Алфеевский Валерий Сергеевич: различия между версиями

Строка 46: Строка 46:
В.С. Алфеевский всегда тепло отзывался о творческом сотрудничестве с Т.А. Мавриной. «Мы далеко не всегда работали в четыре руки, — вспоминал он много позже. — Замысел и композиция создавались в тесной согласованности. Т. Лебедева обладала красивым уверенным рисунком <...> Любовь Т. Лебедевой к новому в искусстве хорошо уживалась с моими более традиционными представлениями о действительности, а её в какой-то мере режиссёрская расчётливость удачно оформляла моё более непосредственное отношение к натуре».  
В.С. Алфеевский всегда тепло отзывался о творческом сотрудничестве с Т.А. Мавриной. «Мы далеко не всегда работали в четыре руки, — вспоминал он много позже. — Замысел и композиция создавались в тесной согласованности. Т. Лебедева обладала красивым уверенным рисунком <...> Любовь Т. Лебедевой к новому в искусстве хорошо уживалась с моими более традиционными представлениями о действительности, а её в какой-то мере режиссёрская расчётливость удачно оформляла моё более непосредственное отношение к натуре».  


Последней книгой художников-соавторов стала цветная книжка-картинка «На якоре» (1931), в основе которой — впечатления от поездки в Баку, Батуми и Одессу. Вскоре на одном из совещаний по детской литературе иллюстрации В.С. Алфеевского и Т.А. Лебедевой подверглись резкой и во многом несправедливой критике (в частности, их обвинили в формализме и инфантилизме). Заказы на оформление книг перекратились, и творческие пути художников разошлись.  
Последней книгой художников-соавторов стала цветная книжка-картинка «На якоре» (1931), в основе которой — впечатления от поездки в Баку, Батуми и Одессу. Вскоре на одном из совещаний по детской литературе иллюстрации В.С. Алфеевского и Т.А. Лебедевой подверглись резкой и во многом несправедливой критике (в частности, их обвинили в формализме и инфантилизме). Заказы на оформление книг прекратились, и творческие пути художников разошлись.  
 
В 1931 году выпускать книги для детей стала «Молодая гвардия». Издательство организовывало бригады художников с коллективной ответственностью за каждую книгу. В.С. Алфеевский вошёл в бригаду художника Д. Штеренберга и под её эгидой выполнил иллюстрации к книге К.И. Чуковского «Новые загадки» (1931). Были и другие попытки коллективного создания книг, но они успеха не имели. Алфеевский на несколько лет оставил работу художника книги.
В 1931 году выпускать книги для детей стала «Молодая гвардия». Издательство организовывало бригады художников с коллективной ответственностью за каждую книгу. В.С. Алфеевский вошёл в бригаду художника Д. Штеренберга и под её эгидой выполнил иллюстрации к книге К.И. Чуковского «Новые загадки» (1931). Были и другие попытки коллективного создания книг, но они успеха не имели. Алфеевский на несколько лет оставил работу художника книги.
Иллюстрируя детские книги, В.С. Алфеевский не оставлял занятий рисунком и живописью. Часто посещал музеи, где копировал великих художников прошлого, считая это одним из путей достижения мастерства, много рисовал с натуры. В работах конца 1920-х — начала 1930-х годов этого периода наметились темы и жанры, прошедшие через всё дальнейшее творчество Алфеевского. Одним из них стал городской пейзаж. В будущем Алфеевский стал признанным мастером городского пейзажа. Среди интересных пейзажей начала этого периода критика называет «Одессу» (1930), «Набережную Москвы-реки» (1930), «Бега», «Вид на Кремль» (обе — 1931), «Площадь у Большого театра в Москве» (1932) и др.


С 1934 по 1936 год В.С. Алфеевский работал художником-репортёром в газете «Советское искусство». В его обязанности входило посещение спектаклей и очень быстрое выполнение рисунков, которые должны были сопровождать рецензии. Алфеевский создавал новые рисунки практически каждый день. Их печатали также «Литературная газета» и газета «За индустриализацию». Эта работа много дала Алфеевскому как художнику: «Строгая выверенность композиции мизансцен привила мне вкус к композиционным решениям, а характерность и выразительность театральных персонажей отвечали некоторой моей склонности к гротеску и способствовали интенсификации средств художественного выражения».  
Иллюстрируя детские книги, Валерий Алфеевский не оставлял занятий рисунком и живописью. Часто посещал музеи, где копировал великих художников прошлого, считая это одним из путей достижения мастерства, много рисовал с натуры. В работах конца 1920-х — начала 1930-х годов этого периода наметились темы и жанры, прошедшие через всё дальнейшее творчество Алфеевского. Одним из них стал городской пейзаж. В будущем Алфеевский стал признанным мастером городского пейзажа. Среди интересных пейзажей начала этого периода критика называет «Одессу» (1930), «Набережную Москвы-реки» (1930), «Бега», «Вид на Кремль» (обе — 1931), «Площадь у Большого театра в Москве» (1932) и др.


