Дорофеев Александр Дмитриевич
Александр Дорофеев | |
Имя при рождении | Александр Дорофеев |
Дата рождения | 05.08.1952 |
Место рождения | г. Москва, СССР |
Гражданство | СССР, Российская Федерация |
Род деятельности | писатель |
Язык произведений | русский |
Александр Дмитриевич Дорофеев — писатель, художник.
Александр Дорофеев / Биография
Александр Дорофеев родился 5 августа 1952 года в Москве. Семья проживала в Таганском районе, на Большой Коммунистической улице. Отец и мать (Алла Николаевна Пестова, Дмитрий Александрович Дорофеев) работали геологами, известие о рождении сына Д. А. Дорофеев встретил в экспедиции на Полярном Урале. Прадед Петр Раев был сельским священником в деревне Луговатка Тамбовского уезда. Большая часть из его шестнадцати детей жила в Воронеже и сохранила прочные, доверительные отношения. «То ли это заслуга прадеда, то ли время вообще было такое, но все родственники любили друг друга, и семейство напоминало теплое, крепко свитое гнездо», – пишет А.Д. Дорофеев в автобиографической повести-альбоме «Выставка» (2017).
В детстве Александр Дорофеев вместе с родителями проделал долгий путь с многочисленными остановками от Москвы до рабочего поселка Хандыга на берегу реки Алдан (Якутия) и обратно. Многое из увиденного во время путешествия после легло в основу первой книги А. Д. Дорофеева «Белый воробей» (1980). С пяти лет увлеченно читал книги о природе, любимым писателем в дошкольном возрасте был Э. Сетон-Томпсон. В школе учился без особого энтузиазма, однако, как после отметил в краткой автобиографии, в годы учебы осознал потребность «поделиться с миром чем-нибудь сокровенным в литературной форме».
Большое влияние оказал на будущего писателя его дядя – прозаик, поэт и художник Ю. И. Коваль (1938–1995). Отношениям с наставником посвящен очерк «Гусик (прозвище, данное племянником)», впервые напечатанный в сборнике воспоминаний о писателе («Ковалиная книга», 2013, стр. 109–119). Юрий Коваль стал старшим товарищем подростка, приобщил к живописи и литературе. Благодаря этой дружбе Александр Дорофеев познакомился с творчеством русских и зарубежных классиков (М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонов, У. Фолкнер, Г. Мелвилл) и выдающихся современников – Ю. П. Казакова, А. Г. Битова и Г. В. Семенова. Рисованию Александр Дорофеев тоже учился у Коваля, поначалу. Они часто ездили за город, где Коваль «от собственной избыточности наполнял <…> всем, что под руку подворачивалось», – «названиями трав, луговых цветов, созвездий и собачьих пород» («Гусик»). Cвой первый литературный опыт начинающий автор показал именно Ковалю; это был рассказ о рыбалке под названием «Луна и рыба». Одобрив пробу пера, писатель помог опубликовать рассказ в журнале «Рыбоводство и рыболовство» (1969, № 2). Увидев свое произведение в печати, юный литератор испытал сильное смущение и желание научиться писать лучше.
Ю. И. Коваль нередко читал, критически разбирал и редактировал работы молодого литератора. Требования наставника излагать мысли кратко и емко, «оставляя воздух для дыхания», оказали существенное влияние на стиль Александра Дорофеева.
В 1973 году Дорофеев, благодаря знакомствам Коваля, участвовал в археологической экспедиции на Черном море. Раскопки проходили на расположенном неподалеку от Очакова острове Березань, где в конце VII века до н. э. располагалось древнегреческое поселение Борисфен. На острове писал этюды и делал литературные заметки.
В 1976 году окончил факультет редактирования и журналистики Московского полиграфического института (МПИ). Работал реставратором (начинал в качестве подмастерья при работе над фресками Успенского собора во Владимире). Много путешествовал по стране, восстанавливая внутреннее убранство христианских, буддийских, мусульманских храмов и усыпальниц. В Белоруссии работал над кафедральным костелом Могилева. В Туркмении реставрировал мавзолей султана Санджара (г. Мерв), в Казахской СССР – гробницу суфийского поэта и проповедника Ходжи Ахмада Яссави (г. Туркестан). На протяжении 1975–1977 годов реставрировал в Самарканде (Узбекская ССР) орнаментальные росписи мавзолея Туман-ака из ансамбля Шахи-Зинда XIV века.
