44 835
правок
Нет описания правки |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Шаблон:Писатель2 | {{Шаблон:Писатель2 | ||
|ФИО = Шварц Евгений Львович | |ФИО = Шварц Евгений Львович | ||
|Портрет = | |Портрет = Evgenij-SHvarc.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg --> | ||
|Описание портрета = | |Описание портрета = Евгений Шварц | ||
|Имя при рождении = | |Имя при рождении = | ||
|Псевдоним(ы) = | |Псевдоним(ы) = | ||
|Дата рождения = 09.10.1896 (21.10 по старому стилю) <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 --> | |Дата рождения = 09.10.1896 (21.10 по старому стилю) <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 --> | ||
|Место рождения = | |Место рождения = г. Казань | ||
|Дата смерти = 15.01.1958 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 --> | |Дата смерти = 15.01.1958 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 --> | ||
|Место смерти = | |Место смерти = Ленинград, СССР | ||
|Период творчества = | |Период творчества = | ||
|Гражданство = | |Гражданство = Российская империя, СССР | ||
|Род деятельности = | |Род деятельности = | ||
|Жанр = | |Жанр = | ||
|Язык произведений = | |Язык произведений = русский | ||
|Премии = | |Премии = | ||
|Награды = | |Награды = | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
'''Евгений Львович Шварц''' — драматург и прозаик. | '''Евгений Львович Шварц''' — драматург и прозаик. | ||
== Биография == | == Биография == | ||
Евгений Шварц родился в семье студента-медика Льва Борисовича Шварца, уроженца Екатеринодара (ныне Краснодар), еврея, перешедшего в православие, и его супруги Марии Федоровны, урожденной Шелковой, акушерки, родом из Рязани. В 1898 году Лев Борисович Шварц закончил университет и получил место врача сперва в Дмитрове, затем в Майкопе. После окончания Майкопского реального училища (1913) Евгений Шварц учился сперва в Народном университете имени Шанявского в Москве, затем на юридическом факультете Московского университета. В 1916 он был призван в армию, служил в Царицыне, направлен в юнкерское училище в Москву, произведен в прапорщики (октябрь 1917). | |||
После октябрьского переворота Шварц уехал в Екатеринодар, где находились его родители, где вступил в Добровольческую армию и участвовал в знаменитом Ледовом походе. Результатом контузии стал тремор, сохранившийся до конца жизни. Участие в Гражданской войне на стороне белых было тайной, которую Шварц скрывал всю свою жизнь; этот период никак не отразился в его автобиографических записках. | После октябрьского переворота Евгений Шварц уехал в Екатеринодар, где находились его родители, где вступил в Добровольческую армию и участвовал в знаменитом Ледовом походе. Результатом контузии стал тремор, сохранившийся до конца жизни. Участие в Гражданской войне на стороне белых было тайной, которую Шварц скрывал всю свою жизнь; этот период никак не отразился в его автобиографических записках. | ||
После Гражданской войны Шварц был актером театральной мастерской Павла Вайсберма в Ростове-на-Дону, одновременно учась в университете. В октябре 1921 труппа переехала в Петроград и вскоре распалась. В 1922-1923 годы Шварц был секретарем к К.И.Чуковского, одновременно подрабатывая сочинением скетчей и газетных фельетонов; был близок к группе «Серапионовы братья». В 1923 году на некоторое время переселился в Бахмут, где познакомился с [[Олейников Николай Макарович|Н.М.Олейниковым]]. По предложению Олейникова Шварц вместе с М.Л. Слонимским организовал литературный журнал «Забой» и до возвращения в начале 1924 в Ленинград (за время его отсутствия город поменял название) участвовал в его редактировании. Олейников стал его ближайшим другом; литературное сотрудничество Шварца и Олейникова продолжалось до гибели последнего в 1937 году, хотя их человеческие отношения развивались неровно и драматично. | После Гражданской войны Шварц был актером театральной мастерской Павла Вайсберма в Ростове-на-Дону, одновременно учась в университете. В октябре 1921 труппа переехала в Петроград и вскоре распалась. В 1922-1923 годы Шварц был секретарем к К.