Хармс Даниил Иванович: различия между версиями

Нет описания правки
 
(не показано 17 промежуточных версий 2 участников)
Строка 38: Строка 38:
Весной 1925 года Хармс вошел в «Орден заумников DSO», основанным поэтом А. В. Туфановым, почитателем и продолжателем В. Хлебникова. Через Туфанова познакомился с [[Введенский Александр Иванович|А. И. Введенским]]. С ним Хармса связала прочная дружба. А. Введенский ввел Хармса в свой круг общения, познакомив с Л. С. Липавским и Я. С. Друскиным, выпускниками философского отделения факультета общественных наук ЛГУ. Они отказались отречься от своего учителя, философа Н. О. Лооского, высланного в 1922 году из СССР на «философском пароходе» и были продолжателями его идей о самоценности личности и интуитивном знании. Около пятнадцати лет Л. Липавский и Я. Друскин были в числе первых слушателей Д. Хармса, дружба с ними оказала большое влияние на его мировоззрение. Вскоре ими было создано дружеское сообщество «Чинари», где обсуждались вопросы поэзии, философии и психологии, устраивались спиритические сеансы.
Весной 1925 года Хармс вошел в «Орден заумников DSO», основанным поэтом А. В. Туфановым, почитателем и продолжателем В. Хлебникова. Через Туфанова познакомился с [[Введенский Александр Иванович|А. И. Введенским]]. С ним Хармса связала прочная дружба. А. Введенский ввел Хармса в свой круг общения, познакомив с Л. С. Липавским и Я. С. Друскиным, выпускниками философского отделения факультета общественных наук ЛГУ. Они отказались отречься от своего учителя, философа Н. О. Лооского, высланного в 1922 году из СССР на «философском пароходе» и были продолжателями его идей о самоценности личности и интуитивном знании. Около пятнадцати лет Л. Липавский и Я. Друскин были в числе первых слушателей Д. Хармса, дружба с ними оказала большое влияние на его мировоззрение. Вскоре ими было создано дружеское сообщество «Чинари», где обсуждались вопросы поэзии, философии и психологии, устраивались спиритические сеансы.


Через некоторое время Д. Хармс и А. Введенский отошли от А. В. Туфанова и организовали группу под названием «Левый фланг». Весной 1926 года на поэтическом вечере они познакомились с Н. А. Заболоцким.
Через некоторое время Д. Хармс и А. Введенский отошли от А. В. Туфанова и организовали группу под названием «Левый фланг». Весной 1926 года на поэтическом вечере они познакомились с [[Заболоцкий Николай Алексеевич|Н. А. Заболоцким]].
Первой публикацией Д. И. Хармса стало стихотворение «Чинарь-взиральник (случай на железной дороге)» (1926). В 1927 году в поэтическом сборнике «Костер» был опубликован «Стих Петра-Яшкина-Коммуниста», при этом цензор убрал из текста слово «коммуниста».
Первой публикацией Д. И. Хармса стало стихотворение «Чинарь-взиральник (случай на железной дороге)» (1926). В 1927 году в поэтическом сборнике «Костер» был опубликован «Стих Петра-Яшкина-Коммуниста», при этом цензор убрал из текста слово «коммуниста».


Строка 59: Строка 59:


