Бременер Макс Соломонович: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Макс Бременер |Портрет = Bremener-Maks.jpg <!-- вп…»)
 
 
(не показано 8 промежуточных версий 2 участников)
Строка 26: Строка 26:
Макс Соломонович Бременер родился 16 ноября 1926 года в семье учёных. Его отец — известный врач, автор ряда научных работ о проблемах рационального питания взрослых и детей. Дед — Михаил Бременер был выдающимся специалистом по кожным болезням, внёс огромный вклад в организацию борьбы с туберкулёзом в России.  
Макс Соломонович Бременер родился 16 ноября 1926 года в семье учёных. Его отец — известный врач, автор ряда научных работ о проблемах рационального питания взрослых и детей. Дед — Михаил Бременер был выдающимся специалистом по кожным болезням, внёс огромный вклад в организацию борьбы с туберкулёзом в России.  


В школьные годы Марк писал статьи и заметки для стенгазеты, пробовал писать небольшие рассказы для детей. В 1944 году он поступил в Литературный институт имени М. Горького. Семинар прозы на его курсе вели К. Паустовский и Л. Кассиль, чьи советы и доброжелательная критика помогли Максу Бременеру освоить приёмы писательского мастерства. В 1949 году он окончил институт, стал постоянным автором журнала «Пионер», где были напечатаны рассказы: «Лёшкина переэкзаменовка», «Новые друзья», «Отец», «Арктическая ошибка», «В нашем звене», «Свой баснописец» и повесть «Новые друзья». В это время его литературным наставником становится Л. Чуковская, которая помогает молодому писателю выработать свой неповторимый стиль. Рассказы и повесть, опубликованные в «Пионере», составили первую книгу Макса Бременера «Случай со Степным», которая увидела свет в 1955 году в издательстве «Детгиз».
В школьные годы Марк писал статьи и заметки для стенгазеты, пробовал писать небольшие рассказы для детей. В 1944 году он поступил в Литературный институт имени М. Горького. Семинар прозы на его курсе вели [[Паустовский Константин Георгиевич|К. Паустовский]] и [[Кассиль Лев Абрамович|Л. Кассиль]], чьи советы и доброжелательная критика помогли Максу Бременеру освоить приёмы писательского мастерства.  
 
В 1949 году он окончил институт, стал постоянным автором журнала «Пионер», где были напечатаны рассказы: «Лёшкина переэкзаменовка», «Новые друзья», «Отец», «Арктическая ошибка», «В нашем звене», «Свой баснописец» и повесть «Новые друзья». В это время его литературным наставником становится Л. Чуковская, которая помогает молодому писателю выработать свой неповторимый стиль. Рассказы и повесть, опубликованные в «Пионере», составили первую книгу Макса Бременера «Случай со Степным», которая увидела свет в 1955 году в издательстве «Детгиз».


В 1956 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «Пусть не сошлось с ответом!», которая была написана в ответ на дискуссии о «правде и лжи» в детской литературе, развернувшиеся в центральной прессе в конце 1953–1954 годов. Повесть изображала лицемерие и притворство учителей и их воспитанников, процветающие в школе, которая носила звание образцовой. Обсуждение повести состоялось 16 ноября 1956 года в Доме детской книги в рамках мероприятий Детской секции Союза писателей. Большинство участников дискуссии рассматривали её содержание однозначно и единодушно: современная школа пронизана ложью и фальшью, а самое главное в советской школе — это «воспитание правдой». Также коллеги и многие литературные критики отмечали социальную проницательность Бременера, хвалили его стиль, остроумие, умение изображать настоящие, живые характеры детей.
В 1956 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «Пусть не сошлось с ответом!», которая была написана в ответ на дискуссии о «правде и лжи» в детской литературе, развернувшиеся в центральной прессе в конце 1953–1954 годов. Повесть изображала лицемерие и притворство учителей и их воспитанников, процветающие в школе, которая носила звание образцовой. Обсуждение повести состоялось 16 ноября 1956 года в Доме детской книги в рамках мероприятий Детской секции Союза писателей. Большинство участников дискуссии рассматривали её содержание однозначно и единодушно: современная школа пронизана ложью и фальшью, а самое главное в советской школе — это «воспитание правдой». Также коллеги и многие литературные критики отмечали социальную проницательность Бременера, хвалили его стиль, остроумие, умение изображать настоящие, живые характеры детей.
Строка 35: Строка 37:


