Агнивцев Николай Яковлевич

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Николай Агнивцев
Николай Агнивцев
Николай Агнивцев
Имя при рождении Николай Агнивцев
Дата рождения 8 [20] апреля 1888 года
Место рождения Москва
Дата смерти 29.10.1932
Место смерти Москва
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Николай Яковлевич Агнивцев — поэт, драматург, детский писатель.

Николай Агнивцев / Биография

Николай Агнивцев родился в Москве, в небогатой дворянской семье. Мать Н. Я. Агнивцева умерла, когда он был еще в младенческом возрасте. Отец работал юристом. В связи с его профессиональной деятельностью Агнивцевы много раз переезжали. Николай учился в Уманской (ныне Украина), Владивостокской и 2-й Московской гимназиях. Закончил гимназический курс он в 1906 году, в приамурском городе Благовещенске.

В том же году Николай Агнивцев вопреки надеждам отца на то, что сын получит юридическое образование, поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Во время учебы в университете Н. Я. Агнивцев начал свою творческую деятельность. В 1908 году в журнале «Весна» (№ 9) было впервые напечатано его стихотворение «Родной край» – о Дальнем Востоке, где прошла большая часть его детства и отрочества. Вскоре Агнивцев стал постоянным автором «Весны».

Н. Я. Агнивцев решил посвятить себя поэзии и не закончил университет, однако годы студенчества нашли отражение в его первой книге «Студенческие песни. Сатира и юмор» (1913). В этот сборник вошли стихи о молодости и любви, а также о быте студентов-бедняков – голодных и плохо одетых, но не теряющих оптимизма. Нашлось в книге Агнивцева и место политической сатире – например, стихам о министре просвещения Л. А. Кассо, чьи циркуляры существенно ограничивали автономию университетов. «Студенческие песни» пользовались большим успехом читателей и были переизданы через несколько месяцев.

С этого времени стихи Н. Я. Агнивцева начали регулярно появляться в журналах «Солнце России», «Двадцатый век» «Лукоморье», «Бич», «Пятак», «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Столица и усадьба», «Стрекоза» и «Синий журнал». Кроме того, в 1913-1917 г.г. Агнивцев был известен и как журналист, активно сотрудничал с газетами «Биржевые ведомости», «Голос земли», «Петербургская газета». Он пользовался многочисленными псевдонимами, среди которых Агн., Н.; Нивцев А.Г.; Agni. В 1915 году Агнивцев выпустил новый сборник – «Под звон мечей». Помещенные в нем стихи отражали настроения, характерные для российского общества в начале Первой мировой войны – эйфорию, жажду победы. В одном из них («Пора») поэт призывал: «Пусть каждый бьется тем, чем может: Солдат – штыком, поэт – пером!». Этот призыв напоминает знаменитую фразу из стихотворения В. В. Маяковского «Домой!» (1925) – «Я хочу, чтоб к штык приравняли перо». Уже через год Агнивцев оценивал события военного времени более критично и не стремился к переизданию этого сборника.

К 1916 году окончательно сложился поэтический стиль Н. Я. Агнивцева – сочетание салонного стиха и нарочитой простоты, игривой шутки и философских размышлений, печальных интонаций и сатирической окраски стихов. Его любимый жанр – стихотворная миниатюра. Агнивцев специализировался на шуточных куплетах, пародиях, юморесках. Бытовые ситуации и характерные жанровые сценки он излагал в комически-назидательном тоне. Он выступал с публичным чтением своих стихов в театрах-кабаре и литературно-артистическом ресторане «Вена». Тексты Агнивцева легко запоминались и нравились слушателям. Его песенки и куплеты для эстрады, действие которых нередко происходило в экзотических странах или в прошедших столетиях, принесли автору широкую известность. Композиторы сочиняли музыку на стихи Агнивцева. Эти песни охотно исполнялись такими известными артистами, как Н. Н. Ходотов, А. Н. Вертинский, Л. О. Утесов. Агнивцев имел широкий круг знакомств и общался со многими выдающимися художниками, писателями и актерами своего времени.

