Троепольский Гавриил Николаевич

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Гавриил Троепольский
Гавриил Троепольский
Гавриил Троепольский
Имя при рождении Гавриил Троепольский
Псевдоним(ы) Т. Лирваг
Дата рождения 29 [16] ноября 1905 года
Место рождения с. Новоспасовка Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния
Дата смерти 30.08.1995
Место смерти Воронеж
Гражданство Российская империя, СССР, Российская Федерация
Род деятельности писатель
Язык произведений русский
Автограф
Troepolskij-Gavriil (1).jpg



Гавриил Николаевич Троепольский — прозаик, публицист, драматург, сценарист, член Союза писателей СССР, Союза писателей РСФСР.

Гавриил Троепольский / Биография

Гавриил Троепольский родился 29 ноября (по старому стилю 16 ноября) 1905 года в селе Новоспасское-на-Елани Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне село Новоспасовка Грибановского района Воронежской области). Отец будущего писателя, Николай Семёнович Троепольский (1878–1931), был православным сельским священником. Мать, Елена Гавриловна (?–1943), в девичестве Шелудковская, преподавала в приходской школе музыку. Семья Троепольских была многодетной, но выжили только Гавриил, его старшая сестра Зоя и младшая сестра Валентина.

До поступления в гимназию Гавриил (или Галя, как его называли дома) учился в церковно-приходской школе, получил основательное домашнее образование. Родители Троепольского рано приучили своих детей к крестьянскому труду.

Первые три года школьной жизни Гавриил Троепольский провел в мужской гимназии Новохопёрска, уездного города Воронежской губернии (сегодня Новохопёрск — районный центр в Воронежской области). В 1918–1919 годах, во время Гражданской войны, Новохопёрский уезд стал ареной ожесточенных боев (описанием одного из таких боев под Новохопёрском Аркадий Гайдар завершил свою автобиографическую повесть «Школа»). Новохопёрск стал прифронтовым городом, оставаться в нем было опасно. Гавриил и его старшая сестра уехали учиться в более спокойное село Новогольское. Незадолго до этого там открылась средняя школа или, как тогда принято было говорить, школа второй ступени. Деятельное участие в ее создании принял уроженец западной Белоруссии Григорий Романович Ширма — в будущем известнейший фольклорист, композитор и дирижер, руководитель государственной академической хоровой капеллы Белорусской ССР, народный артист Советского Союза.

Г. Р. Ширма попал в Воронеж во время Первой мировой войны, когда проводилась эвакуация жителей западных губерний Российской империи. В новогольской школе он был директором, а также преподавал русский язык, литературу, психологию и педагогику, заведовал школьной библиотекой, руководил хором и драматическим кружком. Учитель Ширма оказал огромное влияние на своих учеников, в том числе на Троепольского. Впоследствии Гавриил Николаевич вспоминал: «Я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным. Под его руководством мы основательно познакомились с сочинениями русских классиков. Помогло и то, что в школе имелась превосходная библиотека».

Свой выпускной школьный год Гавриил вновь провел в Новохопёрске. После школы будущий писатель поступил в среднее специальное учебное заведение — трехлетнее сельскохозяйственное училище им. К. А. Тимирязева, которое находилось в селе Алешки Борисоглебского уезда (ныне Терновского района Воронежской области). Троепольский окончил училище в 1924 году. Место агронома ему получить не удалось. Поначалу он работал «избачом», то есть заведующим избы-читальни — культурно-просветительного учреждения, сочетавшего функции библиотеки, дома культуры и досугового клуба. Затем до 1931 года Гавриил Николаевич был учителем в начальных школах — по терминологии 1920-х годов, школах первой ступени. Несколько лет Троепольский учительствовал в селе Питим (сегодня оно относится к Жердевскому району Тамбовской области), а с 1928 года перевелся в село Махровка (в наши дни это село включено в Борисоглебский городской округ Воронежской области).

В Махровку учитель Троепольский приехал не один, а с женой Валентиной Иосифовной, тоже учительницей. Гавриил Троепольский и Валентина Сухова (1905–1998) познакомились на курсах повышения квалификации педагогов. Мать Валентины работала фельдшером, а отец, архитектор, проектировал здание сельскохозяйственного училища в Алешках, которое окончил Троепольский. Гавриил Николаевич и Валентина Иосифовна были вместе почти семьдесят лет, до конца жизни писателя. В 1930 году у них родился сын Александр, в 1934 — старшая дочь Татьяна, а в 1942 — младшая, Надежда.

