44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Виктор Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. Рос без отца. После начала войны вместе с матерью Софией Евгеньевной Пивоваровой был эвакуирован в Алькеевский район Татарской СССР. Военное детство было трудным и безрадостным, но именно в это время Виктор Дмитриевич впервые услышал по радио сказки Андерсена, которые стали его неизменной любовью на всю жизнь. В дальнейшем художник признавался: «Я стал художником для детей, наверное, потому, что в моем собственном детстве книг не было. Война была, а книг не было. А после войны, когда вернулись из эвакуации, было радио. Книга вошла в мою жизнь, но не видимая, а слышимая». | Виктор Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. Рос без отца. После начала войны вместе с матерью Софией Евгеньевной Пивоваровой был эвакуирован в Алькеевский район Татарской СССР. Военное детство было трудным и безрадостным, но именно в это время Виктор Дмитриевич впервые услышал по радио сказки Андерсена, которые стали его неизменной любовью на всю жизнь. В дальнейшем художник признавался: «Я стал художником для детей, наверное, потому, что в моем собственном детстве книг не было. Война была, а книг не было. А после войны, когда вернулись из эвакуации, было радио. Книга вошла в мою жизнь, но не видимая, а слышимая». | ||
В послевоенные годы постепенно книги стали появляться в жизни подростка. Но, как вспоминал художник, иллюстрации было разглядывать интересней, чем читать текст. Это обстоятельство предопределило дальнейшую судьбу художника. С 1951 по 1957 годы Пивоваров учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина, где изучал художественные народные промыслы. После чего была неудачная попытка поступить в Московский государственный академический институт им. В. И. Сурикова. Формалистический характер его работ для приемной комиссии был неприемлем. На становление художественного видения Пивоварова повлияло знакомство с актуальным западным искусством. | В послевоенные годы постепенно книги стали появляться в жизни подростка. Но, как вспоминал художник, иллюстрации было разглядывать интересней, чем читать текст. Это обстоятельство предопределило дальнейшую судьбу художника. С 1951 по 1957 годы Пивоваров учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина, где изучал художественные народные промыслы. После чего была неудачная попытка поступить в Московский государственный академический институт им. В. И. Сурикова. Формалистический характер его работ для приемной комиссии был неприемлем. На становление художественного видения Пивоварова повлияло знакомство с актуальным западным искусством. | ||
Дальнейшее творческое становление Виктора Дмитриевича связано с Московским полиграфическим институтом, где он учился на художественном факультете с 1957 по 1962 годы. Здесь он сблизился с учеником иллюстратора Владимира Фаворского Андреем Гончаровым, который был книжным графиком, театральным художником, человеком широких эстетических взглядов. | Дальнейшее творческое становление Виктора Дмитриевича связано с Московским полиграфическим институтом, где он учился на художественном факультете с 1957 по 1962 годы. Здесь он сблизился с учеником иллюстратора Владимира Фаворского Андреем Гончаровым, который был книжным графиком, театральным художником, человеком широких эстетических взглядов. | ||
В 1963 году происходит знакомство Виктора Пивоварова с детской писательницей Ириной Пивоваровой, которая в дальнейшем становится его женой и соавтором. Началом их совместной работы стала книга стихов «Всех угостила». Благодаря творческому союзу на свет появились книги «Тихое и звонкое», «Два очень смелых кролика», «Жила-была собака», «Тик и так» и другие. Художник стремится создать пространство, в котором царит доброта и уют: «Какой должна быть детская книга сказать очень просто: во-первых, она должна быть такой, чтобы в неё можно было войти. А во-вторых, там внутри, когда войдёшь, должно быть хорошо. Войти в книгу можно в том случае, если вся она, все её внутреннее пространство представляет собой какой-то целостный мир». В 1966 году в семье рождается сын Павел, в дальнейшем ставший известным художником, писателем, эссеистом, теоретиком современного искусства. | В 1963 году происходит знакомство Виктора Пивоварова с детской писательницей Ириной Пивоваровой, которая в дальнейшем становится его женой и соавтором. Началом их совместной работы стала книга стихов «Всех угостила». Благодаря творческому союзу на свет появились книги «Тихое и звонкое», «Два очень смелых кролика», «Жила-была собака», «Тик и так» и другие. Художник стремится создать пространство, в котором царит доброта и уют: «Какой должна быть детская книга сказать очень просто: во-первых, она должна быть такой, чтобы в неё можно было войти. А во-вторых, там внутри, когда войдёшь, должно быть хорошо. Войти в книгу можно в том случае, если вся она, все её внутреннее пространство представляет собой какой-то целостный мир». В 1966 году в семье рождается сын Павел, в дальнейшем ставший известным художником, писателем, эссеистом, теоретиком современного искусства. | ||
