Сотник Юрий Вячеславович: различия между версиями

Строка 24: Строка 24:
== Биография ==
== Биография ==


Юрий Сотник родился 11 июня 1914 г. во Владикавказе. Отец – Вячеслав Глебович, художник-карикатурист, получивший звание офицера во время Первой мировой войны. После Октябрьского переворота 1917 г. присоединился к Белому движению. В 1918 г. был вместе с другими белогвардейцами расстрелян во Владикавказе. Мать – Елена Степановна, после расстрела мужа уехала с сыном в Москву, вступила в фиктивный брак с юристом и филологом Всеволодом Михайловичем Авиловым, спустя некоторое время брак стал настоящим. Всеволод Авилов – сын писательницы и мемуаристки Лидии Алексеевны Авиловой (1864–1943), дружившей с А. П. Чеховым. Также Л. А. Авилова лично знала Л. Н.  Толстого, И. А. Бунина, А. М. Горького. Юрий Сотник оказался в семье, в которой ценили слово и понимали литературу.
Юрий Сотник родился 11 июня 1914 г. во Владикавказе. Отец – Вячеслав Глебович, художник-карикатурист, получивший звание офицера во время Первой мировой войны. После Октябрьского переворота 1917 г. присоединился к Белому движению. В 1918 г. был вместе с другими белогвардейцами расстрелян во Владикавказе. Мать – Елена Степановна, после расстрела мужа уехала с сыном в Москву, вступила в фиктивный брак с юристом и филологом Всеволодом Михайловичем Авиловым, спустя некоторое время брак стал настоящим. Всеволод Авилов – сын писательницы и мемуаристки Лидии Алексеевны Авиловой (1864–1943), дружившей с А. П. Чеховым. Также Л. А. Авилова лично знала [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н.  Толстого]], И. А. Бунина, А. М. Горького. Юрий Сотник оказался в семье, в которой ценили слово и понимали литературу.


Юрий Сотник учился в московской школе № 103 в Столешниковом переулке.  Особое влияние на ученика оказал учитель словесности Иван Иванович Зеленцов. Уроки Зеленцова были для Юрия и его одноклассников уроками гуманизма, интеллигентности, справедливости и доброты. И. И. Зеленцов станет прототипом учителя Николая Николаевича в рассказе «Исследователи». Именно в школе Юрий Сотник начинает писать свои первые произведения (в 10 лет он победил в школьном литературном конкурсе). Многие проделки в школе (побег из дома, конструирование подводной лодки, изготовление маски со своего лица, лазание по вентиляционной системе школы и др.) впоследствии стали основой для его юмористических рассказов. В 1931 году Юрий закончил московскую школу. В 1932 году появляется в детском выпуске газеты с характерным для того времени названием «Безбожник» первый рассказ «Васька клоп».
Юрий Сотник учился в московской школе № 103 в Столешниковом переулке.  Особое влияние на ученика оказал учитель словесности Иван Иванович Зеленцов. Уроки Зеленцова были для Юрия и его одноклассников уроками гуманизма, интеллигентности, справедливости и доброты. И. И. Зеленцов станет прототипом учителя Николая Николаевича в рассказе «Исследователи». Именно в школе Юрий Сотник начинает писать свои первые произведения (в 10 лет он победил в школьном литературном конкурсе). Многие проделки в школе (побег из дома, конструирование подводной лодки, изготовление маски со своего лица, лазание по вентиляционной системе школы и др.) впоследствии стали основой для его юмористических рассказов. В 1931 году Юрий закончил московскую школу. В 1932 году появляется в детском выпуске газеты с характерным для того времени названием «Безбожник» первый рассказ «Васька клоп».
Строка 51: Строка 51:
Во время Великой Отечественной войны писатель служил в армии, писал очерки для «Совинформбюро», для журналов «Крестьянка» и «Пионер».
Во время Великой Отечественной войны писатель служил в армии, писал очерки для «Совинформбюро», для журналов «Крестьянка» и «Пионер».


В 1946 г. вышла первая книга писателя, повесть «Про наши дела». В 1947 г. вышел сборник рассказов «“Архимед” Вовки Грушина. В серии «Золотая библиотека» напечатан сборник рассказов «Невиданная птица» (1950). В послевоенный период государство требовало, чтобы основными персонажами советской литературы были герои-фронтовики, люди, участвующие в восстановлении разрушенной фашистами страны. Писать и публиковать в это время юмористические произведения для детей было не просто. Впервые заговорил о Ю. Сотнике как об «интересном имени в современной детской литературе» С. Я. Маршак на Втором всесоюзном съезде советских писателей, состоявшемся 15–26 декабря 1954 года,: «…Николай Носов и Юрий Сотник – два наиболее интересных имени в современной детской литературе. …в Носове соединяется «юмор, лиризм и памятливая зоркость бытописателя», а Сотник прекрасно понимает детей и «не столько говорит о характерах, сколько об отдельных типических чертах ребят». (см. С. Я. Маршака // Второй всесоюзный съезд советских писателей 15–26 декабря 1954 года. Стенографический отчет. М., 1956. С. 157.).  
В 1946 г. вышла первая книга писателя, повесть «Про наши дела». В 1947 г. вышел сборник рассказов «“Архимед” Вовки Грушина». В серии «Золотая библиотека» напечатан сборник рассказов «Невиданная птица» (1950). В послевоенный период государство требовало, чтобы основными персонажами советской литературы были герои-фронтовики, люди, участвующие в восстановлении разрушенной фашистами страны. Писать и публиковать в это время юмористические произведения для детей было не просто.  
 
Впервые заговорил о Ю. Сотнике как об «интересном имени в современной детской литературе» [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршак]] на Втором всесоюзном съезде советских писателей, состоявшемся 15–26 декабря 1954 года,: «…Николай Носов и Юрий Сотник – два наиболее интересных имени в современной детской литературе. …в Носове соединяется «юмор, лиризм и памятливая зоркость бытописателя», а Сотник прекрасно понимает детей и «не столько говорит о характерах, сколько об отдельных типических чертах ребят». (см. С. Я. Маршака // Второй всесоюзный съезд советских писателей 15–26 декабря 1954 года. Стенографический отчет. М., 1956. С. 157.).  


В 1960-е – 1980-е гг. произведения Ю. Сотника печатаются в журнале «Пионер», а также издаются отдельными книгами: повести «Приключение не удалось» (1960), «Машка Самбо и Заноза» (1965), «Эликсир Купрума Эса» (1978), «Ясновидищая, или Эта «ужасная улица»» (1983), «Дом при школе» (1986).  
В 1960-е – 1980-е гг. произведения Ю. Сотника печатаются в журнале «Пионер», а также издаются отдельными книгами: повести «Приключение не удалось» (1960), «Машка Самбо и Заноза» (1965), «Эликсир Купрума Эса» (1978), «Ясновидищая, или Эта «ужасная улица»» (1983), «Дом при школе» (1986).