46 021
правка
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки Метка: ручная отмена |
||
| (не показано 6 промежуточных версий 2 участников) | |||
| Строка 22: | Строка 22: | ||
__FORCETOC__ | __FORCETOC__ | ||
'''Елена Николаевна Верейская''' — русская советская писательница, автор книг для детей. | '''Елена Николаевна Верейская''' — русская советская писательница, автор книг для детей. | ||
== Биография == | ==Елена Верейская / Биография == | ||
Елена Верейская родилась 7 [19] декабря 1886 года в Петербурге, в дворянской семье. Отец писательницы – историк и социолог Николай Иванович Кареев, профессор Санкт-Петербургского университета, Высших женских (Бестужевских) курсов и Санкт-Петербургского Политехнического института, член-корреспондент Петербургской Академии наук, статский советник. Мать, Софья Андреевна Кареева, была дочерью известного географа и педагога Андрея Леонардовича Линберга, автора учебников и географических атласов. | Елена Верейская родилась 7 [19] декабря 1886 года в Петербурге, в дворянской семье. Отец писательницы – историк и социолог Николай Иванович Кареев, профессор Санкт-Петербургского университета, Высших женских (Бестужевских) курсов и Санкт-Петербургского Политехнического института, член-корреспондент Петербургской Академии наук, статский советник. Мать, Софья Андреевна Кареева, была дочерью известного географа и педагога Андрея Леонардовича Линберга, автора учебников и географических атласов. | ||
| Строка 28: | Строка 28: | ||
Отец Е. Н. Верейской активно участвовал в общественной жизни страны. За день до событий «Кровавого воскресенья» (9 [22] января 1905 года) Н. И. Кареев пытался принять меры для того, чтобы избежать кровопролития. Вместе с Максимом Горьким он входил в состав «депутации» – группы из десяти человек, которая вела переговоры с министром внутренних дел и председателем Комитета министров. Депутация пыталась известить императора Николая II о мирных намерениях рабочих, собиравшихся вручить ему «Петицию о рабочих нуждах». Эта попытка не увенчалась успехом. После силового разгона участников шествия Н. И. Кареев провел 11 дней в главной политической тюрьме России – Петропавловской крепости. В 1918 году Николай Иванович подвергся непродолжительному домашнему аресту. Вероятно, арест был связан с тем, что во время революции 1905-1907 г.г. Кареев вступил в Кадетскую партию и стал членом Первой Государственной думы. Николай Иванович был сторонником парламентской демократии, мечтал о России, которая «будет существовать не сама для себя и не для охраны каких-либо исторических традиций, а для своих граждан». | Отец Е. Н. Верейской активно участвовал в общественной жизни страны. За день до событий «Кровавого воскресенья» (9 [22] января 1905 года) Н. И. Кареев пытался принять меры для того, чтобы избежать кровопролития. Вместе с Максимом Горьким он входил в состав «депутации» – группы из десяти человек, которая вела переговоры с министром внутренних дел и председателем Комитета министров. Депутация пыталась известить императора Николая II о мирных намерениях рабочих, собиравшихся вручить ему «Петицию о рабочих нуждах». Эта попытка не увенчалась успехом. После силового разгона участников шествия Н. И. Кареев провел 11 дней в главной политической тюрьме России – Петропавловской крепости. В 1918 году Николай Иванович подвергся непродолжительному домашнему аресту. Вероятно, арест был связан с тем, что во время революции 1905-1907 г.г. Кареев вступил в Кадетскую партию и стал членом Первой Государственной думы. Николай Иванович был сторонником парламентской демократии, мечтал о России, которая «будет существовать не сама для себя и не для охраны каких-либо исторических традиций, а для своих граждан». | ||
Елена Кареева росла живой и жизнерадостной, ей достался деятельный характер отца. Девочка сочиняла стихи и рассказы, совместно с братом писала пьесы, увлекалась творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева. Она всегда с нетерпением ждала лета: в это время можно было оставить Петербург и отправиться в маленькое имение бабушки, которое находилось в селе Аносове Смоленской губернии. Впоследствии персонажами книг Е. Н. Верейской часто становились городские дети, которые приехали в сельскую местность и там научились дружить, преодолели свои недостатки, многое узнали и поняли. | Елена Кареева росла живой и жизнерадостной, ей достался деятельный характер отца. Девочка сочиняла стихи и рассказы, совместно с братом писала пьесы, увлекалась творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, [[Тургенев Иван Сергеевич|И. С. Тургенева]]. Она всегда с нетерпением ждала лета: в это время можно было оставить Петербург и отправиться в маленькое имение бабушки, которое находилось в селе Аносове Смоленской губернии. Впоследствии персонажами книг Е. Н. Верейской часто становились городские дети, которые приехали в сельскую местность и там научились дружить, преодолели свои недостатки, многое узнали и поняли. | ||