Этапным в жизни художника стало знакомство с поэтами «Лианозовской школы» — Игорем Холиным и Генрихом Сапгиром, которое произошло в издательстве «Детская литература». Художник иллюстрировал «Полосатые стихи», «Карманный комарик», «Красный шар» и другие книги Генриха Сапгира. На протяжении многих лет Игорь Холин и Генрих Сапгир становятся героями рисунков и картин Виктора Пивоварова, которые собраны в альбоме «Холин и Сапгир ликующие». Характерно, что на протяжении всего творческого пути художник чаще отдавал предпочтение стихотворным сборникам: «Стихи дают больше свободы художнику. Стихи иллюстрировать, в буквальном смысле слова, не нужно и невозможно. Стихи можно интерпретировать, сопровождать, аккомпанировать им. А это значит, что художнику самому можно быть поэтом». | Этапным в жизни художника стало знакомство с поэтами «Лианозовской школы» — Игорем Холиным и Генрихом Сапгиром, которое произошло в издательстве «Детская литература». Художник иллюстрировал «Полосатые стихи», «Карманный комарик», «Красный шар» и другие книги Генриха Сапгира. На протяжении многих лет Игорь Холин и Генрих Сапгир становятся героями рисунков и картин Виктора Пивоварова, которые собраны в альбоме «Холин и Сапгир ликующие». Характерно, что на протяжении всего творческого пути художник чаще отдавал предпочтение стихотворным сборникам: «Стихи дают больше свободы художнику. Стихи иллюстрировать, в буквальном смысле слова, не нужно и невозможно. Стихи можно интерпретировать, сопровождать, аккомпанировать им. А это значит, что художнику самому можно быть поэтом». | ||
Благодаря переводческой работе Сапгира Пивоваров знакомится со стихами Овсея Дриза. Результатом этого знакомства стали рисунки к книгам: «Мальчик и дерево», «Зеленая карета», «Хеломские мудрецы». В дальнейшем Виктор Дмитриевич признавался: «Стихи Дриза не только находили ответный отзвук в моей душе, они учили меня, как надо рисовать, как быть художником». | Благодаря переводческой работе Сапгира Пивоваров знакомится со стихами Овсея Дриза. Результатом этого знакомства стали рисунки к книгам: «Мальчик и дерево», «Зеленая карета», «Хеломские мудрецы». В дальнейшем Виктор Дмитриевич признавался: «Стихи Дриза не только находили ответный отзвук в моей душе, они учили меня, как надо рисовать, как быть художником». | ||
Вместе с работой над иллюстрациями Пивоваров как художник начинает сотрудничать с журналами «Знание — сила» и «Мурзилка». В 1979 году для «Весёлых картинок» Пивоваровым был создан фирменный логотип, украшающий обложку журнала до сих пор. | Вместе с работой над иллюстрациями Пивоваров как художник начинает сотрудничать с журналами «Знание — сила» и «Мурзилка». В 1979 году для «Весёлых картинок» Пивоваровым был создан фирменный логотип, украшающий обложку журнала до сих пор. | ||
Начиная с 1967 года, Пивоваров стал заниматься не только иллюстрацией, но и живописью. Размышляя о своём профессиональном становлении, Пивоваров утверждал: «Мне до определенного времени казалось, что я смогу полностью реализовать себя в иллюстрации, тем более в какой-то момент мне стали предлагать очень хорошие книги. И я оформлял их с огромным наслаждением. Но потом понял, что это не всё: полностью я не реализуюсь». В своих «взрослых» работах художник избирает совершенно другую манеру, чем в детских иллюстрациях. Он исследует природу меланхолии и душевное одиночество. Неслучайно за схожесть художественной оптики Пивоварова называют русским Рене Магриттом. По мнению Павла Пепперштейна: «Пивоваров всю свою жизнь рисует комнату души. Все возможные здания, все возможные ландшафты скрываются внутри комнаты — все внешнее становится фрагментом внутреннего пространства». | Начиная с 1967 года, Пивоваров стал заниматься не только иллюстрацией, но и живописью. Размышляя о своём профессиональном становлении, Пивоваров утверждал: «Мне до определенного времени казалось, что я смогу полностью реализовать себя в иллюстрации, тем более в какой-то момент мне стали предлагать очень хорошие книги. И я оформлял их с огромным наслаждением. Но потом понял, что это не всё: полностью я не реализуюсь». В своих «взрослых» работах художник избирает совершенно другую манеру, чем в детских иллюстрациях. Он исследует природу меланхолии и душевное одиночество. Неслучайно за схожесть художественной оптики Пивоварова называют русским Рене Магриттом. По мнению Павла Пепперштейна: «Пивоваров всю свою жизнь рисует комнату души. Все возможные здания, все возможные ландшафты скрываются внутри комнаты — все внешнее становится фрагментом внутреннего пространства». | ||
