Кун Николай Альбертович

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Николай Кун
Николай Кун
Николай Кун
Имя при рождении Николай Кун
Дата рождения 21.05.1877
Место рождения Москва
Дата смерти 28.02.1940
Место смерти Москва
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Николай Альбертович Кун — историк, исследователь античности, педагог, переводчик, писатель, просветитель.

Николай Кун / Биография

Николай Кун родился в Москве, в семье потомственного почетного гражданина. Родственники ученого считают днем его рождения 21 мая 1877 года. Некоторые исследователи творчества Н. А. Куна указывают, что он родился 12 октября: это данные из формулярного списка — документа, в который вносились все сведения о прохождении службы чиновниками и государственными служащими. Отец писателя, Альберт Францевич, заведовал искусственным освещением Большого и Малого театров Москвы. По воспоминаниям потомков, он входил в учредители товарищества, продвигавшего электрификацию театров. Альберт Кун имел русские, немецкие, а также английские (по другим сведениям, шотландские) корни. Это был образованный человек, увлекающийся наукой, знаток русской культуры. Мать Н. А. Куна, Антонина Николаевна — талантливая пианистка, ученица Н. Г. Рубинштейна и П. И. Чайковского — происходила из графского рода Игнатьевых.

Среда, в которой воспитывался Николай Кун, повлияла на его становление и увлечения. Он вырос любознательным человеком с разносторонними интересами: был талантливым художником и фотографом, увлекался театром, сочинением рассказов и пьес, но вместе с тем его привлекало естественно-научное направление — биология, астрономия. Кун знал наизусть карту звездного неба. Впоследствии, когда он говорил о необходимости изучения древнегреческой мифологии, то обязательно напоминал, что звезды, созвездия и планеты носят имена персонажей мифов и что у каждого из этих имен своя история. Будучи уже признанным литератором и ученым, Николай Альбертович участвовал в оформлении своих книг, а также мог написать детям письма «в рисунках», придумать для супруги новые узоры вышивки. Его художественные способности — видимо, семейная черта, так как младшая сестра будущего историка, Юлия Альбертовна (1894–1980), стала впоследствии скульптором. С 1937 года скульптура Юлии Кун «Водный путь» украшает Северный речной вокзал Москвы и является символом канала «Москва-Волга».

В 1903 году Н. А. Кун окончил историко-филологический факультет Московского императорского университета (ныне Московский государственный университет). Среди преподавателей Куна были выдающиеся ученые: автор «Курса русской истории» профессор В. О. Ключевский и известный специалист по истории Нового времени В. И. Герье, который занимался также и античной историей. Во время учебы Кун проявлял склонность к изучению античности, имел обширные познания в истории Древней Греции. Так, в 1901 году он выступил с докладом об олигархическом Перевороте Четырехсот в Афинах в 411 году до н. э. По-видимому, доклад Н. А. Куна был связан с важным для университета событием — открытием Историко-филологического студенческого общества. За эту научную работу Кун получил премию имени. А. А. Сазиковой, которой было принято награждать не учащихся, а приват-доцентов, то есть нештатных преподавателей университета.

В студенческие годы Н. А. Кун женился на Елене Францевне Роупер (1871–1961). Она происходила из англо-шотландского рода, была двенадцатым ребёнком в семье. Елена Францевна жила вместе с пожилыми родителями и помогала отцу — вела его деловую переписку на английском, немецком и французском языках. Родители Елены Роупер не дали согласия на ее брак со студентом, который был на шесть лет моложе своей избранницы. Они пригрозили дочери, что исключат ее из числа наследников, если она нарушит их волю. Елена Францевна перешла из англиканства в православие, а на следующий день после тайного венчания написала отказ от наследства.

По завершении университетского курса в 1903 году Николай Кун получил диплом первой степени. Это означало, что учебный план, по которому занимался студент, был сложным, включал множество дисциплин, и что по большинству предметов выпускник получил отличные оценки. Начальство факультета рекомендовало Куна к «оставлению при университете». Однако его кандидатура не была утверждена попечителем Московского учебного округа. Возможно, это произошло вследствие участия Н. А. Куна в студенческих волнениях. Поэтому Николай Альбертович и Елена Францевна переехали в Тверь. К этому времени у супругов Кун была дочь Евгения, в «тверские годы» родились их сын Ипполит и дочь Антонина, а уже после возвращения Кунов в Москву — младший сын Николай. В Твери Кун стал преподавателем в женской учительской школе имени П. П. Максимовича — частном среднем учебном заведении, готовившем учителей начальных классов. В 1919 году эта школа вошла в состав института народного образования (впоследствии педагогического института, который в 1971 году получил звание государственного университета). Тверскому университету до сих пор принадлежит здание школы, где когда-то началась преподавательская деятельность Н. А. Куна. В школе Максимовича Кун впервые проявил себя и как популяризатор античной культуры: в 1904 году он читал в ней учителям города свою первую лекцию по истории Древней Греции.



Н. А. Кун работал в школе Максимовича два с половиной учебных года: 1903/1904, 1904/1905 и 1905/1906 (до декабря 1905 года). Он преподавал русский язык и литературу в старших (третьем и четвертом) классах. Кун существенно изменил направление изучения отечественной словесности: если ранее школьная программа в основном включала сведения по теории литературы, то он начал знакомить учащихся с историей литературы.