В 1937–1940 годах В.С. Алфеевский работал по контракту во Всекохудожнике (Всероссийском кооперативном союзе работников изобразительных искусств), получив, наконец, возможность заниматься живописью, которую любил больше всего. Живописных работ Алфеевского довоенного периода сохранилось очень мало: часть полотен погибла во время войны, а некоторые уничтожил сам художник, недовольный своей работой. Книжную иллюстрацию не оставил, но оценивал работы этого периода невысоко: рисунки в книгах В.В. Маяковского, Л.М. Квитко, В. П. Катаева, С.В. Михалкова, Л.Н. Толстого и других он назвал малоинтересными. «Как мне кажется, они потеряли ту непосредственность, которая отличала наши первые работы. Мне потребовалось еще некоторое время, чтобы найти себя и свое место художника в детской книге», — говорил Алфеевский.
С 1934 по 1936 год В.С. Алфеевский работал художником-репортёром в газете «Советское искусство». В его обязанности входило посещение спектаклей и очень быстрое выполнение рисунков, которые должны были сопровождать рецензии. Алфеевский создавал новые рисунки практически каждый день. Их печатали также «Литературная газета» и газета «За индустриализацию». Эта работа много дала Алфеевскому как художнику: «Строгая выверенность композиции мизансцен привила мне вкус к композиционным решениям, а характерность и выразительность театральных персонажей отвечали некоторой моей склонности к гротеску и способствовали интенсификации средств художественного выражения».  
 
В 1937–1940 годах Валерий Алфеевский работал по контракту во Всекохудожнике (Всероссийском кооперативном союзе работников изобразительных искусств), получив, наконец, возможность заниматься живописью, которую любил больше всего. Живописных работ Алфеевского довоенного периода сохранилось очень мало: часть полотен погибла во время войны, а некоторые уничтожил сам художник, недовольный своей работой. Книжную иллюстрацию не оставил, но оценивал работы этого периода невысоко: рисунки в книгах В.В. Маяковского, Л.М. Квитко, В. П. Катаева, С.В. Михалкова, Л.Н. Толстого и других он назвал малоинтересными. «Как мне кажется, они потеряли ту непосредственность, которая отличала наши первые работы. Мне потребовалось еще некоторое время, чтобы найти себя и свое место художника в детской книге», — говорил Алфеевский.


С началом Великой Отечественной войны В.С. Алфеевский и его жена, художница В.Д. Штеренберг, работали в «Окнах ТАСС», затем вся группа художников была отправлена в эвакуацию.  
С началом Великой Отечественной войны В.С. Алфеевский и его жена, художница В.Д. Штеренберг, работали в «Окнах ТАСС», затем вся группа художников была отправлена в эвакуацию.  
Строка 67: Строка 69:
Первой книгой В.С. Алфеевского как мастера — иллюстратора сказок стал «Маленький Мук» В. Гауфа (1952). В рисунках уже просматривается узнаваемая линия Алфеевского.   
Первой книгой В.С. Алфеевского как мастера — иллюстратора сказок стал «Маленький Мук» В. Гауфа (1952). В рисунках уже просматривается узнаваемая линия Алфеевского.   


В 1953 году Алфеевский впервые проиллюстировал сказки Х.-К. Андерсена, которые привлекали его не только прямым содержанием, но и тонким подтекстом. Наиболее известны рисунки к следующим книгам датского сказочника: «Сказки» (1954), «Гадкий утёнок» (1954), «Сказки» (1955) («Снежная королева» из этой книги была напечатана в 1956 году самостоятельным изданием и в новом варианте —  только цветные рисунки), «Дикие лебеди» (1955), «Дюймовочка» (1957), «Принцесса на горошине» (1963), «Стойкий оловянный солдатик» (1969) .  
В 1953 году Валерий Алфеевский впервые проиллюстировал сказки Х.-К. Андерсена, которые привлекали его не только прямым содержанием, но и тонким подтекстом. Наиболее известны рисунки к следующим книгам датского сказочника: «Сказки» (1954), «Гадкий утёнок» (1954), «Сказки» (1955) («Снежная королева» из этой книги была напечатана в 1956 году самостоятельным изданием и в новом варианте —  только цветные рисунки), «Дикие лебеди» (1955), «Дюймовочка» (1957), «Принцесса на горошине» (1963), «Стойкий оловянный солдатик» (1969) .  


