45 043
правки
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Афанасьев Александр Николаевич |Портрет = Afanasev-Aleksandr-Nikolaevich.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg --> |Описание портрета = Афанасьев Александр Николаевич |Имя при рождении =...») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
==Александр Афанасьев / Биография== | ==Александр Афанасьев / Биография== | ||
Александр Николаевич Афанасьев родился 24 июля (по другим сведениям 23 июля) 1826 года в Богучаре, небольшом городе, расположенном в южной части Воронежской Губернии. Его детство прошло в городе Боброве (Воронежская губерния), куда в 1828 году переехала семья. Отец мальчика, Николай Иванович Афанасьев, служил уездным стряпчим (мелкий судебный чиновник). Мать, Варвара Михайловна, очень рано умерла. Все заботы о детях — четырёх сыновьях и трёх дочерях — легли на плечи Николая Ивановича. | Александр Николаевич Афанасьев родился 24 июля (по другим сведениям 23 июля) 1826 года в Богучаре, небольшом городе, расположенном в южной части Воронежской Губернии. Его детство прошло в городе Боброве (Воронежская губерния), куда в 1828 году переехала семья. Отец мальчика, Николай Иванович Афанасьев, служил уездным стряпчим (мелкий судебный чиновник). Мать, Варвара Михайловна, очень рано умерла. Все заботы о детях — четырёх сыновьях и трёх дочерях — легли на плечи Николая Ивановича. | ||
Зимними вечерами дворовые женщины рассказывали маленькому Саше Афанасьеву сказки, а мальчик слушал их с «наслаждением и трепетом». Он рано пристрастился к чтению. В доме имелась довольно большая библиотека, оставшаяся от деда, который был членом библейского общества. Николай Иванович запрещал сыну пользоваться дедовской библиотекой, так как «книги были не по возрасту». Однако Саша продолжал тайком их читать. | Зимними вечерами дворовые женщины рассказывали маленькому Саше Афанасьеву сказки, а мальчик слушал их с «наслаждением и трепетом». Он рано пристрастился к чтению. В доме имелась довольно большая библиотека, оставшаяся от деда, который был членом библейского общества. Николай Иванович запрещал сыну пользоваться дедовской библиотекой, так как «книги были не по возрасту». Однако Саша продолжал тайком их читать. | ||
Николай Иванович стремился дать детям образование и не жалел на это своих скудных средств. Несмотря на благие намерения отца, Александр Афанасьев получил более чем скромное первоначальное образование. Читать и писать он выучился на дому у преподавателя уездного училища. Обучение продолжилось у двух местных попов — отцов Иванов. Уроки грамматики, арифметики, латыни и священной истории сводились к зубрёжке. Вскоре Николай Иванович понял, что от таких учителей мало толку, и Саша стал учиться дома. Один из педагогов уездного училища обучал мальчика читать и писать по-немецки. | Николай Иванович стремился дать детям образование и не жалел на это своих скудных средств. Несмотря на благие намерения отца, Александр Афанасьев получил более чем скромное первоначальное образование. Читать и писать он выучился на дому у преподавателя уездного училища. Обучение продолжилось у двух местных попов — отцов Иванов. Уроки грамматики, арифметики, латыни и священной истории сводились к зубрёжке. Вскоре Николай Иванович понял, что от таких учителей мало толку, и Саша стал учиться дома. Один из педагогов уездного училища обучал мальчика читать и писать по-немецки. | ||
В 1837 году отец отвёз одиннадцатилетнего Сашу в Воронежскую губернскую гимназию, где ему предстояло провести семь лет. Большинство учителей гимназии не отличались ни высоким уровнем знаний, ни воспитательскими способностями. Вовсю практиковались телесные наказания. К счастью, гимназия не смогла отбить у мальчика охоту читать. Во многом благодаря чтению дома на каникулах он стал одним из первых учеников гимназии. В эти годы Александр Афанасьев писал пародии, пробовал себя в поэзии. Его шуточная поэма «Психиада» несколько лет ходила среди гимназистов в виде списков. | В 1837 году отец отвёз одиннадцатилетнего Сашу в Воронежскую губернскую гимназию, где ему предстояло провести семь лет. Большинство учителей гимназии не отличались ни высоким уровнем знаний, ни воспитательскими способностями. Вовсю практиковались телесные наказания. К счастью, гимназия не смогла отбить у мальчика охоту читать. Во многом благодаря чтению дома на каникулах он стал одним из первых учеников гимназии. В эти годы Александр Афанасьев писал пародии, пробовал себя в поэзии. Его шуточная поэма «Психиада» несколько лет ходила среди гимназистов в виде списков. | ||
