44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 40 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
|Портрет = Astafev-Viktor.jpg | |Портрет = Astafev-Viktor.jpg | ||
|Описание портрета = Виктор Астафьев | |Описание портрета = Виктор Астафьев | ||
|Имя при рождении = | |Имя при рождении = Виктор Астафьев | ||
|Псевдоним(ы) = | |Псевдоним(ы) = | ||
|Дата рождения = 1.05.1924 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 --> | |Дата рождения = 1.05.1924 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 --> | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в Енисейской губернии, в селе Овсянка. В 1930 году в семье Астафьевых случилось несчастье: прадед писателя, деревенский мельник Яков Максимович Мазов, был раскулачен и сослан с семьей на Север. В 1931 году деда, отца и дядю писателя обвинили в создании контрреволюционного коллектива и посадили под стражу в Красноярске. Лидия Ильинична Потылицына, мать Виктора Петровича, умерла в 1931 году, во время одной из поездок к мужу с посылкой в тюрьму. Вскоре Петр Астафьев, отец юного Виктора, за вредительство был сослан на пять лет в Карелию для строительства Беломорско-Балтийского канала. С этого времени и до 1934 года писатель находился на попечении бабушки и дедушки по материнской линии. Образ бабушки занимает важное место в творчестве писателя и носит автобиографический характер. Не случайно главной героиней книги «Последний поклон» стала Екатерина Петровна (Потылицына) — заботливая и мудрая, трудолюбивая, порой строгая женщина, заслужившая уважение односельчан. | Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в Енисейской губернии, в селе Овсянка. В 1930 году в семье Астафьевых случилось несчастье: прадед писателя, деревенский мельник Яков Максимович Мазов, был раскулачен и сослан с семьей на Север. В 1931 году деда, отца и дядю писателя обвинили в создании контрреволюционного коллектива и посадили под стражу в Красноярске. Лидия Ильинична Потылицына, мать Виктора Петровича, умерла в 1931 году, во время одной из поездок к мужу с посылкой в тюрьму. Вскоре Петр Астафьев, отец юного Виктора, за вредительство был сослан на пять лет в Карелию для строительства Беломорско-Балтийского канала. С этого времени и до 1934 года писатель находился на попечении бабушки и дедушки по материнской линии. Образ бабушки занимает важное место в творчестве писателя и носит автобиографический характер. Не случайно главной героиней книги «Последний поклон» стала Екатерина Петровна (Потылицына) — заботливая и мудрая, трудолюбивая, порой строгая женщина, заслужившая уважение односельчан. | ||
В 1934 году Петр Астафьев досрочно вернулся из ссылки и вскоре женился на Таисии Ивановне Черкасовой, от которой у него родился сын Николай. Позже семья переехала в Игарку, застроенную переселенческими бараками, куда после раскулачивания была отправлена семья Якова Максимовича, прадеда Виктора. О жизни и быте семьи Астафьевых после переселения Виктор Петрович рассказал в своем публицистическом очерке «Пакость» (1988). Летом 1935 года между Петром Астафьевым и Игарским рыбным заводом было подписано соглашение о коммерческом рыболовстве. Однако по завершении рыбалки Петр Павлович был госпитализирован из-за тяжелой болезни. Без поддержки отца Виктор Астафьев остался один с новой семьей, которая не хотела о нем заботиться. Вскоре Астафьев стал бездомным. Некоторое время он жил в пустом здании бывшей парикмахерской, позже его забрали в детский дом, где его заметили директор Василий Соколов и учитель русского языка и литературы, известный сибирский поэт Игнатий Рождественский. Они видели в молодом Астафьеве потенциал будущего писателя, обращая внимание на его успехи в изучении русского языка и литературы. В детском доме В. П. Астафьев написал автобиографическое сочинение о том, как он заблудился в тайге и искал дорогу назад. Проба пера Астафьева получила название «Жив». Работа была выделена и высоко оценена Рождественским, который обычно был строг к произведениям своих учеников. Эта похвала и разбудила в юном Астафьеве жажду творчества. Именно это произведение легло в основу рассказа «Васюткино озеро» (1952). В год своего семнадцатилетия (1941) Виктор был вынужден покинуть детский дом и вернуться к отцу, получив шесть классов образования. | В 1934 году Петр Астафьев досрочно вернулся из ссылки и вскоре женился на Таисии Ивановне Черкасовой, от которой у него родился сын Николай. Позже семья переехала в Игарку, застроенную переселенческими бараками, куда после раскулачивания была отправлена семья Якова Максимовича, прадеда Виктора. О жизни и быте семьи Астафьевых после переселения Виктор Петрович рассказал в своем публицистическом очерке «Пакость» (1988). Летом 1935 года между Петром Астафьевым и Игарским рыбным заводом было подписано соглашение о коммерческом рыболовстве. Однако по завершении рыбалки Петр Павлович был госпитализирован из-за тяжелой болезни. Без поддержки отца Виктор Астафьев остался один с новой семьей, которая не хотела о нем заботиться. Вскоре Астафьев стал бездомным. Некоторое время он жил в пустом здании бывшей парикмахерской, позже его забрали в детский дом, где его заметили директор Василий Соколов и учитель русского языка и литературы, известный сибирский поэт Игнатий Рождественский. Они видели в молодом Астафьеве потенциал будущего писателя, обращая внимание на его успехи в изучении русского языка и литературы. | ||
