Дорофеев Александр Дмитриевич

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Александр Дорофеев
Александр Дорофеев
Александр Дорофеев
Имя при рождении Александр Дорофеев
Дата рождения 05.08.1952
Место рождения г. Москва, СССР
Гражданство СССР, Российская Федерация
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Александр Дмитриевич Дорофеев — писатель, художник.

Александр Дорофеев / Биография

Александр Дорофеев родился 5 августа 1952 года в Москве. Семья проживала в Таганском районе, на Большой Коммунистической улице. Отец и мать (Алла Николаевна Пестова, Дмитрий Александрович Дорофеев) работали геологами, известие о рождении сына Д. А. Дорофеев встретил в экспедиции на Полярном Урале. Прадед Петр Раев был сельским священником в деревне Луговатка Тамбовского уезда. Большая часть из его шестнадцати детей жила в Воронеже и сохранила прочные, доверительные отношения. «То ли это заслуга прадеда, то ли время вообще было такое, но все родственники любили друг друга, и семейство напоминало теплое, крепко свитое гнездо», – пишет А.Д. Дорофеев в автобиографической повести-альбоме «Выставка» (2017).

В детстве Александр Дорофеев вместе с родителями проделал долгий путь с многочисленными остановками от Москвы до рабочего поселка Хандыга на берегу реки Алдан (Якутия) и обратно. Многое из увиденного во время путешествия после легло в основу первой книги А. Д. Дорофеева «Белый воробей» (1980). С пяти лет увлеченно читал книги о природе, любимым писателем в дошкольном возрасте был Э. Сетон-Томпсон. В школе учился без особого энтузиазма, однако, как после отметил в краткой автобиографии, в годы учебы осознал потребность «поделиться с миром чем-нибудь сокровенным в литературной форме».

Большое влияние оказал на будущего писателя его дядя – прозаик, поэт и художник Ю. И. Коваль (1938–1995). Отношениям с наставником посвящен очерк «Гусик (прозвище, данное племянником)», впервые напечатанный в сборнике воспоминаний о писателе («Ковалиная книга», 2013, стр. 109–119). Юрий Коваль стал старшим товарищем подростка, приобщил к живописи и литературе. Благодаря этой дружбе Александр Дорофеев познакомился с творчеством русских и зарубежных классиков (М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонов, У. Фолкнер, Г. Мелвилл) и выдающихся современников – Ю. П. Казакова, А. Г. Битова и Г. В. Семенова. Рисованию Александр Дорофеев тоже учился у Коваля, поначалу. Они часто ездили за город, где Коваль «от собственной избыточности наполнял <…> всем, что под руку подворачивалось», – «названиями трав, луговых цветов, созвездий и собачьих пород» («Гусик»). Cвой первый литературный опыт начинающий автор показал именно Ковалю; это был рассказ о рыбалке под названием «Луна и рыба». Одобрив пробу пера, писатель помог опубликовать рассказ в журнале «Рыбоводство и рыболовство» (1969, № 2). Увидев свое произведение в печати, юный литератор испытал сильное смущение и желание научиться писать лучше.

Ю. И. Коваль нередко читал, критически разбирал и редактировал работы молодого литератора. Требования наставника излагать мысли кратко и емко, «оставляя воздух для дыхания», оказали существенное влияние на стиль Александра Дорофеева.

В 1973 году Дорофеев, благодаря знакомствам Коваля, участвовал в археологической экспедиции на Черном море. Раскопки проходили на расположенном неподалеку от Очакова острове Березань, где в конце VII века до н. э. располагалось древнегреческое поселение Борисфен. На острове писал этюды и делал литературные заметки.

В 1976 году окончил факультет редактирования и журналистики Московского полиграфического института (МПИ). Работал реставратором (начинал в качестве подмастерья при работе над фресками Успенского собора во Владимире). Много путешествовал по стране, восстанавливая внутреннее убранство христианских, буддийских, мусульманских храмов и усыпальниц. В Белоруссии работал над кафедральным костелом Могилева. В Туркмении реставрировал мавзолей султана Санджара (г. Мерв), в Казахской СССР – гробницу суфийского поэта и проповедника Ходжи Ахмада Яссави (г. Туркестан). На протяжении 1975–1977 годов реставрировал в Самарканде (Узбекская ССР) орнаментальные росписи мавзолея Туман-ака из ансамбля Шахи-Зинда XIV века.