Во второй половине 1920-х годов молодой учитель сельской школы Троепольский начал делать прозаические наброски — наблюдения охотника, сцены из повседневного крестьянского быта. Кроме того, он сочинял стихи — о родной природе, о красоте русской зимы. К сожалению, в этих стихах присутствовала и другая тема. Гавриил Николаевич упоминал в них о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться из-за своего происхождения. Отец Троепольского после революции продолжал служить приходским священником, к 1921–22 году занял должность благочинного, то есть возглавлял несколько расположенных рядом приходов. Выходцы из семей священнослужителей и других представителей «господствующих классов» считались людьми, нелояльными народной власти. В 1920-х годах из-за кадрового дефицита чиновникам от образования приходилось мириться с присутствием в школах учителей из числа «классово чуждого элемента», но это не защищало таких учителей от дискриминации. Положение «поповского сынка» Троепольского как в школе, так и вне ее, было очень непростым:


« В селе я родился, в деревне и вырос,
И тут же каким-то «сынком» наречён,
Как будто с рожденья отметину вынес
И в чём-то позорном теперь уличён.
Я тем утешаюсь, что чист перед светом —
Мне школа мила и ребячьи заботы…
Эх, взять бы в охапку деревню со снегом,
Расцеловать бы!.. И снова работать.

Гавриил Троепольский / «Юность морозная» 1928, Махровка

»


Тогда Троепольский еще не планировал связывать свою жизнь с литературой и не придавал серьезного значения своим зарисовкам. Однако он решился показать несколько рассказов известному в то время прозаику Николаю Никандрову, посетившему во второй половине 1920-х годов Махровку. Никандров, прочитав их, сказал: «Для столичной печати это вряд ли годится, но — пишите обязательно».

В январе 1931 года отец Троепольского был арестован. Ему предъявили обвинение в создании церковно-монархической организации и в антисоветской агитации, в том числе агитации против вступления в колхозы. Второго июля 1931 года Николай Семёнович был приговорен тройкой ПП ОГПУ к высшей мере наказания (расстрелу). В 1988 году Н. С. Троепольский по заявлению его сына Гавриила Николаевича посмертно реабилитирован Президиумом Воронежского областного суда.

Весной 1931 года Гавриил Троепольский оставил работу в школе. Он устроился младшим научным сотрудником Алешковского опорного пункта Воронежской областной опытной станции, а затем стал его заведующим. Опорный пункт размещался на хуторе Красная Грибановка. Там Троепольский ставил опыты по агротехнике и проводил сортоиспытания.

С 1936 года Г. Н. Троепольский заведовал другим опорным пунктом той же станции, в городе Острогожске. В 1937–1954 годах он занимал должность заведующего Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам (пшеница, рожь, ячмень, просо). Гавриила Николаевича, по его воспоминаниям, увлекла селекционная работа. Наиболее известный из выведенных им восьми сортов проса — «Острогожское-9» (районирован в Центрально-черноземной зоне). Занимался Троепольский и выращиванием иных культур — например, кормового растения люцерны. Люцерна часто упоминается в его ранних произведениях. Троепольский стремился к рациональному ведению сельского хозяйства. С его подачи поля от суховеев стали оберегать деревья: дуб и диковинный для тех времен «американец» клен ясенелистный. Эти старые насаждения из двух параллельных лесозащитных полос, кленовой и дубовой, сохранились и в наши дни. Материалы агрономических исследований Троепольский обобщил в своих научных работах — ряде статей и двух книгах.

По совету Н. Н. Никандрова агроном Троепольский продолжал писать рассказы, принимал участие в работе литературного объединения при газете «Новая жизнь», позднее названного «Острогожские родники». В 1937 году Троепольский впервые выступил в печати: альманах «Литературный Воронеж» опубликовал его рассказ «Дедушка» под псевдонимом «Т. Лирваг» (если прочесть наоборот — «Гаврил Т.»). Через некоторое время Троепольский, перечитав этот рассказ, нашел его излишне подражательным и назидательным, после чего решил, что не сможет стать писателем.

В июне 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, Гавриила Николаевича не взяли на фронт, так как он был специалистом, необходимым в тылу. 5 июля 1942 года Острогожск был захвачен войсками Вермахта и его союзников — венгров, румын, итальянцев. Г. Н. Троепольский с женой и детьми проживал на оккупированной территории до освобождения Острогожска 20 января 1943 года во время общего наступления Красной Армии и, по некоторым данным, выполнял задания советской фронтовой разведки. На рубеже 1940–1950 годов Троепольский написал цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» («Никишка Болтушок», «Гришка Хват», «Игнат с балалайкой», «Прохор семнадцатый, король жестянщиков», «Прицепщик Терентий Петрович», «Тугодум», «Один день»). В ноябре 1952 года он предложил редакции журнала «Новый мир», редактором которого был поэт Александр Твардовский, три рассказа из этого цикла — «Никишка Болтушок», «Гришка Хват» и «Игнат с балалайкой». Они увидели свет в мартовском номере журнала за 1953 год. По просьбе А. Т. Твардовского Троепольский прислал в журнал и другие «записки агронома», которые были опубликованы в «Новом мире» в августе того же года.

