44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 6 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{#seo: | |||
|title=Алимов Сергей Александрович — ПроДетЛит | |||
|title_mode=replace | |||
|keywords=Алимов, Сергей Александрович, ПроДетЛит, prodetlit | |||
|description=Сергей Александрович Алимов — советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, театральный художник и книжный график, народный художник Российской Федерации. Биография, библиография, иллюстрации, фотографии. | |||
|image=Sergej Alimov.jpg | |||
|image_alt=Сергей Алимов | |||
}} | |||
{{Шаблон:Писатель2 | {{Шаблон:Писатель2 | ||
|ФИО = Сергей Алимов | |ФИО = Сергей Алимов | ||
Строка 24: | Строка 32: | ||
==Сергей Алимов / Биография== | ==Сергей Алимов / Биография== | ||
Сергей Алимов родился 25 апреля 1938 года в Москве. Семья была тесно связана с искусством. Мама, Наталья Яковлевна Гембицкая, была художником детской книги, работала в издательстве «Учпедгиз» (ныне «Просвещение»). С её рисунками много лет печатались буквари, книги для чтения «Родная речь», учебники. Отец, Александр Сергеевич Алимов, — заслуженный архитектор РСФСР. Художником-живописцем был и дед, Сергей Семёнович Алимов, выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества. Двоюродная бабушка, Мария Яковлевна Артюхова, последняя ученица К. А. Коровина перед его эмиграцией во Францию, — художник-кукольник. Брат С. А. Алимова, Борис, был признанным мастером иллюстрации, членом-корреспондентом Академии художеств, жена и сын художники. | Сергей Алимов родился 25 апреля 1938 года в Москве. Семья была тесно связана с искусством. Мама, Наталья Яковлевна Гембицкая, была художником детской книги, работала в издательстве «Учпедгиз» (ныне «Просвещение»). С её рисунками много лет печатались буквари, книги для чтения «Родная речь», учебники. Отец, Александр Сергеевич Алимов, — заслуженный архитектор РСФСР. Художником-живописцем был и дед, Сергей Семёнович Алимов, выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества. Двоюродная бабушка, Мария Яковлевна Артюхова, последняя ученица К. А. Коровина перед его эмиграцией во Францию, — художник-кукольник. Брат С. А. Алимова, [[Алимов Борис Александрович|Борис]], был признанным мастером иллюстрации, членом-корреспондентом Академии художеств, жена и сын художники. | ||
В семье всегда много читали. У деда, С. С. Алимова, была прекрасная библиотека, составленная из произведений русской классики. С гоголевским «Вием» Сергей познакомился в раннем детстве: отец прочитал ему эту повесть вслух. | В семье всегда много читали. У деда, С. С. Алимова, была прекрасная библиотека, составленная из произведений русской классики. С гоголевским «Вием» Сергей познакомился в раннем детстве: отец прочитал ему эту повесть вслух. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов"> | |||
Файл:Natalya-YAkovlevna-Gembickaya.jpg|Наталья Яковлевна Гембицкая (мать Бориса и Сергея Алимовых) | |||
Файл:Aleksandr-Sergeevich-Alimov.jpg|Александр Сергеевич Алимов (отец Бориса и Сергея Алимовых) | |||
Файл:Boris-Alimov-i-Sergej-Alimov.jpg|[[Алимов Борис Александрович|Борис Алимов]] (слева) и Сергей Алимов | |||
Файл:Boris-Alimov-i-Sergej-Alimov (2).jpg|Борис Алимов (слева) и Сергей Алимов | |||
</gallery></center> | |||
Сергей Алимов учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) в 1953–1957 годах по специальности «Живопись. Рисунок». В 1957 году поступил во ВГИК, на факультет, который готовил художников-постановщиков мультфильмов. Много позже о своём выборе Алимов говорил так: «…моя мама и брат занимались иллюстрацией, я тоже с детства готовился пойти в Полиграфический институт, но в последний момент был соблазнен предложением поступить во ВГИК. Кино и особенно мультипликация всегда представлялись мне ожившей графикой, поэтому в моем решении не было никаких противоречий». Кроме того, мультипликация представлялась Сергею «кладезем метафор», и это давало возможность реализовывать свои фантазии, работать с литературой «по воображению». На вступительном экзамене Алимов представил комиссии выполненные тушью композиции к роману Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». | Сергей Алимов учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) в 1953–1957 годах по специальности «Живопись. Рисунок». В 1957 году поступил во ВГИК, на факультет, который готовил художников-постановщиков мультфильмов. Много позже о своём выборе Алимов говорил так: «…моя мама и брат занимались иллюстрацией, я тоже с детства готовился пойти в Полиграфический институт, но в последний момент был соблазнен предложением поступить во ВГИК. Кино и особенно мультипликация всегда представлялись мне ожившей графикой, поэтому в моем решении не было никаких противоречий». Кроме того, мультипликация представлялась Сергею «кладезем метафор», и это давало возможность реализовывать свои фантазии, работать с литературой «по воображению». На вступительном экзамене Алимов представил комиссии выполненные тушью композиции к роману Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». | ||
Строка 38: | Строка 56: | ||