В статье об Агнивцеве, вышедшей в 1923 году, критик писал о нем как о «настоящем поэте, губящем свое дарование на подмостках театриков-кабаре» (Новая русская книга. 1923. № 1). После учебы в университете и первых творческих успехов поэт часто появлялся в литературных кафе, в дружеских компаниях среди шумной богемной толпы. О своей юности он отзывался так: «В свое время я имел неистребимое право молодости на всевозможные ошибки. Никто не посмеет сказать, что я не воспользовался этим правом» (Куферштейн, Е. З. Странник нечаянный, 1998, с. 68).

В январе 1917 года Н. Я. Агнивцев совместно с режиссером К. А. Марджановым, актером Ф. Н. Курихиным и певицей Н. И. Тамарой создал в Петрограде театр-кабаре «Би-ба-бо». Агнивцев писал для него значительную часть репертуара. Талант основателей «Би-ба-бо», изящная сатира и тонкий комизм его постановок вскоре привлекли внимание публики к новому театру.

Большую популярность приобрели стихотворения Н. Я. Агнивцева («Гильотина», «Павел I», «Рассеянный король», «Песенка об Алисе», «Вот и всё» и др.), которые стали откликом поэта на Февральскую революцию 1917 года. Агнивцев, как и многие молодые люди того времени, встретил ее с воодушевлением. Его стихи декламировал весь Петроград, а стихотворение «Рассеянный король» А. Н. Вертинский положил на музыку и включил в свой песенный репертуар.



После Октябрьской революции для театра-кабаре «Би-ба-бо» наступили сложные времена. Сборы падали, многие постоянные посетители «Би-ба-бо» стремились уехать из Петрограда. Шутить о недостатках управления городом теперь стало небезопасно: летом 1918 года за исполнение куплетов «на злобу дня» был арестован ЧК ведущий актер театра И. А. Вольский. Артиста спасло только вмешательство наркома просвещения А. В. Луначарского. Затем в «Красной газете» появилась статья-донос о «Би-ба-бо». Коллективу театра пришлось принять решение об отъезде на гастроли в Киев. Тогда же «Би-ба-бо» получил новое имя – «Кривой Джимми».

Киев 1918-19 г.г. был неспокойным городом, в котором часто менялась власть. «И было всех правительств десять, Но не успели нас повесить», – писал об этом времени Н. Я. Агнивцев (Эренбург И. Люди, годы, жизнь. М., 1990. Т. 1). Тем сильнее был интерес киевлян к репертуару «джиммистов», легкие и остроумные тексты для которого писал в основном Агнивцев. Актеры также испытывали все лишения той грозной поры, и всё же они, по воспоминаниям писателя И. Г. Эренбурга, «потрясали зал, заставляя зрителей забыть о нетопленных квартирах, недоданных пайках и ночных перестрелках». «Джимми» стал значительным явлением киевской театральной жизни.

31 августа 1919 года Красная армия во второй раз оставила Киев. Город был взят отрядами Петлюры и Деникина, начались погромы. «Джиммисты» отправились в странствие по югу бывшей Российской империи. Дальнейшая география их вынужденных гастролей – Екатеринодар (сегодня – Краснодар), Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Новороссийск, Тифлис (сегодня – Тбилиси, Грузия). Перемещение по территории, занятой различными белыми и зелеными «правительствами», мало походило на обычное турне – каждый день был полной опасностей борьбой за выживание.

В начале 1921 года в меньшевистском Тифлисе был издан цикл стихов Н. Я. Агнивцева «Санкт-Петербург» – вероятно, первый в мире стихотворный сборник, полностью посвященный городу на Неве. Вошедшие в него стихотворения были проникнуты тоской по утраченной родине. Работникам типографии, печатавшей сборник Агнивцева, очень понравилась эта книга, и они спросили ее автора: «Николай Яковлевич, что вам подарить?» По желанию сатирика подарком стали визитные карточки с надписью: «Николай Яковлевич Агнивцев, миллионер» (Куферштейн, Е. З. Странник нечаянный, 1998, с. 55). Это была правда: в то время из-за огромной инфляции каждый человек мог называться миллионером.

