Шварц Евгений Львович
Евгений Шварц | |
Имя при рождении | Евгений Шварц |
Дата рождения | 09.10.1896 (21.10 по старому стилю) |
Место рождения | г. Казань |
Дата смерти | 15.01.1958 |
Место смерти | Ленинград, СССР |
Гражданство | Российская империя, СССР |
Язык произведений | русский |
Евгений Львович Шварц — драматург и прозаик.
Содержание
Евгений Шварц / Биография
Евгений Шварц родился в семье студента-медика Льва Борисовича Шварца, уроженца Екатеринодара (ныне Краснодар), еврея, перешедшего в православие, и его супруги Марии Федоровны, урожденной Шелковой, акушерки, родом из Рязани. В 1898 году Лев Борисович Шварц закончил университет и получил место врача сперва в Дмитрове, затем в Майкопе. После окончания Майкопского реального училища (1913) Евгений Шварц учился сперва в Народном университете имени Шанявского в Москве, затем на юридическом факультете Московского университета. В 1916 он был призван в армию, служил в Царицыне, направлен в юнкерское училище в Москву, произведен в прапорщики (октябрь 1917).
После октябрьского переворота Евгений Шварц уехал в Екатеринодар, где находились его родители, где вступил в Добровольческую армию и участвовал в знаменитом Ледовом походе. Результатом контузии стал тремор, сохранившийся до конца жизни. Участие в Гражданской войне на стороне белых было тайной, которую Шварц скрывал всю свою жизнь; этот период никак не отразился в его автобиографических записках.
После Гражданской войны Шварц был актером театральной мастерской Павла Вайсберма в Ростове-на-Дону, одновременно учась в университете. В октябре 1921 труппа переехала в Петроград и вскоре распалась. В 1922-1923 годы Шварц был секретарем К.И. Чуковского, одновременно подрабатывая сочинением скетчей и газетных фельетонов; был близок к группе «Серапионовы братья». В 1923 году на некоторое время переселился в Бахмут, где познакомился с Н.М.Олейниковым. По предложению Олейникова Шварц вместе с М.Л. Слонимским организовал литературный журнал «Забой» и до возвращения в начале 1924 в Ленинград (за время его отсутствия город поменял название) участвовал в его редактировании. Олейников стал его ближайшим другом; литературное сотрудничество Шварца и Олейникова продолжалось до гибели последнего в 1937 году, хотя их человеческие отношения развивались неровно и драматично.
Как детский писатель Шварц дебютировал в 1924 «Рассказом старой балалайки», опубликованным в журнале «Воробей» и посвященным петербургскому наводнению 1824 года. В следующем году рассказ вышел отдельной книжкой. За ней последовали другие («Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики» и др.). С 1927 года Шварц, вместе с Маршаком, Олейниковым и др,. работал в Детском секторе Госиздата. К этому периоду относится его тесное общение с членами ОБЭРИУ.
Еще в Ростове Шварц женился на актрисе студии Вайсбрема Гаяне Халайджиевой (по сцене Холодовой). В этом браке родилась дочь Наташа. В 1930 году Шварц оставил семью и женился на Екатерине Ивановне Обуховой, в первом браке Зильбер (после смерти мужа, в 1963 году, она покончила с собой). За исключением эвакуации в Киров и Душанбе в 1941-1944 годы, Шварц никогда не покидал Ленинград. С начала 1930-х годов он занимался исключительно литературной работой.
В 1929 году в Театре Юного Зрителя была поставлена первая пьеса Шварца – «Ундервуд». Уже в ней традиционные сказочные ситуации и образы вторгаются в повседневную советскую реальность. В дальнейшем этот прием становится сквозным для писателя – как в детских пьесах и рассказах, так и в произведениях для взрослых. Во «взрослых» пьесах («Голый король», 1933, «Тень», 1940, «Дракон», 1943, «Обыкновенное чудо» 1950) сюжетные ходы, заимствованные из сказок (главным образом, Андерсена) или так или иначе восходящие к ним, парадоксально обостряются и трансформируются; используются приемы, близкие к театру абсурда. Не случайно постановщик пьес Шварца, Н.П. Акимов, сравнивал его с Э. Ионеско. Абстрактное обличение тирании и жестокости воспринималось в условиях сталинского СССР как использование «эзопова языка»: особенно это видно в пьесе «Дракон», задуманной как антифашистская, но легко проецируемой и на советские реалии. Моральные и философские идеи, заключенные в пьесах Шварца, также нетривиальны. Все это обусловило их трудную сценическую историю. «Голый король» не был поставлен при жизни автора, «Тень» шла в Ленинградском Театре Комедии лишь один сезон, «Дракон» был запрещен после первого спектакля (в 1946 году он был, однако, поставлен в Германии, на оккупированной СССР территории). Лишь в 1956 году «взрослые» пьесы Шварца были изданы, в том же году в Театре—Студии киноактера и Театре Комедии увидело сцену «Обыкновенное чудо». Начиная с 1960-х эти пьесы Шварца стали широко ставиться и экранизироваться.
