44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Патрик Несс (англ. Patrick Excelsior Ness) родился 17 октября 1971 года на американской военной базе Форт-Бельвуар (Fort Belvoir) неподалеку от города Александрия (штат Вирджиния). Его отец служил в армии США, был сержантом-инструктором по строевой подготовке. Через четыре месяца после рождения Патрика семья переехала на Гавайи. Там Нессы прожили шесть лет, затем отца снова перевели на новое место службы, и последующие 10 лет Патрик жил в пригороде Вашингтона. | Патрик Несс (англ. Patrick Excelsior Ness) родился 17 октября 1971 года на американской военной базе Форт-Бельвуар (Fort Belvoir) неподалеку от города Александрия (штат Вирджиния). Его отец служил в армии США, был сержантом-инструктором по строевой подготовке. Через четыре месяца после рождения Патрика семья переехала на Гавайи. Там Нессы прожили шесть лет, затем отца снова перевели на новое место службы, и последующие 10 лет Патрик жил в пригороде Вашингтона. | ||
Мальчик посещал обычную государственную школу. Исключением стал третий класс, когда Патрик учился в частной протестантской школе «Emmanuel Holiness Academy». Этот период оказал серьёзное влияние на формирование личности Несса: по его собственным словам, «осознание долга и неотложная необходимость завершить дело своей жизни до того, как наступит конец света» стали его второй натурой. «Я слышу, как тикают часы, и беспокоюсь, что делаю мало, недостаточно успеваю. Это хорошо для дела, но плохо для обычной жизни: я не умею отдыхать», — говорит он. | Мальчик посещал обычную государственную школу. Исключением стал третий класс, когда Патрик учился в частной протестантской школе «Emmanuel Holiness Academy». Этот период оказал серьёзное влияние на формирование личности Несса: по его собственным словам, «осознание долга и неотложная необходимость завершить дело своей жизни до того, как наступит конец света» стали его второй натурой. «Я слышу, как тикают часы, и беспокоюсь, что делаю мало, недостаточно успеваю. Это хорошо для дела, но плохо для обычной жизни: я не умею отдыхать», — говорит он. | ||
В детстве Патрик довольно долго хотел стать врачом — исключительно потому, что на него большое впечатление произвела медицинская драма «St. Elsewhere». Телесериал, получивший 13 премий «Эмми» (Emmy Award), шёл на экранах США с 1982 по 1988 год. Но подростком Патрик Несс, серьёзно увлёкшийся литературой и писательством, мечтал о другом: опубликовать хотя бы одну книгу и подержать её в руках. | В детстве Патрик довольно долго хотел стать врачом — исключительно потому, что на него большое впечатление произвела медицинская драма «St. Elsewhere». Телесериал, получивший 13 премий «Эмми» (Emmy Award), шёл на экранах США с 1982 по 1988 год. Но подростком Патрик Несс, серьёзно увлёкшийся литературой и писательством, мечтал о другом: опубликовать хотя бы одну книгу и подержать её в руках. | ||
После школы Несс поступил в лос-анджелесский Университет Южной Калифорнии (University of Southern California), где изучал английскую литературу. Окончив университет, работал техническим писателем в одной из американских компаний кабельного телевидения. В его служебные обязанности входило написание технических руководств, рекламных текстов и речей для высоких должностных лиц компании. | После школы Несс поступил в лос-анджелесский Университет Южной Калифорнии (University of Southern California), где изучал английскую литературу. Окончив университет, работал техническим писателем в одной из американских компаний кабельного телевидения. В его служебные обязанности входило написание технических руководств, рекламных текстов и речей для высоких должностных лиц компании. | ||
