44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 12 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 45: | Строка 45: | ||
Весной 1926 года В. Беляев окончил ФЗУ, получил удостоверение литейщика пятого разряда и направление в Бердянск на Первомайский завод сельскохозяйственного машиностроения. На перрон бердянского вокзала он сошёл лишь с фанерным чемоданом и жестяным чайником. Первые дни в литейном цехе были очень тяжёлыми, и после смены Владимир засыпал от усталости прямо на пляже. Расчётную книжку с записью о первой зарплате Беляев сохранил на всю жизнь и вывез при эвакуации из блокадного Ленинграда вместе с набросками последней части трилогии «Старая крепость». | Весной 1926 года В. Беляев окончил ФЗУ, получил удостоверение литейщика пятого разряда и направление в Бердянск на Первомайский завод сельскохозяйственного машиностроения. На перрон бердянского вокзала он сошёл лишь с фанерным чемоданом и жестяным чайником. Первые дни в литейном цехе были очень тяжёлыми, и после смены Владимир засыпал от усталости прямо на пляже. Расчётную книжку с записью о первой зарплате Беляев сохранил на всю жизнь и вывез при эвакуации из блокадного Ленинграда вместе с набросками последней части трилогии «Старая крепость». | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Владимир Беляев"> | |||
Файл:Staraya-krepost-Vladimir-Belyaev (1).jpg|Старая крепость / Владимир Беляев ; рис. Лев Вольштейн, 1937 | |||
Файл:Staraya-krepost-Vladimir-Belyaev (2).jpg|Старая крепость / Владимир Беляев ; рис. Лев Вольштейн | |||
Файл:Staraya-krepost-Vladimir-Belyaev (3).jpg|Старая крепость / Владимир Беляев ; рис. Лев Вольштейн | |||
Файл:Staraya-krepost-Vladimir-Belyaev (4).jpg|Старая крепость / Владимир Беляев ; рис. Лев Вольштейн | |||
</gallery></center> | |||
Вечерами, после работы, рабкор Беляев работал над очерками и статьями о заводской жизни. Редактировал выездную газету «Червоний кордон», заведовал в ней бюро расследований, был разъездным специальным корреспондентом. Его материалы печатали не только местные издания — целая серия статей «Контрреволюция под маской ксендза» была опубликована в центральной прессе. В 1928 году Беляев переехал на работу на Донбасс, заведовал комсомольским отделом газеты «Молодой рабочий» в городе Сталино (ныне Донецк), выпускал «Литературные страницы», а также ездил по шахтам и заводам Донбасса в качестве специального корреспондента. | Вечерами, после работы, рабкор Беляев работал над очерками и статьями о заводской жизни. Редактировал выездную газету «Червоний кордон», заведовал в ней бюро расследований, был разъездным специальным корреспондентом. Его материалы печатали не только местные издания — целая серия статей «Контрреволюция под маской ксендза» была опубликована в центральной прессе. В 1928 году Беляев переехал на работу на Донбасс, заведовал комсомольским отделом газеты «Молодой рабочий» в городе Сталино (ныне Донецк), выпускал «Литературные страницы», а также ездил по шахтам и заводам Донбасса в качестве специального корреспондента. | ||
Строка 52: | Строка 61: | ||
Осенью 1936 года журнал «Молодая гвардия» опубликовал первую книгу будущей трилогии, повесть «Подростки». Через год переработанная автором повесть вышла отдельным изданием под названием «Старая крепость». По мнению работников детских библиотек, книга читалась с большим интересом и пользовалась успехом у ребят. Но официальная критика откликнулась на её появление разгромными статьями. В журнале «Детская литература» появилась статья критика К. Ирининой, в которой Беляева обвиняли в том, что он не имеет понятия, о чём пишет, «не знает рабочих ребят» и т. д. | Осенью 1936 года журнал «Молодая гвардия» опубликовал первую книгу будущей трилогии, повесть «Подростки». Через год переработанная автором повесть вышла отдельным изданием под названием «Старая крепость». По мнению работников детских библиотек, книга читалась с большим интересом и пользовалась успехом у ребят. Но официальная критика откликнулась на её появление разгромными статьями. В журнале «Детская литература» появилась статья критика К. Ирининой, в которой Беляева обвиняли в том, что он не имеет понятия, о чём пишет, «не знает рабочих ребят» и т. д. | ||
