Астафьев Виктор Петрович: различия между версиями

 
(не показаны 23 промежуточные версии 3 участников)
Строка 3: Строка 3:
|Портрет                      = Astafev-Viktor.jpg
|Портрет                      = Astafev-Viktor.jpg
|Описание портрета            = Виктор Астафьев
|Описание портрета            = Виктор Астафьев
|Имя при рождении            =  
|Имя при рождении            = Виктор Астафьев
|Псевдоним(ы)                =
|Псевдоним(ы)                =
|Дата рождения                = 1.05.1924  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 -->
|Дата рождения                = 1.05.1924  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 -->
Строка 26: Строка 26:
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в Енисейской губернии, в селе Овсянка. В 1930 году в семье Астафьевых случилось несчастье: прадед писателя, деревенский мельник Яков Максимович Мазов, был раскулачен и сослан с семьей на Север. В 1931 году деда, отца и дядю писателя обвинили в создании контрреволюционного коллектива и посадили под стражу в Красноярске. Лидия Ильинична Потылицына, мать Виктора Петровича, умерла в 1931 году, во время одной из поездок к мужу с посылкой в тюрьму. Вскоре Петр Астафьев, отец юного Виктора, за вредительство был сослан на пять лет в Карелию для строительства Беломорско-Балтийского канала. С этого времени и до 1934 года писатель находился на попечении бабушки и дедушки по материнской линии. Образ бабушки занимает важное место в творчестве писателя и носит автобиографический характер. Не случайно главной героиней книги «Последний поклон» стала Екатерина Петровна (Потылицына) — заботливая и мудрая, трудолюбивая, порой строгая женщина, заслужившая уважение односельчан.
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в Енисейской губернии, в селе Овсянка. В 1930 году в семье Астафьевых случилось несчастье: прадед писателя, деревенский мельник Яков Максимович Мазов, был раскулачен и сослан с семьей на Север. В 1931 году деда, отца и дядю писателя обвинили в создании контрреволюционного коллектива и посадили под стражу в Красноярске. Лидия Ильинична Потылицына, мать Виктора Петровича, умерла в 1931 году, во время одной из поездок к мужу с посылкой в тюрьму. Вскоре Петр Астафьев, отец юного Виктора, за вредительство был сослан на пять лет в Карелию для строительства Беломорско-Балтийского канала. С этого времени и до 1934 года писатель находился на попечении бабушки и дедушки по материнской линии. Образ бабушки занимает важное место в творчестве писателя и носит автобиографический характер. Не случайно главной героиней книги «Последний поклон» стала Екатерина Петровна (Потылицына) — заботливая и мудрая, трудолюбивая, порой строгая женщина, заслужившая уважение односельчан.