Младшим школьникам посвящён сборник «Толя-Трилли», куда вошло три маленькие повести о приключениях ребят в Крыму: «Толя-Трилли», «Новые друзья», «Морской десант». Герои повестей часто попадают в трудные и непредвиденные положения. Как проявляются в них ребячьи характеры, автор рассказывает остроумно и весело.
Младшим школьникам посвящён сборник «Толя-Трилли», куда вошло три маленькие повести о приключениях ребят в Крыму: «Толя-Трилли», «Новые друзья», «Морской десант». Герои повестей часто попадают в трудные и непредвиденные положения. Как проявляются в них ребячьи характеры, автор рассказывает остроумно и весело.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Макс Бременер">
Файл:Tebe-posvyashchaetsya-Bremener.jpg|«Тебе посвящается...» / М. Бременер
Файл:Tolya-Trilli-Bremener.jpg|Толя-Трилли / М. Бременер ; рис Ф. Лемкуля
Файл:Leshkina-pereehkzamenovka-Bremener.jpg|Лешкина переэкзаменовка / М. Бременер ; рисунки И. Браславского, 1958
Файл:CHur-ne-igra-Bremener.jpg|Чур, не игра! : повесть в рассказах / М. Бременер ; художник А. Власова
</gallery></center>


Помимо школьной тематики, писателю свойственно обращение к темам, которые волновали всех советских людей того времени. Вспыхнувшая в 1936 году гражданская война в Испании, подтолкнула к написанию замечательного рассказа для подростков «Гренадская волость». Писатель подчёркивает, что человек живёт в мире, где существуют боль и несправедливость, и это требует от читателей сопереживания.
Помимо школьной тематики, писателю свойственно обращение к темам, которые волновали всех советских людей того времени. Вспыхнувшая в 1936 году гражданская война в Испании, подтолкнула к написанию замечательного рассказа для подростков «Гренадская волость». Писатель подчёркивает, что человек живёт в мире, где существуют боль и несправедливость, и это требует от читателей сопереживания.
Строка 40: Строка 51:
В 1969 году увидела свет повесть «Присутствие духа» — одно из лучших произведений писателя. Повесть о том, как в тяжелейших условиях военного времени, в оккупации происходит испытание на прочность, как взрослеют дети, как стараются остаться самими собой взрослые, заслужила массу положительных отзывов.
В 1969 году увидела свет повесть «Присутствие духа» — одно из лучших произведений писателя. Повесть о том, как в тяжелейших условиях военного времени, в оккупации происходит испытание на прочность, как взрослеют дети, как стараются остаться самими собой взрослые, заслужила массу положительных отзывов.


Характерной особенностью творческого почерка Макса Бременера является горячий интерес к проблеме формирования морального облика маленького человека, умение раскрыть духовный мир героев в обыденной жизни. В своих произведениях писатель старается показывать жизнь, которая идёт по законам души и совести, а не по заготовленным меркам и канонам. Это чаще всего является основой конфликта в его рассказах и повестях. Читателям Макса Бременера приходится много думать, размышлять о прочитанной книге, определять свою позицию по отношению к герою и, благодаря этому, познавать себя. В каждом из рассказов Макса Бременера заметно присутствие автора, затевающего с читателем высоконравственную беседу, умную, тактичную, — автора «…скромного, застенчивого, деликатного, твёрдого, резкого и язвительного», как охарактеризовал писателя Юрий Сотник.
Характерной особенностью творческого почерка Макса Бременера является горячий интерес к проблеме формирования морального облика маленького человека, умение раскрыть духовный мир героев в обыденной жизни. В своих произведениях писатель старается показывать жизнь, которая идёт по законам души и совести, а не по заготовленным меркам и канонам. Это чаще всего является основой конфликта в его рассказах и повестях. Читателям Макса Бременера приходится много думать, размышлять о прочитанной книге, определять свою позицию по отношению к герою и, благодаря этому, познавать себя. В каждом из рассказов Макса Бременера заметно присутствие автора, затевающего с читателем высоконравственную беседу, умную, тактичную, — автора «…скромного, застенчивого, деликатного, твёрдого, резкого и язвительного», как охарактеризовал писателя [[Сотник Юрий Вячеславович|Юрий Сотник]].