С апреля 1904 года Николай Альбертович начал также вести уроки истории в старших классах частной женской гимназии А. А. Римской-Корсаковой. В 1904/1905 учебном году он был включен в штат учителей этой гимназии. Помимо истории Кун преподавал географию и методику русского языка в дополнительном 8-м классе. В том же 1904 году он читал лекции в школе для рабочих, вскоре закрытой тверским губернатором. «Неблагонадежность» Куна, которую некогда отметили московские власти, таким образом, подтверждалась и для властей Твери.

Кун был участником возникшего осенью 1905 года Общественно-педагогического кружка, который объединял видных педагогов и общественных деятелей Твери и играл большую роль в ее социальной и культурной жизни. Главной задачей кружка была координация взаимодействия школы и общества в деле воспитания и образования молодежи. Его участники не ограничивались обсуждением учебно-воспитательного процесса в школах. Они занимались самыми разнообразными вопросами, связанными с распространением просвещения и развитием инфраструктуры в Твери и Тверской губернии: устройством библиотек, народных детских садов, детских площадок, организацией художественной и художественно-промышленной выставок.

2 августа 1905 года Н. А. Кун стал председателем педагогического совета гимназии Римской-Корсаковой. Этот пост Николай Альбертович формально занимал до 7 ноября 1906 года. Но на самом деле он покинул пределы России еще в начале декабря 1905 года, после того как в самый острый период первой русской революции был выслан из Твери по распоряжению губернатора. Кун около года жил в Европе (главным образом в Берлине) и занимался научной деятельностью. Он работал у профессоров Берлинского университета — Эдуарда Мейера, видного специалиста по истории Древнего мира, египтолога и востоковеда, и у Карла фон дер Штейнена в Музее народоведения (ныне Этнологический музей Берлина). Кроме того, Кун получил возможность пополнить свои знания по античной истории на лекциях знаменитого филолога и историка античной культуры профессора Ульриха Виламовица-Мёллендорфа, идеей которого было создание универсальной науки об античности, соединяющей филологию с историей.

В конце 1906 года Кун вернулся в Тверь. На собственные средства он и его друзья открыли частное учебное заведение для мальчиков «с курсом четырех классов реального училища». В реальных училищах основное внимание уделялось изучению прикладных дисциплин. Реалисты-выпускники часто поступали в технические высшие учебные заведения и становились в дальнейшем инженерами. Но «училище Куна», как его стали называть в Твери, было необычным: для желающих там предполагалось преподавание предметов, не входящих в программу реальных училищ, в том числе латинского и греческого языков. Николай Альбертович возглавил совет этого училища.

В январе 1907 года в городе открылось новое образовательное учреждение — Тверской народный университет. Одним из инициаторов его создания стал Н. А. Кун. Слушатели народных университетов не получали дипломов, но зато они не были обязаны иметь полное среднее образование. Поэтому среди них встречалось немало молодых людей из рабочей среды, стремившихся как получить новые знания по своей специальности, так и просто расширить свой кругозор. Кун был председателем совета народного университета, вел занятия по истории культуры.

В том же году издательство Московских Высших женских курсов опубликовало выполненный Н. А. Куном перевод «Писем тёмных людей» («Epistolæ Obscurorum Virorum») — анонимного сатирического памфлета, написанного на искаженной латыни с добавлением немецких слов и впервые напечатанного в 1515–1517 годах. Его авторами исследователи считают группу гуманистов Германии, прежде всего Крóта Рубеана и Ульриха фон Гуттена. Действующие лица книги — «тёмные», то есть никому не известные монахи и теологи, не отличающиеся высокой образованностью и нравственностью. «Письмам...» обязаны своим появлением термин «обскурантизм» («обскуранс» на латыни – «затемняющий») и его славянская калька «мракобесие», означающие враждебное отношение к науке, просвещению и прогрессу. «Письма тёмных людей» появились в преддверии начала церковной Реформации в Европе. По мнению философа Франсуа Вольтера, именно они «настроили умы сбросить иго Рима и подготовили переворот, расколовший церковь». Перевод «Писем...» стал первой крупной работой Н. А. Куна и первой русскоязычной версией этого памфлета. Ранее его текст называли непереводимым: для работы с ним необходимо было не только в совершенстве владеть латинским и немецким языками и уметь виртуозно передать игру слов, но и превосходно знать исторический контекст, чтобы донести до читателя остроту сатиры далекого XVI века. Кун справился с этой труднейшей задачей: ведь и история Реформации, и иностранные языки были сферой его постоянных интересов (в течение жизни Николай Альбертович выучил двадцать языков). Большую научную ценность в первом русском издании «Писем» представляло также предисловие и комментарии переводчика. Второе издание «Писем тёмных людей» в переводе Куна и с его предисловием вышло в 1935 году в издательстве «Academia».



В 1908 году тверской губернатор отдал распоряжение о закрытии народного университета. В этом же году Куны переехали в Москву. Николай Альбертович был избран профессором всеобщей истории Московских высших женских педагогических курсов им Д. И. Тихомирова. Он оставался преподавателем Тихомировских курсов до их закрытия в 1918 году. Одновременно Кун сотрудничал с Московским обществом народных университетов, где читал лекции по истории религии и культуры, и работал в школах, например, в гимназии имени Г. Шелапутина — одном из лучших средних учебных заведений Москвы. В числе ее учеников известные деятели науки и культуры, лауреат Нобелевской премии по литературе М. А. Шолохов. Будущий писатель поступил в гимназию в 1915 году, именно в то время, когда Николай Альбертович преподавал там историю.