В 1999 году Несс переехал в Великобританию. К этому моменту он работал над своим первым романом — «The Crash of Hennington»; книга была опубликована в лондонском издательстве «Flamingo» в 2003 году. Год спустя в том же издательстве увидел свет сборник «Topics About Which I Know Nothing» (2004), в который вошел один ранний рассказ Несса и ещё несколько рассказов, написанных в период с 2000 по 2004 год. И роман, и рассказы демонстрируют склонность Несса к фантастическому и абсурдному. Так, место действия романа «The Crash of Hennington» — приморский городок, по улицам которого так долго бродит стадо носорогов, что стало местной достопримечательностью, а в рассказах автор словно упивается нелепостью, нелогичностью и откровенной глупостью, процветающими в нашем мире. | В 1999 году Несс переехал в Великобританию. К этому моменту он работал над своим первым романом — «The Crash of Hennington»; книга была опубликована в лондонском издательстве «Flamingo» в 2003 году. Год спустя в том же издательстве увидел свет сборник «Topics About Which I Know Nothing» (2004), в который вошел один ранний рассказ Несса и ещё несколько рассказов, написанных в период с 2000 по 2004 год. И роман, и рассказы демонстрируют склонность Несса к фантастическому и абсурдному. Так, место действия романа «The Crash of Hennington» — приморский городок, по улицам которого так долго бродит стадо носорогов, что стало местной достопримечательностью, а в рассказах автор словно упивается нелепостью, нелогичностью и откровенной глупостью, процветающими в нашем мире. | ||
В 2005 году Патрик Несс получил британское гражданство, сохранив при этом гражданство США. В Соединённом Королевстве Несс в течение ряда лет преподавал писательское мастерство (в том числе в Оксфордском университете), а также писал рецензии на значимые литературные новинки для таких британских периодических изданий, как «The Daily Telegraph», «The TLS», «The Sunday Telegraph» и «The Guardian». | В 2005 году Патрик Несс получил британское гражданство, сохранив при этом гражданство США. В Соединённом Королевстве Несс в течение ряда лет преподавал писательское мастерство (в том числе в Оксфордском университете), а также писал рецензии на значимые литературные новинки для таких британских периодических изданий, как «The Daily Telegraph», «The TLS», «The Sunday Telegraph» и «The Guardian». | ||
Первые художественные произведения и литературно-критические работы Несса были адресованы взрослому читателю, но самые серьёзные его достижения связаны с литературой для подростков и юношества. В этих романах в полной мере проявились особенности творческой манеры Несса: ясность и лиричность языка, оригинальные, быстро развивающиеся сюжеты, острые диалоги и парадоксальный юмор. И конечно, Несс уделяет большое внимание проблемам, которые волнуют подростковую и молодёжную аудиторию: первая любовь и личная идентичность; поиск взаимопонимания и своего места в мире; самоутверждение, в том числе через конфликт; трудный моральный выбор и ответственность за принятое решение. Как следствие, в книгах Несса встречаются жестокость и насилие, но не более, чем в реальной жизни. | Первые художественные произведения и литературно-критические работы Несса были адресованы взрослому читателю, но самые серьёзные его достижения связаны с литературой для подростков и юношества. В этих романах в полной мере проявились особенности творческой манеры Несса: ясность и лиричность языка, оригинальные, быстро развивающиеся сюжеты, острые диалоги и парадоксальный юмор. И конечно, Несс уделяет большое внимание проблемам, которые волнуют подростковую и молодёжную аудиторию: первая любовь и личная идентичность; поиск взаимопонимания и своего места в мире; самоутверждение, в том числе через конфликт; трудный моральный выбор и ответственность за принятое решение. Как следствие, в книгах Несса встречаются жестокость и насилие, но не более, чем в реальной жизни. | ||