И. Чуковского, одновременно подрабатывая сочинением скетчей и газетных фельетонов; был близок к группе «Серапионовы братья». В 1923 году на некоторое время переселился в Бахмут, где познакомился с [[Олейников Николай Макарович|Н.М.Олейниковым]]. По предложению Олейникова Шварц вместе с М.Л. Слонимским организовал литературный журнал «Забой» и до возвращения в начале 1924 в Ленинград (за время его отсутствия город поменял название) участвовал в его редактировании. Олейников стал его ближайшим другом; литературное сотрудничество Шварца и Олейникова продолжалось до гибели последнего в 1937 году, хотя их человеческие отношения развивались неровно и драматично. | ||
Как детский писатель Шварц дебютировал в 1924 «Рассказом старой балалайки», опубликованным в журнале «Воробей» и посвященным петербургскому наводнению 1824 года. В следующем году рассказ вышел отдельной книжкой. За ней последовали другие («Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики» и др.). С 1927 года Шварц, вместе с Маршаком, Олейниковым и др,. работал в Детском секторе Госиздата. К этому периоду относится его тесное общение с членами ОБЭРИУ. | Как детский писатель Шварц дебютировал в 1924 «Рассказом старой балалайки», опубликованным в журнале «Воробей» и посвященным петербургскому наводнению 1824 года. В следующем году рассказ вышел отдельной книжкой. За ней последовали другие («Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики» и др.). С 1927 года Шварц, вместе с Маршаком, Олейниковым и др,. работал в Детском секторе Госиздата. К этому периоду относится его тесное общение с членами ОБЭРИУ. | ||
Строка 33: | Строка 33: | ||
Еще в Ростове Шварц женился на актрисе студии Вайсбрема Гаяне Халайджиевой (по сцене Холодовой). В этом браке родилась дочь Наташа. В 1930 году Шварц оставил семью и женился на Екатерине Ивановне Обуховой, в первом браке Зильбер (после смерти мужа, в 1963 году, она покончила с собой). За исключением эвакуации в Киров и Душанбе в 1941-1944 годы, Шварц никогда не покидал Ленинград. С начала 1930-х годов он занимался исключительно литературной работой. | Еще в Ростове Шварц женился на актрисе студии Вайсбрема Гаяне Халайджиевой (по сцене Холодовой). В этом браке родилась дочь Наташа. В 1930 году Шварц оставил семью и женился на Екатерине Ивановне Обуховой, в первом браке Зильбер (после смерти мужа, в 1963 году, она покончила с собой). За исключением эвакуации в Киров и Душанбе в 1941-1944 годы, Шварц никогда не покидал Ленинград. С начала 1930-х годов он занимался исключительно литературной работой. | ||
В 1929 году в Театре Юного Зрителя была поставлена первая пьеса Шварца – «Ундервуд». Уже в ней традиционные сказочные ситуации и образы вторгаются в повседневную советскую реальность. В дальнейшем этот прием становится сквозным для писателя – как в детских пьесах и рассказах, так и в произведениях для взрослых. Во «взрослых» пьесах («Голый король», 1933, «Тень», 1940, «Дракон», 1943, «Обыкновенное чудо» 1950) сюжетные ходы, заимствованные из сказок (главным образом, Андерсена) или так или иначе восходящие к ним, парадоксально обостряются и трансформируются; используются приемы, близкие к театру абсурда. Не случайно постановщик пьес Шварца, Н.П. Акимов, сравнивал его с Э.