В детском доме В. П. Астафьев написал автобиографическое сочинение о том, как он заблудился в тайге и искал дорогу назад. Проба пера Астафьева получила название «Жив». Работа была выделена и высоко оценена Рождественским, который обычно был строг к произведениям своих учеников. Эта похвала и разбудила в юном Астафьеве жажду творчества. Именно это произведение легло в основу рассказа «Васюткино озеро» (1952). В год своего семнадцатилетия (1941) Виктор был вынужден покинуть детский дом и вернуться к отцу, получив шесть классов образования. | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Астафьев"> | |||
Файл:Teplyj-dozhd-Viktor-Astafev.jpg|Теплый дождь / Виктор Астафьев ; илл. А. Кадушкин, 1960 | |||
Файл:Poslednij-poklon-Viktor-Astafev.jpg|Последний поклон / Виктор Астафьев | |||
Файл:Zavetnoe-Viktor-Astafev.jpg|Заветное / Виктор Астафьев | |||
Файл:Starodub-Viktor-Astafev.jpg|Стародуб / Виктор Астафьев | |||
Файл:Dyadya-Kuzya-kurinyj-nachalnik.jpg|Дядя Кузя — куриный начальник / Виктор Астафьев | |||
</gallery></center> | |||
В 1942 году В. П. Астафьев окончил железнодорожное училище ФЗО № 1, получив профессию сцепщика. Сначала он работал станционным смотрителем и составителем поездов, но вскоре, решив не оставаться в тылу во время Великой Отечественной войны, ушёл на фронт добровольно. Будущий писатель сменил два полка, пока весной 1943 года не был направлен в 92-ю гаубичную артиллерийскую бригаду, в которой служил до сентября 1944 года, когда был вынужден покинуть линию фронта из-за ранения. | В 1942 году В. П. Астафьев окончил железнодорожное училище ФЗО № 1, получив профессию сцепщика. Сначала он работал станционным смотрителем и составителем поездов, но вскоре, решив не оставаться в тылу во время Великой Отечественной войны, ушёл на фронт добровольно. Будущий писатель сменил два полка, пока весной 1943 года не был направлен в 92-ю гаубичную артиллерийскую бригаду, в которой служил до сентября 1944 года, когда был вынужден покинуть линию фронта из-за ранения. | ||
В 1942 году дядя писателя, двадцатичетырехлетний Иван Павлович Астафьев, погиб на фронте. В 1943 году Виктор Астафьев получил награду «За отвагу»: 20 октября 1943 года он несколько раз восстанавливал телефонную связь с наблюдательным пунктом под артиллерийским и минометным огнем. Осенью 1944 года В. П. Астафьев был тяжело ранен в бою под польским городом Дукла, из-за чего провел в госпитале более полугода. После этого Астафьев уволился из действующей армии, но позже сменил несколько небоевых частей, работая то почтальоном, то конвоиром до самого конца войны. В мае 1945 года В. П. Астафьев стал работать на почтово-сортировочном пункте 1-го Украинского фронта, располагавшемся недалеко от станции Жмеринка в местечке Станиславчик (Украина). Во время войны Виктор Петрович набирался опыта в самых разных областях: служил шофером, разведчиком, связистом. В 1945 году он был демобилизован в звании «красноармеец», одновременно получил медаль «За освобождение Варшавы». Виктор Астафьев также был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В дальнейшем тема войны станет одним из лейтмотивов творчества писателя. | В 1942 году дядя писателя, двадцатичетырехлетний Иван Павлович Астафьев, погиб на фронте. В 1943 году Виктор Астафьев получил награду «За отвагу»: 20 октября 1943 года он несколько раз восстанавливал телефонную связь с наблюдательным пунктом под артиллерийским и минометным огнем. Осенью 1944 года В. П. Астафьев был тяжело ранен в бою под польским городом Дукла, из-за чего провел в госпитале более полугода. После этого Астафьев уволился из действующей армии, но позже сменил несколько небоевых частей, работая то почтальоном, то конвоиром до самого конца войны. | ||
В мае 1945 года В. П. Астафьев стал работать на почтово-сортировочном пункте 1-го Украинского фронта, располагавшемся недалеко от станции Жмеринка в местечке Станиславчик (Украина). Во время войны Виктор Петрович набирался опыта в самых разных областях: служил шофером, разведчиком, связистом. В 1945 году он был демобилизован в звании «красноармеец», одновременно получил медаль «За освобождение Варшавы». Виктор Астафьев также был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В дальнейшем тема войны станет одним из лейтмотивов творчества писателя. | |||
В 1945 году Астафьев женился на Марии Семеновне Корякиной, военнослужащей, с который впервые познакомился в Станиславчике. Молодожены переехали к родителям Корякиной в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край). Полученные во время войны ранения не позволяли Астафьеву продолжать работать сцепщиком, поэтому он брался за любую доступную работу, от станционного смотрителя до грузчика, лишь бы прокормить семью. В 1947 году у Астафьева и Корякиной родилась дочь Лидия, названная в честь матери писателя. Девочка умерла во младенчестве. Ирина, вторая дочь, родилась в 1948 году. В 1950 году на свет появился Андрей. С женой и детьми Астафьев прожил в Чусовом 18 лет. | В 1945 году Астафьев женился на Марии Семеновне Корякиной, военнослужащей, с который впервые познакомился в Станиславчике. Молодожены переехали к родителям Корякиной в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край). Полученные во время войны ранения не позволяли Астафьеву продолжать работать сцепщиком, поэтому он брался за любую доступную работу, от станционного смотрителя до грузчика, лишь бы прокормить семью. В 1947 году у Астафьева и Корякиной родилась дочь Лидия, названная в честь матери писателя. Девочка умерла во младенчестве. Ирина, вторая дочь, родилась в 1948 году. В 1950 году на свет появился Андрей. С женой и детьми Астафьев прожил в Чусовом 18 лет. | ||
