Кун Николай Альбертович: различия между версиями

Строка 87: Строка 87:
В поэмах Гомера и Гесиода «еще много грубого и наивного»: боги могущественны, но их могущество не беспредельно — они так же, как и люди, не в силах изменить воли рока и могут страдать от нанесенных им увечий. Кроме того, они ссорятся между собой, бывают безжалостными и вероломными. Но уже у Гомера заметно стремление «затушевать» их неблаговидные поступки. Эту же линию продолжает Гесиод; Пиндар призывает помнить о богах только прекрасное и «уже прямо избегает касаться тех мифов, которые оскорбляют его нравственность». Боги Эсхила и Софокла — всемогущие и всеведущие поборники правды и добродетели. А вот у Эврипида, младшего современника Софокла, вновь повляются примеры того, что поведение олимпийцев не всегда безупречно; в его произведениях часто встречаются жалобы на богов, упреки в несправедливости по отношению к людям. Это первые приметы новых веяний, начала упадка греческой религии.
В поэмах Гомера и Гесиода «еще много грубого и наивного»: боги могущественны, но их могущество не беспредельно — они так же, как и люди, не в силах изменить воли рока и могут страдать от нанесенных им увечий. Кроме того, они ссорятся между собой, бывают безжалостными и вероломными. Но уже у Гомера заметно стремление «затушевать» их неблаговидные поступки. Эту же линию продолжает Гесиод; Пиндар призывает помнить о богах только прекрасное и «уже прямо избегает касаться тех мифов, которые оскорбляют его нравственность». Боги Эсхила и Софокла — всемогущие и всеведущие поборники правды и добродетели. А вот у Эврипида, младшего современника Софокла, вновь повляются примеры того, что поведение олимпийцев не всегда безупречно; в его произведениях часто встречаются жалобы на богов, упреки в несправедливости по отношению к людям. Это первые приметы новых веяний, начала упадка греческой религии.


Кун провел и анализ творчества художников и скульпторов Древнего мира: они тоже воспринимали мифы в соответствии с понятиями своего века, поэтому созданные ими изображения отражают эти понятия и непохожи на работы более ранних или более поздних мастеров. Читатели получили великолепную возможность узнать, какими представляли древние греки и римляне своих богов и героев, как эти представления трансформировались при смене поколений: книга была проиллюстрирована фотографиями античных произведений искусства — скульптур, барельефов, вазовой живописи. В послереволюционных изданиях указывалось время, в которое были созданы эти произведения, в первом издании автор предпочел указать их местонахождение.
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Кун">
Файл:Nikolaj-Kun (12).jpg|Легенды и мифы Древней Греции. Древнегреческий эпос / Н. А. Кун ; ил. Екатерина Зеленова
Файл:Nikolaj-Kun (13).jpg|Легенды и мифы Древней Греции. Древнегреческий эпос / Н. А. Кун ; ил. Екатерина Зеленова
Файл:Nikolaj-Kun (14).jpg|Легенды и мифы Древней Греции. Древнегреческий эпос / Н. А. Кун ; ил. Екатерина Зеленова
Файл:Nikolaj-Kun (15).jpg|Легенды и мифы Древней Греции. Древнегреческий эпос / Н. А. Кун ; ил. Екатерина Зеленова
</gallery></center>
 
 
Николай Кун провел и анализ творчества художников и скульпторов Древнего мира: они тоже воспринимали мифы в соответствии с понятиями своего века, поэтому созданные ими изображения отражают эти понятия и непохожи на работы более ранних или более поздних мастеров. Читатели получили великолепную возможность узнать, какими представляли древние греки и римляне своих богов и героев, как эти представления трансформировались при смене поколений: книга была проиллюстрирована фотографиями античных произведений искусства — скульптур, барельефов, вазовой живописи. В послереволюционных изданиях указывалось время, в которое были созданы эти произведения, в первом издании автор предпочел указать их местонахождение.


Содержание и композиция книги Н. А. Куна созвучны идеям У. Виламовица-Мёллендорфа о том, что религия, философия и словесность Древней Греции составляют единое целое и не подлежат изучению в качестве отдельных дисциплин. Подход Куна был нетипичен и для науки, и для литературы. Стремление автора применить понятный массовому читателю стиль повествования и вместе с тем сохранить колорит (по его определению, «дух») литературных источников, которыми он пользовался, обеспечили успех его нового произведения по меньшей мере на столетие вперед.
Содержание и композиция книги Н. А. Куна созвучны идеям У. Виламовица-Мёллендорфа о том, что религия, философия и словесность Древней Греции составляют единое целое и не подлежат изучению в качестве отдельных дисциплин. Подход Куна был нетипичен и для науки, и для литературы. Стремление автора применить понятный массовому читателю стиль повествования и вместе с тем сохранить колорит (по его определению, «дух») литературных источников, которыми он пользовался, обеспечили успех его нового произведения по меньшей мере на столетие вперед.