Соковенина Елена Фёдоровна

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Елена Соковенина
Елена Соковенина
Елена Соковенина
Псевдоним(ы) М. Р. Маллоу
Дата рождения 1976 год
Место рождения Рига, Латвия, СССР
Гражданство Латвийская Республика
Род деятельности писатель, издатель
Язык произведений русский



Елена Фёдоровна Соковенина — латвийский и российский писатель, редактор, издатель, журналист, блогер.

Елена Соковенина / Биография

Елена Фёдоровна Соковенина родилась в столице Латвии Риге в 1976 году, в семье инженеров.

После 9 класса средней школы поступила на искусствоведческое отделение Рижского лицея им. А. С. Пушкина (Puškina licejs; 1991–1994). В 2002 году окончила факультет русской филологии Латвийского государственного университета (Latvijas Universitāte).

Книги присутствовали в жизни Елены с раннего детства. Девочке много читали — и дома, и в детском саду. Но ей этого было мало: она хотела научиться читать сама, чтобы никого не просить и не ждать. Момент, когда знаки на бумаге обрели смысл, Елена помнит хорошо: «Мне года четыре или пять, а вернее, где-то между, я сижу дома на полу, надо мной ножки стола и скатерть, и вдруг осознаю, что могу прочесть название книги в руках — “Соломенный бычок”. «Смоляной бочок” пошёл труднее, потому что я не знала пока, что это, но буквы сложились в слова. Для начала хватало и этого, а уж что значит слово — это потом». С тех пор Елена читала всё, что попадало в руки, и очень удивлялась, что остальные не делали так же.

Вскоре появился и любимый герой — персонаж книги «Джек — победитель великанов»: маленький, смелый и неунывающий человек. «Я сама не такая, но очень хочу такой стать», — сказала однажды Елена Фёдоровна. Спустя несколько лет место Джека занял Гек Финн. Он понравился ещё больше — своим свободолюбием, и, когда в третьем классе задали сочинение на тему «Мой любимый литературный герой», Елена написала: «И пусть Гек живёт на улице и ест помои, всё равно он мой самый лучший друг!» Учительница поняла эту фразу буквально и сообщила тревожную новость родителям Елены. Папа с мамой недоумевали: неужели их дочь в самом ела найденное на помойке? Недоразумение вскоре разъяснилось, все смеялись. Но, говорит Елена Фёдоровна, справедливости ради надо отметить, что тогда её очень привлекали свалки, потому что там была масса любопытнейших вещей. В дальнейшем этот интерес к вещному миру трансформировался в увлечение периодом европейской истории с 1850 по 1940 год, в частности — историей Британии времён Шерлока Холмса.

Следующий литературный персонаж, завладевший вниманием Елены, — Джек Восьмёркин. Фильм, снятый по книге «Джек Восьмёркин, американец», она посмотрела в пятом классе и осталась недовольна финалом. Прочла роман. Книга понравилась ещё меньше: писать надо было не так, герои должны быть другие. Теперь, оглядываясь назад, Елена Фёдоровна понимает, что именно тогда в ней начал просыпаться писатель, но до момента, когда она осознала, что носит в себе замысел собственной книги, была, по её словам, «ещё целая жизнь».

Писать, однако, Елена не мечтала: в будущем видела себя сначала ветеринаром — потому что всегда любила животных, потом актрисой. В школьные годы даже занималась в театральной студии, пока не разочаровалась: в актёрской профессии мало свободы, и выбор роли от неё не зависел. Поставив целью для начала жить самостоятельно, бросила отделение журналистики Балтийско-Русского университета и несколько лет работала где только можно, пока не решила всё же вернуться в университет. Возможности учиться на русском языке бесплатно не было; пришлось просить поддержки родителей.

В университете Елена училась заочно, одновременно работала и сотрудничала с рижскими периодическими изданиями.

Первые публикации появились в 1999 году в журнале для женщин «Люблю!». Отдельные небольшие репортажи, посвящённые таким важным событиям, как свадьба и рождение детей, очень быстро превратились в авторскую колонку «Как это случается впервые». Колонка имела успех у читательниц, но довольно скоро Елена перестала писать для журнала, поскольку тема казалась ей исчерпанной. Снова стала публиковаться в «Люблю!», когда нашла новые интересные темы: о прыжках с парашютом; что делать, если заблудился в лесу; где найти время на занятия спортом и так далее.