В следующей совместной работе С. А. Алимов и Ф. С. Хитрук вернулись к традиционной — сказочной — мультипликационной тематике, но интерпретировали её иначе, в «антидиснеевском» духе. Так появился «Топтыжка» (1964), в основе которого не контурный рисунок, а плоские перекладки и бумажные марионетки. «Топтыжка» получил приз «Бронзовый лев» на Международном кинофестивале в Венеции в 1965 году. | В следующей совместной работе С. А. Алимов и Ф. С. Хитрук вернулись к традиционной — сказочной — мультипликационной тематике, но интерпретировали её иначе, в «антидиснеевском» духе. Так появился «Топтыжка» (1964), в основе которого не контурный рисунок, а плоские перекладки и бумажные марионетки. «Топтыжка» получил приз «Бронзовый лев» на Международном кинофестивале в Венеции в 1965 году. | ||
Сказочную традицию отечественной мультипликации продолжили «Каникулы Бонифация» (1965). Здесь С. А. Алимов выступил как мастер линии и цвета, а Ф. С. Хитрук привнёс в сценарий, написанный по мотивам сказки М. Мацоурека «Бонифаций и его родня», заметную философскую нотку. «Каникулы Бонифация» получили несколько наград на международных кинофестивалях: в 1966 году — I премия Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, высшая премия «Золотой Пеликан» в номинации детских фильмов на I Международном кинофестивале в Мамайе (Румыния), Почётный диплом на X МКФ в Корке (Ирландия). | Сказочную традицию отечественной мультипликации продолжили «Каникулы Бонифация» (1965). Здесь С. А. Алимов выступил как мастер линии и цвета, а Ф. С. Хитрук привнёс в сценарий, написанный по мотивам сказки М. Мацоурека «Бонифаций и его родня», заметную философскую нотку. «Каникулы Бонифация» получили несколько наград на международных кинофестивалях: в 1966 году — I премия Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, высшая премия «Золотой Пеликан» в номинации детских фильмов на I Международном кинофестивале в Мамайе (Румыния), Почётный диплом на X МКФ в Корке (Ирландия). | ||
Строка 57: | Строка 76: | ||
В 1979 году С. А. Алимов совместно с режиссёром В. А. Караваевым выпускает мультфильм «Премудрый пескарь» по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина. Этот мультфильм тоже стал классикой анимации, В 1980 году эскизы к мультфильму были отмечены I премией МОСХ РСФСР, кроме того, принесли Алимову Серебряный приз Международного кинофестиваля в Варне (Болгария). | В 1979 году С. А. Алимов совместно с режиссёром В. А. Караваевым выпускает мультфильм «Премудрый пескарь» по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина. Этот мультфильм тоже стал классикой анимации, В 1980 году эскизы к мультфильму были отмечены I премией МОСХ РСФСР, кроме того, принесли Алимову Серебряный приз Международного кинофестиваля в Варне (Болгария). | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Бонифаций / Сергей Алимов"> | |||
Файл:Bonifacij (1).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов | |||
Файл:Bonifacij (2).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов | |||
Файл:Bonifacij (3).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов | |||
Файл:Bonifacij (4).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов | |||
</gallery></center> | |||
Снимать дальше мультфильмы по щедринским сказкам С. А. Алимов и В. А. Караваев не стали, решив экранизировать роман «История одного города». Цикл мультфильмов должен был открыть «Органчик». Алимов и Караваев вместе написали сценарий, Алимов создал эскизы. Предварительные работы были завершены в 1985 году. В 1986 году Алимов был награждён Серебряной медалью Академии художеств СССР за эскизы к мультфильму. На экраны лента «История одного города. Органчик» вышла только в 1991 году. | Снимать дальше мультфильмы по щедринским сказкам С. А. Алимов и В. А. Караваев не стали, решив экранизировать роман «История одного города». Цикл мультфильмов должен был открыть «Органчик». Алимов и Караваев вместе написали сценарий, Алимов создал эскизы. Предварительные работы были завершены в 1985 году. В 1986 году Алимов был награждён Серебряной медалью Академии художеств СССР за эскизы к мультфильму. На экраны лента «История одного города. Органчик» вышла только в 1991 году. | ||
Строка 64: | Строка 93: | ||
Любимыми писателями С. А. Алимова были [[Гофман Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофман]], М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и — особенно — Н. В. Гоголь. Художник говорил: «Я всегда тяготел к некоему гротеску». | Любимыми писателями С. А. Алимова были [[Гофман Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофман]], М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и — особенно — Н. В. Гоголь. Художник говорил: «Я всегда тяготел к некоему гротеску». | ||
Наиболее известны иллюстрации С. А. Алимова к поэме «Мёртвые души». Над рисунками к ней С. А. Алимов работал много лет. В этой своей работе он отталкивался от творчества А. А. Агина, возможно, лучшего иллюстратора «Мёртвых душ». Фантасмагория Алимова в рисунках к поэме тесно связана с реалиями российской действительности. Придавая большое значение достоверности, в том числе бытовой, Алимов много работал с историческими и литературоведческими источниками. | Наиболее известны иллюстрации С. А. Алимова к поэме «Мёртвые души». Над рисунками к ней С. А. Алимов работал много лет. В этой своей работе он отталкивался от творчества А. А. Агина, возможно, лучшего иллюстратора «Мёртвых душ». Фантасмагория Алимова в рисунках к поэме тесно связана с реалиями российской действительности. Придавая большое значение достоверности, в том числе бытовой, Алимов много работал с историческими и литературоведческими источниками. | ||