В 1934 году Петр Астафьев досрочно вернулся из ссылки и вскоре женился на Таисии Ивановне Черкасовой, от которой у него родился сын Николай. Позже семья переехала в Игарку, застроенную переселенческими бараками, куда после раскулачивания была отправлена семья Якова Максимовича, прадеда Виктора. О жизни и быте семьи Астафьевых после переселения Виктор Петрович рассказал в своем публицистическом очерке «Пакость» (1988). Летом 1935 года между Петром Астафьевым и Игарским рыбным заводом было подписано соглашение о коммерческом рыболовстве. Однако по завершении рыбалки Петр Павлович был госпитализирован из-за тяжелой болезни. Без поддержки отца Виктор Астафьев остался один с новой семьей, которая не хотела о нем заботиться. Вскоре Астафьев стал бездомным. Некоторое время он жил в пустом здании бывшей парикмахерской, позже его забрали в детский дом, где его заметили директор Василий Соколов и учитель русского языка и литературы, известный сибирский поэт Игнатий Рождественский. Они видели в молодом Астафьеве потенциал будущего писателя, обращая внимание на его успехи в изучении русского языка и литературы. В детском доме В. П. Астафьев написал автобиографическое сочинение о том, как он заблудился в тайге и искал дорогу назад. Проба пера Астафьева получила название «Жив». Работа была выделена и высоко оценена Рождественским, который обычно был строг к произведениям своих учеников. Эта похвала и разбудила в юном Астафьеве жажду творчества. Именно это произведение легло в основу рассказа «Васюткино озеро» (1952). В год своего семнадцатилетия (1941) Виктор был вынужден покинуть детский дом и вернуться к отцу, получив шесть классов образования.
В 1934 году Петр Астафьев досрочно вернулся из ссылки и вскоре женился на Таисии Ивановне Черкасовой, от которой у него родился сын Николай. Позже семья переехала в Игарку, застроенную переселенческими бараками, куда после раскулачивания была отправлена семья Якова Максимовича, прадеда Виктора. О жизни и быте семьи Астафьевых после переселения Виктор Петрович рассказал в своем публицистическом очерке «Пакость» (1988). Летом 1935 года между Петром Астафьевым и Игарским рыбным заводом было подписано соглашение о коммерческом рыболовстве. Однако по завершении рыбалки Петр Павлович был госпитализирован из-за тяжелой болезни. Без поддержки отца Виктор Астафьев остался один с новой семьей, которая не хотела о нем заботиться. Вскоре Астафьев стал бездомным. Некоторое время он жил в пустом здании бывшей парикмахерской, позже его забрали в детский дом, где его заметили директор Василий Соколов и учитель русского языка и литературы, известный сибирский поэт Игнатий Рождественский. Они видели в молодом Астафьеве потенциал будущего писателя, обращая внимание на его успехи в изучении русского языка и литературы.  
 
В детском доме В. П. Астафьев написал автобиографическое сочинение о том, как он заблудился в тайге и искал дорогу назад. Проба пера Астафьева получила название «Жив». Работа была выделена и высоко оценена Рождественским, который обычно был строг к произведениям своих учеников. Эта похвала и разбудила в юном Астафьеве жажду творчества. Именно это произведение легло в основу рассказа «Васюткино озеро» (1952). В год своего семнадцатилетия (1941) Виктор был вынужден покинуть детский дом и вернуться к отцу, получив шесть классов образования.
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Астафьев">
Файл:Teplyj-dozhd-Viktor-Astafev.jpg|Теплый дождь / Виктор Астафьев ; илл. А. Кадушкин, 1960
Файл:Poslednij-poklon-Viktor-Astafev.jpg|Последний поклон / Виктор Астафьев
Файл:Zavetnoe-Viktor-Astafev.jpg|Заветное / Виктор Астафьев
Файл:Starodub-Viktor-Astafev.jpg|Стародуб / Виктор Астафьев
Файл:Dyadya-Kuzya-kurinyj-nachalnik.jpg|Дядя Кузя — куриный начальник / Виктор Астафьев
 
</gallery></center>
 


В 1942 году В. П. Астафьев окончил железнодорожное училище ФЗО № 1, получив профессию сцепщика. Сначала он работал станционным смотрителем и составителем поездов, но вскоре, решив не оставаться в тылу во время Великой Отечественной войны, ушёл на фронт добровольно. Будущий писатель сменил два полка, пока весной 1943 года не был направлен в 92-ю гаубичную артиллерийскую бригаду, в которой служил до сентября 1944 года, когда был вынужден покинуть линию фронта из-за ранения.
В 1942 году В. П. Астафьев окончил железнодорожное училище ФЗО № 1, получив профессию сцепщика. Сначала он работал станционным смотрителем и составителем поездов, но вскоре, решив не оставаться в тылу во время Великой Отечественной войны, ушёл на фронт добровольно. Будущий писатель сменил два полка, пока весной 1943 года не был направлен в 92-ю гаубичную артиллерийскую бригаду, в которой служил до сентября 1944 года, когда был вынужден покинуть линию фронта из-за ранения.
Строка 39: Строка 52:


