44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 80: | Строка 80: | ||
Кампанию против Маршака и [[Чуковский Корней Иванович|Чуковского]] возглавляла в конце 1920-х Н. К. Крупская. О частичной победе Маршака и его концепций свидетельствовал выход сборника статей «Детская литература» (1931 г.) с предисловиями А. М. Горького и А. В. Луначарского. Однако сборник подвергся резкой политической критике; уже в следующем году несколько авторов издательства (в том числе Хармс и Введенский) были арестованы. По-видимому, готовилось дело о вредительстве в детской литературе, главным фигурантом в котором должен был стать Маршак. По каким-то причинам дело до ареста не дошло. Тем не менее, даже в обстановке идеологического давления и травли ему удавалось сохранять ядро Детского Сектора и высокий уровень выпускаемых книг. Лишь террор 1937–38 гг. положил конец работе Маршака в Ленинграде и вынудил его переехать в Москву. | Кампанию против Маршака и [[Чуковский Корней Иванович|Чуковского]] возглавляла в конце 1920-х Н. К. Крупская. О частичной победе Маршака и его концепций свидетельствовал выход сборника статей «Детская литература» (1931 г.) с предисловиями А. М. Горького и А. В. Луначарского. Однако сборник подвергся резкой политической критике; уже в следующем году несколько авторов издательства (в том числе Хармс и Введенский) были арестованы. По-видимому, готовилось дело о вредительстве в детской литературе, главным фигурантом в котором должен был стать Маршак. По каким-то причинам дело до ареста не дошло. Тем не менее, даже в обстановке идеологического давления и травли ему удавалось сохранять ядро Детского Сектора и высокий уровень выпускаемых книг. Лишь террор 1937–38 гг. положил конец работе Маршака в Ленинграде и вынудил его переехать в Москву. | ||
Следуя установкам и велениям эпохи, Маршак, как организатор и издатель, наряду со сказочными и «весёлыми» книгами, уделял время популярным изданиям, разъясняющим «построение» мира и пропагандирующим научные достижения и технический прогресс. Одним из авторов этих книг был брат Маршака Илья Яковлевич, писавший под псевдонимом М. Ильин (1896–1953 гг.). Среди его книг — «Чёрным по белому» (1928 г.), «Сто тысяч почему» (1929 г.), «Рассказы о вещах» (1936 г.), «Как человек стал великаном» (1946 г., совместно с Е. Сегал). Политико-пропагандистский характер носила «Повесть о великом плане» (1930 г.), посвящённая первой пятилетке. Детской писательницей была и сестра С. Я. Маршака — Лия Прейс, писавшая под псевдонимом Елена Ильина (1901–1964 гг.). Среди её многочисленных стихотворных и прозаических произведений наиболее известна повесть «Четвёртая высота» (1946 г.), посвящённая героине Великой Отечественной войны Гуле Королевой. | Следуя установкам и велениям эпохи, Маршак, как организатор и издатель, наряду со сказочными и «весёлыми» книгами, уделял время популярным изданиям, разъясняющим «построение» мира и пропагандирующим научные достижения и технический прогресс. Одним из авторов этих книг был брат Маршака Илья Яковлевич, писавший под псевдонимом [[Ильин М|М. Ильин]] (1896–1953 гг.). Среди его книг — «Чёрным по белому» (1928 г.), «Сто тысяч почему» (1929 г.), «Рассказы о вещах» (1936 г.), «Как человек стал великаном» (1946 г., совместно с Е. Сегал). Политико-пропагандистский характер носила «Повесть о великом плане» (1930 г.), посвящённая первой пятилетке. Детской писательницей была и сестра С. Я. Маршака — Лия Прейс, писавшая под псевдонимом [[Ильина Елена Яковлевна|Елена Ильина]] (1901–1964 гг.). Среди её многочисленных стихотворных и прозаических произведений наиболее известна повесть «Четвёртая высота» (1946 г.), посвящённая героине Великой Отечественной войны Гуле Королевой. | ||
Лучшие из собственных детских стихов Маршак написал в те же годы. Это книги издательства «Радуга» и вышедший уже в «Детгизе» «Вот какой рассеянный» (1930 г.). Великолепная игра, изящный сюжет (теснее, чем в сказках Чуковского, привязанный к быту), отсутствие излишней дидактики обеспечило долговечность этих стихов. Критика встречала их благожелательнее, чем стихи Чуковского: если последний (с его богатой дореволюционной литературной биографией) рассматривался как поэт «буржуазной детской, а не детского коллектива», то в Маршаке советская критика уже в 1920-е годы склонна была видеть «близкого попутчика». В более поздних произведениях, таких как «Отряд» (1930 г.), «Война с Днепром» (1931 г.), «Мистер Твистер» (1933 г.) поэт поневоле подчиняет свой талант целям политической пропаганды, хотя сохраняет великолепное техническое мастерство. Детские стихи Маршака тесно связаны с его переводами – прежде всего виртуозными переложениями английской народной поэзии. | Лучшие из собственных детских стихов Маршак написал в те же годы. Это книги издательства «Радуга» и вышедший уже в «Детгизе» «Вот какой рассеянный» (1930 г.). Великолепная игра, изящный сюжет (теснее, чем в сказках Чуковского, привязанный к быту), отсутствие излишней дидактики обеспечило долговечность этих стихов. Критика встречала их благожелательнее, чем стихи Чуковского: если последний (с его богатой дореволюционной литературной биографией) рассматривался как поэт «буржуазной детской, а не детского коллектива», то в Маршаке советская критика уже в 1920-е годы склонна была видеть «близкого попутчика». В более поздних произведениях, таких как «Отряд» (1930 г.), «Война с Днепром» (1931 г.), «Мистер Твистер» (1933 г.) поэт поневоле подчиняет свой талант целям политической пропаганды, хотя сохраняет великолепное техническое мастерство. Детские стихи Маршака тесно связаны с его переводами – прежде всего виртуозными переложениями английской народной поэзии. |