25 февраля 1921 года в Тифлис вошли части 11-й Красной Армии. После этого большая часть артистов «Кривого Джимми» решила отправиться в Москву, столицу советской России. Николай Агнивцев получил французскую визу, которая позволила ему уехать в Берлин.

В эмиграции материальное положение поэта не было бедственным: он достаточно активно печатался (новый сборник «Мои песенки» (Берлин, 1921); 5 стихотворений в сборнике «Антология сатиры и юмора» (Берлин, 1922); цикл стихов «Блистательный Санкт-Петербург» (Берлин, 1923) – исправленное и дополненное переиздание тифлисского сборника под новым названием, более соответствовавшим духу книги). Основные темы творчества поэта в это время – тоска по родине, ностальгические воспоминания о навсегда исчезнувшей довоенной и дореволюционной России (стихотворения «Девочка-синичка», «Коробка спичек»). Стихи Агнивцева включались и в другие зарубежные антологии и сборники, так как были созвучны настроениям многих русских эмигрантов. Кроме того, в 1923 году вышел его сборник «Пьесы», включавший 36 драматических произведений.

Несмотря на свою востребованность в эмигрантской среде, Николай Агнивцев не смог жить без России и в 1923 году приехал в Москву. Николай Яковлевич вернулся в театр «Кривой Джимми», начал много печататься в сатирических журналах «Смехач», «Бегемот», «Крокодил» (в этом журнале он работал до конца жизни), сочинял куплеты для эстрады и цирка. Осенью 1924 года сотрудники юмористических журналов, артисты и режиссеры театра миниатюр «Кривой Джимми» и театра-кабаре «Летучая мышь» создали в помещении «Кривого Джимми» новый театр – Московский театр сатиры. Творчество Агнивцева продолжало привлекать внимание композиторов: Д. Б. Кабалевского, С. С. Прокофьева, а особенно часто – И. О. Дунаевского (наиболее известным музыкальным произведением Дунаевского на стихи Агнивцева стало популярное в 1930-х г.г. танго «Дымок от папиросы»).

В это время Н. Я. Агнивцев, как и ряд других поэтов Серебряного века, начал писать стихи для детей. С 1924 по 1930 год издано более 20 его детских книг: «Чашка чая» (1925), «Винтик-шпунтик» (1925), «Война игрушек» (1925), «Знакомые незнакомцы» (1925), «Как примус захотел Фордом сделаться» (1925), «Китайская болтушка» (1925), «Октябренок-постреленок» (1925), «Спор между домами» (1925), «Маленький черный Мурзук» (1926), «Твои машинные друзья» (1926), «Рикша из Шанхая» (1927) и др.). Многие детские книги Агнивцева выдержали не одно издание – «Кирпичики мои» (1926 и 1927), «Шарманочка» (1926 и 1929), «Мыши из цирка» (1927 и 1930), «О бедном щегленке» (1927 и 1930), «Сказка с цветами» (1929 и 1930) и др.



Агнивцев пытался следовать новым веяниям, формировавшим детскую литературу того времени. Например, «Война игрушек» – популярный в двадцатые годы прошлого века сюжет, с помощью которого детям объяснялась сущность революционных событий. В книге «Октябренок-постреленок» (1925) главный герой, октябренок, дает понять традиционным сказочным персонажам – Ивану-царевичу, Бабе-Яге и Фее, что они устарели. В этот период мистическая сказка стала рассматриваться как «тормоз в развитии материалистического мышления». В стихотворении «Твои машинные друзья» (1926) автор сообщает, что прежние герои детской поэзии – щеглята, щенята и прочие «зверята» (в особенности котята), цветки, мотыльки и так далее – за сотню лет пребывания на страницах детских книжек уже успели надоесть читателям. Поэтому в книги должны прийти новые герои – машины: тракторы, аэропланы и грузовики. Но полного перехода к индустриальному материализму в творчестве Агнивцева все же не произошло. Сказка не исчезла – она «актуализировалась». Так, в 1926 году появилось сразу несколько сказок Агнивцева: «В защиту трубочиста», «О шестерых вот этих» (сказка про Коминтерн), сказка-притча «Солнце и свечка» по мотивам Омара Хайяма. У Агнивцева есть и стихи, где действуют прежние, дореволюционные герои – зверята и цветы. В 1927 году опубликовано стихотворение «О бедном щегленке», порицающее жадность и нежелание помочь тем, кто оказался в беде. В 1929 году появилась «Сказка с цветами», призывающая дарить радость людям.

