46 097
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Михаил Пришвин |Портрет = Prishvin.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg --> |Описание портрета = Михаил Пришвин |Имя при рождении = Михаил Пришвин |Псевдоним(ы) = |Дата ро...») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| (не показано 5 промежуточных версий этого же участника) | |||
| Строка 24: | Строка 24: | ||
==Михаил Пришвин / Биография== | ==Михаил Пришвин / Биография== | ||
Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в селе Хрущёво-Лёвшино Орловской губернии. Это село в своё время было приобретено его дедом, елецким купцом первой гильдии Дмитрием Ивановичем Пришвиным. | Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в селе Хрущёво-Лёвшино Орловской губернии. Это село в своё время было приобретено его дедом, елецким купцом первой гильдии Дмитрием Ивановичем Пришвиным. | ||
Михаил Дмитриевич Пришвин, отец будущего писателя, был человеком многогранным и увлечённым. В душе он оставался поэтом и мечтателем, но его жизнь была наполнена активной деятельностью: он разводил орловских рысаков, участвовал в скачках, выводил новые сорта цветов, собственноручно создал в своём имении живописный сад с пышными клумбами. Михаил Дмитриевич славился как удивительный рассказчик и превосходный охотник, а также обладал талантом к рисованию. Однако его страсть к азартным играм привела к разорению. Потеряв крупную сумму в карты, он был вынужден заложить имение и продать конный завод, чтобы расплатиться с долгами. В итоге, Михаил Дмитриевич тяжело заболел и умер от паралича, когда его сыну Мише было всего семь лет. | Михаил Дмитриевич Пришвин, отец будущего писателя, был человеком многогранным и увлечённым. В душе он оставался поэтом и мечтателем, но его жизнь была наполнена активной деятельностью: он разводил орловских рысаков, участвовал в скачках, выводил новые сорта цветов, собственноручно создал в своём имении живописный сад с пышными клумбами. Михаил Дмитриевич славился как удивительный рассказчик и превосходный охотник, а также обладал талантом к рисованию. Однако его страсть к азартным играм привела к разорению. Потеряв крупную сумму в карты, он был вынужден заложить имение и продать конный завод, чтобы расплатиться с долгами. В итоге, Михаил Дмитриевич тяжело заболел и умер от паралича, когда его сыну Мише было всего семь лет. | ||
Последнее свидание с умирающим отцом навсегда запечатлелось в памяти ребенка. Одним движением здоровой руки отец нарисовал ему необыкновенных «голубых бобров» — символ несбывшейся мечты, о которой Пришвин позднее расскажет в автобиографическом романе «Кащеева цепь». Вместе с этим символом будущий писатель унаследовал поэтическое мироощущение, веру в мечту и способность создавать небывалую словесную красоту силой воображения. | Последнее свидание с умирающим отцом навсегда запечатлелось в памяти ребенка. Одним движением здоровой руки отец нарисовал ему необыкновенных «голубых бобров» — символ несбывшейся мечты, о которой Пришвин позднее расскажет в автобиографическом романе «Кащеева цепь». Вместе с этим символом будущий писатель унаследовал поэтическое мироощущение, веру в мечту и способность создавать небывалую словесную красоту силой воображения. | ||
Смерть мужа обрушила на плечи Марии Ивановны, матери пятерых детей, непосильную ношу. Оставшись одна, с долгами и на грани нищеты, она оказалась в отчаянном положении. Однако она проявила невероятную силу духа. Преодолев все трудности, мать будущего писателя не только восстановила финансовое благополучие семьи и сохранила имение, но и дала своим детям достойное образование. | Смерть мужа обрушила на плечи Марии Ивановны, матери пятерых детей, непосильную ношу. Оставшись одна, с долгами и на грани нищеты, она оказалась в отчаянном положении. Однако она проявила невероятную силу духа. Преодолев все трудности, мать будущего писателя не только восстановила финансовое благополучие семьи и сохранила имение, но и дала своим детям достойное образование. | ||
Окончив в 1882 году деревенскую начальную школу, Михаил навсегда сохранил в сердце тёплые воспоминания об этом времени. Именно тогда он обрёл настоящих друзей среди крестьянских детей и их семей, почувствовал их тепло и близость. | Окончив в 1882 году деревенскую начальную школу, Михаил навсегда сохранил в сердце тёплые воспоминания об этом времени. Именно тогда он обрёл настоящих друзей среди крестьянских детей и их семей, почувствовал их тепло и близость. | ||
Михаил поступил в первый класс Елецкой классической гимназии в 1883 году, но учёба не задалась: за шесть лет он дошёл лишь до четвертого класса. Не в силах терпеть казённую скуку и ощущение бессмысленности жизни, Миша, вдохновлённый романами Майн Рида, вместе с тремя друзьями предпринял попытку побега. Их целью было достичь страны, существовавшей лишь в их детских мечтах, условно называемой то Америкой, то Азией. | Михаил поступил в первый класс Елецкой классической гимназии в 1883 году, но учёба не задалась: за шесть лет он дошёл лишь до четвертого класса. Не в силах терпеть казённую скуку и ощущение бессмысленности жизни, Миша, вдохновлённый романами Майн Рида, вместе с тремя друзьями предпринял попытку побега. Их целью было достичь страны, существовавшей лишь в их детских мечтах, условно называемой то Америкой, то Азией. | ||
На седьмом году обучения Михаил Пришвин был исключён из учебного заведения с «волчьим билетом», лишившись права на дальнейшее образование. Это произошло в результате конфликта с преподавателем географии, которым был будущий выдающийся русский философ Василий Розанов. | На седьмом году обучения Михаил Пришвин был исключён из учебного заведения с «волчьим билетом», лишившись права на дальнейшее образование. Это произошло в результате конфликта с преподавателем географии, которым был будущий выдающийся русский философ Василий Розанов. | ||
После исключения из гимназии Михаил отправился в Тюмень к своему бездетному дяде, купцу и судостроителю И. И. Игнатову. Окончив шесть классов тюменского реального училища и сдав экстерном экзамены за полный курс классической гимназии, осенью 1893 года он поступил на химико-агрономическое отделение химического факультета Рижского политехнического института. | После исключения из гимназии Михаил отправился в Тюмень к своему бездетному дяде, купцу и судостроителю И. И. Игнатову. Окончив шесть классов тюменского реального училища и сдав экстерном экзамены за полный курс классической гимназии, осенью 1893 года он поступил на химико-агрономическое отделение химического факультета Рижского политехнического института. | ||
В Риге Пришвин погрузился в изучение марксистских идей, которые в тот период были весьма актуальны, и стал участником социал-демократического кружка. Его литературная деятельность проявилась в переводах с немецкого языка таких фундаментальных произведений, как «Женщина и социализм» А. Бебеля и «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса. Параллельно он вёл просветительскую работу, объясняя эти идеи рабочим рижского чугунолитейного машиностроительного завода. | В Риге Пришвин погрузился в изучение марксистских идей, которые в тот период были весьма актуальны, и стал участником социал-демократического кружка. Его литературная деятельность проявилась в переводах с немецкого языка таких фундаментальных произведений, как «Женщина и социализм» А. Бебеля и «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса. Параллельно он вёл просветительскую работу, объясняя эти идеи рабочим рижского чугунолитейного машиностроительного завода. | ||
Эта деятельность не прошла для юноши бесследно и имела серьезные последствия. В 1897 году Михаила арестовали и на полгода поместили в Рижскую губернскую тюрьму. После этого последовало еще шесть месяцев в одиночной камере Митавской тюрьмы. Вернувшись в родной Елец, Пришвин три года находился под гласным надзором полиции, а крупные города Российской империи были для него закрыты. Эти испытания он впоследствии описал в автобиографическом романе «Кащеева цепь». | Эта деятельность не прошла для юноши бесследно и имела серьезные последствия. В 1897 году Михаила арестовали и на полгода поместили в Рижскую губернскую тюрьму. После этого последовало еще шесть месяцев в одиночной камере Митавской тюрьмы. Вернувшись в родной Елец, Пришвин три года находился под гласным надзором полиции, а крупные города Российской империи были для него закрыты. Эти испытания он впоследствии описал в автобиографическом романе «Кащеева цепь». | ||