Творческая деятельность Макса Бременера разнообразна. Помимо замечательных сборников рассказов и повестей для подростков он является автором множества фельетонов, статей и рецензий, опубликованных в «Литературной газете». В журналах: «Огонёк», «Октябрь», «Смена» печатались его воспоминания о В. Каверине, Л. Кассиле, К. Паустовском. К числу интересных литературно-критических работ Макса Соломоновича можно отнести предисловие к сатирической книге венгерского писателя Ф. Каринти «Извините, господин, учитель!», посвящённой близкой автору проблеме школьного образования и воспитания.
Творческая деятельность Макса Бременера разнообразна. Помимо замечательных сборников рассказов и повестей для подростков он является автором множества фельетонов, статей и рецензий, опубликованных в «Литературной газете». В журналах: «Огонёк», «Октябрь», «Смена» печатались его воспоминания о [[Каверин Вениамин Александрович|В. Каверине]], Л. Кассиле, К. Паустовском. К числу интересных литературно-критических работ Макса Соломоновича можно отнести предисловие к сатирической книге венгерского писателя Ф. Каринти «Извините, господин, учитель!», посвящённой близкой автору проблеме школьного образования и воспитания.


Рассказы и повести писателя переведены на немецкий, испанский, польский и другие иностранные языки. Они были включены в сборники произведений о школе и школьниках, звучали на радио. Макс Бременер известен и как драматург. По мотивам рассказа «Тебе посвящается» была написана пьеса, которую поставили ленинградский и московский Театры юного зрителя. Также он является автором пьесы «Весёлое время», написанной по сюжету повести А. Гайдара «Школа».
Рассказы и повести писателя переведены на немецкий, испанский, польский и другие иностранные языки. Они были включены в сборники произведений о школе и школьниках, звучали на радио. Макс Бременер известен и как драматург. По мотивам рассказа «Тебе посвящается» была написана пьеса, которую поставили ленинградский и московский Театры юного зрителя. Также он является автором пьесы «Весёлое время», написанной по сюжету повести [[Гайдар Аркадий Петрович|А. Гайдара]] «Школа».
   
   
Макс Соломонович Бременер умер 23 января 1983 года в Москве. Он похоронен на Введенском кладбище.
Макс Соломонович Бременер умер 23 января 1983 года в Москве. Он похоронен на Введенском кладбище.


==Макс Бременер / Книги==
==Макс Бременер / Книги==
*Бременер, М. С. Случай со Степным : повесть и рассказы / М. С. Бременер ; рис. Ф. Шапаева. — Москва : Детгиз, 1955. — 127 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Бременер, М. С. Случай со Степным : повесть и рассказы / М. С. Бременер ; рис. Ф. Шапаева. — Москва : Детгиз, 1955. — 127 с. : ил. — [Хранится в [[Российская государственная библиотека|РГБ]]].
   
   
*Бременер, М. С. Лёшкина переэкзаменовка / М. Бременер ; рисунки И. Браславского. — Москва : Детгиз, 1958. — 48 с. : ил. — (Книга за книгой). — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
*Бременер, М. С. Лёшкина переэкзаменовка / М. Бременер ; рисунки И. Браславского. — Москва : Детгиз, 1958. — 48 с. : ил. — (Книга за книгой). — [Хранится в фонде редкой книги [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]].
   
   
*Бременер, М. С. Передача ведется из класса : повесть / М. Бременер ; рис. Д. Штеренберга. — Москва : Детгиз, 1959. — 206 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
*Бременер, М. С. Передача ведется из класса : повесть / М. Бременер ; рис. Д. Штеренберга. — Москва : Детгиз, 1959. — 206 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
Строка 86: Строка 97:
*А у нас в классе... : рассказы / Бременер М., Тарловский М., Постников В. ; художники Елена Кузнецова, Юрий Сперанский. — Москва : Энас-книга, 2020. — 80 с. : ил. — (Озорные рассказы).
*А у нас в классе... : рассказы / Бременер М., Тарловский М., Постников В. ; художники Елена Кузнецова, Юрий Сперанский. — Москва : Энас-книга, 2020. — 80 с. : ил. — (Озорные рассказы).
   
