Кестнер Эрих: различия между версиями

Строка 24: Строка 24:
== Биография ==
== Биография ==


Эрих Кестнер родился 23 февраля 1899 года в Дрездене. Отец Кестнера, Эмиль Ричард Кестнер, был мастером по изготовлению сёдел и шорником, а мать работала надомницей, а позже обучилась парикмахерскому мастерству, чтобы помочь финансово в трудные для семьи годы. С матерью, Идой Амалией Кестнер, у писателя сложились очень тёплые и близкие отношения, на протяжении более 30 лет он каждый день писал ей письма, отправлял открытки, а образ заботливой матери позже стал часто появляться в его произведениях. Позже в своей автобиографической работе «Когда я был маленьким мальчиком» (Als ich ein kleiner Junge war) Кестнер напишет, что ему никогда не было скучно из-за того, что он был единственным ребёнком в семье. Его всегда окружали друзья, а сам он никогда не чувствовал себя одиноким или излишне избалованным.  
Эрих Кестнер родился в немецком городе Дрезден, 23 февраля 1899 года. Отец писателя, Эмиль Ричард Кестнер, был седельником (мастером, изготовляющим сёдел) и обойщиком мебели, а мать, Ида Амалия работала надомницей, а в 30-е годы переучилась на парикмахера, чтобы помогать мужу обеспечивать семью. Кестнер был единственным ребёнком в семье, но в своей автобиографической работе «Когда я был маленьким мальчиком» (Als ich ein kleiner Junge war) он напишет, что никогда не скучал от этого; его всегда окружали друзья, а сам он никогда не чувствовал себя одиноким или излишне избалованным. В воспитании сына, в основном, принимала участие мать и с ней у Кестнера до конца жизни сложились тёплые и тесные отношения: он писал ей письма и присылал открытки почти каждый день. Образ заботливой матери позже появиться во многих будущих книгах писателя, он даже присвоит девичью фамилию матери, Августин, одному из персонажей. Ида Кестнер всецело поддерживала любые стремления сына, в том числе его желание стать учителем.  


Эрих Кестнер окончил в Дрездене начальную школу и в 1913 году поступил на дрезденские учительские курсы (Freiherrlich von Fletchersches Lehrerseminar) в намерении стать учителем начальных классов. Но Первая мировая война нарушила его планы: не успев сдать экзамены, Кестнер был призван в армию. Он попал в Королевскую Саксонскую Армию и проходил обучение в качестве артиллериста. Тяжёлые тренировки и стресс привели его к нервному истощению и сердечной недостаточности, от которой он будет страдать всю жизнь. Ужасы войны и потеря фронтовых друзей сделали из Эриха Кестнера антимилитариста, и тема осуждения и неприязни к войне в будущем будет читаться между строк его произведений.
Получив начальное образование в Дрезденее, Эрих Кестнер поступил в дрезденский педагогический колледж барона фон Флетчера (Freiherrlich von Fletchersches Lehrerseminar), в намерении стать учителем начальных классов. Однако, в1917 году, не успев закончить обучение, писатель был призван на военную службу. Он попал в Королевскую Саксонскую Армию и проходил обучение в качестве артиллериста: тяжёлые тренировки и стресс привели его к нервному истощению и сердечной недостаточности, от которой он будет страдать всю жизнь. Домой он вернулся только в 1919 году, после революции, свергнувшей в Германии монархию, пережив смерть фронтовых товарищей и остальные ужасы войны, Кестнер становится ярым сторонником антимилитаризма; в своём интервью немецкой радиостанции Deutschlandfunk он скажет: главным опытом и одновременно одной из тяжелейших травм в моей жизни стала служба в армии. Самое важное, что я оттуда вынес: гнев на военных, на вооружение, на тяжелую промышленность. Тема осуждения и неприязни к войне будет читаться между строк в каждом его произведении в качестве наставления будущим поколениям.