В 1844 году, окончив гимназию, Александр Афанасьев уехал в Москву. Юноша поступил на юридический факультет Московского университета, хотя ему большого труда стоило сдать вступительный экзамен. В студенческие годы Александр познакомился со многими интереснейшими людьми того времени. Он слушал лекции таких замечательных учёных, как Ф. И. Буслаев, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Н. В. Калачов, Н. И. Крылов, С. М. Соловьёв. Под влиянием Кавелина Афанасьев начал изучать древнерусское законодательство, а также историю хозяйства и быта. В 1847 году в журнале «Современник» была опубликована его первая статья — «Государственное хозяйство при Петре Великом». О ней положительно отозвался В. Г. Белинский. Александр Афанасьев постепенно стал одним из лучших студентов университета. Ему предрекали блестящую научную карьеру. | В 1844 году, окончив гимназию, Александр Афанасьев уехал в Москву. Юноша поступил на юридический факультет Московского университета, хотя ему большого труда стоило сдать вступительный экзамен. В студенческие годы Александр познакомился со многими интереснейшими людьми того времени. Он слушал лекции таких замечательных учёных, как Ф. И. Буслаев, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Н. В. Калачов, Н. И. Крылов, С. М. Соловьёв. Под влиянием Кавелина Афанасьев начал изучать древнерусское законодательство, а также историю хозяйства и быта. В 1847 году в журнале «Современник» была опубликована его первая статья — «Государственное хозяйство при Петре Великом». О ней положительно отозвался В. Г. Белинский. Александр Афанасьев постепенно стал одним из лучших студентов университета. Ему предрекали блестящую научную карьеру. | ||
В 1848 году — в год окончания университета Афанасьевым — высшее учебное заведение посетил с инспекцией граф С. С. Уваров, тогдашний министр народного просвещения. Он слушал лекции профессоров. Кроме того, в те дни в качестве лекторов пробовали себя и студенты. Александр Афанасьев должен был выступать с лекцией по допетровской истории. Министр сделал лектору несколько замечаний, а тот позволил себе вступить в пререкания. Это предопределило судьбу студента: Афанасьев больше не мог рассчитывать на получение места на университетской кафедре. | В 1848 году — в год окончания университета Афанасьевым — высшее учебное заведение посетил с инспекцией граф С. С. Уваров, тогдашний министр народного просвещения. Он слушал лекции профессоров. Кроме того, в те дни в качестве лекторов пробовали себя и студенты. Александр Афанасьев должен был выступать с лекцией по допетровской истории. Министр сделал лектору несколько замечаний, а тот позволил себе вступить в пререкания. Это предопределило судьбу студента: Афанасьев больше не мог рассчитывать на получение места на университетской кафедре. | ||
Первый год после окончания университета стал очень трудным для Александра Афанасьева. Он не мог найти преподавательской работы в государственных учебных заведениях. Афанасьеву пришлось согласиться на должность учителя в частном пансионе Эннеса. Там он преподавал русскую историю и словесность. | Первый год после окончания университета стал очень трудным для Александра Афанасьева. Он не мог найти преподавательской работы в государственных учебных заведениях. Афанасьеву пришлось согласиться на должность учителя в частном пансионе Эннеса. Там он преподавал русскую историю и словесность. | ||