В марте 1928 года Д. И. Хармс заключил брак с Эстер Русаковой, фактически продлившийся лишь до конца 1929 года. Через несколько дней после свадьбы он был призван на краткосрочную военную службу. Как сугубо штатский человек, он постарался от нее освободиться. (Позже в своем дневнике он записал: «Если государство уподобить человеческому организму, то в случае войны, я хотел бы жить в пятке».) Д. Хармс продолжил вести активную литературную жизнь. Вечерами часто гулял с друзьями по Невскому, эксцентрично одетый в английском стиле в клетчатый пиджак и короткие брюки с гетрами, в жокейскую кепку, с дымящейся трубкой во рту. Иногда (по случаю праздника) головной убор сменялся на котелок, пекарский колпак или пилотку с ослиными ушами.
В марте 1928 года Д. И. Хармс заключил брак с Эстер Русаковой, фактически продлившийся лишь до конца 1929 года. Через несколько дней после свадьбы он был призван на краткосрочную военную службу. Как сугубо штатский человек, он постарался от нее освободиться. (Позже в своем дневнике он записал: «Если государство уподобить человеческому организму, то в случае войны, я хотел бы жить в пятке».) Д. Хармс продолжил вести активную литературную жизнь. Вечерами часто гулял с друзьями по Невскому, эксцентрично одетый в английском стиле в клетчатый пиджак и короткие брюки с гетрами, в жокейскую кепку, с дымящейся трубкой во рту. Иногда (по случаю праздника) головной убор сменялся на котелок, пекарский колпак или пилотку с ослиными ушами.
В составе ОБЭРИУ произошли изменения: Н. А. Заболоцкий в связи с творческими разногласиями отошел от группы. К ним присоединился юный поэт [[Владимиров Юрий Дмитриевич|Ю. Д. Владимиров]](1908–1931). 1 апреля 1930 года он вместе с Д. Хармсом и Д. Левиным принял участие в поэтическом вечере в общежитии ЛГУ. Стены зала были украшены обэриутскими лозунгами «Мы не пироги», «Шли ступеньки мимо кваса» и др. Студенты были возмущены, выступающих назвали контрреволюционерами. В газете «Смена» появилась разгромная статья. Поэзия обэриутов была названа в ней бессмысленной, заумным жонглерством и уходом от жизни, протестом против диктатуры пролетариата. «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага» — говорилось в статье «Реакционное жонглерство», подписанной псевдонимом Л. Нильвич. (По разным версиям, под ним скрывались журналист Л. Никольский либо социолог, сотрудник ОГПУ Е. Е. Сно). Дружный отпор «контрреволюционерам» дали и другие советские издания. После этого Хармс и его друзья уже не имели возможности ни публиковать свои произведения для взрослого читателя, ни выступать с ними.
В составе ОБЭРИУ произошли изменения: Н. А. Заболоцкий в связи с творческими разногласиями отошел от группы. К ним присоединился юный поэт [[Владимиров Юрий Дмитриевич|Ю. Д. Владимиров]](1908–1931). 1 апреля 1930 года он вместе с Д. Хармсом и Д. Левиным принял участие в поэтическом вечере в общежитии ЛГУ. Стены зала были украшены обэриутскими лозунгами «Мы не пироги», «Шли ступеньки мимо кваса» и др. Студенты были возмущены, выступающих назвали контрреволюционерами. В газете «Смена» появилась разгромная статья. Поэзия обэриутов была названа в ней бессмысленной, заумным жонглерством и уходом от жизни, протестом против диктатуры пролетариата. «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага» — говорилось в статье «Реакционное жонглерство», подписанной псевдонимом Л. Нильвич. (По разным версиям, под ним скрывались журналист Л. Никольский либо социолог, сотрудник ОГПУ Е. Е. Сно). Дружный отпор «контрреволюционерам» дали и другие советские издания. После этого Хармс и его друзья уже не имели возможности ни публиковать свои произведения для взрослого читателя, ни выступать с ними.


В те годы многие писатели обратились к созданию книг для детей. Их привлекали огромные тиражи и отсутствие сильного идейного давления со стороны властей. В 1927 году [[Олейников Николай Макарович|Н. М. Олейниковым]] и [[Житков Борис Степанович|Б. С. Житковым]] была создана «Ассоциация писателей детской литературы». В числе других в нее вошли Д. Хармс, А. Введенский и Н. Заболоцкий. [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршак]] пригласил их к сотрудничеству с Детской редакцией Госиздата. Для Хармса и Введенского это стало единственной возможностью литературного заработка.
В те годы многие писатели обратились к созданию книг для детей. Их привлекали огромные тиражи и отсутствие сильного идейного давления со стороны властей. В 1927 году [[Олейников Николай Макарович|Н. М. Олейниковым]] и [[Житков Борис Степанович|Б. С. Житковым]] была создана «Ассоциация писателей детской литературы». В числе других в нее вошли Д. Хармс, А. Введенский и Н. Заболоцкий. [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршак]] пригласил их к сотрудничеству с Детской редакцией Госиздата. Для Хармса и Введенского это стало единственной возможностью литературного заработка.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Даниил Хармс">
Файл:12-povarov-Harms (1).jpg|12 поваров / Д. Хармс ; худож. Ф. Лемкуль
Файл:12-povarov-Harms (5).jpg|12 поваров / Д. Хармс ; худож. Ф. Лемкуль
Файл:12-povarov-Harms (3).jpg|12 поваров / Д. Хармс ; худож. Ф. Лемкуль
Файл:12-povarov-Harms (4).jpg|12 поваров / Д. Хармс ; худож. Ф. Лемкуль
Файл:12-povarov-Harms (2).jpg|12 поваров / Д. Хармс ; худож. Ф. Лемкуль
</gallery></center>
Обэриутов связывали с [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршаком]] дружеские отношения. В записной книжке за 1929 год Хармс назвал его своим «учителем, наряду с Введенским и Хлебниковым». Литературовед А. А. Кобринский писал, что «Маршак <…> уловил в обэриутских стихах ритмичность, игровое начало, прекрасное фонетическое чутье — словом, то, что в первую очередь воспринимается детьми. Он понял, что всё то, за что ругали обэриутов (заумь, «чрезмерное» внимание к форме, словотворчество и т. п.), превратится в безусловный плюс, будучи примененным в детской литературе».
Обэриутов связывали с [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршаком]] дружеские отношения. В записной книжке за 1929 год Хармс назвал его своим «учителем, наряду с Введенским и Хлебниковым». Литературовед А. А. Кобринский писал, что «Маршак <…> уловил в обэриутских стихах ритмичность, игровое начало, прекрасное фонетическое чутье — словом, то, что в первую очередь воспринимается детьми. Он понял, что всё то, за что ругали обэриутов (заумь, «чрезмерное» внимание к форме, словотворчество и т. п.), превратится в безусловный плюс, будучи примененным в детской литературе».