Елена Верейская училась в одном из лучших женских средних учебных заведений – гимназии Э. П. Шаффе. В 1904 году она закончила гимназию с серебряной медалью и стала слушательницей словесного отделения Высших (Бестужевских) женских курсов. Через два года она перевелась на юридический факультет ВЖК. В 1910 году ее стихотворение «Полутени... полузвуки...» опубликовал ежемесячный литературно-политический журнал «Вестник Европы», в котором некогда печатались И. С. Тургенев и А. Н. Островский. В этот период Елена Николаевна познакомилась с живописцем и графиком Георгием Семеновичем Верейским и в 1911 году вышла за него замуж (позднее Верейские расстались). | Елена Верейская училась в одном из лучших женских средних учебных заведений – гимназии Э. П. Шаффе. В 1904 году она закончила гимназию с серебряной медалью и стала слушательницей словесного отделения Высших (Бестужевских) женских курсов. Через два года она перевелась на юридический факультет ВЖК. В 1910 году ее стихотворение «Полутени... полузвуки...» опубликовал ежемесячный литературно-политический журнал «Вестник Европы», в котором некогда печатались И. С. Тургенев и А. Н. Островский. В этот период Елена Николаевна познакомилась с живописцем и графиком Георгием Семеновичем Верейским и в 1911 году вышла за него замуж (позднее Верейские расстались). | ||
| Строка 34: | Строка 34: | ||
После замужества Е. Н. Верейская продолжала публиковать в «Вестнике Европы» стихи и рассказы под своей девичьей фамилией, а также переводила литературу, связанную с изобразительным искусством (например, книгу немецкого историка и теоретика искусства Макса Якоба Фридлендера «Литография»). В 1912-1914 г.г. она преподавала русский язык и литературу в петербургской Профессиональной школе Е. П. Томиловской. | После замужества Е. Н. Верейская продолжала публиковать в «Вестнике Европы» стихи и рассказы под своей девичьей фамилией, а также переводила литературу, связанную с изобразительным искусством (например, книгу немецкого историка и теоретика искусства Макса Якоба Фридлендера «Литография»). В 1912-1914 г.г. она преподавала русский язык и литературу в петербургской Профессиональной школе Е. П. Томиловской. | ||
В 1912 году родился старший сын Верейских Николай, впоследствии кандидат геолого-минералогических наук, сотрудник Всесоюзного института гидрогеологии и инженерной геологии. В 1915 году Верейская оставила Высшие женские курсы, не получив выпускного свидетельства, так как она не сдала два государственных экзамена. Елена Николаевна поняла, что совершила ошибку, когда решила стать юристом, и что ее призвание – все-таки литература. В том же году у нее родился второй сын – Орест. Как и его отец, он стал художником. Среди его работ есть иллюстрации к произведениям И. А. Бунина, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, Л. Н. Толстого, Э. М. Хемингуэя, к детским книгам С. Я. Маршака, А. Н. Рыбникова, а также к книгам матери. | В 1912 году родился старший сын Верейских Николай, впоследствии кандидат геолого-минералогических наук, сотрудник Всесоюзного института гидрогеологии и инженерной геологии. В 1915 году Верейская оставила Высшие женские курсы, не получив выпускного свидетельства, так как она не сдала два государственных экзамена. Елена Николаевна поняла, что совершила ошибку, когда решила стать юристом, и что ее призвание – все-таки литература. В том же году у нее родился второй сын – Орест. Как и его отец, он стал художником. Среди его работ есть иллюстрации к произведениям И. А. Бунина, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстого]], Э. М. Хемингуэя, к детским книгам [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршака]], А. Н. Рыбникова, а также к книгам матери. | ||