В 1911–1914 годах Н. А. Кун руководил экскурсиями российских учителей в Риме, читал в римских музеях лекции по истории античного искусства, римского Форума, Палатина. Отчеты об этих экскурсиях были опубликованы в сборнике «Русские учителя за границей», который издавался Обществом распространения технических знаний (ОРТЗ). При содействии этой организации небогатые интеллигенты, наиболее близко стоявшие к трудовому народу, — фельдшеры, учителя начальных школ — получали возможность посетить другие страны, увидеть их природу и достопримечательности, познакомиться с образом жизни их населения, перенять опыт зарубежных коллег. Николай Альбертович был членом исторической комиссии при ОРТЗ и прочел для него ряд научных докладов. В этот период Кун вновь заявил о себе как писатель: ему принадлежит ряд очерков в предназначенной школьникам «Книге для чтения по древней истории» под редакцией А. М. Васютинского (ч. I, 1912; ч. II, 1913; 2-е изд., 1916). Выбор тем для них показывает, насколько разносторонними были научные интересы Николая Альбертовича. В некоторых очерках рассказывается о духовной стороне жизни в Древнем мире («В театре Диониса», «У дельфийского оракула», «Римлянин перед лицом богов»), другие посвящены археологическим исследованиям («Что мы знаем об италийской старине»), также есть очерки «Во дворце критских царей» и об Александре Македонском («Александр Великий в Персии»).

В 1912 году вышла еще одна книга Н. А. Куна — «Сказки африканских народов» (с вводными статьями автора). В ней он обратился к исследованию мифологии: ведь многое в сюжетах сказок изначально не предназначалось для развлечения слушателей, а являлось частью системы религиозных верований. В подборе и анализе материала как для этой книги, так и для ряда последующих трудов, Николаю Альбертовичу очень помогла работа в берлинском Музее народоведения. Огромная коллекция музея и его уникальная библиотека давали посетителям максимально полное представление о быте, устройстве и религии доиндустриальных, в том числе, бесписьменных обществ Африки, Азии, Океании и Америки.

В 1914 году Н. А. Кун был избран профессором кафедры древней истории в Московском городском народном университете им. Шанявского и оставался им в течение шести лет. В том же году произошло еще одно очень важное для Куна событие: московское издательство «И. Н. Кушнерев и К°» опубликовало первую часть его знаменитой сегодня книги «Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях». При жизни автора она издавалась еще дважды, в 1922 и 1937 годах, и с 1954 года известна под названием «Легенды и мифы Древней Греции».

Эта книга стала первым предназначенным для юношества переложением античных мифов, которое было изначально написано на русском языке. До ее появления российские школьники знакомились с древнегреческой мифологией по переводным произведениям, например, по антологии немецкого литератора, священника и ученого Густава Беньямина Шваба «Мифы классической древности» (1838–1840). Она была очень популярна: так, Лёля и Оська, герои автобиографической повести Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания», назвали «открытую» ими землю в честь Шваба, автора их любимой книги, и добавили «для благозвучия» букву «м».

В своей книге Н. А. Кун пересказал содержание мифов, известных по произведениям античной литературы. Кун определял свое произведение как тематическую подборку, выполняющую учебно-просветительские функции и предназначенную «главным образом, для учениц и учеников старших классов средних учебных заведений, а также для всех тех, кто интересуется мифологией греков и римлян». В предисловии он рассказал о том, что представляла собой греческая мифология в различные исторические периоды и как она постепенно «приживалась» в Риме. Историк подчеркнул, что античное общество не было некой застывшей формой — оно менялось и развивалось. С изменением ценностей этого общества, его классовой системы, семейно-брачных и имущественных отношений, представлений о добре и зле, грехе и наказании, подлости и благородстве подвергалась изменениям и его религия. Поэтому одни и те же мифологические персонажи то бесчестны, жестоки и мстительны, то добры, рассудительны и справедливы.

В некоторых рассказах древних греков о деяниях богов и героев Кун видел признаки анимизма (веры в одушевленность всей природы) и тотемизма (веры в существование мистической связи между своим родом или племенем и какими-либо животными, растениями, предметами или природными явлениями). Он изложил читателям суть религиозных представлений племен, сохранивших первобытный образ жизни до XIX–XX веков, и на обширном сравнительном материале показал, какие именно сюжеты или черты греческих мифов следует считать пережитками этих очень древних верований. К ним относятся, в частности, сказания о браке Земли и Неба, о происхождении племени мирмидонян от муравьев, а некоторых знатных родов Греции — от Зевса, принявшего облик быка или лебедя. Таким образом, греческая мифология, по заключению Куна, берет начало в тех далеких временах, когда безымянные предки великих античных поэтов и драматургов жили в пещерах и не знали письменности. Историк обратил внимание читателей на то, что эти поэты и драматурги принадлежали к разным эпохам и поэтому демонстрировали отсутствие единого подхода к восприятию мифов, возникших задолго до их рождения. Например, существенно отличается их трактовка у поэтов Гомера (ок. VIII века до н. э.), Гесиода (VIII–VII век до н. э.) и Пиндара (522/518 до н. э.–448/438 до н. э.), трагиков Эсхила (525 до н. э.–456 до н. э.), Софокла (496/5–406 до н. э.) и Эврипида (480-е–406 до н. э.).

