Маврина Татьяна Алексеевна: различия между версиями

Строка 23: Строка 23:
== Биография ==
== Биография ==
__FORCETOC__
__FORCETOC__
Родилась 20 декабря 1902 г. (по другим сведениям год рождения художницы — 1900) в Нижнем Новгороде, там же провела детство и раннюю юность. Её отец, Алексей Иванович Лебедев, был учителем, дослужился до должности заведующего отделом народного образования Нижегородского губернского земства, после Октябрьской революции работал в Наркомпросе. Мать, Анастасия Петровна Лебедева (в девичестве Маврина), также занималась преподавательской деятельностью. Она была учительницей в нижегородском училище имени А. С. Гациского для девочек из бедных семей. Позже стала директором этого учебного заведения. Всего в семье Лебедевых было четверо детей.  
Татьяна Маврина родилась 20 декабря 1902 г. (по другим сведениям год рождения художницы — 1900) в Нижнем Новгороде, там же провела детство и раннюю юность. Её отец, Алексей Иванович Лебедев, был учителем, дослужился до должности заведующего отделом народного образования Нижегородского губернского земства, после Октябрьской революции работал в Наркомпросе. Мать, Анастасия Петровна Лебедева (в девичестве Маврина), также занималась преподавательской деятельностью. Она была учительницей в нижегородском училище имени А. С. Гациского для девочек из бедных семей. Позже стала директором этого учебного заведения. Всего в семье Лебедевых было четверо детей.  




Строка 33: Строка 33:
В 1930-е гг. Татьяна Маврина стала активно работать как художник-иллюстратор. В этот период иллюстрировала преимущественно книги для детей среднего и старшего школьного возраста. Из наиболее значительных её работ — «Судьба Шарля Лонсевиля» [[Паустовский Константин Георгиевич|К. Г. Паустовского]] (1933, 1935), «Джек Восьмёркин американец» Н. Г. Смирнова (1933, 1935), «Солнечная» К. И. Чуковского (1934, 1936). Для детей помладше художница проиллюстрировала такие произведения, как «Песнь о стройке» А. Л. Барто (1931, 1932), «Про нашего друга — про чёрный уголь» Б. Киссина (1931), «Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится?» В. В. Маяковского (1931). В предвоенные годы Маврина делала иллюстрации к произведениям классиков зарубежной литературы — Анатоля Франса, Эмиля Золя, Стендаля, Вашингтона Ирвинга и др. Художница также выполнила серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова: «Измаил-Бей», «Тамань», «Тамбовская казначейша».
В 1930-е гг. Татьяна Маврина стала активно работать как художник-иллюстратор. В этот период иллюстрировала преимущественно книги для детей среднего и старшего школьного возраста. Из наиболее значительных её работ — «Судьба Шарля Лонсевиля» [[Паустовский Константин Георгиевич|К. Г. Паустовского]] (1933, 1935), «Джек Восьмёркин американец» Н. Г. Смирнова (1933, 1935), «Солнечная» К. И. Чуковского (1934, 1936). Для детей помладше художница проиллюстрировала такие произведения, как «Песнь о стройке» А. Л. Барто (1931, 1932), «Про нашего друга — про чёрный уголь» Б. Киссина (1931), «Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится?» В. В. Маяковского (1931). В предвоенные годы Маврина делала иллюстрации к произведениям классиков зарубежной литературы — Анатоля Франса, Эмиля Золя, Стендаля, Вашингтона Ирвинга и др. Художница также выполнила серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова: «Измаил-Бей», «Тамань», «Тамбовская казначейша».


Вместе с художником [[Алфеевский Валерий Сергеевич|Валерием Алфеевским]] представили художественному совету детской редакции ОГИЗа листы книжки-картинки «Цирк» в технике коллажа. Проект был одобрен, и, хотя «Цирк» издан не был, творческий дуэт получил заказ на оформление книги М. Гершензона «Товарищ Метр». Алфеевский и Лебедева создали весёлый изобразительный пересказ фантастической истории о забавных приключениях юнги ростом в метр. Книга со множеством штриховых рисунков была напечатана очень быстро — вышла в том же 1930 году.