Отец и муж писательницы были участниками Первой мировой войны. В 1917 году, еще до Октябрьской революции, Верейская, проводив мужа на фронт, уехала с семьей в село Аносово и прожила там пять лет. Она преподавала историю, географию и русскую литературу в сельской школе. Из помещичьих усадеб в сельский клуб (Народный дом) привозили книги, и в 1919 году Верейская создала библиотеку, в которой затем работала. Кроме того, Елена Николаевна организовала два драматических кружка, детский и взрослый, и сама сочиняла для него пьесы. «Я – и режиссер и актриса, а иногда и бутафор», – писала она в своих воспоминаниях. Верейская очень тепло отзывалась об этом времени. С некоторыми кружковцами она переписывалась через много лет после отъезда из Аносова. | Отец и муж писательницы были участниками Первой мировой войны. В 1917 году, еще до Октябрьской революции, Верейская, проводив мужа на фронт, уехала с семьей в село Аносово и прожила там пять лет. Она преподавала историю, географию и русскую литературу в сельской школе. Из помещичьих усадеб в сельский клуб (Народный дом) привозили книги, и в 1919 году Верейская создала библиотеку, в которой затем работала. Кроме того, Елена Николаевна организовала два драматических кружка, детский и взрослый, и сама сочиняла для него пьесы. «Я – и режиссер и актриса, а иногда и бутафор», – писала она в своих воспоминаниях. Верейская очень тепло отзывалась об этом времени. С некоторыми кружковцами она переписывалась через много лет после отъезда из Аносова. | ||
В 1922 году Верейская вернулась в родной Петроград, где произошло событие, которое определило ее дальнейшую судьбу. Елена Николаевна случайно попала на заседание «Кружка детских писателей» при библиотеке дошкольного факультета Педагогического института им. А. И. Герцена (другое его название – «Студия детских писателей»). Имена многих его участников впоследствии стали известны в детской литературе: его собрания посещали В. В. Бианки, Б. С. Житков, Е. Л. Шварц. Кружком руководил С. Я. Маршак. Перед посещением кружка Верейская узнала, что требования к авторам там очень высоки, а критика собратьев по перу настолько беспощадна, что Маршак иногда на следующее утро звонит и спрашивает: «Как чувствует себя потерпевший?». Верейская прочла на собрании кружка свою пьесу, написанную еще в деревне. Будущие коллеги по цеху действительно не пожалели критики, однако их замечания были дельными и конструктивными. Елена Николаевна твердо решила стать детской писательницей. | В 1922 году Верейская вернулась в родной Петроград, где произошло событие, которое определило ее дальнейшую судьбу. Елена Николаевна случайно попала на заседание «Кружка детских писателей» при библиотеке дошкольного факультета Педагогического института им. А. И. Герцена (другое его название – «Студия детских писателей»). Имена многих его участников впоследствии стали известны в детской литературе: его собрания посещали [[Бианки Виталий Валентинович|В. В. Бианки]], [[Житков Борис Степанович|Б. С. Житков]], [[Шварц Евгений Львович|Е. Л. Шварц]]. Кружком руководил С. Я. Маршак. Перед посещением кружка Верейская узнала, что требования к авторам там очень высоки, а критика собратьев по перу настолько беспощадна, что Маршак иногда на следующее утро звонит и спрашивает: «Как чувствует себя потерпевший?». Верейская прочла на собрании кружка свою пьесу, написанную еще в деревне. Будущие коллеги по цеху действительно не пожалели критики, однако их замечания были дельными и конструктивными. Елена Николаевна твердо решила стать детской писательницей. | ||
В 1925 году вышла ее повесть «Сережка в деревне». По словам Елены Николаевны, участники кружка хорошо приняли повесть и рекомендовали ее к печати. В том же году Верейская выпустила сборник стихов для детей «Индюк». | В 1925 году вышла ее повесть «Сережка в деревне». По словам Елены Николаевны, участники кружка хорошо приняли повесть и рекомендовали ее к печати. В том же году Верейская выпустила сборник стихов для детей «Индюк». | ||
| Строка 44: | Строка 44: | ||