В 2008 году Несс опубликовал роман для подростков «Поступь хаоса» («The Knife of Never Letting Go»), первую книгу ставшей очень известной трилогии-антиутопии «Поступь хаоса» («Chaos Walking»). Вторая и третья книги вышли из печати с минимальным временным интервалом: «Вопрос и ответ» («The Ask and the Answer») — в 2009 году, «Война хаоса» («Monsters of Men») — в 2010-м. | В 2008 году Несс опубликовал роман для подростков «Поступь хаоса» («The Knife of Never Letting Go»), первую книгу ставшей очень известной трилогии-антиутопии «Поступь хаоса» («Chaos Walking»). Вторая и третья книги вышли из печати с минимальным временным интервалом: «Вопрос и ответ» («The Ask and the Answer») — в 2009 году, «Война хаоса» («Monsters of Men») — в 2010-м. | ||
Несс создал необычный мир далёкой планеты, колонизированной людьми: поселенцы переболели загадочным вирусом, все женщины и девочки погибли, а мужчины обрели способность слышать мысли друг друга и даже высокоразвитых животных. Результат — постоянная информационная и эмоциональная перегрузка, взаимная подозрительность и агрессия, ведь теперь каждый всё знает о своём соседе, его мечтах и слабостях, а значит, может его контролировать. Герою книги Тодду, возможно, последнему человеку, родившемуся на этой планете, в первом романе трилогии почти 13 лет. С каждой книгой он взрослеет, вместе с читателем ища ответы на вопросы: как жить в мире, где слишком много информации? Как не допустить, чтобы страх руководил действиями человека? Может ли личное быть важнее общественного? Как обрести силу перед лицом несправедливости и сохранить доброту, противостоя злу? Всегда ли оправдано убийство? А месть?.. Правда сложна, и не всегда можно дать однозначные ответы. | Несс создал необычный мир далёкой планеты, колонизированной людьми: поселенцы переболели загадочным вирусом, все женщины и девочки погибли, а мужчины обрели способность слышать мысли друг друга и даже высокоразвитых животных. Результат — постоянная информационная и эмоциональная перегрузка, взаимная подозрительность и агрессия, ведь теперь каждый всё знает о своём соседе, его мечтах и слабостях, а значит, может его контролировать. Герою книги Тодду, возможно, последнему человеку, родившемуся на этой планете, в первом романе трилогии почти 13 лет. С каждой книгой он взрослеет, вместе с читателем ища ответы на вопросы: как жить в мире, где слишком много информации? Как не допустить, чтобы страх руководил действиями человека? Может ли личное быть важнее общественного? Как обрести силу перед лицом несправедливости и сохранить доброту, противостоя злу? Всегда ли оправдано убийство? А месть?.. Правда сложна, и не всегда можно дать однозначные ответы. | ||
Трилогия понравилась как читателям, так и критике (она охарактеризовала романы как собрание захватывающих, стремительных историй, в которых блестящие идеи служат отличному сюжету и сильным персонажам). Все три книги были отмечены наградами, среди которых — Guardian's Children's Fiction Prize (Премия Guardian за детскую художественную литературу) и первая у Несса медаль Карнеги (Carnegie Medal, 2011). Children's Fiction Prize, присуждаемая британскому писателю его коллегами по цеху, была вручена Нессу за роман за роман «Поступь хаоса», а Медаль Карнеги он получил за «Войну хаоса». | Трилогия понравилась как читателям, так и критике (она охарактеризовала романы как собрание захватывающих, стремительных историй, в которых блестящие идеи служат отличному сюжету и сильным персонажам). Все три книги были отмечены наградами, среди которых — Guardian's Children's Fiction Prize (Премия Guardian за детскую художественную литературу) и первая у Несса медаль Карнеги (Carnegie Medal, 2011). Children's Fiction Prize, присуждаемая британскому писателю его коллегами по цеху, была вручена Нессу за роман за роман «Поступь хаоса», а Медаль Карнеги он получил за «Войну хаоса». | ||
Несс также написал три рассказа, действие которых происходит в мире «Chaos Walking». Это приквелы «Новый свет» («The New World», 2009), «Море без конца и края» («The Wide, Wide Sea», 2013), а также рассказ-спинофф к трилогии в целом «Снегач» («Snowscape», 2013). | Несс также написал три рассказа, действие которых происходит в мире «Chaos Walking». Это приквелы «Новый свет» («The New World», 2009), «Море без конца и края» («The Wide, Wide Sea», 2013), а также рассказ-спинофф к трилогии в целом «Снегач» («Snowscape», 2013). | ||