В 1979 году в первом номере журнала «Мурзилка» были опубликованы рассказы для детей, выросшие из заметок: «Белый воробей», «Молоко в мешке» и «Стеклянная елка». Иллюстрировал их художник-график П. И. Багин (род. 1938). Впоследствии он неоднократно иллюстрировал прозу Дорофеева. В этих маленьких рассказах показана жизнь на Севере глазами ребенка, недавно приехавшего в Якутию. Для героя непривычно все: белая окраска птиц и животных («Белый воробей»), холод, от которого замерзает молоко («Молоко в мешке») и застывает принесенная из леса елка («Стеклянная елка»). В детских рассказах звучали темы свободы и неволи, жизни и смерти, нравственной чуткости, совести. Рассказы вошли в первую авторскую книгу «Белый воробей», выпущенную издательством «Детская литература» в 1980 году. Для этого издания автор переработал некоторые произведения; так, «Белый воробей» подвергся изменениям: было дано новое название – «Пуночка», прямое указание на гибель птицы отсутствовало. В дебютном сборнике влияние Ю.И. Коваля еще заметно, при этом в произведениях уже формируется собственный авторский стиль А. Д. Дорофеева, стилевые черты заметны, например, в особом внимании к колористике, иноязычной лексике. В «северных» рассказах доминируют белый и черный цвета, миниатюра «Бука бары» посвящена познанию ребенком нового мира, открывающегося ему через якутские слова. В 1981 году автор оставляет работу реставратора.

В основу второй книги – «Ночная радуга» («Детская литература», 1981) – легли впечатления писателя от поездок по Средней Азии. Иллюстрации к произведению создала Т. Соловьева – график и литератор.

В 1988 и 1989 в издательстве «Малыш» вышли первые части трилогии о Петре Первом и создании русского флота – «Ключ от моря» и «Корабельные пути» (художник С. Бордюг). Третья часть – «Путь наш далек» – была опубликована уже в 1991 году.

В 1989 году напечатан сборник рассказов «Дом в снегу» (художник Ю. Сковородников). В рассказах повседневная жизнь, показанная глазами ребенка, преображается его фантазией. Укус зверька превращается в предмет гордости («Как меня укусил бурундук»), невероятные истории о звонках со льдины в океане «кто-то <…> нашептывал на ухо» («Как я перестал врать»), а гигантский чемодан из китовой кожи напоминает одновременно «и бегемота, и кита, и носорога» («Китовый чемодан»). В 1989 году А. Д. Дорофеев вступает в Союз писателей СССР.

С апреля 1991-го вплоть до сентября 1992 года Дорофеев работал ответственным секретарем журнала «Мурзилка». В свободное от редакторской и писательской работы время он продолжал писать картины, участвовать в художественных выставках, но изо всех его пейзажей и натюрмортов было продано только несколько работ.

В ноябре 1991 года Дорофеев едет на книжную ярмарку в Мехико, столицу Мексики, вместе с другими членами редакции «Мурзилки» и женой. Супруга, актриса Г. Плакущенко, знала испанский язык и взяла на себя труд переводчика.

Вдохновленный новыми впечатлениями и удачной продажей картин, Дорофеев решает отложить возвращение на три месяца. Жилье супругам предоставила легендарная исполнительница фламенко Пилар Риоха (полное имя Мария де Пилар Риоха де Олмо, род. 1932), знакомая с Г. Плакущенко еще по гастролям в СССР. Танцовщица жила недалеко от центра города, в небольшом особняке с двориком. Благодаря ее друзьям удалось организовать первые персональные выставки Дорофеева и найти желающих приобрести его работы, а также заинтересовать журналистов из центральных газет Мехико.

Следующие десять лет, 1991–2001-е, Александр Дорофеев прожил в Мексике, ловил рыбу и лобстеров в море, подрабатывал выставкой-продажей и созданием на заказ картин разных жанров – пейзажей, натюрмортов, картин на библейские сюжеты и икон. За это время было написано почти пять сотен полотен и проведено тридцать персональных выставок. Мексика, как вспоминает писатель, «приветлива», в ней «легко осваиваешься со всем для тебя новым, включая испанский язык».

Два года (1998–2000) провел на небольшом острове Косумель в Карибском море, где находится второй по величине коралловый риф и обитают животные-эндемики.

Мексиканский период стал плодотворным и в плане литературы. «В карибских благословенных широтах все хорошо – и писать, и рисовать», – признается автор в повести-альбоме «Выставка». Между тем, в России в «Детской литературе» выходит повесть о юности императора Петра «Звезда корабельная» (1992), переиздаются «Корабельные пути» (1994).

В Москву, в новое государство, Александр Дорофеев вернулся в 2001 году.



В 2003 году в «Мурзилке» вышел его «Эле-Фантик» – сказочная повесть о приключениях слоненка и его борьбе с ураганом Быком. В 2005 году «Мурзилка» опубликовал философскую повесть-сказку, использующую мотивы восточных сказок и притч, – «Рыжий ослик, или превращения».

В 2005 и 2006 годах были напечатаны альбомы «Кустодиев» и «Шишкин» – книги о творчестве великих русских живописцев.