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Товарищ Метр / Михаил Гершензон. Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева, 1930">
Файл:Alfeevskij-Metr (2).jpg|Товарищ Метр / Михаил Гершензон. Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-Metr (1).jpg|[[Алфеевский Валерий Сергеевич|Валерий Алфеевский]] и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-Metr (3).jpg|Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-Metr (4).jpg|Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-Metr (5).jpg|Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
</gallery></center>
Затем В.С. Алфеевский и Т.А. Лебедева проиллюстрировали две книги о научно-техническом прогрессе своего времени: цветную «Хитрые машины» и «Приключения изобретений» А. Ивича (обе — 1930). Иллюстрации в этих книгах были лишены всякого академизма и научной достоверности — тогда этого не требовали ни редакторы, ни авторы. Алфеевский говорил: «Считалось, что рисунки прежде всего должны возбудить творческую фантазию ребёнка, вызвать у него интерес к науке и технике, в которых он сейчас все равно понять ничего не может, а подлинный интерес придет позже, и тогда в его распоряжении будут другие книги. <...> В то время довольно широкое распространение получили идеи "инфантилизма", особенно у художников, работавших в дошкольной детской книге. Думали, что приближение к детским представлениям о действительности облегчит детям понимание окружающего их мира. Привлекательность "инфантилизма" для нас, молодых художников, заключалась в большей свободе интерпретации, подражании детскому рисунку с его яркой выразительностью и красочной декоративностью».
За очень короткое время В.С. Алфеевский и Т.А. Лебедева оформили около десяти книг, среди которых — известнейшая цветная книжка-картинка «Парк культуры и отдыха» (1930).
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Парк культуры и отдыха / Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева, 1930">
Файл:Alfeevskij-VDNH (2).jpg|Парк культуры и отдыха / Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева, 1930
Файл:Alfeevskij-VDNH (1).jpg|Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-VDNH (3).jpg|Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-VDNH (5).jpg|Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
Файл:Alfeevskij-VDNH (4).jpg|Художники: Валерий Алфеевский и Татьяна Лебедева
</gallery></center>
В.С. Алфеевский всегда тепло отзывался о творческом сотрудничестве с [[Маврина Татьяна Алексеевна|Т.А. Мавриной]]. «Мы далеко не всегда работали в четыре руки, — вспоминал он много позже. — Замысел и композиция создавались в тесной согласованности. [[Маврина Татьяна Алексеевна|Т. Лебедева]] обладала красивым уверенным рисунком <...> Любовь Т. Лебедевой к новому в искусстве хорошо уживалась с моими более традиционными представлениями о действительности, а её в какой-то мере режиссёрская расчётливость удачно оформляла моё более непосредственное отношение к натуре».
Последней книгой художников-соавторов стала цветная книжка-картинка «На якоре» (1931), в основе которой — впечатления от поездки в Баку, Батуми и Одессу. Вскоре на одном из совещаний по детской литературе иллюстрации В.С. Алфеевского и Т.А. Лебедевой подверглись резкой и во многом несправедливой критике (в частности, их обвинили в формализме и инфантилизме). Заказы на оформление книг прекратились, и творческие пути художников разошлись.
В годы Великой Отечественной войны Татьяна Маврина создавала антифашистские лубки и плакаты. С этого же периода художница начала работать над графическими сериями пейзажей старой Москвы и Загорска (ныне Сергиев Посад). В последующие годы Т. А. Маврина увлеклась рисованием ландшафтов и старинных городов средней полосы России. Путешествуя по русским городам, художница вновь открывала для себя мир народного творчества, с которым она была знакома с детства. Т. А. Маврина делала копии лубков, прялок, игрушек, расписывала туески, старинной формы бутылки и подносы.
В годы Великой Отечественной войны Татьяна Маврина создавала антифашистские лубки и плакаты. С этого же периода художница начала работать над графическими сериями пейзажей старой Москвы и Загорска (ныне Сергиев Посад). В последующие годы Т. А. Маврина увлеклась рисованием ландшафтов и старинных городов средней полосы России. Путешествуя по русским городам, художница вновь открывала для себя мир народного творчества, с которым она была знакома с детства. Т. А. Маврина делала копии лубков, прялок, игрушек, расписывала туески, старинной формы бутылки и подносы.


Строка 44: Строка 72:




<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Иллюстрации Татьяны Мавриной">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Татьяна Маврина">
Файл:Morozko Tatyana Mavrina 1.jpg|Татьяна Маврина. Морозко, Детгиз, 1956 год
Файл:Morozko Tatyana Mavrina 1.jpg|Татьяна Маврина. Морозко, Детгиз, 1956 год
Файл:Morozko Tatyana Mavrina.jpg|Татьяна Маврина. Морозко, Детгиз, 1956 год
Файл:Morozko Tatyana Mavrina.jpg|Татьяна Маврина. Морозко, Детгиз, 1956 год