В 1900 году, не добившись разрешения на восстановление в университете, и по настоянию матери, Михаил уехал в Германию. Там он поступил на агрономическое отделение Лейпцигского университета, где в 1902 году получил диплом инженера-землеустроителя. | В 1900 году, не добившись разрешения на восстановление в университете, и по настоянию матери, Михаил уехал в Германию. Там он поступил на агрономическое отделение Лейпцигского университета, где в 1902 году получил диплом инженера-землеустроителя. | ||
По возвращении на родину Михаил получил должность агронома в Клинском уезде. Впоследствии его профессиональная деятельность продолжилась в Москве, в лаборатории профессора Д. Н. Прянишникова при Петровской сельскохозяйственной академии, а также на опытной станции в Луге. Параллельно с этим он работал корреспондентом журнала «Опытная агрономия», публиковал статьи, освещающие насущные агрономические проблемы. | По возвращении на родину Михаил получил должность агронома в Клинском уезде. Впоследствии его профессиональная деятельность продолжилась в Москве, в лаборатории профессора Д. Н. Прянишникова при Петровской сельскохозяйственной академии, а также на опытной станции в Луге. Параллельно с этим он работал корреспондентом журнала «Опытная агрономия», публиковал статьи, освещающие насущные агрономические проблемы. | ||
В конце 1904 года Михаил Пришвин переехал в Санкт-Петербург и поселился на Васильевском острове. Давно мечтавший о литературной карьере, он начал свой путь корреспондентом в петербургских газетах. Его небольшие очерки-зарисовки, регулярно появлявшиеся на страницах таких изданий, как: «День», «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», быстро завоевали популярность у читателей. Первый художественный рассказ «Домик в тумане» писатель создал именно в этот период. Но произведение не было напечатано и впоследствии было утеряно. | В конце 1904 года Михаил Пришвин переехал в Санкт-Петербург и поселился на Васильевском острове. Давно мечтавший о литературной карьере, он начал свой путь корреспондентом в петербургских газетах. Его небольшие очерки-зарисовки, регулярно появлявшиеся на страницах таких изданий, как: «День», «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», быстро завоевали популярность у читателей. Первый художественный рассказ «Домик в тумане» писатель создал именно в этот период. Но произведение не было напечатано и впоследствии было утеряно. | ||
В 1906 году Михаил Пришвин познакомился с этнографом и фольклористом Н. Е. Ончуковым. По инициативе Ончукова Пришвин отправился в Олонецкую губернию для сбора народного фольклора. Во время путешествия по Поморью он записал примерно сорок народных сказок. Эти сказки, под редакцией Н. Е. Ончукова, вошли в объёмный сборник «Северные сказки», опубликованный в 1908 году. Помимо сказок, из двухмесячного путешествия Пришвин привёз собственную книгу, напечатанную в 1907 году в издательстве А. Ф. Девриена под названием «В краю непуганых птиц: очерки Выговского края». В ней писатель запечатлел свои наблюдения за природой, бытом и речью жителей северного края. Эта работа продемонстрировала писательский дар видеть в обычных людях скрытые богатства духа: мудрость и нравственную чистоту. | В 1906 году Михаил Пришвин познакомился с этнографом и фольклористом Н. Е. Ончуковым. По инициативе Ончукова Пришвин отправился в Олонецкую губернию для сбора народного фольклора. Во время путешествия по Поморью он записал примерно сорок народных сказок. Эти сказки, под редакцией Н. Е. Ончукова, вошли в объёмный сборник «Северные сказки», опубликованный в 1908 году. Помимо сказок, из двухмесячного путешествия Пришвин привёз собственную книгу, напечатанную в 1907 году в издательстве А. Ф. Девриена под названием «В краю непуганых птиц: очерки Выговского края». В ней писатель запечатлел свои наблюдения за природой, бытом и речью жителей северного края. Эта работа продемонстрировала писательский дар видеть в обычных людях скрытые богатства духа: мудрость и нравственную чистоту. | ||
За эту книгу Михаил Пришвин был удостоен Малой серебряной медали Русского географического общества. А в 1910 году его заслуги были отмечены избранием в действительные члены общества. | За эту книгу Михаил Пришвин был удостоен Малой серебряной медали Русского географического общества. А в 1910 году его заслуги были отмечены избранием в действительные члены общества. | ||
В мае 1907 года Пришвин предпринял новое путешествие на Русский Север. Его путь пролегал по рекам Сухоне и Северной Двине до Архангельска. Оттуда писатель объехал побережье Белого моря до Кандалакши, посетил Соловецкие острова, а затем через Норвегию вернулся в Санкт-Петербург. Эта поездка вдохновила его на создание книги «За волшебным колобком», которая была напечатана в издательстве А. Ф. Девриена в 1908 году (впоследствии выходила под названием «Колобок»). | В мае 1907 года Пришвин предпринял новое путешествие на Русский Север. Его путь пролегал по рекам Сухоне и Северной Двине до Архангельска. Оттуда писатель объехал побережье Белого моря до Кандалакши, посетил Соловецкие острова, а затем через Норвегию вернулся в Санкт-Петербург. Эта поездка вдохновила его на создание книги «За волшебным колобком», которая была напечатана в издательстве А. Ф. Девриена в 1908 году (впоследствии выходила под названием «Колобок»). | ||
Успех опубликованных произведений способствовал вхождению М. Пришвина в литературный мир Санкт-Петербурга. В 1907 году он начал работать корреспондентом газеты «Русские ведомости», где одним из редакторов был его двоюродный брат И. Н. Игнатов. Благодаря знакомству с А. М. Ремизовым, который высоко оценил его творчество, М. Пришвин оказался в окружении самых известных представителей творческой элиты своего времени. Среди них были поэты, писатели, ученые и художники: В. В. Розанов, М. О. Гершензон, А. М. Горький, А. Н. Толстой, В. Я. Шишков, И. С. Соколов-Микитов, А. А. Блок, А. А. Ахматова, К. С. Петров-Водкин, П. Е. Щёголев и многие другие. Впоследствии М. Пришвин считал А. Ремизова одним из главных своих учителей. | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Михаил Пришвин"> | |||
Файл:Prishvin-3.jpg|За волшебным колобком : из записок на Крайнем Севере России и Норвегии / М. Пришвин ; рис. Г. Д. Дэнглас-Юма | |||
Файл:Kashcheeva-cep.jpg|Кащеева цепь : роман / Михаил Пришвин ; обложка: I. R. (И. Рерберг), 1927 год | |||
Файл:Prishvin-2.jpg|Белый ожерелок / М. Пришвин ; рис. С. Бойм | |||
Файл:Prishvin-1.jpg|Луговка / Михаил Пришвин ; рис. Штерн | |||
</gallery></center> | |||
Успех опубликованных произведений способствовал вхождению М. Пришвина в литературный мир Санкт-Петербурга. В 1907 году он начал работать корреспондентом газеты «Русские ведомости», где одним из редакторов был его двоюродный брат И. Н. Игнатов. Благодаря знакомству с А. М. Ремизовым, который высоко оценил его творчество, М. Пришвин оказался в окружении самых известных представителей творческой элиты своего времени. Среди них были поэты, писатели, ученые и художники: В. В. Розанов, М. О. Гершензон, А. М. Горький, А. Н. Толстой, В. Я. Шишков, [[Соколов-Микитов Иван Сергеевич|И. С. Соколов-Микитов]], А. А. Блок, А. А. Ахматова, К. С. Петров-Водкин, П. Е. Щёголев и многие другие. Впоследствии М. Пришвин считал А. Ремизова одним из главных своих учителей. | |||
В 1908 году, посещая собрания Религиозно-философского общества, М. Пришвин был настолько вдохновлён, что предпринял путешествие в Керженские леса Нижегородской губернии. Его целью стало Светлое озеро, или Светлояр, окутанное легендой о граде Китеже. В начале XX века эти места привлекали множество староверов, и Пришвин, желая углубить свое понимание, намеревался «проверить» информацию, полученную в обществе, в беседах со «старыми лесными мудрецами». Результатом этой поездки стала книга «У стен града невидимого», работа над которой завершилась в 1908–1909 годах. | В 1908 году, посещая собрания Религиозно-философского общества, М. Пришвин был настолько вдохновлён, что предпринял путешествие в Керженские леса Нижегородской губернии. Его целью стало Светлое озеро, или Светлояр, окутанное легендой о граде Китеже. В начале XX века эти места привлекали множество староверов, и Пришвин, желая углубить свое понимание, намеревался «проверить» информацию, полученную в обществе, в беседах со «старыми лесными мудрецами». Результатом этой поездки стала книга «У стен града невидимого», работа над которой завершилась в 1908–1909 годах. | ||
