Крученых Алексей Елисеевич: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 6 промежуточных версий 2 участников)
Строка 35: Строка 35:
Поворотным моментом для Крученых и других участников «Гилеи» стала публикация сборника «Пощечина общественному вкусу» осенью 1912 года. Сборник открывался манифестом, направленным против классиков русской литературы и писателей-современников: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». В сборник также вошло первое алогичное стихотворение Крученых, написанное по изобретенному им принципу «мирсконца». Впоследствии этот принцип был усовершенствован в одноименном сборнике Крученых и Хлебникова.  
Поворотным моментом для Крученых и других участников «Гилеи» стала публикация сборника «Пощечина общественному вкусу» осенью 1912 года. Сборник открывался манифестом, направленным против классиков русской литературы и писателей-современников: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». В сборник также вошло первое алогичное стихотворение Крученых, написанное по изобретенному им принципу «мирсконца». Впоследствии этот принцип был усовершенствован в одноименном сборнике Крученых и Хлебникова.  


По воспоминаниям Крученых, в конце 1912 года Бурлюк порекомендовал ему написать стихотворение из «неведомых слов». Так родилось главное изобретение поэта — заумный язык (заумь). По совету друга Крученых написал три стихотворения на «собственном языке» и включил их в свой сборник «Помада» (январь 1913). Первое из них начиналось со слов «дыр бул щыл…». Эта строка стала самым ярким примером зауми; сам Крученых заявлял, что в этом стихотворении «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Уже в марте поэт «запатентовал» свое изобретение: в «Декларации слова как такового» были даны определение заумного языка и его краткая характеристика. В зауми он видел «первоначальную форму поэзии». Большинство критиков, поэтов и ученых отрицательно отнеслись к такому новшеству. Одним из главных критиков футуризма и, в частности, зауми был К. И. Чуковский. В статье «Футуристы» он писал об участниках «Гилеи» как о предвестниках литературного апокалипсиса. Были и те, кто поддержал Крученых, например, молодой член ОПОЯЗа Виктор Шкловский в докладе «Воскрешение слова», прочитанном в «Подвале Бродячей собаки» в 1914 г.  
По воспоминаниям Крученых, в конце 1912 года Бурлюк порекомендовал ему написать стихотворение из «неведомых слов». Так родилось главное изобретение поэта — заумный язык (заумь). По совету друга Крученых написал три стихотворения на «собственном языке» и включил их в свой сборник «Помада» (январь 1913). Первое из них начиналось со слов «дыр бул щыл…». Эта строка стала самым ярким примером зауми; сам Крученых заявлял, что в этом стихотворении «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Уже в марте поэт «запатентовал» свое изобретение: в «Декларации слова как такового» были даны определение заумного языка и его краткая характеристика. В зауми он видел «первоначальную форму поэзии». Большинство критиков, поэтов и ученых отрицательно отнеслись к такому новшеству. Одним из главных критиков футуризма и, в частности, зауми был [[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковский]]. В статье «Футуристы» он писал об участниках «Гилеи» как о предвестниках литературного апокалипсиса. Были и те, кто поддержал Крученых, например, молодой член ОПОЯЗа Виктор Шкловский в докладе «Воскрешение слова», прочитанном в «Подвале Бродячей собаки» в 1914 г.  


На волне популярности, полученной от публикации «Помады», Крученых выпускает многочисленные сборники на протяжении 1913–1914 годов. Из них можно выделить «Взорваль», «Возропщем», «Утиное гнездышко дурных слов». Отдельно стоит рассмотреть сборник «Поросята» (1913). Помимо стихотворений самого Крученых, туда вошли заумные тексты одиннадцатилетней девочки Зины В., что стало первым опытом обращения поэта к детской зауми. Важным событием в творческой биографии Крученых стало создание летом 1913 года совместно с Михаилом Матюшиным и Казимиром Малевичем заумной оперы «Победа над солнцем», постановка которой состоялась в декабре того же года в Санкт-Петербурге.  
На волне популярности, полученной от публикации «Помады», Крученых выпускает многочисленные сборники на протяжении 1913–1914 годов. Из них можно выделить «Взорваль», «Возропщем», «Утиное гнездышко дурных слов». Отдельно стоит рассмотреть сборник «Поросята» (1913). Помимо стихотворений самого Крученых, туда вошли заумные тексты одиннадцатилетней девочки Зины В., что стало первым опытом обращения поэта к детской зауми. Важным событием в творческой биографии Крученых стало создание летом 1913 года совместно с Михаилом Матюшиным и Казимиром Малевичем заумной оперы «Победа над солнцем», постановка которой состоялась в декабре того же года в Санкт-Петербурге.  
Строка 63: Строка 63:
Наиболее тяжелыми для Крученых были военные годы. Книги продавались особенно плохо, быт был не обустроен, болезни преследовали его. Спасением для поэта стала случайная встреча с Ильей Эренбургом, который, узнав о положении Крученых, посодействовал его вступлению в Союз советских писателей. Однако литературой в эти годы футурист практически не занимался: известны только три альбома экспромтов и посвящений Пастернаку и несколько машинописных сборников.  
Наиболее тяжелыми для Крученых были военные годы. Книги продавались особенно плохо, быт был не обустроен, болезни преследовали его. Спасением для поэта стала случайная встреча с Ильей Эренбургом, который, узнав о положении Крученых, посодействовал его вступлению в Союз советских писателей. Однако литературой в эти годы футурист практически не занимался: известны только три альбома экспромтов и посвящений Пастернаку и несколько машинописных сборников.  