В 1957 году писатель продолжил журналистскую деятельность на Пермском областном радио, в 1958 году стал членом Союза писателей СССР. Тогда же был опубликован его роман «Тают снега», посвященный трудному восстановлению сельского хозяйства в послевоенном СССР на примере одной из уральских глубинок. Сотрудники местного отделения КГБ считали, что роман был проникнут «кулацким духом», из-за чего уже напечатанное произведение долгое время не допускалось на полки книжных магазинов. Семья Астафьевых тем временем жила в бедности. За помощью писатель обратился в московское отделение КГБ, где книга была окончательно одобрена. К тому времени рассказы Астафьева привлекли внимание критиков, и его произведения стали публиковаться в известных московских журналах «Новый мир» и «Молодая гвардия».  
В 1957 году писатель продолжил журналистскую деятельность на Пермском областном радио, в 1958 году стал членом Союза писателей СССР. Тогда же был опубликован его роман «Тают снега», посвященный трудному восстановлению сельского хозяйства в послевоенном СССР на примере одной из уральских глубинок. Сотрудники местного отделения КГБ считали, что роман был проникнут «кулацким духом», из-за чего уже напечатанное произведение долгое время не допускалось на полки книжных магазинов. Семья Астафьевых тем временем жила в бедности. За помощью писатель обратился в московское отделение КГБ, где книга была окончательно одобрена. К тому времени рассказы Астафьева привлекли внимание критиков, и его произведения стали публиковаться в известных московских журналах «Новый мир» и «Молодая гвардия».  
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Астафьев">
Файл:Astafev-Viktor (6).jpg|Виктор Астафьев
Файл:Astafev-Viktor (5).jpg|Где-то гремит война / Виктор Астафьев
Файл:Astafev-Viktor (2).jpg|Васюткино озеро / Астафьев В.; Худож. Дугин В.- Москва : Диафильм, 1981
Файл:Astafev-Viktor (3).jpg|Стрижонок Скрип / В. Астафьев; рисунки А. Келейникова, 1965
Файл:Zorkina-pesnya-Astafev.jpg|Зорькина песня / Виктор Астафьев
</gallery></center>