Путешествие в среднеазиатские степи, за Иртыш, ознаменовалось созданием цикла лирических произведений «Чёрный араб». Именно в нём окончательно сформировалось мастерство Пришвина как художника, проявилось его уникальное умение преображать реальные наблюдения в поэтические картины, отражающие целостность жизни в единстве с природой. Сборник «Чёрный араб», вышедший в 1910 году, получил высокую оценку М. Горького. | Путешествие в среднеазиатские степи, за Иртыш, ознаменовалось созданием цикла лирических произведений «Чёрный араб». Именно в нём окончательно сформировалось мастерство Пришвина как художника, проявилось его уникальное умение преображать реальные наблюдения в поэтические картины, отражающие целостность жизни в единстве с природой. Сборник «Чёрный араб», вышедший в 1910 году, получил высокую оценку М. Горького. | ||
Благодаря усилиям М. Горького, возглавлявшего издательство «Знание», в 1912–1914 годах было опубликовано первое трёхтомное собрание сочинений писателя, что существенно увеличило число его читателей. Его литературная деятельность в этот период была весьма активной: он печатался в периодике и выпускал сборники очерков, рассказов и лирических заметок. | Благодаря усилиям М. Горького, возглавлявшего издательство «Знание», в 1912–1914 годах было опубликовано первое трёхтомное собрание сочинений писателя, что существенно увеличило число его читателей. Его литературная деятельность в этот период была весьма активной: он печатался в периодике и выпускал сборники очерков, рассказов и лирических заметок. | ||
В годы Первой мировой войны Пришвин проявил себя прежде всего как газетный публицист. Скупыми репортажными средствами он воссоздавал атмосферу военного времени как на фронте, так и в тылу. Его очерки печатались в газетах «Речь», «Русские ведомости» и других изданиях. Художественные произведения в этот период выходили редко. | В годы Первой мировой войны Пришвин проявил себя прежде всего как газетный публицист. Скупыми репортажными средствами он воссоздавал атмосферу военного времени как на фронте, так и в тылу. Его очерки печатались в газетах «Речь», «Русские ведомости» и других изданиях. Художественные произведения в этот период выходили редко. | ||
С осени 1917 по весну 1918 года Пришвин сотрудничал с эсеровской газетой «Воля народа». В этот период он публиковал антибольшевистские статьи, был арестован, но вскоре освобожден. В апреле 1918 года, опасаясь повторного ареста, писатель оставил Петроград. Он уехал в небольшое имение под Ельцом, доставшееся ему от матери, и посвятил себя крестьянскому труду. Но уже осенью 1918 года это имение было реквизировано по решению местного сельского Совета. После этого М. Пришвин занимал должность библиотекаря в селе Рябинки, а затем преподавал географию в стенах бывшей Елецкой гимназии. | С осени 1917 по весну 1918 года Пришвин сотрудничал с эсеровской газетой «Воля народа». В этот период он публиковал антибольшевистские статьи, был арестован, но вскоре освобожден. В апреле 1918 года, опасаясь повторного ареста, писатель оставил Петроград. Он уехал в небольшое имение под Ельцом, доставшееся ему от матери, и посвятил себя крестьянскому труду. Но уже осенью 1918 года это имение было реквизировано по решению местного сельского Совета. После этого М. Пришвин занимал должность библиотекаря в селе Рябинки, а затем преподавал географию в стенах бывшей Елецкой гимназии. | ||
Летом 1920 года писатель обосновался на родине жены в Смоленской губернии. В течение двух лет он совмещал работу школьного учителя с организацией Музея усадебного быта, который располагался в бывшем имении купца Барышникова в селе Алексино. В этот период он написал автобиографическую повесть-притчу «Мирская чаша». В её основу лёг опыт, полученный писателем в бурные годы революции и разрухи в русской деревне. Редактор журнала «Красная новь» А. Воронский отказался её печатать, прямо заявив автору о невозможности провести такое сочинение через цензуру. Повесть была напечатана со значительными сокращениями лишь в 1982 году, войдя в 8-томное собрание сочинений писателя. Полная версия «Мирской чаши» увидела свет в 1990 году. | Летом 1920 года писатель обосновался на родине жены в Смоленской губернии. В течение двух лет он совмещал работу школьного учителя с организацией Музея усадебного быта, который располагался в бывшем имении купца Барышникова в селе Алексино. В этот период он написал автобиографическую повесть-притчу «Мирская чаша». В её основу лёг опыт, полученный писателем в бурные годы революции и разрухи в русской деревне. Редактор журнала «Красная новь» А. Воронский отказался её печатать, прямо заявив автору о невозможности провести такое сочинение через цензуру. Повесть была напечатана со значительными сокращениями лишь в 1982 году, войдя в 8-томное собрание сочинений писателя. Полная версия «Мирской чаши» увидела свет в 1990 году. | ||
Свой путь в детскую литературу писатель называл счастливой случайностью. Дебют Михаила Пришвина как детского писателя состоялся в 1906 году с рассказом «Сашок», опубликованным в детском журнале «Родник». Именно в этом раннем произведении зародились ключевые темы его творчества: глубокое единство неповторимо прекрасной и таинственной природы, а также неразрывная связь человека с окружающим миром. | Свой путь в детскую литературу писатель называл счастливой случайностью. Дебют Михаила Пришвина как детского писателя состоялся в 1906 году с рассказом «Сашок», опубликованным в детском журнале «Родник». Именно в этом раннем произведении зародились ключевые темы его творчества: глубокое единство неповторимо прекрасной и таинственной природы, а также неразрывная связь человека с окружающим миром. | ||
В середине 1920-х годов писатель вновь обратился к детской литературе, начав создавать серии трогательных и добрых рассказов. Этот новый этап в его творчестве открыла книга «Родники Берендея», где он проявил себя как мастер поэтической миниатюры — коротких, объединённых общей авторской мыслью рассказов. Они отличаются уникальным сочетанием поэтичных наблюдений за природой и глубоких, жизнеутверждающих философских размышлений. Позднее, в 1935 году, эти рассказы были опубликованы в популярном сборнике «Календарь природы». Автобиографическая повесть «Курымушка», опубликованная в 1924 году, вызвала значительный читательский отклик. Произведение ценно тем, что открывает двери в детство писателя, помогая понять истоки его мировоззрения и ключевые творческие мотивы. Популярностью пользовался и сборник рассказов «Матрёшка в картошке», изданный в 1925 году. | В середине 1920-х годов писатель вновь обратился к детской литературе, начав создавать серии трогательных и добрых рассказов. Этот новый этап в его творчестве открыла книга «Родники Берендея», где он проявил себя как мастер поэтической миниатюры — коротких, объединённых общей авторской мыслью рассказов. Они отличаются уникальным сочетанием поэтичных наблюдений за природой и глубоких, жизнеутверждающих философских размышлений. Позднее, в 1935 году, эти рассказы были опубликованы в популярном сборнике «Календарь природы». Автобиографическая повесть «Курымушка», опубликованная в 1924 году, вызвала значительный читательский отклик. Произведение ценно тем, что открывает двери в детство писателя, помогая понять истоки его мировоззрения и ключевые творческие мотивы. Популярностью пользовался и сборник рассказов «Матрёшка в картошке», изданный в 1925 году. | ||
В 1926 году М. Пришвин поселился в Сергиевом Посаде (с 1930 — Загорск), где жил до 1937 года. Годы, проведенные писателем в Сергиевом Посаде, стали временем его творческого расцвета. В 1927 году увидело свет первое послереволюционное издание сочинений писателя. Вступительная статья М. Горького, предварявшая его, содержала глубокое и точное определение сути творчества Михаила Пришвина: | В 1926 году М. Пришвин поселился в Сергиевом Посаде (с 1930 — Загорск), где жил до 1937 года. Годы, проведенные писателем в Сергиевом Посаде, стали временем его творческого расцвета. В 1927 году увидело свет первое послереволюционное издание сочинений писателя. Вступительная статья М. Горького, предварявшая его, содержала глубокое и точное определение сути творчества Михаила Пришвина: | ||
{{цитата|автор=|В ваших книгах я не вижу человека коленопреклоненным перед природой. Да, на мой взгляд, и не о природе пишете Вы, а о большем, чем она, — о земле, Великой Матери нашей...}} | |||
В этом же году увидело свет одно из ключевых произведений писателя — автобиографический роман «Кащеева цепь», в котором нашли отражение основные вехи его жизни. Многие литературные критики высоко оценили убедительное изображение становления творческой личности, раскрытие причин, побудивших молодёжь к революции, а также правдоподобные и запоминающиеся характеры. | В этом же году увидело свет одно из ключевых произведений писателя — автобиографический роман «Кащеева цепь», в котором нашли отражение основные вехи его жизни. Многие литературные критики высоко оценили убедительное изображение становления творческой личности, раскрытие причин, побудивших молодёжь к революции, а также правдоподобные и запоминающиеся характеры. | ||