В конце 1849 года, при содействии Н. В. Калачова, Афанасьев был принят на службу в Московский главный архив Министерства иностранных дел. Он проработал в архиве тринадцать лет (до 1862 года), постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. В 1856 году Афанасьева назначили начальником отделения, а затем — правителем дел Комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В чине он продвинулся до надворного советника. Это были самые счастливые и плодотворные годы в жизни А, Н. Афанасьева. У него появилось время для научных изысканий. Он получил доступ к бесценным материалам архива. | В конце 1849 года, при содействии Н. В. Калачова, Афанасьев был принят на службу в Московский главный архив Министерства иностранных дел. Он проработал в архиве тринадцать лет (до 1862 года), постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. В 1856 году Афанасьева назначили начальником отделения, а затем — правителем дел Комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В чине он продвинулся до надворного советника. Это были самые счастливые и плодотворные годы в жизни А, Н. Афанасьева. У него появилось время для научных изысканий. Он получил доступ к бесценным материалам архива. | ||
Александр Афанасьев писал статьи, обзоры и рецензии на исторические, литературоведческие и фольклорно-этнографические темы. Его работы публиковались в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник», «Библиотека для чтения», «Книжный вестник» и др. Кроме того, Афанасьев печатался в специальных научных изданиях («Временник Общества истории и древностей российских», «Чтения в Обществе истории и древностей российских»), альманахах («Комета», «Атеней»), газетах («Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости»). | Александр Афанасьев писал статьи, обзоры и рецензии на исторические, литературоведческие и фольклорно-этнографические темы. Его работы публиковались в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник», «Библиотека для чтения», «Книжный вестник» и др. Кроме того, Афанасьев печатался в специальных научных изданиях («Временник Общества истории и древностей российских», «Чтения в Обществе истории и древностей российских»), альманахах («Комета», «Атеней»), газетах («Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости»). | ||
С начала 1850-х годов у Александра Афанасьева всё больше возрастал интерес к славянской мифологии. Его первым мифологическим исследованием стала статья 1850 года «Дедушка домовой», опубликованная в специальном периодическом издании «Архив историко-юридических сведений, относящихся до России». Год спустя была написана работа «Ведун и ведьма». Сначала её напечатали в альманахе «Комета», затем она вышла отдельной книгой. В том же, 1851 году, появились ещё две работы Афанасьева: «Религиозно-языческое значение избы славянина» и «Колдовство на Руси в старину». | С начала 1850-х годов у Александра Афанасьева всё больше возрастал интерес к славянской мифологии. Его первым мифологическим исследованием стала статья 1850 года «Дедушка домовой», опубликованная в специальном периодическом издании «Архив историко-юридических сведений, относящихся до России». Год спустя была написана работа «Ведун и ведьма». Сначала её напечатали в альманахе «Комета», затем она вышла отдельной книгой. В том же, 1851 году, появились ещё две работы Афанасьева: «Религиозно-языческое значение избы славянина» и «Колдовство на Руси в старину». | ||
Со второй половины 1850-х годов Александр Афанасьев работал в области изучения истории русской литературы. Его главным историко-литературным трудом стала книга «Русские сатирические журналы 1769–1774 годов. Эпизод из истории русской литературы прошлого века» (1859). | Со второй половины 1850-х годов Александр Афанасьев работал в области изучения истории русской литературы. Его главным историко-литературным трудом стала книга «Русские сатирические журналы 1769–1774 годов. Эпизод из истории русской литературы прошлого века» (1859). | ||
