Стругацкие Аркадий и Борис

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Стругацкие
Аркадий и Борис Стругацкие
Аркадий и Борис Стругацкие
Гражданство СССР, Российская Федерация
Род деятельности писатели
Язык произведений русский



Братья Стругацкие — Аркадий Натанович Стругацкий (28.08.1925, Батуми – 12.10.1991, Москва) и Борис Натанович Стругацкий (15.04.1933, Ленинград – 19.11.2012, Санкт-Петербург) – советские и российские писатели, сценаристы.

Стругацкие / Биография

Отец Натан Залманович Стругацкий (1892–1942), сын провинциального юриста, учился в Петроградском университете, в гражданскую войну был красным комиссаром, в 1920-е годы занимался народным образованием и партийной печатью. В 1930-е годы профессионально занимался искусствоведением. Вершина его карьеры – назначение в 1936 г. начальником управления искусств Сталинградского крайсполкома, однако за неортодоксальность взглядов в октябре 1937 г. он был исключен из партии. Был вовремя предупрежден об аресте и срочно уехал в Ленинград, где занял должность главного библиотекаря отдела эстампов Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Мать Александра Ивановна Литвинчёва (1901–1981), из семьи сельского торговца, была талантливым учителем русского языка и литературы.

Братьям Стругацким с детства прививалась любовь к чтению, особенно нравилась им фантастика, с одной стороны, считавшаяся тогда «несерьезной» литературой, а с другой – пользующаяся большой популярностью. Серьезным испытанием для семьи стала ленинградская блокада. В 1942 г. семья разделилась: мать с маленьким Борисом осталась в городе, а отец с шестнадцатилетним Аркадием эвакуировались по Дороге жизни. 7 февраля в Вологде отец умер. Аркадий, после вологодской больницы и скитаний, в январе 1943 г. был призван в армию, а из армии в мае откомандирован в Военный ин-т иностранных языков в Москве. В 1949 г. он получил диплом переводчика с японского и английского. Борис окончил математико-механический факультет ЛГУ в 1955 г., получил специальность звездного астронома, много лет работал в Пулковской обсерватории, не защитил кандидатскую диссертацию потому, что тема оказалась уже разработана в зарубежной науке. В студенческие годы начал заниматься литературным творчеством, сохранились его стихи, написанные в первые годы работы в обсерватории.

После демобилизации в 1955 г. Аркадий Стругацкий работал в Москве в Институте информации, а затем – редактором в издательстве «Детская литература», где занимался переводами.

За редким исключением, авторы не писали специально для детей. Тем не менее, они сознавали, что один из основных читателей фантастики – подростки старшего школьного возраста. Фантасты активно сотрудничали с Детгизом и «Детской литературой» на протяжении почти всей творческой жизни. Для детей были опубликованы «Страна багровых туч» в 1959 г., «Шесть спичек» в 1960 г., «Полдень, XXII век» в 1962 г., также изначально для детского издательства писался роман «Трудно быть богом» (написан в 1963 г., издан в 1964 г.). Однако данное произведение, как и ряд других («Путь на Амальтею» в 1960 г., «Стажеры» в 1962 г., «Далекая Радуга» в 1964 г., «Попытка к бегству» в 1965 г.) вышло в «Молодой гвардии» – издательстве, ориентированном тогда на юношество.

В 1965 г. Стругацкие публикуют в Детгизе «Понедельник начинается в субботу» – произведение, жанр которого фантасты сами определили как «сказку для работников младшего научного возраста». В произведениях конца 1959 – начала 1960-х определилась в основных чертах художественная манера братьев-писателей: изображение человека с комплексом его индивидуальных черт в масштабах Вселенной, моделирование образа прошлого, настоящего или будущего мира с учетом современных идей и теорий, сопряжение смелых научно-технических и социальных фантазий с вечными категориями Добра и Зла. Узловой проблемой стало нравственное самоопределение человека перед лицом Неведомого. Братья Стругацкие нашли своего героя – интеллигента, гуманиста, «обыкновенного» человека, этика которого держится на преданности научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством. Внутренний конфликт героя обусловлен резким расширением мыслительного горизонта.