В 1930 году Михаил Пришвин столкнулся с жёсткой критикой со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Причиной нападок стали многие его произведения, в том числе роман «Кащеева цепь» и повесть «Журавлиная родина». Основное обвинение, выдвинутое против писателя, заключалось в аполитичности и «бегстве от классовой борьбы». РАПП требовала, чтобы Пришвин в своих работах подчинял изображение природы социальным целям и не уклонялся от активного участия в социалистическом строительстве. Тем не менее, М. Пришвину удалось отстоять свою позицию. Нападки на писателя прекратились только после того, как РАПП была распущена в 1932 году. В 1934 году Михаил Михайлович был включен в состав правления вновь созданного Союза писателей СССР. | В 1930 году Михаил Пришвин столкнулся с жёсткой критикой со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Причиной нападок стали многие его произведения, в том числе роман «Кащеева цепь» и повесть «Журавлиная родина». Основное обвинение, выдвинутое против писателя, заключалось в аполитичности и «бегстве от классовой борьбы». РАПП требовала, чтобы Пришвин в своих работах подчинял изображение природы социальным целям и не уклонялся от активного участия в социалистическом строительстве. Тем не менее, М. Пришвину удалось отстоять свою позицию. Нападки на писателя прекратились только после того, как РАПП была распущена в 1932 году. В 1934 году Михаил Михайлович был включен в состав правления вновь созданного Союза писателей СССР. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Михаил Пришвин"> | |||
Файл:Kladovaya-solnca.jpg|Кладовая солнца / М. М. Пришвин ; худож. [[Рачёв Евгений Михайлович|Е. Рачёв]] | |||
Файл:Evgenij-Rachyov (1).jpg|Журка / Мих. Пришвин ; рисунки Е. Рачёва | |||
Файл:Seraya-Sova-pisatel (2) (1).jpg|[[Серая Сова|Серая Сова]] / М. М. Пришвин | |||
Файл:Lisichkin-hleb.jpg|Лисичкин хлеб / М. Пришвин ; художник Ирина Затуловская | |||
</gallery></center> | |||
В период жизни в Загорске Михаил Пришвин уделил особое внимание произведениям для детей. Широкую известность принесли сборники рассказов и повестей: «Рассказы егеря Михал Михалыча», «Луговка», «Рассказы охотника», «Зверь Бурундук», «Журка», «Дедушкин валенок», повесть «Золотой луг». В Загорске также началась работа над повестями «Лесная капель», «Неодетая весна», «Фацелия» и сборником рассказов «Золотой луг». | В период жизни в Загорске Михаил Пришвин уделил особое внимание произведениям для детей. Широкую известность принесли сборники рассказов и повестей: «Рассказы егеря Михал Михалыча», «Луговка», «Рассказы охотника», «Зверь Бурундук», «Журка», «Дедушкин валенок», повесть «Золотой луг». В Загорске также началась работа над повестями «Лесная капель», «Неодетая весна», «Фацелия» и сборником рассказов «Золотой луг». | ||
Помимо плодотворной литературной работы, писатель принимал активное участие в общественной жизни города. Он работал консультантом в Институте игрушки и был депутатом Загорского городского Совета. В течение многих лет писатель был наставником молодёжного литературного кружка в педагогическом техникуме. Он с энтузиазмом передавал свой опыт, помогал молодым авторам осваивать секреты писательского мастерства и знакомил их со своим творчеством. | Помимо плодотворной литературной работы, писатель принимал активное участие в общественной жизни города. Он работал консультантом в Институте игрушки и был депутатом Загорского городского Совета. В течение многих лет писатель был наставником молодёжного литературного кружка в педагогическом техникуме. Он с энтузиазмом передавал свой опыт, помогал молодым авторам осваивать секреты писательского мастерства и знакомил их со своим творчеством. | ||
Из Загорска Пришвин часто уезжал в продолжительные командировки, охватывающие самые разные уголки страны. Так, в 1931 году он побывал на Урале и Дальнем Востоке, в 1933 — на строительстве Беломоро-Балтийского канала, в 1934 — на Горьковском автозаводе, в 1935 — в Вологде и Архангельском крае, а в 1936 — на Северном Кавказе. | Из Загорска Пришвин часто уезжал в продолжительные командировки, охватывающие самые разные уголки страны. Так, в 1931 году он побывал на Урале и Дальнем Востоке, в 1933 — на строительстве Беломоро-Балтийского канала, в 1934 — на Горьковском автозаводе, в 1935 — в Вологде и Архангельском крае, а в 1936 — на Северном Кавказе. | ||
Путешествия вдохновили писателя на создание целого ряда книг. Так, впечатления от поездки на Дальний Восток нашли отражение в лирико-философской поэме «Жень-шень» — гимне труду, преображающему природу и душу человека. Поэма гармонично раскрывает его глубинное мироощущение и ярчайшие грани писательского таланта: поэтичные, но точные описания природы, тонкий психологизм, доверительная интонация, стилистическое разнообразие и выразительность языка. | Путешествия вдохновили писателя на создание целого ряда книг. Так, впечатления от поездки на Дальний Восток нашли отражение в лирико-философской поэме «Жень-шень» — гимне труду, преображающему природу и душу человека. Поэма гармонично раскрывает его глубинное мироощущение и ярчайшие грани писательского таланта: поэтичные, но точные описания природы, тонкий психологизм, доверительная интонация, стилистическое разнообразие и выразительность языка. | ||
Во время Великой Отечественной войны Михаил Пришвин не эвакуировался в глубокий тыл, а остался жить в деревне Усолье под Переславлем-Залесским. В 1943 году он работал над циклом «Рассказы о ленинградских детях», который также известен под названиями «Рассказы о прекрасной маме» и «Соловей». В основе этих произведений — трогательные истории детей, переживших блокаду Ленинграда и эвакуированных в усадьбу «Ботик» на берегу Плещеева озера, расположенную под Переславлем-Залесским. При жизни М. Пришвина было опубликовано девять рассказов из этого цикла. Весь цикл, насчитывающий 15 рассказов, был представлен читателям в 1957 году в сборнике «Дорога к другу». | Во время Великой Отечественной войны Михаил Пришвин не эвакуировался в глубокий тыл, а остался жить в деревне Усолье под Переславлем-Залесским. В 1943 году он работал над циклом «Рассказы о ленинградских детях», который также известен под названиями «Рассказы о прекрасной маме» и «Соловей». В основе этих произведений — трогательные истории детей, переживших блокаду Ленинграда и эвакуированных в усадьбу «Ботик» на берегу Плещеева озера, расположенную под Переславлем-Залесским. При жизни М. Пришвина было опубликовано девять рассказов из этого цикла. Весь цикл, насчитывающий 15 рассказов, был представлен читателям в 1957 году в сборнике «Дорога к другу». | ||
В июле 1945 года в журнале «Октябрь» вышла самая известная детская сказка-быль Михаила Пришвина — «Кладовая солнца». Повесть, в которой гармонично сплелись поэзия природы, захватывающий сюжет и научные сведения, одержала победу на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу для детей. | В июле 1945 года в журнале «Октябрь» вышла самая известная детская сказка-быль Михаила Пришвина — «Кладовая солнца». Повесть, в которой гармонично сплелись поэзия природы, захватывающий сюжет и научные сведения, одержала победу на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу для детей. | ||
М. Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой, вероятно, из-за необычных событий и обстоятельств, в которых маленькие герои проявляют исключительное упорство и находчивость. Кроме того, как и в любой сказке, сюжет изобилует неожиданными поворотами, ставящими персонажей в чрезвычайно трудные положения. | М. Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой, вероятно, из-за необычных событий и обстоятельств, в которых маленькие герои проявляют исключительное упорство и находчивость. Кроме того, как и в любой сказке, сюжет изобилует неожиданными поворотами, ставящими персонажей в чрезвычайно трудные положения. | ||
В этой повести автор стремится донести до читателя важную мысль: человек и природа неразрывно связаны и должны существовать в гармонии. Необходимо бережно относиться к окружающему миру, учиться у него мудрости и использовать его ресурсы разумно, ведь природа и есть та самая «кладовая», щедро одаривающая нас своими богатствами. | В этой повести автор стремится донести до читателя важную мысль: человек и природа неразрывно связаны и должны существовать в гармонии. Необходимо бережно относиться к окружающему миру, учиться у него мудрости и использовать его ресурсы разумно, ведь природа и есть та самая «кладовая», щедро одаривающая нас своими богатствами. | ||