Сказка о потерянном времени / Е. Шварц; [рис. В. Конашевича, обл. А. Пахомова], 1948
Судьба произведений Шварца, написанных для детей, складывалась гораздо благоприятнее. Его детские пьесы-сказки («Принцесса и свинопас»,1934, «Красная шапочка»,1936, «Снежная королева»,1939, «Брат и сестра»,1940, «Два клена», 1953 и другие) регулярно ставились в Театре юного зрителя и других театрах СССР. Некоторые пьесы («Кукольный город», 1939) написаны для театра кукол. Используя сюжеты литературных или народных сказок, Шварц «очеловечивал» их персонажей, наполнял действие парадоксальным юмором, лиризмом, иногда (как в «Снежной королеве») вводил в действие автора-повествователя. К пьесам примыкают сказочные новеллы для детей - «Сказка о потерянном времени» (1940), «Два брата» (1943) и др. Во многих произведениях Шварца присутствует мотив угрожающей трансформации мира, утраты идентичности: дети становятся стариками («Сказка о потерянном времени»), живые существа превращаются в ледяные фигуры («Два брата») или деревья («Два клена»).
В «реалистических» рассказах и пьесах («Клад», 1933 и др.) индивидуальность Шварца проявляется в меньшей степени.
Шварцу принадлежит большое количество киносценариев. Среди них можно назвать сценарий-инсценировку «Дон-Кихота» для фильма Г. Козинцева (1957), написанный совместно с Н. Эрдманом в 1947 году сценарий фильма «Каин XVIII (поставлен в 1963), в котором использованы мотивы пьесы «Голый король», и несколько сценариев, написанных в соавторстве с Олейниковым: детские фильмы «Разбудите Леночку»(1934) и «Леночка и виноград»(1936) и взрослый – «На отдыхе»(1936).
Евгений Шварц писал также стихи в обэриутском духе, по большей части шуточные.
Еще одно произведение Шварца – дневник в основном мемуарного характера, создававшийся в 1950-1958 годы и частично изданный под названием «Живу беспокойно…» в 1990 (более полное издание – «Превратности судьбы», 2013) и содержащий ценный материал о литературной жизни 1920-30-х годов, в том числе о детской литературе.
Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.
Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного. Евгений Шварц |
Евгений Шварц / Основные издания
- Е.Л. Шварц Все произведения. Проза. Пьесы. Стихи. М. Астрель, 2012
- Е.Л. Шварц Полное собрание сочинений в одном томе М. Альфа-книга. 2017
- Е.Л. Шварц Рассказ старой балалайки. М.Л ГИЗ 1925
- Е.Л. Шварц Ундервуд. Пьеса. М.; Л.: ГИЗ 1930
- Е.Л. Шварц «Снежная королева». М.; Л.: Искусство 1939
- Е.Л. Шварц Тень. Л.: Гос. театр комедии 1940
- Е.Л. Шварц „Тень“ и другие пьесы. Л.: Советский писатель 1956
- Е.Л. Шварц «Повесть о молодых супругах». М.; Л.: Искусство 1958
- Е.Л. Шварц Пьесы М. Советский писатель 1962
- Е.Л. Шварц Пьесы Л. Советский писатель 1972, 1982
- Е.Л. Шварц Живу беспокойно… (из дневников) Л. Советский писатель 1990
- Е.Л. Шварц Телефонная книжка. М.: Искусство 1997
- Е.Л. Шварц Позвонки минувших дней. М.: Вагриус, 2008
- Е.Л. Шварц Обыкновенное чудо М.: Эксмо 2008
- Е.Л. Шварц Превратности судьбы. Воспоминания об эпохе из дневников писателя. — М.: АСТ 2013
Евгений Шварц / Литература
- Биневич Е.М. Евгений Шварц Хроника жизни М. ДНК 2008
- Цимбал С. Добрая и беспощадная фантазия сказочника // Шварц Е. Пьесы. — М.-Л.: 1962.
- Мы знали Евгения Шварца / Под ред. Н. К. Войцеховской. — Л.-М.: Искусство, 1966.
- Сабинина И. Старые сказки на новый лад // Шварц Е. Обыкновенное чудо. — М.: Олма-пресс, 2001.