Ионеско. Абстрактное обличение тирании и жестокости воспринималось в условиях сталинского СССР как использование «эзопова языка»: особенно это видно в пьесе «Дракон», задуманной как антифашистская, но легко проецируемой и на советские реалии. Моральные и философские идеи, заключенные в пьесах Шварца, также нетривиальны. Все это обусловило их трудную сценическую историю. «Голый король» не был поставлен при жизни автора, «Тень» шла в Ленинградском Театре Комедии лишь один сезон, «Дракон» был запрещен после первого спектакля (в 1946 году он был, однако, поставлен в Германии, на оккупированной СССР территории). Лишь в 1956 году «взрослые» пьесы Шварца были изданы, в том же году в Театре—Студии киноактера и Театре Комедии увидело сцену «Обыкновенное чудо». Начиная с 1960-х эти пьесы Шварца стали широко ставиться и экранизироваться. | В 1929 году в Театре Юного Зрителя была поставлена первая пьеса Шварца – «Ундервуд». Уже в ней традиционные сказочные ситуации и образы вторгаются в повседневную советскую реальность. В дальнейшем этот прием становится сквозным для писателя – как в детских пьесах и рассказах, так и в произведениях для взрослых. Во «взрослых» пьесах («Голый король», 1933, «Тень», 1940, «Дракон», 1943, «Обыкновенное чудо» 1950) сюжетные ходы, заимствованные из сказок (главным образом, Андерсена) или так или иначе восходящие к ним, парадоксально обостряются и трансформируются; используются приемы, близкие к театру абсурда. Не случайно постановщик пьес Шварца, Н.П. Акимов, сравнивал его с Э. Ионеско. Абстрактное обличение тирании и жестокости воспринималось в условиях сталинского СССР как использование «эзопова языка»: особенно это видно в пьесе «Дракон», задуманной как антифашистская, но легко проецируемой и на советские реалии. Моральные и философские идеи, заключенные в пьесах Шварца, также нетривиальны. Все это обусловило их трудную сценическую историю. «Голый король» не был поставлен при жизни автора, «Тень» шла в Ленинградском Театре Комедии лишь один сезон, «Дракон» был запрещен после первого спектакля (в 1946 году он был, однако, поставлен в Германии, на оккупированной СССР территории). Лишь в 1956 году «взрослые» пьесы Шварца были изданы, в том же году в Театре—Студии киноактера и Театре Комедии увидело сцену «Обыкновенное чудо». Начиная с 1960-х эти пьесы Шварца стали широко ставиться и экранизироваться. | ||
Судьба произведений Шварца, написанных для детей, складывалась гораздо благоприятнее. Его детские пьесы-сказки («Принцесса и свинопас»,1934, «Красная шапочка»,1936, «Снежная королева»,1939, «Брат и сестра»,1940, «Два клена», 1953 и другие) регулярно ставились в Театре юного зрителя и других театрах СССР. Некоторые пьесы («Кукольный город», 1939) написаны для театра кукол. Используя сюжеты литературных или народных сказок, Шварц «очеловечивал» их персонажей, наполнял действие парадоксальным юмором, лиризмом, иногда (как в «Снежной королеве») вводил в действие автора-повествователя. К пьесам примыкают сказочные новеллы для детей - «Сказка о потерянном времени» (1940), «Два брата» (1943) и др. Во многих произведениях Шварца присутствует мотив угрожающей трансформации мира, утраты идентичности: дети становятся стариками («Сказка о потерянном времени»), живые существа превращаются в ледяные фигуры («Два брата») или деревья («Два клена»). | Судьба произведений Шварца, написанных для детей, складывалась гораздо благоприятнее. Его детские пьесы-сказки («Принцесса и свинопас»,1934, «Красная шапочка»,1936, «Снежная королева»,1939, «Брат и сестра»,1940, «Два клена», 1953 и другие) регулярно ставились в Театре юного зрителя и других театрах СССР. Некоторые пьесы («Кукольный город», 1939) написаны для театра кукол. Используя сюжеты литературных или народных сказок, Шварц «очеловечивал» их персонажей, наполнял действие парадоксальным юмором, лиризмом, иногда (как в «Снежной королеве») вводил в действие автора-повествователя. К пьесам примыкают сказочные новеллы для детей - «Сказка о потерянном времени» (1940), «Два брата» (1943) и др. Во многих произведениях Шварца присутствует мотив угрожающей трансформации мира, утраты идентичности: дети становятся стариками («Сказка о потерянном времени»), живые существа превращаются в ледяные фигуры («Два брата») или деревья («Два клена»). | ||
