Фаворский Никита Владимирович
Никита Фаворский | |
Имя при рождении | Никита Фаворский |
Дата рождения | 10 (23) мая 1915 |
Место рождения | Москва |
Дата смерти | 1941 |
Гражданство | Российская империя, СССР |
Язык произведений | русский |
Никита Владимирович Фаворский — советский художник-график. Старший сын графика Владимира Фаворского.
Никита Фаворский / Биография
Никита Владимирович Фаворский родился 23 мая (10 мая по ст. стилю) 1915 года в Москве в семье художника-графика и теоретика искусства Владимира Андреевича Фаворского (на тот момент – вольноопределяющегося в артиллерийском училище, перед отправкой на фронт) и Марии Владимировны Фаворской.
Семья Фаворских жила в 20-е годы в Сергиевом Посаде ( с 1929 г. Загорск) прямо на территории Троице-Сергиевой Лавры, в одном из монастырских корпусов на первом этаже. Сергиев Посад в те поры был одним из центров кустарного производства деревянной народной игрушки. Богатство народного творчества Никита Фаворский мог наблюдать, выйдя за стены Лавры и пройдя по торговым лавочкам и базару, раскинувшимся на площади и вдоль Лаврских стен.
Резать гравюру Никита Фаворский начал очень рано. Сохранились оттиски и печатные доски, датируемые 1923-м годом. Никита резал на обрезках отцовских досок. В его работах можно увидеть свободу владения техникой, знание законов графического языка, понимание материала – деревянной доски. Помимо гравюры, Никита увлекался вырезанием из дерева фигурок-скульптур. фигурок-скульптур. И рисовал беспрерывно…
Мама Никиты, Мария Владимировна Фаворская, в девичестве фон Дервиз, (дочь художника Владимира фон Дервиза, близкого друга В.А.Серова) сама одаренная художница, оставила дневниковые записи о сыне. Вот строки, написанные, когда Никите не было и двух лет:
Страсть к карандашам – целый день не выпускает карандаша. И спать ложится с карандашом! <...> Недавно Никита горько плакал, потому что нарисованный мальчик держит хлеб в руке, а ему не дает! |
Владимир Фаворский, отец Никиты, вспоминал, как сын, рассказывая о знакомой собаке, показывал, где у нее пятна, прямо на себе. Это вживание через себя, свое тело во все, что его окружало, и позволяло художнику Никите Фаворскому с самого раннего детства создавать то, что мы называем настоящим искусством.
Особым обаянием обладают его детские карандашные и перовые рисунки, порой подцвеченные акварелью или цветными карандашами. Герои этих работ – коты, котята, зайцы и мыши. Каждый лист – целая история, имеющая протяженность во времени. На одном из них – мама-кошка с котенком. Мама, нарядно одетая, в туфельках на каблуке, держит в руке-лапе корзинку с яйцами. Котенок, нарисованный динамично в повороте, держится за кошкину вторую лапу и помахивает морковкой. Вверху листа надпись детской рукой: «Мама, а когда мы будем красить яйца.» и другой, взрослой рукой: «8 лет». То есть Никита Фаворский придумал и нарисовал эту картинку, когда ему было восемь лет. Всего два персонажа, одна коротенькая фраза, а получилась целая история, протяженная во времени, соединяющая все три времени – прошлое, настоящее и будущее.
Целая серия детских рисунков – батальные сцены. На одном из них — зайцы, играющие в войну. Композиция рисунка, на первый взгляд простая и симметричная, при разглядывании оказывается полной движения. Ее центр – письменный стол. На нем – две оловянных армии. В центр, навстречу друг другу, выдвинуты вражеские конницы, за ними – пехота. Левой армией командует крупный заяц в темном сюртучке. А правой руководит заяц помельче. Он не достает до стола, поэтому придвинул себе сундук и вспрыгнул на него. Только что он оттолкнулся задней ножкой и метнул мячик в армию противника. Как раз за полетом мяча и наблюдает матерый заяц в сюртучке. Самое поразительное в рисунке то, что живые, характерные зайцы, играют в войну настоящими оловянными солдатиками-людьми. Это не заячья война. Они играют именно в человеческую войну!.. Остроумный, с философским подтекстом, рисунок создал художник Никита Фаворский, когда ему было 8 лет. И, возможно, он так же подставлял деревянный сундучок, чтобы дотянуться до середины стола, где скачет во весь опор оловянный конный командир с саблей наголо…
В автобиографии с собственными иллюстрациями (1927 год) Никита писал: «Я с детства очень любил рисовать (…) Рисовал я больше всего войну, а если рисовал не войну, то непременно на картине изображал солдат.»