«Новый мир» — издание, с которым писателя впоследствии связывало длительное сотрудничество. В 1950–1960 годах практически все произведения Троепольского (повести, рассказы, очерки, статьи) впервые издавались на страницах «Нового мира». Троепольский был благодарен Твардовскому за участие в его творческой судьбе, неоднократно приезжал в Москву и обсуждал с Твардовским свои литературные замыслы, навещал родных Александра Трифоновича после его смерти.

Критика встретила цикл «Из записок агронома» в основном доброжелательно и определила его жанр как «не вполне очерки, не вполне и рассказы». Такая классификация объясняется тем, что благодаря безупречному знанию автором сельской жизни, естественным интонациям героев, убедительной фигуре расказчика-агронома создается впечатление реальности, публицистичности происходящего. Воронежский обком партии поначалу даже дал негативную оценку этим «очеркам», назвал их очернительскими и злопыхательскими. Сходными причинами обусловлен успех первого цикла рассказов Троепольского у широкого круга читателей. Во-первых, автор представил им ярких и запоминающихся героев — реальных и узнаваемых, а не плакатных, колхозников; показал настоящую, неприукрашенную жизнь колхоза, который подчиняется районному и областному начальству, непрерывно генерирующему новые разноречивые распоряжения, планы и сроки. Поскольку Троепольский, в отличие от большинства советских писателей, был профессионалом в области сельского хозяйства, имел соответствующее образование, большой опыт работы, выступил в своих рассказах как очевидец событий, это сделало его повествование еще более правдоподобным. Во-вторых, в «Записках...» Троепольский проявил себя как талантливый сатирик, и долгое время читатели и критики воспринимали его прежде всего как сатирика, продолжателя традиций Гоголя и Салтыкова-Щедрина в советской литературе. Даже в 1972 году, уже после публикации знаменитой повести «Белый Бим Черное ухо», писатель был гостем рубрики «Интервью сатирика» в юмористическом журнале «Крокодил» (1972, № 23).

В начале 1950-х годов начало распространяться убеждение, что негативные явления, служившие мишенью для сатиры 1920–1930-х годов, успешно преодолены и сатира должна измениться, стать «положительной». Троепольский показал на новом интересном материале, что проблемы не исчезли. Наряду с рассказом о рядовых работниках колхоза, добросовестных и правдолюбивых, он вывел и образы «Болтушков и Хватов», которые смешны только до тех пор, пока не занимают высоких постов. Каким они станут «начальством», можно понять на примере председателя колхоза Прохора Палыча Самоварова («Прохор семнадцатый, король жестянщиков»): «Одевается он с явным подражанием работникам районного масштаба <…>. Голову на плотной шее Прохор Палыч держит прямо и, проходя, ни на кого не смотрит (если поблизости нет кого-нибудь из работников района). В общем, о своём характере он так и говорит: «Я, если залезу на точку зрения и оттуда убеждаюсь, тогда я человек твёрдый и прямой, как штык; а если руководителя уважить или угостить, то я человек мягкий и податливый: не могу, говорит, покойно видеть начальника, если он не ест и не пьёт, аж самому тошно»… <…> Как-то вытащили его чуть не за шиворот в кружок заниматься. Там-то он и сказал такое умное, что облетело весь район. Когда у него спросили, как он усвоил материал и что думает по этому вопросу, он сказал: «План — это, товарищи, план. План до тех пор план, пока он план, но как только он перестаёт быть планом, он уже не план. Да. А наши планы были планы, есть планы и будут планы. Точнее, не может быть плана, если он не план…» Под стать Самоварову и деятель «районного масштаба» Недошлёпкин («Прицепщик Терентий Петрович») : «Если он, Недошлёпкин, сказал: "Я думаю", то это все должны понимать: "Так будет"; если он сказал: "Я полагаю", то это значило: "Будет только так"; если же сказал: "Мне кажется", то надо было понимать: "Так должно быть, так будет"».

В 1954 году рассказы из цикла «Записки агронома» вышли отдельной книгой под названием «Прохор семнадцатый и другие». В середине 1950-х годов на основе «Записок агронома» Троепольским был написан киносценарий «Земля и люди», по которому режиссером Станиславом Ростоцким в 1956 году снят одноименный фильм.

После успеха своих рассказов 48-летний Троепольский принял решение посвятить себя литературе. В 1954 году Троепольский вступил в Союз писателей СССР (позднее, в 1967, он стал членом правления этой организации). В 1959, уже будучи признанным писателем, Гавриил Николаевич переехал в Воронеж.

За первым циклом «полурассказов-полуочерков» последовали близкие ему по тематике рассказы «Агрономы», «Соседи», «У Крутого яра» (все — 1954), «Митрич» (1955). Читателям особенно запомнились Митрич из одноименного рассказа и Сеня Трошин («У Крутого яра»). Неоднозначность этих сложных и правдивых образов вызвала расхождение в их трактовке среди критиков, почти единодушно отмечавших рост художественного мастерства писателя. Троепольский показал, что может быть не только сатириком, но и психологом, и тонким лириком. В 1961 году выпускники режиссерского факультета ВГИКа Кира и Александр Муратовы сняли по рассказу «У Крутого яра» короткометражный фильм, который был их дипломной работой и в котором уже проявляются все приметы «фирменного» стиля Киры Муратовой.