В поэмах Гомера и Гесиода «еще много грубого и наивного»: боги могущественны, но их могущество не беспредельно — они так же, как и люди, не в силах изменить воли рока и могут страдать от нанесенных им увечий. Кроме того, они ссорятся между собой, бывают безжалостными и вероломными. Но уже у Гомера заметно стремление «затушевать» их неблаговидные поступки. Эту же линию продолжает Гесиод; Пиндар призывает помнить о богах только прекрасное и «уже прямо избегает касаться тех мифов, которые оскорбляют его нравственность». Боги Эсхила и Софокла — всемогущие и всеведущие поборники правды и добродетели. А вот у Эврипида, младшего современника Софокла, вновь повляются примеры того, что поведение олимпийцев не всегда безупречно; в его произведениях часто встречаются жалобы на богов, упреки в несправедливости по отношению к людям. Это первые приметы новых веяний, начала упадка греческой религии.



Николай Кун провел и анализ творчества художников и скульпторов Древнего мира: они тоже воспринимали мифы в соответствии с понятиями своего века, поэтому созданные ими изображения отражают эти понятия и непохожи на работы более ранних или более поздних мастеров. Читатели получили великолепную возможность узнать, какими представляли древние греки и римляне своих богов и героев, как эти представления трансформировались при смене поколений: книга была проиллюстрирована фотографиями античных произведений искусства — скульптур, барельефов, вазовой живописи. В послереволюционных изданиях указывалось время, в которое были созданы эти произведения, в первом издании автор предпочел указать их местонахождение.

Содержание и композиция книги Н. А. Куна созвучны идеям У. Виламовица-Мёллендорфа о том, что религия, философия и словесность Древней Греции составляют единое целое и не подлежат изучению в качестве отдельных дисциплин. Подход Куна был нетипичен и для науки, и для литературы. Стремление автора применить понятный массовому читателю стиль повествования и вместе с тем сохранить колорит (по его определению, «дух») литературных источников, которыми он пользовался, обеспечили успех его нового произведения по меньшей мере на столетие вперед.

Несмотря на то, что оригинальное издание «Греков и римлян...» имело подзаголовок «Часть первая», а издание 1922 года является двухтомником, их содержание в основном совпадает и в обоих случаях включает только мифы о богах и героях. К достоинствам второго издания можно отнести появление указаний на использованные автором литературные источники и наличие подстрочных комментариев, в которых приведены римские имена греческих богов, история возникновения культа того или иного божества и т.д. Однако в этом издании отсутствует вводная статья автора, которая является ключом к пониманию текста его книги, а также представляет самостоятельную научную ценность. Кроме того, в 1922 году исчезли главы, посвященные римским божествам. В издании 1937 года вновь появилось предисловие автора, но оно представляло собой не рассказ об античной религии, а обоснование необходимости знать сюжеты мифов: они важны при изучении астрономии, при знакомстве с классической литературой и произведениями изобразительного искусства, с трудами классиков марксизма, которые, как и писатели, использовали мифологические образы для иллюстрации многих своих мыслей. В 1937 году к мифам о богах и героях в книге Куна впервые добавились циклы мифов об аргонавтах, об Агамемноне и Оресте, о Троянской войне, о странствиях Одиссея и Фиванский цикл.

В период работы Н. А. Куна в университете Шанявского вышли в печать и другие его книги — «Италия» (1914) и «Магомет и магометанство» (1915); в московском издательстве «Космос» под редакцией Н. А. Куна был опубликован выполненный А. И. Певзнером русский перевод книги немецкого историка Эриха Цибарта «Культурная жизнь древнегреческих городов» (1916).

При содействии Николая Альбертовича в 1916 году открылся Нижегородский городской народный университет, в котором начали работать московская и нижегородская группы профессорско-преподавательского состава. Московские преподаватели периодически посещали Нижний Новгород для чтения какого-либо курса или отдельных лекций. В их числе был и Н. А. Кун: он состоял в Народном университете профессором кафедры истории доклассового общества и кафедры истории Древнего мира. Николай Альбертович приезжал в Нижний Новгород в течение двух лет, до реорганизации учебных заведений в этом городе. В 1918 году Нижегородский народный университет, Высшие сельскохозяйственные курсы и эвакуированный на Волгу в период Первой мировой войны Варшавский политехнический институт были объединены в Нижегородский государственный университет (в наши дни — Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, ННГУ). Сегодня в Нижегородском университете чтят память Николая Альбертовича Куна — ученого, способствовавшего возникновению и развитию антиковедения в столице Поволжья.

После Октябрьской революции жизнь Н. А. Куна, как и многих других ученых-гуманитариев, стала очень непростой. В 1918 году Николаю Альбертовичу даже пришлось обзавестись охранным свидетельством, подтверждающим, что он является служащим советского учреждения (Шелапутинской гимназии, переименованной в общеобразовательную школу) и что его имущество не подлежит реквизиции. Однако Кун, несмотря на трудности, продолжал активную преподавательскую и просветительскую деятельность в школах и на курсах учителей. Отдельным значимым направлением деятельности Николая Альбертовича в годы Советской власти продолжало оставаться чтение лекций в рабочих и студенческих аудиториях, на заводах и в музеях многих городов страны от Украины до Урала. Он был организатором и участником Культобъединения кинолекторов при Госкино, состоял лектором культотдела Московского городского союза профессиональных союзов (МГСПС), а также лектором Московского отдела народного образования. Елена Францевна преподавала английский язык ответственным советским служащим, собиравшимся работать за рубежом.