Строка 36: | Строка 51: | ||
В 1951–1953 годах В. П. Астафьев получил прерванное войной среднее образование в железнодорожной школе рабочей молодежи на станции Чусовская. Именно в Чусовом началась писательская карьера Виктора Петровича. Он начал писать репортажи и статьи для местной газеты «Чусовой рабочий». Небольшой спор с одним из членов литературного кружка при «Чусовом рабочем» вдохновил Астафьева на написание его дебютного рассказа «Гражданский человек», который был опубликован в газете в 1951 году. На одной из встреч Иван Реутов зачитал свой рассказ «Встреча» о военном летчике, которому дали двухнедельный отпуск за два сбитых немецких самолета. В. П. Астафьев, прошедший войну, возмутился из-за нереалистичности рассказа, после чего обиженный автор предложил ему самому сочинить правдоподобное произведение. В ту же ночь, сидя на вахте в подвале колбасной фабрики — тогдашнего места работы начинающего писателя, В. П. Астафьев написал «Гражданского человека» прямо на страницах вахтового журнала, за что впоследствии получил выговор. Он продолжал работать в редакции «Чусового рабочего», и в 1953 году вышла его первая книга «До следующей весны». В 1955 году писатель издал сборник рассказов для детей «Огоньки», который понравился читателям. В то же время сам Астафьев по-прежнему стремился писать более серьезную прозу. Годом ранее Виктор Петрович прислал в журнал «Новый мир» черновой вариант повести «Кража», в которой несколько воспитанников детского дома решаются на опасную авантюру-кражу денег из кассы. Редакция журнала черновик не приняла, но Астафьев все равно продолжал работать над повестью. | В 1951–1953 годах В. П. Астафьев получил прерванное войной среднее образование в железнодорожной школе рабочей молодежи на станции Чусовская. Именно в Чусовом началась писательская карьера Виктора Петровича. Он начал писать репортажи и статьи для местной газеты «Чусовой рабочий». Небольшой спор с одним из членов литературного кружка при «Чусовом рабочем» вдохновил Астафьева на написание его дебютного рассказа «Гражданский человек», который был опубликован в газете в 1951 году. На одной из встреч Иван Реутов зачитал свой рассказ «Встреча» о военном летчике, которому дали двухнедельный отпуск за два сбитых немецких самолета. В. П. Астафьев, прошедший войну, возмутился из-за нереалистичности рассказа, после чего обиженный автор предложил ему самому сочинить правдоподобное произведение. В ту же ночь, сидя на вахте в подвале колбасной фабрики — тогдашнего места работы начинающего писателя, В. П. Астафьев написал «Гражданского человека» прямо на страницах вахтового журнала, за что впоследствии получил выговор. Он продолжал работать в редакции «Чусового рабочего», и в 1953 году вышла его первая книга «До следующей весны». В 1955 году писатель издал сборник рассказов для детей «Огоньки», который понравился читателям. В то же время сам Астафьев по-прежнему стремился писать более серьезную прозу. Годом ранее Виктор Петрович прислал в журнал «Новый мир» черновой вариант повести «Кража», в которой несколько воспитанников детского дома решаются на опасную авантюру-кражу денег из кассы. Редакция журнала черновик не приняла, но Астафьев все равно продолжал работать над повестью. | ||
В 1957 году писатель продолжил журналистскую деятельность на Пермском областном радио, в 1958 году стал членом Союза писателей СССР. Тогда же был опубликован его роман «Тают снега», посвященный трудному восстановлению сельского хозяйства в послевоенном СССР на примере одной из уральских глубинок. Сотрудники местного отделения КГБ считали, что роман был проникнут «кулацким духом», из-за чего уже напечатанное произведение долгое время не допускалось на полки книжных магазинов. Семья Астафьевых тем временем жила в бедности. За помощью писатель обратился в московское отделение КГБ, где книга была окончательно одобрена. К тому времени рассказы Астафьева привлекли внимание критиков, и его произведения стали публиковаться в известных московских журналах «Новый мир» и «Молодая гвардия». В 1950 году Астафьев по совету детской писательницы Веры Васильевны Смирновой, высоко оценившей его творчество, отправился в Москву, чтобы поступить на Высшие литературные курсы литературного института имени Горького. Она помогла Астафьеву не только на словах, но и на деле: по ее совету правление Союза писателей РСФСР направило рекомендательное письмо руководителю курсов Юрию Лаптеву. Учеба на Высших литературных курсах, которые Астафьев окончил в 1961 году, помогла ему завязать знакомства почти со всеми московскими редакциями. Писатель регулярно посещал