Фаворский Никита Владимирович

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Никита Фаворский
Никита Фаворский
Никита Фаворский
Имя при рождении Никита Фаворский
Дата рождения 10 (23) мая 1915
Место рождения Москва
Дата смерти 1941
Гражданство Российская империя, СССР
Язык произведений русский



Никита Владимирович Фаворский — советский художник-график. Старший сын графика Владимира Фаворского.

Никита Фаворский / Биография

Никита Владимирович Фаворский родился 23 мая (10 мая по ст. стилю) 1915 года в Москве в семье художника-графика и теоретика искусства Владимира Андреевича Фаворского (на тот момент – вольноопределяющегося в артиллерийском училище, перед отправкой на фронт) и Марии Владимировны Фаворской.

Семья Фаворских жила в 20-е годы в Сергиевом Посаде ( с 1929 г. Загорск) прямо на территории Троице-Сергиевой Лавры, в одном из монастырских корпусов на первом этаже. Сергиев Посад в те поры был одним из центров кустарного производства деревянной народной игрушки. Богатство народного творчества Никита Фаворский мог наблюдать, выйдя за стены Лавры и пройдя по торговым лавочкам и базару, раскинувшимся на площади и вдоль Лаврских стен.


Резать гравюру Никита Фаворский начал очень рано. Сохранились оттиски и печатные доски, датируемые 1923-м годом. Никита резал на обрезках отцовских досок. В его работах можно увидеть свободу владения техникой, знание законов графического языка, понимание материала – деревянной доски. Помимо гравюры, Никита увлекался вырезанием из дерева фигурок-скульптур. фигурок-скульптур. И рисовал беспрерывно…

Мама Никиты, Мария Владимировна Фаворская, в девичестве фон Дервиз, (дочь художника Владимира фон Дервиза, близкого друга В.А.Серова) сама одаренная художница, оставила дневниковые записи о сыне. Вот строки, написанные, когда Никите не было и двух лет:

« Страсть к карандашам – целый день не выпускает карандаша. И спать ложится с карандашом! <...> Недавно Никита горько плакал, потому что нарисованный мальчик держит хлеб в руке, а ему не дает! »



Владимир Фаворский, отец Никиты, вспоминал, как сын, рассказывая о знакомой собаке, показывал, где у нее пятна, прямо на себе. Это вживание через себя, свое тело во все, что его окружало, и позволяло художнику Никите Фаворскому с самого раннего детства создавать то, что мы называем настоящим искусством.


Особым обаянием обладают его детские карандашные и перовые рисунки, порой подцвеченные акварелью или цветными карандашами. Герои этих работ – коты, котята, зайцы и мыши. Каждый лист – целая история, имеющая протяженность во времени. На одном из них – мама-кошка с котенком. Мама, нарядно одетая, в туфельках на каблуке, держит в руке-лапе корзинку с яйцами. Котенок, нарисованный динамично в повороте, держится за кошкину вторую лапу и помахивает морковкой. Вверху листа надпись детской рукой: «Мама, а когда мы будем красить яйца.» и другой, взрослой рукой: «8 лет». То есть Никита Фаворский придумал и нарисовал эту картинку, когда ему было восемь лет. Всего два персонажа, одна коротенькая фраза, а получилась целая история, протяженная во времени, соединяющая все три времени – прошлое, настоящее и будущее.



Целая серия детских рисунков – батальные сцены. На одном из них — зайцы, играющие в войну. Композиция рисунка, на первый взгляд простая и симметричная, при разглядывании оказывается полной движения. Ее центр – письменный стол. На нем – две оловянных армии. В центр, навстречу друг другу, выдвинуты вражеские конницы, за ними – пехота. Левой армией командует крупный заяц в темном сюртучке. А правой руководит заяц помельче. Он не достает до стола, поэтому придвинул себе сундук и вспрыгнул на него. Только что он оттолкнулся задней ножкой и метнул мячик в армию противника. Как раз за полетом мяча и наблюдает матерый заяц в сюртучке. Самое поразительное в рисунке то, что живые, характерные зайцы, играют в войну настоящими оловянными солдатиками-людьми. Это не заячья война. Они играют именно в человеческую войну!.. Остроумный, с философским подтекстом, рисунок создал художник Никита Фаворский, когда ему было 8 лет. И, возможно, он так же подставлял деревянный сундучок, чтобы дотянуться до середины стола, где скачет во весь опор оловянный конный командир с саблей наголо…

В автобиографии с собственными иллюстрациями (1927 год) Никита писал: «Я с детства очень любил рисовать (…) Рисовал я больше всего войну, а если рисовал не войну, то непременно на картине изображал солдат.»