Юрий Коваль, Николай Устинов, Виктор Чижиков, Александр Дорофеев и Анатолий Митяев в деревне у Плещеева озера. Фото Виктора Ускова
В 1979 году в первом номере журнала «Мурзилка» были опубликованы рассказы для детей, выросшие из заметок: «Белый воробей», «Молоко в мешке» и «Стеклянная елка». Иллюстрировал их художник-график П. И. Багин (род. 1938). Впоследствии он неоднократно иллюстрировал прозу Дорофеева. В этих маленьких рассказах показана жизнь на Севере глазами ребенка, недавно приехавшего в Якутию. Для героя непривычно все: белая окраска птиц и животных («Белый воробей»), холод, от которого замерзает молоко («Молоко в мешке») и застывает принесенная из леса елка («Стеклянная елка»). В детских рассказах звучали темы свободы и неволи, жизни и смерти, нравственной чуткости, совести. Рассказы вошли в первую авторскую книгу «Белый воробей», выпущенную издательством «Детская литература» в 1980 году. Для этого издания автор переработал некоторые произведения; так, «Белый воробей» подвергся изменениям: было дано новое название – «Пуночка», прямое указание на гибель птицы отсутствовало. В дебютном сборнике влияние Ю.И. Коваля еще заметно, при этом в произведениях уже формируется собственный авторский стиль А. Д. Дорофеева, стилевые черты заметны, например, в особом внимании к колористике, иноязычной лексике. В «северных» рассказах доминируют белый и черный цвета, миниатюра «Бука бары» посвящена познанию ребенком нового мира, открывающегося ему через якутские слова. В 1981 году автор оставляет работу реставратора.
В основу второй книги – «Ночная радуга» («Детская литература», 1981) – легли впечатления писателя от поездок по Средней Азии. Иллюстрации к произведению создала Т. Соловьева – график и литератор.
В 1988 и 1989 в издательстве «Малыш» вышли первые части трилогии о Петре Первом и создании русского флота – «Ключ от моря» и «Корабельные пути» (художник С. Бордюг). Третья часть – «Путь наш далек» – была опубликована уже в 1991 году.
В 1989 году напечатан сборник рассказов «Дом в снегу» (художник Ю. Сковородников). В рассказах повседневная жизнь, показанная глазами ребенка, преображается его фантазией. Укус зверька превращается в предмет гордости («Как меня укусил бурундук»), невероятные истории о звонках со льдины в океане «кто-то <…> нашептывал на ухо» («Как я перестал врать»), а гигантский чемодан из китовой кожи напоминает одновременно «и бегемота, и кита, и носорога» («Китовый чемодан»). В 1989 году А. Д. Дорофеев вступает в Союз писателей СССР.
С апреля 1991-го вплоть до сентября 1992 года Дорофеев работал ответственным секретарем журнала «Мурзилка». В свободное от редакторской и писательской работы время он продолжал писать картины, участвовать в художественных выставках, но изо всех его пейзажей и натюрмортов было продано только несколько работ.
В ноябре 1991 года Дорофеев едет на книжную ярмарку в Мехико, столицу Мексики, вместе с другими членами редакции «Мурзилки» и женой. Супруга, актриса Г. Плакущенко, знала испанский язык и взяла на себя труд переводчика.
Вдохновленный новыми впечатлениями и удачной продажей картин, Дорофеев решает отложить возвращение на три месяца. Жилье супругам предоставила легендарная исполнительница фламенко Пилар Риоха (полное имя Мария де Пилар Риоха де Олмо, род. 1932), знакомая с Г. Плакущенко еще по гастролям в СССР. Танцовщица жила недалеко от центра города, в небольшом особняке с двориком. Благодаря ее друзьям удалось организовать первые персональные выставки Дорофеева и найти желающих приобрести его работы, а также заинтересовать журналистов из центральных газет Мехико.
Следующие десять лет, 1991–2001-е, Александр Дорофеев прожил в Мексике, ловил рыбу и лобстеров в море, подрабатывал выставкой-продажей и созданием на заказ картин разных жанров – пейзажей, натюрмортов, картин на библейские сюжеты и икон. За это время было написано почти пять сотен полотен и проведено тридцать персональных выставок. Мексика, как вспоминает писатель, «приветлива», в ней «легко осваиваешься со всем для тебя новым, включая испанский язык».
Два года (1998–2000) провел на небольшом острове Косумель в Карибском море, где находится второй по величине коралловый риф и обитают животные-эндемики.
Мексиканский период стал плодотворным и в плане литературы. «В карибских благословенных широтах все хорошо – и писать, и рисовать», – признается автор в повести-альбоме «Выставка». Между тем, в России в «Детской литературе» выходит повесть о юности императора Петра «Звезда корабельная» (1992), переиздаются «Корабельные пути» (1994).
В Москву, в новое государство, Александр Дорофеев вернулся в 2001 году.
В 2003 году в «Мурзилке» вышел его «Эле-Фантик» – сказочная повесть о приключениях слоненка и его борьбе с ураганом Быком. В 2005 году «Мурзилка» опубликовал философскую повесть-сказку, использующую мотивы восточных сказок и притч, – «Рыжий ослик, или превращения».
В 2005 и 2006 годах были напечатаны альбомы «Кустодиев» и «Шишкин» – книги о творчестве великих русских живописцев.
