44 849
правок
(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Дорофеев Александр Дмитриевич |Портрет…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 14 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Шаблон:Писатель2 | {{Шаблон:Писатель2 | ||
|ФИО = Дорофеев | |ФИО = Александр Дорофеев | ||
|Портрет = Dorofeev-pisatel.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg --> | |Портрет = Aleksandr-Dorofeev-pisatel.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg --> | ||
|Описание портрета = | |Описание портрета = Александр Дорофеев | ||
|Имя при рождении = | |Имя при рождении = Александр Дорофеев | ||
|Псевдоним(ы) = | |Псевдоним(ы) = | ||
|Дата рождения = 05.08.1952 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 --> | |Дата рождения = 05.08.1952 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 --> | ||
Строка 10: | Строка 10: | ||
|Место смерти = | |Место смерти = | ||
|Период творчества = | |Период творчества = | ||
|Гражданство = | |Гражданство = СССР, Российская Федерация | ||
|Род деятельности = писатель | |Род деятельности = писатель | ||
|Жанр = | |Жанр = | ||
|Язык произведений = | |Язык произведений = русский | ||
|Премии = | |Премии = | ||
|Награды = | |Награды = | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
}} | }} | ||
__FORCETOC__ | __FORCETOC__ | ||
''' | '''Александр Дмитриевич Дорофеев''' — писатель, художник. | ||
== Биография == | ==Александр Дорофеев / Биография== | ||
Александр Дорофеев родился 5 августа 1952 года в Москве. Семья проживала в Таганском районе, на Большой Коммунистической улице. Отец и мать (Алла Николаевна Пестова, Дмитрий Александрович Дорофеев) работали геологами, известие о рождении сына Д. А. Дорофеев встретил в экспедиции на Полярном Урале. Прадед Петр Раев был сельским священником в деревне Луговатка Тамбовского уезда. Большая часть из его шестнадцати детей жила в Воронеже и сохранила прочные, доверительные отношения. «То ли это заслуга прадеда, то ли время вообще было такое, но все родственники любили друг друга, и семейство напоминало теплое, крепко свитое гнездо», – пишет А.Д. Дорофеев в автобиографической повести-альбоме «Выставка» (2017). | |||
В детстве вместе с родителями проделал долгий путь с многочисленными остановками от Москвы до рабочего поселка Хандыга на берегу реки Алдан (Якутия) и обратно. Многое из увиденного во время путешествия после легло в основу первой книги А. Д. Дорофеева «Белый воробей» (1980). С пяти лет увлеченно читал книги о природе, любимым писателем в дошкольном возрасте был Э. Сетон-Томпсон. В школе учился без особого энтузиазма, однако, как после отметил в краткой автобиографии, в годы учебы осознал потребность «поделиться с миром чем-нибудь сокровенным в литературной форме». | В детстве Александр Дорофеев вместе с родителями проделал долгий путь с многочисленными остановками от Москвы до рабочего поселка Хандыга на берегу реки Алдан (Якутия) и обратно. Многое из увиденного во время путешествия после легло в основу первой книги А. Д. Дорофеева «Белый воробей» (1980). С пяти лет увлеченно читал книги о природе, любимым писателем в дошкольном возрасте был Э. Сетон-Томпсон. В школе учился без особого энтузиазма, однако, как после отметил в краткой автобиографии, в годы учебы осознал потребность «поделиться с миром чем-нибудь сокровенным в литературной форме». | ||