В 2004–2005 годах Е. Соковенина сотрудничала с журналом «360 градусов». Теперь она писала биографические статьи, посвящённые Ж. Верну, К. Бенцу и другим людям, сыгравшим заметную роль в истории. Затем журнал начал испытывать финансовые трудности и перепрофилировался. Елена Фёдоровна занялась репетиторством, писала курсовые и дипломные работы для нерадивых студентов. Эта деятельность необыкновенно расширяла кругозор, потому что темы работ были самыми разнообразными — от способов обшивки корпусов кораблей и логистики до методики судейства спортивных танцев.

В 2006 году Елена Фёдоровна писала для недолго просуществовавшего журнала «EVA & ADAM». Эта работа дала ей очень ценный опыт: беря интервью у местных коммерсантов, она научилась писать диалоги. Кроме того, поскольку в журнале было мало авторов-мужчин, Елена под псевдонимом вела «мужскую» колонку, на ходу выясняя, чем речь и ход мыслей мужчин отличаются от женских.

В 2006–2007 годах Е. Соковенина работала в журнале для детей и родителей «Школа Плюс». Получив карт-бланш и задачу «делайте что хотите, но чтобы дети читали», Елена много писала. Так появились рассказы о Петечке Осликове, замечательном мальчике и отменном хулигане (Елена, как мама не менее прекрасного мальчика, много знает о детских шалостях) и замысел адресованного подросткам авантюрного романа в ретро-стиле. Когда политика «Школы Плюс» изменилась, Е. Соковенина рассталась с журналом и сосредоточилась на своих книгах.



Издатели, к которым обращалась Е. Соковенина, рукописи отклонили. Отказы побудили её задуматься о собственном издательстве. В 2008 году она нашла единомышленников и приняла участие в конкурсе бизнес-планов, чтобы завоевать главный приз — стипендию на открытие малого бизнеса. Однако начавшийся мировой финансово-экономический кризис поставил все планы на паузу. Е. Соковенина вернулась к журналистике, в частности, писала биографии для портала «Частный корреспондент» (рубрика «Календарь»).

И всё же первые книги Е. Соковениной нашли свой путь к читателю. Журнал «Электронные пампасы» несколько лет, с 2009 по 2014 год, публиковал отдельные рассказы о Петечке: «Как Петечка был ненастоящим», «Как Петечка стеснялся» и др. (Бумажная книга «Приключения П. Осликова, ребёнка, который хотел как лучше» была издана в 2016 году московским «Самокатом»). Гонораров они не принесли, зато широкая публика узнала о новом авторе, пишущем для современных детей так, что с удовольствием читают и взрослые. В 2010 году на средства, собранные на блог-платформе «Живой Журнал» по подписке, под псевдонимом Мармадьюк Реджинальд Маллоу, был издан роман «Пять баксов для доктора Брауна». Бумажный тираж книги составил 20 экземпляров — по числу подписчиков.

Обе книги понравились и читателям, и критике. В 2011 году «Пять баксов…» (точнее, первая часть романа) вошли в длинный список «Русской премии», а когда роман в электронном виде был представлен на сайте одного из онлайн-магазинов, за одну новогоднюю ночь его скачали 62 000 человек. В том же 2011-м отрывки из «Приключений П. Осликова…» стали обладателями специального приза конкурса «Жёлтая гусеница: полёты во сне и наяву». В дальнейшем «Пять баксов…» превратились в одноимённую серию авантюрных романов, действие которых происходит в начале ХХ века, а у «Приключений П. Осликова…» в 2018 году появилось продолжение — «П. Осликов продолжает хотеть как лучше».

В 2012 году Елена Соковенина начала писать статьи о детских книгах, публикуя их на страницах различных электронных и бумажных изданий («Новости литературы», fly-mama.ru, «Папмабук», «Regnum», «Первое сентября» и др.), а также впервые приняла участие во Всероссийском литературном конкурсе на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру». Повесть «Дорогая редакция! или Волшебная палочка госпожи Тендер» вошла в короткий список конкурса. В дальнейшем Е. Соковенина регулярно участвовала в «Книгуру» и добивалась успеха: практически все её рукописи оказывались в коротком списке и вскоре превращались в книги. Участие в других конкурсах тоже было тоже успешным; в частности, цикл небольших рассказов «Истории про дядю Тёму» в 2016 году вошёл в шорт-лист «Новой детской книги» (издан в 2022-м под названием «Системные ошибки»).