В 1950 году Астафьев по совету детской писательницы Веры Васильевны Смирновой, высоко оценившей его творчество, отправился в Москву, чтобы поступить на Высшие литературные курсы литературного института имени Горького. Она помогла Астафьеву не только на словах, но и на деле: по ее совету правление Союза писателей РСФСР направило рекомендательное письмо руководителю курсов Юрию Лаптеву. Учеба на Высших литературных курсах, которые Астафьев окончил в 1961 году, помогла ему завязать знакомства почти со всеми московскими редакциями. Писатель регулярно посещал выставки, читал произведения сокурсников, часто бывал в столичных театрах. После вдохновляющего пребывания в Москве Астафьев твердо решил покинуть Чусовой.
В 1950 году Астафьев по совету детской писательницы Веры Васильевны Смирновой, высоко оценившей его творчество, отправился в Москву, чтобы поступить на Высшие литературные курсы литературного института имени Горького. Она помогла Астафьеву не только на словах, но и на деле: по ее совету правление Союза писателей РСФСР направило рекомендательное письмо руководителю курсов Юрию Лаптеву. Учеба на Высших литературных курсах, которые Астафьев окончил в 1961 году, помогла ему завязать знакомства почти со всеми московскими редакциями. Писатель регулярно посещал выставки, читал произведения сокурсников, часто бывал в столичных театрах. После вдохновляющего пребывания в Москве Астафьев твердо решил покинуть Чусовой.
Строка 50: Строка 73:
С 1973 года публиковались рассказы писателя («Бойе», «Капля», «Не хватает сердца» и др.), которые впоследствии нашли свое место в повествовании в рассказах «Царь-рыба». Астафьев был членом редколлегии «Нашего современника», где и было впервые опубликовано произведение. Именно эта работа принесла Астафьеву всесоюзную славу, но текст подвергся жесточайшей цензуре, что вызвало у писателя отвращение к собственному произведению. Прекратить публикацию рассказов было невозможно только потому, что они уже вызвали резонанс в обществе и даже были переведены на другие языки, а также опубликованы за рубежом. Наиболее полный вариант работы, вместе с ранее изъятой главой «Норильцы», впервые был опубликован в 1993 году.
С 1973 года публиковались рассказы писателя («Бойе», «Капля», «Не хватает сердца» и др.), которые впоследствии нашли свое место в повествовании в рассказах «Царь-рыба». Астафьев был членом редколлегии «Нашего современника», где и было впервые опубликовано произведение. Именно эта работа принесла Астафьеву всесоюзную славу, но текст подвергся жесточайшей цензуре, что вызвало у писателя отвращение к собственному произведению. Прекратить публикацию рассказов было невозможно только потому, что они уже вызвали резонанс в обществе и даже были переведены на другие языки, а также опубликованы за рубежом. Наиболее полный вариант работы, вместе с ранее изъятой главой «Норильцы», впервые был опубликован в 1993 году.
С 1972 по 1982 год Виктор Петрович трудился над повестью «Зрячий посох», основой для которого послужила его переписка с критиком Александром Николаевичем Макаровым. Рассказ наполнен размышлениями Астафьева о своем творческом пути, литературном братстве и творчестве своих собратьев-писателей. В 1991 году за это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. Вскоре Астафьев увлекся драматургией и сочинил пьесу «Прости меня» (1980). Также в конце 70-х годов в репертуар Вологодского театра вошла написанная им пьеса «Черемуха».
С 1972 по 1982 год Виктор Петрович трудился над повестью «Зрячий посох», основой для которого послужила его переписка с критиком Александром Николаевичем Макаровым. Рассказ наполнен размышлениями Астафьева о своем творческом пути, литературном братстве и творчестве своих собратьев-писателей. В 1991 году за это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. Вскоре Астафьев увлекся драматургией и сочинил пьесу «Прости меня» (1980). Также в конце 70-х годов в репертуар Вологодского театра вошла написанная им пьеса «Черемуха».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Астафьев">
Файл:Babushkin-prazdnik-Astafev.jpg|Бабушкин праздник / Виктор Астафьев ; худож. Е. Шукаев, 1982
Файл:Medvedi-idut-sledom-Astafev.jpg|Медведи идут следом / Виктор Астафьев
Файл:Belogrudka-Astafev.jpg|Белогрудка / Виктор Астафьев
Файл:Vesennij-ostrov-Astafev.jpg|Весенний остров / Виктор Астафьев ; [рис. Т. Соловьевой], 1981
Файл:Kapaluha-Astafev.jpg|Капалуха / В. П. Астафьев ; худож. [[Устинов Николай Александрович|Николай Устинов]]
</gallery></center>