После войны писатель вернулся к обучению и с отличием сдал экзамены, получив стипендию в Дрездене. Публиковал первые стихи в университетской газете.
Эрих Кестнер решает, что карьера учителя отныне не для него: печатая свои первые стихи в университетской газете, он получает стипендию и, окрылённый страстью к литературе, уезжает в в Лейпциг, где изучает историю, философию, германистику и искусство театра. Оплачивать обучение ему помогают родители, сам писатель устраивается на несколько подработок. Он ведёт активную студенческую жизнь, пишет диссертацию, проводит исследования в области германистики. С 1925 года Кестнер работает в качестве журналиста и критика в газете Neue Leipziger Zeitung. Там же он встречает единомышленника, немецкого карикатуриста Эриха Озера, вместе с ним он издаёт в газете эротическую поэму «Вечерняя песня виртуозов» (Abendlied des Kammervirtuosen), за которую Кестнера увольняют. После этого он переезжает в Берлин, где уже начинается его полноценная писательская карьера и складываются писательские привычки, формируется литературный стиль. Он печатается под псевдонимами в различных периодических изданиях, пишет пьесы для кабаре и театра, издаёт первые сборники стихов - «Herz auf Waist» (1928) и «Lärm im Spiegel» (1929), принесшие ему первый успех и славу в литературных кругах.  
Осенью 1919 года Кестнер поступил в Лейпцигский университет для изучения истории, философии, немецкого языка и искусства театра. В середине 1920-х он переехал в Берлин, где началась его полноценная писательская карьера: он печатался под псевдонимами в различных периодических изданиях, писал пьесы для театра и кабаре, издавал первые сборники стихов.  


А осенью 1928 года вышла его самая знаменитая и популярная по сей день детская книга «Эмиль и детективы» (Emil und die Detektive), которую проиллюстрировал друг писателя, известный немецкий художник Вальтер Триер. Позже книга будет экранизирована и принесёт Эриху Кестнеру мировую славу, будет переведена на более чем 50 языков. После успеха книг про Эмиля он издал не менее известные Pünktchen und Anton (1931) и Das fliegende Klassenzimmer (1933). В своих книгах писатель обращался к подрастающему поколению с юмором и заботой, будучи пацифистом, писал с верой в моральные качества. Его истории носили поучительный характер, призывали к добру и совести.  
Годы, проведённые в Берлине, станут самыми плодотворными в его писательской карьере: в 1929 году по предложению Эдит Якобсон (немецкая переводчица и на тот момент, глава издательств Die Weltbühne и Williams & Co.), Эмиль Кестнер пробует себя в роли автора детских книг и издаёт, позднее ставшую классикой книгу, «Эмиль и сыщики», известность которой также принесут иллюстрации известного немецкого художника и друга писателя, Вальтера Триера. Позже, в 1931 году Кестнер издаст ещё одну книгу в издательстве Якобсон, ставшую не менее популярной, чем книга о приключениях Эмиля, «Pünktchen und Anton» (рус. Кнопка и Антон). Но успех его первого детского романа про школьника Эмиля Тишбейна, принёс писателю мировую славу и признание, по сей день оставаясь классикой детской литературы: только в Германии было продано свыше двух миллионов экземпляров, а позднее книга была переведена на более чем 50 языков и не раз экранизирована. В последующие годы Кестнер напишет ещё немало детских книг и стихов, в которых писатель всегда обращался к подрастающему поколению с юмором и заботой, будучи пацифистом, писал с верой в моральные качества, его истории носили поучительный характер, призывали ко добру и совести, сам писатель не раз утверждал: «Детство – это наш маяк».


В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов, Эрих Кестнер остался в Германии. За неоднократную критику фашистского режима писателя вызывали на допросы в гестапо. Его изгнали из Национальной гильдии писателей (Reichsverband deutscher Schriftsteller (RDS)), его книги сжигали, но он не уезжал из Германии, продолжал публиковаться под псевдонимами, даже издал в Швейцарии несколько своих работ, например, аполитичный роман «Три человека в снегу» (Drei Männer im Schnee, 1934). Во время Второй мировой дом Кестнера в Дрездене был разрушен бомбардировками, и писатель уехал жить в Мюнхен. Там он работал редактором в газете Neue Zeitung и открыл журнал для детей и молодёжи Pinguin. В Мюнхене он продолжил писать детские книги («Das doppelte Lottchen» (1950), «Zu Treuen Händen» (1950)), сочинял пьесы, создавал театральные постановки для кабаре «Die Schaubude», писал песни.
Оставаясь верным своим антивоенным убеждениям, Кестнер не одобрял политику, пришедших к власти фашистов. Его осуждение и неодобрение не осталось незамеченным: его часто водили на допросы, он был изгнан из Национальной гильдии писателей Reichsverband deutscher Schriftsteller (RDS), его тексты не публиковали, а уже изданные книги сжигали. Но он не уезжал из Германии, продолжал публиковаться под псевдонимами, даже передал свои права на издание книг швейцарскому издательству Atrium и издал в Швейцарии несколько своих работ, например, аполитичный роман «Трое в снегу» (Drei Männer im Schnee, 1934). В 1944 году дом, где находилась квартира Эриха Кестнера была разрушена в результате бомбардировки, а ему самому пришлось бежать с друзьями в Циллерталь, чтобы избежать расстрела; там писатель и встретил окончание войны.  