Первой книгой Е. Соковениной, опубликованной в России, стала повесть «Никаких животных!», выпущенная московским издательством «Аквилегия-М» в 2014 году. Затем в этом же издательстве увидела свет «Дорогая редакция!». Следующие книги Е. Соковениной выходили уже в издательстве «Самокат».

С «Самокатом» Е. Соковенину связывают годы плодотворного сотрудничества. В качестве редактора она отсматривает все рукописи русскоязычной прозы. Одна из её находок — ироничный шпионский роман Светланы Лавровой «Трилобиты не виноваты» (2020). Кроме того, Е. Соковенина ведёт блог «Самоката» на платформе «Яндекс.Дзен». Есть и совместный книжный проект «Самоката» и «Adventure Press», издательства, которое Елене Соковениной всё же удалось создать, — роман «Импровизаторы» (2020): в этой книге ретро-реальность «Пяти баксов…» смонтирована с современной версией романа о рекламщиках.

«Adventure Press» — «издательство книг для мужчин старше 15 лет и для девочек, которые в детстве не любили играть в куклы» — было зарегистрировано в 2011 году. Идею небольшого тематического издательства Елена «подсмотрела» в Европе, когда работала в типографии менеджером по экспорту. Такому издательству гораздо проще найти свою аудиторию. Специализацией «Adventure Press» стал выпуск приключенческой литературы, но не с целью простого развлечения. «Мне хотелось возродить прежних героев начала XX века, потому что, считаю, наше время очень похоже на викторианскую и эдвардианскую эпохи: произошёл такой же внезапный технический прорыв, безнадёжно разделивший поколения», — сказала Е. Сковенина в одном из своих интервью.

«Adventure Press» задумывалось как традиционное издательство, однако практически сразу стало ясно, что выпуск бумажных книг слишком сложен и дорог. Издательство переключилось на создание электронных книг. Впрочем, материальная сторона дела — не единственная причина, повлиявшая на это решение. Электронная книга — это пространство для эксперимента и дополненная реальность, а кроме того, она успешно решает проблему небольших тиражей и сложности с распространением в регионах.

Текущий репертуар издательства «Adventure Press» можно охарактеризовать так: авантюрный роман, пародия, буффонада, юмористический нон-фикшн. Практически всё — с английским «акцентом», но на русском языке: знаменитая ретро-серия о докторе Брауне плюс его современная версия «Универсальный саквояж мадам Ренар» (Е. Соковенина), «До Бейкер-стрит и обратно» (Е. Соковенина), «К вашим услугам, мадам!» (Е. Соковенина), «Свет! Больше света! Викторианская медицина с доктором Ватсоном» (Е. Соковенина и С. Чернов), «Том Джонс, человек из шкафа» (Е. Соковенина и Н. Поваляева), «Рубин для мастодонта» (С. Лаврова)… Эти и другие электронные книги издательства можно купить на крупнейшем книжном сервисе «ЛитРес» и других подобных площадках. В ближайших планах издательства — выпуск книг на латышском и английском языках. От идеи издавать бумажные книги «Adventure Press» тоже не отказывается.

Сегодня Елена Фёдоровна Соковенина — автор более чем десяти книг. По-прежнему живёт в любимой Риге и, как всегда, много работает, совмещая литературную, редакторскую и издательскую деятельность с уроками творческого письма, участием в различных культурных проектах, лекциями и выступлениями перед библиотекарями, встречами с читателями.