В 1920 году академическое отделение университета Шанявского было включено в состав Московского государственного университета, а другое, для менее подготовленных слушателей, в состав Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова — первого ВУЗа, готовившего партийных и советских работников. Вследствие этих событий Н. А. Кун получил место, которое должен был занять еще при вручении ему университетского диплома. Он стал профессором исторического отделения ФОН (факультета общественных наук) Московского университета, читал курс «Первобытная религия». Николай Альбертович работал в МГУ до закрытия в 1926 году кафедры истории религий, сотрудником которой он был.

Во второй половине 1920-х годов Н. А. Кун вел занятия по истории культуры и по географии в «Народной консерватории» — Московском государственном музыкальном техникуме им. Римского-Корсакова, действовавшем в поселке Черкизово. В наши дни этот поселок входит в состав Пушкинского городского округа Московской области. В 1927–1930 годах Кун заведовал отделом иностранной литературы в библиотеке Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР. В 1930–1931 годах он преподавал немецкий язык в Институте красной профессуры (преемником этого ВУЗа является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации), а в 1932–1933 заведовал библиотекой и бюро переводов треста «Гидроэлектропроект».

1920-е годы — плодотворный период в жизни Н. А. Куна как ученого и писателя: вышли его книги «Сказки цыган» (два тома, 1922) и «Предшественники христианства (восточные культуры в Римской империи)» (1922). Также известно о существовании опубликованных в этот период работ Куна «История транспорта», «История труда в очерках», «Сказки народов островов Великого океана», «Первобытная религия», «Греческие колонии на берегу Черного моря», однако сегодня они недоступны для читателей, поскольку не переиздаются и отсутствуют в библиотеках.



Большой научной заслугой Николая Альбертовича стала его деятельность в редакции Большой и Малой советских энциклопедий, где с 1933 года он возглавлял отдел древней истории. Помимо этого, Кун написал для БСЭ более трехсот статей и заметок, в том числе статьи «Эсхил», «Цицерон», «Надписи» (в соавторстве со своим учеником, выпускником ФОН МГУ Н. А. Машкиным), «Мифы и мифология». Ученый был автором БСЭ со дня ее основания в 1926 году и продолжал эту работу вплоть до своей смерти в 1940 году. С 1935 года и до конца жизни Кун состоял профессором Московского государственного института истории, филологии и литературы имени Н. Чернышевского (МИФЛИ), где читал курс древней истории.

Семейная жизнь Николая Альбертовича и Елены Францевны к этому времени была омрачена потерей троих детей: умерла от болезни Евгения (1902–1930), писательница и переводчик; трагически погибли Ипполит (1905–1932) и Антонина (1908–1924). Николай Альбертович стал опекуном дочери Ипполита Инны, которая лишилась отца, когда ей было восемь месяцев. Елене Францевне выпало пережить и младшего сына Николая (1911–1942), он скончался от полученного на фронте ранения.

В 1930-е годы супруги Кун жили на даче в поселке Черкизово. Она находилась в расчищенном сосновом бору, больше похожем на парк, чем на лес. Поэтому его так и называли: Черкизовский парк. Мебель для рабочего кабинета Куна в Черкизове — письменный стол, кресло, книжные шкафы, рамки для картин, абажур для настольной лампы с изображенными на нем античными богами и героями — была сделана самим ученым. На дачном участке Николай Альбертович устроил цветник и «научный огород», посмотреть на который приходили многие жители поселка. Уже не будучи школьным учителем, Кун много времени проводил с поселковыми детьми — зимой делал для них елочные игрушки и новогодние костюмы, летом запускал с ними воздушных змеев, водил ребят на аэродром, где говорил о Дедале и Икаре и о том, как давно человечество стремилось покорить небо, а по вечерам, в ясную погоду, рассказывал им о созвездиях и планетах. Почти ежедневно Кун приезжал из Черкизова в Москву на работу.

Третье издание книги «Что рассказывали греки и римляне...», которое увидело свет в 1937 году, отняло у Николая Альбертович много сил и здоровья. Управлявший в то время Италией диктатор Бенито Муссолини стремился к восстановлению Римской империи и много внимания уделял пропаганде древнеримской культуры. Он избрал эмблемой своей партии атрибут верховной власти в античном Риме — фасцию, то есть связку прутьев, что символизировало единство партии и народа. Именно от этого латинского слова в итальянской транскрипции («фáшо») партия Муссолини получила название фашистской. Фашисты приветствовали друг друга римским салютом — вытянутой вперед рукой. Итальянская массовая организация для младших школьников называлась «Дети волчицы» в память о легендарной Капитолийской волчице, выкормившей близнецов-основателей Рима.

Для книги Куна всё это привело к ожидаемым последствиям: из ее названия «исчезли» римляне. Николай Альбертович не мог на это повлиять. Кроме того, едва не было внесено и другое изменение, не связанное с фашизмом: изначально чиновники разрешили поместить в новом издании только поясные изображения богов и героев. Они долго не соглашались принять во внимание, что речь идет о памятниках мировой культуры, имеющих не меньшее просветительское значение, чем текст, и составляющих с ним одно целое, но всё-таки еще одного «улучшения» автору удалось избежать.