В защиту «Старой крепости» выступила «Литературная газета», опубликовавшая рецензию А. Роскина, беспристрастно оценившего достижения и ошибки молодого автора. В июне 1938 года на страницах «Литературной газеты» была напечатана коллективная статья [[Каверин Вениамин Александрович|В. А. Каверина]], С. Я. Маршака, [[Шварц Евгений Львович|Е. Л. Шварца]], А. Л. Барто, [[Кассиль Лев Абрамович|Л. А. Кассиля]], С. В. Михалкова и др. «О рецензентах детских книг». Известные писатели высказались о недопустимости незаслуженной критики литературы для детей. Речь в статье шла, в том числе, и о повести «Старая крепость». Вдохновлённый этим, Владимир Беляев начал работать над её продолжением. В 1938 году он был принят в ряды Союза писателей СССР, а через два года повесть «Дом на Житомирской» была напечатана в журнале «Звезда». Вскоре вышло её отдельное издание под заглавием «Дом с привидениями». Также в предвоенные годы были опубликованы рассказ В. Беляева «Голос Тараса» и сборник рассказов «Украинские ночи». Действие в них происходит в годы гражданской войны, и читатели вновь встречаются с героями «Старой крепости». | В защиту «Старой крепости» выступила «Литературная газета», опубликовавшая рецензию А. Роскина, беспристрастно оценившего достижения и ошибки молодого автора. В июне 1938 года на страницах «Литературной газеты» была напечатана коллективная статья [[Каверин Вениамин Александрович|В. А. Каверина]], С. Я. Маршака, [[Шварц Евгений Львович|Е. Л. Шварца]], [[Барто Агния Львовна|А. Л. Барто]], [[Кассиль Лев Абрамович|Л. А. Кассиля]], [[Михалков Сергей Владимирович|С. В. Михалкова]] и др. «О рецензентах детских книг». Известные писатели высказались о недопустимости незаслуженной критики литературы для детей. Речь в статье шла, в том числе, и о повести «Старая крепость». Вдохновлённый этим, Владимир Беляев начал работать над её продолжением. В 1938 году он был принят в ряды Союза писателей СССР, а через два года повесть «Дом на Житомирской» была напечатана в журнале «Звезда». Вскоре вышло её отдельное издание под заглавием «Дом с привидениями». Также в предвоенные годы были опубликованы рассказ В. Беляева «Голос Тараса» и сборник рассказов «Украинские ночи». Действие в них происходит в годы гражданской войны, и читатели вновь встречаются с героями «Старой крепости». | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Владимир Беляев"> | |||
Файл:Vladimir-Belyaev (6).jpg|Дом с привидениями / Владимир Беляев; рис. Иван Королев, 1941 | |||
Файл:Vladimir-Belyaev (8).jpg|Старая крепость / Владимир Беляев; рисунки Л. Вольштейн, 1946 | |||
Файл:Vladimir-Belyaev (5).jpg|Старая крепость / Владимир Беляев; рис. [[Кокорин Анатолий Владимирович|А. Кокорин]], 1953 | |||
Файл:Vladimir-Belyaev(9).jpg|Голос Тараса / Владимир Беляев | |||
</gallery></center> | |||
Осенью 1939 года Владимир Беляев познакомился с польской журналисткой Ирэной Чеславовной Рутковской, бежавшей на Западную Украину из оккупированной Варшавы. Летом 1940 года она стала его женой. В июне 1941 года, через несколько дней после начала Великой Отечественной войны, родился их сын. | Осенью 1939 года Владимир Беляев познакомился с польской журналисткой Ирэной Чеславовной Рутковской, бежавшей на Западную Украину из оккупированной Варшавы. Летом 1940 года она стала его женой. В июне 1941 года, через несколько дней после начала Великой Отечественной войны, родился их сын. | ||
Строка 65: | Строка 83: | ||
В 1948 году в печати появился «Город у моря», заключительная повесть во многом автобиографичной трилогии «Старая крепость», ставшей главным произведением жизни В. П. Беляева. | В 1948 году в печати появился «Город у моря», заключительная повесть во многом автобиографичной трилогии «Старая крепость», ставшей главным произведением жизни В. П. Беляева. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Владимир Беляев"> | |||
Файл:Vladimir-Belyaev (2).jpg|Город у моря / Владимир Беляев ; рис. Владимир Ладягин, 1950 | |||
Файл:Vladimir-Belyaev (1).jpg|Город у моря / Владимир Беляев ; рис. Владимир Ладягин | |||
Файл:Vladimir-Belyaev (3).jpg|Город у моря / Владимир Беляев ; рис. Владимир Ладягин | |||
Файл:Vladimir-Belyaev (4).jpg|Город у моря / Владимир Беляев ; рис. Владимир Ладягин | |||
</gallery></center> | |||