Среди стихов Н. Я. Агнивцева, адресованных детям, есть и другие произведения, характерные для 1920-х гг. В то время был достаточно популярен жанр «производственной книги». Пример такого произведения у Агнивцева – «Чашка чая» (рассказ о том, как производят чай и как он попадает в Москву). В стихотворении «Рикша из Шанхая» (1927) Агнивцев затрагивает тему борьбы беднейших слоев буржуазного общества за свободу и человеческое достоинство. Книга Агнивцева о профессиях («Ребячий город») близка по теме к опубликованному в 1928 году стихотворению Маяковского «Кем быть?».

В 1926 году был издан сборник стихов Н. Я. Агнивцева, адресованный взрослым – «От пудры до грузовика». В предисловии к ней поэт сказал: это «не просто книжка выбранных стихов различных периодов. Это – мой литературный паспорт со всеми рифмованными визами, своевременно отмечавшими мои стихотворные мечтания с 1916 по 1926 г.».

Литературоведы отмечают, что при единстве поэтического стиля, художественных приемов в отдельные периоды жизни Агнивцева существовали как бы три разных поэта, отличавшиеся друг от друга настроением и темами. «Литературная энциклопедия» делила его творчество на 3 периода: дореволюционный, эмигрантский и последний – будни советского быта. (Т.1. М., 1929, с.651).

В последние годы жизни «богемный поэт» (как когда-то его прозвали), часто болел, но не любил посещать врачей. Когда осенью 1932 года Агнивцев все же обратился за медицинской помощью, было уже поздно – вскоре поэт умер от скоротечного туберкулеза горла. Николай Яковлевич Агнивцев похоронен на Новодевичьем кладбище.