Елена Соковенина

Елена Соковенина / Книги

  • Соковенина, Е. Как П. Осликов мечтал на уроке : [смешной рассказ] / Елена Соковенина ; худож. Алексей Семичев // Чиж и Ёж : литературный журнал для детей. — Санкт-Петербург, 2011. — 45–46. — С. 8–11. — (Лауреаты ЧЁ).
  • Как хорошо уметь читать! Третий литературный фестиваль «Молодые писатели вокруг Детгиза» : 17–11 ноября 2011, Санкт-Петербург. Выпуск 3 / Е. Басова, Д. Ерошин, А. Сметанин, Е. Соковенина и др. ; сост. М. Д. Яснов, С. А. Махотин, А. Ю. Насонова. — Санкт-Петербург : ДЕТГИЗ, 2011. — 303 с. : ил.
  • Соковенина, Е. Никаких животных! / Елена Соковенина ; [ил. К. Прокофьева]. — Москва : Аквилегия, 2014. — 192 с. : ил. — (Тузик, Мурзик и другие...).
  • Как хорошо уметь читать! : седьмой литературный фестиваль «Молодые писатели вокруг Детгиза» : 7–10 октября 2015 года, Санкт-Петербург. Выпуск 7 / А. Анисимова, А. Моисеева, А. Орлова, Е. Соковенина и др. ; сост. М. Д. Яснов, С. А. Махотин, А. Ю. Насонова. — Санкт-Петербург: Детгиз, 2015. — 255 c. : ил.
  • Соковенина, Е. Дорогая редакция!.. или Волшебная палочка госпожи Тендер / Елена Соковенина ; [послеслов. авт. ; худож. Н. Рыжова]. — Москва : Аквилегия-М, 2015. — 272 с. : ил.
  • Соковенина, Е. Приключения П. Осликова, ребёнка, который хотел как лучше / автор Соковенина Е. ; иллюстратор Пташник О. — Москва : Самокат, 2016. — 207 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).
  • Шипулина, Т. Зефирный Жора : [сборник] / Тоня Шипулина. Крупная кость / Елена Соковенина. — Москва : Самокат, 2017. — 160 с. — (Один на один).
  • Соковенина, Е. П. Осликов продолжает хотеть как лучше / Е. Соковенина ; иллюстратор О. Пташник. — Москва : Самокат, 2018. — 176 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).
  • Соковенина, Е. Приключения П. Осликова, ребёнка, который хотел как лучше / автор Соковенина Е. ; иллюстратор Пташник О. — [2-е изд.]. — Москва : Самокат, 2019. — 208 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).
  • Соковенина, Е. Импровизаторы. Саквояж мадам Ренар : роман / Елена Соковенина. — Москва : Самокат, 2020. — 392 с. : ил. — (Читать далее).
  • Резкова, М. Ничего не бойся! Большая книга страха не только для маленьких трусишек / Милада Резкова ; перевод с чешского Ксении Тименчик ; стихи в переводе А. Шур, Е. Соковениной, К. Тименчик ; иллюстраторы Лукаш Урбанек, Якуб Каше. — Москва : Самокат, 2021. — 198 с. : цв. ил.
  • Соковенина, Е. Системные ошибки Д. Т. / Елена Соковенина ; ил. Никиты Терешина. — Москва : Самокат, 2022. — 110 с. : ил. — Лучшая новая книжка).

Елена Соковенина / Книги в НЭБ.Дети

  • Соковенина, Е. Никаких животных! / Елена Соковенина ; [ил. К. Прокофьева]. — Текст : электронный. — Москва : Аквилегия-М, 2014 (Москва : ЛитРес). — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Соковенина, Е. Приключения П. Осликова, ребёнка, который хотел как лучше / автор Соковенина Е. ; иллюстратор Пташник О. — Текст : электронный. — Москва : Аквилегия-М, 2016 (Москва : НБР, 2017). — 207 с. : ил. — (Лучшая новая книжка). — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Шипулина, Т. Зефирный Жора : [сборник] / Тоня Шипулина. Крупная кость / Елена Соковенина. — Москва : Самокат, 2017. — 161 с. — (Один на один). — Режим доступа: в залах РГДБ.

О жизни и творчестве

  • Галкин, Н. Писатель на открытке: портреты детских писателей в фотографиях Николая Галкина. — Москва : Центральная городская детская библиотека имени А.П. Гайдара, 2015. — 32 л. : фот.
  • Соковенина, Е. Что читают дети в Латвии / Е. Соковенина// Библиотека в школе «Первое сентября» : методическая газета для школьных и детских библиотек. — Москва. — 2014. —№ 5–6. — С. 49–51. — (Работа с читателями).
  • Елена Соковенина : [о жизни и творчестве]. — Текст : электронный // Электронные пампасы. Литературный журнал для детей и взрослых : сайт.

Премии и награды

  • 2011 — специальный приз конкурса «Жёлтая гусеница: полёты во сне и наяву» (за отрывки из книги «Приключения П. Осликова, ребёнка, который хотел, как лучше»).