Своеобразным дополнением к циклу рассказов «Из записок агронома» стали очерки и путевые заметки Г. Н. Троепольского «Думы о земле» (1956), «В глубинном районе» (1958), «Совесть хлебопашца» (1959), «Дорога идет в гору» (1961), «Этого требует жизнь» (1963), которые также привлекли к себе внимание читателей. Широкую известность получил и его очерк о событиях Гражданской войны «Легендарная быль» (1957) — первое произведение Г. Н. Троепольского, рекомендованное для детей и юношества (в 1960 году этот очерк выпущен издательством «Детгиз»). В 1960-е годы Троепольский нередко выступал как фельетонист: «Розовая совесть» (1963), «Тернистая дорога, или Краткий обзор путей возникновения таланта» (1963), «Липа на Тихой Сосне» (1964) и др. Во второй половине 1950-х годов Троепольский работал над своим первым романом «Чернозём» (книга 1-я — 1958; книга 2-я — 1961) о жизни деревни Центрального Черноземья в первом десятилетии после победы советской власти (1921–1930). В этом романе затронуты многие драматические вопросы отечественной истории. Так, Троепольскому удалось по-новому осветить непростую эпоху коллективизации с ее «ошибками» и «перегибами». Впоследствии при переизданиях «Чернозёма» Троепольский не один раз вносил правки в его текст, чтобы сделать роман более психологичным, избежать возможных параллелей с такими произведениями, как «Поднятая целина» М. А. Шолохова и «Девки» Н. И. Кочина.

В середине 1950-х годов Г. Н. Троепольский обратился и к жанру повести («Кандидат наук», 1958). Эту повесть Троепольский назвал в подзаголовке лишь «отчасти» сатирической. Он высмеивал интриганов, невежд и приспособленцев в сельскохозяйственной науке так, чтобы читатель понял — это самое настоящее зло, с которым надо бороться. Сатира в этом произведении едкая, хлесткая. Сходная тематика у рассказа с элементами фантастики «Странный сон или Экзамен на здравый смысл», написанного Троепольским в 1960 году, писатель мечтает о том, чтобы в жизни всегда побеждали здравый смысл и справедливость.

В 1963 году вышла в свет повесть Троепольского «В камышах» (подзаголовок «Из тетрадей охотника»). Написанная в эпоху хрущевской «оттепели», она возвращала читателя к осознанию того, что каждый отдельно взятый человек — это целый мир, уникальный, неповторимый и бесценный, что его мысли, впечатления и заботы сложны, интересны, достойны внимания. Вместе с тем, по Троепольскому, все люди хрупки, уязвимы, «краткосрочны» по сравнению с вечной и величавой русской природой. Поэтому так забавны и печальны попытки некоторых «сильных мира сего» казаться значительными, важными, всемогущими даже во время охоты, на фоне этой природы, а не в своем кабинете.

Заметным явлением общественной жизни стало еще одно направление деятельности писателя. В середине 1960-х годов Г. Н. Троепольский раскрылся как яркий публицист. Его очерки в защиту малых рек России «О реках, почвах и прочем» (Новый мир, 1965, №1) и посвященные той же проблеме статьи «Сколько воды человеку нужно?» (Правда, 1966, 4 сент.), «Об осушении и об "осушении"» (Правда, 1966, 5 сент.) вызвали широкий отклик читателей. В то время проводилась широкомасштабная государственная кампания по гидромелиорации, которая стала приоритетным направлением освоения новых сельскохозяйственных земель. В 1965 году даже было создано отдельное Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР. Троепольский призывал рационально вести сельскохозяйственную деятельность, указывал на технологические просчеты, убивающие малые реки и приводящие к заболачиванию почв.

Несмотря на то, что после этих публикаций негодование облеченных властью уничтожителей рек и ручьев существенно осложнило жизнь Троепольского, тема гибели малых рек вновь появилась в его единственном драматическом произведении — сатирической пьесе «Постояльцы» (1971). По сюжету в колхоз приезжает грозная комиссия, которая ставит председателю в вину, что тот слишком медленно губит местные малые реки. Против председателя плетется хитрая интрига, одновременно ведутся испытания чудо-аппарата по засасыванию мелких грызунов. У этой пьесы, в отличие от множества реальных примеров контакта с такими «комиссиями», оптимистичный финал.

Самобытность произведений Троепольского проявляется в точном отражении типовых черт героев его сатирических произведений и в смешении различных литературных стилей. А. Т. Твардовский так писал о стилевой «сборной солянке» в повести «Кандидат наук»: «<...>реалистическое письмо (с публицистическими заострениями) в отношении положительных героев и крайняя условность сатирического гротеска в отношении «кандидатов» и «докторов». Но при этом редактор «Нового мира» признавал, что характеристики героев Троепольского не следует «унифицировать». Смешение стилей для Троепольского — это его способ показать читателю свое видение добра и зла, которые сосуществуют в реальном мире. Ведь в жизни тоже так бывает — встречаются, общаются, живут по соседству и мнимые радетели за светлое будущее, идеи и поступки которых гротескно нелепы и смешны, и люди, действительно болеющие за успех какого-либо серьезного и нужного дела.