Николай Агнивцев / Книги

  • Агнивцев, Н. Я. Студенческие песни : [сатира и юмор] / Н. Я. Агнивцев. — Санкт-Петербург : Новое изд-во, 1913. — 93 с. — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Оживленная баллада : эпизод в 1 д. из войны Алой и Белой розы / Н. Я. Агнивцев ; муз. В. Пергамента. — Петроград : К. Фельдман, 1914. — 8 с. : нот. — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Под звон мечей : [стихотворения] / Н. Я. Агнивцев. — Петроград : Екатерингоф. печ. дело, 1915. — 112 с. ; — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Санкт-Петербургъ : [стихи] / Н. Я. Агнивцев. — Тифлис : театр «Кривой Джимми», 1921. — 61 с. — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Мои песенки / Н. Я. Агнивцев. — Берлин : Литература, 1921. — 140 с. — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Пьесы / Н. Я. Агнивцев. — Берлин : Б. и., 1923. — 93 с. — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Блистательный Санкт-Петербургъ : [стихи] / Н. Я. Агнивцев. — Берлин : И. П. Ладыжников, 1923. — 57 с. — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Чашка чая : [для детей и юношества] / Н. Я. Агнивцев ; рисунки В. Твардовского. — Москва [и др.] : Радуга, 1925. — 14 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Война игрушек / Н. Я. Агнивцев ; картинка С. Мальта. — Москва [и др.] : Друзья детей, 1925. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Винтик-шпунтик / Н. Я. Агнивцев ; рисунки В. Твардовского. — Москва [и др.] : Радуга, 1925. — 9 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Китайская болтушка / Н. Я. Агнивцев ; рис. Ю. Ганфа. — Ленинград : Друзья детей, 1925. —15 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Спор между домами / Н. Я. Агнивцев ; рис. Н. Н. Купреянова. — Рязань : Друзья детей, 1925. —14 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Как примус захотел Фордом сделаться : машинная сказочка / Н. Я. Агнивцев ; картинки К Елисеева. — Москва [и др.] : Радуга, 1925. — 16 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Шарманочка : [стихи для детей] / Н. Я. Агнивцев. — Ленинград : Радуга, 19--. — 11 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Кирпичики мои : [стихи] / Н. Я. Агнивцев ; рисунки А. Жаба. — Москва [и др.] : Радуга, 1926. — 11 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Знакомые незнакомцы : [стихи] / Н. Я. Агнивцев ; рисунки П. Пастухова. — Москва [и др.] : Радуга, 1926. — 10 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Солнце и свечка : [стихи] / Н. Я. Агнивцев ; рис. В. Апостоли. — Москва [и др.] : Радуга, 1926. — 11 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Маленький черный Мурзук / Н. Я. Агнивцев ; рис. С. Адливанкина. — Москва : Молодая гвардия, 1926. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Твои машинные друзья / Н. Я. Агнивцев ; рис. Алексея Ефимова. — Москва [и др.] : Радуга, 1926. — 11 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. В защиту трубочиста / Н. Я. Агнивцев ; картинки Ивана Малютина. — Москва : Молодая гвардия, 1926. — 11 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. О шестерых вот этих : [сказка про коминтерн] / Н. Я. Агнивцев ; рис. К. Рудакова. — Ленинград : Книга, 1926. — 14 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Твои наркомы у тебя дома / Н. Я. Агнивцев ; картинки К. Елисеева и К. Ротова. — Москва : Октябренок, 1926. — 14 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. От пудры до грузовика : [стихи 1916-1926] / Н. Я. Агнивцев. — Москва [и др.] : Изд. авт., 1926. — 106 с. — [Хранится в РГБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Мыши из цирка : [стихи] / Н. Я. Агнивцев ; рисунки В. Твардовского. — Ленинград : Радуга, 1927. — 12 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Кит и снеток / Н. Я. Агнивцев ; рисунки С. Рахманина. — Ленинград : Радуга, 1927. — 8 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Рикша из Шанхая / Н. Я. Агнивцев ; рисунки С. Адливанкина. — Москва : Молодая гвардия, 1927. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. О бедном щегленке / Н. Я. Агнивцев ; рисунки М. Пашкевич. — Москва [и др.] : Радуга, 1927. —10 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Разноцветные ребята / [Н. Агнивцев и др.]. — Москва [и др.] : Радуга, 1928. — 10 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Ребячий город / Н. Я. Агнивцев ; рис. Владимира Добровольского. — Москва [и др.] : Радуга, 1929. —10 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Агнивцев, Н. Я. Сказка с цветами / Н. Я. Агнивцев ; рис. Абрамовой — Москва [и др.] : Радуга, 1930. — 12 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].