В повестях-сказках «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке» (написано в 1967-м, опубликовано в 1989-м) писатели обратились к фольклорной и научной фантастике ради осмысления настоящего – эпохи 1960-х гг. В сравнении с раскрепощенной наукой, энтузиазмом образованной молодежи особенно заметна стала «торжествующая серость» бюрократии; идеология казарменного социализма и вздорные социальные проекты обнаружили свою пустоту. Несмотря на серьезность поднимаемых вопросов, обе «сказки» написаны с огромным остроумием, сатирическое начало в «Понедельнике…» ограничивается беззубой критикой, находя свое развитие в «Сказке о Тройке».



Писатели к середине 1960-х гг. становятся популярными, им пишут читатели разного возраста, в т. ч. школьники. В 1966 г. авторы получают приглашение от школы новосибирского Академгородка, куда в том же году отправляется Аркадий Натанович, ему вручают премию читателей. Встреча с «местными вундеркиндами», как пишет о том Ант Скаландис, произвела на Аркадия Стругацких сильное впечатление. Она послужила прообразом общения со школьниками Виктора Банера в романе «Гадкие лебеди» (написан в 1967 г.) – произведении, в котором значительную роль играют проблема воспитания, конфликт отцов и детей. Авторы сочувствуют обеим сторонам, но более благосклонны к детям, так как именно за ними будущее.

Проблема воспитания детей проходит через все творчество авторов. Фантасты обозначили в поздней публицистике свои идеи как «Высокую теорию воспитания». Согласно ей, дети должны передаваться от родителей в руки воспитателей и учителей в раннем возрасте (пяти-семи лет), жить сообща в школах-интернатах, где усилиями специалистов у каждого из них будет найден и развит его талант. Вероятность же того, что в руках родителей дети вырастут порядочными гражданами, по мнению Стругацких, слишком низка, чтобы им можно было целиком довериться. Поэтому в их произведениях отношения детей и взрослых редко переданы в оптимистичных тонах, если это не отношения ученика и учителя.

Так, в повести «Малыш» (написана и издана в 1971 г.) – фантастической вариации сюжета «Маугли» – взрослые персонажи по-разному относятся к по воле случая оставленному на чужой планете ребенку. Для одних героев он – жертва несчастных обстоятельств, а для других – способ установить контакт с местной разумной жизнью.

Отдельно от брата в 1973 г. Аркадий Стругацкий написал повесть-сказку «Экспедиция в преисподнюю» (издана в 1974 г.). Работа над «Экспедицией в преисподнюю» начиналась со сценария м/ф; мультипликационная поэтика бурлеска, гротеска, игры придала легкомысленный тон теме войны идеальных людей будущего с космическими пиратами.

В творческом наследии братьев Стругацких выделяется «Повесть о дружбе и недружбе» (вышла в свет в 1980 г) – сказка-притча, специально написанная для детей. Она сочинялась вынужденно, в силу цензурных проблем с изданием других произведений. «Повесть…» наследует многие черты «взрослых» романов и повестей фантастов: проблема морального выбора, жертвенной природы дружбы и эгоистической – предательства – поднимается в нем так же остро, как и во многих других произведениях соавторов.

Последнее совместное произведение Стругацких, роман «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя» (написан и издан в 1988, журнальная публикация в «Юности»), посвящено долгу учителя перед учениками и обществом. Писатели признали только право Учителя вторгаться в мир личности и тем самым изменять мир. В нем к мысли о неизбежности общественного насилия над «заблудшими» душами прибавляется мысль о том, что даже в «прекрасном новом мире» настоящий Учитель обречен на одиночество и непонимание.

В 1991 г. умер Аркадий Натанович. Все последующие годы Борис Натанович писал самостоятельные произведения под псевдонимом С. Витицкий и активно участвовал в подготовке собраний сочинений творческого дуэта со старшим братом. Умер Б. Н. Стругацкий в 2012 году. Прах Аркадия Стругацкого был развеян в Подмосковье. Прах Бориса Стругацкого был развеян над Пулковскими высотами.