Большое влияние оказал на будущего писателя его дядя – прозаик, поэт и художник Ю. И. Коваль (1938–1995). Отношениям с наставником посвящен очерк «Гусик (прозвище, данное племянником)», впервые напечатанный в сборнике воспоминаний о писателе («Ковалиная книга», 2013, стр. 109–119). Юрий Коваль стал старшим товарищем подростка, приобщил к живописи и литературе. Благодаря этой дружбе Александр Дорофеев познакомился с творчеством русских и зарубежных классиков (М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонов, У. Фолкнер, Г. Мелвилл) и выдающихся современников – Ю. П. Казакова, А. Г. Битова и Г. В. Семенова. Рисованию Дорофеев тоже учился у Коваля, поначалу. Они часто ездили за город, где Коваль «от собственной избыточности наполнял <…> всем, что под руку подворачивалось», – «названиями трав, луговых цветов, созвездий и собачьих пород» («Гусик»). Cвой первый литературный опыт начинающий автор показал именно Ковалю; это был рассказ о рыбалке под названием «Луна и рыба». Одобрив пробу пера, писатель помог опубликовать рассказ в журнале «Рыбоводство и рыболовство» (1969, № 2). Увидев свое произведение в печати, юный литератор испытал сильное смущение и желание научиться писать лучше. | Большое влияние оказал на будущего писателя его дядя – прозаик, поэт и художник [[Коваль Юрий Иосифович|Ю. И. Коваль]] (1938–1995). Отношениям с наставником посвящен очерк «Гусик (прозвище, данное племянником)», впервые напечатанный в сборнике воспоминаний о писателе («Ковалиная книга», 2013, стр. 109–119). Юрий Коваль стал старшим товарищем подростка, приобщил к живописи и литературе. Благодаря этой дружбе Александр Дорофеев познакомился с творчеством русских и зарубежных классиков (М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонов, У. Фолкнер, Г. Мелвилл) и выдающихся современников – Ю. П. Казакова, А. Г. Битова и Г. В. Семенова. Рисованию Александр Дорофеев тоже учился у Коваля, поначалу. Они часто ездили за город, где Коваль «от собственной избыточности наполнял <…> всем, что под руку подворачивалось», – «названиями трав, луговых цветов, созвездий и собачьих пород» («Гусик»). Cвой первый литературный опыт начинающий автор показал именно Ковалю; это был рассказ о рыбалке под названием «Луна и рыба». Одобрив пробу пера, писатель помог опубликовать рассказ в журнале «Рыбоводство и рыболовство» (1969, № 2). Увидев свое произведение в печати, юный литератор испытал сильное смущение и желание научиться писать лучше. | ||
Ю. И. Коваль нередко читал, критически разбирал и редактировал работы молодого литератора. Требования наставника излагать мысли кратко и емко, «оставляя воздух для дыхания», оказали существенное влияние на стиль Александра Дорофеева. | Ю. И. Коваль нередко читал, критически разбирал и редактировал работы молодого литератора. Требования наставника излагать мысли кратко и емко, «оставляя воздух для дыхания», оказали существенное влияние на стиль Александра Дорофеева. | ||
Строка 34: | Строка 34: | ||
В 1976 году окончил факультет редактирования и журналистики Московского полиграфического института (МПИ). Работал реставратором (начинал в качестве подмастерья при работе над фресками Успенского собора во Владимире). Много путешествовал по стране, восстанавливая внутреннее убранство христианских, буддийских, мусульманских храмов и усыпальниц. В Белоруссии работал над кафедральным костелом Могилева. В Туркмении реставрировал мавзолей султана Санджара (г. Мерв), в Казахской СССР – гробницу суфийского поэта и проповедника Ходжи Ахмада Яссави (г. Туркестан). На протяжении 1975–1977 годов реставрировал в Самарканде (Узбекская ССР) орнаментальные росписи мавзолея Туман-ака из ансамбля Шахи-Зинда XIV века. | В 1976 году окончил факультет редактирования и журналистики Московского полиграфического института (МПИ). Работал реставратором (начинал в качестве подмастерья при работе над фресками Успенского собора во Владимире). Много путешествовал по стране, восстанавливая внутреннее убранство христианских, буддийских, мусульманских храмов и усыпальниц. В Белоруссии работал над кафедральным костелом Могилева. В Туркмении реставрировал мавзолей султана Санджара (г. Мерв), в Казахской СССР – гробницу суфийского поэта и проповедника Ходжи Ахмада Яссави (г. Туркестан). На протяжении 1975–1977 годов реставрировал в Самарканде (Узбекская ССР) орнаментальные росписи мавзолея Туман-ака из ансамбля Шахи-Зинда XIV века. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption=" Александр Дорофеев"> | |||