В 1980 году писатель решил вернуться в Красноярский край. Астафьев купил дом в родной Овсянке, куда давно мечтал вернуться. В 1984 году на экраны страны вышел фильм «Дважды рожденный», снятый по сценарию В. П. Астафьева и Е. П. Федоровского. Зимой 1986 года журнал «Октябрь» опубликовал новый роман писателя — «Печальный детектив», в котором без прикрас описывается нелегкий путь советского милиционера, анализируется прожитая им жизнь и допущенные ошибки. Роман становится точкой отсчета после многих лет работы над «деревенской» прозой. Там, где раньше была видна радость общего труда, теперь отчетливо видно глубокое социальное неблагополучие, интересовавшее писателя на заключительном этапе его карьеры. На своей малой родине Астафьев также написал более десяти рассказов, в том числе «Медвежья кровь» (1984), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986) и многие другие. Родилась и новая, третья книга «Последнего поклона», рассказывающая о взрослении Вити Потылицына, прошедшего через ужасы войны. Таким образом, конец «Последнего поклона» объединяет два главных мотива в творчестве писателя — войну и деревенскую жизнь. В 1987 году в Вологде умерла Ирина, вторая дочь Астафьева, страдавшая ишемической болезнью сердца. Писатель с супругой приютили у себя маленьких внуков.
В 1980 году писатель решил вернуться в Красноярский край. Астафьев купил дом в родной Овсянке, куда давно мечтал вернуться. В 1984 году на экраны страны вышел фильм «Дважды рожденный», снятый по сценарию В. П. Астафьева и Е. П. Федоровского. Зимой 1986 года журнал «Октябрь» опубликовал новый роман писателя — «Печальный детектив», в котором без прикрас описывается нелегкий путь советского милиционера, анализируется прожитая им жизнь и допущенные ошибки. Роман становится точкой отсчета после многих лет работы над «деревенской» прозой. Там, где раньше была видна радость общего труда, теперь отчетливо видно глубокое социальное неблагополучие, интересовавшее писателя на заключительном этапе его карьеры. На своей малой родине Астафьев также написал более десяти рассказов, в том числе «Медвежья кровь» (1984), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986) и многие другие. Родилась и новая, третья книга «Последнего поклона», рассказывающая о взрослении Вити Потылицына, прошедшего через ужасы войны. Таким образом, конец «Последнего поклона» объединяет два главных мотива в творчестве писателя — войну и деревенскую жизнь. В 1987 году в Вологде умерла Ирина, вторая дочь Астафьева, страдавшая ишемической болезнью сердца. Писатель с супругой приютили у себя маленьких внуков.
Строка 57: Строка 90:
Авторский стиль В. П. Астафьева отличается высоким уровнем автобиографичности; ему свойственна документальность и максимальная художественная достоверность. Отсюда ярко выраженный натурализм в его произведениях о войне: ещё на заре своей карьеры писатель раздражался из-за неправдоподобного описания событий, через которые он сам прошел, а потому и решил в собственном творчестве изображать войну без прикрас. И в то же время не чужд Астафьеву и лиризм, в высшей мере проявивший себя в его любимом произведении «Пастух и пастушка», где писатель, напротив, избегает батальных сцен и обращает читательское внимание на чистую и вечную любовь главных героев. Публицистичность Астафьева выражается в его потребности быть услышанным и понятым читателем: еще в предисловии к «Затесям» он писал, что поиск новых художественных средств (в его случае — обращение к забытому жанру миниатюры) продиктован необходимостью высказаться.
Авторский стиль В. П. Астафьева отличается высоким уровнем автобиографичности; ему свойственна документальность и максимальная художественная достоверность. Отсюда ярко выраженный натурализм в его произведениях о войне: ещё на заре своей карьеры писатель раздражался из-за неправдоподобного описания событий, через которые он сам прошел, а потому и решил в собственном творчестве изображать войну без прикрас. И в то же время не чужд Астафьеву и лиризм, в высшей мере проявивший себя в его любимом произведении «Пастух и пастушка», где писатель, напротив, избегает батальных сцен и обращает читательское внимание на чистую и вечную любовь главных героев. Публицистичность Астафьева выражается в его потребности быть услышанным и понятым читателем: еще в предисловии к «Затесям» он писал, что поиск новых художественных средств (в его случае — обращение к забытому жанру миниатюры) продиктован необходимостью высказаться.


В творчестве Виктора Петровича часто встречаются такие символичные образы, как образ реки, семьи, могилы, смерти, цветка. Философия как творчества, так и жизненного пути писателя сосредоточена в одной короткой фразе: «Не делайте больно миру». Астафьев любил перечитывать «Дон Кихота» М. Сервантеса, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Любимыми писателями Виктора Петровича были Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстой]], Ф. М. Достоевский. Писатель легко и быстро заводил дружбу со своими коллегами и особенно тесно общался с Евгением Носовым, Александром Макаровым и Николаем Рубцовом, у которого писатель призывает учиться «не проклинать жизнь, а облагораживать ее».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Астафьев">
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (2).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин, 1990
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (1).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (3).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (4).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (5).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин
</gallery></center>