выставки, читал произведения сокурсников, часто бывал в столичных театрах. После вдохновляющего пребывания в Москве Астафьев твердо решил покинуть Чусовой. | В 1957 году писатель продолжил журналистскую деятельность на Пермском областном радио, в 1958 году стал членом Союза писателей СССР. Тогда же был опубликован его роман «Тают снега», посвященный трудному восстановлению сельского хозяйства в послевоенном СССР на примере одной из уральских глубинок. Сотрудники местного отделения КГБ считали, что роман был проникнут «кулацким духом», из-за чего уже напечатанное произведение долгое время не допускалось на полки книжных магазинов. Семья Астафьевых тем временем жила в бедности. За помощью писатель обратился в московское отделение КГБ, где книга была окончательно одобрена. К тому времени рассказы Астафьева привлекли внимание критиков, и его произведения стали публиковаться в известных московских журналах «Новый мир» и «Молодая гвардия». | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Астафьев"> | |||
Файл:Astafev-Viktor (6).jpg|Виктор Астафьев | |||
Файл:Astafev-Viktor (5).jpg|Где-то гремит война / Виктор Астафьев | |||
Файл:Astafev-Viktor (2).jpg|Васюткино озеро / Астафьев В.; Худож. Дугин В.- Москва : Диафильм, 1981 | |||
Файл:Astafev-Viktor (3).jpg|Стрижонок Скрип / В. Астафьев; рисунки А. Келейникова, 1965 | |||
Файл:Zorkina-pesnya-Astafev.jpg|Зорькина песня / Виктор Астафьев | |||
</gallery></center> | |||
В 1950 году Астафьев по совету детской писательницы Веры Васильевны Смирновой, высоко оценившей его творчество, отправился в Москву, чтобы поступить на Высшие литературные курсы литературного института имени Горького. Она помогла Астафьеву не только на словах, но и на деле: по ее совету правление Союза писателей РСФСР направило рекомендательное письмо руководителю курсов Юрию Лаптеву. Учеба на Высших литературных курсах, которые Астафьев окончил в 1961 году, помогла ему завязать знакомства почти со всеми московскими редакциями. Писатель регулярно посещал выставки, читал произведения сокурсников, часто бывал в столичных театрах. После вдохновляющего пребывания в Москве Астафьев твердо решил покинуть Чусовой. | |||
В 1962 году писатель с женой и детьми переехал в Пермь, где ранее получил квартиру. При поддержке близкого друга и главного редактора Пермского книжного издательства Бориса Назаровского Астафьев купил небольшую избу в деревне Быковка на Урале. В 1965 году началась работа над «Затесями» (1972) — лирическими миниатюрами, в которых Астафьев описывал важные моменты своей жизни, интересные мысли, дорожные впечатления. Само название произведения сообщает читателю, что писатель оставил в нем подсказки для собственной памяти. В Быковке Виктор Петрович завершил повесть «Кража» (1966), написал повесть «Пастух и пастушка» (1971), первую книгу «Последнего поклона» (1968) и несколько рассказов. В Быковке начинается творческий путь Марии Корякиной: там она пишет свою первую повесть «Ночное дежурство» (позже «Отец»), опубликованную в 1968 году. Семь лет, проведенных в Перми, Астафьев назвал самыми плодотворными за всю свою карьеру. | В 1962 году писатель с женой и детьми переехал в Пермь, где ранее получил квартиру. При поддержке близкого друга и главного редактора Пермского книжного издательства Бориса Назаровского Астафьев купил небольшую избу в деревне Быковка на Урале. В 1965 году началась работа над «Затесями» (1972) — лирическими миниатюрами, в которых Астафьев описывал важные моменты своей жизни, интересные мысли, дорожные впечатления. Само название произведения сообщает читателю, что писатель оставил в нем подсказки для собственной памяти. В Быковке Виктор Петрович завершил повесть «Кража» (1966), написал повесть «Пастух и пастушка» (1971), первую книгу «Последнего поклона» (1968) и несколько рассказов. В Быковке начинается творческий путь Марии Корякиной: там она пишет свою первую повесть «Ночное дежурство» (позже «Отец»), опубликованную в 1968 году. Семь лет, проведенных в Перми, Астафьев назвал самыми плодотворными за всю свою карьеру. | ||
Строка 46: | Строка 73: | ||
С 1973 года публиковались рассказы писателя («Бойе», «Капля», «Не хватает сердца» и др.), которые впоследствии нашли свое место в повествовании в рассказах «Царь-рыба». Астафьев был членом редколлегии «Нашего современника», где и было впервые опубликовано произведение. Именно эта работа принесла Астафьеву всесоюзную славу, но текст подвергся жесточайшей цензуре, что вызвало у писателя отвращение к собственному произведению. Прекратить публикацию рассказов было невозможно только потому, что они уже вызвали резонанс в обществе и даже были переведены на другие языки, а также опубликованы за рубежом. Наиболее полный вариант работы, вместе с ранее изъятой главой «Норильцы», впервые был опубликован в 1993 году. | С 1973 года публиковались рассказы писателя («Бойе», «Капля», «Не хватает сердца» и др.), которые впоследствии нашли свое место в повествовании в рассказах «Царь-рыба». Астафьев был членом редколлегии «Нашего современника», где и было впервые опубликовано произведение. Именно эта работа принесла Астафьеву всесоюзную славу, но текст подвергся жесточайшей цензуре, что вызвало у писателя отвращение к собственному произведению. Прекратить публикацию рассказов было невозможно только потому, что они уже вызвали резонанс в обществе и даже были переведены на другие языки, а также опубликованы за рубежом. Наиболее полный вариант работы, вместе с ранее изъятой главой «Норильцы», впервые был опубликован в 1993 году. | ||