В 1931 году вышла книжка «Сами писали». На титульном листе надпись: «Маленькие интересные рассказы и приключения. Их писали сами читатели и деткоры «Дружных ребят». Иллюстрации – гравюры на дереве Никиты Фаворского, 15 лет.» Эта книга – сборник коротких рассказов-зарисовок. Тексты, разномастные по языку, размеру и качеству связались в единое издание благодаря работе художника-иллюстратора. Никита создал серию разноформатных иллюстраций, размер которых, видимо, был задан предоставленными отцом гравюрными досками. Это разнообразие придало особую динамику и ритм книге. Композиции большей части иллюстраций свободно лежат в белом листа, не ограничены рамками или большим количеством темных плоскостей. Это придает изобразительному ряду воздушность. Пространство словно раздвигается вширь, до бесконечности: за каждым поворотом – все новое, и все возможно! При универсальности изобразительного пространства, художник отображает и четкие приметы времени: слившийся с травой, ставший частью пейзажа, спящий крепким сном праведника пьяница; мальчик, смотрящий в бинокль; стоящий на полусогнутых испуганный квартальный. Босоногие старуха и мальчишка-пионер, копошащиеся у их ног куры, а над ними – легкий деревянный самолетик, птичкой взмывший над скворечником и печной трубой простой избы. Уличная сценка: ребятишки от мала до велика обступили шарманку – волшебный ящик с восседающей на нем нахохлившейся и настоящей птицей-совой. Шарманку заводит суровый дядька в картузе и высоких сапогах. Его фигура самая темная, тяжелая во всей гравюре. И совсем не вяжется хмурый вид шарманщика с делом развлечения «почтенной публики». В военное время носил он шинель и винтовку, стрелял без заминки, а теперь привыкает к мирной жизни – крутит ручку музыкального инструмента.
С 1932 года Никита Фаворский учился в Московском полиграфическом институте (с 1934 – МИИИ) у В.А. Фаворского и П.Я. Павлинова. По воспоминаниям однокурсников, он и в институте был особенным, ни на кого не похожим. Приходил последним на занятия, ждал, когда все рассядутся, выберут себе лучшее место, чтобы рисовать с натуры. Устраивался на подоконнике и быстро вырезал из всегда припасенного в кармане куска дерева фигуру позирующей модели. А потом вставал на свободное, самое невыигрышное место, и рисовал так, что все в перерыве ходили смотреть работу Никиты. И дивились, как с невыразительной точки мог отличный рисунок получиться. И уж тут подтверждались слова преподавателей, что важно «как нарисуешь», а не «что нарисуешь».
Дипломная работа Никиты Фаворского (1938) – макет книги и иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это гравюрная серия – одна из лучших графических интерпретаций пушкинской повести. В иллюстрациях проявлены основные идеи произведения: роль личности в истории, жизнь частного человека в век бунташный. Высвечены и замечательно прорисованы характеры героев. Вот гравюра, изображающая приход Марьи Гавриловны к больному Петруше Гриневу. Из повести мы помним, что Петруша был так слаб, что не мог подняться, шевельнуть рукой. Марья Гавриловна, жалея, в порыве любви, наклонилась и поцеловала его. Никита Фаворский компонует этот эпизод так, что краткое действие – девичий поцелуй, рассказывает нам о характерах Марьи Гавриловны и Петра Гринева больше, чем их подробный портрет. Это и чистота, и мужество и способность сострадать. И глубокая преданность. Еще раз приглядитесь к этой гравюре. Видите, время в ней словно остановилось или его там нет, а есть то, что называется Бытие, вечное присутствие в моменте. В серии награвированы и великолепные батальные сцены. «Штурм». Разворотная иллюстрация. По свободно раскинувшейся степи бегут люди войска Пугачева. Они бегут прямо на нас – зрителей. И это придает композиции психологическую остроту и монументальность. А еще – снова утверждает смелость и редкий талант художника-иллюстратора. Насколько проще и малозатратнее было изобразить штурм в профиль, выстроив вдоль плоскости листа всю сцену. Здесь же, при изображении в фас, каждая фигура приобретает вес, значимость, ее масштаб должен быть очень четко осознан и проявлен в сочетании с масштабом и ростом других фигур и удаленностью их от переднего плана. И ведь это бегут пешие, скачут конные…
Неизданной осталась серия гравюр к «Сказкам» Бориса Шергина, датируемая 1939-м годом. Иллюстрации приведены к единому модулю – горизонтальному формату. Ограничены рамкой. Основа композиций – взаимоотношение нескольких персонажей-фигур. Они крупно, монументально награвированы почти враспор: ноги словно вырастают из нижней горизонтали рамы. А головы чуть-чуть не достают до верхней границы. Жесты, движения, мимика героев доведены до знака, гротескны, как пластика персонажей народного театра. Пространство, в котором действуют герои неглубокое, лаконичное, в нем – минимум говорящих деталей. Этакая театральная коробка-сцена. Фабула считывается сразу, а после – интересно рассматривать детали и насыщать историю остроумно высвеченными подробностями. Штрих в этой серии гравюр короткий, четкий, немного напоминает штрих в лубочных картинках, которые Никита, несомненно, хорошо знал и любил.
Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939
В 1939-м году вместе с отцом, Владимиром Андреевичем Фаворским, и еще несколькими его учениками, художниками книги, Никита работал над иллюстрациями к калмыцкому эпосу «Джангар» (М., Гослитиздат, 1940). В 1939-1940 году совместно с А.Д. Гончаровым и М.И. Пиковым иллюстрировал армянский эпос «Давид Сасунский» (М., 1958). Для сбора материала Никита ездил в Армению. Привез оттуда множество зарисовок. Страсть Никиты Фаворского к животным и, особенно, к лошадям, проявилась в гравюрах к «Джангару». В гравюрах к «Давиду Сасунскому» прослеживается блестящее знание народного искусства, а также законов построения сложного пространства со множеством фигур в иранской миниатюре.
Одно время работал в монументальной мастерской Льва Бруни и Владимира Фаворского.
Никита Фаворский был не только высокоодаренным художником книги, он успел поработать в монументальной живописи – исполнил серию панно в технике сграффито в санатории Наркомтяжпрома в Кисловодске, под руководством отца участвовал в росписи «жесткого занавеса» для Театра Красной Армии и плафонов в павильоне «Поволжье» на ВСХВ. Как и его отец Владимир Фаворский, Никита Фаворский был из породы художников, которым подвластны все области изобразительного искусства.
Он не подлежал военному призыву. С детства у Никиты был порок сердца, но однако летом 1941 года он ушел добровольцем в ополчение (служил сапером). Пропал без вести в октябре 1941 года. Могила неизвестна. Сохранилось полулегендарное свидетельство кого-то из уцелевших под Волоколамском ополченцев о том, как большой человек в косматой шапке, которого все называли художником из Загорска, высунулся из окопа и зачерпнул на пробу свежевыпавший снежок в рукавицу. А потом упал навзничь, сраженный пулей.
Вот строки одного из последних писем Никиты Фаворского осенью 1941-го года с фронта к отцу:
Ты спрашиваешь, удовлетворен ли я? Пожалуй, что да. Я не знаю, что бы я делал сейчас в Москве. Мне кажется, что время сейчас слишком суровое, чтобы делать такое приятное и тонкое дело, как наше искусство… Я, конечно, чувствую себя убежавшим от искусства, но я вижу новые для себя вещи, получаю новые впечатления, много работаю. Думаю, что мне это будет на пользу и как художнику. Никита Фаворский |
Работы Никиты Фаворского и фотографии из семейного архива любезно предоставлены внуком В.А. Фаворского художником Иваном Шаховским.
Никита Фаворский / Книги
- Сами писали : Маленькие интересные рассказы и приключения : Их писали сами читатели и деткоры «Дружных ребят» / Обложка: Н. Фаворский ; илл.-гравюры на дереве Никиты Фаворского 15 лет. — 2-е изд. — Москва : Крестьянская газета, 1931 : тип. изд-ва «Крестьянская газета». — 30, [2] с. : ил. — (Библиотечка журнала «Дружные ребята»).
- Джангар : Калмыцкий народный эпос / пер. Семена Липкина ; худож. В. А. Фаворский. — Москва : Гослитиздат, 1940. — 356 с., 13 вкл. л. ил. : ил.
- Давид Сасунский : Армянский народный эпос / перевод В. В. Державина и др. ; предисл. акад. И. Орбели ; гравюры А. Д. Гончарова и др. — Москва : Гослитиздат, 1958. — 395 с., 5 л. : ил.
- Пушкин, А. С. Капитанская дочка / Александр Пушкин ; перевел Б. Ч. Парида; худож. Н. В. Фаворский, Е. А. Поликашин. — Москва : Куттак : Радуга : Набаджуга Грандхалая, 1989. — 154,[1] с. : ил.
- Пушкин, А. С. Капитанская дочка / Александр Пушкин ; ил. — гравюры на дереве Н. В. Фаворского. — Москва : [б. и.], 2015. — 140, [3] с., [1] л. ил. : ил.
О жизни и творчестве
- Безменова, К. Феномен Никиты Фаворского // Детская литература. — Москва : Советская Россия, 1991. — № 9–10. — С. 148.
- Никита Фаворский (1915–1941). К 100-летию художника. — Текст: электронный // Cultobzor.ru.
- Пелипейко, Т. Никита Фаворский — выставка в «Ковчеге» / Татьяна Пелипейко. — Текст: электронный // Echo.msk.ru.
- Розанова, Н. Н. Московская книжная ксилография 1920/30-х годов / Наталия Розанова. — Москва : Книга, 1982. — 287 с. : ил.
- Художник Н. Фаворский делает книгу «Колобок» : русская народная сказка / вступ. ст. и коммент. Г. В. Ельшевской ; худож. Н. Фаворский. — Москва : Советский художник, 1989. — 38 с. : цв. ил.
- Церенов, В. В. А. Фаворский в работе над «Джангаром» / В. Церенов // Альманах библиофила. — Вып. 24. Книга Монголии. — Москва : Книга, 1988. — С. 284–292.
- Васильева, Ж. В «Ковчеге» показали работы Никиты Фаворского / Жанна Васильева. — Текст: электронный // Российская газета.
- История Никиты Фаворского Сайт Arzamas