Стихи, сказки, рассказы, повести Е. Н. Верейской начали печататься в детских журналах «Чиж», «Еж», «Пионер» и «Костер». В повести «Дворовый Пашка» (1929) Верейская описывала жизнь крепостных крестьян, а рассказ «Бесик» (1927) – это история о дружбе сестер Ани и Ляли с бельчонком, которого приютила их бабушка. Но наиболее известными стали произведения Елены Николаевны на историко-революционную тему. Их героями были ровесники читателей Верейской – они успешно помогали взрослым бороться с самодержавием и даже спасали их. Повести и рассказы Верейской о революции вошли в сборники «Памятный день» (1955), «В те годы» (1956), «Ласточка» (1968). Наиболее издаваемый рассказ «Таня-революционерка» (1927) в 1930-х г.г. входил в число лучших советских детских книг, в течение нескольких десятилетий включался в школьные хрестоматии и очень нравился детям. Он переиздавался 11 раз, был переведен на различные иностранные языки. | Стихи, сказки, рассказы, повести Е. Н. Верейской начали печататься в детских журналах «Чиж», «Еж», «Пионер» и «Костер». В повести «Дворовый Пашка» (1929) Верейская описывала жизнь крепостных крестьян, а рассказ «Бесик» (1927) – это история о дружбе сестер Ани и Ляли с бельчонком, которого приютила их бабушка. Но наиболее известными стали произведения Елены Николаевны на историко-революционную тему. Их героями были ровесники читателей Верейской – они успешно помогали взрослым бороться с самодержавием и даже спасали их. Повести и рассказы Верейской о революции вошли в сборники «Памятный день» (1955), «В те годы» (1956), «Ласточка» (1968). Наиболее издаваемый рассказ «Таня-революционерка» (1927) в 1930-х г.г. входил в число лучших советских детских книг, в течение нескольких десятилетий включался в школьные хрестоматии и очень нравился детям. Он переиздавался 11 раз, был переведен на различные иностранные языки. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Елена Верейская "> | |||
Файл:Verejskaya-Elena (4).jpg|Индюк / Елена Верейская, 1925 | |||
Файл:Verejskaya-Elena (5).jpg|Бесик / Е. Верейская, 1927 | |||
Файл:Verejskaya-Elena (3).jpg|Таня революционерка / Е. Н. Верейская | |||
Файл:Verejskaya-Elena (1).jpg|Белая шубка : [рассказы] / Е. Н. Верейская | |||
Файл:Verejskaya-Elena (6).jpg|Три девочки / Е. Н. Верейская | |||
Файл:Verejskaya-Elena (2).jpg|Три девочки / Е. Н. Верейская | |||
</gallery></center> | |||
События в рассказе «Таня-революционерка», как и во многих других произведениях Верейской, происходят накануне 1905 года. Отец десятилетней Тани, рабочий-наборщик, держит дома шрифт для подпольной типографии (в начале ХХ века книги, газеты и прочую печатную продукцию производили, помещая буквы из металла в специальные отделения печатных станков). В квартире Таниных родителей проводят обыск полицейские. Они вот-вот найдут доказательства революционной деятельности отца девочки. Таня простужена, и мать прячет литеры шрифта у нее под подушкой, рассчитывая на то, что во время обыска никто не потревожит больного ребенка. Ее надежды напрасны: полицейские, осмотрев вещи взрослых, начинают поиски в комнате Тани. Кажется, что Таниному отцу не удастся избежать ареста. Однако полиция не находит шрифта – он таинственным образом изчез. Во многих произведениях Верейской использован подобный прием: события начинают развиваться абсолютно непредсказуемо. Таковы, например, рассказ «Горничная Маша» и повесть о революционных событиях октября 1917 года и штурме Зимнего дворца «Незабываемая ночь» – они вошли в сборник «В те годы». | События в рассказе «Таня-революционерка», как и во многих других произведениях Верейской, происходят накануне 1905 года. Отец десятилетней Тани, рабочий-наборщик, держит дома шрифт для подпольной типографии (в начале ХХ века книги, газеты и прочую печатную продукцию производили, помещая буквы из металла в специальные отделения печатных станков). В квартире Таниных родителей проводят обыск полицейские. Они вот-вот найдут доказательства революционной деятельности отца девочки. Таня простужена, и мать прячет литеры шрифта у нее под подушкой, рассчитывая на то, что во время обыска никто не потревожит больного ребенка. Ее надежды напрасны: полицейские, осмотрев вещи взрослых, начинают поиски в комнате Тани. Кажется, что Таниному отцу не удастся избежать ареста. Однако полиция не находит шрифта – он таинственным образом изчез. Во многих произведениях Верейской использован подобный прием: события начинают развиваться абсолютно непредсказуемо. Таковы, например, рассказ «Горничная Маша» и повесть о революционных событиях октября 1917 года и штурме Зимнего дворца «Незабываемая ночь» – они вошли в сборник «В те годы». | ||
| Строка 58: | Строка 72: | ||