С 1972 по 1982 год Виктор Петрович трудился над повестью «Зрячий посох», основой для которого послужила его переписка с критиком Александром Николаевичем Макаровым. Рассказ наполнен размышлениями Астафьева о своем творческом пути, литературном братстве и творчестве своих собратьев-писателей. В 1991 году за это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. Вскоре Астафьев увлекся драматургией и сочинил пьесу «Прости меня» (1980). Также в конце 70-х годов в репертуар Вологодского театра вошла написанная им пьеса «Черемуха». | С 1972 по 1982 год Виктор Петрович трудился над повестью «Зрячий посох», основой для которого послужила его переписка с критиком Александром Николаевичем Макаровым. Рассказ наполнен размышлениями Астафьева о своем творческом пути, литературном братстве и творчестве своих собратьев-писателей. В 1991 году за это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. Вскоре Астафьев увлекся драматургией и сочинил пьесу «Прости меня» (1980). Также в конце 70-х годов в репертуар Вологодского театра вошла написанная им пьеса «Черемуха». | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Астафьев"> | |||
Файл:Babushkin-prazdnik-Astafev.jpg|Бабушкин праздник / Виктор Астафьев ; худож. Е. Шукаев, 1982 | |||
Файл:Medvedi-idut-sledom-Astafev.jpg|Медведи идут следом / Виктор Астафьев | |||
Файл:Belogrudka-Astafev.jpg|Белогрудка / Виктор Астафьев | |||
Файл:Vesennij-ostrov-Astafev.jpg|Весенний остров / Виктор Астафьев ; [рис. Т. Соловьевой], 1981 | |||
Файл:Kapaluha-Astafev.jpg|Капалуха / В. П. Астафьев ; худож. [[Устинов Николай Александрович|Николай Устинов]] | |||
</gallery></center> | |||
В 1980 году писатель решил вернуться в Красноярский край. Астафьев купил дом в родной Овсянке, куда давно мечтал вернуться. В 1984 году на экраны страны вышел фильм «Дважды рожденный», снятый по сценарию В. П. Астафьева и Е. П. Федоровского. Зимой 1986 года журнал «Октябрь» опубликовал новый роман писателя — «Печальный детектив», в котором без прикрас описывается нелегкий путь советского милиционера, анализируется прожитая им жизнь и допущенные ошибки. Роман становится точкой отсчета после многих лет работы над «деревенской» прозой. Там, где раньше была видна радость общего труда, теперь отчетливо видно глубокое социальное неблагополучие, интересовавшее писателя на заключительном этапе его карьеры. На своей малой родине Астафьев также написал более десяти рассказов, в том числе «Медвежья кровь» (1984), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986) и многие другие. Родилась и новая, третья книга «Последнего поклона», рассказывающая о взрослении Вити Потылицына, прошедшего через ужасы войны. Таким образом, конец «Последнего поклона» объединяет два главных мотива в творчестве писателя — войну и деревенскую жизнь. В 1987 году в Вологде умерла Ирина, вторая дочь Астафьева, страдавшая ишемической болезнью сердца. Писатель с супругой приютили у себя маленьких внуков. | В 1980 году писатель решил вернуться в Красноярский край. Астафьев купил дом в родной Овсянке, куда давно мечтал вернуться. В 1984 году на экраны страны вышел фильм «Дважды рожденный», снятый по сценарию В. П. Астафьева и Е. П. Федоровского. Зимой 1986 года журнал «Октябрь» опубликовал новый роман писателя — «Печальный детектив», в котором без прикрас описывается нелегкий путь советского милиционера, анализируется прожитая им жизнь и допущенные ошибки. Роман становится точкой отсчета после многих лет работы над «деревенской» прозой. Там, где раньше была видна радость общего труда, теперь отчетливо видно глубокое социальное неблагополучие, интересовавшее писателя на заключительном этапе его карьеры. На своей малой родине Астафьев также написал более десяти рассказов, в том числе «Медвежья кровь» (1984), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986) и многие другие. Родилась и новая, третья книга «Последнего поклона», рассказывающая о взрослении Вити Потылицына, прошедшего через ужасы войны. Таким образом, конец «Последнего поклона» объединяет два главных мотива в творчестве писателя — войну и деревенскую жизнь. В 1987 году в Вологде умерла Ирина, вторая дочь Астафьева, страдавшая ишемической болезнью сердца. Писатель с супругой приютили у себя маленьких внуков. | ||
Строка 53: | Строка 90: | ||