В последние годы жизни к поэту пришло внимание со стороны молодых литераторов. Геннадий Айги пытался издать сборник стихотворений Крученых, текст которых утверждал сам будетлянин. Крученых много выступал на литературных вечерах. Его слушателями были Андрей Вознесенский, Лидия Либединская, [[Сапгир Генрих Вениаминович|Генрих Сапгир]], Игорь Холин, Владимир Казаков, Константин Кедров и др.  
В последние годы жизни к поэту пришло внимание со стороны молодых литераторов. Геннадий Айги пытался издать сборник стихотворений Крученых, текст которых утверждал сам будетлянин. Крученых много выступал на литературных вечерах. Его слушателями были Андрей Вознесенский, Лидия Либединская, [[Сапгир Генрих Вениаминович|Генрих Сапгир]], [[Холин Игорь Сергеевич|Игорь Холин]], Владимир Казаков, Константин Кедров и др.  


Умер Алексей Крученых 17 июня 1968 года в коммунальной квартире от воспаления легких. На похоронах присутствовало много литераторов и друзей поэта. Николай Глазков, Борис Слуцкий и Андрей Вознесенский читали свои стихи. Узнав о смерти Крученых, Чуковский записал в своем дневнике: «Умер Крученых — с ним кончилась вся плеяда Маяковского окружения». Урна с прахом хранится в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве.
Умер Алексей Крученых 17 июня 1968 года в коммунальной квартире от воспаления легких. На похоронах присутствовало много литераторов и друзей поэта. Николай Глазков, Борис Слуцкий и Андрей Вознесенский читали свои стихи. Узнав о смерти Крученых, Чуковский записал в своем дневнике: «Умер Крученых — с ним кончилась вся плеяда Маяковского окружения». Урна с прахом хранится в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве.
{{#ev:youtube|https://youtu.be/SRQtfW8tYeI|500|center|<p style="text-align: center;">Алексей Крученых</p>|frame}}




Строка 94: Строка 88:
* Крученых А. Е. Стихотворения, Романы, Поэмы, Опера / Алексей Крученых. –  СПб.: Акад. проект, 2001. – 477 с. – '''[Хранится в РГБ]'''.
* Крученых А. Е. Стихотворения, Романы, Поэмы, Опера / Алексей Крученых. –  СПб.: Акад. проект, 2001. – 477 с. – '''[Хранится в РГБ]'''.
* Крученых А. Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы: с приложением деклараций, а также статей А. Крученых, а также статей И. Терентьева и С. Третьякова / Алексей Крученых. – Москва: Гилея, 2006. – 457 с. – '''[Хранится в РГБ]'''.
* Крученых А. Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы: с приложением деклараций, а также статей А. Крученых, а также статей И. Терентьева и С. Третьякова / Алексей Крученых. – Москва: Гилея, 2006. – 457 с. – '''[Хранится в РГБ]'''.
*
 
==Алексей Крученых / Книги в НЭБ.Дети==
 
* Крученых А. Е. Собственные рассказы детей / собрал А. Крученых.- Москва : Б. И., 1923. – 16 с.
* Крученых А. Е. Собственные рассказы и рисунки детей / собрал А. Крученых. – Санкт-Петербург : ЕУЫ, 1914. – 50 с. (Оригинал хранится в Библиотеке Принстонского университета).


== О жизни и творчестве ==
== О жизни и творчестве ==
Строка 112: Строка 110:
* Янечек Дж. Крученыховский стихотворный триптих «дыр бул щыл» // Черновик. – 1992. – № 5.
* Янечек Дж. Крученыховский стихотворный триптих «дыр бул щыл» // Черновик. – 1992. – № 5.


==Алексей Крученых / Книги в Национальной электронной детской библиотеке ==
==См. также==
 
*[[Асеев Николай Николаевич]]
* Крученых А. Е. Собственные рассказы детей / собрал А. Крученых.- Москва : Б. И., 1923. – 16 с.
*[[Олейников Николай Макарович]]
* Крученых А. Е. Собственные рассказы и рисунки детей / собрал А. Крученых. – Санкт-Петербург : ЕУЫ, 1914. – 50 с. (Оригинал хранится в Библиотеке Принстонского университета).
*[[Хармс Даниил Иванович]]