Александр Афанасьев принял участие в издании журнала «Библиографические записки», основанного в 1858 году. Журнал издавался Н. М. Щепкиным, сыном знаменитого актёра. Афанасьев начинал сотрудничать с «Библиографическими записками» как автор, но вскоре фактически стал исполнять функции главного редактора. В соответствии с названием журнала в нём публиковались библиографические материалы. Кроме того, в «Библиографических записках» были напечатаны не опубликованные прежде стихотворения и письма М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, А. И. Полежаева, декабристов; очерки, заметки и статьи о Н. И. Новикове, Д. И. Фонвизине, А. Н. Радищеве, А. В. Кольцове. Журнал выходил два года. Затем он был закрыт в связи с недостаточным интересом со стороны читательской аудитории. В 1861 году выпуск «Библиографических записок» возобновился, уже без участия Афанасьева. Однако журнал просуществовал всего год. | Александр Афанасьев принял участие в издании журнала «Библиографические записки», основанного в 1858 году. Журнал издавался Н. М. Щепкиным, сыном знаменитого актёра. Афанасьев начинал сотрудничать с «Библиографическими записками» как автор, но вскоре фактически стал исполнять функции главного редактора. В соответствии с названием журнала в нём публиковались библиографические материалы. Кроме того, в «Библиографических записках» были напечатаны не опубликованные прежде стихотворения и письма М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, А. И. Полежаева, декабристов; очерки, заметки и статьи о Н. И. Новикове, Д. И. Фонвизине, А. Н. Радищеве, А. В. Кольцове. Журнал выходил два года. Затем он был закрыт в связи с недостаточным интересом со стороны читательской аудитории. В 1861 году выпуск «Библиографических записок» возобновился, уже без участия Афанасьева. Однако журнал просуществовал всего год. | ||
Точно неизвестно, когда именно у Александра Афанасьева возник замысел составления сборника «Народные русские сказки». Но к этой мысли его, несомненно, подтолкнули два тома «Детских и семейных сказок» Якоба и Вильгельма Гриммов, вышедшие в Берлине в 1812 и 1815 годах. Отправной точкой истории афанасьевского сборника считается 1851 год, когда учёный обратился к А. А. Краевскому с предложением начать публикацию народных сказок в возглавляемом им журнале «Отечественные записки». В письме к Краевскому Афанасьев отмечал, что мыслит своё издание как «учёное» — «по образцу издания бр. Гриммов». Он собирался сопровождать текст сказок «нужными филологическими и мифологическими примечаниями», а также производить сличения русских сказок со сказками других народов. Краевский ответил Афанасьеву полным согласием, но вскоре замысел Александра Николаевича перерос скромные возможности журнала «Отечественные записки». Тогда учёный принял решение выпустить «Сказки» отдельной книгой. | Точно неизвестно, когда именно у Александра Афанасьева возник замысел составления сборника «Народные русские сказки». Но к этой мысли его, несомненно, подтолкнули два тома «Детских и семейных сказок» Якоба и Вильгельма Гриммов, вышедшие в Берлине в 1812 и 1815 годах. Отправной точкой истории афанасьевского сборника считается 1851 год, когда учёный обратился к А. А. Краевскому с предложением начать публикацию народных сказок в возглавляемом им журнале «Отечественные записки». В письме к Краевскому Афанасьев отмечал, что мыслит своё издание как «учёное» — «по образцу издания бр. Гриммов». Он собирался сопровождать текст сказок «нужными филологическими и мифологическими примечаниями», а также производить сличения русских сказок со сказками других народов. Краевский ответил Афанасьеву полным согласием, но вскоре замысел Александра Николаевича перерос скромные возможности журнала «Отечественные записки». Тогда учёный принял решение выпустить «Сказки» отдельной книгой. | ||