В 1931 году вышла книжка «Сами писали». На титульном листе надпись: «Маленькие интересные рассказы и приключения. Их писали сами читатели и деткоры «Дружных ребят». Иллюстрации – гравюры на дереве Никиты Фаворского, 15 лет.» Эта книга – сборник коротких рассказов-зарисовок. Тексты, разномастные по языку, размеру и качеству связались в единое издание благодаря работе художника-иллюстратора. Никита создал серию разноформатных иллюстраций, размер которых, видимо, был задан предоставленными отцом гравюрными досками. Это разнообразие придало особую динамику и ритм книге. Композиции большей части иллюстраций свободно лежат в белом листа, не ограничены рамками или большим количеством темных плоскостей. Это придает изобразительному ряду воздушность. Пространство словно раздвигается вширь, до бесконечности: за каждым поворотом – все новое, и все возможно! При универсальности изобразительного пространства, художник отображает и четкие приметы времени: слившийся с травой, ставший частью пейзажа, спящий крепким сном праведника пьяница; мальчик, смотрящий в бинокль; стоящий на полусогнутых испуганный квартальный. Босоногие старуха и мальчишка-пионер, копошащиеся у их ног куры, а над ними – легкий деревянный самолетик, птичкой взмывший над скворечником и печной трубой простой избы. Уличная сценка: ребятишки от мала до велика обступили шарманку – волшебный ящик с восседающей на нем нахохлившейся и настоящей птицей-совой. Шарманку заводит суровый дядька в картузе и высоких сапогах. Его фигура самая темная, тяжелая во всей гравюре. И совсем не вяжется хмурый вид шарманщика с делом развлечения «почтенной публики». В военное время носил он шинель и винтовку, стрелял без заминки, а теперь привыкает к мирной жизни – крутит ручку музыкального инструмента.

С 1932 года Никита Фаворский учился в Московском полиграфическом институте (с 1934 – МИИИ) у В.А. Фаворского и П.Я. Павлинова. По воспоминаниям однокурсников, он и в институте был особенным, ни на кого не похожим. Приходил последним на занятия, ждал, когда все рассядутся, выберут себе лучшее место, чтобы рисовать с натуры. Устраивался на подоконнике и быстро вырезал из всегда припасенного в кармане куска дерева фигуру позирующей модели. А потом вставал на свободное, самое невыигрышное место, и рисовал так, что все в перерыве ходили смотреть работу Никиты. И дивились, как с невыразительной точки мог отличный рисунок получиться. И уж тут подтверждались слова преподавателей, что важно «как нарисуешь», а не «что нарисуешь».

Дипломная работа Никиты Фаворского (1938) – макет книги и иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это гравюрная серия – одна из лучших графических интерпретаций пушкинской повести. В иллюстрациях проявлены основные идеи произведения: роль личности в истории, жизнь частного человека в век бунташный. Высвечены и замечательно прорисованы характеры героев. Вот гравюра, изображающая приход Марьи Гавриловны к больному Петруше Гриневу. Из повести мы помним, что Петруша был так слаб, что не мог подняться, шевельнуть рукой. Марья Гавриловна, жалея, в порыве любви, наклонилась и поцеловала его. Никита Фаворский компонует этот эпизод так, что краткое действие – девичий поцелуй, рассказывает нам о характерах Марьи Гавриловны и Петра Гринева больше, чем их подробный портрет. Это и чистота, и мужество и способность сострадать. И глубокая преданность. Еще раз приглядитесь к этой гравюре. Видите, время в ней словно остановилось или его там нет, а есть то, что называется Бытие, вечное присутствие в моменте. В серии награвированы и великолепные батальные сцены. «Штурм». Разворотная иллюстрация. По свободно раскинувшейся степи бегут люди войска Пугачева. Они бегут прямо на нас – зрителей. И это придает композиции психологическую остроту и монументальность. А еще – снова утверждает смелость и редкий талант художника-иллюстратора. Насколько проще и малозатратнее было изобразить штурм в профиль, выстроив вдоль плоскости листа всю сцену. Здесь же, при изображении в фас, каждая фигура приобретает вес, значимость, ее масштаб должен быть очень четко осознан и проявлен в сочетании с масштабом и ростом других фигур и удаленностью их от переднего плана. И ведь это бегут пешие, скачут конные…



Неизданной осталась серия гравюр к «Сказкам» Бориса Шергина, датируемая 1939-м годом. Иллюстрации приведены к единому модулю – горизонтальному формату. Ограничены рамкой. Основа композиций – взаимоотношение нескольких персонажей-фигур. Они крупно, монументально награвированы почти враспор: ноги словно вырастают из нижней горизонтали рамы. А головы чуть-чуть не достают до верхней границы. Жесты, движения, мимика героев доведены до знака, гротескны, как пластика персонажей народного театра. Пространство, в котором действуют герои неглубокое, лаконичное, в нем – минимум говорящих деталей. Этакая театральная коробка-сцена. Фабула считывается сразу, а после – интересно рассматривать детали и насыщать историю остроумно высвеченными подробностями. Штрих в этой серии гравюр короткий, четкий, немного напоминает штрих в лубочных картинках, которые Никита, несомненно, хорошо знал и любил.