В 1951 году Кестнер был избран президентом ПЕН-центра (международной правозащитной организации) Западной Германии и оставался на этом посту до 1961 года. Активно участвовал в создании Международной юношеской библиотеки в Мюнхене (Internationale Jugendbibliothek), а в 1953 году стал одним из основателей IBBY (Международного совета по детской книге).
В 1945 году Кестнер переезжает в Мюнхен, где он проживёт всю оставшуюся жизнь. Там он работает редактором в газете Neue Zeitung, открывает журнал для детей и молодёжи Pinguin и много пишет песни и сценарии для театральных и радио постановок, в частности для кабаре «Die Schaubude». Он также продолжает писать и детские книги: из-под его пера выходят «Das doppelte Lottchen» (1950), «Zu Treuen Händen» (1950) и «Die Konferenz der Tiere» (Конференция животных, 1949), первый послевоенный детский роман писателя, повествующий о международной конференции, созванной всеми видами животных для достижения мира во всём мире.  «Конференцию животных» писателю предложила написать немецкая журналистка и писательница Джелла Лепман. Разделяя её взгляды на то, что именно книги – лучший способ помочь детям научиться пониманию, любви и терпимости, Эрих Кестнер активно помогает Лепман в создании Международной юношеской библиотеки в Мюнхене (Internationale Jugendbibliothek), а в 1953 году он становится одним из основателей IBBY (Международного совета по детской книге).


Умер Эрих Кестнер 29 июля 1974 года в возрасте 75 лет, похоронен на кладбище Святого Георгия в Мюнхене. Вскоре после его смерти Баварская академия изящных искусств (Bavarian Academy of Arts) учредила литературную премию в его честь.
Оставаясь преданным своей родине и убеждениям, он публикует множество очерков и статей в различных изданиях в поддержку антимилитаризма, против национал-социализма и о жизни в разрушенной войной Германии. Благодаря своим трудам и активной позиции, Кестнер в 1951 году был избран президентом ПЕН- центра (международной правозащитной организации) Западной Германии и остаётся на этом посту до 1961 года.
За своё творчество и талант Эрих Кестнер получил не только международное признание, но и стал лауреатом множества престижных премий. В 1957 году он получил премию Георга Бюхнера, крупнейшую литературную премию Германии. Его литературные заслуги в области детских книг также были отмечены одной из самых престижных детских книжных премий: в 1960 году писатель стал лауреатом премии имени Ханса Кристиана Андерсена году за его автобиографическую книгу «Когда я был маленьким мальчиком» (Als ich ein kleiner Junge war), а перевод этой книги на английский язык получил премию Льюиса Кэрролла в 1961 году.
 
В Германии имя Эмиля Эриха Кестнера было увековечено в названии улиц, школ, в названии целой Детской деревни в районе общины Обершварцах (учреждение которой одобрил сам писатель при жизни), где дети с поведенческими, эмоциональными нарушениями и расстройствами развития живут вместе со своими семьями и получают необходимое образование, в том числе и психологическое; там же учреждена Библиотека Эриха Кестнера. После смерти писателя было создано Литературное сообщество имени Эриха Кестнера, посвящённое его заботе о его творчестве и памяти; в его честь была названа премия за выдающиеся человеческие качества (Erich Kästner-Preis), учреждённая Прессклубом города Дрезден, а также, литературная премия Эриха Кестнера, учреждённая Баварской академией изящных искусств (Bavarian Academy of Arts).
 
Умер Эмиль Эрих Кестнер 29 июля 1974 года в возрасте 75 лет и был похоронен на кладбище Святого Георгия в Мюнхене.


==Книги==
==Книги==

Навигация