Авторский стиль В. П. Астафьева отличается высоким уровнем автобиографичности; ему свойственна документальность и максимальная художественная достоверность. Отсюда ярко выраженный натурализм в его произведениях о войне: ещё на заре своей карьеры писатель раздражался из-за неправдоподобного описания событий, через которые он сам прошел, а потому и решил в собственном творчестве изображать войну без прикрас. И в то же время не чужд Астафьеву и лиризм, в высшей мере проявивший себя в его любимом произведении «Пастух и пастушка», где писатель, напротив, избегает батальных сцен и обращает читательское внимание на чистую и вечную любовь главных героев. Публицистичность Астафьева выражается в его потребности быть услышанным и понятым читателем: еще в предисловии к «Затесям» он писал, что поиск новых художественных средств (в его случае — обращение к забытому жанру миниатюры) продиктован необходимостью высказаться. | Авторский стиль В. П. Астафьева отличается высоким уровнем автобиографичности; ему свойственна документальность и максимальная художественная достоверность. Отсюда ярко выраженный натурализм в его произведениях о войне: ещё на заре своей карьеры писатель раздражался из-за неправдоподобного описания событий, через которые он сам прошел, а потому и решил в собственном творчестве изображать войну без прикрас. И в то же время не чужд Астафьеву и лиризм, в высшей мере проявивший себя в его любимом произведении «Пастух и пастушка», где писатель, напротив, избегает батальных сцен и обращает читательское внимание на чистую и вечную любовь главных героев. Публицистичность Астафьева выражается в его потребности быть услышанным и понятым читателем: еще в предисловии к «Затесям» он писал, что поиск новых художественных средств (в его случае — обращение к забытому жанру миниатюры) продиктован необходимостью высказаться. | ||
В творчестве Виктора Петровича часто встречаются такие символичные образы, как образ реки, семьи, могилы, смерти, цветка. Философия как творчества, так и жизненного пути писателя сосредоточена в одной короткой фразе: «Не делайте больно миру». Астафьев любил перечитывать «Дон Кихота» М. Сервантеса, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Любимыми писателями Виктора Петровича были Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. Писатель легко и быстро заводил дружбу со своими коллегами и особенно тесно общался с Евгением Носовым, Александром Макаровым и Николаем Рубцовом, у которого писатель призывает учиться «не проклинать жизнь, а облагораживать ее». | <center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Астафьев"> | ||
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (2).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин, 1990 | |||
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (1).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин | |||
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (3).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин | |||
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (4).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин | |||
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (5).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин | |||
</gallery></center> | |||
В творчестве Виктора Петровича часто встречаются такие символичные образы, как образ реки, семьи, могилы, смерти, цветка. Философия как творчества, так и жизненного пути писателя сосредоточена в одной короткой фразе: «Не делайте больно миру». Астафьев любил перечитывать «Дон Кихота» М. Сервантеса, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Любимыми писателями Виктора Петровича были Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстой]], Ф. М. Достоевский. Писатель легко и быстро заводил дружбу со своими коллегами и особенно тесно общался с [[Носов Евгений Иванович|Евгением Носовым]], Александром Макаровым и Николаем Рубцовом, у которого писатель призывает учиться «не проклинать жизнь, а облагораживать ее». | |||
{{цитата|автор=Виктор Астафьев|…Думал я думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне, стараясь не особо-то унижать и не до небес возвышать их словом. Они были интересны мне и любимы мной такими, какие есть на самом деле.}} | |||
==Виктор Астафьев / Книги== | ==Виктор Астафьев / Книги== | ||
*Астафьев, В. П. До будущей весны : рассказы. –– Молотов : Кн. изд-во, 1953. –– 152 с. : ил. –– [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. До будущей весны : рассказы. –– Молотов : Кн. изд-во, 1953. –– 152 с. : ил. –– [Хранится в [[Российская государственная библиотека|РГБ]]]. | ||
*Нашим ребятам : сборник рассказов и стихов / сост. Н. Н. Арбенева. — Молотов : Молотовское кн. изд-во, 1953. — 208 с. : ил. — Из содерж.: Астафьев В. П. Мишуки / Виктор Астафьев. — С. 130–139. — [Хранится в РНБ]. | *Нашим ребятам : сборник рассказов и стихов / сост. Н. Н. Арбенева. — Молотов : Молотовское кн. изд-во, 1953. — 208 с. : ил. — Из содерж.: Астафьев В. П. Мишуки / Виктор Астафьев. — С. 130–139. — [Хранится в РНБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Огоньки : [рассказы] / В. П. Астафьев ; [ил.: В. В. Каменский]. — Молотов : Кн. изд-во, 1955. — 88 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Огоньки : [рассказы] / В. П. Астафьев ; [ил.: В. В. Каменский]. — Молотов : Кн. изд-во, 1955. — 88 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
Строка 66: | Строка 116: | ||