Приступив к составлению своего собрания, Александр Афанасьев обратился за помощью в совет Императорского Русского географического общества. Совет постановил передать Афанасьеву, который уже был членом ИРГО по отделению этнографии, все имеющиеся в архиве сказки. Количество сказок, записанных самим Афанасьевым, не превышает десятка. Несколько сказок Александр Николаевич получил от земляков-воронежцев Н. И. Второва и К. О. Александрова-Дольника. 15 сказок были записаны П. И. Якушкиным для архива известного собирателя былин и народных песен П. В. Киреевского. Но в 1856 году Киреевский умер, и его брат передал эти тексты Афанасьеву. Учёный отобрал 50 сказок из печатных материалов того времени. Несколько текстов были взяты им из старинных рукописей. Но основу афанасьевского сборника составили тексты, собранные В. И. Далем. Своё огромное собрание сказок, насчитывающее более 1000 текстов, Владимир Иванович доверил Афанасьеву в 1856 году. Из этого массива Александр Николаевич выбрал около ста пятидесяти сюжетов. | Приступив к составлению своего собрания, Александр Афанасьев обратился за помощью в совет Императорского Русского географического общества. Совет постановил передать Афанасьеву, который уже был членом ИРГО по отделению этнографии, все имеющиеся в архиве сказки. Количество сказок, записанных самим Афанасьевым, не превышает десятка. Несколько сказок Александр Николаевич получил от земляков-воронежцев Н. И. Второва и К. О. Александрова-Дольника. 15 сказок были записаны П. И. Якушкиным для архива известного собирателя былин и народных песен П. В. Киреевского. Но в 1856 году Киреевский умер, и его брат передал эти тексты Афанасьеву. Учёный отобрал 50 сказок из печатных материалов того времени. Несколько текстов были взяты им из старинных рукописей. Но основу афанасьевского сборника составили тексты, собранные В. И. Далем. Своё огромное собрание сказок, насчитывающее более 1000 текстов, Владимир Иванович доверил Афанасьеву в 1856 году. Из этого массива Александр Николаевич выбрал около ста пятидесяти сюжетов. | ||
Общий объём сборника «Народные русские сказки» превысил 600 текстов. Александр Афанасьев отбрасывал повторы, но оставлял варианты сказок. Тексты, включённые в сборник, были подвергнуты минимальной литературной обработке. Широка география мест, где были записаны тексты. В сборник попали воронежские, курские, тамбовские, московские, тульские, калужские, новгородские, тверские, вологодские, астраханские, оренбургские, пермские, белорусские и иные сказки. | Общий объём сборника «Народные русские сказки» превысил 600 текстов. Александр Афанасьев отбрасывал повторы, но оставлял варианты сказок. Тексты, включённые в сборник, были подвергнуты минимальной литературной обработке. Широка география мест, где были записаны тексты. В сборник попали воронежские, курские, тамбовские, московские, тульские, калужские, новгородские, тверские, вологодские, астраханские, оренбургские, пермские, белорусские и иные сказки. | ||
Первое издание «Народных русских сказок» вышло в 1855–1863 годах в восьми выпусках. Появление сборника стало важным событием в научной и общественной жизни России. Рецензиями на афанасьевский сборник откликнулись видные филологи того времени. Императорская академия наук высоко оценила заслуги учёного, присудив ему Демидовскую премию. Афанасьев же вскоре начал работать над вторым изданием. Он предпринял попытку классифицировать сказки. Выделив разновидности сказок, учёный расположил тексты в определённом порядке. В начале были помещены сказки о животных, за ними следовали волшебные сказки, а завершали сборник авантюрные, бытовые сказки, анекдоты и докучные сказки. Второе издание сказок вышло посмертно в 1873 году в четырёх томах. | Первое издание «Народных русских сказок» вышло в 1855–1863 годах в восьми выпусках. Появление сборника стало важным событием в научной и общественной жизни России. Рецензиями на афанасьевский сборник откликнулись видные филологи того времени. Императорская академия наук высоко оценила заслуги учёного, присудив ему Демидовскую премию. Афанасьев же вскоре начал работать над вторым изданием. Он предпринял попытку классифицировать сказки. Выделив разновидности сказок, учёный расположил тексты в определённом порядке. В начале были помещены сказки о животных, за ними следовали волшебные сказки, а завершали сборник авантюрные, бытовые сказки, анекдоты и докучные сказки. Второе издание сказок вышло посмертно в 1873 году в четырёх томах. | ||