С 1928 года начал выходить журнал для юных пионеров «Ёж», ответственным редактором которого был Н. М. Олейников, близкий друг Хармса и Введенского, а с 1930 года — журнал для младших школьников «Чиж». В первом же номере «Ежа» были напечатаны рассказ Д. Хармса «Озорная пробка» и стихотворение «Иван Иваныч Самовар», ставшее первым опубликованным детским стихотворением писателя. Во втором номере журнала было опубликовано стихотворение Д. Хармса «Иван Топорышкин».
С 1928 года начал выходить журнал для юных пионеров «Ёж», ответственным редактором которого был Н. М. Олейников, близкий друг Хармса и Введенского, а с 1930 года — журнал для младших школьников «Чиж». В первом же номере «Ежа» были напечатаны рассказ Д. Хармса «Озорная пробка» и стихотворение «Иван Иваныч Самовар», ставшее первым опубликованным детским стихотворением писателя. Во втором номере журнала было опубликовано стихотворение Д. Хармса «Иван Топорышкин».
В круг общения Хармса в годы работы в Детской редакции наряду с многими другими вошли Б. С. Житков, Е. Л. Шварц, музыкальный критик И. И. Соллертинский и искусствовед Н. И. Харджиев, который позднее писал: «Хармс, кажется, написал всего шесть детских книг и очень хороших — он не любил этого, но не мог писать плохо». В 1928 году в Детгизе были изданы три его книжки: «О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил», «Озорная пробка» и «Театр». В последующие несколько лет вышли: «О том, как старушка чернила покупала» (1929), отдельное издание «Ивана Иваныча Самовара» (1929), «О том, как папа застрелил мне хорька» (1930), «Миллион» (1931).
 
К. И. Чуковский в 3-ем издании книги «Маленькие дети» высоко оценил его стихи для детей: «В этой области замечательны опыты молодого поэта Даниила Хармса, который возвел такое словесное озорство в систему и, благодаря ему, достигает порою значительных чисто-литературных эффектов, к которым дети относятся с беззаветным сочувствием.
В круг общения Хармса в годы работы в Детской редакции наряду с многими другими вошли Б. С. Житков, [[Шварц Евгений Львович|Е. Л. Шварц]], музыкальный критик И. И. Соллертинский и искусствовед Н. И. Харджиев, который позднее писал: «Хармс, кажется, написал всего шесть детских книг и очень хороших — он не любил этого, но не мог писать плохо». В 1928 году в Детгизе были изданы три его книжки: «О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил», «Озорная пробка» и «Театр». В последующие несколько лет вышли: «О том, как старушка чернила покупала» (1929), отдельное издание «Ивана Иваныча Самовара» (1929), «О том, как папа застрелил мне хорька» (1930), «Миллион» (1931).
 
[[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковский]] в 3-ем издании книги «Маленькие дети» высоко оценил его стихи для детей: «В этой области замечательны опыты молодого поэта Даниила Хармса, который возвел такое словесное озорство в систему и, благодаря ему, достигает порою значительных чисто-литературных эффектов, к которым дети относятся с беззаветным сочувствием.




