Андерсен Ханс Кристиан: различия между версиями

Строка 32: Строка 32:


Самая ранняя известная  сказка Андерсена, «Сальная свеча», написана ещё в 1820-е годы. Героиня сказки — свеча, дочь овцы и горшка, страдала от одиночества, пока огниво не зажгло в ней огонь. Слава к Андерсену-сказочнику пришла после выхода книги «Сказки, рассказанные для детей» (Eventyr, fortalte for Børn, 1835 г.). В неё вошли сказки, ставшие классическими — «Огниво», «Маленький Клаус и большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Цветы маленькой Иды», «Дюймовочка», «Нехороший мальчик», «Дорожный товарищ». Следующие выпуски «Сказок, рассказанных для детей» появились в 1836 и 1837 гг. С 1843 г. Андерсен называет свои регулярно (вплоть до 1872 г.) выходящие сборники «Новые сказки».
Самая ранняя известная  сказка Андерсена, «Сальная свеча», написана ещё в 1820-е годы. Героиня сказки — свеча, дочь овцы и горшка, страдала от одиночества, пока огниво не зажгло в ней огонь. Слава к Андерсену-сказочнику пришла после выхода книги «Сказки, рассказанные для детей» (Eventyr, fortalte for Børn, 1835 г.). В неё вошли сказки, ставшие классическими — «Огниво», «Маленький Клаус и большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Цветы маленькой Иды», «Дюймовочка», «Нехороший мальчик», «Дорожный товарищ». Следующие выпуски «Сказок, рассказанных для детей» появились в 1836 и 1837 гг. С 1843 г. Андерсен называет свои регулярно (вплоть до 1872 г.) выходящие сборники «Новые сказки».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Х.К. Андерсен">
Файл:Hans Christian Andersen (2).jpg|Андерсен. Портрет работы К.А. Йенсена, 1836
Файл:Hans Christian Andersen (6).jpg|Андерсен, 1840-50 гг.
Файл:Hans Christian Andersen (7).jpg|Карикатура на Андерсена в датском журнале "Корсар" после его поездки в Англию и Шотландию в 1847 году
Файл:Hans Christian Andersen (8).jpg|Андерсен у дома Коллинов, 15 марта 1862 год
Файл:Hans Christian Andersen (9).jpg|Андерсон в кругу семейства Фрийс в поместье Фрийсенборг, 1863
</gallery></center>


Если в романах и пьесах Андерсен шёл по стопам своих предшественников, то жанр сказки он радикально реформировал. Отталкиваясь от фольклорных или книжных сюжетных схем, он создаёт для каждой сказки отдельный алгоритм. В центре почти каждого сказочного сюжета — определённая метафора. Например, «Гадкий утенок» (1843 г.) отсылает к характерному для романов Андерсена мотиву — судьбе эксцентричного выходца из низов, сумевшего переломить свою судьбу и войти в мир искусства. Сюжет «Снежной королевы» (1844 г.) не до конца понятен вне контекста споров между классицизмом, романтизмом и реализмом, а «Тень» (1847 г.) содержит явную оглядку на «Петера Шлемиля» Адельберта фон Шамиссо.  
Если в романах и пьесах Андерсен шёл по стопам своих предшественников, то жанр сказки он радикально реформировал. Отталкиваясь от фольклорных или книжных сюжетных схем, он создаёт для каждой сказки отдельный алгоритм. В центре почти каждого сказочного сюжета — определённая метафора. Например, «Гадкий утенок» (1843 г.) отсылает к характерному для романов Андерсена мотиву — судьбе эксцентричного выходца из низов, сумевшего переломить свою судьбу и войти в мир искусства. Сюжет «Снежной королевы» (1844 г.) не до конца понятен вне контекста споров между классицизмом, романтизмом и реализмом, а «Тень» (1847 г.) содержит явную оглядку на «Петера Шлемиля» Адельберта фон Шамиссо.