Стругацкие / Книги

  • Л.С. Петров, А. Н. Стругацкий. Пепел Бикини : Повесть : [Для старшего возраста.] ; рис. В.Трубковича. – М.: Детгиз, 1958. – 152 с.
  • Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Страна багровых туч / Научно-фантастическая повесть / [Для старшего возраста.] / Рис. И. Ильинского. – М.: Детгиз, 1959. – 295 с. – Б-ка приключений и научной фантастики.
  • Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Путь на Амальтею / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий. – М.: Мол. гвардия, 1960. – 144 с.
  • Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Шесть спичек / Научно-фантастические рассказы. [Для старшего возраста]. – [М.]: Детгиз, 1960. – 207 с. Хранится в РГБ
  • Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Стажеры. – М.: Мол. гвардия, 1962. – 255 с.
  • Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Возвращение. (Полдень. 22-й век) : Фантастическая повесть: [Для среднего и старшего возраста.] ; Рис. Г. Макарова. – М.: Детгиз, 1962. – 256 с. – Б-ка приключений и научной фантастики.
  • Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Попытка к бегству. – М.: Молодая гвардия, 1962. – 150 с.
  • Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Далекая радуга: фантастические повести : [Далекая радуга. Трудно быть богом.] / Послесловие Р. Нудельмана. Ил. И. Огурцов. – М.: Молодая гвардия, 1964. – 335 с. – Фантастика. Приключения. Путешествия.
  • Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Понедельник начинается в субботу: Сказка для научных работников младшего возраста; послесл. и коммент. А. Привалова. / Для старшего возраста. – М.: Детская литература, 1965. – 223 с.
  • Стругацкий А., Стругацкий Б. Хищные вещи века ; [Попытка к бегству] : Фантастические повести. [Предисловие И. Ефремова] ; [Илл.: Р. Авотин] – [М.] : Молодая гвардия, 1965. – 319 с.
  • Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров. – М., Детская литература, 1971.
  • Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Гадкие лебеди. – СПб.: Terra fantastica, 1993. – 605 с.
  • Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Сказка о Тройке – 1. Сказка о Тройке – 2. – М.: АСТ; СПб: Terra Fantastica, 2011. – 346 c.
  • Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Полдень, XXII век; Малыш. – Л.: Детская литература, 1973. – 448 с.
  • Стругацкий А., Стругацкий Б. Град обреченный ; худ. В. Голотенко. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 478 с.
  • Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Хромая судьба; Отягощенные злом. – М.: Текст: ЭКСМО, 1997. – 477 с.
  • Стругацкий, А. Н., Стругацкий, Б. Н. Парень из преисподней; Повесть о дружбе и недружбе. – М.: АСТ, 2018. – 221 с.

Стругацкие / Диафильмы

  • Девятая планета Тайи / А. и Б. Стругацкие / Худ. О. Новозонов. М.: Студия «Диафильм», 1964.

Стругацкие / Экранизации (избранное)

  • Понедельник начинается в субботу. Режиссёр А. Белинский. Ленинградское телевидение, 1965.
  • Návštěva z Vesmíru [Визит из космоса]. [Режиссёр] Otakar Kosek. 1977. [Мини-сериал по мотивам повести «Пикник на обочине» чехословацкого телевидения. Сериал был разгромлен критикой и на данный момент о существовании каких-либо копий неизвестно.]
  • Отель «У погибшего альпиниста». Режиссёр Григорий Кроманов. Таллинфильм, 1979.
  • Сталкер. Режиссёр А. Тарковский. Мосфильм, 1979.
  • Космические пришельцы. [Мультфильм.] Режиссер А. Соловьёв, сценарий – Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв. Творческое объединение «Экран», 1981.
  • Космические пришельцы 2. [Мультфильм.] Режиссер А. Соловьёв, сценарий – Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв, Алексей Соловьёв. Творческое объединение «Экран», 1982.
  • Чародеи. Режиссер К. Бромберг. Одесская киностудия, 1982.
  • Миллиард лет до конца света (венг. Egymilliárd évvel a világvége előtt). Режиссер Ласло Феликс, сценарий – Ласло Цетё Бернат, Петер Сентмихайи Сабо, Аркадий Стругацкий. Венгрия, 1983
  • Письма мёртвого человека. Режиссер К. Лопушанский, сценарий – В. Рыбаков, К. Лопушанский, Б. Стругацкий. 1986
  • Miljardi vuotta ennen maailmanloppua [фин. За миллиард лет до конца света]. Режиссер Тапио Суоминен. Финляндия, 1986.
  • Πριν το τέλος του κόσμου. [греч. Перед концом света.] Режиссер Панайотис Марулис. Греция, 1996.
  • Малыш. Режиссер А. Бородин, Ю. Косарева, сценарий – Дина Данилова, Борис Стругацкий, Аркадий Стругацкий. Телефильм, театральная постановка Центрального детского театра, 1987
  • Дни затмения. Режиссер А. Сокуров. Ленфильм, 1988
  • Es ist nicht leicht ein Gott zu sein [нем. Трудно быть богом.] Режиссер П. Фляйшман. Швейцария, Германия, Франция, СССР, 1990.
  • Искушение Б. Режиссер А. Сиренко. Сценарий – А. и Б. Стругацкие. [По киноповести «Пять ложек эликсира».] «Латерна Магика» (Москва) при участии Госкино, 1990.
  • «Неназначенные встречи (чеш. Nesmluvená setkání), режиссер Ирена Павласкова, по повести «Малыш», 1994
  • Перед концом света (греч. Πριν το τέλος του κόσμου), режиссер Panagiotis Maroulis, сценарий Panagiotis Maroulis, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, 1996
  • Гадкие лебеди, режиссер К. Лопушанский, 2006
  • Обитаемый остров, режиссер Ф. Бондарчук, 2009
  • 6, режиссер Тимур Шин, по мотивам «Пять ложек эликсира», 2012
  • Зона (фин. Vyöhyke), независимая инди-киногруппа Pilman Radiant Pictures, 2012
  • Трудно быть богом, режиссер А. Герман-старший, 2013

