46 021
правка
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| (не показано 7 промежуточных версий 2 участников) | |||
| Строка 24: | Строка 24: | ||
==Николай Верзилин / Биография== | ==Николай Верзилин / Биография== | ||
Николай Верзилин родился 21 января 1903 года в семье малоземельных крестьян Курской губернии. Вскоре семья переехала в небольшой городок Малая Вишера, что на Новгородчине. В детстве будущий учёный и писатель любил приключения, мечтал путешествовать по далёким экзотическим странам. Он рано приобщился к чтению, а среди его любимых книг были приключенческие романы М. Рида, [[Купер Джеймс Фенимор|Ф. Купера]], Ж. Верна, [[Дефо Даниэль|Д. Дефо]]. Во время учёбы в школе Николай принимал активное участие в скаутском движении, был избран старшим патрульным первого Новгородского отряда бойскаутов «Лесной голубь». Участники отряда часто выезжали за город, где приключения героев прочитанных книг превращались в увлекательную игру. Мальчишки строили шалаши, разжигали костры, играли в игры, представляя себя индейцами, путешественниками, следопытами, «робинзонами». Ребята бродили по лесу, окрестным полям и лугам, где знакомились с жизнью деревьев и трав, птиц и лесных зверьков. Они развивали выносливость, учились выживать в экстремальных условиях. Походы в лес оставили в душе подростка глубокий след, дали толчок для серьёзного изучения природы, её животного и растительного мира. | Николай Верзилин родился 21 января 1903 года в семье малоземельных крестьян Курской губернии. Вскоре семья переехала в небольшой городок Малая Вишера, что на Новгородчине. В детстве будущий учёный и писатель любил приключения, мечтал путешествовать по далёким экзотическим странам. Он рано приобщился к чтению, а среди его любимых книг были приключенческие романы М. Рида, [[Купер Джеймс Фенимор|Ф. Купера]], Ж. Верна, [[Дефо Даниэль|Д. Дефо]]. | ||
Во время учёбы в школе Николай принимал активное участие в скаутском движении, был избран старшим патрульным первого Новгородского отряда бойскаутов «Лесной голубь». Участники отряда часто выезжали за город, где приключения героев прочитанных книг превращались в увлекательную игру. Мальчишки строили шалаши, разжигали костры, играли в игры, представляя себя индейцами, путешественниками, следопытами, «робинзонами». Ребята бродили по лесу, окрестным полям и лугам, где знакомились с жизнью деревьев и трав, птиц и лесных зверьков. Они развивали выносливость, учились выживать в экстремальных условиях. Походы в лес оставили в душе подростка глубокий след, дали толчок для серьёзного изучения природы, её животного и растительного мира. | |||
Одним из самих любимых предметов Николая Верзилина была литература. Будучи учеником третьего класса гимназии, он издавал свой рукописный журнал «Луч», куда помещал небольшие рассказы и рисунки. В старших классах гимназии Верзилин сочинял «потрясающие» приключенческие рассказы: «Бледнолицый вождь атасов», «Бандиты, или Приключение трёх мальчиков», «Ущелье ужасов». Также он писал заметки для гимназического журнала «Проблески творчества», а в выпускном классе издавал альманах «Беседы у костра». | Одним из самих любимых предметов Николая Верзилина была литература. Будучи учеником третьего класса гимназии, он издавал свой рукописный журнал «Луч», куда помещал небольшие рассказы и рисунки. В старших классах гимназии Верзилин сочинял «потрясающие» приключенческие рассказы: «Бледнолицый вождь атасов», «Бандиты, или Приключение трёх мальчиков», «Ущелье ужасов». Также он писал заметки для гимназического журнала «Проблески творчества», а в выпускном классе издавал альманах «Беседы у костра». | ||
Тяжёлые годы Гражданской войны заставили молодого человека искать заработок. В 1919 году он начал преподавать в Маловишерской начальной школе. Здесь юноша организовывает походы в лес, знакомит учеников с природой средней полосы России. Они проводили летние каникулы в палатках, изучая законы жизни лесных разведчиков и следопытов. | Тяжёлые годы Гражданской войны заставили молодого человека искать заработок. В 1919 году он начал преподавать в Маловишерской начальной школе. Здесь юноша организовывает походы в лес, знакомит учеников с природой средней полосы России. Они проводили летние каникулы в палатках, изучая законы жизни лесных разведчиков и следопытов. | ||
Интерес к многообразию мира живой природы предопределил выбор профессии — исследователя, ботаника, педагога. В 1928 году Николай Верзилин окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт и уехал в Псков, где продолжил работать в школе. Молодой учитель, стремясь приобщить школьников к труду и полезной деятельности, увлечь их наукой, создаёт уголки живой природы, небольшие опытные лаборатории. Он выступает инициатором создания пришкольных участков, где ученики круглый год приобретают навыки экспериментальной работы с растениями. В 1929 году выходит его первая статья — «Как сделать интересным преподавание естествознания», в которой Николай Михайлович делится своим преподавательским опытом, предлагает передовые и оригинальные идеи. А через непродолжительное время увидели свет статьи «Агроботанический участок средней школы», «Опыты с растениями в живом уголке средней школы» и методические материалы в помощь учителю биологии «Практика преподавания ботаники в средней школе». | Интерес к многообразию мира живой природы предопределил выбор профессии — исследователя, ботаника, педагога. В 1928 году Николай Верзилин окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт и уехал в Псков, где продолжил работать в школе. Молодой учитель, стремясь приобщить школьников к труду и полезной деятельности, увлечь их наукой, создаёт уголки живой природы, небольшие опытные лаборатории. Он выступает инициатором создания пришкольных участков, где ученики круглый год приобретают навыки экспериментальной работы с растениями. | ||