Строка 75: Строка 90:
Файл:Harms (10).jpg|Во-первых и во-вторых / Даниил Хармс, 1929
Файл:Harms (10).jpg|Во-первых и во-вторых / Даниил Хармс, 1929
Файл:Harms (9).jpg|Иван Иваныч Самовар / Даниил Хармс, 1929
Файл:Harms (9).jpg|Иван Иваныч Самовар / Даниил Хармс, 1929
Файл:Harms (6).jpg|О том, как старушка чернила покупала / Д. Хармс; рис. и обл. Э. Криммер, 1929
Файл:Harms (5).jpg|Во-первых и во-вторых / Хармс Д.; Худож. [[Монин Евгений Григорьевич|Монин Е.]], [[Перцов Владимир Валерьевич|Перцов В.]]- Диафильм, 1970
Файл:Harms (11).jpg|Иван Топорышкин / Даниил Хармс; худ. Анатолий Елисеев, 2015
</gallery></center>
</gallery></center>


Строка 84: Строка 96:
Одним из лучших памятников такой словесной игры является его «Иван Иваныч Самовар», где всему повествованию придана такая смехотворно-однообразная (и очень детская) форма. <…> Я отнюдь не говорю, что детские писатели непременно должны заниматься таким озорством, забыв о всяких других литературных задачах (это было бы ужасно и привело бы к деградации детской поэзии), я только хотел бы, чтобы педагоги признали наше законное право на подобные словесные игры, очень близкие детской психике».
Одним из лучших памятников такой словесной игры является его «Иван Иваныч Самовар», где всему повествованию придана такая смехотворно-однообразная (и очень детская) форма. <…> Я отнюдь не говорю, что детские писатели непременно должны заниматься таким озорством, забыв о всяких других литературных задачах (это было бы ужасно и привело бы к деградации детской поэзии), я только хотел бы, чтобы педагоги признали наше законное право на подобные словесные игры, очень близкие детской психике».
Летом 1928 года Хармс с друзьями работали над переводами сказок братьев Гримм, но книга так и не вышла. Текст пьесы «Зимняя прогулка», написанной в соавторстве с И. Бахтеревым, до нас не дошел, драматическая поэма «Гвидон» сохранилась только в черновом варианте. Весной следующего года окончилась неудачей попытка издания альманаха «Ванна Архимеда», в число авторов которого, наряду с обэриутами и В. Хлебниковым должны были войти формалисты [[Каверин Вениамин Александрович|В. А. Каверин]], Л. И. Добычин, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, [[Олеша Юрий Карлович|Ю. К. Олеша]] и др. Альманах создавался «под знаком литературного изобретательства и экспериментаторства» и должен был объединить представителей левых сил в разных видах искусства.
Летом 1928 года Хармс с друзьями работали над переводами сказок братьев Гримм, но книга так и не вышла. Текст пьесы «Зимняя прогулка», написанной в соавторстве с И. Бахтеревым, до нас не дошел, драматическая поэма «Гвидон» сохранилась только в черновом варианте. Весной следующего года окончилась неудачей попытка издания альманаха «Ванна Архимеда», в число авторов которого, наряду с обэриутами и В. Хлебниковым должны были войти формалисты [[Каверин Вениамин Александрович|В. А. Каверин]], Л. И. Добычин, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, [[Олеша Юрий Карлович|Ю. К. Олеша]] и др. Альманах создавался «под знаком литературного изобретательства и экспериментаторства» и должен был объединить представителей левых сил в разных видах искусства.
Зимой 1931 года Хармс много читал, изучал труды по магии и оккультным наукам, интересовался картами Таро, ивритом. Интерес к мистике всегда сочетался в нем с глубокой религиозностью. В дневниках и записных книжках Д. Хармс постоянно обращался к Богу с просьбами и «литературными молитвами». Но когда в октябре 1931 года от скоротечной чахотки скончался самый молодой из обэриутов, поэт Юрий Владимиров, Хармс не был ни на панихиде, ни на отпевании, пояснив Л. Пантелееву, что он «никогда никого не провожает». Позже Д. Хармс, по всей видимости, изменил свои взгляды, поскольку в мае 1935 года принял участие в гражданской панихиде и похоронах К. С. Малевича. Памяти художника Хармс посвятил стихотворение «На смерть Казимира Малевича».
Зимой 1931 года Хармс много читал, изучал труды по магии и оккультным наукам, интересовался картами Таро, ивритом. Интерес к мистике всегда сочетался в нем с глубокой религиозностью. В дневниках и записных книжках Д. Хармс постоянно обращался к Богу с просьбами и «литературными молитвами». Но когда в октябре 1931 года от скоротечной чахотки скончался самый молодой из обэриутов, поэт Юрий Владимиров, Хармс не был ни на панихиде, ни на отпевании, пояснив Л. Пантелееву, что он «никогда никого не провожает». Позже Д. Хармс, по всей видимости, изменил свои взгляды, поскольку в мае 1935 года принял участие в гражданской панихиде и похоронах К. С. Малевича. Памяти художника Хармс посвятил стихотворение «На смерть Казимира Малевича».
Обстановка в стране изменилась, публичные выступления Д. Хармса и его друзей уступили место вечерам в домах их близких и знакомых: П. Калашникова, Л. Липавского, Б. Житкова и др. Собравшиеся читали стихи, обсуждали различные вопросы, в том числе политические.
Обстановка в стране изменилась, публичные выступления Д. Хармса и его друзей уступили место вечерам в домах их близких и знакомых: П. Калашникова, Л. Липавского, Б. Житкова и др. Собравшиеся читали стихи, обсуждали различные вопросы, в том числе политические.