Во второй половине 1930-х годов Н. А. Кун был тяжело болен, но по-прежнему преподавал, занимался наукой и литературным творчеством. Он продолжал фотографировать, и эти фотографии тоже порой были сродни научным трудам, так как нередко представляли собой этнографические и социальные зарисовки, например, у Куна есть много портретов крестьян и сельских учителей. На протяжении всей своей просветительской деятельности Кун писал многочисленные статьи, пособия, методические руководства.

Николай Альбертович Кун ушел из жизни 28 февраля 1940 года. Некролог, опубликованный в сдвоенном номере (3–4) журнала «Вестник древней истории» за 1940 год, сообщал, что за несколько дней до смерти ученый подписал сигнальный экземпляр очередного издания своей главной книги, «для которого не только пересмотрел текст, но и подобрал прекрасные иллюстрации ‹…›. 28 февраля Н. А. Кун приехал в МИФЛИ читать свой доклад «Возникновение культа Сераписа и религиозная политика первых Птолемеев». Ни сам покойный, ни его друзья не могли подумать, что в час открытия заседания его не станет...».

Ученый похоронен на Черкизовском кладбище, вместе с женой и детьми. Внуки Н. А. Куна связали свою жизнь с научно-педагогической деятельностью и гуманитарными дисциплинами. У потомков Николая Альбертовича хранится расписка о том, что в 1940 году он сдал в издательство «Молодая гвардия» рукопись своей книги «Перикл», которая до сих пор не найдена.

Книга Куна «Легенды и мифы Древней Греции» продолжает жить и в наши дни, постоянно издается полностью или в виде отдельных частей (например, цикл о Геракле, Троянский цикл), переводилась на языки народов Советского Союза и других стран. К сожалению, она неоднократно печаталась без предисловия автора и оригинальных иллюстраций. И все же благодаря ей многие поколения читателей прониклись и продолжают проникаться духом античности, ее литературы, философии и искусства. Сам Николай Альбертович когда-то сказал об этом так:


« Образы богов Греции не умерли, не умерли и образы великих героев. Они пережили века и живут вечно юные в наше время. Мифы Греции не могут быть забыты, так как они являются одним из прекраснейших созданий гения греческого народа, вся культура которого оказала неизмеримое влияние на культуру Европы.

Николай Кун

»