Когда девочка перечитала это письмо, в котором по довоенной привычке она делилась с отцом всем, что накопилось у нее в душе, то сожгла свое послание. Ей не хотелось расстраивать близкого человека. В своей повести Верейская показала, что дети блокадного Ленинграда быстро повзрослели, что суровые испытания не сломили дух жителей города, и они остались людьми, способными к дружбе и взаимовыручке. | Когда девочка перечитала это письмо, в котором по довоенной привычке она делилась с отцом всем, что накопилось у нее в душе, то сожгла свое послание. Ей не хотелось расстраивать близкого человека. В своей повести Верейская показала, что дети блокадного Ленинграда быстро повзрослели, что суровые испытания не сломили дух жителей города, и они остались людьми, способными к дружбе и взаимовыручке. | ||
В 1959 году вышла еще одна повесть Е. Н. Верейской – «Отава». Отава – это молодая травка, которая вырастает после покоса. Верейская рассказала о новом поколении детей, рожденных после войны – о городском мальчике Никите и его деревенских друзьях, об их мечтах и приключениях. В 1966 году были изданы последняя историко-революционная повесть Верейской «Внучка коммунара» и сборник «Белая шубка», названный по одному из вошедших в него рассказов. Героиня этого рассказа, девочка Валя, своей наблюдательностью и находчивостью похожа на Таню-революционерку. Благодаря этим качествам Валя помогла разлученным войной матери и сыну найти друг друга. Еще один рассказ из сборника, «Бабушкин колобок» – полюбившаяся читателям история о ручном бельчонке, вышедшая под новым названием. Остальные рассказы («Цыплячьи шефы», «Сюрприз», «Джиахон Фионаф», «Карай») повествуют о городских ребятах, которые проводят каникулы в деревне. | В 1959 году вышла еще одна повесть Е. Н. Верейской – «Отава». Отава – это молодая травка, которая вырастает после покоса. Верейская рассказала о новом поколении детей, рожденных после войны – о городском мальчике Никите и его деревенских друзьях, об их мечтах и приключениях. | ||
В 1966 году были изданы последняя историко-революционная повесть Верейской «Внучка коммунара» и сборник «Белая шубка», названный по одному из вошедших в него рассказов. Героиня этого рассказа, девочка Валя, своей наблюдательностью и находчивостью похожа на Таню-революционерку. Благодаря этим качествам Валя помогла разлученным войной матери и сыну найти друг друга. Еще один рассказ из сборника, «Бабушкин колобок» – полюбившаяся читателям история о ручном бельчонке, вышедшая под новым названием. Остальные рассказы («Цыплячьи шефы», «Сюрприз», «Джиахон Фионаф», «Карай») повествуют о городских ребятах, которые проводят каникулы в деревне. | |||
Елена Николаевна Верейская умерла в Ленинграде 19 сентября 1966 года. | Елена Николаевна Верейская умерла в Ленинграде 19 сентября 1966 года. | ||
| Строка 140: | Строка 156: | ||
*Верейская, Е. Н. Три девочки. История одной квартиры / Е. Н. Верейская ; рисунки Н. Носкович. — Санкт-Петербург [и др] : Речь, 2020. — 223 с. : ил. — (Вот как это было). | *Верейская, Е. Н. Три девочки. История одной квартиры / Е. Н. Верейская ; рисунки Н. Носкович. — Санкт-Петербург [и др] : Речь, 2020. — 223 с. : ил. — (Вот как это было). | ||
==Елена Верейская / Книги в | ==Елена Верейская / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/28082#page/0/mode/2up Верейская, Е. Н. Джиахон Фионаф] / Е. Н. Верейская ; гравюры на дереве Э. Будогорского. — Текст : электронный. — Ленинград [и др.] : Гос. изд-во, 1930 (Москва : РГДБ, 2012). — 20 с. : ил. | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/28082#page/0/mode/2up Верейская, Е. Н. Джиахон Фионаф] / Е. Н. Верейская ; гравюры на дереве Э. Будогорского. — Текст : электронный. — Ленинград [и др.] : Гос. изд-во, 1930 (Москва : РГДБ, 2012). — 20 с. : ил. | ||
| Строка 171: | Строка 187: | ||
*Елена Николаевна Верейская : (к 90-летию со дня рождения) // Книги – детям. — Москва : Детская литература, 1976.— С. 113–121. | *Елена Николаевна Верейская : (к 90-летию со дня рождения) // Книги – детям. — Москва : Детская литература, 1976.— С. 113–121. | ||
*Ходза Н. «Пасьянсы – это не для меня …» (к 90-летию со дня рождения Е. Н. Верейской) / Н. Ходза // Детская литература. — 1976. — № 12. — С. 27. | *Ходза Н. «Пасьянсы – это не для меня …» (к 90-летию со дня рождения Е. Н. Верейской) / [[Ходза Нисон Александрович|Н. Ходза]] // Детская литература. — 1976. — № 12. — С. 27. | ||
*Верейская Е. Н. Крестный отец / Е. Н. Верейская // «Я думал, чувствовал, я жил». Воспоминания о С. Я. Маршаке. — Москва : Соверский писатель. — 1971. — С. 147–155. | *Верейская Е. Н. Крестный отец / Е. Н. Верейская // «Я думал, чувствовал, я жил». Воспоминания о С. Я. Маршаке. — Москва : Соверский писатель. — 1971. — С. 147–155. | ||