{{#ev:youtube|https://youtu.be/irdagtjz9fA|500|center|<p style="text-align: center;">Виктор Астафьев </p> |frame}}
 
В творчестве Виктора Петровича часто встречаются такие символичные образы, как образ реки, семьи, могилы, смерти, цветка. Философия как творчества, так и жизненного пути писателя сосредоточена в одной короткой фразе: «Не делайте больно миру». Астафьев любил перечитывать «Дон Кихота» М. Сервантеса, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Любимыми писателями Виктора Петровича были Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстой]], Ф. М. Достоевский. Писатель легко и быстро заводил дружбу со своими коллегами и особенно тесно общался с [[Носов Евгений Иванович|Евгением Носовым]], Александром Макаровым и Николаем Рубцовом, у которого писатель призывает учиться «не проклинать жизнь, а облагораживать ее».
 
 
{{цитата|автор=Виктор Астафьев|…Думал я думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне, стараясь не особо-то унижать и не до небес возвышать их словом. Они были интересны мне и любимы мной такими, какие есть на самом деле.}}


==Виктор Астафьев / Книги==
==Виктор Астафьев / Книги==
Строка 73: Строка 116:
*Астафьев, В. П. Перевал : повесть. — Свердловск : Кн. изд-во, 1959. — 135 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Перевал : повесть. — Свердловск : Кн. изд-во, 1959. — 135 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Сибиряк : [рассказ]. — Пермь : Кн. изд-во, 1959. — 26 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Сибиряк : [рассказ]. — Пермь : Кн. изд-во, 1959. — 26 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Зорькина песня : рассказы / В. Астафьев ; худож. В. С. Измайлов. — Пермь : Кн. изд-во, 1960. — 113 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Зорькина песня : рассказы / Виктор Астафьев ; худож. В. С. Измайлов. — Пермь : Кн. изд-во, 1960. — 113 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Дядя Кузя — куриный начальник / А. Астафьев ; рис. А. Сурова. — Москва : Детгиз, 1961. — 59 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Дядя Кузя — куриный начальник / А. Астафьев ; рис. А. Сурова. — Москва : Детгиз, 1961. — 59 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Рассказ о любви. — Пермь : Кн. изд-во, 1961. — 57 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Рассказ о любви. — Пермь : Кн. изд-во, 1961. — 57 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ].
Строка 81: Строка 124:
*Астафьев, В. П. Весенний остров : рассказы / [ил.: Ю. Лихачев]. — Пермь : Кн. изд-во, 1964. — 263 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Весенний остров : рассказы / [ил.: Ю. Лихачев]. — Пермь : Кн. изд-во, 1964. — 263 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы. — Москва : Правда, 1964. — 48 с. — (Библиотека «Огонек» ; № 9). — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы. — Москва : Правда, 1964. — 48 с. — (Библиотека «Огонек» ; № 9). — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / [ил.: Ю. Лихачев]. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965. — 184 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / Виктор Астафьев ;[ил.: Ю. Лихачев]. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965. — 184 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Москва : [[Детская литература (издательство)|Детская литература]], 1965. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]].
*Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Москва : [[Детская литература (издательство)|Детская литература]], 1965. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]].
*Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / [ил.: С. Косенкова]. — Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1968. — 200 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / [ил.: С. Косенкова]. — Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1968. — 200 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
Строка 152: Строка 195:
*Астафьев, В. П. Васюткино озеро / В. Астафьев ; художник И. Цыганков. — Москва : АСТ, 2021. — 64 с. : ил. — (Библиотека начальной школы).
*Астафьев, В. П. Васюткино озеро / В. Астафьев ; художник И. Цыганков. — Москва : АСТ, 2021. — 64 с. : ил. — (Библиотека начальной школы).