   
==Макс Бременер / Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Макс Бременер / Книги в НЭБ.Дети==
*Бременер, М. С. Лешкина переэкзаменовка / М. Бременер ; рисунки И. Браславского. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1958 (Москва : РГДБ, 2017). — 48 с. : ил. — (Книга за книгой). — URL: https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/39148#page/0/mode/2up. — Режим доступа: в залах РГДБ.
*Бременер, М. С. Лешкина переэкзаменовка / М. Бременер ; рисунки И. Браславского. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1958 (Москва : [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]], 2017). — 48 с. : ил. — (Книга за книгой).
 
==О жизни и творчестве==
==О жизни и творчестве==
   
   
Строка 99: Строка 110:
*Дюжев, Ю. И. Летописцы страны Пионерии / Ю. И. Дюжев. — Москва : Детская литература, 1972. — 96 с. : ил.
*Дюжев, Ю. И. Летописцы страны Пионерии / Ю. И. Дюжев. — Москва : Детская литература, 1972. — 96 с. : ил.
   
   
Лупанова, И. Юный герой нашего времени в современной прозе для детей / И. Лупанова, О. Файн // Детская литература. 1975 год : сборник статей. — Москва : Детская литература. — С. 25–56.
*Лупанова, И. Юный герой нашего времени в современной прозе для детей / И. Лупанова, О. Файн // Детская литература. 1975 год : сборник статей. — Москва : Детская литература. — С. 25–56.
   
   
*Майофис, М. Л. Повесть М. Бременера «Пусть не сошлось с ответом» (1956) и программа обновления педагогики и литературы в советском обществе начала «оттепели» / М. Л. Майофис // Детские чтения. — 2016. — Т. 10. — № 2. — С. 53–69.
*Майофис, М. Л. Повесть М. Бременера «Пусть не сошлось с ответом» (1956) и программа обновления педагогики и литературы в советском обществе начала «оттепели» / М. Л. Майофис // Детские чтения. — 2016. — Т. 10. — № 2. — С. 53–69.
Строка 109: Строка 120:
*Петухова, А. Не о ребёнке — о человеке : [о творчестве писателя] / Алина Петухова // Детская литература. — 1978. — № 2. — С. 25–28.
*Петухова, А. Не о ребёнке — о человеке : [о творчестве писателя] / Алина Петухова // Детская литература. — 1978. — № 2. — С. 25–28.
   
   
*Рассадин, С. Т. Дети взрослые. Обаяние правды // Ст. Рассадин // Детская литература. 1965 год : сборник статей. — 1965. — С. 59–60. — (Дом детской книги).
*Рассадин, С. Т. Дети взрослые. Обаяние правды // [[Рассадин Станислав Борисович|Ст. Рассадин]] // Детская литература. 1965 год : сборник статей. — 1965. — С. 59–60. — (Дом детской книги).
   
   
*Сивоконь, С. Юмористический угол зрения : [заметки о творчестве Макса Бременера] / Сергей Сивоконь // Детская литература. — 1997. — № 1. — С. 3–8.
*Сивоконь, С. Юмористический угол зрения : [заметки о творчестве Макса Бременера] / [[Сивоконь Сергей Иванович|Сергей Сивоконь]] // Детская литература. — 1997. — № 1. — С. 3–8.
   
   
*Сотник, Ю. Несколько слов об этой книге // Чур, не игра! : рассказы / М. Бременер ; рисунки О. Коровина ; предисловие Юрия Сотника. — Москва : Детгиз, 1962. — С. 1–2.
*Сотник, Ю. Несколько слов об этой книге // Чур, не игра! : рассказы / М. Бременер ; рисунки О. Коровина ; предисловие Юрия Сотника. — Москва : Детгиз, 1962. — С. 1–2.
==См. также==
*[[Балтер Борис Исаакович]]
[[Category:Писатели]]

Навигация