Повесть М. Пришвина получила широкое признание и на протяжении многих лет входила в обязательную школьную программу для чтения, неоднократно переиздавалась. | Повесть М. Пришвина получила широкое признание и на протяжении многих лет входила в обязательную школьную программу для чтения, неоднократно переиздавалась. | ||
В мае 1946 года писатель выбрал местом жительства деревню Дунино под Звенигородом, купив там дом, где и проживал большую часть года. В послевоенные годы он напряжённо трудился над романом-сказкой «Осударева дорога». Действие романа разворачивается в Заонежье, месте, которое Михаил Пришвин посетил в начале века для сбора сказок, а затем вновь в 1933 году, когда там возводился Беломорско-Балтийский канал. Это драматическое столкновение прошлого и настоящего, природы и человека, несвободного труда и государственных нужд стало для Пришвина основой для глубоких религиозно-философских и социально-этических размышлений. По мнению исследователей творчества М. Пришвина, в поздней прозе писателя расцветает особая романтика, проявляющаяся в задушевности тона, доверительности интонации и обращении к читателю как к другу, которого автор приглашает к совместному творчеству. | В мае 1946 года писатель выбрал местом жительства деревню Дунино под Звенигородом, купив там дом, где и проживал большую часть года. В послевоенные годы он напряжённо трудился над романом-сказкой «Осударева дорога». Действие романа разворачивается в Заонежье, месте, которое Михаил Пришвин посетил в начале века для сбора сказок, а затем вновь в 1933 году, когда там возводился Беломорско-Балтийский канал. Это драматическое столкновение прошлого и настоящего, природы и человека, несвободного труда и государственных нужд стало для Пришвина основой для глубоких религиозно-философских и социально-этических размышлений. По мнению исследователей творчества М. Пришвина, в поздней прозе писателя расцветает особая романтика, проявляющаяся в задушевности тона, доверительности интонации и обращении к читателю как к другу, которого автор приглашает к совместному творчеству. | ||
Детские рассказы были неотъемлемой частью творчества писателя на протяжении всей его жизни. После войны увидели свет сборники: «Золотой рог», «Таинственный ящик», «Разговор птиц и зверей», «Моя страна», «Первая стойка», «Вася Весёлкин», «Заполярный мёд» и другие. Кроме того, были переизданы более ранние произведения, объединённые в циклы: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок». | Детские рассказы были неотъемлемой частью творчества писателя на протяжении всей его жизни. После войны увидели свет сборники: «Золотой рог», «Таинственный ящик», «Разговор птиц и зверей», «Моя страна», «Первая стойка», «Вася Весёлкин», «Заполярный мёд» и другие. Кроме того, были переизданы более ранние произведения, объединённые в циклы: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок». | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Михаил Пришвин"> | |||
Файл:Prishvin-7.jpg|Матрешка в картошке / Михаил Пришвин ; рисунки А. Н. Комарова | |||
Файл:Prishvin-5.jpg|Старый гриб / М. Пришвин ; рис. Д. Хайкин | |||
Файл:Prishvin-6.jpg|Синие перышки / Михаил Пришвин ; рис. П. Багин | |||
Файл:Prishvin-4.jpg|Рассказы егеря Михал Михалыча / М. Пришвин ; рисунки А. Самохвалова | |||
</gallery></center> | |||
В детских рассказах Михаила Пришвина поражает его способность видеть и передавать удивительное, необычное в самых простых, повседневных явлениях. Рассказы писателя, часто совсем небольшие по объёму, несут огромную смысловую нагрузку. Автор был убежден в целительной и обогащающей тайной силе природы и желал поделиться этим открытием со своим юным читателем. | В детских рассказах Михаила Пришвина поражает его способность видеть и передавать удивительное, необычное в самых простых, повседневных явлениях. Рассказы писателя, часто совсем небольшие по объёму, несут огромную смысловую нагрузку. Автор был убежден в целительной и обогащающей тайной силе природы и желал поделиться этим открытием со своим юным читателем. | ||
Зачастую произведения М. Пришвина, изначально ориентированные на взрослую аудиторию, впоследствии становились объектом детского чтения. Михаил Пришвин придерживался мнения, что разделение детской и взрослой литературы непреодолимой преградой является неоправданным. Писатель избегал упрощений и снисходительности в детской литературе, напротив, насыщал свои произведения знаниями о природе и жизни, делая их при этом захватывающими и поэтичными. Он верил, что его книги, несмотря на возрастные различия, обращаются к вечному детскому началу в каждом человеке, что и объясняет их популярность среди читателей всех возрастов. | Зачастую произведения М. Пришвина, изначально ориентированные на взрослую аудиторию, впоследствии становились объектом детского чтения. Михаил Пришвин придерживался мнения, что разделение детской и взрослой литературы непреодолимой преградой является неоправданным. Писатель избегал упрощений и снисходительности в детской литературе, напротив, насыщал свои произведения знаниями о природе и жизни, делая их при этом захватывающими и поэтичными. Он верил, что его книги, несмотря на возрастные различия, обращаются к вечному детскому началу в каждом человеке, что и объясняет их популярность среди читателей всех возрастов. | ||
Писатель обладал даром находить общий язык с детьми, подбирая для каждого возраста свою манеру общения. Для самых маленьких он считал необходимой «простоту», но, как отмечал Пришвин, простота бывает обманчива. Существует поверхностная, примитивная простота, а есть та, что возникает из глубокого понимания темы и уважения к читателю. Его подростковые рассказы звучат как доверительная беседа, приглашая к собственным открытиям и раздумьям. В них нет места готовым истинам и навязчивому авторскому голосу. | Писатель обладал даром находить общий язык с детьми, подбирая для каждого возраста свою манеру общения. Для самых маленьких он считал необходимой «простоту», но, как отмечал Пришвин, простота бывает обманчива. Существует поверхностная, примитивная простота, а есть та, что возникает из глубокого понимания темы и уважения к читателю. Его подростковые рассказы звучат как доверительная беседа, приглашая к собственным открытиям и раздумьям. В них нет места готовым истинам и навязчивому авторскому голосу. | ||
На протяжении почти полувека, с 1905 по 1954 год, Михаил Пришвин ежедневно вёл дневники, которые он считал главным делом своей жизни. «Однажды Пришвин сказал мне, что все напечатанное им — сущие пустяки по сравнению с его дневником, с его ежедневными записями. Эти записи он главным образом и хотел сохранить для потомства», — вспоминал Константин Паустовский. Уникальные по своему масштабу — как по хронологическому охвату, так и по объёму — эти почти ежедневные записи представляют собой нечто большее, чем лирико-философский комментарий к жизни и творчеству писателя. Это бесценная летопись трагической эпохи, поражающая своим историческим богатством, художественной достоверностью и глубиной проникновения в суть происходящего. Пришвин предстаёт не только как художник и публицист, но и как самобытный мыслитель. Он разработал универсальную этическую философию, основанную на христианском учении и перекликающуюся с идеями В. Вернадского, А. Ухтомского, М. Бахтина, А. Лосева. | |||
На протяжении почти полувека, с 1905 по 1954 год, Михаил Пришвин ежедневно вёл дневники, которые он считал главным делом своей жизни. «Однажды Пришвин сказал мне, что все напечатанное им — сущие пустяки по сравнению с его дневником, с его ежедневными записями. Эти записи он главным образом и хотел сохранить для потомства», — вспоминал [[Паустовский Константин Георгиевич|Константин Паустовский]]. Уникальные по своему масштабу — как по хронологическому охвату, так и по объёму — эти почти ежедневные записи представляют собой нечто большее, чем лирико-философский комментарий к жизни и творчеству писателя. Это бесценная летопись трагической эпохи, поражающая своим историческим богатством, художественной достоверностью и глубиной проникновения в суть происходящего. Пришвин предстаёт не только как художник и публицист, но и как самобытный мыслитель. Он разработал универсальную этическую философию, основанную на христианском учении и перекликающуюся с идеями В. Вернадского, А. Ухтомского, М. Бахтина, А. Лосева. | |||