Строка 112: | Строка 142: | ||
Большой цикл рисунков С. А. Алимов создал для антологии американского фольклора «Верхом на урагане», впервые вышедшей в 1980 году в московской «Детской литературе». Алимов, следуя внутренней логике легенд, небылиц, сказок молодого американского фольклора, снабжает невероятные, фантастические сцены узнаваемыми бытовыми деталями. В рисунках много юмора, некоторые имеют точную социальную направленность. | Большой цикл рисунков С. А. Алимов создал для антологии американского фольклора «Верхом на урагане», впервые вышедшей в 1980 году в московской «Детской литературе». Алимов, следуя внутренней логике легенд, небылиц, сказок молодого американского фольклора, снабжает невероятные, фантастические сцены узнаваемыми бытовыми деталями. В рисунках много юмора, некоторые имеют точную социальную направленность. | ||
Примечательны рисунки С. А. Алимова к книге обладательницы премии Дж. Ньюбери и медали Калдекотта Р. Кодилл «У меня в кармане сверчок» (Детская литература, 1977). В иллюстрациях, по мнению искусствоведов (в частности, Е. Громова), явно ощущается влияние известнейшего американского художника-реалиста Э. Н. Уайета, умевшего придавать «поэтическую многозначность изображению самых обыденных вещей, которые вместе с тем воспроизводятся во всей полноте их бытовой достоверности». Творческое обращение к опыту Уайета помогло Алимову передать национальный колорит книги. Кроме того, книга «У меня в кармане сверчок» не только проиллюстрирована Алимовым, но и полностью сконструирована им в качестве дизайнера книги. | Примечательны рисунки С. А. Алимова к книге обладательницы [[Медаль Джона Ньюбери|премии Дж. Ньюбери]] и [[Медаль Рандольфа Калдекотта|медали Калдекотта]] Р. Кодилл «У меня в кармане сверчок» (Детская литература, 1977). В иллюстрациях, по мнению искусствоведов (в частности, Е. Громова), явно ощущается влияние известнейшего американского художника-реалиста Э. Н. Уайета, умевшего придавать «поэтическую многозначность изображению самых обыденных вещей, которые вместе с тем воспроизводятся во всей полноте их бытовой достоверности». Творческое обращение к опыту Уайета помогло Алимову передать национальный колорит книги. Кроме того, книга «У меня в кармане сверчок» не только проиллюстрирована Алимовым, но и полностью сконструирована им в качестве дизайнера книги. | ||
Строка 179: | Строка 209: | ||
Файл:Nikolaj-Nemolyaev.jpg|Кинооператор Николай Немоляев / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме» в РГДБ | Файл:Nikolaj-Nemolyaev.jpg|Кинооператор Николай Немоляев / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме» в РГДБ | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
==Сергей Алимов / Иллюстрации== | ==Сергей Алимов / Иллюстрации== | ||
Строка 197: | Строка 224: | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов"> | <center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов"> | ||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (7).jpg|Фома : набор открыток : раздаточный материал с комм. на англ., нем., фран. языках для учащихся зарубежных школ / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов | Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (7).jpg|Фома : набор открыток : раздаточный материал с комм. на англ., нем., фран. языках для учащихся зарубежных школ / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов | ||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (8).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов | Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (8).jpg|Фома : набор открыток / [[Михалков Сергей Владимирович|С. В. Михалков]] ; художник С. А. Алимов | ||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (9).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов | Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (9).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов | ||
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (10).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов | Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (10).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов | ||
Строка 412: | Строка 439: | ||
*Сергей Алимов : штрихи к портрету : [краткая биография С. А. Алимова] / из интервью, данного Елене Долгих ; ГТМЦ им. Н. А. Бахрушина ; Галерея Вересов ; худож. галерея «Ars Longa» ; куратор проекта Н. Августинович ; составители: Н. Августинович, В. Ермичева. — Санкт-Петербург ; Москва : [[Вита_Нова|Вита Нова]], 2013. — 32 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Сергей Алимов : штрихи к портрету : [краткая биография С. А. Алимова] / из интервью, данного Елене Долгих ; ГТМЦ им. Н. А. Бахрушина ; Галерея Вересов ; худож. галерея «Ars Longa» ; куратор проекта Н. Августинович ; составители: Н. Августинович, В. Ермичева. — Санкт-Петербург ; Москва : [[Вита_Нова|Вита Нова]], 2013. — 32 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
==Награды и премии== | ==Награды и премии== |