==Виктор Астафьев / Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Виктор Астафьев / Книги в НЭБ.Дети==


*Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1965 (Москва : РГДБ, 2013). — 16 с. : ил.
*Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Текст : электронный. — Москва : [[Детская литература (издательство)|Детская литература]], 1965 (Москва : [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]], 2013). — 16 с. : ил.


==Диафильмы==
==Диафильмы==
Строка 195: Строка 238:
*Щедрина, Н. М. Солдатская правда о войне Виктора Астафьева : к 95-летию со дня рождения писателя : [военная проза В. П. Астафьева] / Нэлля Михайловна Щедрина // Литература в школе. — 2019. — № 8. — С. 33–36. — (Наши духовные ценности) (Журнал «Литература в школе» на факультете русской филологии Московского государственного областного университета) (Наука — школе).
*Щедрина, Н. М. Солдатская правда о войне Виктора Астафьева : к 95-летию со дня рождения писателя : [военная проза В. П. Астафьева] / Нэлля Михайловна Щедрина // Литература в школе. — 2019. — № 8. — С. 33–36. — (Наши духовные ценности) (Журнал «Литература в школе» на факультете русской филологии Московского государственного областного университета) (Наука — школе).
*Яновский, Н. Н. Виктор Астафьев : очерк творчества / Н. Яновский. — Москва : Советский писатель, 1982. — 272 с., 8 л. ил. — [Хранится в РГБ].
*Яновский, Н. Н. Виктор Астафьев : очерк творчества / Н. Яновский. — Москва : Советский писатель, 1982. — 272 с., 8 л. ил. — [Хранится в РГБ].
*[https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12963913 Авдохина, Т. В. Черты автобиографизма в прозе В. П. Астафьева] / Т. В. Авдохина. — Текст : электронный // Вестник Бурятского государственного университета. — 2009. — № 10. — С. 204–208.
*[https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32756640 Аксенко, О. В. Особенности языкового воплощения образа детства в произведениях В. Астафьева : (на материале повествования в рассказах «Царь-рыба» и романа «Печальный детектив»)] / О. В. Аксенко, Е. В. Сергеева. — Текст : электронный // Известия российского государственного педагогического Университета им. А. И. Герцена. — 2017. — № 184. — С. 114–123.
*[https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38467474 Букаты, Е. М. Отцы и дети в прозе В. П. Астафьева] / Е. М. Букаты. — Текст : электронный // Русский язык в поликультурном мире : сборник научных статей III Международного симпозиума (8–12 июня 2019 г.) : в 2 т. : Т. 2 / отв. ред. Е. Я. Титаренко. — Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. — С. 239–245.
*[https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23246630 Букаты, Е. М. Различные картины мира в «Царь-рыбе» В. П. Астафьева] / Е. М. Букаты. — Текст : электронный // Картина мира: модели, методы, концепты : материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых «Картина мира; язык, философия, наука» (1–3 ноября 2001 года) / под общей редакцией профессора З. И. Резановой. — Томск: Издание ТГУ, 2002. — С. 271–274.
*[https://fantlab.ru/autor5335 Виктор Астафьев.] — Текст : электронный // Лаборатория Фантастики : сайт.
*[https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36627349 Гладилина, Г. Л. В. П. Астафьев как детский писатель] / Г. Л. Гладилина. — Текст : электронный // Все произведения В. П. Астафьева. Первый период творчества (1951–1969) : энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Г. Самотик (глав. ред.), Т. Н. Садыриной ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева». — Красноярск : Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2018. — С. 65–71.
*[https://portal-kultura.ru/articles/dostoyanie/251503-ego-posledniy-poklon/ Ефремова, Д. Его последний поклон : [к 95-летию со дня рождения Виктора Астафьева (1924–2001)]] / Дарья Ефремова. — Текст : электронный // Газета «Культура» : сайт.
*[https://bibliogid.ru/archive/krug-chteniya/knigi-o-detstve/916-astafev-v-p-poslednij-poklon Малая, С. Астафьев В. П. Последний поклон] / Светлана Малая. — Текст : электронный // Библиогид : сайт.
*[https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41353256 Падерина, Л. Н. Приемы стилизации авторской речи в произведениях В. П. Астафьева] / Падерина Лариса Николаевна. — Текст : электронный // Эпоха науки. — 2019. — № 19. — С. 139–145
*[https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41201748 Полева, Е. А. Приёмы визуализации в формировании мотива искушения в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»] / Е. А. Полева. — Текст : электронный // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. — 2019. — № 3 (21). — С. 182–196.
*[https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28302218 Творчество В. П. Астафьева как воплощение национального и регионального самосознания : монография] / А. М. Ковалёва, Н. В. Лебедева, И. В. Ревенко [и др.] ; [под ред. Л. Г. Самотик (отв. ред.) и Т. Н. Садыриной] ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева». — Текст : электронный. — Красноярск : Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2016. — 314 с.