*Астафьев, В. П. Перевал : повесть. — Свердловск : Кн. изд-во, 1959. — 135 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Перевал : повесть. — Свердловск : Кн. изд-во, 1959. — 135 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Сибиряк : [рассказ]. — Пермь : Кн. изд-во, 1959. — 26 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Сибиряк : [рассказ]. — Пермь : Кн. изд-во, 1959. — 26 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Зорькина песня : рассказы / | *Астафьев, В. П. Зорькина песня : рассказы / Виктор Астафьев ; худож. В. С. Измайлов. — Пермь : Кн. изд-во, 1960. — 113 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Дядя Кузя — куриный начальник / А. Астафьев ; рис. А. Сурова. — Москва : Детгиз, 1961. — 59 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Дядя Кузя — куриный начальник / А. Астафьев ; рис. А. Сурова. — Москва : Детгиз, 1961. — 59 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Рассказ о любви. — Пермь : Кн. изд-во, 1961. — 57 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Рассказ о любви. — Пермь : Кн. изд-во, 1961. — 57 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ]. | ||
Строка 74: | Строка 124: | ||
*Астафьев, В. П. Весенний остров : рассказы / [ил.: Ю. Лихачев]. — Пермь : Кн. изд-во, 1964. — 263 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Весенний остров : рассказы / [ил.: Ю. Лихачев]. — Пермь : Кн. изд-во, 1964. — 263 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы. — Москва : Правда, 1964. — 48 с. — (Библиотека «Огонек» ; № 9). — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы. — Москва : Правда, 1964. — 48 с. — (Библиотека «Огонек» ; № 9). — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / [ил.: Ю. Лихачев]. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965. — 184 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / Виктор Астафьев ;[ил.: Ю. Лихачев]. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965. — 184 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Москва : Детская литература, 1965. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ]. | *Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Москва : [[Детская литература (издательство)|Детская литература]], 1965. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]]. | ||
*Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / [ил.: С. Косенкова]. — Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1968. — 200 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / [ил.: С. Косенкова]. — Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1968. — 200 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Кража ; Где-то гремит война : повести. — [Москва] : Мол. гвардия, 1968. — 367 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Кража ; Где-то гремит война : повести. — [Москва] : Мол. гвардия, 1968. — 367 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
Строка 133: | Строка 183: | ||
*Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. П. Астафьев. — Красноярск : Платина, 2004. — 16 с. : ил. — (Астафьев — детям). | *Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. П. Астафьев. — Красноярск : Платина, 2004. — 16 с. : ил. — (Астафьев — детям). | ||
*Астафьев, В. П. Далекая и близкая сказка : рассказы, затеси / В. П. Астафьев ; предисл. В. Курбатова ; худож. С. Элоян. — Иркутск : Издатель Сапронов, 2008. — 383 с. : ил. — (Библиотека семейного чтения). | *Астафьев, В. П. Далекая и близкая сказка : рассказы, затеси / В. П. Астафьев ; предисл. В. Курбатова ; худож. С. Элоян. — Иркутск : Издатель Сапронов, 2008. — 383 с. : ил. — (Библиотека семейного чтения). | ||
*Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип : рассказы / Виктор Астафьев ; худож. Николай Устинов. — Москва : Махаон, 2013. — 128 с. : ил. — (Библиотека детской классики). | *Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип : рассказы / Виктор Астафьев ; худож. [[Устинов Николай Александрович|Николай Устинов]]. — Москва : Махаон, 2013. — 128 с. : ил. — (Библиотека детской классики). | ||
*Астафьев, В. П. Васюткино озеро. С вопросами и ответами для почемучек : [рассказы : научно-популярное издание] / В. Астафьев ; [коммент. П. Волцита] . — Москва : АСТ, 2016 (макет 2017). — 191 с. : ил. — (Лучшие рассказы о живой природе с вопросами и ответами для почемучек) (Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева рекомендует) (Аванта). | *Астафьев, В. П. Васюткино озеро. С вопросами и ответами для почемучек : [рассказы : научно-популярное издание] / В. Астафьев ; [коммент. П. Волцита] . — Москва : АСТ, 2016 (макет 2017). — 191 с. : ил. — (Лучшие рассказы о живой природе с вопросами и ответами для почемучек) (Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева рекомендует) (Аванта). | ||
*Астафьев, В. П. Васюткино озеро : рассказы / В. Астафьев. — Москва : Стрекоза, 2017. — 128 с. — (Школьная программа). | *Астафьев, В. П. Васюткино озеро : рассказы / В. Астафьев. — Москва : Стрекоза, 2017. — 128 с. — (Школьная программа). | ||
Строка 145: | Строка 195: | ||
*Астафьев, В. П. Васюткино озеро / В. Астафьев ; художник И. Цыганков. — Москва : АСТ, 2021. — 64 с. : ил. — (Библиотека начальной школы). | *Астафьев, В. П. Васюткино озеро / В. Астафьев ; художник И. Цыганков. — Москва : АСТ, 2021. — 64 с. : ил. — (Библиотека начальной школы). | ||
==Виктор Астафьев / Книги в | ==Виктор Астафьев / Книги в НЭБ.Дети== | ||
Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1965 (Москва : РГДБ, 2013). — 16 с. : ил | *Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Текст : электронный. — Москва : [[Детская литература (издательство)|Детская литература]], 1965 (Москва : [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]], 2013). — 16 с. : ил. | ||