В декабре 1931 года Д. Хармс, А. Введенский, И. Бахтерев и другие были арестованы. Хармсу, «врагу советской власти и монархисту по убеждению», вменялась в вину организация антисоветской группировки писателей, распространяющей свои нелегальные сочинения. Кроме того, сотрудничая с Детской редакцией Госиздата, он якобы «сочинял и протаскивал в детскую литературу политически враждебные идеи», используя «заумь» для зашифровки агитационных материалов. У арестованных была изъята переписка, книги и рукописи. Д. Хармс был осужден и приговорен по статье 58-10 к трем годам исправительных лагерей. По ходатайству его отца, бывшего политкаторжанина и народовольца, приговор был изменен на высылку. В июле 1932 года Хармс отправился в Курск, где уже поселился высланный А. Введенский. На фоне безденежья и плохого питания у Д. Хармса начались проблемы со здоровьем, он подозревал у себя туберкулез. Общение с директором туберкулезного диспансера доктором И. Б. Шейндельсом помогло Хармсу пережить непростое время, особенно после перевода Введенского в Вологду. Во время высылки им были написаны рассказы «Я один…» и «Мы жили в двух комнатах…», стихотворение «Трава» (не сохранилось) и др. «В октябре 1932 года Д. Хармсу удалось прервать высылку и вернуться в Ленинград. Он продолжил писать «в стол», без надежды на публикацию. Материальное положение его оставалось сложным, детские книги выходили в небольшом количестве. Весной появилась возможность подрабатывать выступлениями в школах, библиотеках, клубах. Дети его обожали. Н. В. Гернет, заведующая редакцией «Чижа», вспоминала, что как-то «…в пионерлагере после его выступления все слушатели встали и пошли за ним, как за Гаммельнским крысоловом, до самого поезда…».  
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Даниил Хармс">
Файл:Harms (6).jpg|О том, как старушка чернила покупала / Д. Хармс; рис. и обл. Э. Криммер, 1929
Файл:Harms (5).jpg|Во-первых и во-вторых / Хармс Д.; Худож. [[Монин Евгений Григорьевич|Монин Е.]], [[Перцов Владимир Валерьевич|Перцов В.]]- Диафильм, 1970
Файл:Ivan-Toporyshkin.jpg|Иван Топорышкин : скороговорка / Даниил Хармс ; худож. Б. Г. Крейцер, 1973
Файл:Harms (11).jpg|Иван Топорышкин / Даниил Хармс; худ. Анатолий Елисеев, 2015
</gallery></center>
 
 
В декабре 1931 года Д. Хармс, А. Введенский, И. Бахтерев и другие были арестованы. Хармсу, «врагу советской власти и монархисту по убеждению», вменялась в вину организация антисоветской группировки писателей, распространяющей свои нелегальные сочинения. Кроме того, сотрудничая с Детской редакцией Госиздата, он якобы «сочинял и протаскивал в детскую литературу политически враждебные идеи», используя «заумь» для зашифровки агитационных материалов. У арестованных была изъята переписка, книги и рукописи. Д. Хармс был осужден и приговорен по статье 58-10 к трем годам исправительных лагерей. По ходатайству его отца, бывшего политкаторжанина и народовольца, приговор был изменен на высылку. В июле 1932 года Хармс отправился в Курск, где уже поселился высланный А. Введенский. На фоне безденежья и плохого питания у Д. Хармса начались проблемы со здоровьем, он подозревал у себя туберкулез. Общение с директором туберкулезного диспансера доктором И. Б. Шейндельсом помогло Хармсу пережить непростое время, особенно после перевода Введенского в Вологду. Во время высылки им были написаны рассказы «Я один…» и «Мы жили в двух комнатах…», стихотворение «Трава» (не сохранилось) и др.  
 
«В октябре 1932 года Д. Хармсу удалось прервать высылку и вернуться в Ленинград. Он продолжил писать «в стол», без надежды на публикацию. Материальное положение его оставалось сложным, детские книги выходили в небольшом количестве. Весной появилась возможность подрабатывать выступлениями в школах, библиотеках, клубах. Дети его обожали. [[Гернет Нина Владимировна|Н. В. Гернет]], заведующая редакцией «Чижа», вспоминала, что как-то «…в пионерлагере после его выступления все слушатели встали и пошли за ним, как за Гаммельнским крысоловом, до самого поезда…».  
 