==Виктор Астафьев / Экранизации==
==Виктор Астафьев / Экранизации==
Строка 235: Строка 267:
==Музеи, памятники==
==Музеи, памятники==


*[http://biblio-ast.ru/ Библиотека-музей В. П. Астафьева] [в селе Овсянка Красноярского края] : сайт.  
*Библиотека-музей В. П. Астафьева [в селе Овсянка Красноярского края] : сайт.  


*[http://astafiev.permkrai.ru/ Литературный музей В. П. Астафьева] [в городе Чусовом Пермского края] : сайт.  
*Литературный музей В. П. Астафьева [в городе Чусовом Пермского края] : сайт.  


*[http://www.kkkm.ru/filialy-muzeya/literaturnyj-muzej/o-muzee Литературный музей имени В. П. Астафьева] [в Красноярске]. — Текст : электронный // Красноярский краевой краеведческий музей : сайт.  
*Литературный музей имени В. П. Астафьева [в Красноярске]. — Текст : электронный // Красноярский краевой краеведческий музей : сайт.  


*[http://www.kkkm.ru/filialy-muzeya/memorialnyj-kompleks-vp-astafeva/o-memorialnom-komplekse Мемориальный комплекс В. П. Астафьева] [в селе Овсянка Красноярского края]. — Текст : электронный // Красноярский краевой краеведческий музей : сайт.  
*Мемориальный комплекс В. П. Астафьева [в селе Овсянка Красноярского края]. — Текст : электронный // Красноярский краевой краеведческий музей : сайт.  


*Памятник-бюст В. П. Астафьеву во дворе школы № 46, которая носит имя писателя, в посёлке Подтёсово Енисейского района Красноярского края. Автор — К. Зимич. Установлен в 2002 году.
*Памятник-бюст В. П. Астафьеву во дворе школы № 46, которая носит имя писателя, в посёлке Подтёсово Енисейского района Красноярского края. Автор — К. Зимич. Установлен в 2002 году.
Строка 260: Строка 292:


*Мемориальная доска В. П. Астафьеву в Красноярске. Размещена на доме (Академгородок, 14), в котором писатель жил с 1980 по 2001 год. Автор — А. Тырышкин. Установлена в 2015 году.
*Мемориальная доска В. П. Астафьеву в Красноярске. Размещена на доме (Академгородок, 14), в котором писатель жил с 1980 по 2001 год. Автор — А. Тырышкин. Установлена в 2015 году.
==См. также==
*[[Богомолов Владимир Осипович]]
*[[Булычев Кир]]
*[[Вампилов Александр Валентинович]]
*[[Гайдар Аркадий Петрович]]
*[[Драгунский Виктор Юзефович]]
*[[Житков Борис Степанович]]
*[[Каверин Вениамин Александрович]]
*[[Кассиль Лев Абрамович]]
*[[Коковин Евгений Степанович]]
*[[Лебеденко Пётр Васильевич]]
*[[Мелентьев Виталий Григорьевич]]
*[[Носов Евгений Иванович]]
*[[Олеша Юрий Карлович]]
*[[Полевой Борис Николаевич]]


[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]