Галерею человеческих портретов писатель продолжил и в книге, принесшей ему мировую известность, — «Белый Бим Черное ухо». В середине 1960-х годов в поисках материала к своим выступлениям в защиту окружающей среды Гавриил Николаевич проехал на своем стареньком «Москвиче» все области Центрального Черноземья. Во время своих поездок Троепольский задумал повесть о странствиях и о людях, которых можно узнать, если отправиться в дальний путь.

Первоначально предполагалось, что людей, добрых и злых, на этот раз будет встречать в дороге не агроном, а некий простодушный герой: он смотрит на всех и вся как бы со стороны и оттого делает обо всём верные и точные выводы. Такой прием был использован у популярного в 1920-е годы прозаика Александра Неверова, под влиянием произведений которого Троепольский в юности написал свой первый рассказ (его текст не сохранился). В повести Неверова «Ташкент — город хлебный» встречи в пути показаны через восприятие ребенка — 12-летнего мальчика, уехавшего из голодающего Поволжья в Среднюю Азию на заработки. Но через сорок лет после выхода этой повести дети уже не отправлялись в столь трудные и рискованные путешествия, и Троепольскому, всегда стремившемуся к точному отражению действительности, долго не удавалось найти реалистичный образ главного действующего лица книги.

Гавриил Николаевич рассказывал, что новая повесть потребовала от него шести лет работы: «Сначала я задумал «идеального человека» – героя абсолютно искреннего и чистого. Он должен был пройти по жизни, встретиться с разными типами и персонажами. Но из этого ничего не выходило, получалась надуманная фигура, какой-то ангел во плоти. Потом явилась мысль — завязать сюжет вокруг истории Бима. И повесть выстроилась». Прототипами Бима могли быть охотничьи собаки писателя, шотландские сеттеры Лель I и Лель II, жившие у него в тот период.

Первые публичные чтения новой повести «Белый Бим Черное Ухо» прошли в литературном объединении «Острогожские родники», первая ее публикация состоялась в журнале «Наш современник» (1971, №1–2).

Эту повесть, «слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми», Троепольский посвятил своему другу Александру Трифоновичу Твардовскому. Когда Твардовский был редактором журнала «Новый мир», он нередко публиковал на его страницах «неудобные» произведения (к ним в свое время относились и рассказы «Из записок агронома», с которых начался творческий путь Гавриила Троепольского). В начале 1970 года с Твардовского после многолетних притеснений были сняты редакторские полномочия. Поэт тяжело переживал это, и через несколько месяцев его не стало. Александр Трифонович успел прочесть и одобрить текст повести «Белый Бим Черное ухо». Рецензенты справедливо усмотрели в том, что «Белый Бим...» был посвящен Твардовскому, параллель между измученным, затравленным псом и опальным литератором. Они потребовали убрать посвящение Твардовскому, но Гавриилу Николаевичу удалось отстоять его.

Решение «назначить» на роль главного героя повести шотландского сеттера Бима оказалось настолько удачным, что сегодня в массовом сознании Троепольский неразрывно связан именно с этой книгой. После нее он перестал быть исключительно сатириком и писателем-«деревенщиком». Его новая повесть не относилась к сатирическим произведениям, хотя те люди, которые причиняют Биму зло, имеют определенное сходство с более ранними гротескными отрицательными персонажами Троепольского. Он показал их «во всей красе», сделал столь отвратительными, что едва ли найдутся юные читатели, которые захотят вырасти похожими на Тётку или Серого. Нельзя отнести «Бима...» и к деревенской прозе, притом что в повести присутствует такое описание деревни, ее жителей, их жизни, труда и характеров, которое легко можно найти у авторов, принадлежащих к этому направлению. «Белый Бим...» — лирико-философское произведение, глубокое и многоплановое. Г. Н. Троепольскому удалось продолжить в нем гуманистическую традицию русской классической литературы, и это обстоятельство переводит его в разряд классиков отечественной словесности.