В 2008 году вышел сборник произведений для детей и подростков «У меня в груди Анюта». Помимо новых произведений, в книгу вошли переработанные миниатюры из прежних сборников. Так, рассказ «Как меня укусил бурундук» из «Дома в снегу» получил название «Укушенные». Рассказ «Белое и черное» был создан на основе миниатюр «Теплый ключ», «Белый воробей (Пуночка)», «Стеклянная елка» и «Молоко в мешке». Истории о пойманной героем пуночке был возвращен прежний трагичный финал, не названный прямо: «Молока-то он, конечно, не пил, а форточка зимой всегда закрыта».
Впечатления от экзотической страны и богатая история Мексики впоследствии вдохновили автора на написание «взрослых» произведений и повести «Колесо племени майя» (вышла в составе сборника «У меня в груди Анюта»). Произведение носит подзаголовок «два века и один год», в нем повествуется о развитии самобытной цивилизации и ее разрушении испанскими конкистадорами. Подробности истории и быта майя органично соединились с мифами и сказками, отражающими представление о единстве всего живого. Каждый, по представлениям древнего народа, до рождения выбирал себе обличие – поэтому культурный герой мог быть кроликом (история о победе братьев над великаном Некоком-Яотлем) или носухой (история о храбром Мапаче). Один из главных мотивов произведения – скоротечность времени, поэтому основному повествованию предшествуют слова из эпоса майя: «Луна, ветер, годы и дни – \ Все течет, и все умирает». Повесть завершалась энциклопедическими сведениями об открытии и завоевании Америки, летоисчислении, астрономии и языке майя.
В 2008 году «Белый город» издает повесть о средневековой Японии – «Путь самурая, или человек-волна (Повесть на чешуе японского карпа, с его же примечаниями)». Книга была иллюстрирована фотографиями и репродукциями произведений средневекового японского искусства.
В 2010 году Дорофеев опубликовал сборник рассказов, сказок, переложений русских народных поверий «Веретено», проиллюстрированный собственными картинами.
В этом же году издательский дом «Вебов и Книгин» публикует повесть «Эци Кеци, или Едва обитаемый остров», основу которой составили обработки древнегреческих мифов.
В 2015 году вышла книга «Посланники», написанная по заказу Сретенского монастыря, она представляет собой переложение Евангелия для детей.
Зарубежная география изданий творчества А. Д. Дорофеева охватывает Голландию, Сербию и Китай.
Александр Дорофеев / Изданные книги
- Дорофеев А. Д. Белый воробей. – М.: Детская литература,1980.
- Дорофеев А. Д. Ночная радуга. – М.: Детская литература,1981.
- Дорофеев А. Д. Ключ от моря. – М.: Малыш, 1988.
- Дорофеев А. Д. Корабельные пути. – М.: Малыш,1989.
- Дорофеев А. Д. Дом в снегу. – М.: Детская литература, 1989.
- Дорофеев А. Д. Путь наш далек. – М.: Малыш, 1991.
- Дорофеев А. Д. Заоблачные истории. – М.: Детская литература,1991.
- Дорофеев А. Д. Звезда корабельная. – М.: Детская литература, 1992.
- Дорофеев А. Д. Корабельные пути. – М.: Малыш,1994.
- Дорофеев А. Д. Рыжий ослик, или превращения. – М.: Глобал МСН групп, 2005.
- Дорофеев А. Д. Шишкин: альбом. – М.: Белый город, 2006.
- Дорофеев А. Д. Кустодиев: альбом. – М.: Белый город, 2006.
- Дорофеев А. Д. Врубель: альбом. – М.: Белый город, 2010.
- Дорофеев А. Д. Мексиканский для начинающих. – М.: АСТ, Астрель, 2008.
- Дорофеев А. Д. Московское наречие. – М.: АСТ, Астрель, 2008.
- Дорофеев А. Д. Человек-волна. – М.: Белый город, 2008.
- Дорофеев А. Д. У меня в груди Анюта. – М.: АСТ, Астрель, 2008.
- Дорофеев А. Д. Шухлик, или Путешествие к пупку Земли. – М.: АСТ,2008.
- Дорофеев А. Д. Эци Кеци. – Вебов и Книгин, 2010.
- Дорофеев А. Д. Веретено. – М.: АртХаузМедиа, 2010.
- Дорофеев А. Д. Божий узел. – М.: ЖУК, 2012.
- Дорофеев А. Д. Посланники. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015.
- Дорофеев А. Д. Выставка. – М.: Ридеро, 2017.
- Дорофеев А. Д. Гнездо времени. – М.: Ридеро, 2017.
- Дорофеев А. Д. Бабушкин год. – М.: Ридеро, 2017.
- Дорофеев А. Д. Пять зверских капель. – М.: Ридеро, 2017.
- Дорофеев А. Д. Ключ от моря. – М.: Лабиринт, 2017.
- Дорофеев А. Д. Корабельные пути. – М.: Лабиринт, 2017.
- Дорофеев А. Д. Путь наш далек. – М.: Лабиринт, 2017.