Стругацкие / Интервью, статьи, дневники, письма

  • Стругацкий А., Стругацкий Б. Фантастика – литература // О литературе для детей. Вып. 10. Л.: Детская литература, 1965. – С. 131–142.
  • Стругацкий Б. «Книги очень похожи на людей». Интервью от 6 мая 1994 г. // Книжное обозрение, 1994, № 24, 14 июня.
  • Три кита фантастики. Беседу с Б. Стругацких вела Т. Исканцева // Куранты. № 241 (1008), 17–18 декабря 1994 г. С. 5.
  • Чат с Б. Н. Стругацким на сайте «Компьютерры». [Электронный ресурс]
  • Неизвестные Стругацкие. От «Страны багровых туч» до «Трудно быть богом»: черновики, рукописи, варианты. / сост. С. П. Бондаренко, В. М. Курильский. – Донецк: Сталкер, 2007. – 635 с.
  • Неизвестные Стругацкие: Письма. Рабочие дневники, 1963-1966 гг. / С. Бондаренко, В. Курильский. – М.: АСТ; Донецк: НКП, 2009. – 637 с.
  • Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Почему нет кинофантастики. [Электронный ресурс]
  • Стругацкий Б. Н. Комментарии к пройденному [электронный ресурс]
  • Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники, 1967–1971 / сост.: С. Бондаренко, В. Курильский. – Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2013. – 734 с.

Стругацкие / О жизни и творчестве

  • Перцов В. Поиски нового и великие традиции // Литературная газета. 1962. – № 25. – С. 3.
  • Горловский А. Время фантастики / А. Горловский // Юность. – 1967. – №1. – С. 73–78.
  • Амусин М. Стругацкие и фантастика текста // Звезда, СПб, 2000. № 7. – С. 208–216.
  • Пикник в муравейнике / Запись круглого стола 1 ноября 1994 г.: Алла Латынина, Мариан Ткачев, Дмитрий Бак, Наталья Иванова, Андрей Василевский // Литературная газета. 23.11.1994, №47(5527).
  • Арзамасцева И. Н. Стругацкие // Русские писатели 20 века: Биографический словарь / гл. ред. и сост. П. А. Николаев. – Большая Российская энциклопедия, Рандеву АМ, 2000. – С. 669–671.
  • Скаландис А. Братья Стругацкие / Ант Скаландис. – М.: АСТ, 2008. – 702 с.
  • Козьмина Е. Ю. Жанровая специфика романа А.и Б. Стругацких «Трудно быть богом» // Е. Ю. Козьмина. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение, 2012. – № 18 (98). – С. 100–107.
  • Комментарии к роману А. Н. и Б. Н. Стругацких «Трудно быть богом. Сост.: группа «Людены» [электронный ресурс]
  • Поттс С. В. Второе нашествие марксиан: Беллетристика братьев Стругацких. [Электронный ресурс]
  • Хауэлл И. Апокалиптический реализм: Научная фантастика А. и Б. Стругацких [Электронный ресурс]

Стругацкие / Память

  • «АБС-премия» – Международная литературная премия в области фантастики имени Аркадия и Бориса Стругацких, с 1998 г. по настоящее время.
  • Площадь Братьев Стругацких – Московский район Санкт-Петербурга, с 12 августа 2014 г.

См. также