20 ноября 1932 года Д. Хармс и А. Введенский посетили юбилейную выставку в Русском музее «Художники РСФСР за XV лет». На ней можно было увидеть картины П. Н. Филонова, К. С. Малевича и другие произведения авангардного искусства.
20 ноября 1932 года Д. Хармс и А. Введенский посетили юбилейную выставку в Русском музее «Художники РСФСР за XV лет». На ней можно было увидеть картины П. Н. Филонова, К. С. Малевича и другие произведения авангардного искусства.
В 1933–1934 годах Д. И. Хармс вместе А. И. Введенским, Я. С. Друскиным, Н. А. Заболоцким, Н. М. Олейниковым и др. принимал участие во встречах на Гатчинской улице у Л. С. и Т. А. Липавских. Сообщество писателей и философов получило название «Кружок малограмотных ученых». Их разговоры были записаны и позже опубликованы Л. С. Липавским.
В 1933–1934 годах Д. И. Хармс вместе А. И. Введенским, Я. С. Друскиным, Н. А. Заболоцким, Н. М. Олейниковым и др. принимал участие во встречах на Гатчинской улице у Л. С. и Т. А. Липавских. Сообщество писателей и философов получило название «Кружок малограмотных ученых». Их разговоры были записаны и позже опубликованы Л. С. Липавским.
Строка 102: Строка 127:


16 июля 1934 года второй женой Д. И. Хармса стала Марина Владимировна Малич. Ей он посвятил созданный в 1934–1939 годах рукописный сборник коротких рассказов и сценок «Случаи». Миниатюры и рассказы из этого сборника начали расходиться в самиздате только в 60-е годы, немногие из них были опубликованы в советских изданиях в 70-е. Полностью цикл «Случаи» был напечатан в четырехтомном издании сочинений Хармса под редакцией М. Мейлаха и В. Эрля в ФРГ в 1978–1988 годах. Цикл «Случаи» и повесть «Старуха» (1939) стали наиболее крупными прозаическими произведениями Д. Хармса. Кроме того, в 30-е годы писателем был создан цикл «Голубая тетрадь» и отдельные рассказы.
16 июля 1934 года второй женой Д. И. Хармса стала Марина Владимировна Малич. Ей он посвятил созданный в 1934–1939 годах рукописный сборник коротких рассказов и сценок «Случаи». Миниатюры и рассказы из этого сборника начали расходиться в самиздате только в 60-е годы, немногие из них были опубликованы в советских изданиях в 70-е. Полностью цикл «Случаи» был напечатан в четырехтомном издании сочинений Хармса под редакцией М. Мейлаха и В. Эрля в ФРГ в 1978–1988 годах. Цикл «Случаи» и повесть «Старуха» (1939) стали наиболее крупными прозаическими произведениями Д. Хармса. Кроме того, в 30-е годы писателем был создан цикл «Голубая тетрадь» и отдельные рассказы.
В 1935 году была написана пьеса для детей «Цирк Шардам». В «Чиже» опубликовали вольный пересказ книги немецкого писателя Вильгельма Буша «Плих и Плюх»(1936). В следующем году «Плих и Плюх» вышли отдельным изданием. В целом его книги для детей издавались редко, а гонорары задерживали. Причиной этому стало опубликованное в марте 1937 года в журнале «Чиж» стихотворение «Из дома вышел человек...» После этого произведения Д. Хармса окончательно перестали печатать. Положение с деньгами стало катастрофическим. В его дневнике появилась запись: «Пришло время еще более ужасное для меня. В Детиздате придрались к каким-то моим стихам и начали меня травить. Меня прекратили печатать. Мне не выплачивают деньги, мотивируя какими-то случайными задержками. Я чувствую, что там происходит что-то тайное, злое. Нам нечего есть. Мы страшно голодаем».
В 1935 году была написана пьеса для детей «Цирк Шардам». В «Чиже» опубликовали вольный пересказ книги немецкого писателя Вильгельма Буша «Плих и Плюх»(1936). В следующем году «Плих и Плюх» вышли отдельным изданием. В целом его книги для детей издавались редко, а гонорары задерживали. Причиной этому стало опубликованное в марте 1937 года в журнале «Чиж» стихотворение «Из дома вышел человек...» После этого произведения Д. Хармса окончательно перестали печатать. Положение с деньгами стало катастрофическим. В его дневнике появилась запись: «Пришло время еще более ужасное для меня. В Детиздате придрались к каким-то моим стихам и начали меня травить. Меня прекратили печатать. Мне не выплачивают деньги, мотивируя какими-то случайными задержками. Я чувствую, что там происходит что-то тайное, злое. Нам нечего есть. Мы страшно голодаем».