Николай Кун

Николай Кун / Книги

  • Письма темных людей : источники по теории Реформации : вып. II / пер. Н. А. Куна, под ред. Д. Н. Егорова. — Москва : т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1907. — 306 с. — (Издание Высших женских курсов). — [Хранится в РГБ].
  • Сказки африканских народов / сост. Н. А. Кун. — Москва : И. Кнебель, 1912. — 276 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Во дворце критских царей / Н. А. Кун // Книга для чтения по древней истории : сборник статей : для III–IV классов средне-учебных заведений. Ч. I. Первобытная культура. Восток. Греция / под редакцией А. М. Васютинского [и др.]. — Москва : Задруга. — 1912. — С. 77–90. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. У дельфийского оракула / Н. А. Кун // Книга для чтения по древней истории : сборник статей : для III–IV классов средне-учебных заведений. Ч. I. Первобытная культура. Восток. Греция / под редакцией А. М. Васютинского [и др.]. — Москва : Задруга. — 1912. — С. 188–201. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. В театре Диониса. I. Трагедия / Н. А. Кун // Книга для чтения по древней истории : сборник статей : для III–IV классов средне-учебных заведений. Ч. I. Первобытная культура. Восток. Греция / под редакцией А. М. Васютинского [и др.]. — Москва : Задруга. — 1912. — С. 294–306. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Александр Великий в Персии / Н. А. Кун // Книга для чтения по древней истории : сборник статей : для III–IV классов средне-учебных заведений. Ч. I. Первобытная культура. Восток. Греция / под редакцией А. М. Васютинского [и др.]. — Москва : Задруга. — 1912. — С. 413–429. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Что мы знаем об италийской старине / Н. А. Кун // Книга для чтения по древней истории : сборник статей : для III–IV классов средне-учебных заведений. Ч. II. Рим – республика / под редакцией А. М. Васютинского [и др.]. — Москва : Задруга. — 1913. — С. 1–22. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Римлянин перед лицом богов / Н. А. Кун // Книга для чтения по древней истории : сборник статей : для III–IV классов средне-учебных заведений. Ч. II. Рим – республика / под редакцией А. М. Васютинского [и др.]. — Москва : Задруга. — 1913. — С. 40–58. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях : Ч. I. / Н. А. Кун ; Историческая комиссия при учебн. отд. О.Р.Т.З. — Москва : т-во И. Н. Кушнерев и К°, 1914. — 305 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Италия / Н. А. Кун ; Историческая комиссия при учебн. отд. О.Р.Т.З. — Москва : т-во И. Н. Кушнерев и К°, 1914. — 49 с. — (Война и культура. Вып. 33). — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Магомет и магометанство / Н. А. Кун ; Историческая комиссия при учебн. отд. О.Р.Т.З. — Москва : т-во И. Н. Кушнерев и К°, 1915. — 48 с. — (Война и культура. Вып. 28). — [Хранится в РГБ].
  • Цибарт, Э. Культурная жизнь древне-греческих городов / Э. Цибарт ; пер. А. И. Певзнера, под ред. А. Н. Куна. — Москва : Космос, 1916. — 134 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Италия / Н. А. Кун ; Историческая комиссия при учебн. отд. О.Р.Т.З. — 2-е изд. — Москва : т-во И. Н. Кушнерев и К°, 1917. — 49 с. — (Война и культура. Вып. 33). — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Сказки цыган : Кн. 1. / Н. А. Кун ; с ил. Л. М. Алексеевской. — Москва : т-во «Мир», 1922. — 130 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Сказки цыган : Кн. 1–2. / Н. А. Кун ; с ил. Л. М. Алексеевской. — Москва : т-во «Мир», 1922. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. / Н. А. Кун. — Москва : Мир, 1922.
    • Ч. I. Боги. — 128 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
    • Ч. II. Кн. 1. Герои. — 241 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Предшественники христианства (Восточные культы в Римской империи) / Н. А. Кун. — Москва : Мир, 1922. — 161 с. — (Научное обозрение № 5). — [Хранится в РГБ].
  • Письма темных людей. 1515–1517 / вступительная статья и перевод Н. А. Куна. — Москва [и др] : Academia, 1935. — 462 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Что рассказывали древние греки о своих богах и героях : в 2 частях. Ч. 1 / Н. А. Кун. — Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1937. — 243 с. : ил. — (Библиотека по истории для средней школы). — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Что рассказывали древние греки о своих богах и героях : в 2 частях. Ч. 2 / Н. А. Кун. — Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1937. — 311 с. : ил. — (Библиотека по истории для средней школы). — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Что рассказывали древние греки о своих богах и героях / Н. А. Кун. — Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1940. — 454 с. : ил. — (Библиотека учителя). — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954. — 452 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — 4-е изд. — Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957. — 463 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции : пособие для учителей / Н. А. Кун. — 5-е изд. — Москва : Просвещение, 1975. — 465 с. : ил. — (Хрестоматия школьника).
  • Приключения Одиссея / Гомер ; пересказ Н. А. Куна ; вступ. ст. В. Соколов ; худож. Е. И. Дацко. — Калининград : Книжное издательство, 1979. — 122 с. : ил.
  • Кун, Н. А. И пала древняя Троя / Н. А. Кун ; худож. Н. П. Байраков. — Москва : Панорама, 1992. — 95 с. : ил. — (Популярная библиотечка «Коробейник»).
  • Кун, Н. А. Боги Древней Греции / Н. А. Кун ; худож. Н. П. Байраков. — Москва : Панорама, 1992. — 63 с. : ил. — (Популярная библиотечка «Коробейник»).
  • Кун, Н. А. Двенадцать подвигов Геракла / Н. А. Кун. — Москва : Панорама, 1992. — 47 с. — (Популярная библиотечка «Коробейник»).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : ВИКА-пресс : Арктос, 1992. — 447 с. : ил.
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. — 476 с. : ил. — (От пяти до пятнадцати).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции : В 2 т. / Н. А. Кун ; худож. В. Дугин. — Москва : Бамбук. — (Библиотека детской литературы).
    • Т. 1 : Боги и герои / 1999. — 302 с. : ил.
    • Т. 2 : Древнегреческий эпос. — 2000. — 386 с. : ил.
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Планета детства [и др], 2000. — 206 с. : ил. — (Хрестоматия школьника).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун ; худож. В. В. Покатов. — Москва : Летопись-М, 2000. — 492 с. : ил.
  • Кун, Н. А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях / Н. А. Кун. — Москва : Летопись-М, 2000. — 517 с. : ил.
  • Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : РИК Русанова [и др], 2000. — 622 с. : ил.
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции : в 2 т. / Н. А. Кун ; худож. В. Дугин. — Москва : Мир искателя. — (Библиотека детской литературы).
    • Т. 1 : Боги и герои. — 2003. — 308 с. : ил.
    • Т. 2 : Древнегреческий эпос. — 2003. — 387 с. : ил.
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Эксмо, 2007. — 543 с. : ил. — (Детская библиотека).
  • Мифы Древней Греции / обработ. Н. А. Куна. — Москва : Эксмо, 2007. — 212 с. : ил. — (Все произведения для 5 класса).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — 10-е изд. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. — 477 с. : ил. — (Легенды и мифы).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2009. — 511 с. : ил. — (Азбука-классика).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Эксмо, 2007. — 543 с. : ил. — (Детская библиотека).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима : что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях : самое полное оригинальное издание / Н. А. Кун ; предисловие Н. И. Басовской. — Москва : АСТ ; Астрель, 2010. — 512 с. : ил.
  • Кун, Н. А. Мифы и легенды Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Аванта ; Астрель, 2010. — 40 с. : ил.
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Вече, 2010. — 463 с. : ил.
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Астрель ; АСТ, 2010. — 191 с. : ил. — (Внеклассное чтение).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : АСТ ; Астрель, 2011. — 608 с. : ил. — (Классики и современники).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Астрель ; Полиграфиздат, 2011. — 191 с. : ил. — (Детская классика).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Древнегреческий эпос. Т. II / Н. А. Кун ; худож. В. Дугин. — Москва : Мир искателя, 2014. — 255 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун ; ил. Анны Власовой. — Москва : Эксмо, 2015. — 239 с. : ил.
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Альфа-книга, 2016. — 461с. : ил. — (Большая иллюстрированная серия).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима : самое полное оригинальное издание / Н. А. Кун. — Москва : АСТ, 2016. — 496 с. : ил. — (Иллюстрированная история).
  • Кун, Н. А. Подвиги Геракла. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Эксмо ; Издательство «Э», 2017. — 192 с. : ил. — (Внеклассное чтение).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Древнегреческий эпос / Н. А. Кун ; ил. Е. Зеленовой. — Москва : ИД Мещерякова, 2018. — 272 с. : ил. — (Пифагоровы штаны).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Эксмо, 2018. — 544 с. : ил. — (Дружим с детства).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун ; худож. С. Бордюг. — Москва : АСТ, 2018. — 192 с. : ил. — (Школьная классика).
  • Кун, Н. А. Илиада и Одиссея / Н. А. Кун. — Москва : АСТ, 2018. — 272 с. : ил.
  • Кун, Н. А. Мифы древней Греции / Н. А. Кун ; предисловие Паолы Волковой. — Москва : АСТ, 2018. — 512 с. : ил. — (Большая книга искусства и истории).
  • Кун, Н. А. Мифы древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Эксмо, 2019. — 191 с. — (Внеклассное чтение).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Мартин, 2019. — 419 с.
  • Кун, Н. А. Мифы древней Греции / Н. А. Кун ; иллюстрации Фабио Манчини. — Москва : Эксмо, 2020. — 270 с. : ил.
  • Кун, Н. А. Все мифы и легенды древней Греции / Н. А. Кун ; художники А. Капнинский, О. Пархаев. — Москва : Росмэн, 2020. — 528 с. : ил. — (Все истории).
  • Кун, Н. А. Мифы древней Греции / Н. А. Кун ; художник Владимир Плевин. — Москва : Махаон ; Азбука-Аттикус, 2020. — 160 с. : ил. — (Классная классика).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы древней Греции / Н. А. Кун ; художник А. Капнинский. — Москва : Росмэн, 2020. — 447 с. : ил.
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы древней Греции / Н. А. Кун ; художник Екатерина Вергузова. — Санкт-Петербург : Качели, 2021. — 304 с. : ил. — (В кубе).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы древней Греции / Н. А. Кун. — Москва : Просвещение-Союз : Просвещение, 2021. — 208 с. : ил. — (Сказки и мифы народов мира).