Бим — умная, добрая, воспитанная («интеллигентная», как не раз называет ее автор) собака, безгранично преданная своему хозяину, писателю Ивану Иванычу, и, к несчастью, узнавшая, что не все люди такие, как он. Но Бим также и символ душевной чистоты (на это указывает его нестандартный белый окрас), символ честности, верности, благородства, открытости, деликатности. Иначе говоря, он еще и метафорическое воплощение «нестандартности» и интеллигентности, которая так часто бывает беззащитна перед вздорными сплетнями и клеветническими доносами Тёток и Серых, перед полубандитами вроде Клима и перед двуличными, спокойными, опасными Семёнами Петровичами, притворяющимися до поры до времени «тоже интеллигентами». «Белый Бим Черное ухо» — это один из лучших памятников собаке, существу, которое, в отличие от людей, «не считает обыкновенную преданность чем-то необычным». Вместе с тем Троепольский говорил, что его повесть скорее о людях, чем о собаке. Это черно-белая книга, книга без полутонов, и люди в ней делятся на хороших и плохих. Хороших людей на ее страницах намного больше, подобно тому, как в окраске Бима намного больше белого цвета. Но для того, чтобы сломать себе жизнь, достаточно нечаянно встретить всего лишь одного-двух плохих, черных людей. Возможно, у них тоже есть свои положительные черты, однако это не имеет никакого значения для тех, кто, как Бим, попал в беду и «ходит по краю». В экстремальной ситуации каждый встречный — это либо друг и спаситель, либо враг и губитель, и третьего не дано.

В 1971 году по нашумевшей повести Троепольского был поставлен радиоспектакль. Через четыре года после ее первой публикации, в 1975 году, Г. Н. Троепольский получил за «Белого Бима...» Государственную премию СССР. В 1977 году на экраны страны вышел двухсерийный художественный фильм по мотивам повести (реж. С. И. Ростоцкий, киностудия им. М. Горького). Шотландский сеттер нестандартного окраса — главный герой повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», хотя найти собаку такого окраса крайне сложно. Потому-то в одноименном фильме в «роли» Бима снялся английский сеттер. Кличка «Бим» стала одной из самых популярных у владельцев собак в СССР. Повесть была переведена на 52 языка, в том числе более чем на 15 иностранных языков. Особое признание она имела в Италии, где в 1981 году Троепольскому были присуждены две премии (Премия Монца за одну из пяти лучших книг для слепых детей и Премия Банкаремино за лучшую книгу года для детей) и вручена золотая медаль «Фонда Леонардо да Винчи» (Флоренция).

После невероятного успеха «Белого Бима...» у Троепольского наступил период «творческого молчания»: писатель больше не публиковал крупных произведений, романов или повестей: были критические литературоведческие статьи, в 1971 году появилась пьеса «Постояльцы». Почти двадцать лет Гавриил Николаевич работал над отчасти автобиографическим романом «Колокол», который он называл главным творением своей жизни. Этот роман остался незавершенным. Причинами были и редакционная работа (в 1976–1987 годах Г. Н. Троепольский входил в редколлегию журнала «Наш современник»), и огромная требовательность к своим текстам (Троепольский не хотел разочаровать читателей «Бима», ставшего мировой классикой), и занятость писателя в связи с популярностью его повести. Даже через 8–10 лет после первой публикации «Бима» Гавриил Николаевич получал от читателей тысячи писем и старался ответить всем.

В 1987 году в издательстве «Современник» был запланирован выпуск собрания сочинений Г. Н. Троепольского в четырех томах. Однако последний том серии, куда предполагалось включить критические работы, публицистические статьи, очерки и фельетоны писателя, так и не вышел.

Гавриил Николаевич Троепольский умер 30 июня 1995 года, похоронен на Коминтерновском кладбище Воронежа. Через три года после смерти Троепольского недалеко от дома, где он жил, появился памятник главному герою повести «Белый Бим Черное ухо» (скульпторы И. Дикунов, Э. Пак). В настоящее время известно о планах по установке в Воронеже и памятника самому писателю.

Именем Троепольского названы улицы в Острогожске и Воронеже, а также воронежская городская библиотека № 32. С января 2018 года при школе № 102 города Воронежа действует музей Гавриила Троепольского, в который родственники писателя передали некоторые его вещи.

У Гавриила Троепольского необычная судьба. Он принял решение стать писателем, когда ему было почти пятьдесят лет, а повесть, подарившую ему бессмертие, создал на шестьдесят шестом году жизни. Но Троепольский не опоздал, он пришел в литературу тогда, когда уже точно знал, о чем ему надо говорить с читателями. Его книги помогают нам понять, как это важно и необходимо не заглушить в себе с годами ростки доброты и отзывчивости, любить своих ближних, беречь и защищать природу, не дать погибнуть всем зверям, птицам, лугам, лесам, всем большим и малым рекам.