Несмотря на высокие награды трилогии «Поступь хаоса», самым известным произведением Патрика Несса считается роман для подростков «Голос монстра» («A Monster Calls»). В его основе — идеи известной британской писательницы Шиван Доуд (Siobhan Dowd), умершей от рака в 2007 году. Когда издатель предложил Нессу завершить начатую Доуд книгу, он согласился с одним условием: ему дают полную свободу творчества. При этом Несс всегда подчёркивает, что принял эстафету у действительно великого писателя. Роман вышел из печати в 2011 году с иллюстрациями молодого британского художника Джима Кея (Jim Kay). | Несмотря на высокие награды трилогии «Поступь хаоса», самым известным произведением Патрика Несса считается роман для подростков «Голос монстра» («A Monster Calls»). В его основе — идеи известной британской писательницы Шиван Доуд (Siobhan Dowd), умершей от рака в 2007 году. Когда издатель предложил Нессу завершить начатую Доуд книгу, он согласился с одним условием: ему дают полную свободу творчества. При этом Несс всегда подчёркивает, что принял эстафету у действительно великого писателя. Роман вышел из печати в 2011 году с иллюстрациями молодого британского художника Джима Кея (Jim Kay). | ||
«Голос монстра» — так называемое низкое фэнтези, или фэнтези с вторжением. Действие происходит в современной Англии, герой — 13-летний мальчик, жизнь которого нельзя назвать хорошей или хотя бы спокойной: в школе проблемы, отец ушёл из семьи, бабушка отстранилась ото всех, но главное — неизлечимая болезнь мамы. Однажды ночью Конор О’Мэлли очнулся от уже привычного кошмара, в котором он пытается удержать маму, сорвавшуюся в пропасть, и услышал странный голос. Подойдя к окну, Конор увидел огромную человекоподобную фигуру, словно сплетённую из ветвей тиса. Зелёный монстр готов поведать Конору три абсолютно правдивые истории, а тот в ответ должен честно рассказать о своём самом главном желании, иначе чудовище его убьёт… Почему зелёный человек пришёл к Конору, чего в равной степени боится и хочет мальчик, читатель узнает в конце книги, а прежде будут три страшноватые истории-притчи. | «Голос монстра» — так называемое низкое фэнтези, или фэнтези с вторжением. Действие происходит в современной Англии, герой — 13-летний мальчик, жизнь которого нельзя назвать хорошей или хотя бы спокойной: в школе проблемы, отец ушёл из семьи, бабушка отстранилась ото всех, но главное — неизлечимая болезнь мамы. Однажды ночью Конор О’Мэлли очнулся от уже привычного кошмара, в котором он пытается удержать маму, сорвавшуюся в пропасть, и услышал странный голос. Подойдя к окну, Конор увидел огромную человекоподобную фигуру, словно сплетённую из ветвей тиса. Зелёный монстр готов поведать Конору три абсолютно правдивые истории, а тот в ответ должен честно рассказать о своём самом главном желании, иначе чудовище его убьёт… Почему зелёный человек пришёл к Конору, чего в равной степени боится и хочет мальчик, читатель узнает в конце книги, а прежде будут три страшноватые истории-притчи. | ||
Драматическое повествование о том, как Конор пытается осознать и принять болезнь и неизбежную смерть мамы, вызвало неоднозначную реакцию в британском обществе. Одни говорили, что даже взрослым трудно справиться с трагедией, а подростков тем более не стоит преждевременно обременять переживаниями невосполнимой утраты. Другие утверждали, что сегодня, когда, по статистике, каждый второй заболевает раком в течение жизни и вероятность столкновения с травмирующей ситуацией чрезвычайно высока, очень важно предоставить подросткам возможность пережить её опосредованно. Хорошая книга способствует процессу морального исцеления, и первое, что необходимо