Строка 39: | Строка 39: | ||
В «реалистических» рассказах и пьесах («Клад», 1933 и др.) индивидуальность Шварца проявляется в меньшей степени. | В «реалистических» рассказах и пьесах («Клад», 1933 и др.) индивидуальность Шварца проявляется в меньшей степени. | ||
Шварцу принадлежит большое количество киносценариев. Среди них можно назвать сценарий-инсценировку «Дон-Кихота» для фильма Г.Козинцева (1957), написанный совместно с Н.Эрдманом в 1947 году сценарий фильма «Каин XVIII (поставлен в 1963), в котором использованы мотивы пьесы «Голый король», и несколько сценариев, написанных в соавторстве с Олейниковым: детские фильмы «Разбудите Леночку»(1934) и «Леночка и виноград»(1936) и взрослый – «На отдыхе»(1936). | Шварцу принадлежит большое количество киносценариев. Среди них можно назвать сценарий-инсценировку «Дон-Кихота» для фильма Г. Козинцева (1957), написанный совместно с Н. Эрдманом в 1947 году сценарий фильма «Каин XVIII (поставлен в 1963), в котором использованы мотивы пьесы «Голый король», и несколько сценариев, написанных в соавторстве с Олейниковым: детские фильмы «Разбудите Леночку»(1934) и «Леночка и виноград»(1936) и взрослый – «На отдыхе»(1936). | ||
Шварц писал также стихи в обэриутском духе, по большей части шуточные. | Шварц писал также стихи в обэриутском духе, по большей части шуточные. | ||
Строка 45: | Строка 45: | ||
Еще одно произведение Шварца – дневник в основном мемуарного характера, создававшийся в 1950-1958 годы и частично изданный под названием «Живу беспокойно…» в 1990 (более полное издание – «Превратности судьбы», 2013) и содержащий ценный материал о литературной жизни 1920-30-х годов, в том числе о детской литературе. | Еще одно произведение Шварца – дневник в основном мемуарного характера, создававшийся в 1950-1958 годы и частично изданный под названием «Живу беспокойно…» в 1990 (более полное издание – «Превратности судьбы», 2013) и содержащий ценный материал о литературной жизни 1920-30-х годов, в том числе о детской литературе. | ||
Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище. | |||
== Основные издания == | == Основные издания == | ||
* Е.Л. Шварц Все произведения. Проза. Пьесы. Стихи. М. Астрель, 2012 | * Е.Л. Шварц Все произведения. Проза. Пьесы. Стихи. М. Астрель, 2012 | ||
* Е.Л.Шварц Полное собрание сочинений в одном томе М.Альфа-книга. 2017 | * Е.Л.Шварц Полное собрание сочинений в одном томе М. Альфа-книга. 2017 | ||
* Е.Л. Шварц Рассказ старой балалайки. М.Л ГИЗ 1925 | * Е.Л. Шварц Рассказ старой балалайки. М.Л ГИЗ 1925 | ||
* Е.Л.Шварц Ундервуд. Пьеса. М.; Л.: ГИЗ 1930 | * Е.Л.Шварц Ундервуд. Пьеса. М.; Л.: ГИЗ 1930 | ||
Строка 59: | Строка 58: | ||
* Е.Л.Шварц Пьесы М. Советский писатель 1962 | * Е.Л.Шварц Пьесы М. Советский писатель 1962 | ||
* Е.Л.Шварц Пьесы Л. Советский писатель 1972, 1982 | * Е.Л.Шварц Пьесы Л. Советский писатель 1972, 1982 | ||
* Е.Л. Шварц Живу беспойно… (из дневников) Л.Советский писатель 1990 | * Е.Л. Шварц Живу беспойно… (из дневников) Л. Советский писатель 1990 | ||
* Е.Л. Шварц Телефонная книжка. М.: Искусство 1997 | * Е.Л. Шварц Телефонная книжка. М.: Искусство 1997 | ||
* Е.Л.Шварц Позвонки минувших дней. М.: Вагриус,2008 | * Е.Л.Шварц Позвонки минувших дней. М.: Вагриус, 2008 | ||
* Е.Л. Шварц Обыкновенное чудо М.: Эксмо 2008 | * Е.Л. Шварц Обыкновенное чудо М.: Эксмо 2008 | ||
* Е.Л. Шварц Превратности судьбы. Воспоминания об эпохе из дневников писателя. — М.: АСТ 2013 | * Е.Л. Шварц Превратности судьбы. Воспоминания об эпохе из дневников писателя. — М.: АСТ 2013 |