Гавриил Троепольский

Гавриил Троепольский / Книги

  • Троепольский, Г. Н. Как вырастить высокий урожай семян люцерны : [опыт Острогожского госсортучастка Воронежск. обл.] / Г. Н. Троепольский. — Воронеж : Воронежское областное книжное издательство, 1949. — 36 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Прохор семнадцатый и другие : [записки агронома] / Г. Н. Троепольский. — Москва : Советский писатель, 1954. — 191 с. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Прохор семнадцатый и другие : [записки агронома] / Г. Н. Троепольский. — Москва : Молодая гвардия, 1955. — 192 с. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Рассказы / Г. Н. Троепольский. — Воронеж : книжное издательство, 1956. — 280 с. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. У крутого яра : [рассказы] / Г. Н. Троепольский. — Москва : Советский писатель, 1956. — 123 с. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Кандидат наук : [повесть, отчасти сатирическая] / Г. Н. Троепольский. — Москва : Советский писатель, 1959. — 264 с. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Легендарная быль : [рассказ] / Г. Н. Троепольский ; рис. А. Ермолаева. — Москва : Детгиз, 1960. — 16 с. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Здравый смысл : [рассказы] / Г. Н. Троепольский. — Воронеж : Книжное издательство, 1961. — 104 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Чернозем : [роман] / Г. Н. Троепольский. — Москва : Советский писатель, 1962. — 467 с. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Чернозем : [роман] / Г. Н. Троепольский. — Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1964. — 411 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Чернозем : [роман] / Г. Н. Троепольский ; худож. С. Ф. Мавлюбердин. — 2-е изд. — Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1968. — 391 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. В камышах : [из тетрадей охотника] / Г. Н. Троепольский. — Москва : Советский писатель, 1964. — 240 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. В камышах : [повесть и рассказы] / Г. Н. Троепольский ; послесловие И. Толстого. — Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1964. — 416 с. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Чернозем : [роман и рассказы] / Г. Н. Троепольский. — Москва : Современник, 1973. — 489 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. В камышах : [повести рассказы] / Г. Н. Троепольский. — Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1975. — 446 с. — (Земля родная). — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Здравый смысл : [рассказы и повести] / Г. Н. Троепольский ; художник Б. Диадоров. — Москва : Современник, 1975. — 542 с. : ил.
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский. — Москва : Советский писатель, 1977. — 207 с. : ил. — (Библиотека произведений, удостоеных Государственной премии СССР).
  • Троепольский, Г. Н. Сочинения. В. 3 т. / Г. Н. Троепольский ; ил. Е. Г. Синилова,. — Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство.
    • Т. 1 : Кандидат наук : повесть. Рассказы. — 1977. — 481 с.
    • Т. 2 : Чернозем : роман. Рассказ. Очерки. — 1978. — 497 с.
    • Т. 3: Повести. Очерки. Пьеса. Киносценарий / рис. Н. А. Устинова. — 1978. — 531 с.
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [рассказы и повести] / Г. Н. Троепольский. — Ленинград : Лениздат, 1979. — 592 с.
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; ил. А. Слепкова. — Москва : Детская литература, 1979. — 319 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; худож. В. Д. Валсамаки. — Улан-Удэ : Бурят. кн. Изд-во, 1982. — 173 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; худож. О. Верейский. — Москва : Детская литература, 1982. — 222 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Троепольский, Г. Н. Повести. Рассказы / Г. Н. Троепольский ; худож. С. Косенков. — Москва : Известия, 1982. — 587 с.
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; худож. А. Курдюмов. — Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1983. — 174 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; худож. В. Нагаев. — Москва : Современник, 1984. — 125 с. : ил.
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; худож. Ю. С. Мельниченко. — Киев : Радяньска школа, 1984. — 171 с. : ил. — (Педагогическая библиотека. Мир в образах).
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; худож. О. Верейский. — Киев : Весёлка, 1985. — 176 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Собрание сочинений. В. 4 т. / Г. Н. Троепольский. — Москва : Современник.
    • Т. 1 : Рассказы. Повесть. — 1987. — 431 с.
    • Т. 2 : Роман. Рассказ. Очерки. — 1987. — 463 с.
    • Т. 3 : Повести. Пьеса. Киносценарии. — 1988. — 477 с.
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; худож. О. Горохова, С. М. Попенко. — Элиста : Калм. кн. изд., 1989. — 156 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; предисл. А. М. Туркова ; худож. Н. Квицаридзе. — Москва : Детская литература, 2005. — 266 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; худож. О. Верейский. — Москва : Пушкинская библиотека : АСТ, 2006. — 316 с. : ил. — (Внеклассное чтение).
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; худож. О. Верейский. — Москва : Оникс, 2008. — 253 с. : ил. — (Золотая библиотека).
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; художник Г. Мазурин. — Санкт-Петербург [и др.] : Речь, 2015. — 223 с. : ил. — (Ребята с нашего двора).
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; вступительная статья Д. А. Рогожкина ; художник Михаил Желудков. — Москва : Махаон, 2018. — 256 с. : ил. — (Чтение – лучшее учение).
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; художник Анатолий Слепков. — Москва : Речь, 2019. — 239 с. : ил. — (Ребята с нашего двора).
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повести, рассказы, очерки] / Гавриил Троепольский. — Санкт-Петербург : Азбука, 2020. — 862 с. — (Русская литература. Большие книги).
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повести, рассказы, очерки] / Гавриил Троепольский. — Санкт-Петербург : Азбука, 2020. — 862 с. — (Русская литература. Большие книги).
  • Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; художник Н. Кочеткова. — Москва : Детская литература, 2020. — 265 с. : ил. — (Школьная библиотека).