Александр Афанасьев был не первым, кто начал собирать и издавать русские народные сказки. Так, например, в 1780–1783 годах выходили «Русские сказки» В. А. Лёвшина. В 1832 году была выпущена книга «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским…» В. И. Даля. В 1838 году были изданы «Русские народные сказки» Б. Бронницына. Однако до Афанасьева сказки переделывали на книжный лад, «приноравливали», «разукрашивали». Александр Николаевич же издавал сказки в том виде, в каком они были записаны. | Александр Афанасьев был не первым, кто начал собирать и издавать русские народные сказки. Так, например, в 1780–1783 годах выходили «Русские сказки» В. А. Лёвшина. В 1832 году была выпущена книга «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским…» В. И. Даля. В 1838 году были изданы «Русские народные сказки» Б. Бронницына. Однако до Афанасьева сказки переделывали на книжный лад, «приноравливали», «разукрашивали». Александр Николаевич же издавал сказки в том виде, в каком они были записаны. | ||
В 1859 году были изданы собранные А. Н. Афанасьевым «Народные русские легенды». Публикуемые тексты сопровождались примечаниями с богатым пояснительным и сравнительным материалом. Весь тираж сборника в 1200 экземпляров раскупили в течение трёх недель. Однако второе издание, уже подготовленное учёным, было изъято цензурой. Новое издание стало возможным лишь в 1914 году. Причиной запрета послужило наличие в сборнике народных вольных интерпретаций христианских сюжетов. | В 1859 году были изданы собранные А. Н. Афанасьевым «Народные русские легенды». Публикуемые тексты сопровождались примечаниями с богатым пояснительным и сравнительным материалом. Весь тираж сборника в 1200 экземпляров раскупили в течение трёх недель. Однако второе издание, уже подготовленное учёным, было изъято цензурой. Новое издание стало возможным лишь в 1914 году. Причиной запрета послужило наличие в сборнике народных вольных интерпретаций христианских сюжетов. | ||
Сатирические и эротические сказки вошли в сборник «Русские заветные сказки», рукопись которого датирована 1857–1862 годами. Афанасьев тайно переправил рукопись в Европу. «Заветные сказки» вышли анонимно в Женеве в 1872 году, уже после смерти Афанасьева. В России они были впервые изданы лишь в 1990-е годы. | Сатирические и эротические сказки вошли в сборник «Русские заветные сказки», рукопись которого датирована 1857–1862 годами. Афанасьев тайно переправил рукопись в Европу. «Заветные сказки» вышли анонимно в Женеве в 1872 году, уже после смерти Афанасьева. В России они были впервые изданы лишь в 1990-е годы. | ||
Помимо членства в Русском Географическом обществе Александр Афанасьев входил в состав Общества истории и древностей российских и Общества любителей российской словесности (оба при Московском университете), Московского археологического общества. Учёный проявлял большой интерес ко всему, что касалось положения крестьян. Об этом свидетельствуют записи в его дневнике, который он вёл с конца 1840-х до начала 1860-х годов. Часто приобретая старинные рукописи и книги, Афанасьев смог собрать большую и ценную библиотеку. Из неё он черпал сведения по истории русской культуры. | Помимо членства в Русском Географическом обществе Александр Афанасьев входил в состав Общества истории и древностей российских и Общества любителей российской словесности (оба при Московском университете), Московского археологического общества. Учёный проявлял большой интерес ко всему, что касалось положения крестьян. Об этом свидетельствуют записи в его дневнике, который он вёл с конца 1840-х до начала 1860-х годов. Часто приобретая старинные рукописи и книги, Афанасьев смог собрать большую и ценную библиотеку. Из неё он черпал сведения по истории русской культуры. | ||
Одним из значимых событий в частной жизни учёного стала заграничная поездка, состоявшаяся в 1860 году. В течение трёх месяцев он посетил Германию, Швейцарию, Италию, Великобританию. | Одним из значимых событий в частной жизни учёного стала заграничная поездка, состоявшаяся в 1860 году. В течение трёх месяцев он посетил Германию, Швейцарию, Италию, Великобританию. | ||