Публикация всех сохранившихся дневников М. Пришвина, начавшаяся в 1991 году, кардинально изменила представление о писателе. Это открытие обнажило совершенно иного писателя: не просто натуралиста, чуждого политике, а беспристрастного летописца великой эпохи в истории России. Его записи демонстрируют непоколебимую веру в то, что жить и творить необходимо даже в самых безвыходных и трагических ситуациях, когда собственная судьба кажется безнадёжной. | Публикация всех сохранившихся дневников М. Пришвина, начавшаяся в 1991 году, кардинально изменила представление о писателе. Это открытие обнажило совершенно иного писателя: не просто натуралиста, чуждого политике, а беспристрастного летописца великой эпохи в истории России. Его записи демонстрируют непоколебимую веру в то, что жить и творить необходимо даже в самых безвыходных и трагических ситуациях, когда собственная судьба кажется безнадёжной. | ||
Сто двадцать тетрадей «Дневника» собраны в восемнадцать томов — это объем, вдвое превышающий все художественное наследие писателя. Дневники М. Пришвина выпускалось издательствами: «Московский рабочий», «Русская книга», «Росток», «Новый хронограф». Часть томов переиздавались и допечатывались с исправлениями, дополнительные тиражи выходили до 2023 года. | Сто двадцать тетрадей «Дневника» собраны в восемнадцать томов — это объем, вдвое превышающий все художественное наследие писателя. Дневники М. Пришвина выпускалось издательствами: «Московский рабочий», «Русская книга», «Росток», «Новый хронограф». Часть томов переиздавались и допечатывались с исправлениями, дополнительные тиражи выходили до 2023 года. | ||
Писатель ценил свои дневники превыше всего. В 1909 году Михаил Пришвин лишился всего имущества, когда в селе Брыни Калужской области сгорел его дом. Из огня он вынес лишь свои бесценные рукописи. В самые тяжелые и опасные годы, с 1937 по 1939 год, он заполнял небольшие карманные книжки записями настолько мелким почерком, что для их расшифровки требовалась лупа. В начале Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, семидесятилетний писатель, отправляясь из Москвы, сделал единственно возможный для себя выбор: взять с собой чемодан, полный рукописей его дневника. Предвидя приближение врага к Ярославскому краю, где он проживал в деревне Усолье, Пришвин предпринял меры предосторожности. Он запечатал дневники в старую резиновую лодку, чтобы спрятать их в лесу на случай, если придется выходить из окружения. | Писатель ценил свои дневники превыше всего. В 1909 году Михаил Пришвин лишился всего имущества, когда в селе Брыни Калужской области сгорел его дом. Из огня он вынес лишь свои бесценные рукописи. В самые тяжелые и опасные годы, с 1937 по 1939 год, он заполнял небольшие карманные книжки записями настолько мелким почерком, что для их расшифровки требовалась лупа. В начале Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, семидесятилетний писатель, отправляясь из Москвы, сделал единственно возможный для себя выбор: взять с собой чемодан, полный рукописей его дневника. Предвидя приближение врага к Ярославскому краю, где он проживал в деревне Усолье, Пришвин предпринял меры предосторожности. Он запечатал дневники в старую резиновую лодку, чтобы спрятать их в лесу на случай, если придется выходить из окружения. | ||
Сохранение дневников М. М. Пришвина — заслуга его второй жены, Валерии Дмитриевны Пришвиной. Более двадцати лет жизни она посвятила их кропотливой подготовке к опубликованию. С 1969 года литературным секретарем В. Д. Пришвиной была Лилия Александровна Рязанова, которая впоследствии стала её наследницей и продолжила публикацию дневников, начатых Пришвиной. | Сохранение дневников М. М. Пришвина — заслуга его второй жены, Валерии Дмитриевны Пришвиной. Более двадцати лет жизни она посвятила их кропотливой подготовке к опубликованию. С 1969 года литературным секретарем В. Д. Пришвиной была Лилия Александровна Рязанова, которая впоследствии стала её наследницей и продолжила публикацию дневников, начатых Пришвиной. | ||
В 2011 году группа литературоведов из музея-усадьбы М. М. Пришвина «Дунино» за подготовку и издание дневников писателя была удостоена премии имени Александра Блока, учреждённой журналом «Наше наследие». | В 2011 году группа литературоведов из музея-усадьбы М. М. Пришвина «Дунино» за подготовку и издание дневников писателя была удостоена премии имени Александра Блока, учреждённой журналом «Наше наследие». | ||
Дневники, как в целом, так и по отдельности, стали темой многих публикаций и исследований. | Дневники, как в целом, так и по отдельности, стали темой многих публикаций и исследований. | ||
Михаил Пришвин проявил себя не только как талантливый писатель, но и как одарённый фотограф. Сам Михаил Михайлович говорил так: | |||
Михаил Пришвин проявил себя не только как талантливый писатель, но и как одарённый фотограф. Сам Михаил Михайлович говорил так: | |||
{{цитата|автор=Михаил Пришвин|Возможно, я не самый профессиональный фотограф, но знаю одно: хотя профессионал, возможно, и сделал бы снимки лучше, однако, никогда не обратил бы внимания на то, что снимаю я.}} | |||
Михаил Пришвин не просто фиксировал реальность или искал развлечения в фотографии. Он смотрел на мир глазами художника, и его снимки были настоящей живописью светом. Его обширный фотоархив насчитывает более двух тысяч негативов. Примечательно, что свою первую книгу, «В краю непуганых птиц», он проиллюстрировал собственными снимками. Объектив писателя запечатлевал не только идиллические пейзажи, но и суровые реалии эпохи. Цикл фотографий М. Пришвина «Как били колокола» — это, пожалуй, одни из самых драматичных и в то же время пронзительно-документальных свидетельств эпохи «безбожной пятилетки». Он запечатлел события января 1930 года: жестокий сброс и уничтожение колоколов Троице-Сергиевой лавры. Благодаря сделанным им фотографиям, современные исследователи смогли реконструировать орнаменты колоколов. Кроме того, его дневниковые записи и фотографии позволили группе энтузиастов обнаружить в Гефсиманском скиту лавры захоронения известных религиозных философов В. Розанова и К. Леонтьева. | Михаил Пришвин не просто фиксировал реальность или искал развлечения в фотографии. Он смотрел на мир глазами художника, и его снимки были настоящей живописью светом. Его обширный фотоархив насчитывает более двух тысяч негативов. Примечательно, что свою первую книгу, «В краю непуганых птиц», он проиллюстрировал собственными снимками. Объектив писателя запечатлевал не только идиллические пейзажи, но и суровые реалии эпохи. Цикл фотографий М. Пришвина «Как били колокола» — это, пожалуй, одни из самых драматичных и в то же время пронзительно-документальных свидетельств эпохи «безбожной пятилетки». Он запечатлел события января 1930 года: жестокий сброс и уничтожение колоколов Троице-Сергиевой лавры. Благодаря сделанным им фотографиям, современные исследователи смогли реконструировать орнаменты колоколов. Кроме того, его дневниковые записи и фотографии позволили группе энтузиастов обнаружить в Гефсиманском скиту лавры захоронения известных религиозных философов В. Розанова и К. Леонтьева. | ||
Михаил Пришвин был страстным автолюбителем, несмотря на то, что сел за руль довольно поздно, в 61 год. За свою водительскую карьеру он сменил пять автомобилей, и даже опытные шофёры отмечали его мастерство. Свой старый «ГАЗ-АА», ласково прозванный «Мазаем», писатель превратил в дом на колёсах, готовый к работе и путешествиям в любую погоду. Внутри этого переоборудованного грузовичка нашлось место для кабинета, фотолаборатории и спального уголка. Писатель совершил немало путешествий в своём доме на колёсах. Однажды он отправился в Костромскую область во время весеннего разлива, чтобы проверить, можно ли, подобно дедушке Мазаю из поэмы Н. Некрасова, спасти зайцев. Неизменными спутниками писателя в автомобильных поездках были его любимые собаки. | Михаил Пришвин был страстным автолюбителем, несмотря на то, что сел за руль довольно поздно, в 61 год. За свою водительскую карьеру он сменил пять автомобилей, и даже опытные шофёры отмечали его мастерство. Свой старый «ГАЗ-АА», ласково прозванный «Мазаем», писатель превратил в дом на колёсах, готовый к работе и путешествиям в любую погоду. Внутри этого переоборудованного грузовичка нашлось место для кабинета, фотолаборатории и спального уголка. Писатель совершил немало путешествий в своём доме на колёсах. Однажды он отправился в Костромскую область во время весеннего разлива, чтобы проверить, можно ли, подобно дедушке Мазаю из поэмы Н. Некрасова, спасти зайцев. Неизменными спутниками писателя в автомобильных поездках были его любимые собаки. | ||