сделать, это сказать правду — себе и окружающим. | Драматическое повествование о том, как Конор пытается осознать и принять болезнь и неизбежную смерть мамы, вызвало неоднозначную реакцию в британском обществе. Одни говорили, что даже взрослым трудно справиться с трагедией, а подростков тем более не стоит преждевременно обременять переживаниями невосполнимой утраты. Другие утверждали, что сегодня, когда, по статистике, каждый второй заболевает раком в течение жизни и вероятность столкновения с травмирующей ситуацией чрезвычайно высока, очень важно предоставить подросткам возможность пережить её опосредованно. Хорошая книга способствует процессу морального исцеления, и первое, что необходимо сделать, это сказать правду — себе и окружающим. | ||
Роман «Голос монстра» получил широкое признание. Филип Пулман назвал повествование неотразимым, сильным и впечатляющим, а графику Кея — мощным произведением искусства. Работая над иллюстрациями к роману, Кей применил новую для себя технику, сделав рисунки похожими на кадры фильма или эпизоды театральной постановки. Книга была отмечена несколькими премиями. В частности, в 2012 году Несс получил свою вторую медаль Карнеги за «Голос монстра», а Джим Кей — медаль Кейт Гринуэй за иллюстрации. | Роман «Голос монстра» получил широкое признание. Филип Пулман назвал повествование неотразимым, сильным и впечатляющим, а графику Кея — мощным произведением искусства. Работая над иллюстрациями к роману, Кей применил новую для себя технику, сделав рисунки похожими на кадры фильма или эпизоды театральной постановки. Книга была отмечена несколькими премиями. В частности, в 2012 году Несс получил свою вторую медаль Карнеги за «Голос монстра», а Джим Кей — медаль Кейт Гринуэй за иллюстрации. | ||
В дальнейшем Патрик Несс написал ещё несколько романов для юношества, в которых поставил ряд вопросов, связанных с толерантностью, харассментом, религиозностью, размышлениями о сущности любви и принятием себя. Читатели и критика с интересом встретили эти произведения, большей частью имеющие открытый финал. Небольшой роман для старших подростков «Release» (2017) в 2018 году был номинирован на медаль Карнеги. Антиутопия «И небом нам был океан» («And the Ocean Was Our Sky», 2018) любопытна тем, что является своеобразной аллюзией к роману классика американской литературы Г. Мелвилла. В перевёрнутой реальности, созданной Нессом как фантазия Моби Дика, киты ткут ткани и шьют одежду, управляют кораблями, заряжают гарпуны — и убивают людей. Таков ответ расы китов на бесконечную агрессию человека. Киты верят в пророчества и предзнаменования, а потому неожиданная находка в обломках разбитого корабля означает одно: китам предстоит отправиться на поиски легендарного монстра, безжалостно уничтожающего их род. Удивительную историю рассказывает Вирсавия, юная охотница с прославленного подводного корабля «Александра». | В дальнейшем Патрик Несс написал ещё несколько романов для юношества, в которых поставил ряд вопросов, связанных с толерантностью, харассментом, религиозностью, размышлениями о сущности любви и принятием себя. Читатели и критика с интересом встретили эти произведения, большей частью имеющие открытый финал. Небольшой роман для старших подростков «Release» (2017) в 2018 году был номинирован на медаль Карнеги. Антиутопия «И небом нам был океан» («And the Ocean Was Our Sky», 2018) любопытна тем, что является своеобразной аллюзией к роману классика американской литературы Г. Мелвилла. В перевёрнутой реальности, созданной Нессом как фантазия Моби Дика, киты ткут ткани и шьют одежду, управляют кораблями, заряжают гарпуны — и убивают людей. Таков ответ расы китов на бесконечную агрессию человека. Киты верят в пророчества и предзнаменования, а потому неожиданная находка в обломках разбитого корабля означает одно: китам предстоит отправиться на поиски легендарного монстра, безжалостно уничтожающего их род. Удивительную историю рассказывает Вирсавия, юная охотница с прославленного подводного корабля «Александра». | ||