Осенью 1862 года в квартире Афанасьева был произведён обыск. Причиной для этого послужили перехваченные письма революционера-эмигранта В. И. Кельсиева, который нелегально приезжал в Россию. Желая получить консультацию по вопросам быта и обычаев старообрядцев, он встретился с Афанасьевым, а затем упомянул об этом визите в одном из писем. Во время обыска у Александра Николаевича были найдены копии секретных документов. Афанасьева не стали привлекать к суду, но он был уволен из Архива с запрещением впредь состоять на государственной службе. | Осенью 1862 года в квартире Афанасьева был произведён обыск. Причиной для этого послужили перехваченные письма революционера-эмигранта В. И. Кельсиева, который нелегально приезжал в Россию. Желая получить консультацию по вопросам быта и обычаев старообрядцев, он встретился с Афанасьевым, а затем упомянул об этом визите в одном из писем. Во время обыска у Александра Николаевича были найдены копии секретных документов. Афанасьева не стали привлекать к суду, но он был уволен из Архива с запрещением впредь состоять на государственной службе. | ||
Для Александра Афанасьева настали тяжёлые времена. У него несколько лет не было постоянного заработка. Приходилось часто переезжать из одной съёмной квартиры в другую. Афанасьев был вынужден распродавать свою великолепную библиотеку. Наконец, он получил место помощника секретаря в Московской городской думе. Затем Афанасьев устроился секретарём Съезда мировых судей. Также он служил в Коммерческом банке. | Для Александра Афанасьева настали тяжёлые времена. У него несколько лет не было постоянного заработка. Приходилось часто переезжать из одной съёмной квартиры в другую. Афанасьев был вынужден распродавать свою великолепную библиотеку. Наконец, он получил место помощника секретаря в Московской городской думе. Затем Афанасьев устроился секретарём Съезда мировых судей. Также он служил в Коммерческом банке. | ||
Многочисленные трудности не помешали Афанасьеву заниматься наукой. Он продолжал публиковаться в различных журналах. Александр Николаевич завершил и издал главный труд своей жизни — фундаментальную трёхтомную монографию «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов» (1865–1869). | Многочисленные трудности не помешали Афанасьеву заниматься наукой. Он продолжал публиковаться в различных журналах. Александр Николаевич завершил и издал главный труд своей жизни — фундаментальную трёхтомную монографию «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов» (1865–1869). | ||
Свой полный свод сказок Александр Афанасьев никогда не считал подходящим для детского чтения. Незадолго до смерти он успел осуществить своё давнее намерение — издать собрание русских сказок, подготовленное специально для детей. Отобрав сказки из большого свода, учёный приспособил их для домашнего чтения. Два тома «Русских детских сказок» с картинками увидели свет в 1870 году. Выход сборника был сурово встречен цензорами, критиками и педагогами. В письме к своему близкому другу, Е. И. Якушкину, Афанасьев не без горечи задавался вопросом: | |||
Свой полный свод сказок Александр Афанасьев никогда не считал подходящим для детского чтения. Незадолго до смерти он успел осуществить своё давнее намерение — издать собрание русских сказок, подготовленное специально для детей. Отобрав сказки из большого свода, учёный приспособил их для домашнего чтения. Два тома «Русских детских сказок» с картинками увидели свет в 1870 году. Выход сборника был сурово встречен цензорами, критиками и педагогами. В письме к своему близкому другу, Е. И. Якушкину, Афанасьев не без горечи задавался вопросом: | |||
{{цитата|автор=Александр Афанасьев|Не прислать ли к тебе про всякий случай десятка два-три экземпляров «Сказок»; может, и в Ярославле найдутся дети, которым отцы и матери не побоятся давать читать сказки.}} | |||