С детства Михаил Пришвин отличался музыкальностью, в юности играл на мандолине. В начале XX века, будучи студентом философского факультета Лейпцигского университета, он пережил глубокое увлечение музыкой Р. Вагнера. Михаил Пришвин встречался с Фёдором Шаляпиным, который высоко ценил его произведения. В 1930-е годы у писателя появилась возможность погрузиться в классическую музыку. Он посещал консерваторию, чтобы слушать произведения И. Брамса, Ф. Шопена, Ф. Листа и Л. Бетховена. | С детства Михаил Пришвин отличался музыкальностью, в юности играл на мандолине. В начале XX века, будучи студентом философского факультета Лейпцигского университета, он пережил глубокое увлечение музыкой Р. Вагнера. Михаил Пришвин встречался с Фёдором Шаляпиным, который высоко ценил его произведения. В 1930-е годы у писателя появилась возможность погрузиться в классическую музыку. Он посещал консерваторию, чтобы слушать произведения И. Брамса, Ф. Шопена, Ф. Листа и Л. Бетховена. | ||
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую и плодотворную жизнь. Он скончался в Москве 16 января 1954 года, на 81-м году жизни, и был похоронен на Введенском кладбище. | Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую и плодотворную жизнь. Он скончался в Москве 16 января 1954 года, на 81-м году жизни, и был похоронен на Введенском кладбище. | ||
В 1954 году, после смерти писателя, его дом в деревне Дунино стал мемориальным музеем, созданным на общественных началах. Его супруга, Валерия Пришвина, осталась жить в усадьбе. Она активно участвовала в жизни музея: принимала гостей, проводила экскурсии и кропотливо работала над подготовкой к печати неопубликованных произведений Михаила Михайловича. Среди них «Повесть нашего времени», «Осударева дорога», «Корабельная чаща», «Незабудки», «Сказка о правде» и его неизданные дневники. | В 1954 году, после смерти писателя, его дом в деревне Дунино стал мемориальным музеем, созданным на общественных началах. Его супруга, Валерия Пришвина, осталась жить в усадьбе. Она активно участвовала в жизни музея: принимала гостей, проводила экскурсии и кропотливо работала над подготовкой к печати неопубликованных произведений Михаила Михайловича. Среди них «Повесть нашего времени», «Осударева дорога», «Корабельная чаща», «Незабудки», «Сказка о правде» и его неизданные дневники. | ||
Память о писателе увековечена в названиях улиц Москвы и множества других российских городов. Значимым событием стало открытие памятника Михаилу Пришвину 4 февраля 2015 года, в день его рождения, в парке «Скитские пруды» Сергиева Посада. Ранее, в сентябре 1981 года, решением Совета министров РСФСР Орловской областной детской библиотеке было присвоено имя М. М. Пришвина. Михаил Михайлович Пришвин был увековечен на почтовой марке СССР, выпущенной в 1973 году. Спустя полвека, в 2023 году, Банк России почтил память писателя, выпустив памятную монету. Это событие, приуроченное к 150-летию со дня рождения Михаила Михайловича, стало частью серии «Выдающиеся личности России». В честь писателя названы астероид, горный пик в отрогах Главного Кавказского хребта и мыс на восточной оконечности острова Итуруп (Курильская гряда). | Память о писателе увековечена в названиях улиц Москвы и множества других российских городов. Значимым событием стало открытие памятника Михаилу Пришвину 4 февраля 2015 года, в день его рождения, в парке «Скитские пруды» Сергиева Посада. Ранее, в сентябре 1981 года, решением Совета министров РСФСР Орловской областной детской библиотеке было присвоено имя М. М. Пришвина. Михаил Михайлович Пришвин был увековечен на почтовой марке СССР, выпущенной в 1973 году. Спустя полвека, в 2023 году, Банк России почтил память писателя, выпустив памятную монету. Это событие, приуроченное к 150-летию со дня рождения Михаила Михайловича, стало частью серии «Выдающиеся личности России». В честь писателя названы астероид, горный пик в отрогах Главного Кавказского хребта и мыс на восточной оконечности острова Итуруп (Курильская гряда). | ||
| Строка 248: | Строка 337: | ||
==Михаил Пришвин / Книги в НЭБ.Дети== | ==Михаил Пришвин / Книги в НЭБ.Дети== | ||
Пришвин, М. М. За волшебным колобком : из записок на крайнем севере России и Норвегии / М. М. Пришвин ; рис. Г.Д. Дэнглас-Юма. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : А.Ф. Девриен, 1908 (Москва : РГБ, 2015). — 291 с. : ил | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=49a4e5b3-6739-4ed2-948d-3efeb1ba6366 Пришвин, М. М. За волшебным колобком] : из записок на крайнем севере России и Норвегии / М. М. Пришвин ; рис. Г.Д. Дэнглас-Юма. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : А.Ф. Девриен, 1908 (Москва : РГБ, 2015). — 291 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Матрешка в картошке : рассказы для детей / Михаил Пришвин ; рисунки А. Н. Комарова. — Текст : электронный. — 2-е изд. — Москва : Издание Г. Ф. Мириманова, 1927 (Москва : РГДБ, 2012). — 36 с. : ил. — (Новая библиотека школьника) | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=fb140acc-c92e-4dcc-8b55-20fcdff8de6d Пришвин, М. М. Матрешка в картошке] : рассказы для детей / Михаил Пришвин ; рисунки А. Н. Комарова. — Текст : электронный. — 2-е изд. — Москва : Издание Г. Ф. Мириманова, 1927 (Москва : РГДБ, 2012). — 36 с. : ил. — (Новая библиотека школьника). — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Луговка / Михаил Пришвин ; рисунки Штерн. — Текст : электронный. — Москва : Гос. издательство, 1928 (Москва : РГБ, 2017). — [12] с. : ил | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=1ca31732-2f57-498c-9f6a-ee570ffea170 Пришвин, М. М. Луговка] / Михаил Пришвин ; рисунки Штерн. — Текст : электронный. — Москва : Гос. издательство, 1928 (Москва : РГБ, 2017). — [12] с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Рассказы егеря Михал Михалыча / М. Пришвин ; рисунки А. Самохвалова. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1928 (Москва : РГДБ, 2012). — 58 с. : ил | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=a6818068-a52c-48f5-8dd0-760c59d17349 Пришвин, М. М. Рассказы егеря Михал Михалыча] / М. Пришвин ; рисунки А. Самохвалова. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1928 (Москва : РГДБ, 2012). — 58 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Зверь бурундук / М. Пришвин ; рисунки Е. Чарушина. — Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1935 (Москва : РГДБ, 2012). — 120 с. : ил | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=13e488a7-8c96-4eb4-9117-76bf218a5323 Пришвин, М. М. Зверь бурундук] / М. Пришвин ; рисунки Е. Чарушина. — Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1935 (Москва : РГДБ, 2012). — 120 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Зверь бурундук / М. Пришвин ; рисунки Е. Чарушина. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1936 (Москва : РГДБ, 2013). — 119 с. : ил | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=9ff88657-ee97-4411-95f2-4a5a36908bc9 Пришвин, М. М. Зверь бурундук] / М. Пришвин ; рисунки Е. Чарушина. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1936 (Москва : РГДБ, 2013). — 119 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Ярик / М. Пришвин ; рисунки Е. Чарушина. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Издательство Детской Литературы ЦК ВЛКСМ, 1936 (Москва : РГДБ, 2013). — 16 с. : ил. — (Книга за книгой) | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=a1eecaf2-1595-429c-bdfc-9ce43e4cfd20 Пришвин, М. М. Ярик] / М. Пришвин ; рисунки Е. Чарушина. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Издательство Детской Литературы ЦК ВЛКСМ, 1936 (Москва : РГДБ, 2013). — 16 с. : ил. — (Книга за книгой). — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Журка / Михаил Пришвин ; рисунки Е. Рачева. — Текст : электронный ресурс. — Москва ; Ленинград : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1938 (Москва : РГДБ, 2012). — 16 с. : ил. — (Маленькая библиотека) | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=fcd1ad43-7432-42fb-8a29-befce760bb23 Пришвин, М. М. Журка] / Михаил Пришвин ; рисунки Е. Рачева. — Текст : электронный ресурс. — Москва ; Ленинград : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1938 (Москва : РГДБ, 2012). — 16 с. : ил. — (Маленькая библиотека). — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Белый ожерелок : рассказы / М. Пришвин ; рис. С. Бойм. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : ЦК ВЛКСМ. Детиздат, 1939 (Москва : РГДБ, 2012). — 16 с. : ил. — (Маленькая библиотека) | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=c1e7cd95-1a46-4285-8c51-4867353971a8 Пришвин, М. М. Белый ожерелок] : рассказы / М. Пришвин ; рис. С. Бойм. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : ЦК ВЛКСМ. Детиздат, 1939 (Москва : РГДБ, 2012). — 16 с. : ил. — (Маленькая библиотека). — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Журка / Михаил Пришвин ; рисунки Е.