка о глупом мышонке» (1965), «Почта» (1967) С. Я. Маршака). Творческий тандем Елисеева и Скобелева просуществовал до 1970 года, а затем распался. Это естественно, считает А. Елисеев, у каждого художника должен быть свой путь. Когда А. Елисеев и М. Скобелев стали работать порознь, выяснилось, что лирическая, мягкая, округлая и улыбчивая интонация в совместных рисунках — елисеевская.




Строка 87: Строка 87:
А. Елисеев иллюстрировал стихи и прозу, познавательные книги и фантастику, но больше всего ему нравилось работать со сказками, в первую очередь русскими народными, а также с произведениями малых фольклорных жанров — потешками, прибаутками, считалками и пословицами. За десятилетия творческой деятельности художник иллюстрировал их невероятно много. А. Елисеев относился к этой работе чрезвычайно серьёзно, ведь фольклор — это выражение народного сознания, и говорит он об очень важных вещах, суть которых мы сегодня далеко не всегда улавливаем. «Хотелось, очень бы хотелось хоть одну сказку прочесть в первозданном виде!» — восклицает художник. Это несбыточная места, но возможно другое: попытаться «войти» внутрь сказки, увидеть её изнутри «вооружённым», но непредвзятым взглядом. Воображение художника подпитывается из научных источников, растолковывающих мифологический смысл древних преданий, а реальность сказки проникает в рисунки А. Елисеева через детали быта. Крынки, ковшики, ухваты, лучины, прялки — то, что теперь можно увидеть разве что в музее, а ещё не так давно использовалось в быту, — естественным образом появляются в его работах. Художник украшает избы, печки, лавки полосатыми половичками, лоскутными одеялами, вышитыми полотенцами, салфетками — и всё это разноцветное, яркое, жизнерадостное. Но Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и прочие злодеи страшноваты: художник считает, что и антигероев нужно рисовать честно. Впрочем, нельзя не заметить, что в рисунках А. Елисеева весёлое, озорное, позитивное неизменно берёт верх над грозным и страшным — таковы логика народной сказки и позиция художника детской книги.
А. Елисеев иллюстрировал стихи и прозу, познавательные книги и фантастику, но больше всего ему нравилось работать со сказками, в первую очередь русскими народными, а также с произведениями малых фольклорных жанров — потешками, прибаутками, считалками и пословицами. За десятилетия творческой деятельности художник иллюстрировал их невероятно много. А. Елисеев относился к этой работе чрезвычайно серьёзно, ведь фольклор — это выражение народного сознания, и говорит он об очень важных вещах, суть которых мы сегодня далеко не всегда улавливаем. «Хотелось, очень бы хотелось хоть одну сказку прочесть в первозданном виде!» — восклицает художник. Это несбыточная места, но возможно другое: попытаться «войти» внутрь сказки, увидеть её изнутри «вооружённым», но непредвзятым взглядом. Воображение художника подпитывается из научных источников, растолковывающих мифологический смысл древних преданий, а реальность сказки проникает в рисунки А. Елисеева через детали быта. Крынки, ковшики, ухваты, лучины, прялки — то, что теперь можно увидеть разве что в музее, а ещё не так давно использовалось в быту, — естественным образом появляются в его работах. Художник украшает избы, печки, лавки полосатыми половичками, лоскутными одеялами, вышитыми полотенцами, салфетками — и всё это разноцветное, яркое, жизнерадостное. Но Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и прочие злодеи страшноваты: художник считает, что и антигероев нужно рисовать честно. Впрочем, нельзя не заметить, что в рисунках А. Елисеева весёлое, озорное, позитивное неизменно берёт верх над грозным и страшным — таковы логика народной сказки и позиция художника детской книги.