В 1939-м году вместе с отцом, Владимиром Андреевичем Фаворским, и еще несколькими его учениками, художниками книги, Никита работал над иллюстрациями к калмыцкому эпосу «Джангар» (М., Гослитиздат, 1940). В 1939-1940 году совместно с А.Д. Гончаровым и М.И. Пиковым иллюстрировал армянский эпос «Давид Сасунский» (М., 1958). Для сбора материала Никита ездил в Армению. Привез оттуда множество зарисовок. Страсть Никиты Фаворского к животным и, особенно, к лошадям, проявилась в гравюрах к «Джангару». В гравюрах к «Давиду Сасунскому» прослеживается блестящее знание народного искусства, а также законов построения сложного пространства со множеством фигур в иранской миниатюре.



Одно время работал в монументальной мастерской Льва Бруни и Владимира Фаворского.

Никита Фаворский был не только высокоодаренным художником книги, он успел поработать в монументальной живописи – исполнил серию панно в технике сграффито в санатории Наркомтяжпрома в Кисловодске, под руководством отца участвовал в росписи «жесткого занавеса» для Театра Красной Армии и плафонов в павильоне «Поволжье» на ВСХВ. Как и его отец Владимир Фаворский, Никита Фаворский был из породы художников, которым подвластны все области изобразительного искусства.

Он не подлежал военному призыву. С детства у Никиты был порок сердца, но однако летом 1941 года он ушел добровольцем в ополчение (служил сапером). Пропал без вести в октябре 1941 года. Могила неизвестна. Сохранилось полулегендарное свидетельство кого-то из уцелевших под Волоколамском ополченцев о том, как большой человек в косматой шапке, которого все называли художником из Загорска, высунулся из окопа и зачерпнул на пробу свежевыпавший снежок в рукавицу. А потом упал навзничь, сраженный пулей.

Вот строки одного из последних писем Никиты Фаворского осенью 1941-го года с фронта к отцу:


« Ты спрашиваешь, удовлетворен ли я? Пожалуй, что да. Я не знаю, что бы я делал сейчас в Москве. Мне кажется, что время сейчас слишком суровое, чтобы делать такое приятное и тонкое дело, как наше искусство… Я, конечно, чувствую себя убежавшим от искусства, но я вижу новые для себя вещи, получаю новые впечатления, много работаю. Думаю, что мне это будет на пользу и как художнику.

Никита Фаворский

»


Работы Никиты Фаворского и фотографии из семейного архива любезно предоставлены внуком В.А. Фаворского художником Иваном Шаховским.

Никита Фаворский / Книги

  • Сами писали : Маленькие интересные рассказы и приключения : Их писали сами читатели и деткоры «Дружных ребят» / Обложка: Н. Фаворский ; илл.-гравюры на дереве Никиты Фаворского 15 лет. — 2-е изд. — Москва : Крестьянская газета, 1931 : тип. изд-ва «Крестьянская газета». — 30, [2] с. : ил. — (Библиотечка журнала «Дружные ребята»).
  • Джангар : Калмыцкий народный эпос / пер. Семена Липкина ; худож. В. А. Фаворский. — Москва : Гослитиздат, 1940. — 356 с., 13 вкл. л. ил. : ил.
  • Давид Сасунский : Армянский народный эпос / перевод В. В. Державина и др. ; предисл. акад. И. Орбели ; гравюры А. Д. Гончарова и др. — Москва : Гослитиздат, 1958. — 395 с., 5 л. : ил.
  • Пушкин, А. С. Капитанская дочка / Александр Пушкин ; перевел Б. Ч. Парида; худож. Н. В. Фаворский, Е. А. Поликашин. — Москва : Куттак : Радуга : Набаджуга Грандхалая, 1989. — 154,[1] с. : ил.
  • Пушкин, А. С. Капитанская дочка / Александр Пушкин ; ил. — гравюры на дереве Н. В. Фаворского. — Москва : [б. и.], 2015. — 140, [3] с., [1] л. ил. : ил.

О жизни и творчестве