В 1929 году выходит его первая статья — «Как сделать интересным преподавание естествознания», в которой Николай Михайлович делится своим преподавательским опытом, предлагает передовые и оригинальные идеи. А через непродолжительное время увидели свет статьи «Агроботанический участок средней школы», «Опыты с растениями в живом уголке средней школы» и методические материалы в помощь учителю биологии «Практика преподавания ботаники в средней школе». | |||
| Строка 51: | Строка 56: | ||
Первый успешный опыт натолкнул автора на мысль написать «книгу для зимнего чтения». Он много лет занимался разведением растений, наблюдал за ними, превратив свою квартиру в небольшую оранжерею. Своим опытом Николай Михайлович решил поделиться с читателями. Так в 1949 году увидела свет замечательная книга «Путешествие с домашними растениями», где исключительно интересный фактический материал о прошлом, настоящем и будущем одомашненных представителей растительного мира всего земного шара сочетается с практическими советами, как их разводить, ухаживать, проводить необычные опыты. Книга вызвала большой читательский интерес, автор получил тысячи писем с вопросами, просьбами, пожеланиями. | Первый успешный опыт натолкнул автора на мысль написать «книгу для зимнего чтения». Он много лет занимался разведением растений, наблюдал за ними, превратив свою квартиру в небольшую оранжерею. Своим опытом Николай Михайлович решил поделиться с читателями. Так в 1949 году увидела свет замечательная книга «Путешествие с домашними растениями», где исключительно интересный фактический материал о прошлом, настоящем и будущем одомашненных представителей растительного мира всего земного шара сочетается с практическими советами, как их разводить, ухаживать, проводить необычные опыты. Книга вызвала большой читательский интерес, автор получил тысячи писем с вопросами, просьбами, пожеланиями. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Верзилин"> | |||
Файл:Verzilin-Nikolaj (1).jpg|Как собирать лекарственные растения / Н. Верзилин, 1947 | |||
Файл:Verzilin-Nikolaj (3).jpg|Как сделать гербарий / Н. Верзилин, 1947 | |||
Файл:Verzilin-Nikolaj (2).jpg|Путешествие с домашними растениями / Николай Верзилин, 1954 | |||
Файл:Nikolaj-Verzilin (7).jpg|Николай Верзилин | |||
</gallery></center> | |||
В 50-годы Николай Михайлович Верзилин ведёт активную преподавательскую деятельность, занимается научно-исследовательской работой в Академии педагогических наук, где заведует лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии. Созданная под руководством Верзилина теория развития понятий легла в основу отбора содержания школьного курса биологии. Он является автором учебника «Ботаника» для средней школы. В 1955 году увидело свет учебное пособие для школьных учителей «Основы методики преподавания ботаники». В этом же году ученый становится членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. | В 50-годы Николай Михайлович Верзилин ведёт активную преподавательскую деятельность, занимается научно-исследовательской работой в Академии педагогических наук, где заведует лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии. Созданная под руководством Верзилина теория развития понятий легла в основу отбора содержания школьного курса биологии. Он является автором учебника «Ботаника» для средней школы. В 1955 году увидело свет учебное пособие для школьных учителей «Основы методики преподавания ботаники». В этом же году ученый становится членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. | ||
| Строка 142: | Строка 156: | ||
*Верзилин, Н. М. По следам Робинзона : методическое пособие для взрослых : для чтения взрослыми детям / Николай Верзилин. — Москва : Белый город : Воскресный день, 2015. — 335 с. : ил. — (Обо всем на свете). — [Хранится в РГБ]. | *Верзилин, Н. М. По следам Робинзона : методическое пособие для взрослых : для чтения взрослыми детям / Николай Верзилин. — Москва : Белый город : Воскресный день, 2015. — 335 с. : ил. — (Обо всем на свете). — [Хранится в РГБ]. | ||
==Николай Верзилин / Книги в | ==Николай Верзилин / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/30548#page/11/mode/2up Верзилин, Н. М. Как сделать гербарий] / Н. Верзилин. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1947 (Москва : РГДБ, 2013). — 10 с. : ил. | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/30548#page/11/mode/2up Верзилин, Н. М. Как сделать гербарий] / Н. Верзилин. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1947 (Москва : РГДБ, 2013). — 10 с. : ил. | ||
| Строка 175: | Строка 189: | ||
*Трайтак, Д. И. Ветеран советской педагогики : [о жизни и творчестве Н. М. Верзилина] / Д. И. Трайтак // Советская педагогика. — 1983.— № 2. — С. 59. | *Трайтак, Д. И. Ветеран советской педагогики : [о жизни и творчестве Н. М. Верзилина] / Д. И. Трайтак // Советская педагогика. — 1983.— № 2. — С. 59. | ||
==См. также== | ==См. также== | ||
| Строка 184: | Строка 194: | ||
*[[Акимушкин Игорь Иванович]] | *[[Акимушкин Игорь Иванович]] | ||
*[[Бианки Виталий Валентинович]] | *[[Бианки Виталий Валентинович]] | ||
*[[Дмитриев Юрий Дмитриевич]] | |||
*[[Чаплина Вера Васильевна]] | *[[Чаплина Вера Васильевна]] | ||
*[[Чарушин Евгений Иванович]] | *[[Чарушин Евгений Иванович]] | ||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] | ||