События трилогии охватывают несколько десятилетий жизни молодой советской страны. В первой части ведётся повествование о борьбе с петлюровцами и интервентами и установлении советской власти в небольшом украинском пограничном городке Каменец-Подольский. Главные герои во многом автобиографичного повествования — Василь Манджура и его друзья Петька Маремуха и Юзик Стародомский. Их жизнь тесно связана со старинной городской крепостью, ставшей символом воинской доблести и мужества. Во второй книге трилогии сюжет разворачивается вокруг борьбы с контрреволюционными бандами, а немного повзрослевшие герои разгадывают тайну загадочного «дома с привидениями». В последней книге трилогии Василь Манджура — учащийся ФЗУ, затем рабочий-литейщик. Романтика революции, взволнованный рассказ о трудном времени в истории страны ставят трилогию в один ряд с произведениями для юношества В. П. Катаева, [[Гайдар Аркадий Петрович|А. П. Гайдара]] и [[Полевой Борис Николаевич|Б. Н. Полевого]]. Трилогия более 30 раз переиздавалась в нашей стране и за её пределами, вошла в книжную серию Детгиза «Золотая библиотека», на ее основе был создан многосерийный телефильм. | События трилогии охватывают несколько десятилетий жизни молодой советской страны. В первой части ведётся повествование о борьбе с петлюровцами и интервентами и установлении советской власти в небольшом украинском пограничном городке Каменец-Подольский. Главные герои во многом автобиографичного повествования — Василь Манджура и его друзья Петька Маремуха и Юзик Стародомский. Их жизнь тесно связана со старинной городской крепостью, ставшей символом воинской доблести и мужества. Во второй книге трилогии сюжет разворачивается вокруг борьбы с контрреволюционными бандами, а немного повзрослевшие герои разгадывают тайну загадочного «дома с привидениями». В последней книге трилогии Василь Манджура — учащийся ФЗУ, затем рабочий-литейщик. Романтика революции, взволнованный рассказ о трудном времени в истории страны ставят трилогию в один ряд с произведениями для юношества В. П. Катаева, [[Гайдар Аркадий Петрович|А. П. Гайдара]] и [[Полевой Борис Николаевич|Б. Н. Полевого]]. Трилогия более 30 раз переиздавалась в нашей стране и за её пределами, вошла в книжную серию Детгиза «Золотая библиотека», на ее основе был создан многосерийный телефильм. | ||
Строка 231: | Строка 258: | ||
**Т. 2. Кн. 3. — 2013. — 431 с. | **Т. 2. Кн. 3. — 2013. — 431 с. | ||
==Владимир Беляев / Книги в | ==Владимир Беляев / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/28592#page/0/mode/2up Беляев, В. П. Старая крепость] / Владимир Беляев ; рис. Л. Вольштейна. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Издательство детской литературы ЦК ВЛКСМ, 1937 (Москва : РГДБ, 2012). — 280 с. : ил. | *[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/28592#page/0/mode/2up Беляев, В. П. Старая крепость] / Владимир Беляев ; рис. Л. Вольштейна. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Издательство детской литературы ЦК ВЛКСМ, 1937 (Москва : РГДБ, 2012). — 280 с. : ил. | ||
Строка 285: | Строка 312: | ||
*Разумневич, В. Л. Славя мужество : [о книгах Владимира Беляева] / В. Разумневич // Всем детям ровесники : заметки о книгах современных детских писателей / В. Л. Разумневич. — Москва : Советский писатель, 1980. — С. 331–339. | *Разумневич, В. Л. Славя мужество : [о книгах Владимира Беляева] / В. Разумневич // Всем детям ровесники : заметки о книгах современных детских писателей / В. Л. Разумневич. — Москва : Советский писатель, 1980. — С. 331–339. | ||
* | *Беляев, Владимир Павлович. — Текст : электронный // Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет : сайт. | ||
* | *Владимир Беляев без ретуши и гриму = Володимир Бєляєв без ретуші та гриму. — Текст : электронный // Каменец-Подольский Онлайн : сайт. | ||
* | *Владимир Павлович Беляев. — Текст : электронный // Архангельская областная научная библиотека имени Н. А. Добролюбова : сайт. | ||
==Владимир Беляев / Экранизации== | ==Владимир Беляев / Экранизации== | ||
Строка 322: | Строка 347: | ||
*1975 — Национальная премия УССР имени Тараса Шевченко (за сценарий художественного фильма «До последней минуты») | *1975 — Национальная премия УССР имени Тараса Шевченко (за сценарий художественного фильма «До последней минуты») | ||
==См. также== | |||
*[[Беляев Александр Романович]] | |||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] |