В конце 60-х годов происходит знакомство с художниками Ильей Кабаковым и Эриком Булатовым, которые в то время также активно занимались иллюстрацией. Для многих неформатных художников советского времени работа в детской книге была единственным источником заработка. Благодаря этой встрече зародился московский концептуализм — ведущее художественное течение современного нонконформистского искусства. Вместе с Ильей Кабаковым Виктор Пивоваров изобрел особый жанр — альбомы, в котором изображение и текст, органично дополняя друг друга, имеют равнозначное значение. | В конце 60-х годов происходит знакомство с художниками Ильей Кабаковым и Эриком Булатовым, которые в то время также активно занимались иллюстрацией. Для многих неформатных художников советского времени работа в детской книге была единственным источником заработка. Благодаря этой встрече зародился московский концептуализм — ведущее художественное течение современного нонконформистского искусства. Вместе с Ильей Кабаковым Виктор Пивоваров изобрел особый жанр — альбомы, в котором изображение и текст, органично дополняя друг друга, имеют равнозначное значение. | ||
В 1978 году Виктор Дмитриевич встречает свою вторую жену — искусствоведа Милену Славицкую, приехавшую из Чехии для знакомства с неподцензурным советским искусством. В результате художник в 1982 году эмигрировал в Чехословакию. С тех пор Виктор Дмитриевич проживает в Праге. До отъезда работы Пивоварова экспонировались единожды на коллективной выставке, произошедшей в 1979 году. Первая выставка пражского периода художника состоялась уже в 1984 году. Перед отъездом художник направил официальное письмо в издательство «Детская литература», с просьбой оставить его внештатным сотрудником, что оказалось неприемлемым. | В 1978 году Виктор Дмитриевич встречает свою вторую жену — искусствоведа Милену Славицкую, приехавшую из Чехии для знакомства с неподцензурным советским искусством. В результате художник в 1982 году эмигрировал в Чехословакию. С тех пор Виктор Дмитриевич проживает в Праге. До отъезда работы Пивоварова экспонировались единожды на коллективной выставке, произошедшей в 1979 году. Первая выставка пражского периода художника состоялась уже в 1984 году. Перед отъездом художник направил официальное письмо в издательство «Детская литература», с просьбой оставить его внештатным сотрудником, что оказалось неприемлемым. | ||
В 1989 году прошла большая выставка Виктора Пивоварова в Высочанах. Благодаря обретению эстетической идентичности и творческой зрелости художник становится заметным в артистических кругах Европы. Он возглавлял галерею «Пи-Пи-Арт» (Prague Project for the Art) и являлся главным редактором журнала, посвященного актуальному художественному процессу «Výtvarné umění» (Изобразительное искусство). | В 1989 году прошла большая выставка Виктора Пивоварова в Высочанах. Благодаря обретению эстетической идентичности и творческой зрелости художник становится заметным в артистических кругах Европы. Он возглавлял галерею «Пи-Пи-Арт» (Prague Project for the Art) и являлся главным редактором журнала, посвященного актуальному художественному процессу «Výtvarné umění» (Изобразительное искусство). | ||
В постсоветский период творчество Пивоварова начинает возвращаться на родину. Начиная с выставки «Метампсихоз», проходящей в 1993 году в «L-галерее», художник выставляется регулярно. Сегодня Пивоваров известен не только как живописец и иллюстратор. Виктор Дмитриевич активно публикует свою прозу и мемуары. Несмотря на то, что художник в последние годы практически не занимается иллюстрацией, работу над детской книгой он ставит очень высоко. По признанию художника: «Детская книга, помимо своих утилитарных функций, является также памятником культуры и времени, как и любое произведение искусства. Чем богаче и сложнее выражены в нем идеи времени, чем совершеннее его пластические качества, тем оно убедительней и долговечней. При этом я не вижу принципиальной разницы между монументальной росписью и детской иллюстрацией». | В постсоветский период творчество Пивоварова начинает возвращаться на родину. Начиная с выставки «Метампсихоз», проходящей в 1993 году в «L-галерее», художник выставляется регулярно. Сегодня Пивоваров известен не только как живописец и иллюстратор. Виктор Дмитриевич активно публикует свою прозу и мемуары. Несмотря на то, что художник в последние годы практически не занимается иллюстрацией, работу над детской книгой он ставит очень высоко. По признанию художника: «Детская книга, помимо своих утилитарных функций, является также памятником культуры и времени, как и любое произведение искусства. Чем богаче и сложнее выражены в нем идеи времени, чем совершеннее его пластические качества, тем оно убедительней и долговечней. При этом я не вижу принципиальной разницы между монументальной росписью и детской иллюстрацией». | ||