Рачева. — Текст : электронный. — 2-е. издание. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1940 (Москва : РГДБ, 2013). — 15 с. : ил. — (Маленькая библиотека) | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=085c70ba-fa56-4c8b-bbf7-cc1c3d8b98f8 Пришвин, М. М. Журка] / Михаил Пришвин ; рисунки Е. Рачева. — Текст : электронный. — 2-е. издание. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1940 (Москва : РГДБ, 2013). — 15 с. : ил. — (Маленькая библиотека). — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Лисичкин хлеб : рассказы / М. Пришвин ; рисунки К. Кузнецова. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1941 (Москва : РГДБ, 2013). — 31 с. : ил. — (Школьная библиотека) | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=a118a967-a3d0-4578-871e-302c4ef564f7 Пришвин, М. М. Лисичкин хлеб] : рассказы / М. Пришвин ; рисунки К. Кузнецова. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1941 (Москва : РГДБ, 2013). — 31 с. : ил. — (Школьная библиотека). — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Лисичкин хлеб / М. Пришвин ; рис. К. Кузнецова. — Текст : электронный ресурс. — Москва ; Ленинград : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1941 (Москва : РГДБ, 2024). — 32 с. : ил. — (Школьная библиотека) | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=a5a063ba-e6a4-414d-bc72-178fd7c8fccd Пришвин, М. М. Лисичкин хлеб] / М. Пришвин ; рис. К. Кузнецова. — Текст : электронный ресурс. — Москва ; Ленинград : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1941 (Москва : РГДБ, 2024). — 32 с. : ил. — (Школьная библиотека). — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Лисичкин хлеб : рассказы / М. Пришвин ; рисунки В. Елкина. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1943 (Москва : РГДБ, 2024). — 64 с. : ил | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=fac70957-ce02-495c-9526-0b05e6026f7a Пришвин, М. М. Лисичкин хлеб] : рассказы / М. Пришвин ; рисунки В. Елкина. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1943 (Москва : РГДБ, 2024). — 64 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. В краю дедушки Мазая / М. Пришвин ; рисунки Г. Никольского и Е. Рачева. — Текст : электронный ресурс. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1945 (Москва : РГДБ, 2013). — 95 с. : ил | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=cbb5106d-af51-405e-a6b3-9c2e00f2cd99 Пришвин, М. М. В краю дедушки Мазая] / М. Пришвин ; рисунки Г. Никольского и Е. Рачева. — Текст : электронный ресурс. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1945 (Москва : РГДБ, 2013). — 95 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Лисичкин хлеб / М. Пришвин ; рисунки В. Елкина. — Текст : электронный ресурс. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1947 (Москва : РГДБ, 2013). — 79 с. : ил. — (Школьная библиотека) | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=3bb00c8c-aa70-45b8-9325-ac6848a14a0f Пришвин, М. М. Лисичкин хлеб] / М. Пришвин ; рисунки В. Елкина. — Текст : электронный ресурс. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1947 (Москва : РГДБ, 2013). — 79 с. : ил. — (Школьная библиотека). — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Журка / М. Пришвин ; рисунки В. Елкина. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1948 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. — (Первая библиотечка школьника) | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=629b9850-fe18-4393-88fd-6ff38537705f Пришвин, М. М. Журка] / М. Пришвин ; рисунки В. Елкина. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1948 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. — (Первая библиотечка школьника). — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Разговор птиц и зверей : сборник рассказов / М. Пришвин ; рисунки Е. Рачева. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1949 (Москва : РГДБ, 2013). — 94 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ) | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=b467bcb9-2a8c-4259-9bd3-c86004ece6a2 Пришвин, М. М. Разговор птиц и зверей] : сборник рассказов / М. Пришвин ; рисунки Е. Рачева. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1949 (Москва : РГДБ, 2013). — 94 с. : ил. — (Школьная библиотека для нерусских школ). — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Три рассказа / М. Пришвин ; рис. А. Пластова. — Текст : электронный ресурс. — Москва : Детгиз, 1949 (Москва : РГДБ, 2012). — 24 с. : ил | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=ec184956-5adb-4c76-b409-de16b030049c Пришвин, М. М. Три рассказа] / М. Пришвин ; рис. А. Пластова. — Текст : электронный ресурс. — Москва : Детгиз, 1949 (Москва : РГДБ, 2012). — 24 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Ястреб и жаворонок / М. Пришвин ; рис. И. Кузнецова. — Текст : электронный ресурс. — Mосква : Издание Полиграфической диплома III степени фабрики Москворецкого Райпромтреста, 1949 (Москва : РГДБ, 2012). — 8 с. : ил | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=e6416c89-ce9a-4b01-817e-24cc63806aa9 Пришвин, М. М. Ястреб и жаворонок] / М. Пришвин ; рис. И. Кузнецова. — Текст : электронный ресурс. — Mосква : Издание Полиграфической диплома III степени фабрики Москворецкого Райпромтреста, 1949 (Москва : РГДБ, 2012). — 8 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Старый гриб / М. Пришвин ; рисунки Д. Хайкина. — Текст : электронный ресурс. — Москва : Детгиз, 1962 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. — (Книга за книгой) | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=7117575a-785d-48a0-9fc2-18a9090a8d43 Пришвин, М. М. Старый гриб] / М. Пришвин ; рисунки Д. Хайкина. — Текст : электронный ресурс. — Москва : Детгиз, 1962 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. — (Книга за книгой). — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Птицы под снегом : рассказы / М. Пришвин ; рисунки Е. Чарушина. — Текст : электронный ресурс. — Москва : Детская литература, 1969 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. — | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=465b190a-647c-4403-a01d-943ebba6e6fb Пришвин, М. М. Птицы под снегом] : рассказы / М. Пришвин ; рисунки Е. Чарушина. — Текст : электронный ресурс. — Москва : Детская литература, 1969 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Ярик : рассказы / М. Пришвин ; рисунки Е. Чарушина. — Текст : электронный ресурс. — Москва : Детская литература, 1978 (Москва : РГДБ, 2013). — 16 с. : ил | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=93bdb946-6e50-41a8-80e8-b3d4285e5d98 Пришвин, М. М. Ярик] : рассказы / М. Пришвин ; рисунки Е. Чарушина. — Текст : электронный ресурс. — Москва : Детская литература, 1978 (Москва : РГДБ, 2013). — 16 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Синие перышки : рассказы / Михаил Пришвин ; рисунки П. Багина. — Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1985 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=2778732d-ce4e-48a6-a839-f9f9612be7f7 Пришвин, М. М. Синие перышки] : рассказы / Михаил Пришвин ; рисунки П. Багина. — Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1985 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
Пришвин, М. М. Лисичкин хлеб : рассказы, сказка-быль / М. М. Пришвин ; художник Н. Алёшина. — Текст : электронный. — Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2015 (Москва : ЛитРес, 2016). — 128 с | *[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=69eda526-c1df-4824-9e97-d4e9c0757246 Пришвин, М. М. Лисичкин хлеб] : рассказы, сказка-быль / М. М. Пришвин ; художник Н. Алёшина. — Текст : электронный. — Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2015 (Москва : ЛитРес, 2016). — 128 с. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. | ||
==Михаил Пришвин / Диафильмы в НЭБ.Дети== | ==Михаил Пришвин / Диафильмы в НЭБ.Дети== | ||
| Строка 386: | Строка 475: | ||
*Дом-музей М. М. Пришвина — мемориальный усадебный комплекс в деревне Дунино Московской области : сайт. | *Дом-музей М. М. Пришвина — мемориальный усадебный комплекс в деревне Дунино Московской области : сайт. | ||
==См. также== | |||
*[[Адамсон Джой]] | |||
*[[Акимушкин Игорь Иванович]] | |||
*[[Верзилин Николай Михайлович]] | |||
*[[Дмитриев Юрий Дмитриевич]] | |||
*[[Перовская Ольга Васильевна]] | |||
*[[Скребицкий Георгий Алексеевич]] | |||
*[[Снегирёв Геннадий Яковлевич]] | |||
*[[Соколов-Микитов Иван Сергеевич]] | |||
*[[Хэрриот Джеймс]] | |||
*[[Чаплина Вера Васильевна]] | |||
*[[Чарушин Евгений Иванович]] | |||
*[[Шим Эдуард Юрьевич]] | |||
[[Category:Писатели]] | |||