Файл:Uskov-CHizhikov.jpg|[[Коваль Юрий Иосифович|Юрий Коваль]], [[Устинов Николай Александрович|Николай Устинов]], [[Чижиков Виктор Александрович|Виктор Чижиков]], Александр Дорофеев и Анатолий Митяев в деревне у Плещеева озера. Фото Виктора Ускова | |||
Файл:Dorofeev-Aleksandr (7).jpg|Александр Дорофеев, 1975 | |||
Файл:Dorofeev-Aleksandr-2.jpg|Ночная радуга / Александр Дорофеев | |||
Файл:Dorofeev-Aleksandr (9).jpg|Звезда корабельная / Александр Дорофеев | |||
Файл:Dorofeev-Aleksandr (1).jpg|Посланники / Александр Дорофеев | |||
Файл:Dorofeev-Aleksandr-1.jpg|У меня в груди Анюта / Александр Дорофеев | |||
Файл:Dorofeev-Aleksandr-3.jpg|Прыжок назад / Александр Дорофеев | |||
</gallery></center> | |||
В 1979 году в первом номере журнала «Мурзилка» были опубликованы рассказы для детей, выросшие из заметок: «Белый воробей», «Молоко в мешке» и «Стеклянная елка». Иллюстрировал их художник-график П. И. Багин (род. 1938). Впоследствии он неоднократно иллюстрировал прозу Дорофеева. В этих маленьких рассказах показана жизнь на Севере глазами ребенка, недавно приехавшего в Якутию. Для героя непривычно все: белая окраска птиц и животных («Белый воробей»), холод, от которого замерзает молоко («Молоко в мешке») и застывает принесенная из леса елка («Стеклянная елка»). В детских рассказах звучали темы свободы и неволи, жизни и смерти, нравственной чуткости, совести. Рассказы вошли в первую авторскую книгу «Белый воробей», выпущенную издательством «Детская литература» в 1980 году. Для этого издания автор переработал некоторые произведения; так, «Белый воробей» подвергся изменениям: было дано новое название – «Пуночка», прямое указание на гибель птицы отсутствовало. В дебютном сборнике влияние Ю.И. Коваля еще заметно, при этом в произведениях уже формируется собственный авторский стиль А. Д. Дорофеева, стилевые черты заметны, например, в особом внимании к колористике, иноязычной лексике. В «северных» рассказах доминируют белый и черный цвета, миниатюра «Бука бары» посвящена познанию ребенком нового мира, открывающегося ему через якутские слова. В 1981 году автор оставляет работу реставратора. | В 1979 году в первом номере журнала «Мурзилка» были опубликованы рассказы для детей, выросшие из заметок: «Белый воробей», «Молоко в мешке» и «Стеклянная елка». Иллюстрировал их художник-график П. И. Багин (род. 1938). Впоследствии он неоднократно иллюстрировал прозу Дорофеева. В этих маленьких рассказах показана жизнь на Севере глазами ребенка, недавно приехавшего в Якутию. Для героя непривычно все: белая окраска птиц и животных («Белый воробей»), холод, от которого замерзает молоко («Молоко в мешке») и застывает принесенная из леса елка («Стеклянная елка»). В детских рассказах звучали темы свободы и неволи, жизни и смерти, нравственной чуткости, совести. Рассказы вошли в первую авторскую книгу «Белый воробей», выпущенную издательством «Детская литература» в 1980 году. Для этого издания автор переработал некоторые произведения; так, «Белый воробей» подвергся изменениям: было дано новое название – «Пуночка», прямое указание на гибель птицы отсутствовало. В дебютном сборнике влияние Ю.И. Коваля еще заметно, при этом в произведениях уже формируется собственный авторский стиль А. Д. Дорофеева, стилевые черты заметны, например, в особом внимании к колористике, иноязычной лексике. В «северных» рассказах доминируют белый и черный цвета, миниатюра «Бука бары» посвящена познанию ребенком нового мира, открывающегося ему через якутские слова. В 1981 году автор оставляет работу реставратора. | ||
Строка 49: | Строка 63: | ||