Патрик Несс известен не только как писатель, но и как сценарист. Он создал сценарии к экранизациям «Голоса монстра» (премьера фильма состоялась в 2016 году), первой книги трилогии «Поступь хаоса» (вышла на экраны в 2021 году) и приключенческого романа «Burn» (2020). Первая серия будущего телесериала «Burn» была показана зрителям в 2022 году. Кроме того, Несс стал автором идеи, сценаристом и исполнительным продюссером восьмисерийного телесериала «Class», спин-оффа «Доктора Кто» (вышел на экраны в 2016 году). Летом 2021 года Несс приступил к работе над сценарием приквела к фильму «Master and Commander: The Far Side of the World», действие которого происходит во время наполеоновских войн, а герои — британские военные моряки. | Патрик Несс известен не только как писатель, но и как сценарист. Он создал сценарии к экранизациям «Голоса монстра» (премьера фильма состоялась в 2016 году), первой книги трилогии «Поступь хаоса» (вышла на экраны в 2021 году) и приключенческого романа «Burn» (2020). Первая серия будущего телесериала «Burn» была показана зрителям в 2022 году. Кроме того, Несс стал автором идеи, сценаристом и исполнительным продюссером восьмисерийного телесериала «Class», спин-оффа «Доктора Кто» (вышел на экраны в 2016 году). Летом 2021 года Несс приступил к работе над сценарием приквела к фильму «Master and Commander: The Far Side of the World», действие которого происходит во время наполеоновских войн, а герои — британские военные моряки. | ||
Несс писал сценарии и для экранизаций произведений других авторов. Он создал сценарий по «Повелителю мух» У. Голдинга для новой экранизации классического романа, который намерен осуществить американский концерн «Warner Bros.». Совместно с В. Бросгол и О. Мастерсом и Т. Дженкинсом он работал над киносценариями по их графическим романам: «Призрак для Ани» («Anya's Ghost», 2011) и «Snow Blind» (2015) соответственно. Фильм по книге В. Бросгол вышел на экраны в 2019 году, выпуск картины по комиксу О. Мастерса и Т. Дженкинса «Snow Blind» запланирован на 2024-й. | Несс писал сценарии и для экранизаций произведений других авторов. Он создал сценарий по «Повелителю мух» У. Голдинга для новой экранизации классического романа, который намерен осуществить американский концерн «Warner Bros.». Совместно с В. Бросгол и О. Мастерсом и Т. Дженкинсом он работал над киносценариями по их графическим романам: «Призрак для Ани» («Anya's Ghost», 2011) и «Snow Blind» (2015) соответственно. Фильм по книге В. Бросгол вышел на экраны в 2019 году, выпуск картины по комиксу О. Мастерса и Т. Дженкинса «Snow Blind» запланирован на 2024-й. | ||
Произведения Патрика Несса переведены на основные европейские языки. В нашей стране книги Несса первым начало выпускать издательство «РИПОЛ классик»: в 2011 году увидел свет роман «Поступь хаоса». | Произведения Патрика Несса переведены на основные европейские языки. В нашей стране книги Несса первым начало выпускать издательство «РИПОЛ классик»: в 2011 году увидел свет роман «Поступь хаоса». | ||
Cегодня Патрик Несс живёт в Лондоне. Даёт интервью, встречается с читателями и, конечно, много пишет. Не все книги Несса по глубине замысла, проработке идей и качеству текста сравнимы с его лучшими произведениями (трилогия «Поступь хаоса» и роман «Голос мостра»), но, как сказал однажды Несс, жизнь сложна и непредсказуема, и «мы должны рассказывать о ней истории, иначе мы не смогли бы в ней жить». | Cегодня Патрик Несс живёт в Лондоне. Даёт интервью, встречается с читателями и, конечно, много пишет. Не все книги Несса по глубине замысла, проработке идей и качеству текста сравнимы с его лучшими произведениями (трилогия «Поступь хаоса» и роман «Голос мостра»), но, как сказал однажды Несс, жизнь сложна и непредсказуема, и «мы должны рассказывать о ней истории, иначе мы не смогли бы в ней жить». | ||