Иллюстрировал В.С. Алфеевский и пьесы-сказки С.Я. Маршака. В 1957 году появилась книга «Двенадцать месяцев. Горя бояться — счастья не видать». В 1971 году «Двенадцать месяцев» вышли отдельным изданием, с новой обложкой.
Иллюстрировал В.С. Алфеевский и пьесы-сказки С.Я. Маршака. В 1957 году появилась книга «Двенадцать месяцев. Горя бояться — счастья не видать». В 1971 году «Двенадцать месяцев» вышли отдельным изданием, с новой обложкой.
К произведениям многих авторов В.С. Алфеевский обращался неоднократно, выполняя разные варианты обложек и внутренних иллюстраций; таковы, в частности «Три сказки» В.А. Каверина (1960), «Сказка о ветре в безветренный день» С.Л. Прокофьевой (1967). Но особенно это касается сказок Х.К. Андерсена; Алфеевский считается одним из самых плодовитых его иллюстраторов, больше рисовал только В.М. Конашевич.   
К произведениям многих авторов В.С. Алфеевский обращался неоднократно, выполняя разные варианты обложек и внутренних иллюстраций; таковы, в частности «Три сказки» В.А. Каверина (1960), «Сказка о ветре в безветренный день» С.Л. Прокофьевой (1967). Но особенно это касается сказок Х.К. Андерсена; Алфеевский считается одним из самых плодовитых его иллюстраторов, больше рисовал только В.М. Конашевич.   


В.С. Алфеевский говорил о себе: «Я художник начинающий», — имея в виду своё постоянное стремление ко всему новому и неосвоенному. Ко многим его работам применимо слово «впервые». Сборник сказок Х.К. Андерсена 1954 года ценен не только самобытными рисунками Алфеевского, но и тем, что в то время в нашей стране великого сказочника почти не издавали. Вышедшая в 1958 году «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла стала первым советским изданием знаменитой сказки. Первый полноценный перевод на русский язык «Приключений Пиноккио» К. Коллоди, изданный в 1959 году, сопровождался иллюстрациями Алфеевского. В 1961 году он выполнил иллюстрации к первому изданию «Ордена Жёлтого Дятла» Ж. Монтейру Лобату. И это Алфеевский первым нарисовал Чебурашку для сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» (1966), а 1972 году проиллюстрировал его новую повесть-сказку «Вниз по волшебной реке».
Валерий Сергеевич Алфеевский говорил о себе: «Я художник начинающий», — имея в виду своё постоянное стремление ко всему новому и неосвоенному. Ко многим его работам применимо слово «впервые». Сборник сказок Х.К. Андерсена 1954 года ценен не только самобытными рисунками Алфеевского, но и тем, что в то время в нашей стране великого сказочника почти не издавали. Вышедшая в 1958 году «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла стала первым советским изданием знаменитой сказки. Первый полноценный перевод на русский язык «Приключений Пиноккио» К. Коллоди, изданный в 1959 году, сопровождался иллюстрациями Алфеевского. В 1961 году он выполнил иллюстрации к первому изданию «Ордена Жёлтого Дятла» Ж. Монтейру Лобату. И это Алфеевский первым нарисовал Чебурашку для сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» (1966), а 1972 году проиллюстрировал его новую повесть-сказку «Вниз по волшебной реке».


В.С. Алфеевский любил рисовать природу. Наиболее известные книги с его иллюстрациями — рассказы Н.М. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый» (1954) и др.; рассказы и сказки Н.И. Романовой «Муравей Красная Точка» (1972), «На зелёной иголке» (1976), «У меня дома пчела» (1978).  
В.С. Алфеевский любил рисовать природу. Наиболее известные книги с его иллюстрациями — рассказы Н.М. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый» (1954) и др.; рассказы и сказки Н.И. Романовой «Муравей Красная Точка» (1972), «На зелёной иголке» (1976), «У меня дома пчела» (1978).  
Строка 89: Строка 91:
Произведения В.С. Алфеевского — картины, акварели, рисунки, офорты, иллюстрации к детским книгам — по праву занимают значительное и в известном смысле уникальное место в нашем искусстве: индивидуальный почерк мастера сформировался в большой степени самостоятельно, вне существенных влияний художественной моды.  
Произведения В.С. Алфеевского — картины, акварели, рисунки, офорты, иллюстрации к детским книгам — по праву занимают значительное и в известном смысле уникальное место в нашем искусстве: индивидуальный почерк мастера сформировался в большой степени самостоятельно, вне существенных влияний художественной моды.  


Творчество В.С. Алфеевского представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее Москвы, Красноярском хужественном музее им. В.И. Сурикова, Новосибирская картинной галеее, Музее изобразительных искусств Республики Карелия, Музейном объединении «Тульский музей изобразительных искусств», а также в частных собраниях в нашей стране и за рубежом.
Творчество В.С. Алфеевского представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее Москвы, Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова, Новосибирская картинной галерее, Музее изобразительных искусств Республики Карелия, Музейном объединении «Тульский музей изобразительных искусств», а также в частных собраниях в нашей стране и за рубежом.


Валерий Сергеевич Алфеевский умер в Москве 4 сентября 1989 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Валерий Сергеевич Алфеевский умер в Москве 4 сентября 1989 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.


==Книги с иллюстрациями В.С. Алфеевского==
==Книги с иллюстрациями В.С. Алфеевского==