Несмотря на опасения учёного, «Василиса Прекрасная», «Колобок», «Лиса и журавль», «Морозко» и многие другие сказки, давно стали самой подлинной основой чтения для детей, читающих на русском языке. | |||
Тяжёлые жизненные обстоятельства привели к тому, что у Александра Афанасьева развилась скоротечная чахотка. Учёный умер в Москве 5 октября 1871 года в возрасте 45 лет. Похоронен на Пятницком кладбище. О смерти Афанасьева мало упоминалось в периодических изданиях. Однако для отечественной науки кончина Афанасьева стала невосполнимой потерей. И. С. Тургенев в письме к А. А. Фету горестно размышлял: «Недавно Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда нас с вами, любезный друг, давно уже покроют мраком забвения». | Тяжёлые жизненные обстоятельства привели к тому, что у Александра Афанасьева развилась скоротечная чахотка. Учёный умер в Москве 5 октября 1871 года в возрасте 45 лет. Похоронен на Пятницком кладбище. О смерти Афанасьева мало упоминалось в периодических изданиях. Однако для отечественной науки кончина Афанасьева стала невосполнимой потерей. И. С. Тургенев в письме к А. А. Фету горестно размышлял: «Недавно Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда нас с вами, любезный друг, давно уже покроют мраком забвения». | ||
Александр Николаевич Афанасьев открыл русскую сказку как для филологической науки, так и для широкой читательской аудитории. Его сборники многократно переиздавались и в полном виде, и в извлечениях. Кроме того, их переводили на иностранные языки. Само это словосочетание, «русские сказки», неотделимо от имени Афанасьева. Часто сборники так и выходят под заглавием «Народные русские сказки А. Н. Афанасьева». | Александр Николаевич Афанасьев открыл русскую сказку как для филологической науки, так и для широкой читательской аудитории. Его сборники многократно переиздавались и в полном виде, и в извлечениях. Кроме того, их переводили на иностранные языки. Само это словосочетание, «русские сказки», неотделимо от имени Афанасьева. Часто сборники так и выходят под заглавием «Народные русские сказки А. Н. Афанасьева». | ||
Именем Афанасьева названа улица в Воронеже. На здании бывшей Воронежской губернской гимназии, где учился Александр Николаевич (улица Сакко и Ванцетти, дом 102), в 1996 году установили мемориальную доску. В 2009 году в городском парке Богучара была создана мемориальная зона, посвящённая А. Н. Афанасьеву, как уроженцу города, и писателю А. П. Платонову, с именем которого в Богучаре связано несколько мест. Музей «Сказки и сказочники» (Воронеж, Центр развития ребёнка — детский сад № 198) посвящён известным воронежским писателям-сказочникам, в том числе А. Н. Афанасьеву. С 2004 года Воронежский государственный университет выпускает научное издание — «Афанасьевский сборник. Материалы и исследования». В нём освещаются проблемы собирания и изучения фольклора, славянской мифологии, соотношения фольклора и литературы. | Именем Афанасьева названа улица в Воронеже. На здании бывшей Воронежской губернской гимназии, где учился Александр Николаевич (улица Сакко и Ванцетти, дом 102), в 1996 году установили мемориальную доску. В 2009 году в городском парке Богучара была создана мемориальная зона, посвящённая А. Н. Афанасьеву, как уроженцу города, и писателю А. П. Платонову, с именем которого в Богучаре связано несколько мест. Музей «Сказки и сказочники» (Воронеж, Центр развития ребёнка — детский сад № 198) посвящён известным воронежским писателям-сказочникам, в том числе А. Н. Афанасьеву. С 2004 года Воронежский государственный университет выпускает научное издание — «Афанасьевский сборник. Материалы и исследования». В нём освещаются проблемы собирания и изучения фольклора, славянской мифологии, соотношения фольклора и литературы. | ||
Сказки Афанасьева иллюстрировали такие художники, как Иван Билибин, Анатолий Елисеев, Борис Забирохин, Николай Каразин, Александр Куркин, Татьяна Маврина и др. | Сказки Афанасьева иллюстрировали такие художники, как Иван Билибин, Анатолий Елисеев, Борис Забирохин, Николай Каразин, Александр Куркин, Татьяна Маврина и др. | ||