Вдохновленный новыми впечатлениями и удачной продажей картин, Дорофеев решает отложить возвращение на три месяца. Жилье супругам предоставила легендарная исполнительница фламенко Пилар Риоха (полное имя Мария де Пилар Риоха де Олмо, род. 1932), знакомая с Г. Плакущенко еще по гастролям в СССР. Танцовщица жила недалеко от центра города, в небольшом особняке с двориком. Благодаря ее друзьям удалось организовать первые персональные выставки Дорофеева и найти желающих приобрести его работы, а также заинтересовать журналистов из центральных газет Мехико. | Вдохновленный новыми впечатлениями и удачной продажей картин, Дорофеев решает отложить возвращение на три месяца. Жилье супругам предоставила легендарная исполнительница фламенко Пилар Риоха (полное имя Мария де Пилар Риоха де Олмо, род. 1932), знакомая с Г. Плакущенко еще по гастролям в СССР. Танцовщица жила недалеко от центра города, в небольшом особняке с двориком. Благодаря ее друзьям удалось организовать первые персональные выставки Дорофеева и найти желающих приобрести его работы, а также заинтересовать журналистов из центральных газет Мехико. | ||
Следующие десять лет, 1991–2001-е, | Следующие десять лет, 1991–2001-е, Александр Дорофеев прожил в Мексике, ловил рыбу и лобстеров в море, подрабатывал выставкой-продажей и созданием на заказ картин разных жанров – пейзажей, натюрмортов, картин на библейские сюжеты и икон. За это время было написано почти пять сотен полотен и проведено тридцать персональных выставок. Мексика, как вспоминает писатель, «приветлива», в ней «легко осваиваешься со всем для тебя новым, включая испанский язык». | ||
Два года (1998–2000) провел на небольшом острове Косумель в Карибском море, где находится второй по величине коралловый риф и обитают животные-эндемики. | Два года (1998–2000) провел на небольшом острове Косумель в Карибском море, где находится второй по величине коралловый риф и обитают животные-эндемики. | ||
Строка 55: | Строка 69: | ||
Мексиканский период стал плодотворным и в плане литературы. «В карибских благословенных широтах все хорошо – и писать, и рисовать», – признается автор в повести-альбоме «Выставка». Между тем, в России в «Детской литературе» выходит повесть о юности императора Петра «Звезда корабельная» (1992), переиздаются «Корабельные пути» (1994). | Мексиканский период стал плодотворным и в плане литературы. «В карибских благословенных широтах все хорошо – и писать, и рисовать», – признается автор в повести-альбоме «Выставка». Между тем, в России в «Детской литературе» выходит повесть о юности императора Петра «Звезда корабельная» (1992), переиздаются «Корабельные пути» (1994). | ||
В Москву, в новое государство, | В Москву, в новое государство, Александр Дорофеев вернулся в 2001 году. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Александр Дорофеев"> | |||
Файл:Dorofeev-Aleksandr (8).jpg|Александр Дорофеев, Туркестан, 1978 | |||
Файл:Dorofeev-Aleksandr (6).jpg|Александр Дорофеев | |||
Файл:Dorofeev-Aleksandr (3).jpg|Александр Дорофеев | |||
Файл:Dorofeev-Aleksandr (4).jpg|Александр Дорофеев | |||
Файл:Dorofeev-Aleksandr (2).jpg|Александр Дорофеев | |||
Файл:Dorofeev-Aleksandr (5).jpg|Александр Дорофеев | |||
Файл:Aleksandr-Dorofeev-avtograf.jpg|Александр Дорофеев / автограф | |||
</gallery></center> | |||
В 2003 году в «Мурзилке» вышел его «Эле-Фантик» – сказочная повесть о приключениях слоненка и его борьбе с ураганом Быком. В 2005 году «Мурзилка» опубликовал философскую повесть-сказку, использующую мотивы восточных сказок и притч, – «Рыжий ослик, или превращения». | В 2003 году в «Мурзилке» вышел его «Эле-Фантик» – сказочная повесть о приключениях слоненка и его борьбе с ураганом Быком. В 2005 году «Мурзилка» опубликовал философскую повесть-сказку, использующую мотивы восточных сказок и притч, – «Рыжий ослик, или превращения». | ||
Строка 75: | Строка 103: | ||
Зарубежная география изданий творчества А. Д. Дорофеева охватывает Голландию, Сербию и Китай. | Зарубежная география изданий творчества А. Д. Дорофеева охватывает Голландию, Сербию и Китай. | ||
== Изданные книги == | ==Александр Дорофеев / Изданные книги== | ||
* Дорофеев А. Д. Белый воробей. – М.: Детская литература,1980. | * Дорофеев А. Д. Белый воробей. – М.: Детская литература,1980. |