Гавриил Троепольский / Книги в НЭБ.Дети

  • Троепольский, Гавриил Николаевич Белый Бим Черное ухо : [повесть] / Г. Н. Троепольский ; ил. А. Слепкова. — Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1979. — Режим доступа: в залах РГДБ.

О жизни и творчестве

  • Новичихин, Е Последняя точка Гавриила Троепольского / Е. Новичихин // Подъём. — 2019. — № 4. — С. 176–185.
  • Фёдоров, М. И. Гавриил Троепольский / Михаил Федоров. — Воронеж : Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2016. — 917 с. : ил. — (Замечательные люди Воронежского края ; кн. 1).
  • Фочкин, Олег До и после Черного уха : [к 110-летию со дня рождения Г. Н. Троепольского] / Олег Фочкин // Читаем вместе. — 2015. — № 11. — С. 46–47.
  • Кудесник «Белого Бима» : [воспоминания о Г. Н. Троепольском] / ред.-сост. Е. Г. Новочихин. — Воронеж : Изд.-полиграфический центр Воронежского гос. ун-та, 2013. — 215 с. : ил. — (Неизвестные известные воронежцы).
  • Турков, А. Добрые уроки грустной истории : [о творчестве Г. Н. Троепольского] / А. Турков // Белый Бим Черное ухо : повесть / Г. Н. Троепольский. — Москва : Детская литература, 2004. — С. 5–8.
  • Памятники литературным героям // Мир библиографии. — 2000. — № 6. — С. 57.
  • Мудрое слово : Г. Н. Троепольский / А. Кондратович // Призвание : портреты, воспоминания, полемика. — Москва : Советский писатель. 1987. — С. 109–110.
  • Лакшин, В О Троепольском / В. Лакшин // Детская литература. — 1985. — № 11. — С. 20–22.
  • Троепольскому Гавриилу Николаевичу — 75 лет. Поздравление. // Детская литература. — 1980. — № 11. — С. 26.
  • Емельянов Л. Зоркость лирики / Л. Емельянов // Белый Бим Чёрное ухо : [рассказы и повести] / Г. Троепольский. — Ленинград : Лениздат, 1979.— С. 8–22.
  • Дедков, И. Во имя жизни : [воспоминания о Г. Н. Троепольском] / И. Дедков // Сочинения в 3 Т., Т. 1 / Г. Троепольский. — Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977. — 481 с. : ил.
  • Томашевский Ю. В Ритме времени : [к 70-летию со дня рождения Г. Н. Троепольского] / Ю.Томашевский. // Литературная Россия. — 1975. — 28 ноября. — С. 7.
  • О жизни и творчестве писателя Гавриила Николаевича Троепольского : сайт.
  • Прообразы Белого Бима жили у нас дома : [интервью с И. Штанько, дочерью друга Г. Троепольского]. — Текст электронный // РИА Воронеж : сайт.
  • Электронные публикации института русской литературы (Пушкинский дом) РАН : сайт

Награды и премии

  • 1975 — Государственная премия СССР (за повесть «Белый Бим чёрное ухо», 1971)
  • 1981 — Литературная премия «Банкареллино» (за лучшую книгу года для детей (Италия, 1981))
  • 1981 — Премия Монца за одну из пяти лучших книг для слепых детей — награда от библиотеки для слепых города Монца
  • 1981 — Золотая медаль «Фонда Леонардо да Винчи» (Флоренция)
  • 1985 — Заслуженный работник культуры РСФСР (за заслуги в области советской культуры и многолетнюю плодотворную работу)
  • 1993 — Почётный гражданин города Воронежа
  • Орден Трудового Красного Знамени

Гавриил Троепольский / Экранизации

  • Земля и люди. Художественный фильм на основе рассказов Г. Троепольского из цикла «Записки агронома». Сценарий Г. Троепольского, режиссер С. Ростоцкий, СССР, 1956.
  • У крутого яра. Короткометражный фильм, дипломная работа студентов ВГИКа Киры Муратовой и Александра Муратова, СССР, 1961.
  • Белый Бим Черное ухо. Двухсерийный художественный фильм по мотивам повести Г. Н. Троепольского. Режиссер С. Ростоцкий, СССР, 1977.

Памятники и музеи

  • Мемориальная доска на доме, где жил Г. Н. Троепольский в г. Острогожске.
  • Мемориальная доска на доме, где жил Г. Н. Троепольский в г. Воронеже (1998).
  • Мемориальная доска в с. Махровка Борисоглебского городского округа Воронежской области на здании бывшей начальной школы (2012).
  • Мемориальная доска в с. Хомутовка Грибановского района Воронежской области (2015).
  • В 2018 году открыт музей Г. Н. Троепольского, расположенный в воронежской школе № 102.
  • Памятник Белому Биму установлен в 1998 году в г. Воронеже на проспекте Революции у театра кукол «Шут». Скульпторы И. Дикунов, Э. Пак.