==Диафильмы== | ==Диафильмы== | ||
Астафьев, В. П. Дядя Кузя — куриный начальник : [диафильм] / Астафьев В. ; худож. Черепанов Ю. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1969 (Москва : РГДБ, 2017). — 1 дф. (44 кд.) : цв. | *[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40870#page/0/mode/2up Астафьев, В. П. Дядя Кузя — куриный начальник :] [диафильм] / Астафьев В. ; худож. Черепанов Ю. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1969 (Москва : РГДБ, 2017). — 1 дф. (44 кд.) : цв. | ||
Астафьев, В. П. Гуси в полынье : [диафильм] / Виктор Астафьев ; худож. В. Рогачев ; ред. Т. Семибратова ; худож. ред. В. Синюкова. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1979 (Москва : РГДБ, 2021). — 1 дф. (41 кд.) : цв. | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/49627#page/0/mode/2up Астафьев, В. П. Гуси в полынье :] [диафильм] / Виктор Астафьев ; худож. В. Рогачев ; ред. Т. Семибратова ; худож. ред. В. Синюкова. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1979 (Москва : РГДБ, 2021). — 1 дф. (41 кд.) : цв. | ||
Астафьев, В. П. Васюткино озеро : [диафильм] / Астафьев В. ; худож. Дугин В. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1980 (Москва : РГДБ, 2016). — 1 дф. (46 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ | *[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/36951#page/0/mode/2up Астафьев, В. П. Васюткино озеро :] [диафильм] / Астафьев В. ; худож. Дугин В. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1980 (Москва : РГДБ, 2016). — 1 дф. (46 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. | ||
==О жизни и творчестве== | ==О жизни и творчестве== | ||
Строка 188: | Строка 238: | ||
*Щедрина, Н. М. Солдатская правда о войне Виктора Астафьева : к 95-летию со дня рождения писателя : [военная проза В. П. Астафьева] / Нэлля Михайловна Щедрина // Литература в школе. — 2019. — № 8. — С. 33–36. — (Наши духовные ценности) (Журнал «Литература в школе» на факультете русской филологии Московского государственного областного университета) (Наука — школе). | *Щедрина, Н. М. Солдатская правда о войне Виктора Астафьева : к 95-летию со дня рождения писателя : [военная проза В. П. Астафьева] / Нэлля Михайловна Щедрина // Литература в школе. — 2019. — № 8. — С. 33–36. — (Наши духовные ценности) (Журнал «Литература в школе» на факультете русской филологии Московского государственного областного университета) (Наука — школе). | ||
*Яновский, Н. Н. Виктор Астафьев : очерк творчества / Н. Яновский. — Москва : Советский писатель, 1982. — 272 с., 8 л. ил. — [Хранится в РГБ]. | *Яновский, Н. Н. Виктор Астафьев : очерк творчества / Н. Яновский. — Москва : Советский писатель, 1982. — 272 с., 8 л. ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
==Виктор Астафьев / Экранизации== | ==Виктор Астафьев / Экранизации== | ||
Строка 228: | Строка 267: | ||
==Музеи, памятники== | ==Музеи, памятники== | ||
*Библиотека-музей В. П. Астафьева [в селе Овсянка Красноярского края] : сайт | *Библиотека-музей В. П. Астафьева [в селе Овсянка Красноярского края] : сайт. | ||
*Литературный музей В. П. Астафьева [в городе Чусовом Пермского края] : сайт | *Литературный музей В. П. Астафьева [в городе Чусовом Пермского края] : сайт. | ||
*Литературный музей имени В. П. Астафьева [в Красноярске]. — Текст : электронный // Красноярский краевой краеведческий музей : сайт | *Литературный музей имени В. П. Астафьева [в Красноярске]. — Текст : электронный // Красноярский краевой краеведческий музей : сайт. | ||
*Мемориальный комплекс В. П. Астафьева [в селе Овсянка Красноярского края]. — Текст : электронный // Красноярский краевой краеведческий музей : сайт | *Мемориальный комплекс В. П. Астафьева [в селе Овсянка Красноярского края]. — Текст : электронный // Красноярский краевой краеведческий музей : сайт. | ||
*Памятник-бюст В. П. Астафьеву во дворе школы № 46, которая носит имя писателя, в посёлке Подтёсово Енисейского района Красноярского края. Автор — К. Зимич. Установлен в 2002 году. | *Памятник-бюст В. П. Астафьеву во дворе школы № 46, которая носит имя писателя, в посёлке Подтёсово Енисейского района Красноярского края. Автор — К. Зимич. Установлен в 2002 году. | ||
Строка 253: | Строка 292: | ||
*Мемориальная доска В. П. Астафьеву в Красноярске. Размещена на доме (Академгородок, 14), в котором писатель жил с 1980 по 2001 год. Автор — А. Тырышкин. Установлена в 2015 году. | *Мемориальная доска В. П. Астафьеву в Красноярске. Размещена на доме (Академгородок, 14), в котором писатель жил с 1980 по 2001 год. Автор — А. Тырышкин. Установлена в 2015 году. | ||
==См. также== | |||
*[[Богомолов Владимир Осипович]] | |||
*[[Булычев Кир]] | |||
*[[Вампилов Александр Валентинович]] | |||
*[[Гайдар Аркадий Петрович]] | |||
*[[Драгунский Виктор Юзефович]] | |||
*[[Житков Борис Степанович]] | |||
*[[Каверин Вениамин Александрович]] | |||
*[[Кассиль Лев Абрамович]] | |||
*[[Коковин Евгений Степанович]] | |||
*[[Лебеденко Пётр Васильевич]] | |||
*[[Мелентьев Виталий Григорьевич]] | |||
*[[Носов Евгений Иванович]] | |||
*[[Олеша Юрий Карлович]] | |||
*[[Полевой Борис Николаевич]] | |||
[[Category:Писатели]] |