Иллюстрировал А. Елисеев и авторские сказки, отечественные и зарубежные: от «Сказки о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина до «Синей птицы» [[Метерлинк Морис|М. Метерлинка]]. Но самые любимые — это «Конёк-горбунок» П. П. Ершова и «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого. Авторы этих сказок создали удивительные миры, очень разные, но в одном сходные: в них всё невероятно и при этом органично и оправданно. Фантазия художника естественным образом дополняет фантазию автора.
Иллюстрировал А. Елисеев и авторские сказки, отечественные и зарубежные: от «Сказки о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина до «Синей птицы» [[Метерлинк Морис|М. Метерлинка]]. Но самые любимые — это «Конёк-горбунок» [[Ершов Пётр Павлович|П. П. Ершова]] и «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого. Авторы этих сказок создали удивительные миры, очень разные, но в одном сходные: в них всё невероятно и при этом органично и оправданно. Фантазия художника естественным образом дополняет фантазию автора.


Большой опыт иллюстрирования, а значит, и интерпретирования сказок позволил А. Елисееву создать собственные — иронические — версии русских народных сказок: «Яичко», «Обижуля» и другие составили сборник «Сказки-потешки» (2017). На сей раз А. Елисеев предстал перед читателями не только как виртуозный художник-иллюстратор, но и как превосходный рассказчик, умеющий выстроить сюжет и вовремя поставить точку в своей истории. Сказки непростые: безудержное веселье — детям, горьковатая ирония — взрослым. А в 2024 году увидела свет «Синяя птица» М. Метерлинка в пересказе А. Елисеева и, конечно, с его рисунками.
Большой опыт иллюстрирования, а значит, и интерпретирования сказок позволил А. Елисееву создать собственные — иронические — версии русских народных сказок: «Яичко», «Обижуля» и другие составили сборник «Сказки-потешки» (2017). На сей раз А. Елисеев предстал перед читателями не только как виртуозный художник-иллюстратор, но и как превосходный рассказчик, умеющий выстроить сюжет и вовремя поставить точку в своей истории. Сказки непростые: безудержное веселье — детям, горьковатая ирония — взрослым. А в 2024 году увидела свет «Синяя птица» М. Метерлинка в пересказе А. Елисеева и, конечно, с его рисунками.
Строка 105: Строка 105:




Среди профессиональных наград А. Елисеева — Диплом II степени Всероссийского конкурса «Лучшая книга» (1965), Диплом I степени Всероссийского конкурса «Искусство книги» (1967), Диплом II степени Всесоюзного конкурса «Художественное оформление и полиграфическое оформление» (1971), Диплом Четвёртого Международного конкурса детской, юношеской и научно-познавательной литературы им. А. Н. Толстого (2012).
Среди профессиональных наград А. Елисеева — Диплом II степени Всероссийского конкурса «Лучшая книга» (1965), Диплом I степени Всероссийского конкурса «Искусство книги» (1967), Диплом II степени Всесоюзного конкурса «Художественное оформление и полиграфическое оформление» (1971), Диплом Четвёртого [[Международный конкурс детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А. Н. Толстого|Международного конкурса детской, юношеской и научно-познавательной литературы им. А. Н. Толстого]] (2012).


В 1966 году А. Елисееву было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР». В 2001 году он стал народным художником Российской Федерации, а в 2017-м — почётным членом Российской академии художеств.
В 1966 году А. Елисееву было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР». В 2001 году он стал народным художником Российской Федерации, а в 2017-м — почётным членом Российской академии художеств.


В настоящее время А. Елисеев живет и работает в Москве.
В настоящее время А. Елисеев живет и работает в Москве.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Анатолий Елисеев">
Файл:Eliseev-5.jpg|Зарницы памяти / Анатолий Елисеев
Файл:Eliseev-6.jpg|Яичко : потешная сказка / Анатолий Елисеев ; рисунки автора
Файл:Eliseev-8.jpg|Про Машеньку и горошинку / Софья Могилевская ; рисунки М. Скобелева и А. Елисеева
Файл:Eliseev-7.jpg|Малиновая кошка : стихи / Юнна Мориц ; иллюстрации А. Елисеева
</gallery></center>


==Книги с иллюстрациями А. Елисеева и М. Скобелева==
==Книги с иллюстрациями А. Елисеева и М. Скобелева==