44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 31: | Строка 31: | ||
В 1823 году Одоевский поступает на службу в Московский архив коллегии иностранных дел. Он также пробует свои силы на литературном поприще, пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», который остался незавершенным. | В 1823 году Одоевский поступает на службу в Московский архив коллегии иностранных дел. Он также пробует свои силы на литературном поприще, пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», который остался незавершенным. | ||
В 1826 году Владимир Федорович переезжает в Санкт-Петербург и женится на Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала Степана Сергеевича Ланского. Поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел и становится одним из авторов либерального цензурного устава и первых законов об авторском праве. К петербургскому периоду относится участие Одоевского в кружке В. Г. Белинского, а также подготовка трехтомного собрания сочинений, вышедшего в 1844 году. Он сотрудничает в пушкинском «Современнике» и «Вестнике Европы» (учредитель и главный редактор Михаил Матвеевич Стасюлевич). На это время приходится расцвет его литературного творчества. Главное место среди сочинений Одоевского занимает роман «Русские ночи», который был завершен в 40-х годах и издан в сборнике эссе и рассказов с одноименным названием. Наиболее примечательны рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени», где описываются фантастические последствия, к которым приводит реализация закона английского священника и ученого Томаса Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии. | В 1826 году Владимир Федорович переезжает в Санкт-Петербург и женится на Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала Степана Сергеевича Ланского. Поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел и становится одним из авторов либерального цензурного устава и первых законов об авторском праве. К петербургскому периоду относится участие Одоевского в кружке [[Белинский Виссарион Григорьевич|В. Г. Белинского]], а также подготовка трехтомного собрания сочинений, вышедшего в 1844 году. Он сотрудничает в пушкинском «Современнике» и «Вестнике Европы» (учредитель и главный редактор Михаил Матвеевич Стасюлевич). На это время приходится расцвет его литературного творчества. Главное место среди сочинений Одоевского занимает роман «Русские ночи», который был завершен в 40-х годах и издан в сборнике эссе и рассказов с одноименным названием. Наиболее примечательны рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени», где описываются фантастические последствия, к которым приводит реализация закона английского священника и ученого Томаса Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии. | ||
В 1846 году Одоевский был назначен помощником директора Императорской Публичной библиотеки и директором [[Российская государственная библиотека|Румянцевского музея]]. В библиотеке Владимир Федорович развернул бурную деятельность. При нем было отменено ограничение на число выдаваемых читателю книг, введены «требовательные карточки», на которых в случае невыдачи книги библиотекари должны были помечать причины отказа. | В 1846 году Одоевский был назначен помощником директора Императорской Публичной библиотеки и директором [[Российская государственная библиотека|Румянцевского музея]]. В библиотеке Владимир Федорович развернул бурную деятельность. При нем было отменено ограничение на число выдаваемых читателю книг, введены «требовательные карточки», на которых в случае невыдачи книги библиотекари должны были помечать причины отказа. | ||
Строка 49: | Строка 49: | ||
Из сочинений Одоевского чаще всего публиковалась сказка «Городок в Табакерке». В. Г. Белинский больше всего ценил «Сказки и повести для детей дедушки Иринея». Он писал: «В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций». (В. Г. Белинский. «О детских книгах. Подарок на Новый год. Две сказки Гофмана. Детская сказка дедушки Иринея» 1840 г.»). Писатель часто работал под таким псевдонимом. Необходимо отметить, что музыка была любимейшим искусством Одоевского и всегда находилась в центре его идейных помыслов. Уже в период обучения в Московском университетском благородном пансионе он проявил себя как талантливый музыкант, композитор, пианист. Владимир Одоевский был одним из основоположников музыкальной критики и музыкальной лексикографии. Одним из первых в русской художественной литературе он обратился в русской художественной литературе к темам музыкального творчества и образам музыкантов. В его литературной деятельности появились несколько романтических повестей с «музыкальным» сюжетом. Новелла «Последний квартет Бетховена» опубликована в альманахе «Северные цветы на 1831 год», через несколько лет в журнале «Московский наблюдатель» появилась следующая — «Себастьян Бах». Владимир Федорович пишет и издает «Музыкальную грамоту или Основания музыки для немузыкантов» (1868), письма Глинки («Русский архив», 1869, т. 2). В своей речи на открытии Московской Консерватории 1 сентября 1866 года Одоевский призывал молодых музыкантов изучать народную музыку. | Из сочинений Одоевского чаще всего публиковалась сказка «Городок в Табакерке». [[Белинский Виссарион Григорьевич|В. Г. Белинский]] больше всего ценил «Сказки и повести для детей дедушки Иринея». Он писал: «В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций». (В. Г. Белинский. «О детских книгах. Подарок на Новый год. Две сказки Гофмана. Детская сказка дедушки Иринея» 1840 г.»). Писатель часто работал под таким псевдонимом. Необходимо отметить, что музыка была любимейшим искусством Одоевского и всегда находилась в центре его идейных помыслов. Уже в период обучения в Московском университетском благородном пансионе он проявил себя как талантливый музыкант, композитор, пианист. Владимир Одоевский был одним из основоположников музыкальной критики и музыкальной лексикографии. Одним из первых в русской художественной литературе он обратился в русской художественной литературе к темам музыкального творчества и образам музыкантов. В его литературной деятельности появились несколько романтических повестей с «музыкальным» сюжетом. Новелла «Последний квартет Бетховена» опубликована в альманахе «Северные цветы на 1831 год», через несколько лет в журнале «Московский наблюдатель» появилась следующая — «Себастьян Бах». Владимир Федорович пишет и издает «Музыкальную грамоту или Основания музыки для немузыкантов» (1868), письма Глинки («Русский архив», 1869, т. 2). В своей речи на открытии Московской Консерватории 1 сентября 1866 года Одоевский призывал молодых музыкантов изучать народную музыку. | ||
За три года до смерти на статью [[Тургенев Иван Сергеевич|И. С. Тургенева]] «Довольно!», где Иван Сергеевич пишет о старости и прощается со своим прошлым, утверждая, что «…сама суть жизни мелко-неинтересна и нищенски плоска», Владимир Федорович отвечает жизнеутверждающей статьей «Недовольно!», проникнутой верой в нравственное развитие человечества. «То, что я думал, чувствовал, любил, выстрадал вчера, за 20, за 40 лет, — не состарилось, не прошло бесследно, не умерло, но лишь преобразилось, старая мысль, старое чувство отзывается в новых чувствах, мое новое слово, как сквозь призму, ложится разноцветный оттенок бывшего…». Эти две статьи стали своеобразным диспутом двух писателей. | За три года до смерти на статью [[Тургенев Иван Сергеевич|И. С. Тургенева]] «Довольно!», где Иван Сергеевич пишет о старости и прощается со своим прошлым, утверждая, что «…сама суть жизни мелко-неинтересна и нищенски плоска», Владимир Федорович отвечает жизнеутверждающей статьей «Недовольно!», проникнутой верой в нравственное развитие человечества. «То, что я думал, чувствовал, любил, выстрадал вчера, за 20, за 40 лет, — не состарилось, не прошло бесследно, не умерло, но лишь преобразилось, старая мысль, старое чувство отзывается в новых чувствах, мое новое слово, как сквозь призму, ложится разноцветный оттенок бывшего…». Эти две статьи стали своеобразным диспутом двух писателей. |