В 2008 году вышел сборник произведений для детей и подростков «У меня в груди Анюта». Помимо новых произведений, в книгу вошли переработанные миниатюры из прежних сборников. Так, рассказ «Как меня укусил бурундук» из «Дома в снегу» получил название «Укушенные». Рассказ «Белое и черное» был создан на основе миниатюр «Теплый ключ», «Белый воробей (Пуночка)», «Стеклянная елка» и «Молоко в мешке». Истории о пойманной героем пуночке был возвращен прежний трагичный финал, не названный прямо: «Молока-то он, конечно, не пил, а форточка зимой всегда закрыта».

Впечатления от экзотической страны и богатая история Мексики впоследствии вдохновили автора на написание «взрослых» произведений и повести «Колесо племени майя» (вышла в составе сборника «У меня в груди Анюта»). Произведение носит подзаголовок «два века и один год», в нем повествуется о развитии самобытной цивилизации и ее разрушении испанскими конкистадорами. Подробности истории и быта майя органично соединились с мифами и сказками, отражающими представление о единстве всего живого. Каждый, по представлениям древнего народа, до рождения выбирал себе обличие – поэтому культурный герой мог быть кроликом (история о победе братьев над великаном Некоком-Яотлем) или носухой (история о храбром Мапаче). Один из главных мотивов произведения – скоротечность времени, поэтому основному повествованию предшествуют слова из эпоса майя: «Луна, ветер, годы и дни – \ Все течет, и все умирает». Повесть завершалась энциклопедическими сведениями об открытии и завоевании Америки, летоисчислении, астрономии и языке майя.

В 2008 году «Белый город» издает повесть о средневековой Японии – «Путь самурая, или человек-волна (Повесть на чешуе японского карпа, с его же примечаниями)». Книга была иллюстрирована фотографиями и репродукциями произведений средневекового японского искусства.

В 2010 году Дорофеев опубликовал сборник рассказов, сказок, переложений русских народных поверий «Веретено», проиллюстрированный собственными картинами.

В этом же году издательский дом «Вебов и Книгин» публикует повесть «Эци Кеци, или Едва обитаемый остров», основу которой составили обработки древнегреческих мифов.

В 2015 году вышла книга «Посланники», написанная по заказу Сретенского монастыря, она представляет собой переложение Евангелия для детей.

Зарубежная география изданий творчества А. Д. Дорофеева охватывает Голландию, Сербию и Китай.


Актуальное интервью. Александр Дорофеев и Анастасия Орлова о детской любви к чтению

Александр Дорофеев / Изданные книги

  • Дорофеев А. Д. Белый воробей. – М.: Детская литература,1980.
  • Дорофеев А. Д. Ночная радуга. – М.: Детская литература,1981.
  • Дорофеев А. Д. Ключ от моря. – М.: Малыш, 1988.
  • Дорофеев А. Д. Корабельные пути. – М.: Малыш,1989.
  • Дорофеев А. Д. Дом в снегу. – М.: Детская литература, 1989.
  • Дорофеев А. Д. Путь наш далек. – М.: Малыш, 1991.
  • Дорофеев А. Д. Заоблачные истории. – М.: Детская литература,1991.
  • Дорофеев А. Д. Звезда корабельная. – М.: Детская литература, 1992.
  • Дорофеев А. Д. Корабельные пути. – М.: Малыш,1994.
  • Дорофеев А. Д. Рыжий ослик, или превращения. – М.: Глобал МСН групп, 2005.
  • Дорофеев А. Д. Шишкин: альбом. – М.: Белый город, 2006.
  • Дорофеев А. Д. Кустодиев: альбом. – М.: Белый город, 2006.
  • Дорофеев А. Д. Врубель: альбом. – М.: Белый город, 2010.
  • Дорофеев А. Д. Мексиканский для начинающих. – М.: АСТ, Астрель, 2008.
  • Дорофеев А. Д. Московское наречие. – М.: АСТ, Астрель, 2008.
  • Дорофеев А. Д. Человек-волна. – М.: Белый город, 2008.
  • Дорофеев А. Д. У меня в груди Анюта. – М.: АСТ, Астрель, 2008.
  • Дорофеев А. Д. Шухлик, или Путешествие к пупку Земли. – М.: АСТ,2008.
  • Дорофеев А. Д. Эци Кеци. – Вебов и Книгин, 2010.
  • Дорофеев А. Д. Веретено. – М.: АртХаузМедиа, 2010.
  • Дорофеев А. Д. Божий узел. – М.: ЖУК, 2012.
  • Дорофеев А. Д. Посланники. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015.
  • Дорофеев А. Д. Выставка. – М.: Ридеро, 2017.
  • Дорофеев А. Д. Гнездо времени. – М.: Ридеро, 2017.
  • Дорофеев А. Д. Бабушкин год. – М.: Ридеро, 2017.
  • Дорофеев А. Д. Пять зверских капель. – М.: Ридеро, 2017.
  • Дорофеев А. Д. Ключ от моря. – М.: Лабиринт, 2017.
  • Дорофеев А. Д. Корабельные пути. – М.: Лабиринт, 2017.
  • Дорофеев А. Д. Путь наш далек. – М.: Лабиринт, 2017.