Николай Агнивцев / Книги в НЭБ.Дети

  • Агнивцев, Н. Я. Чашка чая : [для детей и юношества] / Н. Я. Агнивцев ; рисунки В. Твардовского. — Текст : электронный. — Москва [и др.] : Радуга, 1925 (Москва : РГДБ, 2012). — 14 с. : ил.
  • Агнивцев, Н. Я. Винтик-шпунтик / Н. Я. Агнивцев ; рисунки В. Твардовского. — Текст : электронный. — Москва [и др.] : Радуга, 1925 (Москва : РГДБ, 2012). — 9 с. : ил.
  • Агнивцев, Н. Я. Кирпичики мои : [стихи] / Н. Я. Агнивцев ; рисунки А. Жаба. — Текст : электронный. — Москва [и др.] : Радуга, 1926 (Москва : РГДБ, 2012). — 11 с. : ил.
  • Агнивцев, Н. Я. Война игрушек / Н. Я. Агнивцев ; картинка С. Мальта. — Текст : электронный. — Москва [и др.] : Друзья детей, 1926 (Москва : РГДБ, 2012). — 18 с. : ил.
  • Агнивцев, Н. Я. Мыши из цирка : [стихи] / Н. Я. Агнивцев ; рисунки В. Твардовского. — Текст : электронный. — Ленинград : Радуга, 1927 (Москва : РГДБ, 2012). — 12 с. : ил.
  • Агнивцев, Н. Я. Кит и снеток / Н. Я. Агнивцев ; рисунки С. Рахманина. — Текст : электронный. — Ленинград : Радуга, 1927 (Москва : РГДБ, 2012). — 8 с. : ил.
  • Агнивцев, Н. Я. Рикша из Шанхая / Н. Я. Агнивцев ; рисунки С. Адливанкина. — Текст : электронный. — Москва : Молодая гвардия, 1927 (Москва : РГДБ, 2012). — 16 с. : ил.
  • Агнивцев, Н. Я. Ребячий город / Н. Я. Агнивцев ; рис. Владимира Добровольского. — Текст : электронный. — Москва [и др.] : Радуга, 1929 (Москва : РГДБ, 2013). — 10 с. : ил.

О жизни и творчестве

  • Кон, Л. Ф. Советская детская литература 1917–1929 : очерк истории русской детской литературы / Л. Ф. Кон. — Москва : Детгиз, 1960. — 320 с. : ил.
  • Смелянский, А. М. Михаил Булгаков в Художественном театре / А. Смелянский ; предисл. О. Ефремова. — Москва : Искусство, 1986. — 399 с. : ил.
  • Богатырева, Н. Ю. Агнивцев Николай Яковлевич (1888–1932) // Русские детские писатели XX века : библиогр. словарь. — Москва : Флинта : Наука, 1997. — С. 8–9. — Библиогр.
  • Куферштейн, Е. З. Странник нечаянный : кн. о Николае Агнивцеве - поэте и драматурге / Ефим Куферштейн. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Всемир. клуб петербуржцев, 1998. — 162 с. : ил. — (Библиотека Всемир. клуба петербуржцев).
  • Русский Берлин : [фрагменты воспоминаний рус. беженцев и совет. подданных, 1-я пол. 1920-х гг.] / сост., предисл. и персоналии В. В. Сорокиной. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 365 с. : ил.
  • Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги : биобиблиографический словарь. В 3 т. Т. 1 : А–Ж. / РАН, ИРЛИ (Пушкинский Дом) ; под ред. Н. Н. Скатова. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС инвест, 2005. — 733 с. : ил.
  • Попов, В. В. Агнивцев Николай Яковлевич (1888–1932) // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги : Биобиблиографический словарь: в 3 томах. — Москва : Олма-Пресс Инвест, 2005. — С. 15–17. — Библиогр.
  • Октябрьская, О. С. Пути развития русской детской литературы XX века (1920–2000-е гг.) : учебное пособие / О. С. Октябрьская. — Москва : МАКС Пресс, 2012. — 320 с.
  • Возвращение поэта : [вступительная статья] : собрание сочинений в 3 Томах : Том 1 // Н. Я. Агнивцев ; сост.: Н. Ф. Куприянов. — Санкт-Перербург, 1998. — 317 с. — (Поэты России).
  • Зубарева, В. С. Детские стихи Николая Агнивцева // Вестник Новгородского Государственного университета. — 2010. — № 57. — С. 38–41.
  • Захаров, К. А. Революция игрушек : к историографии сказочных восстаний // Детские чтения. — 2017. — № 2. — вып. 2. — С. 160–172.
  • Путилова, Е. О. Четыре века русской поэзии детям. В 3 т. Т.2 : [антология / авт. вступ. ст., сост.]: Евгения Путилова. — [Доп. и испр. изд.]. — Санкт-Петербург : Лики России : Фонд «Спас», 2013. — 718 с.