Строка 123: Строка 149:


После известия об аресте Д. Хармса Яков Друскин сумел спасти большую часть его архива. Он пришел с М. Малич в разбомбленный дом, собрал рукописи в чемоданчик и перенес их в квартиру брата. Для истощенного жителя блокадного города это было настоящим подвигом. Я. Друскин хранил архив своего друга долгие годы, сохраняя надежду на то, что Д. И. Хармс мог чудом остаться в живых. В 60-е годы он предоставил архив для изучения исследователями, а позднее передал его в Государственную Публичную библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне Российская национальная библиотека) и в рукописный отдел Института русской литературы.
После известия об аресте Д. Хармса Яков Друскин сумел спасти большую часть его архива. Он пришел с М. Малич в разбомбленный дом, собрал рукописи в чемоданчик и перенес их в квартиру брата. Для истощенного жителя блокадного города это было настоящим подвигом. Я. Друскин хранил архив своего друга долгие годы, сохраняя надежду на то, что Д. И. Хармс мог чудом остаться в живых. В 60-е годы он предоставил архив для изучения исследователями, а позднее передал его в Государственную Публичную библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне Российская национальная библиотека) и в рукописный отдел Института русской литературы.
{{#ev:youtube|https://youtu.be/nTBO9F_9YxE|500|center|<p style="text-align: center;">Даниил Хармс</p>|frame}}


==Даниил Хармс / Книги==
==Даниил Хармс / Книги==
Строка 149: Строка 170:
*Хармс, Д. И. О том, как папа застрелил мне хорька / Даниил Хармс ; рис. Ю. Васнецова. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930. — [10] с. :ил. — [Хранится в РГБ].
*Хармс, Д. И. О том, как папа застрелил мне хорька / Даниил Хармс ; рис. Ю. Васнецова. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930. — [10] с. :ил. — [Хранится в РГБ].
   
   
*Хармс, Д. И. Игра : [стихи] / Даниил Хармс ; тит. л.: В. К[онашевич]. — Москва : Гос. изд-во, 1930. — [10] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Хармс, Д. И. Игра : [стихи] / Даниил Хармс ; тит. л.: [[Конашевич Владимир Михайлович|В. Конашевич]]. — Москва : Гос. изд-во, 1930. — [10] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
   
   
*Песня-молния сборник : [для детей] / А. Введенский, С. Кирсанов, С. Маршак, В. Маяковский, Б. Уральский, Д. Хармс, Э. Эмден ; обл. Д. Штеренберга ; рис. В. Ивановой. — Москва ; Ленинград: Гос. изд-во, 1930.— 32 с. : ил. — [Хранится в РНБ].
*Песня-молния сборник : [для детей] / А. Введенский, С. Кирсанов, С. Маршак, В. Маяковский, Б. Уральский, Д. Хармс, [[Эмден Эсфирь Моисеевна|Э. Эмден]] ; обл. Д. Штеренберга ; рис. В. Ивановой. — Москва ; Ленинград: Гос. изд-во, 1930.— 32 с. : ил. — [Хранится в РНБ].
   
   
*Хармс, Д. И. Миллион / Даниил Хармс ; рис. В. Конашевича. —Ленинград : Огиз Молодая гвардия, 1931. —11 с. : ил. — [Хранится в Фонде редкой книги РГДБ].
*Хармс, Д. И. Миллион / Даниил Хармс ; рис. В. Конашевича. —Ленинград : Огиз Молодая гвардия, 1931. —11 с. : ил. — [Хранится в Фонде редкой книги РГДБ].
Строка 157: Строка 178:
*Хармс, Д. И. Игра / рисовали М. Митурич и И. В. Бруни]. — Москва : Детский мир, 1962. — 26 с. : ил. — [Хранится в Фонде редкой книги РГДБ].
*Хармс, Д. И. Игра / рисовали М. Митурич и И. В. Бруни]. — Москва : Детский мир, 1962. — 26 с. : ил. — [Хранится в Фонде редкой книги РГДБ].
   
   
*Хармс, Д. И. Что это было? / Д. И. Хармс ; сост. и послесл. Н. Халатова ; худож. Ф. Лемкуль. — Москва : Малыш, 1967. — 94 с. : ил.
*Хармс, Д. И. Что это было? / Д. И. Хармс ; сост. и послесл. Н. Халатова ; худож. [[Лемкуль Фёдор Викторович|Ф. Лемкуль]]. — Москва : Малыш, 1967. — 94 с. : ил.
   