Николай Кун / Аудиокниги

  • Кун, Н. А. Легенды и мифы древней Греции : Боги и герои : [аудиокнига] / [ Н. А. Кун ; чит. С. Федосов]. — Москва : Ардис, 2007. — 1 компакт-диск (10 час. 23 мин.) + вкладыш, 4 с. : в контейнере. — (Историческая библиотека).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы древней Греции. Ч. II. Древнегреческий эпос : [аудиокнига] / [ Н. А. Кун ; чит. С. Федосов]. — Москва : Ардис, 2007. — 1 компакт-диск (10 час. 42 мин.) + вкладыш, 4 с. : в контейнере. — (Историческая библиотека).
  • Кун, Н. А. Легенды и мифы древней Греции : [аудиокнига] / [ Н. А. Кун ; чит. Г. Лебедева, В. Ковалев ; реж. муз.-шум. оформления Е. Серёгина]. — Москва : ТВИК, 2007. — 1 компакт-диск (03 час. 15 мин.) + вкладыш : в контейнере.
  • Кун, Н. А. Путешествия Тесея : Легенды и мифы Древней Греции : [аудиокнига] / [ Н. А. Кун ; чит. Г. Лебедева, В. Ковалев]. — Москва : ТВИК, 2007. — 1 компакт-диск + вкладыш : в контейнере.
  • Кун, Н. А. Подвиги Тесея ; Персей и медуза Горгона : [аудиокнига] / [ Н. А. Кун ; чит. А. Цыпин ; звукореж. И. Иванов]. — Москва : 1С-Паблишинг, 2015 – 2020. — 1 компакт-диск + в обложке. — (Легенды и мифы Древней Греции).

О жизни и творчестве

  • Кун Николай Альбертович (1877–1940) / С. С. Илизаров // Московская энциклопедия. Т. 1. Лица Москвы. Кн. 2. И–М. — Москва : Фонд «Московские энциклопедии», 2008. — С. 347.
  • Ильина, Т. А. Школа Максимовича : исследование и материалы / Т. А. Ильина ; науч. ред. М. В. Строганов ; ред. О. В. Вершинина. — Тверь : ТО «Книжный клуб», 2010. — 184 с. : ил.
  • Басовская, Н. И. Предисловие / Н. И. Басовская // Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима : что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях : самое полное оригинальное издание. — Москва : АСТ ; Астрель, 2010. — С. 5–9.
  • Вострышев, М. Предисловие / М. Вострышев // Легенды и мифы Древней Греции и Рима : оригинальные тексты книг «Что рассказывали древние греки и древние римляне о своих богах и героях» и «Восточные культы в Римской империи», подготовленные самим Николаем Куном. — Москва : Алгоритм, 2020. — С. 5–7.
  • Воспоминания внучки Николая Куна // Легенды и мифы Древней Греции и Рима : оригинальные тексты книг «Что рассказывали древние греки и древние римляне о своих богах и героях» и «Восточные культы в Римской империи», подготовленные самим Николаем Куном. — Москва : Алгоритм, 2020. — С. 738–743.
  • Кун-Немировская, И. И. Мой дед Николай Альбертович Кун // Нижегородский музей. — 2003. — № 1. — С. 13–16.
  • Профессор Н. А. Кун : [некролог] // Вестник древней истории. — 1940. — № 3–4. — С. 379.