   
*Хармс, Д. И. 12 поваров : [стихи] : [для мл. школьного возраста] / [ил.: Ф. Лемкуль]. — Москва : Малыш, 1972. — [24] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Хармс, Д. И. 12 поваров : [стихи] : [для мл. школьного возраста] / [ил.: Ф. Лемкуль]. — Москва : Малыш, 1972. — [24] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
Строка 341: Строка 362:
*Хармс, Д. И. Иван Иваныч Самовар / Даниил Хармс ; [художник И. Н. Приходкин]. —Москва : Фламинго, 2020. — [14] с. : ил. — (Весёлые стихи). — [Хранится в РГБ].
*Хармс, Д. И. Иван Иваныч Самовар / Даниил Хармс ; [художник И. Н. Приходкин]. —Москва : Фламинго, 2020. — [14] с. : ил. — (Весёлые стихи). — [Хранится в РГБ].


==Книги Д. И. Хармса в Национальной электронной детской библиотеке==
==Даниил Хармс / Книги в НЭБ.Дети==


*Радлов, Н. Э. Рассказы в картинках / Н. Радлов ; [сост. Н. Гернет и Р. Жуковская ; текст Д. Хармс, Н. Гернет, Н. Дилакторская. — Текст : электронный. — Ленинград : Лендетиздат ЦК ВЛКСМ, 1937 (Москва : РГДБ, 2013). — 42 с. : ил.
*Радлов, Н. Э. Рассказы в картинках / Н. Радлов ; [сост. Н. Гернет и Р. Жуковская ; текст Д. Хармс, Н. Гернет, Н. Дилакторская. — Текст : электронный. — Ленинград : Лендетиздат ЦК ВЛКСМ, 1937 (Москва : РГДБ, 2013). — 42 с. : ил.
Строка 429: Строка 450:
*Рисунки Хармса / [сост.: Ю. С. Александров]. — Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. — 335 с. : ил.
*Рисунки Хармса / [сост.: Ю. С. Александров]. — Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. — 335 с. : ил.
   
   
*Сахарнов, С. Дан шардам, или история необыкновенной жизни : об издании книги о Д. Хармсе] / С. Сахарнов // Детская литература. — 2001. — № 5–6 — С. 106.
*Сахарнов, С. Дан шардам, или история необыкновенной жизни : об издании книги о Д. Хармсе] / [[Сахарнов Святослав Владимирович|С. Сахарнов]] // Детская литература. — 2001. — № 5–6 — С. 106.
   
   
*Смирнов-Охтин, И. Пушкин, Хармс и другие / правдописцы: Игорь Смирнов-Охтин, Митя Шагин. — Москва : Новое лит. обозрение, 2009. — 111 с. : ил.
*Смирнов-Охтин, И. Пушкин, Хармс и другие / правдописцы: Игорь Смирнов-Охтин, Митя Шагин. — Москва : Новое лит. обозрение, 2009. — 111 с. : ил.
Строка 452: Строка 473:
   
   
*Янышев, С. Даниил Хармс (Даниил Иванович Ювачев) : (1905–1942) / С. Янышев // Антология мировой детской литературы. Т. 8. — Москва : АВАНТА+. — 2003. —С. 109–111.
*Янышев, С. Даниил Хармс (Даниил Иванович Ювачев) : (1905–1942) / С. Янышев // Антология мировой детской литературы. Т. 8. — Москва : АВАНТА+. — 2003. —С. 109–111.
*[http://www.d-harms.ru Даниил Хармс.] — Текст : электронный // Даниил Хармс : сайт.
*[https://www.labirint.ru/authors/12875 Хармс Даниил Иванович.] — Текст : электронный // Лабиринт : сайт.
*[https://www.livelib.ru/author/20847-daniil-harms Даниил Хармс.] — Текст : электронный // LiveLib : портал.


==Даниил Хармс / Экранизации==
==Даниил Хармс / Экранизации==
Строка 513: Строка 529:
   
   
*Шляпа / The Hat. Художественный фильм. Режиссер Александр Соловьёв. Великобритания, 2010.
*Шляпа / The Hat. Художественный фильм. Режиссер Александр Соловьёв. Великобритания, 2010.
==См. также==
*[[Аверченко Аркадий Тимофеевич]]
*[[Житков Борис Степанович]]
*[[Зощенко Михаил Михайлович]]
*[[Куприн Александр Иванович]]
*[[Маршак Самуил Яковлевич]]
*[[Тэффи]]
*[[Чёрный Саша]]


[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]

Навигация